Тушение пожаров и ликвидация чс

Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 22 . Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

При тушении пожаров с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонный номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи;

приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожаров, опасных проявлений аварий, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара определяет зону пожара, устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, порядок и особенности осуществления указанных действий, принимает решение о спасении людей и имущества, привлечении при необходимости к тушению пожара дополнительных сил и средств, в том числе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливает порядок управления действиями подразделений пожарной охраны на месте пожара и привлеченных к тушению пожара сил, производит расстановку прибывающих сил и средств на месте пожара, организовывает связь в зоне пожара с участниками тушения пожара и привлеченными к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ силами, принимает меры по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины пожара. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров обеспечивается следующими конструктивными, объёмно-планировочными, инженерно-техническими и организационными мероприятиями: устройством пожарных поездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещённых с функциональными проездами и подъездами или специальных; устройством наружных пожарных лестниц и обеспечением других способов подъёма персонала пожарных подразделений и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий, в том числе устройством лифтов, имеющих режим «перевозка пожарных подразделений»; устройством противопожарного водопровода, в том числе совмещённого с хозяйственным, или специального, а при необходимости устройством сухотрубов и пожарных ёмкостей (резервуаров); противодымной защитой путей следования пожарных подразделений внутри здания; оборудованием здания в необходимых случаях индивидуальными и коллективными средствами спасания людей; размещением на территории поселения или объекта подразделений пожарной охраны с необходимой численностью личного состава и оснащённых пожарной техникой, соответствующей условиям тушения пожаров на объектах, расположенных в радиусе их действия. Выбор этих мероприятий зависит от степени огнестойкости, класса конструктивной и функциональной пожарной опасности здания.

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

Тема 10. Тушение пожаров и ликвидация чс в неблагоприятных климатических условиях.

Особенности развития пожаров и сценарии ЧС в условиях низких температур. Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров и ликвидацию последствий ЧС при низких температурах. Особенности работы при заборе воды из водоема, подогрев воды в насосе. Отогревание замерзших рукавов и пожарных лестниц. Обеспечение безопасных условий работы личного состава при тушении пожаров в условиях низких температур.

Особенности развития пожаров при сильном ветре. Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров и ликвидацию последствий ЧС в условиях сильного ветра.

Особенности использования водяных и пенных стволов, создания противопожарных разрывов, обеспечения бесперебойной подачи воды.

Тема 11. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс при недостатке воды.

Тушение пожаров в условиях неудовлетворительного ППВ. Характеристика безводных участков в районе выезда подразделения ГПС и содержание компенсирующих мероприятий.

Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров при недостатке воды. Особенности организации тушения пожаров при подвозе воды автоцистернами и другими автомобилями. Организация заправки автомобилей водой из открытого водоема, артезианской скважины, градирни, гидранта. Схемы подачи воды на пожар в перекачку и гидроэлеваторными системами. Взаимодействие со службами города и объекта в целях повышения давления в водопроводных сетях.

Тема 12. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс в условиях особой опасности для личного состава.

Характеристика условий на пожаре, представляющих особую опасность для личного состава.

Особенности развития пожаров на объектах с наличием АХОВ, радиоактивных веществ и взрывчатых материалов. Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров на указанных объектах. Оценка обстановки при пожаре (аварии) на указанных объектах. Особенности проведения разведки, дозиметрического и химического контроля, подачи огнетушащих веществ и взаимодействия с администрацией объектов. Организация спасательных работ.

Обеспечение безопасных условий работы личного состава при тушении пожаров на объектах с наличием АХОВ, радиоактивных веществ и взрывчатых материалов. Проведение санитарной обработки личного состава и дезактивации специальной одежды, снаряжения, пожарной и аварийно-спасательной техники.

Организация взаимодействий с аварийно-спасательными формированиями других министерств и ведомств.

Тема 13. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте.

Перспектива развития воздушного, морского и железнодорожного транспорта. Классификация и техническая характеристика воздушных и морских судов и подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена.

Пожарная опасность транспортных средств. Характер пожара в зависимости от места его возникновения: салон, шасси, двигательные установки, трюм, твиндек, локомотив, вагон, станция, платформа, кабельный канал и т.п.

Прогнозирование обстановки в зависимости от места возникновения пожара, вида защиты, пожарной опасности, класса пожарной нагрузки.

Основные причины возникновения ЧС на транспорте. Состав аварийных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС. Особенности ведения аварийно-спасательных работ на транспорте. Информационные таблицы и аварийные карточки на опасные грузы.

Знаки безопасности на грузах, перевозимых транспортными средствами, и выбор огнетушащих веществ для тушения пожаров таких грузов. Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара. Роль и задачи ГПС МЧС России и аварийно-спасательных служб, принципы их взаимодействия.

Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара.

Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями основных (главных) действий.

Тушение пожаров и ликвидация ЧС

Тушение пожаров

Пожарные поезда

В соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, пожарные поезда отнесены к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте РСЧС.

В соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, иными законодательными и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, все пожарные поезда прошли аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ (далее — АСР), связанных с тушением пожаров.

Виды АСР, к которым привлекаются пожарные поезда как аварийно-спасательные формирования, указаны в Свидетельстве на право ведения АСР.

Пожарные поезда предназначены для:

  1. Тушения пожаров, а также ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других ЧС (далее — тушение пожаров и проведение АСР) на охраняемых объектах в пределах их тактико-технических возможностей.
  2. Тушения пожаров и проведения АСР на объектах, не относящихся к ведению владельцев железнодорожных организаций, в рамках функционирования территориальных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), а также гарнизонов пожарной охраны.
  3. Участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3 — 4 классов опасности, в пределах их тактико-технических возможностей.
  4. Осуществления профилактики пожаров на охраняемых объектах в пределах железнодорожной станции дислокации пожарного поезда.

Для выполнения иных задач пожарные поезда не привлекаются.

Для ведения работ по тушению пожаров и проведения аварийно-спасательных работ у ФГП ВО ЖДТ России имеются лицензия и свидетельство на право ведения АСР в чрезвычайных ситуациях.

Взаимодействие пожарных поездов с пожарными подразделениями всех видов пожарной охраны, ведомственными, территориальными (муниципальными), объектовыми службами жизнеобеспечения охраняемых объектов и другими организациями в части обеспечения готовности к тушению пожаров и проведению АСР регламентируется соглашениями (в том числе планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, планами (графиками) пожарно-тактических учений) и совместными инструкциями о взаимодействии.

В состав пожарного поезда входят вагон-насосная станция с пожарной техникой, пожарным и специальным оборудованием и установками подачи огнетушащих веществ и материалов, а также две цистерны-водохранилища с запасом воды 60 тонн каждая.

Вагон-насосная станция

Основные тактико-технические характеристики вагон-насосной станции:

Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

1. Согласно ч. 1 ст. 22 комментируемого Закона тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Очень важное положение, являющееся основой для дальнейшей нормотворческой деятельности в сфере тушения пожаров. Из него следует, что тушение пожаров не следует сводить исключительно к ликвидации огня, наоборот, об этом даже не упоминается. Тушение пожаров должно главной своей задачей иметь спасение прежде всего жизни, а также здоровья человека. На второе место законодатель ставит спасение имущества, и только на третьем месте в этой системе ценностей следует ликвидация пожаров. Безусловно, приоритет должен быть отдан спасению людей, однако это не означает, что тушение пожара должно проходить по указанной схеме: сначала люди; затем имущество; затем тушение огня. О первичности задачи спасения людей никто не спорит, хотя могут быть и исключения. Думаю, из литературы, фильмов всем известно, что при возникновении аварийных ситуаций на подводных лодках первым мероприятием следует задраивание переходных дверей и люков между отсеками, чтобы гибель одного отсека не повлекла гибель всей подводной лодки, как бы она не называлась (атомная подводная лодка, атомный подводный ракетный крейсер и т.д.). Соответственно, люди, оставшиеся в изолированном отсеке, в критической ситуации могут не иметь возможности выбраться оттуда в соседний отсек без угрозы затопления последнего. Здесь в определенной степени на первое место встает спасение имущества — самой лодки, поскольку при ее гибели может погибнуть весь экипаж. Однако, это исключение из общего правила, и при наличии возможности даже там принимаются все меры к спасению людей.

Подавляющая часть пожаров случается в мирной жизни, не в столь специфических и экстремальных условиях, как описано выше, поэтому ничего не может быть более важным, чем спасение человеческой жизни.

Читайте так же:  Ч. 1 ст. 290 ук рф получение взятки

Если разбирать соотношение спасения имущества и ликвидацию возгорания, то не стоит выделять что-то как более значимое, поскольку ликвидация возгорания сама по себе и есть спасение имущества. Дело в том, что на тушение пожара обычно необходимы часы, реже — дни, месяцы и даже годы (в случае с пожарами угля или торфа под землей, пожарами на нефте- или газоскважинах). Даже в случае, если на тушение необходимы единицы часов или десятки минут, нахождение людей в зоне риска неприемлемо, и на их спасение должны быть брошены все силы в первую очередь. После их спасения важность тех или иных работ необходимо определять, исходя из конкретной обстановки. При пожаре в офисном центре безусловно рациональнее тушить огонь, а не выносить столы и оргтехнику. При возгорании сарая в сельской местности, рядом с которым на открытой площадке хранится зерно, ценнее спасти зерно в том числе от затопления, а не тушить представляющий собой относительно малую ценность сарай. Вариантов может быть множество.

2. Согласно ч. 2 ст. 22 комментируемого Закона проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. Сопоставим значение термина «аварийно-спасательные работы» с тем, что закреплено в Федеральном законе от 22 августа 1995 г. N 157-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», согласно п. 4 ст. 1 которого аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Таким образом, различия состоят в приближении этого определения к пожарной специфике, поскольку речь идет не об авариях и катастрофах вообще, а именно о пожарах. Уместен вопрос, чем отличаются понятия «тушение пожаров» и «аварийно-спасательные работы». Как следует из ч. 1 ст. 22 комментируемого Закона, тушение пожаров есть спасение людей, имущества, борьба с возгоранием. Аварийно спасательные работы, в первую очередь, также включают в себя спасение людей и имущества. Различие состоит во второй части фразы определения — доведение до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. Таким образом, различие состоит в источнике возникновения опасности. Если в случае с пожарами мы имеем дело только с пожарами, то есть неконтролируемым горением, способным причинить вред, то аварийно-спасательные работы проводятся при любых других опасных ситуациях. Закон не устанавливает их исключительного перечня, и это правильно, поскольку жизнь, техника и стихия во многом непредсказуемы и такие работы должны проводиться там, где есть опасность людям и имуществу от таких явлений.

Анализируемые определения не тождественны, что, помимо прочего, отражается и в названии статьи: «Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ». Согласно ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 157-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.

Обратим внимание, что речь идет не о тушении пожаров, а о связанных с этим работах. Речь идет о том, что в силу схожести выполняемых действий подразделения пожарной охраны могут привлекаться к аварийно-спасательным работам.

3. Согласно ч. 3 ст. 22 комментируемого Закона при тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Статьей 4 комментируемого Закона установлены виды пожарной охраны: государственная противопожарная служба, муниципальная, ведомственная, частная, добровольная пожарные охраны. В силу ст. 5 закона государственная противопожарная служба, в свою очередь, делится на федеральную противопожарную службу и противопожарные службы субъектов РФ. Очевидное положение, поскольку среди всех видов пожарной охраны федеральная противопожарная служба обладает наивысшим статусом. Было бы странно, что при ликвидации крупного пожара, в которой задействованы все виды пожарной охраны, имеющиеся в прилегающей местности, например, при комбинированном пожаре от взрыва склада боеприпасов, охватившем лесной массив, населенные пункты и нефтебазу, при наличии подразделений федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ, координацию деятельности этих формирований осуществлял бы отряд добровольной пожарной охраны близрасположенного села.

Согласно п. 2 Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденного приказом МЧС РФ N 240 от 5 мая 2008 г., с целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов РФ и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно — территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны. Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту РФ.

Общее руководство территориальным гарнизоном пожарной охраны осуществляется начальником Главного управления. Начальниками гарнизонов пожарной охраны являются: территориального — старшее должностное лицо Главного управления, из числа начальствующего состава федеральной противопожарной службы, допущенное в установленном порядке к руководству тушением пожаров; местного — начальник подразделения ФПС по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования или сотрудник ФПС, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожара; при отсутствии на территории муниципального образования ФПС — должностное лицо подразделения иных видов пожарной охраны, определяемое начальником Главного управления по согласованию с органом местного самоуправления и имеющее обязательный допуск для выезда на пожары в качестве руководителя тушения пожара.

Начальники территориального и местного гарнизонов пожарной охраны, являющиеся сотрудниками ФПС, назначаются приказом начальника Главного управления по согласованию с начальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начальник местного гарнизона пожарной охраны, не являющийся сотрудником ФПС, назначается приказом руководителя органа местного самоуправления и согласовывается с начальником соответствующего Главного управления. Подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения) на территории гарнизона пожарной охраны, входят в состав соответствующего гарнизона пожарной охраны.

Основные обязанности начальника гарнизона пожарной охраны:

организация и контроль гарнизонной службы;

определение должностных лиц гарнизона пожарной охраны и разработка их должностных обязанностей;

определение порядка руководства тушением пожаров;

определение порядка выезда оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны на пожары и проведение аварийно-спасательных работ, а также их компетенции;

организация в установленном порядке получения допусков на право руководства тушением пожаров оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;

руководство нештатными службами гарнизона пожарной охраны;

организация пожарно-тактической подготовки в гарнизоне пожарной охраны;

обобщение передового опыта несения службы пожарной охраны;

организация и руководство работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров;

организация нештатных оперативных штабов пожаротушения, определение порядка их привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

контроль за выполнением правил охраны труда при несении гарнизонной службы.

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения, в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы являются:

создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

организация и проведение совместных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основных задач гарнизонная служба:

планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

осуществляет учет и контроль состояния сил и средств гарнизона пожарной охраны;

обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

обеспечивает работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований — нештатные службы гарнизона пожарной охраны. Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны. В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы: управления; газодымозащитная; техническая; связи. Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

4. Согласно ч. 4 ст. 22 комментируемого Закона порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Регламентирующим актом в этой сфере является Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденный приказом МЧС РФ N 240 от 5 мая 2008 г., согласно которому порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта РФ (за исключением города федерального значения). Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа. Разработку Плана привлечения на территории субъекта РФ, Расписания выезда в городе федерального значения обеспечивает начальник территориального гарнизона пожарной охраны. Разработку Расписания выезда на территории муниципального района, городского округа обеспечивает начальник местного гарнизона пожарной охраны.

Для разработки Плана привлечения (Расписания выезда) руководители всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований представляют необходимые сведения (тактико-технические характеристики пожарных и специальных автомобилей, находящихся на вооружении; оперативно-тактическая характеристика района выезда и т.д.). План привлечения (Расписание выезда в городе федерального значения), согласованный с начальником Главного управления и начальником органа управления специальных подразделений ФПС (при их наличии), представляется начальником соответствующего территориального гарнизона пожарной охраны на утверждение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Количество сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на сопредельных территориях двух и более субъектов РФ определяется руководством соответствующих региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти заинтересованных субъектов РФ. Расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования, представляется начальником местного гарнизона пожарной охраны на утверждение главе муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

При разработке Расписания выезда устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров.

При одновременном возникновении на территории города федерального значения, муниципального образования двух и более крупных пожаров вопросы организации управления, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ решаются руководством Главного управления. Расписание выезда хранится на центральном пункте пожарной связи. В каждое подразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляется выписка (копия) из Расписания выезда в части, его касающейся. Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования определяется район выезда и (или) подрайон выезда. Подрайоны выезда специальных подразделений ФПС для оказания помощи подразделениям пожарной охраны определяются начальником Главного управления по согласованию с начальниками специальных управлений (отделов) ФПС и с руководителями охраняемых организаций.

Объектовые подразделения пожарной охраны, созданные на основании договоров с организациями, включаются в Расписание выезда только после согласования с руководителем охраняемой организации (собственником) путем заключения соглашений в установленном порядке. Заверенная копия Расписания выезда направляется руководителям организаций (собственникам).

Подразделения ведомственной, добровольной и частной пожарной охраны включаются в Расписание выезда также после согласования с руководителями организаций (собственниками). Привлечение специальных подразделений ФПС для тушения пожаров за границей территории охраняемых особо важных и режимных организаций и ЗАТО осуществляется через Единую дежурно-диспетчерскую службу или ЦППС специальных управлений (отделов) ФПС.

Для муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, приказом начальника Главного управления устанавливается единая градация номеров (рангов) пожаров, включая повышенные номера (ранги) пожара. Повышенный номер (ранг) пожара устанавливается на основании прогноза развития пожара, оценки обстановки, тактических возможностей подразделений гарнизона пожарной охраны и документов предварительного планирования действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ. Повышенный номер (ранг) также может объявляться по решению руководителя тушения пожара на основании разведки и оценки обстановки. Наивысший номер (ранг) пожара предусматривает привлечение для тушения пожара максимального количества пожарных расчетов (отделений) и аварийно-спасательных формирований на основных и специальных пожарных автомобилях, находящихся в расчете, с одновременным сбором свободного от несения службы личного состава и введением в расчет резервной техники. Сбор личного состава, свободного от несения службы, и введение в расчет резервной техники предусматривается также при выезде дежурного караула (дежурной смены) на пожар за пределы муниципального образования, на территории которого дислоцируется не более одного подразделения пожарной охраны.

Читайте так же:  Ст.278 трудовой кодекс

Выезд подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований согласно Расписанию выезда производится:

при поступлении заявки о пожаре по телефону;

при поступлении заявки о пожаре в устной форме (постовому у фасада пожарного подразделения);

по внешним признакам;

при срабатывании системы автоматического вызова пожарных подразделений.

При составлении Расписания выезда учитывается то, что на участок охраняемого района пожарный расчет (отделение) может прибыть позже, чем пожарный расчет (отделение) соседней пожарной части, в случае нахождения его на другом пожаре, а также при наличии на маршруте следования указанного расчета разводных мостов, железнодорожных переездов, водных переправ, поэтому предусматривается одновременная высылка не менее одного пожарного расчета (отделения) пожарной части, охраняющей сопредельный район выезда, либо объектового подразделения пожарной охраны.

Выезд специальных пожарных автомобилей осуществляется в порядке, определенном в Расписании выезда, либо по вызову руководителя тушения пожара согласно оперативно-тактической обстановке, складывающейся на пожаре. При нахождении специальных пожарных автомобилей в составе караула (дежурной смены), разрешается их направление на пожары по решению старшего должностного лица, выезжающего во главе караула.

Для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ в первую очередь выделяются силы и средства СПЧ и ОПТКП с учетом их обеспеченности основной, специальной пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием, а также возможности автономного функционирования. Время готовности СПЧ и ОПТКП к передислокации для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ составляет не более 6 часов. При этом готовность дежурной смены — постоянная. Время готовности других подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к передислокации для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ определяется исходя из местных условий, но не должно превышать 6 часов.

Организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ включает в себя:

оснащение подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований техникой, огнетушащими средствами, аварийно-спасательным оборудованием и определение им конкретных задач;

организацию караульной службы;

разработку документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

организацию связи и взаимодействия между подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, а также с другими службами жизнеобеспечения муниципального образования (объекта);

поддержание высокой профессиональной готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

Все мероприятия по организации пожаротушения должны быть направлены на своевременное прибытие подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к месту пожара, на спасение людей и имущества, на скорейшую ликвидацию пожара.

Организация работы по предварительному планированию действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ возлагается на начальников главных управлений МЧС России по субъектам РФ, специальных подразделений ФПС.

Мероприятия предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ должны соответствовать оперативно-тактическим и инженерно-техническим особенностям организации (населенного пункта), правилам охраны труда в конкретных организациях, приборно-техническому обеспечению прогнозирования параметров возникновения и развития пожара, решению ряда технических задач по привлечению сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, применению различных средств и способов тушения пожаров, а также требованиям руководящих документов.

Начальники главных управлений МЧС России по субъектам РФ, специальных подразделений ФПС организуют разработку документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на основе прогноза обстановки и моделирования возможных аварийных ситуаций. Взаимодействие между различными видами пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, территориальными, муниципальными, объектовыми службами жизнеобеспечения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ обеспечивается старшими должностными лицами, из числа начальствующего состава ФПС главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Руководители органов управления и подразделений всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований обязаны обеспечивать безусловное выполнение требований Порядка подчиненными органами управления и подразделениями.

5. Согласно ч. 5 ст. 22 комментируемого Закона выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Данное положение обозначает, что выезд или невыезд не может подразделений пожарной охраны не может ставиться в зависимость от каких бы то ни было факторов, мнений, суждений, обстоятельств, как-то имевшее неоднократно ранее место поступление ложных сообщений на этом же объекте; небольшой объем возгорания; уверенность личного состава пожарной охраны в том, что имеющееся возгорание возможно ликвидировать силами сотрудников предприятия, на котором оно возникло и т.п. К чести пожарных следует сказать, что сведений о таких случаях встретить невозможно, и что они являются, несомненно, наиболее подготовленной и оперативной службой, выезжающей по экстренным вызовам.

Обратим внимание, что согласно комментируемой норме права такие выезды в безусловном порядке совершаются лишь в населенных пунктах и в организациях. Следовательно, не является безусловным выезд на территорию вне их пределов. Это отнюдь не означает, что вызовы на возгорания в безлюдной местности должны игнорироваться, все зависит от конкретной обстановки. Безусловно, если поступило сообщение о возгорании автомобиля, в котором находятся люди; об аварии на дороге, в результате которой опрокинулась цистерна с топливом; о лесных крупных пожарах, выезд должен осуществляться. Однако при некоторых, неочевидных сообщениях, в которых не идет речь об угрозе жизни и здоровью людей, значительном уничтожении или повреждении имущества, возможно, следует предпринять какие-то проверочные действия.

6. Согласно ч. 6 ст. 22 комментируемого Закона тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ. Законодатель здесь прежде всего исходит из основополагающей нормы, закрепленной в ст. 2 Конституции РФ, о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В соответствии со ст. 10 комментируемого Закона финансирование подразделений пожарной охраны определенного уровня осуществляется из средств соответствующего бюджета.

Однако действующее законодательство содержит ряд исключений. Например, в силу положений ст. 15 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

7. Согласно ч. 7 ст. 22 комментируемого Закона для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01. Порядок приема таких сообщений регламентирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ N 270 от 2 мая 2006 г. Согласно данной Инструкции сообщения о происшествиях принимаются в круглосуточном режиме согласно территориальности по каналам единой телефонной связи «01», их прием осуществляется должностными лицами дежурных смен единой дежурно-диспетчерской службы (дежурными диспетчерами).

Регистрация сообщений об иных происшествиях осуществляется непосредственно при их поступлении от должностных лиц к должностному лицу органа ГПС МЧС России, на которое решением должностных лиц органа ГПС МЧС России возложена обязанность по регистрации указанных сообщений. Регистрация сообщений об иных происшествиях производится должностным лицом органа ГПС МЧС России в Журнале регистрации пожаров и иных происшествий (ЖРП). В ЖРП отражаются следующие сведения:

порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о происшествии;

дата и время его принятия;

данные о заявителе, должностном лице, его принявшем и зарегистрировавшем;

краткое изложение сообщения;

фамилия лица, получившего для проверки сообщение о происшествии, и время получения;

результаты проверки сообщения;

особые отметки (номер карточки учета пожара; акт или рапорт о последствиях пожара и т.д.).

ЖРП хранится не менее 3 лет с момента регистрации в нем последнего сообщения о происшествии. Запрещается отражать в ЖРП ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом. Непринятие правомочным либо уполномоченным должностным лицом органа ГПС МЧС России мер к регистрации принятого сообщения об ином происшествии или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы. При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение об ином происшествии (в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.п.), регистрация такого сообщения в ЖРП может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи. В иных случаях регистрация указанных сообщений может быть осуществлена при прибытии должностного лица в орган ГПС МЧС России. Если сообщение об ином происшествии не относится к компетенции органов ГПС МЧС России или указанное в нем происшествие произошло на территории, обслуживаемой другим органом ГПС МЧС России, то сообщение об этом передается по территориальности, о чем делается отметка в ЖРП.

Проверка сообщений об иных происшествиях осуществляется должностными лицами органов ГПС МЧС России. По результатам проверки сообщений об иных происшествиях должностным лицом, ее осуществившим, составляется и докладывается должностным лицам органа ГПС МЧС России рапорт, к которому могут быть приложены соответствующие материалы (протокол об административном правонарушении, акты, справки, объяснения и др.). Сроки проверки сообщений об иных происшествиях определяются с учетом федерального законодательства должностным лицом органа ГПС МЧС России, ее поручившим (назначившим). Должностные лица органов ГПС МЧС России, рассмотрев представленные результаты проверки сообщения об ином происшествии, в соответствии со своими полномочиями принимают одно из следующих решений: о регистрации рапорта в КРСП, организации проверки в порядке ст. 144 УПК РФ или о его направлении по подследственности; о привлечении лица к административной ответственности по представленному протоколу об административном правонарушении; о возбуждении административного дела и производстве административного расследования; о списании материалов проверки в накопительное дело. О принятом решении должно быть письменно уведомлено лицо, сообщившее об ином происшествии, если оно установлено.

8. В ч. 8 ст. 22 комментируемого Закона содержится перечень обязательных действий, необходимых для обеспечения безопасности людей, спасения имущества при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Часть 8 ст. 22 комментируемого Закона организационно состоит из шести абзацев, в каждом из которых указано то или иное действие.

Первым таким действием является проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. В указанной норме права речь идет не о проникновении к месту пожара, а в место распространения его опасных факторов. Допустим, во многоэтажном жилом доме имеется крупное возгорание на 5 этаже, огонь на другие этажи не перекинулся. Вместе с тем, дым от огня распространяется вверх на 6, 7 и последующие этажи, делая пребывание на них людей невозможным. По статистике, около 85% людей на пожаре погибают не из-за воздействия огня, а от удушения продуктами горения. В такой ситуации, естественно, в первую очередь необходимо не проникновение на 5 этаж с целью тушения пожара, а проникновение на 6 и последующие этажи, где само возгорание отсутствуют, но наблюдаются его опасные факторы, для спасения жизни людей.

Вторым действием является создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию. Прежде чем приступить к тушению пламени, сбору разлившихся из цистерны нефтепродуктов и т.п., следует принять меры к нераспространению огня на другие этажи, нефтепродуктов по земле. Не имеет смысла с одной стороны тушить огонь, когда с другой стороны он распространяется дальше. Описанные выше действия называются локализацией пожара. Второй частью анализируемой нормы права является создание условий для ликвидации соответственно пожара, катастрофы. Под этим следует понимать сосредоточение сил, средств и техники, накопление расходного материала для пенной атаки и другие работы.

Третьим действием является использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке. В данном случае, с одной стороны, указывается на проведение необходимых действий по обеспечению безопасности людей и сохранности имущества, перечисляя некоторые из них, а с другой стороны, говорится о том, что использование имеющихся у собственника средств осуществляется при необходимости, то есть не безусловно, а в случае наличия на то нужды. Урегулирование вопросов, связанных с использованием таких средств, должно осуществляться в установленном действующим гражданским законодательством порядке. Например, в силу ст. 1067 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

При всяком использовании средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения собственника ему причиняется вред в виде износа автомобиля за время его использования, затрат на приобретение использованных горюче-смазочных материалов, затрат на оплату услуг связи, затрат на приобретение новых средств пожаротушения взамен использованных. Естественно, такие затраты должны компенсироваться, но не органами пожарной охраны, а виновным в возникновении пожара лицом.

Читайте так же:  Нотариус на петровском бульваре

Четвертым действием является ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях. При этом речь не идет о посягательстве на право граждан на свободу передвижения, установленное Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5241-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с ч. 1 ст. 1 которого каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Такие меры принимаются исключительно для безопасности самих граждан, а также для устранения помех в передвижении личного состава, техники, медицинского транспорта. Запрещение доступа или передвижения означает полную невозможность присутствия, а ограничение может варьироваться в зависимости от обстановки. Например, если безопасности людей это не угрожает, им может быть позволено временно пройти в жилой дом для того, чтобы взять необходимые вещи, деньги и документы.

Пятым действием является охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения). Данное действие имеет сходство с предыдущим (ограничение и запрещение доступа и передвижения), имеет и различия. Сходство состоит в том, что такая охрана во многих случаях заключается в том же запрете или ограничении доступа посторонних к какому-либо участку местности, строению. Различие состоит в цели. Если при ограничении или запрещении доступа и передвижения целью является безопасность самих передвигающихся лиц и обеспечение работы подразделений пожарной охраны, спасателей, медиков и других лиц, то охрана имеет своей целью сохранение обстановки на месте происшествия, материальных ценностей от внешнего воздействия, в том числе от мародерства. Как и в случае с третьим действием, его осуществление не предопределено заранее и осуществляется, исходя из обстановки.

Шестым действием является эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества. Законодатель при перечислении необходимых действий для обеспечения безопасности людей и спасения имущества эвакуацию людей с места пожара упоминает в шестую очередь, однако это не является критерием важности данного мероприятия, никоим образом не обозначает, что такая эвакуация — это «шестое» дело. Наоборот, спасение жизни и здоровья человека — первая и неотложная задача пожарной охраны, аварийно-спасательной службы и других структур. Ценность человеческой жизни является первоочередным приоритетом в РФ, что отражается в содержании ст. 2 Конституции РФ. Эвакуированию могут подлежать не только лица, непосредственно подвергающиеся воздействию опасных последствий пожара, но и лица, этому воздействию не подвергающиеся, но при определенных обстоятельствах находящихся под таким риском.

9. Согласно ч. 9 ст. 22 комментируемого Закона непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Комментируемой нормой права установлено, что возглавляющее тушение пожара лицо называется руководителем тушения пожара. Важным положением является то, что он осуществляет руководство на принципах единоначалия, то есть обладает всей полнотой власти и не обязан согласовывать свои действия и решения с кем-либо, утверждать или визировать их. Данное лицо осуществляет руководство не только личным составом подразделения пожарной охраны, сотрудником или руководителем которого является, но и личным составом пожарной охраны других видов. Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 22 комментируемого Закона при участии в тушении крупных пожаров подразделений пожарной охраны разных видов координацию осуществляет федеральная пожарная служба, соответственно, руководителем тушения пожара в таком случае будет старший оперативный сотрудник именно федеральной противопожарной службы, присутствующий на месте. Привлеченными силами могут являться сотрудники аварийно-спасательной службы, а также, в зависимости от специфики, и сотрудники других служб.

10. Согласно ч. 10 ст. 22 комментируемого Закона руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил. Под выполнением задачи, как это следует из положений ст. 4 комментируемого Закона, очевидно подразумевается спасение людей и имущества, организация и осуществление тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ. Поскольку пожар уже возник, о профилактике говорить не приходится. Помимо выполнения поставленных задач, руководитель тушения пожара отвечает за безопасность личного состава пожарной охраны и привлеченных лиц. Следует отметить, что специфика работы такова что она предполагает действия с определенным риском, особенно если стоит вопрос о спасении людей из тяжелой ситуации. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» одним из принципов данной организации является принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ.

11. Согласно ч. 11 ст. 22 комментируемого Закона руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Данной нормой права установлен ряд полномочий руководителя тушения пожара. При буквально-грамматическом толковании этой нормы права следует, что данный ряд не является исчерпывающим, и в нем указаны только основные, наиболее важные действия и решения.

Во-первых, руководитель тушения пожара устанавливает границу территории, на которой производятся действия по тушению пожара. При этом, действуя на принципах единоначалия, он не скован какими-либо приказами и инструкциями, а волен определять ту территорию, которая, по его внутреннему убеждению, необходима, будь то часть дома, целый дом, участок местности, квартал, несколько кварталов города.

Во-вторых, руководитель тушения пожара определяет порядок и особенности тушения пожара. При комментировании ч. 8 ст. 22 Закона уже рассматривался вопрос о наличии необходимых для тушения пожара действий, так вот данное лицо и является тем, кто определяет, какие из них надо принимать, какие нет, в каком порядке, где, какими силами и т.п.

В-третьих, руководитель тушения пожара принимает решение о спасении людей. Хотя данное полномочие поименовано третьим, по своему значению оно является первым и основным, поскольку при необеспечении спасения жизни людей по сравнению с этим само по себе тушение пожара менее значимо.

В-четвертых, руководитель тушения пожара наделен полномочиями ограничивать права граждан и должностных лиц на указанной территории. Под последней имеется в виду зона, на которой в соответствии с решением руководителя осуществляется тушение пожара. Примеры таких ограничений уже рассматривались выше, при комментировании положений ч. 8 ст. 22 Закона, например, ограничение или запрещение доступа и проезда.

12. Согласно ч. 12 ст. 22 комментируемого Закона указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. С правовой точки зрения это проистекает из того, что руководитель тушения пожара управляет личным составом пожарной охраны и приданных сил на основе единоначалия, а также отвечает за выполнение задачи и безопасность личного состава.

Данная норма права не содержит оговорки, что исполнению подлежат только законные указания руководителя тушения пожара, что он отвечает за соответствие указаний закону и т.д. Необходимости в этом нет, поскольку положения, например, ст. 42 Уголовного кодекса РФ о том, что не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение, не отменял. Согласно этой же норме права лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях, а неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность. Это понятно, однако в критической ситуации, при крупном пожаре, в котором жизни многих людей грозит серьезная опасность, огромное значение имеет именно грамотная организация и управление работами, которые без жесткой дисциплины и единоначалия невозможны.

13. Согласно ч. 13 ст. 22 комментируемого Закона никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара. Очень важное положение, находящееся во взаимосвязи с другими правовыми нормами ст. 22 Закона. Прежде всего, никто не имеет права отменять распоряжения руководителя тушения пожара при его тушении. Здесь есть два фактора: во-первых, запрет на отмену распоряжения, поскольку это сводит на нет принцип единоначалия, подрывает организацию и дисциплину. Во-вторых, такой запрет действует только на время тушения пожара. По его завершении вышестоящий руководитель может отменить те или иные распоряжения руководителя тушения пожара, если, конечно, такая отмена не потеряла актуальность. Например, даже если руководитель тушения пожара при его тушении дал неверное распоряжение о направлении пожарных стволов на какой-то объект, отменять их после окончания борьбы с огнем смысла не имеет. И наоборот, распоряжение о запрете доступа к объекту, о снятии охраны вышестоящий руководитель может отменить. Помимо этого, никто не может иным образом вмешиваться в деятельность руководителя тушения пожара. Такое вмешательство может быть выражено в даче тех или иных указаний, самостоятельном руководстве каким-либо подразделением или группой людей без ведома или в отрыве от руководителя тушения пожара и т.д.

14. Согласно ч. 14 ст. 22 комментируемого Закона личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются. По общему правилу в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако в силу положений ст. 1067 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.

Таким образом, если исходить из положений действующего гражданского законодательства, действия пожарных при ликвидации пожара, спасении людей и имущества должны быть признаны правомерными, а причиненный ими вред — вызванным крайней необходимостью. Однако чтобы не допускать даже возможности подобных разбирательств и попыток привлечения пожарных к гражданской ответственности, законодатель предусмотрел описываемую норму права. Важно то, что положения об освобождении от возмещения причиненного вреда, распространяются не только на личный состав подразделений пожарной охраны но и иных участников тушения пожара, коими могут быть работники завода, на котором произошел взрыв нефтехранилища; поездная бригада при пожаре на железной дороге и т.д.

Указанные выше лица освобождаются от возмещения вреда, только если они действовали в состоянии крайней необходимости или обоснованного риска. Что такое крайняя необходимость, только что было разъяснено. Определение обоснованного риска в законодательстве о пожарной охране и смежных с ним законах отсутствует. Воспользуемся определением, заимствованным из других отраслей права. В соответствии со ст. 41 Уголовного кодекса РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.

Различие крайней необходимости и обоснованного риска состоит в том, что в первом случае у лица не остается иного выбора, кроме как поступать определенным образом, иначе неминуемо наступят большие негативные последствия. Во втором случае перед лицом нет такой безысходности, однако в случае удачного стечения обстоятельств может быть принесена польза.

15. Согласно ч. 15 ст. 22 комментируемого Закона при тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества. Естественно, это не должно быть самоцелью и не должно восприниматься, как первейшая задача. Из содержания проанализированных выше частей ст. 22 Закона следует, что основными целями являются спасение жизни людей, проникновение к месту пожара, его локализация и тушение. После этого можно думать о спасении имущества, сохранении и закреплении вещественных доказательств. Остается вопрос, что следует считать такими доказательствами. Вообще доказательствами в силу п. 1 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном законом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Вещественными доказательствами в соответствии с п. 1 ст. 81 Уголовно-процессуального кодекса РФ называют любые предметы, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления; на которые были направлены преступные действия; деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления; иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. Понятно, что при тушении пожара можно сразу не понять, какие объекты потенциально могут быть признанными вещественными доказательствами, а какие нет. Но какие-то очевидные вещи, например, детали обстановки в районе очага возгорания, при наличии возможности надо сохранять.

Тушение пожаров и ликвидация чс