Информационные и коммуникационные технологии в образовании учебное пособие

Регион РФ: Москва

Год публикации: 2005

Библиографическая ссылка:: Дешко И.П., Ковалев С.Н., Кряженков К.Г., Мордвинов В.А., Трифонов Н.И., Тулинов С.В., Цыпкин В.Н. Информационные и коммуникационные технологии: Учебное пособие. — М.: Московский гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), 2005. — 147 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие «Информационные и коммуникационные технологии» включает 7 разделов, тематика которых связана современными информационными технологиями и телекоммуникациями. Рассмотрены вопросы стандартизации программных средств, проектирования современных телекоммуникационных систем, аппаратного обеспечения ПК, технологий портальных решений, основ компьютерной графики и мобильных информационных технологий. Учебное пособие предназначено для системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и может быть полезно для студентов, обучающихся по специальностям 071900, 220100, 220200 и др.

Год публикации: 2012

Библиографическая ссылка:: Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Учебное пособие ( 2-е изд. перераб. и дополн.). -­ Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2012. ­- 291 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Рассмотрены основные вопросы, касающиеся проблем подготовки учителя информатики на основе компетентностного подхода, компьютерных технологий обучения, представлены результаты анализа психолого-педагогических, дидактических и технологических возможностей современных компьютерных средств обучения и компьютерных коммуникаций. Материал пособия построен на основе лекций, прочитанных студентам 5 курса специальности «Информатика». Работа рекомендована студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050100.62 — «Педагогическое образование», профиль подготовки «Информатика». Пособие может быть полезно учителям, аспирантам и преподавателям, занимающимся модернизацией учебного процесса на базе ИКТ.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании учебное пособие

Информационно-коммуникационные технологии в образовании : учебник / О.Ф. Брыксина, Е.А. Пономарева, М.Н. Сонина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 549 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_59e45e228d2a80.96329695. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/859092

Цель учебника – формирование ИКТ-компетентности будущего учителя-предметника, профессиональной готовности к проектированию и организации образовательного процесса, внеурочной и культурно-просветительской деятельности на основе инновационных образовательных моделей с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Учебник ориентирован на реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования последнего поколения по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» (квалификация «бакалавр»). Также может быть полезен магистрантам, слушателям курсов повышения квалификации, практикующим педагогам.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании учебное пособие

Издательство: Вузовское образование

Автор: Зайченко Н.М., Лахтарина С.В.

Год издания: 2019

Издательство: Вузовское образование

Автор: Стешин А.И.

Год издания: 2019

Издательство: Вузовское образование

Автор: Стешин А.И.

Год издания: 2019

Издательство: Вузовское образование

Автор: Бурняшов Б.А.

Год издания: 2019

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Есаулова С.П.

Год издания: 2019

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Автор: Соснин В.В.

Год издания: 2019

С этой книгой также читают

Автор: Кашникова К.В., Палагина А.В.

Год издания: 2008

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: [email protected], [email protected]

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Тел./факс: 8 (8452) 24-77-97, 24-77-96

Мы в социальных сетях:

Отдел комплектования ЭБС IPRbooks:

Отдел продаж и внедрения ЭБС IPRbooks:

доб. 206, 213, 144, 145

Установите баннер на ваш сайт:

Инструкция по установке кнопок электронно-библиотечной системы «IPRbooks»

Для установки одного из баннеров ЭБС «IPRbooks» на свой сайт, скопируйте код из соответствующего поля и поместите его в необходимом месте на вашем сайте.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Определение и способы информатизации процесса обучения.

Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности, в частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи с этим создается информационное обеспечениепроцесса обучения — система форм и методов его отображения на каком-то носителе информации.

Достаточно долго основным носите­лем этого обеспечения и основным инструментом для решения задач накопле­ния, обработки и распространения полу­ченной информации были мозг, язык и слух человека.

Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Правда, сначала они использовались в основном как большие автоматические арифмометры.

Принципиально новый шаг был сделан, когда от применения компьютеров для решения отдельных задач перешли к использованию их для системной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по пeреработке информации.

Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система.

Мы будем различать процессы компьютеризации и информатизации процесса обучения.

Компьютеризация обучения — это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники.

Информатизацияобучения — это процесс, направленный на оптимальное пользование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера. Он педагогический в том смысле, что в нем решаются педагогические задачи. Перечень этих задач, критерий опти­мальности, входные данные и необходи­мые результаты — все это определяется процессом обучения.

Компьютеризация — это необходимое условие информатизации, но не доста­точное. Компьютер является инструмен­том, применение которого должно приве­сти к кардинальным изменениям в про­цессе обучения.

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя опреде­лению академика Б.Н.Глушкова (инфор­мационные технологии — процессы, свя­занные с переработкой информации), информационные технологии использовались всегда, т.е любая педагогическая технология — информаци­онная. Когда же компьютеры стали широ­ко использоваться в образовании, по­явился термин «новая информационная технология обучения».

В образовании «педагогическая технология» и «информа­ционная технология» — это в определен­ном смысле синонимы.

Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если она:

  • удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеполагание, целостность);
  • решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены.

При этом средством подготовки и пе­редачи информации обучаемому является компьютер.

Информационное обеспечение процесса обучения должно целостно, системно описывать все его компоненты, давать возможность в каждом его звене оптимально решать необходимые дидактические задачи на основе новых информационных технологий.

Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и новых информационных технологий в процессе обучения один к одному соответствуют хорошо известным руководствам по использованию ТСО на уроках. Учитель сам определяет, что, где и когда применять, опираясь на эти инструкции и личный опыт.

Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный ее вариант.

Следовательно, речь должна идти не об отдельных способах информатизации, а именно о системе способов, которые в своей совокупности охватывают все характеристики процесса обучения.

Способом информатизации процесса обучения будем называть такую взаимосвязанную деятельность всего коллектива школы (администрации, учителей, психологов, медицинских работников и др.), которая заранее ориентирована на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера.

Рассмотрим группу способов информатизации процесса обучения.

  1. Построение оптимального учебного плана школы.
  2. Построение электронных моделей школьных учебников.
  3. Построение полного внутришкольного педагогического мониторинга.
  4. Построение и проведение полного внутришкольного психологического мониторинга.
  5. Построение и проведение полного внутришкольного мониторинга здоровья и физического развития учащихся.
  6. Прогнозирование результатов обучения учащихся и класса в целом.
  7. Оптимизация распределения учебного времени внутри предмета и по классу в целом.
  8. Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам.
  9. Оптимальный отбор форм и методов работы на уроке.
  10. Построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме.
  11. Оптимальное сочетание управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью на уроке.
  12. Текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения.
  13. Тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения.

Сегодня в педагогике сложилась ситуация, когда по-старому невозможно, а по-новому не получается. Несмотря на попытки изменить содержание и саму систему образования, в педагогической теории и практике остается много неясного и противоречивого. Современный период ученые характеризуют по-разному. И.А.Колесникова называет его эпохой смены педагогик (от классической – к неклассической). Е.А.Ямбург говорит о «конфликте парадигм». А.Г.Асмолов, М.А.Гусаковский, В.В.Краевский, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков и другие пишут о кризисе гуманитарности, который трактуется как кризис рациональности и целостности.

Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль играют информационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно-воспитательный процесс.

Психофизиологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в неё ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении всего периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

Школьная успеваемость является критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, на самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей, умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самопознания, который назван теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувство компетентности учебной деятельности не формируются, у ребенка снижается самооценка, возникает чувство неполноценности, могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

В младшем школьном возрасте формируются следующие психологические новообразования:

  1. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребёнок во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Во-вторых, идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.
  2. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребёнка – дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче.
  3. Также в этом возрасте у детей формируется способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах. Это способствует развитию воли. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины.
  4. Мышление школьника начинает приобретать абстрактный и обобщенный характер. В процессе обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.)
  5. Формируются предпосылки развития чувства компетентности, умелости.

Знания психофизиологии детей младшего школьного возраста важны для учителя, так как целенаправленное педагогическое воздействие педагогов является в этот период определяющим фактором развития обучающихся.

Ориентация на свойства личности, её формирование, её развитие в соответствии с природными способностями – современная парадигма образования. В условиях экономического и технического роста в стране меняется и видение результата образования, достичь которого возможно лишь используя современные подходы, технологии, методы. Младшие школьники уже на начальных этапах обучения должны осваивать информационную культуру, чтобы добиться положительных результатов на II и III ступени в условиях современных требований.

Понятие и общая характеристика информационных технологий

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.

В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:

  • Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
  • Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
  • Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
  • Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым.
  • Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
  • Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

  1. Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.
  2. Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

Функции прикладных программ Microsoft Office:

  1. Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
  2. Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.
  3. Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
  4. Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.
  5. Paint – программа для рисования.
  6. Microsoft PowerPoint – программа презентаций.

Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.

Информационная культура учащихся начальных классов – неотъемлемая часть результата образования

Информация – это знания. Человек может делать с информацией следующее: хранить, обрабатывать и передавать. Это основные информационные процессы.

Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание и тиражирование) и использовать ее для получения, обработки и передачи средствами информатизации и информационных технологий.

Этого же требует Федеральный компонент государственного стандарта начального образования и национально – региональный компонент начального общего образования Свердловской области.

Читайте так же:  Защита прав потребителей статья 14

Из ФК ГС «В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности, в том числе и работа с информацией».

«Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения».

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

В региональном компоненте начального образования Свердловской области указано, что выпускники начальной ступени должны владеть следующими компетенциями:

  • Готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности.
  • Проявление интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона.
  • Умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношении с разными людьми.
  • Сознательное и безопасное использование основных технических средств в быту.

Таким образом информационная культура учащихся начальных классов – это неотъемлемая часть результата их образования, но ряд обучающихся обладают особыми возможностями, о них подробнее пойдет речь далее.

Влияние информационных технологий на развитие и обучение младших школьников

В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;
  • текстовый редактор;
  • графопостроитель, графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
  • средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  • создании программных продуктов;
  • применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в INTERNET.

Досуговая среда организуется с помощью:

  • игровых программ;
  • компьютерных игр по сети;
  • компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
  • Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
  • Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Приложение 1 проект «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

Приложение 2 мультимедийная презентация к проекту «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

В.А. Красильникова. Информационные и коммуникационные технологии в образовании

1 В.А. Красильникова Информационные и коммуникационные технологии в образовании

2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет В.А. КРАСИЛЬНИКОВА ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Оренбургский государственный университет Оренбург 2006

3 УДК :004 (07) ББК Р К 78 Рецензенты: доктор педагогических наук В.В. Кузнецов кандидат педагогических наук Т.Н. Шалкина К 78 Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. — Оренбург ГОУ ОГУ, с. ISBN В пособии рассмотрены основные вопросы, касающиеся проблем подготовки учителя информатики, на основании публикаций и исследований специалистов. В пособии представлены необходимые направления подготовки учителя информатики в университете, психолого-дидактические и технологические возможности современных компьютерных средств обучения и средств компьютерных коммуникационных технологий. В работе показана необходимость новой парадигмы образования в условиях информатизации общества, предлагается новая модель образования, принципы создания единой информационно-образовательной среды, наглядно представлены основные вопросы организации и ведения видеоконференций. Вторая часть пособия посвящена образовательным технологиям новой парадигмы образования (E-Learning, дистанционным технологиям и опережающему обучению) и их применениям в образовательном процессе с использованием современных коммуникационных средств ( , chat-room, сайты, порталы, форумы, видеоконференции и Интернет-трансляции). В пособии изложены теоретические и практические вопросы применения и классификации компьютерных средств обучения и контроля. Представленный материал апробирован и используется для подготовки учителей информатики по программе «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» в соответствии с ГОС (ДПП.Ф.18) специальности Пособие предназначено для студентов: специальности «Информатика»: специальности «Профессиональное обучение»; учителей информатики школ и преподавателей ссузов. Пособие может быть интересно аспирантам и преподавателям, занимающимся модернизацией учебного процесса на основе СИТ. ББК Р Красильникова В.А. ГОУ ОГУ, 2006

4 C О Д Е Р Ж А Н И Е МОДУЛЬ 1: ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 17 МОДУЛЬ 2: НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Традиционная парадигма образования Необходимость новой парадигмы образования Цель, задачи, принципы создания новой парадигмы Модель новой парадигмы образования ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 27 МОДУЛЬ 3: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМОСТЬ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ Из истории развития технологий компьютерных обучения Возможности технологии компьютерного обучения Компьютерный контроль и компьютерное тестирование Субъекты образовательного процесса в компьютерных средах обучения Теоретические основы технологии компьютерного обучения и контроля МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Общие вопросы технологии дистанционного обучения Необходимые условия развития системы ДО Дистанционные образовательные технологии в школе Программно-методическое обеспечение технологии ДО Модели организации обучения по технологии ДО ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТОГО И ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 74 МОДУЛЬ 4: КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДАХ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Краткое описание программного обеспечения Классификация компьютерных средств обучения ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДАХ ОБУЧЕНИЯ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОДУЛЬ 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ КОММУНИКАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СРЕДСТВ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ. 125

5 5.7 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ МОДУЛЬ 6: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕИОС ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД Закрытые информационно-образовательные среды Открытые информационно-образовательные среды ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ЕИОС) Задачи ЕИОС в образовательном процессе Подходы к формированию и развитию ЕИОС Требования и принципы создания и развития ЕИОС Алгоритм формирования и развития ЕИОС Региональный ресурсный центр ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЕИОС Принципы создания образовательного портала ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Российский портал открытого образования Сайт кафедры интегрирующий фактор образовательного процесса Школьный сайт СИСТЕМА ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЕИОС ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА ГЛОССАРИЙ. 161

6 МОДУЛЬ 1: Введение в предметную область При изучении материала этого модуля студент должен понять основные проблемы подготовки специалистов в условиях информатизации общества, иметь представление об основных направлениях подготовки учителя информатики в целом, значении и месте изучаемого курса в общей системе подготовки, понимать межпредметные связи при изучении данной дисциплины, иметь представление о тех государственных документах и научных дискуссиях, которые направлены на решение проблем информатизации образования. Тема информатизации в настоящее время одна из наиболее актуальных и широко обсуждаемых. Феномен информатизации выведен в число универсальных мировоззренческих категорий образовав в научно-образовательном пространстве новую триаду: «Материя Энергия Информация». Информация и телекоммуникации приобретают не только особый познавательный смысл в современном информационном обществе, но и становятся мощной преобразовательной силой в организации его жизнедеятельности. Особенностью нового взгляда на решение проблем информатизации образования является поиск подходов к профессиональному и личностному развитию обучаемых и то, какое содержание образования может обеспечить новое качество профессионального и личностного развития. При этом искомые подходы должны ориентироваться, в первую очередь, не на создание технологических инвариантов и новых стандартов в образовании, а на разработку методик совершенствования образования на основе современных информационных технологий. Современный взгляд на подготовку специалиста означает формирование профессиональных компетенций, а не просто передачу информации. К профессиональным компетенциям относят в первую очередь: умение принимать решения в ситуациях неопределенности, владение проектной культурой и умение технологизировать собственную профессиональную деятельность. Рассмотрим, в чем особенности нашего времени, в котором катастрофически быстро изменяются жизненные позиции молодежи; переосмысливается привычный мир ценностей. Мы вступили в XXI век век информатизации и глобальных перемен в жизни мирового сообщества. Созданы, по словам известного политолога Е. Островского, практически два типа сетей. «По одному типу сетей связаны компьютеры, а по другому непосредственно люди. Многоуровневый маркетинг (прим. авт. второй тип сетей) необычайно похож на Интернет, но только построен он на живом материале. Что это означает? Это означает, что на первый план в ближайшее время выйдет не способность осваивать простейший набор операций (то есть, не хорошая обученность), а умение обучаться, более того, способность к переобучению, ибо только люди, которые способны переобучаться 7-8 раз в течение своей

7 жизни, окажутся эффективны и конкурентно способны на рынке труда. Иначе говоря, в будущем мире окажется востребованным только тот, у кого появится специфическое качество: способность к переобучению. Можно сказать иначе появится способность к изменению, способность к самоизменению». Способен ли каждый человек к таким преобразованиям? Безусловно, нет! Кризис в экономике не мог не сказаться на развитии системы образования. Последствия кризиса в образовании не были видны сразу, поскольку не требовались квалифицированные кадры в условиях развала производства в стране в прошедшее десятилетие. Но последствия кризиса в экономике негативно сказалось и на системе образования. Сейчас это стало понятно всем, поэтому и принята национальная программа развития образования, к сожалению, лишь в конце 2005 года. Нам всем необходимо понять, переосмыслить абсолютные ценности, которыми жили многие десятилетия и столетия. Но самое важное это проанализировать причины нашей, в большинстве случаев, неспособности безболезненного перехода к жизни в новых социальноэкономических условиях. Как должны измениться условия воспитания нового поколения? Какую систему ценностей необходимо формировать, чтобы человек не оказался в состоянии шока перед реальной сложностью мира? Почему все чаще встречаются выводы исследователей-психологов, что высокий интеллект не является залогом жизнестойкости в современном достаточно жестоком мире? Много вопросов. В контексте этого высказывания и требования времени нас будут интересовать следующие вопросы: Каким должно быть образование в условиях информатизации общества? Как должно измениться содержание образования? Государство предпринимает некоторые шаги в перестройке образования, часть из них может внести некоторые положительные изменения в систему образования, это относится, в основном, к разработанным Федеральным целевым программам (ФЦП): «Электронная Россия»; «Развитие единой образовательной информационной среды»; «Интеграция науки и высшего образования России» и ряду других. Практически все программы ставят близкие по сути цели, порой дублирующие друг друга. Среди основных целей можно выделить следующие: обеспечение гармоничного вхождения России в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости; преодоление информационного неравенства между Россией и другими развитыми странами, обеспечение равноправного вхождения граждан России в глобальное информационное сообщество; укрепление и развитие единого информационного образовательного пространства на всей территории страны; повышение качества образования во всех регионах России; расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей;

8 сохранение, развитие и наиболее эффективное использование научно-педагогического потенциала страны; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий; развитие и адаптация к рыночной экономике научно-технического и кадрового потенциала России фундамента наукоемких, конкурентоспособных производств, основополагающего условия для выхода и закрепления отечественной высокотехнологичной продукции на внутреннем и мировом рынках, формирования нового мышления в постиндустриальном обществе. Мировая практика показывает, что имеется два типа содержательных ориентиров информатизации образования в государстве. К первому типу ориентиров относится расширение доступности образования за счет применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Надо отметить, что под этим понимается не только и не столько расширение доступа к ИКТ для школьников и студентов, но, прежде, всего обеспечение гибкого и непрерывного образования взрослого населения страны (реализация тезиса «образование длиною в жизнь»). В этом случае индикатором успешности программ стало бы увеличение числа обучающихся любого возраста. Ко второму типу ориентиров относится изменение качества образования: усиление роли самостоятельного обучения на основе активного использования современных информационных технологий и дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае индикатором успешности программ информатизации могли бы стать: расширение использования распределенных информационных ресурсов в обучении, увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе. В ФЦП на уровне государственных органов нашей страны рассматриваются вопросы необходимости пересмотра системы образования на основе современных достижений науки и техники. Современные высокоскоростные формы развития общества требуют не просто повышения качества образования, а его принципиального изменения, поскольку пресс времени, сжатие времени требует формирования разнообразия образовательных стандартов, которые востребованы уровнем развития мирового сообщества. В условиях развития информационного общества всесторонне развитая личность превращается в решающий фактор экономического развития страны и, в целом, общественного прогресса. Исследования показывают, что стремительное ускорение научнотехнического прогресса приводит к тому, что полученные в учебных заведениях знания все чаще успевают морально устареть, прежде чем выпускники успеют получить дипломы и аттестаты. Об этом говорят многие ученые: педагоги, философы и политологи-стратеги экономического развития страны, об этом свидетельствует сама жизнь. Таким образом, веление времени — не-

Читайте так же:  Кто имеет право на получение социальной помощи

9 обходимость существенного изменения в подготовке специалистов любого профиля, в первую очередь, в подготовке учителя информатики. Предлагаемый к изучению курс «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (ИКТО) (ДПП.Ф.18) введен в программу подготовки учителя информатики именно с целью рассмотрения и поиска решения вопросов комплексного владения информационными и коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности учителя. Курс построен с учетом государственного образовательного стандарта и требованиями социально-экономического развития страны и системы образования, в частности. Материал пособия «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» разбит на 6 логических модулей, представленных в двух частях. В первой части пособия рассматриваются следующие вопросы: цели и задачи изучения дисциплины; межпредметные связи курса при изучении других дисциплин в подготовке учителя информатики; необходимость новой парадигмы образования в современных условиях информатизации общества; современные образовательные технологии и особенности организации процесса обучения с применением современных функциональных и дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий; принципы и алгоритм создания единой информационной образовательной среды. Вторая часть пособия посвящена вопросам разработки педагогических программных средств, технологиям компьютерного обучения и психологопедагогической диагностики. Общая структура пособия представлена на рисунке 1. Материал и методики, представленные в пособии, были положены в основу лекционно-практического курса, прочитанного студентам специальности «Информатика» (050202) Оренбургского государственного университета, и прошло обсуждение на курсах повышения квалификации ППС. При изучении курса использовалась специализированная аудитория, оборудованная компьютерной (43 рабочих места) и аудио-видео техникой (проекционный аппарат, видео и аудио магнитофоны, другое). На занятиях использовался неограниченный выход в Интернет и необходимое программно-методическое обеспечение. В учебном процессе и для выполнения самостоятельных работ использовался сайт кафедры и сайт Управления современных информационных технологий в образовании университета

10 СТРУКТУРА КУРСА «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» ИКТО: модульная структура МОДУЛЬ 1 Введение в предметную область. Цели. Задачи. Понятийный аппарат. Междисциплинарные связи курса. Проблемы и требования к подготовке учителя информатики. Основные направления подготовки. МОДУЛЬ 2 Психологопедагогические возможности компьютерных средств обучения и коммуникационных средств взаимодействия в системе образования. Новая парадигма образования (НПО). Требования к НПО в условиях информатизации общества. МОДУЛЬ 3 Образовательные технологии новой парадигмы образования: технологии компьютерного и дистанционного обучения. Особенности организации образовательного процесса в условиях информатизации образования. Принципы системы открытого и опережающего образования. МОДУЛЬ 4 Функциональные и дидактические возможности и классификация компьютерных средств обучения (КСО). Рассматриваются дидактические принципы применения КСО и особенности организации образовательного процесса в компьютерных средах обучения. МОДУЛЬ 5 Функциональные и дидактические возможности коммуникационных средств взаимодействия субъектов образовательного процесса (форумы, чаты, e- mail, сайты, порталы, Интернет трансляции и видеоконференции). Методический аспект организации взаимодействия в компьютерной коммуникационной среде. НИРС и проектные работы в компьютерной сети. МОДУЛЬ 6 Формирование, развитие и управление единой информационно-образовательной средой. Распределенные информационно-образовательные ресурсы: возможности и принципы коллективного создания и использования. Принципы разработки и алгоритм создания образовательного портала региона. МОДУЛЬ 7 (рассматривается отдельно в авторском курсе) Технологии разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Комплекс требований (психолого-педагогические, дидактические, эргономические и технологические) к разработке компьютерных средств обучения (программы обучения и контроля, электронные учебники). Оценка качества разработанных средств обучения и эффективность их применения. Рисунок 1 — Общая структура пособия «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»

11 1.1 Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (ИКТО) в программе подготовки учителя информатики является интегрирующим курсом в применении информационных технологий в образовании. При рассмотрении программы курса должно быть обеспечено комплексное применение всего ранее рассмотренного материала по другим дисциплинам стандарта специальности «Информатика» (050202) таких как: информационные системы (ДПП.Ф.16); компьютерные сети и мультимедиа технологии (ДПП.Ф.17); курсы, введенные по решению Ученого совета вуза «Технологии разработки педагогических программных средств» и «Технологии компьютерного обучения и контроля» (ДПП.В.02). Исходя из анализа государственного образовательного стандарта (ГОС) специальности , требований к знаниям, профессиональным навыкам и определенному уровню компетентности выпускника, рассмотрим цели и основные направления подготовки учителя информатики в области изучения возможностей информационных и коммуникационных технологий. Цель курса — сформировать у будущих учителей информатики систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании (ИКТО). Обоснованность включения курса ИКТО в программы подготовки учителей информатики определена стратегией развития современного общества на основе достижений науки и высокоэффективных технологий, что объективно требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, активизации поиска новых моделей образования и технологий обучения, направленных на повышение уровня квалификация и профессионализма будущих педагогов. Задачи курса 1) рассмотреть проблемы и требования к подготовке учителя информатики (050202); 2) проанализировать проблемы традиционной модели образования и рассмотреть концептуальный подход к созданию новой модели парадигмы образования; 3) рассмотреть особенности образовательных технологий в условиях информатизации образования и общества; 4) рассмотреть функциональные и дидактические возможности распределенных информационных ресурсов и принципы создания единой информационной среды обучения; 5) проанализировать основные возможности компьютерных средств обучения и коммуникационных средств взаимодействия субъектов образовательного процесса; 6) рассмотреть подходы и принципы разработки компьютерных средств обучения;

12 7) рассмотреть методику применения распределенных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения и коммуникационных средств взаимодействия. Следует отметить особую значимость данного курса с учетом дополнительных функциональных обязанностей современного учителя информатики, который наряду с преподаванием школьного курса информатики, должен осуществлять и практическую работу по координации внедрения ИКТ во все сферы образовательного процесса учебного заведения. 1.2 Проблемы подготовки учителя информатики Система образования сегодня существует в условиях, когда культура общества в целом и отдельных его групп определяется в значительной степени информационной культурой. Информационная культура очень многогранное понятие, оно включает: понимание возможностей современных информационных технологий, знание основных подходов, принципов и требований к разработке, а также умение использования компьютерных средств подготовки, переработки и передачи информации (компьютерная грамотность); бережное отношение и умение работать с любой информацией; знание и определенные навыки использования информационных ресурсов; использование информационных технологий и компьютерных средств для решения производственных проблем; понимание технологии создания и применения современных компьютерных средств обучения; навыки поиска, анализа и отбора распределенных информационных ресурсов; навыки владения современными коммуникационными средствами межличностного общения и многое другое. Активный информационный обмен, происходящий в мировом сообществе, стал сущностью всего процесса информатизации всех сторон жизни общества, приобрел глобальный характер и стал определяющим фактором уровня развития любого государства. Развитие компьютерной техники и информационных технологий на ее основе привело к возникновению понятия информационного общества, то есть общества, построенного на основе сбора, хранения, передачи и использования различной информации, способов ее обработки, доставки, получения и использования. Вопросами информатизации образовательного процесса на разных этапах его развития занимались многие ученые психологии, философии и педагоги Б.С. Гершунский, А.Н. Тихомиров, Н.Ф. Талызина, И.В. Роберт, А.И. Ракитов, Р.Ф. Абдеев и многие др. Внедрение различных информационных технологий в определенную сферу человеческой деятельности принято называть информатизацией этой сферы.

13 Федеральный закон «Об образовании» трактует информатизацию как организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Система образования настоящего периода, практически во всех странах мира, переживает кризис. Основными причинами кризиса образования в нашей стране являются: опережающее развитие высоких технологий по сравнению с уровнем образования технических специалистов; возрастающий объем информации, необходимой для выпускников вуза; достаточно низкая адаптивность систем образования к быстро изменяющимся социальноэкономическим условиям. Предыдущие исторические этапы геополитического, экономического и социального развития России привели к созданию системы образования, для которой характерно: 1) неравномерное распределение учебных заведений на ее территории, сосредоточие научного, культурного и образовательного потенциалов в ряде крупных промышленных центров; 2) узкая ориентация образовательных систем многих регионов страны на подготовку кадров в той или иной сфере практической деятельности; 3) ведомственная структура подготовки и переподготовки специалистов; 4) устоявшаяся традиционность классической парадигмы образования. Проблемы системы образования становятся проблемами развития общества и государства, поскольку в современном информационном мире все большее значение для развития всех сторон жизни мирового сообщества приобретают интеллектуальные и информационные ресурсы. Именно поэтому информатизация страны, всех сфер деятельности науки, производства и системы образования, в том числе, призвана способствовать и развитию системы образования, и экономическому развитию страны в целом. 1.3 Требования к уровню подготовки учителя информатики Анализируя государственный образовательный стандарт, выделим требования, предъявляемые к уровню подготовки учителя информатики по рассматриваемой дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». В результате изучения рассматриваемого курса студент должен обладать такими умениями и навыками: — быть знакомым с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;

14 — уметь использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности; — быть готовым к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении с выходом в компьютерные сети разного уровня; — быть знакомым с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа (в перспективе «Виртуальная реальность»), систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией. Современный этап информатизации общества предъявляет дополнительные требования к кругозору учителя информатики. Исходя из необходимости воспитания критически мыслящей личности, предлагаем рассмотреть на семинарских занятиях возможность введения в рассматриваемую дисциплину следующих дополнительных вопросов при подготовке учителя информатики: 1 владение общими методологическими принципами и обоснование их эффективности и целесообразности для преобразования образовательного процесса; 2 формирование и развитие информационно-коммуникативной компетентности и не только учителя информатики. Информационнокоммуникационные технологии являются необходимым компонентом, условием и катализатором процесса модернизации образования; 3 внедрение технологий обучения, основанных на методах самостоятельной работы в осуществлении научно-образовательной и учебнопознавательной деятельности; 4 формирование потребности нового содержания образования, направленного на формирование исследовательской, проектной компетенций и способности самостоятельного выбора и построения образовательных траекторий как учителя, так и его учеников; 5 формирование необходимых знаний и умений по разработке компьютерных средств обучения и контроля на основе наиболее распространенных готовых инструментальных средств таких как, Macromedia Authorware, ToolBook, FrontPage и наиболее доступными средствами MS PowerPoint и языком разметки документов HTML; 6 понимание необходимости, значения и общих принципов функционирования единой образовательной информационной среды (ЕОИС) и ее важнейших компонентов как основы функционирования новой парадигмы образования; 7 понимание принципов функционирования и возможностей автоматизированных систем управления образовательного учреждения, форми-

15 рование и использование статистической информации о ходе и результатах обучения, другой информации. Как видим, даже не полный перечень необходимых знаний для информатизации образовательного процесса в школе впечатляет. Учителя информатики в школе необходимо рассматривать не только как учителя предметника, но, в первую очередь, как организатора информатизации педагогической деятельности школы. Безусловно, в полной мере владеть всеми необходимыми знаниями для работы учителем информатики практически невозможно, но самое главное, на мой взгляд, это развитие интенции (стремления) к непрерывному самообразованию. Не разовое эпизодическое повышение квалификации, а непрерывное обновление знаний, важнейшее требование для любого современного специалиста, а для учителя информатики эта способность является определяющей. «Потребности социально-экономического развития страны обуславливают новую систему приоритетов, начиная со всех ступеней общего образования. На первое место выдвигается, наряду с другими, информационнокоммуникативная компетентность. Информационно-коммуникационные технологии являются необходимым компонентом, условием и катализатором процесса модернизации образования» (В.М. Филиппов. Аналитическая записка, 2001). Интересно мнение зарубежных специалистов по этому вопросу. В выступлении на ежегодной выставке ВЕТТ 2003, прошедшей в Лондоне, Государственный секретарь Великобритании по образованию и занятости Чарльз Кларк назвал информационные и коммуникационные технологии революцией в образовании. «Я верю в то, что ИКТ, если они применяются должным образом и с должным эффектом, оказывают огромное влияние на учебную деятельность школьников. Это должно быть осознано и понято всеми» (//ИНФО, 4, С.3 ). Анализируя не только собственный опыт работы, но ипедагогов-других исследователей в области разработки и внедрения информационных и коммуникационных технологий, анализируя круг вопросов, в работе учителя информатики можно констатировать, что требования к уровню подготовки, точнее сказать, компетентности учителя информатики очень высоки. Подготовить учителя информатики, эффективно использующего информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, в рамках отведенных государственным образовательным стандартом курсов и Филиппов, В. Высшая школа России перед вызовами XXI века/ В. Филиппов // Высшее образование в России С Чарльз, Кларк. Информационные и коммуникационные технологии: революция в образовании / Чарльз Кларк //Информатизация и образование С.3-6.

16 соответствующего объема часов невозможно. Именно поэтому Оренбургский государственный университет при подготовке учителя информатики пошел на выделение новых дополнительных курсов: «Технология разработки компьютерных средств обучения средств» и «Технологии компьютерного обучения и контроля» для студентов специальности , а также ввел соответствующие вопросы в программы курсов повышения квалификации преподавателей университета и учителей информатики школ Оренбургского университетского (учебного) округа. 1.4 Необходимые условия подготовки квалифицированного учителя информатики Для выполнения такой сложной задачи, безусловно, требуется создание необходимых социально-экономических и психолого-педагогических условий. Выделим наиболее важные, на наш взгляд, направления работ. 1 Построение на государственном уровне концепции и модели профессионального развития в контексте модернизации системы образования с использованием новых информационных технологий, направленных на развитие личности и общества. 2 Качественное нормативно-правовое сопровождение информатизации системы образовательных программ и мероприятий. 3 Развитие единой сети компьютерных телекоммуникаций системы образования. 4 Создание системы информационно-образовательных, специальных порталов и порталов по направлениям учебно-методических объединений, а также развитие телекоммуникационной базы, разделов общенационального образовательного портала в сфере общего образования и информационная поддержка WWW-сервера Минобразования. 5 Развитие и научно-методическое руководство отраслевой структуры информатизации образования регионов через создание системы региональных центров информатизации. 6 Сбор и обобщение опыта деятельности учреждений, реализующих программы общего среднего образования с применением ИКТ. 7 Выработка рекомендаций по использованию всего спектра оборудования ИКТ и цифровых информационных ресурсов в среднем образовании. 8 Разработка современных санитарно-гигиенических рекомендаций, мониторинг здоровья обучающихся. 9 ИКТ в методической поддержке, повышении квалификации, подготовке и переподготовке работников образования.

17 1.5 Вопросы для самоконтроля 1 В чем особенность подготовки учителя информатики в современных условиях развития мирового сообщества? 2 Какие Вы видите основные проблемы подготовки учителя информатики в вузах? 3 Какими основными теоретическими вопросами и навыками практической деятельности должен обладать учитель информатики? 4 Какие основные задачи должен решать учитель информатики в школе? 5 Какие необходимые условия должно создать государство для совершенствования системы образования в условиях информатизации общества? 6 В чем, по Вашему мнению, причины слабой подготовки школьников (в большинстве школ страны, особенно сельских) по информатике? 7 Назовите основные ФЦП, касающиеся информатизации образования. 1.6 Задания для самостоятельной работы 1 Рассмотрите и проанализируйте основные федеральные целевые программы, направленные на решение проблем информатизации образования. 2 На основе личного наблюдения при прохождении практик в школе и анализа опыта учителей школы опишите и классифицируйте основные проблемы в работе учителя информатики. 3 Изложите свое представление о проблемах подготовки учителя в вузе и предложите необходимые дополнения или изменения к стандарту. 4 Проанализировать причины недостаточно высокой подготовки школьников (в большинстве школ страны, особенно сельских) по информатике. Представить аналитическую записку.

Читайте так же:  Образец доверенность от учредителя ооо

18 МОДУЛЬ 2: Новая парадигма образования в условиях информатизации При рассмотрении материала этого модуля студент должен понять: проблемы и ограничения дидактических возможностей традиционной парадигмы образования, входящей в противоречие с требованиями современного информационного общества; задачи новой парадигмы образования и основные принципы ее функционирования; личную ответственность обучающегося за свой уровень образования и развития в новой модели образования. 2.1 Парадигмы образования Мир, казалось, недавно пережил появление персонального компьютера. Именно пережил, так как и на примере нашей страны видно, как сильно персональный компьютер меняет подход к решению многих насущных задач. Для чего нужен компьютер, может сказать практически любой более-менее грамотный человек. Развитие человеческой мысли стремительно, неиссякаема жажда человека к новому, неизвестному. Но что можно наблюдать порой в наше время, когда царит огромная масса различной информации? Самое интересное, что на фоне неимоверно богатых сведений об интересующем нас предмете мы нередко остаемся на уровне «информационного голода», потому что не можем найти своевременно необходимую информацию. И приходится заново «изобретать велосипед». Следует также отметить, что за последнее десятилетие в мировом сообществе произошел резкий скачок использования во всех сферах деятельности новой компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи Традиционная парадигма образования Современный этап развития информатизации образования предоставил новые возможности более разностороннего использования компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи, как в организации учебного процесса, так и в дальнейшей организационно-методической поддержке самостоятельной работы в рамках традиционных технологий обучения, в предоставлении дополнительных возможностей самообразования личности и разработке новых комплексных технологий обучения. Использование основных теоретических положений и принципов, которые были разработаны ранее в теории обучения, и в том числе в технологии компьютерного обучения, применение возможностей современной компьютерной техники позволяют создать более мощные программно-дидактические системы модернизации

19 образовательного процесса, поиска и поддержки принципиально новых видов познавательной деятельности обучающихся. Уровень развития общества в последнее десятилетие, его информационно-технологическая база, резкий скачок в развитии компьютерной техники, технологии программирования и, главное, появление новых средств связи дали толчок к поиску и развитию новых технологий обучения. Стремление педагогов практически всех времен обратить внимание на развитие творческих способностей обучаемых приводится практически в каждой публикации, посвященной подготовке молодого поколения. Как известно, скорость устаревания знаний, или, как говорят, период «полураспада» знаний таков, что большая их часть, полученная в вузе, к его окончанию устаревает, мировая практика показывает, что на фоне информационного взрыва все чаще ощущается «информационный голод» (Ефимов А.Н.). С учетом вышесказанного понятно, что современное образование должно строиться с использованием новейших достижений в естественнонаучных и гуманитарных областях знаний. Приоритетной целью образования является формирование у человека таких качеств, которые помогли бы ему быстро адаптироваться к современным условиям жизни, формировать потребности непрерывного самосовершенствования и критического отношения к жизни. Наиболее важными направлениями подготовки в системе высшего образования, в первую очередь, являются следующие: экологическая культура; информационная культура; творческая активность; высокая нравственность. Интенсификация информационных процессов, внедряемых в науку, экономику, производство, требует разработки новой модели образования, разнообразных информационно-образовательных сред, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие. Узкая специализация и профессионализация привели к частичным разорванным знаниям и репродуктивному характеру мышления. О необходимости пересмотра системы образования говорят давно и уже не только исследователи, поскольку подготовка специалистов в вузах не соответствует динамике социальноэкономического развития общества Необходимость новой парадигмы образования Очень интересный, на наш взгляд, анализ парадигм стратегии образования, проведенный академиком В.Н. Турченко, представлен в таблице 1. Таблица 1 — Парадигмы стратегии образования Турченко В.П. Парадигмы стратегии образования // Педагог, 1998, 4.

20 Принципы 1. Взаимодействие с обществом 2. Взаимосвязь с потребностями общества 3. Отношение к ценностям 5. Технологические решения 6. Финансовое обеспечение 7. Направленность динамики развития Реакция на изменяющиеся потребности Потребление материальных и духовных ценностей 4. Способы адаптации Адаптация личности к требованиям производства Ориентация на устоявшиеся педагогические технологии Остаточное финансирование Предотвращение выхода на точки бифуркации Консервативноэволюционная Адекватное отражение жизни Прогрессивнореволюционная Творческое преобразование жизни Формирование новых потребностей Создание материальных и духовных ценностей Адаптация производства к требованиям гармоничного развития личности Ориентация на создание новых педагогических технологий Приоритетное финансирование и развитие самофинансирования Содействие выходу на точки бифуркации Как видно из таблицы 1, прогрессивно-революционная модель развития образования отражает чаяния многих педагогов и особенно актуальна для настоящего периода развития общества. Очень часто рассматривают образование как объект исследования, подлежащий конструированию и видоизменению в соответствии с определенными представлениями исследователя или чиновника, а не как некоторый вид активности, инициируемый жизнью. По словам О.В. Долженко, «детерминация же образовательной политики социокультурным опытом, как правило, не учитывается. Отсюда далеко не безобидные выводы о роли фундаментального универсального знания, под которыми понимаются, прежде всего, науки естественные. Но ведь сами высказывания этих наук производные от социальной действительности». Долженко, О.В. Очерки по философии образования/ О.В. Долженко. М.: Промо-Медиа, с.

21 Следует признать, что одна из сложнейших задач общества — воспитание и образование молодого поколения или отдельного индивида. Человек от самого рождения и до последних минут жизни проходит множество образовательных путей. Какую основную функцию выполняют образовательные институты разного уровня? Адаптация, рафинирование, вычленение нового знания из той предметной среды, которая его породила. «Ведь основная задача, которая преследовалась в ходе «доработки» продукта, — снять тайну, ощущение исключительности и неповторимости происшедшего: все должно стать простым до невероятного!». Хорошо ли это? Чему и на чем мы учим в вузах? Нужно всем проанализировать мнения автора, его размышления о путях развития университетского образования и понять их значимость. «Нужно отказаться от упрощения. Признать, что образование не только обязательное, но и индивидуальное, интимное занятие, связанное с неповторимым самоопределением данного конкретного человека. Образование живет не там, где хотят, чтобы оно жило, оно живет там, где есть предпосылки для его существования» (О.В. Долженко). Традиционная система образования несет на себе отпечаток конкретных условий той среды, в которой происходило ее становление. С этим можно согласиться, но однозначно сказать, хорошо это или плохо, вряд ли возможно. Как известно, в Европе сложились две модели университетского образования, которые преследуют разные цели и задачи. Первая модель — англосаксонская, вторая модель немецкая. К сожалению, обе модели имеют и достоинства, и недостатки, а вот интеграция этих моделей вряд ли была возможна до последнего времени. Какую модель выбирает Россия? Ответ зависит от того, какие задачи в системе образования необходимо решать государству. «Парадокс современной ситуации состоит в том, что учебные заведения оказались в жесточайшем кризисе именно тогда, когда общество вступило в период небывалого образовательного бума» (О.В. Долженко). Как отмечают специалисты ЮНЕСКО, подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем человечества, то есть перед лицом информационного общества. В последнее время, особенно с развитием высоких технологий и необходимостью подготовки (или привлечения со стороны) высококвалифицированных специалистов, появилась тенденция «размытия» четких границ функций образования, перераспределение последних между различными субъектами социокультурного пространства. Для этого есть несколько причин, но одна из них, на наш взгляд, это высокие скорости развития современных информационных технологий и средств телекоммуникационной связи и процессы в высокотехнологичных сферах производства. Подготовка специалистов для этих сфер деятельности очень дорогостоящая. Традиционные учеб-

22 ные заведения не обеспечивают необходимого уровня подготовки специалистов в очень короткие сроки, поэтому и возникают различные центры обучения на фирмах, внутри предприятий, где идет переподготовка обычно профильных специалистов. На базе больших компаний развиваются учебные заведения, ведущие узко профильную специальную подготовку. Такая ситуация обычно касается именно профессионального обучения. С другой стороны, и это уже касается общего образования, развитие системы дополнительного образования, которое по своим направлениям и нетрадиционным подходам к обучению, воспитанию и развитию ребенка все больше создает конкуренцию традиционным государственным учебным заведениям. Создаются новые образовательные заведения различных типов и на базе университетов, и других вузов. Чем вызван отток части обучающихся из традиционных учебных заведений? Неудовлетворенностью качеством образования и жесткими рамками государственных учебных заведений традиционного типа, с одной стороны. Вторая причина такой тенденции развитие технологии общения, подготовки и передачи информации, то есть современные информационные технологии ворвались и в сферу образования, причем диктуя свои условия. Но разнообразие учебных заведений не может просто так изменить новые качества системы образования. Это не просто философская категория перехода количества в качество — зарождение нового и его разрастание может дать такой переход в развитии образования. С учетом выше приведенных рассуждений предлагаем рассмотреть современную модель образования, построенную с учетом потребности развития личности и общества Цель, задачи, принципы создания новой парадигмы Традиционная парадигма рассматривала образование как подготовку молодого поколения к труду, жизни, потребляя созданные в других отраслях материальные ценности. Новая парадигма видит в образовании самостоятельную ценность. Цель создания новой парадигмы образования — обеспечение условий воспитания, обучения и развития свободной, критически мыслящей личности, соответствующей требованиям жизни в условиях рыночной экономики, способной к непрерывному повышению собственного уровня образования и культуры, интегрированных в мировое информационное пространство. Задачи новой модели образования 1 Создать условия развития свободной, критически мыслящей личности. 2 Обеспечить личностно-ориентированный разно уровневый подход к обучению.

23 3 Сформировать потребность к постоянному и непрерывному самообразованию. 4 Обеспечить свободный доступ обучающемуся к любой жизненно важной для него информации. 5 Разработать и внедрить методологический, целостный и интеграционный подход способов освоения мира. 6 Обеспечить доступ к получению образования и непрерывному повышению культурного, образовательного и профессионального уровней без каких-либо ограничений. Основные принципы создания новой модели образования 1 Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества. 2 Интеграция разных форм деятельности: учебной, научнопоисковой, производственной. 3 Демократизация образования повышение возможности получения образования лицам, которые по каким-либо причинам не могут посещать обычные учебные заведения. 4 Обеспечение условий и уровня обучения, адекватных требованиям времени. 5 Свобода времени и сроков обучения (поступление в вузы в течение всего года, сроки обучения зависят от способностей и возможностей обучающегося). 6 Индивидуальные программы обучения, открытое планирование обучения. 7 Переход от принципа «образования на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». 8 Свобода в выборе места расположения учебного заведения. 9 Самоуважение, целеустремленность, самоконтроль обучающегося. 10 Свободное развитие индивидуальности Модель новой парадигмы образования Спор о выборе модели образования решается в пользу технологического образования, и это не надуманное решение, а ход развития жизни. Как противостоять этой экспансии? Попытками сбалансировать влияние технологизации общества на развитие и образование личности и объясняется обращение практически всех государственных институтов образования к гуманитаризации и гуманизации образования. Решение проблемы «Каким быть образованию?» все-таки остается за самой личностью, определяется логикой ее развития, внутренними потребностями индивидуума, целями и задачами, которые он перед собой ставит. Но чтобы понять: «Что я, личность, хочу» необходимо пройти сложный путь становления и на этом непростом для ка-

24 ждого человека отрезке времени жизни необходима работа педагогов, исповедующих не авторитарную педагогику, а стремящихся к вдумчивому и доброжелательному сотрудничеству. Вряд ли в условиях массовой школы это возможно. Именно поэтому и собираются на форумы энтузиасты-педагоги для защиты своих идей и хотя бы морального признания значимости своих работ. Предлагаем рассмотреть концептуально современную модель образования, основные элементы которой признаны практически во всех развитых странах и у нас в стране. Мы приводим свои рассуждения и видения современной модели образования, опираясь на научные исследования таких известных педагогов, как: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, К. Роджерс, авторов развивающего обучения. Известный педагог Г.К. Селевко отмечает: «Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает». Концепциями индивидуализации обучения занимаются давно, поскольку творческий поиск нового всегда сопровождал деятельность педагогов России. Каждый период времени имеет свою научно-техническую основу, и тем более заслуживают уважения, анализа и дальнейшего развития те идеи, которые опередили свое время, его техническое оснащение и заложили основные принципы развития ряда современных направлений в педагогике и технологии обучения. С учетом всех наших рассуждений, возможностей, предоставляемых современной компьютерной техникой и средствами телекоммуникационной связи, предлагаем рассмотреть подход к построению современной модели образования. Современная модель образования должна обеспечить интеграцию различных способов освоения мира, тем самым раскрыть и увеличить творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания мира, нести новизну и широкое, по возможности, внедрение инновационных процессов в систему массового обучения. Проблема разработки современной модели образования заключается в том, чтобы найти удобные организационные формы, сохранить и развить открытость процесса образования на разных уровнях системы, а не только на уровне учитель — ученик. Образование не может быть целиком самоопределяемо индивидами или группами. Определение целей, программ и планов обучения — это совместное творчество организаторов обучения, преподавателей и обучающихся, и в то же время образование нельзя рассматривать толь- Ссылка сделана в работе Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»

Информационные и коммуникационные технологии в образовании учебное пособие