Требования к двигательному режиму

Требования к двигательному режиму

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. Движение есть основная функция маленького ребенка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и его физическое развитие.

Наблюдения врачей говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило – страдающим каким-либо недугом. К сожалению, не зная этого, детей нередко заставляют вести себя спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают их физическое и психическое развитие. «Функция творит орган» – это биологический закон, который должны знать все.

Упражнения скелетных мышц обеспечивают производство энергии, необходимой для поддержания температуры тела и высокого уровня обменных процессов. Чем выше деятельность скелетных мышц, тем гармоничнее обмен, полноценнее функция органов и систем. Умеренная, но систематическая мышечная деятельность закаливает организм, повышает его сопротивляемость вредным факторам, инфекции, благоприятно влияет на регуляцию физико-химических процессов в тканях.

Движение – средство гармоничного развития личности. Это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движение, особенно пальцев рук, стимулирует развитие и деятельность мозга, различных его отделов. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Развитие двигательных умений и их качество имеют значительный диапазон и зависят не только от индивидуально-типологических особенностей ребенка (генетические свойства), но и от условий воспитания, от правильного режима сна, бодрствования, питания, занятий гимнастикой.

Для ребенка раннего возраста характерна склонность к усилению процессов возбуждения и торможения. Оптимальная возбудимость головного мозга, способствующая нормальному протеканию физиологических процессов, во многом зависит от развития двигательного анализатора, от его совершенства, от двигательной активности. Особую роль в поддержании оптимальной возбудимости коры головного мозга играет положительный эмоциональный тонус (радостное состояние), наилучшим образом реализуемый в игре.

Игровая деятельность в сочетании с контрастными воздушными ваннами, дополнительные физические нагрузки на игровой площадке положены в основу оздоровительных методик, предлагаемых Н.Д. Гореликом, Ю.Ф. Змановским, Б.С. Годуном и др. Авторы отмечают хороший оздоровительный эффект таких занятий, проявляющийся в снижении заболеваемости детей, улучшении их нервно-психического состояния, физического развития, физической подготовленности. Данные исследований показывают, что улучшение условий физического воспитания в ДОУ позволяет в 2 раза снизить заболеваемость ОРВИ, облегчить ее течение у заболевших, в 1,5 раза уменьшить число нарушений опорно-двигательного аппарата.

В основе традиционных методик физического воспитания в дошкольных учреждениях лежит схема формирования двигательных навыков, заложенная еще в первой трети XX столетия (учение И.П. Павлова). Взрослый демонстрирует движение-дети многократно его воспроизводят, образуется динамический стереотип (навык) с переносом усвоенного образца в новые ситуации и окончательным его закреплением. Положительный результат – прочно усвоенный моторный навык. Культура как элемент «физической культуры» присутствует в традиционной теории и практике физического воспитания детей номинально. Ценностным ориентиром традиционного физического воспитания в ДОУ были и остаются принятые в нем нормативные способы организации двигательной активности. Педагогическая работа фактически подменяется тренерской, которую и осуществляет более или менее успешно инструктор по физическому воспитанию, хотя более необходима квалификация воспитателя-инструктора. Альтернативой такому спортивному воспитанию предложены и вошли в практику дошкольного воспитания подвижные игры, но они нередко превращаются в способ моторного натаскивания детей.

Сосредоточивая свои усилия на моторном тренаже, традиционная практика, по существу, снимает задачу одушевления движений, развития двигательного воображения, представляющего собой проекты будущих движений, которые ребенку предстоит воплотить в новых, нестандартных ситуациях.

Полезна в таких случаях сюжетно-ролевая игра, которая периодически прерывает двигательную деятельность детей. В ней дети сталкиваются с необходимостью оперативно перестраивать образы или создавать новые. Образ несет в себе специфический код того целостного психосоматического состояния, которое должно сопутствовать построению и творческому выполнению какого-либо движения. Свободное построение ребенком двигательного образа способствует развитию его двигательных навыков. Задача педагога – подобрать эти образы в предлагаемой игре.

В дни плановых физкультурных занятий движение обусловливает около 10 % времени активного состояния ребенка; 22–25 % времени занимают подвижные игры во время прогулок, еще 10–15 % дают активные перемещения, утренняя гигиеническая гимнастика, трудовые процессы и т. д., обусловливая в совокупности с вышеперечисленными режимными моментами около 45–50 % времени пребывания в детском саду. Без активного движения дети проводят более 50 % времени, в то время как оптимальной опорной плотностью движений для них является 70–75 %. В структуре малоподвижных моментов около 25 % занимает дневной сон, около 10–12 % – питание, 6–8% – вынужденное ожидание при подготовке к еде, 15–17 % – занятия за столом.

Неблагоприятная картина гипокинезии у воспитанников ДОУ еще более усугубляется при скрытом хронометраже, когда воспитатель не знает, что является объектом исследования. В 7 случаях из 10 имеет место необоснованный отказ от второй прогулки (наблюдения проводились в ноябре-декабре месяце), в 4 случаях из 10 – сознательное ограничение подвижности: воспитатель усаживает детей на стульчики в каре и заставляет смирно сидеть, пока отсутствует по каким-либо делам, оставляя одного из детей старшим, который потом сообщает, кто и как себя вел. Для ребенка обездвижение – самое страшное наказание. Оно может продолжаться от 10 до 30 мин и неблагоприятно отражается не только на физическом, но и нервно-психическом состоянии детей.

Проведенный хронометраж показал также уменьшение почти на треть двигательной активности детей за счет отсутствия тех режимных моментов, которые должны быть двигательно насыщенными. Это касается прогулок без организации подвижных коллективных игр, пока воспитатели смежных групп на участке обмениваются последними новостями. Часть детей при этом отказывается от активного отдыха, предпочитая пассивные прогулки.

Необходимо дополнительно искать пути профилактики гипокинезии у детей в ДОУ. Борьба с гиподинамией в детстве – важное звено в первичной профилактике ожирения, атеросклероза, остеохондроза, ишемической болезни сердца и других хронических неспецифических заболеваний взрослых. Доказано, что формирование их начинается в детстве. Чем раньше будут приняты меры к сохранению и укреплению здоровья, тем они будут эффективнее.

Помимо общеорганизационного совершенствования проведения плановых режимных мероприятий (утренней гигиенической гимнастики, уроков физкультуры, прогулок и пр.), советуем обратить внимание на возможность использования для целенаправленной игровой деятельности периода от дневного сна до усиленного полдника, отодвинутого по режиму на 1 час. Этот полуторачасовой промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час, позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельной, а также вызвать у ребенка за счет активных энергозатрат аппетит к моменту приема усиленного полдника.

Общие требования к проведению оздоровительно-игрового часа

Оздоровительно-игровой час проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке – в теплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем урок физкультуры, продолжительности (до 25–30 мин у младших и до 35–40 мин – у старших дошкольников). У детей младшего возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой, показом, у старших детей – преобладает слово или слово сочетается с показом. Рекомендуемая структура оздоровительно-игрового часа для детей дошкольного возраста представлена в табл. 20.

Структура оздоровительно-игрового часа

Наиболее универсальной и эффективной является форма тренировочного занятия. Оно не всегда похоже на традиционный урок, но основные компоненты урока (подготовительная, основная и заключительная части) должны присутствовать при любой форме организации занятия.

Цель разминки – обеспечить постепенную подготовку функциональных систем ребенка к более интенсивным нагрузкам. В период разминки необходимо наиболее тщательно подготовить те мышечные группы, которые будут в наибольшей степени задействованы в основной части занятия. Обычно в разминке используются разнотемповая ходьба, бег, имитационные прыжки и т. п. Упражнения для разминки с участием различных групп мышц (1–2 мин), дыхательные упражнения (2–3 мин).

Основная часть занятия посвящается развитию физических качеств или обучению движениям путем выполнения гимнастических упражнений с различными предметами в игровом или эстафетном режиме (12–15 мин) и подвижной сюжетно-ролевой игры (12–15 мин). Наиболее сложные движения разучивают в начале основной части занятия, а развивать и совершенствовать физические качества лучше в следующей последовательности: упражнения на координацию, быстроту, силу, выносливость. Длительность основной части от 20-2 5 мин у младших дошкольников, до 25–30 мин – у старших.

В заключительной части занятия – спокойная ходьба, упражнения на расслабление, легкий бег трусцой, дыхательные упражнения (2–3 мин). Занятие проводится с детьми, одетыми в облегченную спортивную форму (вначале в майке и трусиках, затем – только в трусиках), босиком, в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха от 16 до 20°, с постепенным снижением в зависимости от физической активности детей до 12°. Температурный режим оздоровительно-игрового часа при совмещении его с пульсирующим микроклиматом, подробно описан в методическом пособии по закаливанию детей.

В дни проведения оздоровительно-игрового часа урок физкультуры не исключать. Несколько снижают двигательную игровую нагрузку и обращают особое внимание на специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, контрастные ножные ванны и пр.).

Современная концепция организации физической культуры в детском саду предполагает использование подвижных игр как основного компонента плановых физкультурных занятий, входящих составной частью в «Программу воспитания в детском саду». Дети учатся жизни играя. Именно в играх они вступают в разные, порой сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя ловкость, смелость, сообразительность. Для детей все вокруг – это веселая, радостная и увлекательная игра. Если она им нравится, они готовы много раз подряд играть в одну и ту же игру. У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре.

Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:

• влиять на психофизиологическое развитие детей;

• развивать моторные умения;

• организовывать детей для коллективного действия;

• легко усваиваться детьми;

• по мере возможности проводиться на свежем воздухе;

• легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;

• не требовать особых приспособлений и пособий. Впервые мысль о необходимости придать дополнительным игровым действиям ежедневный режимный характер была выдвинута Ю.Ф. Змановским. Помимо 10-15-минутной игры, он ввел в занятия разминку, физкультурную часть (гимнастические упражнения различной направленности) и заключительную часть, в которой большое значение придавал дыхательной гимнастике.

Читайте так же:  Как писать заявление и объяснительную

Затем было предложено сочетать с играми прием воздушных ванн: дети проводили игры в полуобнаженном виде – вначале в открытых майках, трусиках, носках и тапочках, а в дальнейшем – только в трусиках и тапочках. Дозировка воздушных ванн колебалась от 7 до 28 мин и находилась в тесной связи с температурными условиями и интенсивностью физического напряжения. Так стали сочетаться применение физических упражнений в виде подвижных игр и закаливающие процедуры, были разработаны их основные положения:

• подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц. Этому соответствуют такие движения, как ходьба, бег, прыжки, метания, лазание. Менее приемлемы движения с вовлечением ограниченного числа мышц: повороты головы, боковые наклоны туловища, движения плечами и пр.;

• желательны упражнения в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;

• упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;

• важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;

• во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;

• закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.

Убеждены, что игры предпочтительнее, чем обычные гимнастические упражнения. Организованные подвижные игры развивают у детей силу, скорость, выносливость, гибкость, ловкость. Они являются основой гармоничного развития ребенка. Ценность коллективных игр заключается в том, что они представляют первую ступень коллективного общения детей, помогают развивать самостоятельность ребенка, его творческое воображение и фантазию. Преимущество игры еще и в том, что в ней могут участвовать дети, по состоянию здоровья отнесенные к разным (по разрешаемой физической нагрузке) группам. В игре возможно индивидуальное дозирование нагрузки.

Подвижные игры – один из лучших методов воздушного закаливания, условия для которого создаются на занятиях в закрытых помещениях, если соблюдаются элементарные требования подготовки и содержания физкультурно-игровых занятий.

Чем дольше игра, чем дольше прорабатывается один и тот же комплекс упражнений, тем с большим удовольствием дети включаются в них. Частая смена игр нецелесообразна, лучше усложнять уже знакомые, увеличивая расстояния, которое нужно преодолеть, изменяя правила игры, требующие большей четкости выполнения заданий.

Дети, для которых движения, применяемые в игре, не представляют затруднений, обычно активны и веселы. Если на протяжении игры ребенку не удается пройти, пробежать или бросить предмет, эмоциональный тонус его понижается, он перестает радоваться, становится пассивным. Воспитателю следует обращать внимание именно на таких детей, стараться, чтобы они обязательно делали посильные движения и становились активными.

Не следует захваливать одних детей и подчеркивать неловкость, нерасторопность других. Надо помнить об индивидуально-типологических особенностях: дети, отстающие от своих сверстников, чувствуют свою неполноценность, постепенно отказываются от занятий, делаются малоподвижными.

Игры с детьми должны проводиться ежедневно. Ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.

Организация двигательной деятельности детей в ДОО в соответствии с ФГОС до

Наталья Борзых
Организация двигательной деятельности детей в ДОО в соответствии с ФГОС до

«Организация двигательной деятельности детей в ДОО

в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Организация двигательной деятельности в режиме дня ДОО.

Организация медико-педагогического контроля в процессе образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие»

(из опыта работы)

В ФГОС ДО говорится о том, что развитие личности ребенка должно проходить в различных видах деятельности, в том числе – двигательной.

Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня и реализуется через организованную и самостоятельную деятельность.

К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся:

организованная образовательная деятельность;

физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;

самостоятельная двигательная деятельность детей;

совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи.

Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания и развития. Каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику.

Организованная образовательная деятельность — основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков.

Организованная образовательная деятельность по направлению «Физическое развитие» проводится как в помещении детского сада, так и на воздухе. Согласно действующего СанПиНа (2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций») организованная образовательная деятельность на воздухе в холодное время года проводится только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня обязательно включает в себя утреннюю гимнастику, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия.

Утренняя гимнастика в детском саду — важная форма физического воспитания детей. Основной задачей утренней гимнастики является обеспечение перевода ребенка в бодрое состояние, активизация и содействие его переходу к более интенсивной деятельности.

Организация двигательной и игровой деятельности проводится с учетом режима дня, времени и предыдущей деятельности ребенка. Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение дня.

Во время прогулки ребенок упражняется в езде на велосипеде, ходьбе на лыжах; играет в настольный теннис, бадминтон, кегли, баскетбол, городки и др. Все эти игры проводятся в зависимости от времени года и погодных условий. В ежедневные прогулки следует обязательно включать упражнения с мячом и различные манипуляции с ним (т. е. овладение «школой мяча»). Предлагается использовать различные варианты проведения подвижных игр на воздухе.

Комплекс игр с элементами спорта.

Подвижные игры разной интенсивности.

Сюжетные подвижные игры.

Индивидуальная работа по проведению подвижных игр.

Особое внимание в режиме дня дошкольного учреждения и семье должно уделяться проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия (широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой, воздушные и солнечные процедуры) в сочетании с физическими упражнениями формированию привычек здорового образа жизни.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Следя за действиями ребенка, педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости от индивидуальных способностей. Воспитатель может усложнять или упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия. Активная деятельность дошкольников целесообразна во время утренней и вечерней прогулок. Создавая полноценные условия для самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста в повседневной жизни, педагог тем самым обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для поддержания здорового психофизического состояния ребенка в течение дня.

Активный отдых должен быть представлен физкультурным праздником, физкультурным и музыкальным видами досуга, днями здоровья. Планирование праздников осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной возрастной группы и их двигательных возможностей.

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОО и семьи может быть представлена работой родительского клуба, организацией консультативно-просветительской работы, проведением совместных спортивных и физкультурных мероприятий и т. д.

При планировании образовательного процесса необходимо учитывать следующие требования к организации двигательной активности детей:

Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

— В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.

— Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка (п. 12.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).

— Общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 60% периода бодрствования, при этом 90% — средней и малой интенсивности, 10-15% — большой.

— Содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям, периоды активности чередуются со «спокойными» видами деятельности;

— Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки. Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются подвижные игры средней интенсивности.

— Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.

— Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующей от детей умственной нагрузки.

Оптимальному двигательному режиму свойственна гибкость (Он должен учитывать индивидуальные особенности двигательной деятельности детей) и одновременно четкая структура, поэтому в ДОУ должна быть разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.

Вся работа по физическому развитию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников и заведующего дошкольным учреждением, старшего воспитателя. Это так называемый медико-педагогический контроль. В дошкольном учреждении необходимо разработать систему медико-педагогического контроля. В ее содержание включают следующие разделы:

организация питания;

двигательный режим;

охрана жизни и безопасность жизнедеятельности.

В системе медико-педагогического контроля особое место занимает медицинский контроль, который осуществляется медицинскими работниками учреждения.

Медицинский контроль в дошкольных учреждениях включает (согласно методическим рекомендациям «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» (утв. Минздравом СССР 23.12.1982 № 08-14/12) (далее – Методические рекомендации):

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей. По итогам решается вопрос об индивидуальных назначениях при занятиях физическими упражнениями и различных видах закаливающих процедур.

Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями.

Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок, физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.

Контроль при проведении утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероприятий.

Согласно методическим рекомендациям – «В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее 2 раз в каждой возрастной группе в течение года»

Читайте так же:  Лицензия для торговли лекарствами

В рамках сегодняшнего семинара более подробно рассмотрим вопрос о медико-педагогических наблюдениях во время проведения организованной образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие».

Осуществляя медико-педагогические наблюдения на физкультурных занятиях, врач, старший воспитатель должны ознакомиться с планом занятий, проверить, соответствует ли план и содержание занятий для детей данного возраста, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности детей.

Задача старшего воспитателя – вести хронометраж, осуществляя наблюдение за деятельностью одного ребенка в течении всего времени. Задача врача – вести пульсометрию другого ребенка, фиксируя результаты частоты сердечных сокращений (ЧСС) после каждой части занятия.

С помощью хронометража определяется общая продолжительность занятий и его отдельных частей.

Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

Общая плотность — отношение полезного времени к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах.

Общая плотность = (полезное время)/(общее время занятия)100 %

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80—90 %.

Полезное время – время, затрачиваемое на показ и объяснения воспитателя, выполнение движений, перестроения, поправки и замечания (за вычетом времени, затраченного на подготовку зала, расстановку, уборку спортивного инвентаря простои детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания).

Моторная плотность — отношение времени, непосредственно затрачиваемого ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженное в процентах.

Моторная плотность=(время, затраченное на движения)/(общее время занятия)100 %

Моторная плотность может составлять от 60 до 85 % (в зависимости от задач занятия, его содержания, возрастной группы)

Результаты оценки фиксируются в протоколе, который предложен Методическими рекомендациями.

Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.

После занятия по данным рисуется график и проводится его анализ в соответствии со сделанными записями. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной — показатели пульса. Физиологическая кривая определяется характером занятия.

Для занятия обучающего плана физиологическая кривая, как правило, двухвершинная (рис. 1, но может быть и одновершинной. Она несколько снижается во время обучения основным движениям, за счет объяснений, показа, контроля выполнения движений. Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой следующей подвижной игрой, и реагирует на нее перевозбуждением пульса. В данном случае нарушится один из важных физиологических принципов — постепенное увеличение физической нагрузки.

Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторения, амплитуды и темпа движений.

При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей.

Обычно в вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15 — 20 %, в основной части — на 50 — 60 % по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70 — 80 % (до 100 %). В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 10 — 15 %, после занятий (спустя 2—3 мин) возвращается к исходному уровню.

Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных занятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей 3 — 4 лет – 130 — 140 уд /мин, для детей 5 — 7 лет в зале -140 — 150 уд. /мин, на воздухе -150 — 170 уд/мин.

Эффективность занятия зависит не только от правильного его построения, но и от достаточного оборудования зала и соблюдения соответствующих гигиенических условий. На сайте Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» можно ознакомится с требованиями, которые предъявляет ФГОС ДО к организации развивающей пространственно-предметной среды, в том числе и для организации двигательной деятельности. ( http://www.firo.ru/?page_id=15165) .

Медико-педагогический контроль проводится согласно плана. Результаты контроля оформляются соответствующим образом.

Требования к двигательному режиму

И, наконец, субъективно, и объективно достаточ- ное признание истинности суждения есть знание.

Рекомендации к недельному двигательному режиму

МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ 18 — 24 ЛЕТ (НЕ МЕНЕЕ 11 ЧАСОВ)

1. Утренняя гимнастика – не менее 2 часов в неделю;

2. Обязательные учебные занятия в образовательных организациях — не менее 3 часов в неделю;

3. Виды двигательной активности в процессе учебного (рабочего) дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.) – не менее 100 минут в неделю;

4. Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фитнесу, единоборствам, атлетической гимнастике, техническим и военно-прикладным видам спорта, туризму, в группах здоровья и общей физической подготовки, участие в соревнованиях – не менее 210 минут в неделю;

5. Самостоятельные занятия физической культурой, в том числе спортивными играми, другими видами двигательной активности — не менее 150 минут в неделю;

В каникулярное и отпускное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов.


МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ 25 — 29 ЛЕТ (НЕ МЕНЕЕ 8 ЧАСОВ)

1. Утренняя гимнастика – не менее 2 часов в неделю;

2. Виды двигательной активности в процессе учебного (рабочего) дня (динамические паузы, физкультминутки и т.д.) или трудовой деятельности – не менее 100 минут в неделю;

3. Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фитнесу, единоборствам, атлетической гимнастике, техническим и военно-прикладным видам спорта, туризму, в группах здоровья и общей физической подготовки, участие в соревнованиях – не менее 120 минут в неделю;

4. Самостоятельные занятия физической культурой, в том числе спортивными играми, другими видами двигательной активности — не менее 120 минут в неделю;

В каникулярное и отпускное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА»

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 151 «Ромашка» города Чебоксары Чувашской Республики

«ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА»

Узалукова А.М., воспитатель

1 квалификационной категории

Двигательный режим в ДОУ включает динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима важно:

-обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности;

— предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Современные требования предполагают разработку такой модели двигательного режима детей дошкольного возраста, в которой должен быть представлен перечень разных видов занятий по физической культуре, а также отражены особенности их организации.

Основные требования к двигательному режиму.

Для решения многогранных задач в процессе оптимизации двигательной активности необходимо выполнять некоторые основные требования, ведущие к усовершенствованию двигательного режима в ДОУ.

Рациональное сочетание разных видов занятий.

Рациональное сочетание разных видов непосредственно образовательной деятельности и форм двигательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога, должно представлять собой определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования.

Введение дополнительных занятий.

Оптимизация двигательной активности детей в режиме дня может быть достигнута за счет внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительных занятий по физической культуре:

— гимнастика после сна;

— пробежка по массажным дорожкам;

— упражнения с использованием спортивных комплексов;

— упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы;

— упражнения для развития мелкой моторики;

— двигательная разминка между занятиями;

-дифференцированные двигательные задания, направленные на регулирование двигательной активности детей.

Сочетание движений разной интенсивности.

Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр может быть обеспечен при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности.

Эффективная организация непосредственно образовательной деятельности.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности по физической культуре зависит от правильного распределения детей по уровню двигательной активности, условий проведения (в помещении или на улице), содержания и методики педагогической работы, а также от индивидуальных особенностей детей. Важно обеспечить моторную плотность непосредственно образовательной деятельности в пределах оптимальных величин – 75-90%.

Учет индивидуальных особенностей двигательной активности детей и самостоятельной деятельности.

Дифференцированный подход с учетом индивидуального уровня двигательной активности детей.

Организация активного отдыха детей.

Работа с родителями.

Планирование физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Что такое «двигательная активность»?

Двигательная активность (ДА) – необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. Движение имеет большое значение в раннем возрасте: стимулирование ДА положительно влияет на становление и развитие психических качеств ребенка.

В дошкольном возрасте с помощью ДА ребенок приспосабливается к окружающему миру.

Повышенный режим ДА оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка:

развивает мышечную и центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат;

— тренирует и совершенствует физиологические функции организма;

— обеспечивает усвоение ребенком доступных ему по возрасту движений;

— укрепляет потребность в движениях.

Регулярная физическая активность способствует:

— повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов;

— предупреждению риска сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости;

— стимулированию здорового образа жизни.

Приоритеты форм двигательной активности в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения, физкультминутки.

Второе место в двигательном режиме детей занимают непосредственно образовательные виды деятельности по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Продолжительность самостоятельной деятельности зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.

В двигательный режим также входят дополнительные виды занятий – кружки, секции по разным видам физических и спортивных упражнений и игр; танцы и совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи – домашние задания, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ.

Читайте так же:  Нотариус по выходным в подольске

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре большое значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся: неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе и воде, игры-соревнования, Спартакиады вне ДОУ.

Оптимальность двигательной активности.

Двигательная активность оптимальна в том случае, когда:

— основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей;

— обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

Утренняя гимнастика как компонент двигательного режима.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима.

Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса.

Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения.

Времени на утреннею гимнастику отводится мало, поэтому пояснения, указания воспитателей должны быть краткими. Построение, раздачу пособий следует проводить быстро.

Требования к упражнениям:

— известны и хорошо освоены детьми;

— наиболее просты по структуре и координации;

— направлены на формирование осанки и свода стопы;

— должны включать дыхательные упражнения, подскоки.

Комплекс постепенно дополняют упражнениями с предметами на развитие выносливости, ловкости, координации, гибкости, силы, которыми дети уже овладели.

Виды утренней гимнастики:

— с использованием полосы препятствий;

— с использованием простейших тренажеров.

Независимо от вида гимнастики желательно включать бег, О.Р.У. и свободную двигательную деятельность.

Во время проведения утренней гимнастики необходимо музыкальное сопровождение.

Двигательная разминка проводится во время перерыва между непосредственно образовательными видами деятельности. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное ее назначение – предотвращение развития утомления у детей и снятие эмоционального напряжения в процессе занятий с умственной нагрузкой.

Хорошо организованная двигательная разминка способствует увеличению ДА детей.

Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Закати в лунку шарик», «Бой петухов», «Удочка», «Сбей городок», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных пособий – скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки.

Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10′), доступны детям с разным уровнем ДА. В конце двигательной разминки можно предложить детям различные дыхательные упражнения.

Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.

Физкультминутка проводится воспитателями по мере необходимости во время непосредственно образовательных видов деятельности познавательного цикла. Длительность ее составляет 2-3′.

Физкультминутки могут проводиться в форме упражнений общеразвивающего воздействия, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Действие может сопровождаться текстовкой.

Основные задачи динамического часа:

— обеспечение необходимого объема двигательной активности;

— повышение физической и умственной работоспособности;

— формирование осознанного отношения и интереса к занятиям физической культурой, в т.ч. и самостоятельным.

Важнейшим условием проведения и эффективности динамического часа является отсутствие строгой регламентации, учет интересов и желания детей в выборе упражнений, пособий и игр.

В практике работы используются разнообразные виды и формы проведения динамического часа:

— подвижные игры с разной интенсивностью;

— сюжетные двигательные задания;

— командные спортивные игры;

— самостоятельные занятия детей на комплексах и тренажерах и др.

Бодрящая гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна является важной составляющей микроцикла двигательной деятельности.

Гимнастика помогает «разбудить» организм, включить в работу, обеспечить необходимый уровень ДА в течение второй половины дня, а также осуществить профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

Как и утренняя гимнастика, комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и длится 8-12′. В структуру гимнастики могут входить:

— разминка в постели;

— подвижные игры и танцевальные движения;

Закончить гимнастику после сна сложно на «дорожке здоровья» для профилактики плоскостопия, при этом дети могут по очереди проходить солевую дорожку, массажные коврики, перепрыгивать на носках через различные предметы, «топтаться» по камешкам, ходить по дорожке с нашитыми пуговицами. При проведении закаливающих процедур длительность гимнастики после дневного сна можно увеличить до 20′.Во время проведения гимнастики после сна учитываются индивидуальные особенности детей. Принуждение исключено!

Прогулки – походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности детей, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их ДА, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе.

Пешие прогулки – походы могут включать все или часть предлагаемых составляющих:

— переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

— наблюдение в природе и сбор природного материала;

— беседа с использованием художественного слова и разных слов к детям;

— выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, насекомых, зверей);

— подвижные и дидактические игры;

— физкультурное занятие или комплекс игр и физкультурных упражнений;

— комплекс упражнений общеразвивающего воздействия, проводимый в игровой форме;

— упражнения на природной полосе препятствий;

— игровые упражнения, подобранные с учетом уровня развития ДА детей.

Прогулки – походы могут быть разные, в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи. Важно,

чтобы они были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, пробежки в медленном и среднем темпе и т.д. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.

Организовываются прогулки – походы в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной ДА.

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре.

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре – это основная форма развития оптимальной ДА детей. Особенностью непосредственно образовательной деятельности является то, что здесь планомерно формируются новые двигательные умения и навыки, развиваются физические качества в процессе оптимальной тренировки всех систем и функций организма.

Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его ДА. В связи с этим при планировании непосредственно образовательной деятельности по физической культуре необходимо учитывать взаимосвязь процесса обучения основным видам движений с развитием двигательных способностей детей.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ во многом определяется пониманием основных целей:

— удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;

— обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физической нагрузки;

— формирование двигательных умений и навыков;

— развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;

— активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;

— формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.

Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого, опосредованного руководства. Как его осуществлять?

Двигательный режим в ДОУ складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее ⅔объема их общей ДА.

В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

— организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

— закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;

— владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Все руководство строится только на основе индивидуализации.

— наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;

— предусматривать каждому ребенку место для движений, оберегать это пространство;

— привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

— снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом;

— пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

— отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;

— иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

— периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному»;

— обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Вся физкультурно-оздоровительная работа проводится в тесном контакте с семьей.

Какова роль движений в общем развитии ребенка?

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.

От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. ДА ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т.е. создается некоторый ее «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем ДА детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физкультурных упражнений, ДА в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям.

В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Это — то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития.

Требования к двигательному режиму