Судебная практика по касу

ВС РФ разъяснил практику применения КАС РФ

Фото: пресс-служба ВС РФ

Пленум ВС РФ на состоявшемся вчера заседании утвердил постановление, разъясняющее порядок применения судами ряда положений КАС РФ (постановление Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»; далее – Постановление № 36). Одновременно это постановление отменяет действовавшее до последнего времени Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п. 87 Постановления № 36).

Первоначально проект Постановления № 36 выносился на рассмотрение судей ВС РФ еще в июне, однако тогда принят он не был. Как рассказала заместитель Председателя ВС РФ – председатель Судебной коллегии по административным делам Татьяна Петрова, в ходе работы созданной по итогам обсуждения проекта рабочей группы, в него были внесены некоторые дополнения и изменения, а также был произведен ряд технических правок. В частности, в результате правок в п. 1 проекта постановления были включены абз. 5-6, содержащие положения о том, что акты государственных и местных органов, исполнение которых повлекло возникновение гражданских прав и обязанностей, не могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства, пояснила Татьяна Петрова. Это споры о назначении пенсии, предоставлению жилья по договору социального найма, служебные споры и т. п.

Заместитель Председателя ВС РФ – председатель Судебной коллегии по административным делам Татьяна Петрова
Фото: пресс-служба ВС РФ

Судьи ВС РФ разъяснили, что скрывается за закрепленной в п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ формулировкой «иные государственные органы», решения которых, помимо решений органов государственной власти, могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства. В качестве иных государственных органов, решения которых оспариваются в административном порядке, предлагается рассматривать, к примеру, такие, как ЦИК России, Счетная палата РФ и т. д. (абз. 2 п. 2 Постановления № 36) В то же время судам рекомендовано не принимать к рассмотрению по правилам КАС РФ дела по внутрикорпоративным спорам, не связанным с реализацией публичных полномочий, возникающим между адвокатами и адвокатскими палатами, нотариусами и нотариальными палатами, медиаторами и их профессиональными объединениями и т. д. Такие дела подлежат разрешению в исковом порядке (абз. 3 п. 2 Постановления № 36). Между тем, по мнению Пленума ВС РФ, дела об оспаривании решений СРО должны рассматриваться по правилам КАС РФ (абз. 4 п. 2 Постановления № 36).

ВС РФ особо подчеркнул право судов рассматривать другие административные дела в случае, если в ходе судебного заседания был объявлен перерыв (п. 7 Постановления № 36).

Пленум ВС РФ не обошел вниманием и спорные ситуации, возникающие при определении подсудности дел. Так, в случае, если полномочия органа, чьи решения оспариваются, распространяются сразу на несколько районов, рассматривать заявление предлагается суду того района, на территории которого исполняется оспариваемое решение или возникли правовые последствия оспариваемых действий. Это же правило распространяется и на случаи, когда в суде оспариваются действия судебных приставов-исполнителей (абз. 1-2 п. 8 Постановления № 36).

Также было разъяснено право истца увеличить или уменьшить размер требований имущественного характера. Эта возможность продиктована закрепленным в ч. 1 ст. 46 и п. 1 ч. 2 ст. 135 КАС РФ правом административного истца уточнять заявленные требования (п. 10 Постановления № 36).

Помимо прочего судьи ВС РФ приняли дополнительные меры к защите некоторых прав и законных интересов несовершеннолетних. Так, было разъяснено, что решения судов, касающиеся граждан этой категории, в полном объеме объявлению не подлежат. Оглашению подлежит только резолютивная часть таких решений независимо от порядка проведения судебного заседания – открытого либо закрытого (п. 4 Постановления № 36).

Лицам, в защиту прав которых было подано коллективное административное заявление, было отказано в возможности непосредственно участвовать в судебных заседаниях. Одновременно эти лица не извещаются о времени и месте проведения судебных заседаний. Однако они могут знакомиться с делом, копировать его материалы или делать выписки из них. Напомним, представлять интересы группы заявителей в суде имеет право лицо, которому участниками иска поручено ведение административного дела (ч. 3 ст. 42 КАС РФ).

Кроме того, разъяснили судьи, в случае, если гражданин, заявивший аналогичное коллективному требование, отказался присоединяться к коллективному заявлению, его исковое заявление будет рассмотрено в последнюю очередь – после принятие судом решения по коллективному иску. Причем принимать решение по индивидуальному спору суд будет с учетом обстоятельств, установленных в решении по коллективному иску. В обратном случае судье придется мотивировать свое несогласие с ранее установленными фактами (абз. 3 п. 16, абз. 3-4 п. 17 Постановления № 36).

Вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску был решен судьями следующим образом. Так, помимо перечисленных в ч. 2 ст. 85 КАС РФ мер, таких, как приостановление оспариваемого решения или запрет совершения определенных действий, судам предлагается применять:

  • наложение ареста на имущество, принадлежащее административному ответчику;
  • возложение на административного ответчика и иных лиц, в том числе не участвующих в судебном процессе, обязанности совершить определенные действия;
  • приостановление взыскания по исполнительному документу.

При этом уточняется, что до предъявления административного искового заявления и принятия его к производству меры предварительной защиты по административному иску не принимаются. А для принятия решения о замене одной меры защиты на другую таких мер не требуется проведения отдельного судебного заседания (п. 27-28 Постановления № 36).

Также был очерчен круг дел, сроки рассмотрения и разрешения по которым не подлежат продлению. К ним отнесены административные дела о:

  • защите избирательных прав и права на участие в референдуме;
  • помещении иностранного гражданина в специальное учреждение для последующей депортации;
  • принудительной госпитализации гражданина в стационар для оказания психиатрической помощи;
  • административном надзоре над лицами, освободившимися из мест лишения свободы;
  • защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного лица, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства (п. 34 Постановления № 36).

Причем разъяснено, что по этим делам суды не вправе принимать решения по правилам упрощенного производства (абз. 2-4 п. 70 Постановления № 36).

Помимо прочего Пленум ВС РФ определил критерии, в соответствии с которыми судьи должны отказывать в принятии заявления о вынесении судебного приказа, согласно п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ. Напомним, судебный приказ не может быть вынесен по небесспорным требованиям. Судьи отметили, что о спорности заявленных требований может свидетельствовать, в частности, поступление от должника возражений по поводу этих требований (абз. 2 п. 49 Постановления № 36).

Судьи также рассмотрели вопрос восстановления пропущенных должником сроков представления возражений относительно исполнения судебного приказа. Об уважительности пропуска этих сроков, а значит, о возможности их восстановления, могут свидетельствовать такие обстоятельства, как:

  • неполучение должником копии судебного приказа по вине почты;
  • отсутствие должника по месту жительства ввиду болезни, командировки, отпуска, переезда в другое место жительства и т. д. (абз. 2 п. 51 Постановления № 36).

В Постановление № 36 вошло положение, важное для исхода дел об оспаривании властных решений и действий. Так, судьи не вправе отказывать в удовлетворении исков о признании таких решений и действий незаконными, ссылаясь на наличие иных обстоятельств (пусть даже они и были установлены судом), помимо тех, которые были указаны в оспариваемом решении или с которыми связывается совершенное действие. То есть действия и решения властей не могут быть признаны обоснованными со ссылкой на обстоятельства, которые изначально не легли в их основу. В то же время, принимая решение по делу, суды не должны проверять целесообразность оспариваемых решений и действий (абз. 2-3 п. 61, абз. 1 п. 62 Постановления № 36).

Судьи ВС РФ постановили также, что суды могут не вести аудиопротоколирование только в случае неявки участников судебного процесса на заседание или если рассмотрение дела проводится без извещения участвующих в деле лиц. В таком случае составляется только письменный протокол (абз. 2-3 п. 65 Постановления № 36).

Судебная практика по касу

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 55 КАС РФ. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

Статья 55 КАС РФ. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде

1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

2. Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.

3. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители — документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.

Комментарии к статье 55 КАС РФ, судебная практика применения

Некоторые разъяснения, касающиеся требований, предъявляемым к представителям в суде по административному делу в форме «вопрос-ответ» были изложены в «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 года:

Документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования представителя

Вопрос 13. Какими документами должно подтверждаться наличие высшего образования у представителя по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства?
В какой форме суду должен быть представлен документ об образовании (подлинник или копия)?

Ответ. Согласно пп. 2 — 4 ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» высшим образованием в Российской Федерации являются бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.

Пунктами 2 — 5 ч. 7 ст. 60 Закона об образовании установлено, что высшее образование — бакалавриат подтверждается дипломом бакалавра; высшее образование — специалитет подтверждается дипломом специалиста; высшее образование — магистратура подтверждается дипломом магистра; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры).

Исходя из приведенных предписаний закона наличие высшего юридического образования у представителя по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, может подтверждаться дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра либо дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности.

Сведения о наличии у представителя высшего юридического образования, полученного до вступления в силу Закона об образовании, могут также подтверждаться иными документами, выданными в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием.

Указанные документы представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (извлечение из «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)

Подтверждение юридического образования адвоката

Вопрос 15. Обязан ли адвокат представлять суду документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования?

Ответ. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам (п. 1 ст. 2 указанного закона).

..Из взаимосвязанных положений ст. 9 — 12 Закона об адвокатуре следует, что статус адвоката может быть присвоен только лицу, успешно сдавшему квалификационный экзамен, имеющему высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности и отвечающему установленным законом требованиям к стажу по юридической специальности.

Следовательно, присвоение лицу статуса адвоката свидетельствует о наличии у него квалификации, позволяющей профессионально оказывать юридическую помощь, которая подтверждена решением соответствующей квалификационной комиссии.

В связи с изложенным предъявления документов о высшем юридическом образовании для представления интересов доверителя в административном процессе адвокату не требуется (извлечение из «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)

Какими документами подтверждаются полномочия адвоката?

Вопрос 16. Какими документами подтверждаются статус и полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя по административному делу?

Ответ. ..Полномочия адвоката в административном процессе подтверждаются доверенностью на представление интересов доверителя, а его статус — соответствующим удостоверением.

Вместе с тем, по смыслу ч. 4 ст. 54, ч. 4 ст. 57, ч. 6 ст. 277 КАС РФ и ст. 6 Закона об адвокатуре, при назначении судом административному ответчику в качестве представителя адвоката, его полномочия подтверждаются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

При этом адвокат не обладает полномочиями, которые, исходя из смысла ч. 2 ст. 56 КАС РФ могут подтверждаться лишь указанием на них в доверенности (извлечение из «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)

Полномочия прокурора

Вопрос 17. Необходимо ли прокурору для участия в административном деле представить суду документы о своем образовании?

Ответ. Прокурор относится к лицам, участвующим в деле, и не является представителем. Следовательно, при участии прокурора в административном судопроизводстве на основании названных статей КАС РФ он не обязан представлять суду документы о своем образовании.

Прокуроры, участвующие в административном деле в качестве представителей органов прокуратуры, также не обязаны представлять суду документы о своем образовании (извлечение из «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)

Комментарии Пленума ВС РФ 2016 года

В пунктах 19-23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ» даны следующие разъяснения:

Представительство в суде

Права и законные интересы недееспособных граждан, граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, по общему правилу защищают их законные представители (части 2, 3 статьи 54 КАС РФ). Права и законные интересы организации могут защищаться единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации (часть 5 статьи 54 КАС РФ). От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде их руководители (часть 8 статьи 54 КАС РФ).

Следует иметь в виду, что основания участия в процессе и процессуально-правовой статус указанных выше лиц отличаются от оснований участия в процессе и статуса представителей. В частности, полномочия таких лиц не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования. Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования (часть 1 статьи 55 КАС РФ).

Оформление полномочий представителя в суде

Согласно части 5 статьи 57 КАС РФ полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме.

Такое оформление полномочий представителя осуществляется представляемым лицом непосредственно в ходе судебного заседания по административному делу. Соответствующие полномочия представителя действуют лишь в том судебном заседании, в котором сделано указанное заявление.

По смыслу части 2 статьи 56 КАС РФ, указание в доверенности права представителя на подписание административного искового заявления и подачу его в суд означает также наличие у него права на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа.

Назначение адвоката административному ответчику

Если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, нет представителя, суд назначает в качестве представителя адвоката и рассматривает административное дело с участием назначенного представителя (часть 4 статьи 54 КАС РФ).

Данное положение подлежит применению и в тех случаях, когда явка в судебное заседание административного ответчика признана судом обязательной или является обязательной в соответствии с законом, например, в случае отсутствия в месте жительства (пребывания) гражданина, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

Конституционный Суд РФ не усмотрел противоречий Конституции РФ положений КАС РФ о требованиях к представителю по административным делам

Извлечение из «Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2016 год»:

«Определением от 27 сентября 2016 года N 1782-О Конституционный Суд выявил смысл положений части 1 статьи 55 и части 9 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно оспоренным положениям представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование (часть 1 статьи 55); при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 данного Кодекса (часть 9 статьи 208).

Конституционный Суд отметил, что введение федеральным законодателем требования к гражданам, участвующим в делах об оспаривании нормативных правовых актов в указанных судах, в случае отсутствия у них высшего юридического образования вести дело через представителя, имеющего высшее юридическое образование, — учитывая гарантированное им право на доступ к суду при рассмотрении конкретных дел без соблюдения этого условия — не выходит за пределы дискреции федерального законодателя».

Судебная практика по касу

15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Он касается рассмотрения Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений.

Ранее большинство дел, на которые распространятся правила КАС РФ, рассматривались в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Важно отметить, что при применении положений Кодекса следует учитывать практику применения утративших силу в связи с его принятием положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Читайте так же:  Применение огнестрельного оружия статья ук

Необходимо учитывать при рассмотрении административных дел разъяснения, данные в следующих Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ:

— от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»;

— от 26.06.2008 N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции»;

— от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении»;

— от 27.12.2007 N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях»;

— от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»;

— от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

— от 27.06.2013 N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре».

Научно-практическая, учебная литература по применению административного процессуального права, учитывающая положения Кодекса , практически отсутствует.

Вместе с тем, уже с учетом КАС РФ приняты:

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50
«О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1
«О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»;

а Президиумом Верховного Суда РФ с учетом положений КАС РФ 25.11.2015 года утвержден «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)».

КАС РФ не содержит нормативного определения понятия «административное дело», однако закрепляет перечень таких дел, дифференцируя их на:

— «административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений» (ч. 2 ст. 1)

— и «административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям» (ч. 3 ст. 1) .

Предпосылкой обращения в суд применительно к первой категории административных дел является возникновение соответствующего публично-правового спора, второй — заявление соответствующего властного требования к физическим лицам и организациям.

Частью 2 статьи 1 КАС РФ предусмотрено, что с уды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Как видно из содержания части 2 статьи 1 КАС РФ, перечень административных дел, приведенный в этой норме, не является исчерпывающим.

Также определен неисчерпывающий перечень административных дел, связанных с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1). По данной категории суды, в частности, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела:

— о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

— о прекращении деятельности средств массовой информации;

— о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее — административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

— о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;

— дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

— о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

— о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

— иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Необходимо отметить, что КАС РФ не применяется при рассмотрении дел, отнесенных федеральным законом к компетенции иных судов (Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ), даже если эти дела возникли из публичных правоотношений. Также действие Кодекса не распространяется на дела, подлежащие рассмотрению в Верховном Суде РФ, судах общей юрисдикции в ином судебном (процессуальном) порядке.

Положения КАС РФ не регулируют производство по делам об административных правонарушениях и делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Это прямо закреплено в частях 4 и 5 статьи 1 КАС РФ.

Вопрос, вызвавший больше всего затруднений при применении КАС РФ, – определение вида судопроизводства (гражданское или административное), в котором надлежит разрешать поступающие в суд заявления.

В суды было направлено письмо, согласованное судебными коллегиями по гражданским делам, по административным делам (21 октября 2015 года) и по экономическим спорам (22 октября 2015 года) Верховного Суда РФ о категориях дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке.

В названном письме указано, что критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому.

Кроме того, учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса РФ), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел, возникающих из правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле, в своих интересах и фактически равноправны, то есть возникающих из правоотношений, связанных с применением материальных правовых норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.п.).

В то же время в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов, одной из сторон всегда выступает представитель публичного образования, обладающий властными полномочиями либо некоммерческая организация , наделенная отдельными государственными или иными публичными полномочиями; основная цель суда при рассмотрении такой категории дел – не разрешить спор о праве, а осуществить судебный контроль за законностью действий государственных, муниципальных органов, их представителей.

Для определения правильного вида судопроизводства необходимо обратиться к примеру, изложенному в названном выше « Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 года, в разделе III. Процессуальные вопросы судебной коллегии по гражданским делам.

Несмотря на то, что при рассмотрении жалобы разрешался вопрос о правомерности судебного акта, которым отказано в иске по мотиву пропуска срока обращения в суд для обжалования постановлений органа местного самоуправления, необходимо подробно остановиться на этом примере, в связи с тем, что в нем разъясняются критерии правильности определения вида судопроизводства.

«Е. обратилась в суд с иском к местной администрации о признании права собственности на долю земельного участка, сославшись на то, что является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного на спорном земельном участке. Собственником другой 1/2 доли дома является Б.

При рассмотрении дела по иску Б. к ней об устранении препятствий в пользовании земельным участком (решение от 13 сентября 2011 г.) ей стало известно о том, что весь земельный участок, находящийся под жилым домом, принадлежащим им на праве долевой собственности, зарегистрирован на праве собственности за Б., который, в свою очередь, приобрел этот участок у К. по договору купли-продажи (К. спорный земельный участок предоставлен на основании постановлений главы местной администрации, вынесенных в 2009 году). Истец полагала, что она в силу требований земельного законодательства имеет право на приобретение в собственность 1/2 доли земельного участка, которое нарушено ответчиками по делу.

Разрешая дело, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался ст. 256 ГПК РФ и исходил из того, что истцом пропущен трехмесячный срок для обжалования постановлений местной администрации, вынесенных в 2009 году, а требование Е. о признании права собственности на долю спорного земельного участка производно от требования о признании незаконными указанных постановлений, в связи с чем в иске отказал.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала данные судебные постановления вынесенными с существенным нарушением требований закона, указав следующее.

На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи — вследствие действий должностных лиц этих органов.

К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В п. 2 ст. 9 , п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9 , п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.

Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе ( п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.

В соответствии с абзацем шестым статьи 12 и статьей 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.

Соответственно, и суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.

В актах, разрешающих дело по существу, суд определяет действительное материально-правовое положение сторон, то есть применяет нормы права к тому или иному конкретному случаю в споре о праве ( постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. N 8-П, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 29-П, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 г. N 1-П и другие).

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Из приведенных выше положений закона, конституционно-правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что предусмотренный гл. 25 ГПК РФ (а с 15.09.2015 положениями главы 22 КАС РФ) порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а соответственно, и предусмотренный ст. 256 данного кодекса срок для обращения в суд не подлежат применению в тех случаях, когда имеет место обращение в суд за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав.

По данному делу Е. обратилась с иском в суд о защите нарушенного, по ее мнению, субъективного гражданского права собственности на земельный участок, на котором находится принадлежащее ей на праве общей долевой собственности строение.

Требование о признании недействительными постановлений главы местной администрации является предусмотренным ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданского права и было заявлено истцом наряду с другими исковыми требованиями в отношении предмета спора.

Применение судом предусмотренного ст. 256 ГПК РФ для административных споров трехмесячного срока для обращения в суд привело к незаконному отказу в защите гражданского права исключительно по мотиву пропуска этого срока.

На основании изложенного, поскольку судом неправильно применен закон, регулирующий возникшие правоотношения, Судебная коллегия признала обжалуемые судебные постановления незаконными и отменила их, а дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции».

Пример из судебной практики по жалобам, рассмотренным судебной коллегией по административным делам Сахалинского областного суда, неправильного определения судом первой инстанции вида судопроизводства при принятии искового заявления.

«Гражданин Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ», в котором просил признать незаконным отказ администрации в предоставлении земельного участка в аренду и возложить на орган местного самоуправления обязанность заключить с ним договор аренды на новый срок.

Определением судьи Корсаковского городского суда это административное исковое заявление оставлено без движения, по основанию пункта 3 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду не указания в нем, какое решение (наименование, дата), действие (дата и место его совершения) должностного лица оспаривается.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам данное определение отменено и в соответствии с частью 1 статьи 222 КАС РФ гражданину Б. отказано в принятии административного искового заявления на основании части 1 статьи 128 КАС РФ.

Отменяя определение, судебная коллегия исходила из того, что исковое заявление об оспаривании отказа администрации муниципального образования в предоставлении земельного участка в аренду и возложении на орган местного самоуправления обязанности заключить договор аренды, должно рассматриваться и разрешаться в порядке гражданского судопроизводства.

При этом судебная коллегия пришла к выводу, что оспариваемый отказ органа местного самоуправления предоставить земельный участок в аренду является формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом».

Читайте так же:  Приказ 558 от 28.08.2010 г перечень

Анализ законодательства аналогичен приведенному примеру из Обзора.

Следующий пример правильного определения вида судопроизводства из судебной практики по жалобам, рассмотренным судебной коллегией по административным делам Сахалинского областного суда.

В октябре 2015 года прокурор Ногликского района обратился в Ногликский районный суд с исковым заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу «Ногликский» о возложении обязанности принять меры по соблюдению Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части обеспечения в камерах ИВС ОМВД России по городскому округу «Ногликский» допустимой фактической температуры воздуха, допустимой относительной влажности.

Определением судьи Ногликского районного суда в принятии этого заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, а именно в порядке административного судопроизводства.

Прокурор Ногликского района в представлении просил это определение отменить, ввиду нарушения при его вынесении норм процессуального права. В обоснование доводов представления прокурор, ссылаясь на перечень категорий дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, указанный в частях 2, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил учесть, что не оспаривает бездействие ОМВД России по городскому округу «Ногликский» по несоблюдению Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ и иск не связан с необходимостью осуществления судебного контроля за законностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в связи с чем, полагал, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Между тем, судебная коллегия согласилась с определением судьи, в связи со следующим.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом , рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти.

Как следует из части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (ч.3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ ).

Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может содержать требования: о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как следует из искового заявления прокурора, оно предъявлено в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД России по городскому округу «Ногликский» с целью понуждения данного органа выполнить требования Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части создания в изоляторе временного содержания бытовых условий, отвечающих требованиям санитарии и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Поскольку основанием заявленных прокурором требований фактически является бездействие органа исполнительной власти по выполнению требований названного Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, и участники правоотношений, регулируемых этим законом, не обладают равенством, автономией воли и имущественной самостоятельностью, правовые основания для рассмотрения и разрешения искового заявления прокурора Ногликского района в порядке гражданского судопроизводства отсутствуют, а определение судьи об отказе в принятии заявления является правильным».

В правоприменительной практике возник вопрос, связанный с определением вида судопроизводства по заявлениям прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к юридическим лицам о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Из части 1 статьи 286 главы 32 КАС РФ «Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций», следует, что п раво на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций принадлежит органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, другим органам, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее — контрольные органы).

При этом из данной статьи следует, что контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций при определенных в данной статье условиях.

Названная глава 32 КАС РФ включена в раздел об особенностях производства по отдельным категориям административных дел, вместе с тем, в силу приведенной выше части 3 статьи 1 КАС РФ перечень приведенных в ней дел, подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, не является исчерпывающим.

Анализ правовой природы платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также характер правоотношений по таким спорам приводит к следующему.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», в которой указано, что эта плата подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения — виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база — нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д., а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом «Об охране окружающей природной среды».

10 декабря 2002 года Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Правительства Российской Федерации проверил конституционность Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и, определяя правовую природу платежей за негативное воздействие на окружающую среду, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

Из Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», «Таблицы кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации по группе «Налоговые и неналоговые доходы» следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду включена в доход федерального бюджета, соответственно невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет неисполнение доходной части бюджета, а следовательно, недополучение государством денежных средств. Поэтому обращение в суд с требованием о взыскании таких платежей производится в интересах Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, то есть тех бюджетов, куда зачисляются такие платежи.

С учетом изложенного, плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным платежом.

Если обратиться к положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ, то рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций производится в порядке главы 26 АПК РФ, которая включена в раздел III . «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».

При этом правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, в соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ, прокурор не наделен.

В рассматриваемой ситуации прокурор не заявляет иск в интересах юридического лица, а обращается с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Судебная коллегия по административным делам, исходя из характера правоотношений по искам о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, проанализировав действующее законодательство, пришла к выводу, что эти иски подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Так как названные платежи носят публичный характер, являются обязательными, то к ним не могут быть применены положения, определяющие подсудность имущественных споров в зависимости от цены иска.

В связи с чем, на поступивший вопрос судей подлежат ли споры по взысканию таких платежей рассмотрению мировыми судьями, ответ – нет, не подлежат.

В судебной практике возникают различного рода дела по искам прокурора о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, связанных с решением вопросов, отнесенных к полномочиям названных органов. Например, в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения и т.п.

Следует отметить, что если исковые требования заявлены с целью понудить соответствующие органы выполнять возложенные на них законом обязанности в публичных интересах, то рассматривать и разрешать их необходимо по правилам КАС РФ, если же итогом спора является возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (частно-правовой интерес), то в принятии такого иска необходимо отказывать, а если он принят в порядке КАС РФ, прекращать производство по делу.

Вопрос из раздела III КАС РФ «Предъявление административного искового заявления», который возник в правоприменительной практике, — о применении части 7 статьи 125 КАС РФ (форма и содержание административного искового заявления).

В соответствии с положением, содержащимся в части 7 названной статьи административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Пунктом 7 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Соответственно несоблюдение данных требований, влечет оставление административного иска без движения.

Руководствуясь данной нормой, при аналогичных обстоятельствах, судьи применяют ее по разному, — одни принимают к производству административные иски, другие — оставляют исковые заявления без движения. По результатам рассмотрения частных жалоб на определения судей об оставлении административных исковых заявлений без движения, судебной коллегией по административным делам проведен анализ ошибочного понимания и применения судьями положений КАС РФ.

Типичный пример неправильного применения части 7 статьи 125 КАС:

Так, Охинским городским судом вынесено определение об оставлении без движения административного искового заявления Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области, которое обратилось в суд с административными исковым заявлением о взыскании с Г. суммы недоимки и пени по страховым взносам.

Оставляя административное исковое заявление без движения, судья исходил из того, что к нему не приложено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение административному ответчику данного административного искового заявления.

С данным выводом судьи судебная коллегия не согласилась по следующим основаниям.

К материалам административного искового заявления были приложены:

— копии сопроводительного письма о направлении копии административного искового заявления с приложениями Г.,

— список внутренних почтовых отправлений,

— конверт с отметкой о возврате заказной бандероли на имя Г. с уведомлением «в связи с истечением срока хранения».

В соответствии с частью 2 статьи 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Положения статьи 100 КАС РФ идентичны положениям статьи 117 ГПК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 19.10.2010 N 1286-О-О , часть 2 статьи 117 ГПК РФ, устанавливающая, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия, направлена на пресечение злоупотреблений со стороны участников процесса принадлежащими им процессуальными правами.

Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России N 234 от 31.07.2014 года, и ст. 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Уклонение от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения расценивается судом как отказ от его получения и свидетельствует о злоупотреблении заявителем процессуальными правами, что недопустимо.

При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что административным истцом, возложенная на него законом обязанность направить копию административного иска с приложением исполнена, а неявка административного ответчика за почтовой корреспонденцией, не может являться препятствием для доступа к правосудию, соответственно оснований, указанных в части 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для оставления административного искового заявления без движения, не имелось.

Далее пример правильного применения КАС РФ – Смирныховский районный суд: административное исковое заявление налогового органа о взыскании налоговых платежей оставлено без движения, ввиду того, что не приложено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение либо направление административному ответчику данного административного искового заявления.

В частной жалобе налоговый орган указал, что ими приложен реестр почтовой корреспонденции и почтовое уведомление о вручении адресату копии иска и приложенных к нему документов. Между тем в представленных материалах отсутствовало сопроводительное письмо на имя ответчика либо иной документ, подтверждающий направление в его адрес копии иска (содержание почтового отправления не отражено ни в представленном реестре, ни в возвращенном почтовом уведомлении).

В связи с применением данной нормы, у судей возникает вопрос, достаточно ли для принятия административного иска, приложенного реестра заказной почтовой корреспонденции, когда уведомление о вручении либо еще не возвращено.

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда считает, что одного реестра о направлении заказной корреспонденции недостаточно, а необходимо либо уведомление, либо возврат конверта с отметкой о причинах невручения корреспонденции, поскольку это напрямую следует из приведенного выше п ункта 7 части 1 статьи 126 КАС РФ. Однако если к административному иску приложен почтовый идентификатор , из которого следует, что документы вручены адресату, полагаем, что такой иск необходимо принимать.

С учетом выявленных ошибок, необходимо обратить внимание на то, что если административный истец направил копию административного иска заказным письмом или обеспечил передачу ответчику копии заявления и документов иным способом, однако они не вручены по причине, не зависящей от истца (ответчик не является за почтовой корреспонденцией, отказывается от получения документов, выбыл и т.п.), оснований для оставления административного искового заявления без движения не имеется.

Далее рассмотрены возникшие вопросы из главы 5 «Представительство в суде» и главы 14 «Судебное разбирательство».

В КАС РФ содержится норма – статья 55, в силу которой представителями в суде по административным делам, могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Ответ на вопрос о том, обязан ли адвокат представлять суду документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования и каким документами подтверждаются статус и полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя по административному делу содержится в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)» (вопросы 15, 16), в которых разъяснено, что к лицу, претендующему на получение статуса адвоката, предъявляются соответствующие квалификационные требования. В частности, из взаимосвязанных положений статей 9-12 Закона об адвокатуре следует, что статус адвоката может быть присвоен только лицу, успешно сдавшему квалификационный экзамен, имеющему высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности и отвечающему установленным законом требованиям к стажу по юридической специальности. Следовательно, присвоение лицу статуса адвоката свидетельствует о наличии у него квалификации, позволяющей профессионально оказывать юридическую помощь, которая подтверждена решением соответствующей квалификационной комиссии.

В связи с изложенным предъявление документов о высшем юридическом образовании для представления интересов доверителя в административном процессе адвокату не требуется.

При этом статус адвоката подтверждается удостоверением адвоката ( п. 3 ст. 15 Закона об адвокатуре), а полномочия – доверенностью на представление интересов доверителя.

Читайте так же:  Возврат средств трансаэро

Вместе с тем, по смыслу ч. 4 ст. 54 , ч. 4 ст. 57 , ч. 6 ст. 277 КАС РФ и ст. 6 Закона об адвокатуре, при назначении судом административному ответчику в качестве представителя адвоката, его полномочия подтверждаются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Кроме того, адвокаты, привлеченные до 15 сентября 2015 г. к участию в деле, возникающем из административных и иных публичных правоотношений, в силу ч. 5 ст. 53 ГПК РФ могут выступать в качестве представителя при предъявлении ордера.

При этом адвокат не обладает полномочиями, которые, исходя из смысла ч. 2 ст. 56 КАС РФ могут подтверждаться лишь указанием на них в доверенности.

На вопрос необходимо ли прокурору для участия в административном деле представить суду документы о своем образовании.

Ответ также имеется в вышеназванном «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)», в котором разъяснено, что с огласно положениям ст. 37 , 39 КАС РФ прокурор относится к лицам, участвующим в деле, и не является представителем. Следовательно, при участии прокурора в административном судопроизводстве на основании названных статей КАС РФ он не обязан представлять суду документы о своем образовании.

Вместе с тем по смыслу ч. 2 ст. 55 КАС РФ не исключается участие прокурора в административном деле в качестве представителя органа прокуратуры.

В соответствующих случаях судам следует иметь в виду, что в силу п. 1 ст. 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Таким образом, по смыслу изложенной правовой нормы и ч. 2 ст. 55 КАС РФ в их системном толковании, прокуроры, участвующие в административном деле в качестве представителей органов прокуратуры, также не обязаны представлять суду документы о своем образовании.

Судебная коллегия полагает, что эти разъяснения возможно применить и к иным представителям, которое в силу занимаемой должности обязаны иметь высшее юридическое образование.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 54 КАС РФ административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативами правовыми актами или учредительными документами организации.

В КАС РФ сохранена норма о возможности назначения представителя — часть 4 статьи 54: в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

Пример: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно статье 10 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

В целом общий порядок судебного разбирательства в порядке административного судопроизводства схож с порядком, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом РФ.

В отличие от Гражданского процессуального кодекса РФ в Кодексе административного судопроизводства РФ (в главе 20) содержатся нормы, об обязательном аудиопротоколировании хода судебного заседания.

Частью 4 статьи 205 КАС РФ предусмотрено, что е сли проводится стенографическая запись, а также аудио- и (или) видеопротоколирование судебного заседания, в протоколе судебного заседания должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1 — 5 , 7 — 9 , 12 , 18 и 19 части 3 настоящей статьи.

То есть методом исключения следует, что в таком протоколе могут не указываться:

— сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам их процессуальных прав и обязанностей (п. 6);

— соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела и заявленным требованиям и возражениям (п.10);

— показания свидетелей, разъяснения экспертами своих заключений (п.11);

— сведения об оглашении письменных доказательств, данные осмотра вещественных доказательств, прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей (п.13);

— содержание заключений прокурора, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (п.14);

— содержание судебных прений (п.15);

— сведения об оглашении и о разъяснении содержания решения суда и определений суда, о разъяснении порядка и срока их обжалования (п.16);

— сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям прав на ознакомление с протоколом и подачу на него замечаний (п.17).

Согласно пункту 18 части 3 статьи 205 КАС РФ в протоколе судебного заседания указывается отметка об использовании в ходе судебного заседания аудиопротоколирования.

Поскольку аудиопротоколирование, как следует из содержания статьи 204 КАС РФ (протокол судебного заседания) и части 4 статьи 205 КАС РФ (содержание протокола), является составной частью протокола судебного заседания, то в случае, если в письменном протоколе судебного заседания не будут отражены сведения, которые в силу части 4 статьи 205 КАС РФ можно не указывать в протоколе при ведении аудиозаписи, отсутствие аудиозаписи будет являться существенным нарушением норм процессуального права, что в силу пункта 6 части 1 статьи 310 КАС РФ (отсутствие в деле протокола судебного заседания), является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.

В КАС РФ содержится глава 33. «Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства», особенностью которого является рассмотрение административного дела без проведения устного разбирательства, при котором протокол судебного заседания не ведется.

В соответствии с частью 1 статьи 140 КАС РФ судебное разбирательство административного дела происходит устно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

В части 2 этой же статьи указано, что в случаях, установленных настоящим Кодексом, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 204 аудиопротоколирование ведется и составляется протокол в письменной форме в ходе каждого судебного заседания.

Поскольку при рассмотрении дела в упрощенном порядке судебное заседание не проводится, то соответственно не требуется составление протокола и аудиопротоколирование.

Случаи, когда административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства перечислены в статье 291 КАС РФ, при этом перечень случаев не исчерпывающий.

Пункт 4 данной статьи предусматривает такую возможность в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 7 статьи 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Анализ положений КАС РФ позволяет сделать вывод, что при рассмотрении дела в упрощенном порядке при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле не требуется ведение протокола судебного заседания в письменном виде, соответственно не ведется и аудиопротоколирование.

Вопрос о том, как следует поступить в случае, если административный ответчик возражает против рассмотрения дела в упрощенном порядке по искам о взыскании обязательных платежей и санкций, по которым сумма взыскания не превышает 20 тысяч рублей.

Предполагается, что возражая против рассмотрения дела в упрощенном порядке, ответчик намерен явиться в суд и воспользоваться процессуальными правами (дать объяснения, заявить ходатайства и т.д.), а если он, возражая против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, в суд не является, то часть 7 статьи 150 КАС РФ предоставляет суду право рассмотреть дело в упрощенном порядке, если не имеется иных оснований для рассмотрения дела в общем порядке. При этом административный ответчик вправе представить письменные возражения, которые в соответствии с частью 1 статьи 292 КАС РФ исследуются судом при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

На вопрос о том, как поступить суду, в случае установления при проведении подготовки по делу (для случаев упрощенного производства) оснований для передачи дела по подсудности.

Необходимо руководствоваться статьей 27 КАС РФ. И с учетом того, что о передаче административного дела в другой суд выносится определение суда, необходимо назначить рассмотрение дела в порядке упрощенного производства (либо если имеются основания для проведения судебного заседания — по общим правилам) и вынести определение, которое подлежит обжалованию.

Вопрос о рассмотрении в упрощенном порядке административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, поданного с пропуском установленного законом шестимесячного срока.

Учитывая положения части 2 статьи 286 КАС РФ о том, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, и выяснение вопроса о причинах пропуска такого срока является обязательным, независимо от ходатайства административного ответчика, вопрос о сроке необходимо ставить на обсуждение в обязательном порядке, при этом стороны не лишены возможности представить по этому вопросу письменные объяснения и возражения, следовательно, в этом случае необходимо переходить к рассмотрению дела в общем порядке.

Необходимо также отметить, что положения статьи 291 КАС РФ, не обязывают суд рассматривать дела в порядке упрощенного производства, а лишь предоставляют возможность рассмотрения дела в таком порядке, что не означает запрета на переход к рассмотрению дела в общем порядке.

Вопрос о возможности прекращения производства по административному делу, рассмотрение которого назначено в порядке упрощенного производства, при наличии отказа административного истца от иска: при отказе административного истца от административного иска, необходимо руководствоваться положениями статьи 157 КАС РФ, согласно части 1 которой изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному материалу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. То есть, дело необходимо рассматривать в общем порядке с ведением протокола судебного заседания.

На это указывает также часть 2 статьи 157 КАС РФ, согласно которой п ри допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон (ч.2 ст. 157 КАС РФ).

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных главой 15 КАС РФ и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства.

При этом статьей 294 КАС РФ предусмотрен специальный срок обжалования решения принятого в таком порядке — в апелляционном порядке оно обжалуется в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Если суд выполнил обязанность по направлению копии решения, то в случае неполучения адресатом заказного письма необходимо исходить из той даты, когда копия решения возвращена в суд (по почтовому штемпелю) и от нее исчислять срок вступления решения суда в законную силу.

Вопрос об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок в таком решении необходимо разрешать в судебном заседании в соответствии со статьей 184 КАС РФ. Неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению и разрешению этого вопроса. При этом общее правило части 7 статьи 150 КАС РФ о рассмотрении дела в упрощенном порядке в случае неявки сторон в этом случае также действует.

Вопрос о том, в какой форме должен осуществляться возврат жалобы, поданной по истечении процессуального срока для ее подачи.

Согласно части 2 статьи 94 КАС РФ поданные по истечении процессуального срока жалобы и представленные документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы или представлены.

В силу пункта 3 части 1 статьи 301 КАС РФ апелляционная жалоба возвращается лицу ее подавшему, если истек срок на апелляционное обжалование и в апелляционных жалобе, представлении отсутствует просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано.

При этом в части 3 названной статьи указано, что возвращение апелляционной жалобы лицу, подавшему жалобу, апелляционного представления прокурору осуществляется на основании определения судьи. На определение судьи о возвращении апелляционных жалобы, представления могут быть поданы частная жалоба, представление прокурора.

Вопрос о применении части 2 статьи 141 КАС РФ, согласно которой по сложным административным делам срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц (ч.2), — в какой форме должно быть выражено обращение к председателю суда и решение председателя о продлении такого срока?

По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм, возможно руководствоваться разъяснением, данным в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»:

в соответствии с частью 3 статьи 152 ГПК РФ по сложным делам судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы сроков, установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения и разрешения дел, о чем составляется мотивированное определение с конкретным указанием срока проведения предварительного судебного заседания.

Таким образом, продлеваться срок должен на основании мотивированного определения председателя суда; форма обращения к председателю — представление, в котором должны быть приведены обоснования необходимости продления срока.

Вопрос о применении статьи 85 КАС РФ « Применение мер предварительной защиты по административному иску»: возможно ли применение в качестве меры предварительной защиты приостановление исполнительного производства в целом.

Ответ содержится в пунктах 13, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»

Приостановление судом действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты или обеспечительной меры ( часть 1 статьи 140 ГПК РФ, статья 223 КАС РФ и часть 3 статьи 199 АПК РФ) осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными главой 7 КАС РФ или главой 8 АПК РФ. В частности, заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после его поступления в суд ( статья 141 ГПК РФ, часть 3 статьи 87 КАС РФ, часть 1.1 статьи 93 АПК РФ) (п.13).

При рассмотрении заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд вправе в этом же процессе разрешить вопрос о приостановлении исполнительного производства полностью или частично по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя ( пункт 4 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве). Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, неявка которых не препятствует разрешению указанного заявления ( часть 1 статьи 440 ГПК РФ, часть 2 статьи 358 , часть 3 статьи 359 КАС РФ, часть 2 статьи 324 , часть 3 статьи 327 АПК РФ) (п. 14)

Вопрос: допускается ли применение мер предварительной защиты в случае оспаривания бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Основания применения мер предварительной защиты по административному иску изложены в статье 85 КАС РФ:

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

При этом в статье 223 главы 22 КАС РФ об особенностях рассмотрения дел по административному иску о признании незаконными решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями указано, что по административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Кодекса, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Применение мер предварительной защиты в случае обжалования бездействия не предусмотрено.

Вопрос о возможности продления сроков для устранения недостатков административного искового заявления.

В отличие от Гражданского процессуального кодекса РФ (статья 111. Продление процессуальных сроков) КАС РФ не содержит прямой нормы о том, что назначенные судом процессуальные сроки могут быть продлены судом.

Согласно части 4 статьи 2 КАС РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

В силу статьи 92 КАС РФ об исчислении процессуальных сроков в случае, если процессуальные сроки не установлены настоящим Кодексом, они назначаются судом. Суд должен устанавливать процессуальные сроки с учетом принципа разумности.

С учетом изложенного, продление процессуальных сроков по КАС РФ возможно.

С учетом выработанной судебной практики возможно применение следующей процедуры. Продление процессуальных сроков производится судом. С заявлением о продлении сроков могут обратиться как участники процесса, так и иные лица, которые обязаны совершить определенные процессуальные действия в установленный срок. Заявление должно быть подано в суд до истечения назначенного судом срока. Заявление о продлении срока рассматривается судом без проведения судебного заседания. Заявление подлежит удовлетворению, если лицо, ходатайствующее о продлении срока, представит суду доказательства, что процессуальные действия не могут быть выполнены в установленный судом срок по уважительным причинам. В качестве таких причин могут выступать: нахождение лица в командировке, на больничном, несвоевременное получение копии судебного акта, вынесенного в отсутствие заинтересованного лица, и другие.

Если суд выносит определение о продлении процессуального срока, то в определении должен быть указан конкретный временной период, исчисляемый днями, месяцами, на который продляется этот процессуальный срок. Определение о продлении процессуальных сроков или об отказе в продлении сроков обжалованию отдельно от решения суда не подлежит.

Настоящий обзор применения положений КАС РФ направляются в суды для исключения ошибок и в целях формирования единства судебной практики.

Судебная практика по касу