Источниковедение теория. История. Метод. Источники российской истории учебное пособие

Источниковедение теория. История. Метод. Источники российской истории учебное пособие

Учебное пособие отвечает новому статусу источниковедения в современной эпистемологической ситуации, характеризуемой усилением полиметодологизма, стремлением к гуманитаризации исторического знания, усилением интеграционных процессов, В основе концепции книги — теоретическое осмысление того факта, что исторический источник (продукт культуры, объективированный результат деятельности человека) выступает как единый объект различных гуманитарных наук при разнообразии их предмета.

Значительное внимание уделяется методологическим проблемам: обосновывается источниковедческий критерий сравнительно-исторических исследований, раскрываются междисциплинарные связи источниковедения. Источниковедение рассматривается как интегрирующая дисциплина в системе гуманитарных наук; показываются различные методологические подходы к решению наиболее значимых проблем, а также развитие методики исследования основных видов исторических источников.

Обзор основных видов источников российской истории, данный во 2-й части учебного пособия, имеет универсальный характер, поскольку отражает тенденции, общие для источниковой базы истории разных стран.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного подобия для студентов высших учебных заведений.

Часть I. ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

Раздел 1. ТЕОРИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ (О.М.Медушевская)
(p1s1.pdf — 309К)

    Глава 1. Источниковедение: особый метод познания реального мира
    Глава 2. Источник: феномен культуры и реальный объект познания
    Глава 3. Источник: антропологический ориентир гуманитарных наук

Раздел 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ (О.М.Медушевская)
(p1s2.pdf — 775К)

    Глава 1. Критика и интерпретация как исследовательская проблема
    Глава 2. Источниковедение как проблема национальной истории
    Глава 3. Источник как самодостаточная исследовательская проблема
    Глава 4. Источники как средство познания для историка
    Глава 5. Позитивистские методы исторического исследования
    Глава 6. Преодоление позитивистской методологии
    Глава 7. Методологическое обособление наук о культуре
    Глава 8. Исторический факт и исторический источник в концепции «Анналов»
    Глава 9. Историческое прошлое в сознании историка
    Глава 10. Гуманитарное знание как строго научное
    Глава 11. Источниковедческая парадигма методологии истории
    Глава 12. Источниковедение в российской реальности
    Глава 13. Источник как явление культуры
    Глава 14. Теоретические проблемы источниковедения. Источниковедческие проблемы наук о человеке

Раздел 3. МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ (О.М.Медушевская)
(p1s3.pdf — 483К)

    Глава 1. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез
    Глава 2. Структура источниковедческого исследования
    Глава 3. Классификация исторических источников
    Глава 4. Источники в науках о человеке

Часть 2. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Регион РФ: Москва

Год публикации: 1998

Библиографическая ссылка:: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т «Открытое о-во». — М., 1998. — 701 с. — (Прогр. «Высш. образование»).

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие отвечает новому статусу источниковедения в современной эпистемологической ситуации, характеризуемой усилением полиметодологизма, стремлением к гуманизации исторического значения, усилением интеграционных процессов. В основе концепции книги — теоретическое осмысление того факта, что исторический источник (продукт культуры, объективированный результат деятельности человека) выступает как единый объект различных гуманитарных наук при разнообразии их предмета. Значительное внимание уделяется методологическим проблемам: обосновывается источниковедческий критерий сравнительно-исторических исследований, раскрываются междисциплинарные связи источниковедения. Источниковедение рассматривается как интегрирующая дисциплина в системе гуманитарных наук; показываются различные методологические подходы к решению наиболее значимых проблем, а также развитие методики исследования основных видов исторических источников. Обзор основных видов источников российской истории, данный во второй части учебного пособия, имеет универсальный характер, поскольку отражает тенденции, общие для источниковой базы истории разных стран. Для специалистов, преподавателей, студентов.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории

Учебное пособие отвечает новому статусу источниковедения в современной эпистемологической ситуации, характеризуемой усилением полиметодологизма, стремлением к гуманитаризации исторического знания, усилением интеграционных процессов. В основе концепции книги – теоретическое осмысление того факта, что исторический источник (продукт культуры, объективный результат деятельности человека) выступает как единый объект различных гуманитарных наук при разнообразии из предмета. Значительное внимание уделяется методологическим проблемам: обосновывается источниковедческий критерий сравнительно-исторических исследований, раскрываются междисциплинарные связи источниковедения. Источниковедение рассматривается как интегрирующая дисциплина в системе гуманитарных наук; показываются различные методологические подходы к решению наиболее значимых проблем, а также развитие методики исследования основных видов исторических источников. Обзор основных видов источников российской истории, данный во второй части учебного пособия, имеет универсальный характер, поскольку отражает тенденции, общие для исторической базы истории разных стран.

Смотри категорию знания: источниковедение

Уровень подготовки аудитории: студенты вузов

источниковедение Данилевский

И. Н. Данилевский В. В. Кабанов

О. М. Медушевская

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших чебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям

ББК63.2Я 73 И 91

д-р ист. наук А.П. Ненароков

д-р экон. наук А.В. Полетаев

д-р ист. наук А.Л. Ястребицкая

Учебная литература по гуманитарным

и социальным дисциплинам для высшей школы

и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса)

в рамках программы «Высшее образование». Взгляды и подходы автора

не обязательно совпадают с позицией программы. В особо спорных случаях альтернативная точка зрения

отражается в предисловиях и послесловиях.

В.И. Бахмин Я.М. Бергер Е.Ю. Гениева ГГ. Дилигенский В.Д. Шадриков

© И.Н. Данилевский, 2000 © В.В. Кабанов, 2000 © О.М. Медушевская, 2000 © М.Ф. Румянцева, 2000 © Институт

«Открытое общество», 2000 © Российский государственный гуманитарный университет,

ПОЛУЧИТЬ информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших в разное время и в различных частях мира, можно только опираясь на исторические источники. Произведения, которые создают люди в процессе осознанной, целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей. Они же несут ценную информацию о тех людях и о том времени, когда были созданы. Чтобы ее получить, необходимо понимать особенности возникновения исторических источников. Однако ее надо не только извлечь, но и критически оценить, правильно интерпретировать.

Изучая фрагменты прошлой реальности, важно уметь делать логические умозаключения о том, что означает сам факт их наличия, уметь воспроизводить на их основании взаимосвязанную картину той культуры, того общества, остатком которой они являются. Эти знания и навыки необходимы не только историкам, но и более широкому кругу специалистов гуманитарных наук. Человеческий опыт, повседневный образ жизни, отношения между людьми различных поколений, обычаи и нравы, умение существовать в природной среде, желание знать прошлое своего города, села, края, своего народа или этнической группы, рода или семьи заставляют людей обращаться к документам, архивам, старинным предметам, фотографиям. Круг проблем, которые интересуют историков, также существенно расширился. Новая историческая наука занимается, в отличие от традиционной, не только и не столько событиями политической жизни, но обращена к глобальной истории человечества. Празднества и обряды, мифы и сказки, воспитание детей, ремесла и промыслы, торговля и обмен, искусство и верования, запреты и увлечения — все познается в сравнении и рождает новые мысли и суждения. Поэтому историки активно взаимодействуют в изучении этих явлений с представителями других гуманитарных и естественных наук — социологами, антропологами, этнологами, психологами, историка-

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории

ПОЛУЧИТЬ информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших в разное время и в различных частях мира, можно только опираясь на исторические источники. Произведения, которые создают люди в процессе осознанной, целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей. Они же несут ценную информацию о тех людях и о том времени, когда были созданы. Чтобы ее получить, необходимо понимать особенности возникновения исторических источников. Однако ее надо не только извлечь, но и критически оценить, правильно интерпретировать. Изучая фрагменты прошлой реальности, важно уметь делать логические умозаключения о том, что означает сам факт их наличия, уметь воспроизводить на их основании взаимосвязанную картину той культуры, того общества, остатком которой они являются. Эти знания и навыки необходимы не только историкам, но и более широкому кругу специалистов гуманитарных наук. Человеческий опыт, повседневный образ жизни, отношения между людьми различных поколений, обычаи и нравы, умение существовать в природной среде, желание знать прошлое своего города, села, края, своего народа или этнической группы, рода или семьи заставляют людей обращаться к документам, архивам, старинным предметам, фотографиям. Круг проблем, которые интересуют историков, также существенно расширился. Новая историческая наука занимается, в отличие от традиционной, не только и не столько событиями политической жизни, но обращена к глобальной истории человечества. Празднества и обряды, мифы и сказки, воспитание детей, ремесла и промыслы, торговля и обмен, искусство и верования, запреты и увлечения — все познается в сравнении и рождает новые мысли и суждения. Поэтому историки активно взаимодействуют в изучении этих явлений с представителями других гуманитарных и естественных наук — социологами, антропологами, этнологами, психологами, историками науки и искусства, исследователями языка и литературных текстов. Специалисты-гуманитарии изучают исторические источники, находя в них неисчерпаемые ресурсы новой информации о человечестве, его творческих возможностях и различных способах запечатлеть свой опыт, выразить свой внутренний мир в материальных образах.

Читайте так же:  Fallout new vegas лицензия 2010

Историк, антрополог, социолог, психолог, политик — каждый из них обращается к источникам со своими вопросами, стремясь узнать о том, что представляет собой предмет изучаемой пауки. Но все они черпают свою информацию из общей совокупности источников, созданных людьми. Поэтому специалист должен понимать, что общая совокупность источников составляет проекцию культуры во времени, сокровищницу человеческого знания и мирового опыта. Он должен уметь отыскивать и выбирать те виды источников, которые особенно важны и интересны для данной пауки; уметь ставить вопросы, находить в источниках ответы, уметь различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками, и интерпретировать эти данные в соответствии с современным уровнем науки и культуры. Наука, специально разрабатывающая эти проблемы, — источниковедение.

В традиционной исторической науке методы источниковедения обычно рассматривались применительно к истории отдельной страны или эпохи. Страноведческий подход ориентирует исследователя па обзор основных источников по истории страны, что, разумеется, весьма важно и необходимо. Однако в настоящее время очевидно, что изучать отдельную эпоху или отдельный регион, страну возможно лишь в более широких рамках, в длительной исторической перспективе, применяя компаративные подходы. И тогда становится очевидным, что возникновение источников имеет свою логику, многие виды источников появляются (а иногда и исчезают) закономерно, выражая некоторые повторяющиеся, поддающиеся сравнению культурные ситуации. Поэтому можно выделить общие проблемы источниковедения и выработать принципы и методы работы с источниками. Этому и посвящено данное учебное пособие, которое дает основные научные ориентиры для изучения источниковедения и его метода. Авторы показывают, почему источниковедение важно и необходимо для исторического образования, для научной деятельности в области гуманитарного знания, для самообразования и культурной самоидентификации. Пособие открывает подступы к историческим источникам, раскрывает метод источниковедения как общегуманитарный, как особый способ познания реальности.

В основу учебного пособия положена единая концепция. Она реализована в теоретико-методологическом и конкретном направлениях. Сначала рассматриваются общие свойства источников и принципы их научения; показывается, что эти общие свойства и сами методы изучения вырабатывались в рамках общеисторических исследований. Только в новейшее время они стали предметом методологических трудов. На основании современных представлений об источниках сформировался метод источниковедческого анализа и синтеза, который исследуется особо. В тех частях пособия, в которых освещаются проблемы типологии источников, их основные виды и методы их изучения — видовые конкретные методики, авторы обращаются к источникам изучения российской истории, анализируя их в исторической перспективе — с древнейших времен до новейшего времени. Это стало возможным потому, что источниковедение как наука об источниках в России сложилось к концу XIX в. и развивается в течение всего XX в.

К настоящему времени определился новый статус источниковедения в системе гуманитарных наук. Суть его заключается в том, что исторический источник (продукт культуры, объективированный результат деятельности человека) выступает как единый объект различных гуманитарных паук при разнообразии их предметов изучения. Тем самым он создает единую основу для междисциплинарных исследований и интеграции наук, а также для сравнительно-исторического анализа.

Изменение статуса и содержания источниковедения, а также сам характер современной эпистемологической ситуации вызывают необходимость нового подхода и к преподаванию источниковедения.

Имеющиеся учебники создавались на основе методологии позитивизма, и в ряде случаев они написаны в идеологизированном духе, что затрудняет восприятие не утратившего свою ценность фактографического материала методологически слабо подготовленным читателем. В них отсутствует системное изложение теории источниковедения, мало внимание уделяется методикам источниковедческого исследования, не показано их развитие.

В советское время источниковедение могло развиваться преимущественно во взаимосвязи с архивным делом, что отчасти объясняет его ориентацию на источники российской истории. В учебной литературе дастся обзор корпуса отечественных источников (Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. М., 1962; Источниковедение истории СССР XIX — начала XX в. / Под ред. И.А. Федосова. М., 1970; Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1981; Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР: Советский период. М., 1976). Литература, рассматривающая источники других стран, представлена немногочисленными учебными пособиями и курсами лекций по источниковедению новой и новейшей истории (учебные пособия И.В. Григорьевой, Р.С. Мнухиной, курс лекций И.Я. Бис-ка), которые обзорны или фрагментарны. Исключение составляет фундаментальный труд А.Д. Люблинской «Источниковедение средних веков» (Л., 1955), фактографический материал которого обширен и непреходящ. Вместе с тем из-за тематического изложения затрудняется сравнительное рассмотрение источников средневековья. В современных условиях, когда растет интерес к сравнительно-историческим исследованиям, необходимо расширить рамки изложения и перейти от страноведческого к проблемно-видовому принципу изложения материала. При этом обозрение источников российской истории сохранит не только прикладное, но и методологическое значение. Типология и периодизация эволюции корпуса российских исторических источников, как наиболее системно и целостно разработанные, дают основу для типологического рассмотрения и компаративного изучения корпуса исторических источников других стран.

Современный учебник должен не только сообщать необходимую сумму знаний, но и формировать способность самостоятельной работы в данной отрасли науки. Для достижения этой цели необходимы:

во-первых, четкость методологической позиции при одновременном освещении принципиальных вопросов в других научных парадигмах;

во-вторых, усиленное внимание к методике и технике источниковедческого исследования;

в-третьих, как синтез первых двух позиций — историографичность изложения, раскрытие зависимости метода исследования исторических источников от общенаучной и исторической методологии.

Авторы — по мере сил — стремились сбалансирование осветить исторические источники, возникающие в личностной, общественной и государственной сферах; обосновать источниковедческий критерий сравнительно-исторических исследований; раскрыть междисциплинарные связи источниковедения, рассматривая источниковедение как интегрирующую дисциплину в системе гуманитарных наук; показать различные методологические подходы к решению наиболее значимых проблем; исследовать развитие методов изучения основных видов исторических источников.

Такой подход позволяет изучать письменные источники во взаимосвязи с другими типами исторических источников (вещественные, изобразительные, технотронные и др.), преодолевать выработанное ранее ограничение кругом источников, возникших в системе социально-экономических и политических отношений.

В предлагаемом вниманию читателей учебном пособии обобщается опыт научно-педагогической школы Московского исто-рико-архивного института. Ее теоретической основой является целостная концепция гуманитарного познания, разработанная в начале XX в. выдающимся русским ученым А.С. Лаппо-Данилев-ским. Что же конкретно отличает эту источниковедческую школу? Остановимся на трех принципиальных моментах: определении понятия «исторический источник» (предмет исследования), структуре источниковедческого анализа (метод исследования), роли сознания исследователя в историческом познании (методология) .

Системообразующее значение для любой научной дисциплины имеет определение ее предмета. В советской исторической науке господствовало (да и во многом продолжает удерживать свои позиции) определение, что исторический источник — это все, откуда можно получить информацию о развитии общества. Тем самым не выявляется природа исторического источника, его субстанция, а лишь обозначается функция (служить в историческом познании) некоего неизвестного предмета или явления. В представляемом учебном пособии исторический источник рассматривается как произведение, созданное человеком, как продукт культуры. Акцент делается на понимании психологической и социальной природы исторического источника, которая и обусловливает его пригодность «для изучения фактов с историческим значением».

Обозначенные различия в определении исторического источника имеют глубокую методологическую основу, поскольку, в конечном счете, вызваны разным пониманием объекта исторического познания. Первое определение исходит из посылки инвариантности исторического прошлого, его осуществленности в определенных формах, что заставляет сделать прошлое объектом исторического познания. Генеральным методом такого познания является все более и более точное моделирование этого единственно возможного прошлого. Мы же понимаем историческое прошлое как реконструкцию. В ее основе — диалог сознания (и психики в целом) исследователя с сознанием (и психикой) людей, живших прежде. Диалог начинается с понимания «другого» (человека прошлого), объективной (овеществленной) основой чего и является «реализованный продукт человеческой психики» — исторический источник. Именно он позволяет в ходе интерпретации перевоспроизвести «одушевленность» (психику, индивидуальность) своего творца.

Разное понимание предмета источниковедения ведет к различиям и в понимании его метода. A.С. Лаппо-Данилевский, определяя исторический источник как «реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением», стремился путем интерпретации исторического источника понять его автора — человека прошлого. Далее на этой основе осуществляется историческое построение, т. е. осмысливается исторический факт не только в коэкзистенциальном (сосуществующее), но, в первую очередь, и в эволюционном целом. Другими словами, с позиций современности можно выявить ценность и действенность факта, его историческое значение. Причем для понимания концепции Лаппо-Данилевского важно постоянно помнить, что он разделял источниковедческое исследование и историческое построение только аналитически. В процессе же исследования, и он это прекрасно понимал, эти составляющие нераздельны. В марксистской парадигме исторический источник рассматривается лишь как хранилище фактов, нужных историку для выстраивания (реконструкции) инвариантного прошлого. Именно из-за этого как в науке, так и в преподавании источниковедческий метод часто превращался в технику добывания «достоверной» информации. При этом метод собственно источниковедческого исследования утрачивался. Признание единства метода источниковедческого исследования в источниковедческой школе Историко-архивного института дает целостное понимание источниковедческого анализа и синтеза, которые рассматриваются как система исследовательских процедур. Ни один из элементов системы не может быть опущен без ущерба для корректности конечного результата. Первостепенное внимание уделяется характеристике автора, обстоятельствам создания исторического источника, его значению в контексте породившей его действительности. И только исследование всего комплекса проблем, связанных с происхождением источника и с его функционированием в породившую его эпоху, позволяет перейти (в аналитическом, а не во временном смысле) к интерпретации содержания, оценке информации и источника в целом.

Читайте так же:  Как оформить визу в дубай для

Отличительная черта источниковедческой парадигмы, восходящей к наследию Лаппо-Данилевского, состоит в том, что в ней рассматриваются не только соотношение источника и действительности, по и взаимодействие познающего субъекта и источника при взаимосвязанном анализе этих аспектов. В Историко-архивном институте особое внимание всегда уделялось различению взглядов автора исторического источника, воззрений, сложившихся в историографии на разных этапах ее развития, и точки зрения исследователя. Без этого невозможен самостоятельный исторический синтез. Более того, резко возрастает Опасность неосознанного привнесения сложившихся в историографии точек зрения и оценок в иную эпоху, в контекст другого эволюционного целого. Начинающий исследователь постоянно ориентирован на анализ содержания собственного сознания, выявление происхождения и структуры тех исторических представлений, которые складывались у него при изучении историографии и в процессе собственной исследовательской работы. Поэтому в концепции Историко-архивного института (в отличие от господствовавшей традиционной модели образования) акцент делается на выяснение познавательного процесса. При этом освоение фактологии рассматривается как средство выработки способности критического суждения.

Изменение идеологических представлений в постсоветском обществе привело к утрате методологических оснований. При этом значительная часть гуманитарием) продолжают мыслить в рамках парадигмы, которую только из-за незнания концепции Маркса можно называть «марксистской». Это привело к попыткам переосмыслить и написать «объективную» историю без пересмотра собственно исследовательского методического аппарата. В подобной ситуации источниковедческая составляющая концепции дает основу искомой объективности и позволяет по-новому подойти сначала к источниковедческому анализу, а затем -под воздействием системности — и к историческому синтезу.

Данная эпистемологическая система дает адекватный способ решения наиболее актуальных проблем современного гуманитарного познания: «принцип признания чужой одушевленности» и концепции Лаппо-Данилевского позволяет повернуть историю лицом к человеку. Признание продукта культуры в качестве общего объекта гуманитарных и социальных наук (при этом их предметы различаются) дает основу для сравнительно-исторических и междисциплинарных исследований.

Постмодернистский вызов ставит много новых эпистемологических проблем, но одновременно размывает в сознании исследователей границы строго научного гуманитарного знания. В этих условиях источниковедческая концепция, идея исторического источника как реализованного продукта человеческой психики, системы исторических источников как проекции духовной жизни позволяет гуманитарному знанию обрести почву для различных интерпретаций. Идея коэкзистенциального и эволюционного целого и осмысление способов его построения дает философскую основу для целостного восприятия исторического процесса.

Развитием источниковедения как одной из исторических наук, формированием его междисциплинарных связей и дифференциацией читаемых курсов обусловлен новый подход к структуре и содержанию курса источниковедения. В изучении корпуса российских исторических источников значительная роль отводится принципам компаративного рассмотрения источников разных стран, регионов, цивилизаций.

Целью учебного пособия является обоснование основных позиций современного источниковедения, прежде всего его особого метода. Этот метод позволяет изучать исторические источники как целостную совокупность (системно), как совокупность произведений, созданных в ходе исторического процесса, деятельности людей, стремившихся посредством их решать свои, важные для себя проблемы. Соответственно, эта совокупность источником имеет общечеловеческую однородность, взаимосвязанность, типологические характеристики. Данный метод позволяет понять типологию исторических источников (исходя из целей их создания и функций в социальной реальности) и находить общие подходы к их изучению. Таковы возможности источниковедения как антропологически ориентированной парадигмы новой исторической науки, охватывающей, по существу, все стороны истории и функционирования культуры. Поэтому авторы и говорят об общегуманитарном подходе к историческим источникам с помощью данного метода.

В первой части учебного пособия метод источниковедения показан с общетеоретических позиций, в его становлении и современном виде. Показаны пути изучения целостной совокупности исторических источников, конкретных источниковедческих ситуаций, их отличия на разных этапах развития общества.

В этой части обосновывается актуальность источниковедения и его метода в системе гуманитарного познания в современной эпистемологической ситуации, которая характеризуется стремлением к интеграции наук и междисциплинарному взаимодействию. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об объекте гуманитаристики, в связи с чем и рассматриваются понятие исторического источника, предмет и задачи источниковедения. Исторический источник трактуется как объективированный результат человеческой деятельности, как носитель принципиально верифицируемой информации, как явление культуры, что позволяет раскрыть системообразующее значение источниковедения в гуманитарном познании.

Во второй части пособия источниковедческий метод раскрывается на материале источников российской истории в ее целостности и временной длительности. Такой выбор объекта вполне отвечает поставленной цели. Рассмотрение корпуса источников российской истории позволяет читателю понять, каким образом метод источниковедческого анализа и синтеза используется при работе с конкретным материалом, как формируются видовые методы, учитывающие и особенности различных исторических источников.

Изучение источников именно российской истории позволяет авторам опираться на богатые традиции и достижения русской источниковедческой культуры и преподавания источниковедения как особой дисциплины. В свою очередь, историк-стра-новед, стремящийся понять источниковедческую ситуацию изучаемой им страны (культура, этнос и т. п.), получает достаточно разработанную модель подхода к целостной совокупности исторических источников, ему будут хорошо видны исследовательские ситуации, проблемы и возможные пути их решения. Предлагаемый подход выводит, таким образом, на новый уровень выявления общего и особенного в источниковедческом наследии, которое может изучаться с компаративных позиций единства человеческого опыта и его индивидуального своеобразия.

Требует пояснения и принцип периодизации эволюции корпуса источников, принятый в учебном пособии. Исходным хронологическим рубежом является XI в. — время, от которого сохранились письменные источники Древней Руси. Складывалась характерная для средневековья видовая структура их комплекса, получившая отражение в первом разделе второй части учебного пособия.

На рубеже XVII-XVIII вв. и в течение XVIII в. в России происходили кардинальные изменения свойств исторических источников, их видовой структуры. Одновременно утрачивали первостепенное значение такие виды источников, как летописание, житийная литература, появились мемуаристика, художественная литература, научные сочинения, в том числе и исторические, периодическая печать, статистические источники. Существенно изменился характер законодательства, актов и делопроизводственных материалов. Если не ограничиваться исследованием только письменных источников, то можно отметить, что почти одновременно с такими личностными источниками, как мемуары, в России зародилась и портретная живопись. Столь существенные изменения в структуре корпуса источников российской истории были обусловлены глубокими изменениями как в российском обществе, так и в ментальности отдельной личности. Аналогичные изменения приблизительно в это же время происходили и и других европейских странах.

В качестве гипотезы, объясняющей причины этих изменений, авторы принимают концепцию эволюции самосознания человеческой личности и изменения взаимоотношений человека и общества. Отмеченные выше процессы связаны с выделением человека из окружающей его социальной среды, осознанием ее исторической изменчивости, что характерно для перехода от средневековья к новому времени.

Значительно изменяется корпус источников и при переходе к новейшему времени. Фиксация этих изменений и позволяет обнаруживать в истории отдельных стран период перехода от одной эпохи к другой. В это время усиливаются унифицирующее влияние социальной среды на человеческую личность и определяющее воздействие социальной группы на самосознание личности, что, по-видимому, во многом связано со становлением фабричного производства, изменившего характер труда, усилившего отчуждение человека от конечного результата его трудовой деятельности и унифицировавшего окружающую человека бытовую среду.

Анализ корпуса источников российской истории показывает, что изменения, соответствующие переходу от нового времени к новейшему, обнаруживаются во второй половине XIX в. и на рубеже XIX-XX в. Проявляется тенденция к унификации формы и содержания многих видов письменных источников, — делопроизводственных материалов, изданий периодической печати вплоть до столь личностного источника, как мемуаристика, отчасти попадающего в зависимость от картины событий, формируемой средствами массовой информации. В целом существенно увеличивался удельный вес источников, изначально, уже в момент возникновения, предназначенных к публикации в той или иной форме. Кроме того, на рубеже XIX-XX вв. начали изменяться и типы источников: появились фото- и киноматериалы, позже — машиночитаемые документы, что, вероятно, свидетельствовало о глобальных изменениях в истории человечества. И в этом плане, возможно, возникновение машиночитаемых документов сопоставимо с зарождением письменности и появлением письменных источников. Ведь типы источников, как и виды, появляются неодновременно. И последовательность возникновения основных типов источников: вещественные — изобразительные — письменные — вполне соответствует последовательности трех стадий в развитии человечества: дикость — варварство — цивилизация.

Из корпуса источников новейшего времени выделены источники советского времени. Это обусловлено, в первую очередь, сильным идеологическим воздействием на все сферы общественной жизни и подавлением индивидуума, что определило специфику исторических источников. Однако отметим, что исторические источники советского и постсоветского времени несут на себе и наиболее существенные черты источников нового и новейшего времени. В этом проявилась преемственность с корпусом источников предшествующего периода российской истории, что объясняется традиционализмом российского общества и типологическим сходством абсолютистского и тоталитарного государств.

Освоение источников нового и новейшего времени существенно отличается от изучения корпуса российских источников периода древней и средневековой Руси. Рассматривая эволюцию видов источников периода средневековья, можно и нужно ориентироваться на наиболее заметные памятники, такие, как «Повесть временных лет», «Русская Правда» и т. д. Из-за огромного количественного роста источников в новое и новейшее время такой подход невозможен. Необходимо выстроить модель вида и проследить его эволюцию, привлекая отдельные памятники в качестве реальных образцов. Для доказательства этих построений читатель может использовать в качестве примеров любые известные ему источники (мемуары, публицистические произведения и т. п.).

Читайте так же:  Пдд штраф за знак стоп

Изучение источниковедения предполагает, что студент уже знаком с историей, хотя бы на уровне фактографии. Поэтому не поясняются упоминаемые исторические события, не приводятся биографические справки о лицах, известных из общего курса истории, и не дается хронологически последовательного изложения материала.

Источниковедческий анализ и синтез — это система исследовательских процедур, ни один из элементов которой не может быть опущен без ущерба для конечного результата. Эта система, изложенная в первой части учебного пособия, в равной мере применима ко всем видам источников, обзор которых дан во второй части. Именно поэтому в главах второй части не уделяется специальное внимание методике источниковедческого исследования, однако источниковедческий анализ каждого вида исторических источников имеет свою специфику, которая и выявляется по мере необходимости в соответствующих главах. В обзоре исторических источников излагается не метод их источниковедческого анализа, а те его отдельные элементы, которые характерны для данного вида. Задача обучающегося — самостоятельно применить источниковедческий анализ к каждому виду исторических источников в полном объеме.

Отметим также неизбежную неравномерность изложения материала. Более подробно написаны те разделы, которые полностью отсутствуют в имеющейся учебной литературе, а также те, которые содержат результаты собственной исследовательской деятельности авторов, апробированы в практике преподавания, но недостаточно представлены в научных изданиях или отражают подходы, кардинально отличающиеся от общепринятых.

В целом в учебном пособии обобщен накопленный в историографии опыт разработки тех или иных видов исторических источников. Теоретико-познавательная (эпистемологическая) и соответствующая педагогическая концепция авторов основана па представлении об историческом источнике как об общем объекте гуманитарных наук и системно-взаимосвязанном носителе информации в науках о человеке. Поэтому источниковедение выступает как одна из фундаментальных дисциплин в образовании специалиста-гуманитария, а метод источниковедения — источниковедческий анализ и синтез — есть тот исследовательский метод, которым должен владеть профессионал-гуманитарий.

Источники и литература

Источники и литература

Учебники и учебные пособия

Журавлев С. В. Современные методы и новые источники изучения истории России XX века: учеб. – метод. пособие. – М.: Изд?во РАГС, 2010. – 196 с.

Источниковедение. Проблемные лекции: учеб. – метод. модуль / сост.: Р. Б. Казаков, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; отв. ред. О. М. Медушевская. – М.: Изд?во Ипполитова, 2005. – 526 с. – (Я иду на занятия…).

Источниковедение. Программы курсов и планы семинарских занятий: учеб. – метод. модуль / сост.: Р. Б. Казаков, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; отв. ред. О. М. Медушевская. – М.: Изд?во Ипполитова, 2004. – 286 с. – (Я иду на занятия…).

Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. – М.: РГГУ, 1998. – 701 с. – Переизд.: 2000; 2004.

Источниковедение истории СССР: учебник / под ред. И. Д. Ковальченко. – М.: Высш. шк., 1973. – 559 с.

Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика / под общ. ред. А. К. Соколова. – М.: РОССПЭН, 2004. – 743 с.

Кабанов В. В. Источниковедение истории советского общества: курс лекций. – М.: РГГУ, 1997. – 385 с.

Курс источниковедения истории СССР: учебник / ред. Ю. В. Готье. – М.: ОГИЗ, 1940. – Т. 1: Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. / М. Н. Тихомиров. – 256 с.; Т. 2: Источниковедение истории СССР XIX в. (до начала 90?х годов) / С. А. Никитин. – 227 с.

Румянцева М. Ф. Теория истории: учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 319 с.

Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: учеб. пособие. – М.: Соцэкгиз, 1962. – 495 с.: ил.

Источниковедение

Источникове́дение — вспомогательная отрасль исторической науки (истории), разрабатывающая теорию и историю исторических источников, а также методику их изучения. [1]

Методология источниковедения

Предмет источниковедения — исторический источник и методы его поиска и изучения.

Научно-познавательный статус в системе исторических дисциплин: источниковедение создает научно-познавательные предпосылки для развития основных исторических наук и для проведения конкретно-исторического исследования.

— история и историография источниковедения,

— Общее (теоретическое) источниковедение: — сущность исторического источника,

— место и роль источниковедческого исследования в конкретно-историческом исследовании,

— классификация исторических источников,

— этапы и методы источниковедческого исследования.

— Специальное (прикладное) источниковедение: — источники по истории отдельных исторических эпох,

— источники по истории отдельных стран,

— источники по истории отдельных археологических культур,

— отдельные виды и группы источников,

— отдельные конкретные источники.

История и историография источниковедения

В конце 18-первой половине 19 века трудами немецких учёных Августа-Людвига Шлёцера, Бартольда-Георга Нибура и Леопольда фон Ранке создается метод исторической критики. А в середине 19 века источниковедение сформировалось как научная дисциплина в работах по теории и методологии истории английского историка Эдуарда Фримен («Методы исторического исследования», 1886), немецких методологов Эрнста Бернгейма («Учебник исторического метода», 1889) и Иоганна-Густава Дройзена. Источниковедение развивалось под влиянием концепции методологии и истории, наиболее ярким проявлением которой стало пособие профессоров Парижской школы высших исследований при Сорбонне Шарля-Виктора Ланглуа и Шарля Сеньобоса «Введение в изучение истории» (1898) .

Исследования исторических источников в Российской империи были начаты с конца 18 века в работах историков Василия Татищева, Николая Карамзина, Сергея Соловьева, князя Михаила Щербатова и др. . Профессор Вильнюсского университета Ефим Иоахим в 1822 году издал книгу «Науки, которые позволяют изучать источники» . Большую роль в издании и изучении источников имели Археографические комиссии. Например, геологии в Санкт-Петербурге, которая начавшая свою деятельность с середины 30-х годов 19 века, выдала «Полное собрание русских летописей», «Акты, относящиеся к истории Западной России», в которых было много документов по истории Беларуси 14-17 веков.

Источниковедение как специальная историческая дисциплина сформировалась в Российской империи только в 1890-е. Василий Ключевский читал курс «Источниковедение» в Московском университете в 1894 году. В начале 20 века большую роль в развитии источниковедения имели работы А. А. Шахматова по изучению летописей и Александра Лаппо-Данилевского, который разработал методологии источниковедения и оригинальный подход в исследовании источников. После Первой мировой войны меняется подход к изучению источников. Люсьен Февр и Марк Блок, представители французской школы «Анналов», в начале 30-х годов 20 века предложили использовать в исследованиях принцип «тотальной истории», то есть изучение исторических событий с разных точек зрения: политической, социальной, экономической, психологической.

Общее (теоретическое) источниковедение

Общее источниковедение изучает сущность и научно-познавательную роль исторических источников, их классификацию, общие этапы и методы их изучения.

Исторический источник — это материальный объект являющийся носителем исторической информации.

Научно-познавательная роль исторического источника: исторический источник является носителем исторической информации, извлечение которой в ходе конкретно-исторического исследования является одной из необходимых предпосылок научного исторического исследования.

Классификация исторических источников: по характеру информации и носителю: — вещественные,

— видео и аудио источники,

по первичности — первичные источники (первоисточники),

— вторичные и более опосредованного происхождения источники.

Первоисточники представляют наибольшую ценность для исторического исследования, поскольку содержат наименее искаженную историческую информацию.

Этапы источниковедческого исследования

Источниковедческое исследование исторического источника состоит из двух частей:

источниковедческая эвристика и источниковедческий анализ.

Источниковедческая эвристика — это поиск исторических источников, изучение возможностей доступа к нему и наличие вариантов источников: — определяет тип возможного источника,

— определяет существование источника,

— определяет место хранения источника,

— определяет условия доступа к источнику,

— выявление возможно существующих вариантов, редакций или изданий.

Источниковедческий анализ: внешняя критика источника: — определение сохранности источника,

— определение подлинности источника,

— определение первичности источника,

— определение авторства источника,

— определение места и времени создания источника,

— определение цели создания источника,

— изучение истории источника,

внутренняя критика источника: — определение достоверности содержащейся в историческом источнике информации,

— сравнение возможных копий, вариантов, редакций или изданий и выявление различий и их причин,

— определение историко-информационного потенциала (полноты и новизны исторической информации) источника,

— определение значимости содержащейся исторической информации,

— выработка рекомендаций для конкретно-исторического исследования.

Методы источниковедческого исследования:

Прикладное источниковедение

Примерная схема изложения результатов источниковедческого исследования строится по следующей схеме:

1) введение, в котором обосновывается тема исследования, характеризуются его методы, историография (степень изученности данной темы в литературе), формулируются задачи исследования;

2) характеристика источника, в котором проводится изучение вопросов происхождения (когда и где создавался источник) и авторства источников, дается характеристика исторических условий возникновения источника, автора (создателя) источника, истории текста, истории публикаций источника;

3) анализ содержания источника — полнота сведений источника и их достоверность;

4) заключение, в котором дается оценка значения источника и практические рекомендации по его использованию.

Источниковедение теория. История. Метод. Источники российской истории учебное пособие