Требования к современному учебнику по истории

Требования к современному учебнику.

Учебное пособие – учебное издание, содержание которого соответствует программе лишь частично. В учебном пособии ряд тем и разделов программы может быть не освещен, но могут присутствовать темы и разделы, не предусмотренные программой.

Функции школьного учебника: информационная; обучающая; систематизирующая; трансформационная; функция закрепления и самоконтроля; интегрирующая; координирующая; воспитательно-развивающая.

Система дидактических функций учебника реализуется в его структуре.

Структурные компоненты учебника:

1) тексты как главный компонент (тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения);

2) внетекстовые вспомогательные компоненты (иллюстративный материал; аппарат организации усвоения – подписи к иллюстрациям, вопросы, задания и упражнения, памятки, инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения; аппарат ориентировки – предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).

К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Дидактические требования. Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма. Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями.

Методические требования – это расположение глав и параграфов, внутренняя целостность, четкость, логическая последовательность, краткость выводов, ясность, выразительность и образность изложения, иллюстрирование, точные и разнообразные вопросы, условия и задания, которые требуют от учащихся мыслительных операций, записей, зарисовок, чертежей, расчетов, практических работ, опытов и т.д.

Психологические требования. Учебник, являясь изложением подлинной науки, одновременно должен быть доступным для учащихся, учитывать их возраст, уровень развития их восприятия, памяти, мышления, должен развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности. Он должен соответствовать задачам развития познавательных способностей учащихся. Расположение материала на страницах учебника должно учитывать особенности восприятия нового, степень усвоения предыдущего и, главное, заинтересовывать учеников.

Эстетические требования. Учебник должен быть в меру красочен. Учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать разного рода метафоры, что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Гигиенические требования – это требования к величине и качеству шрифта, качеству бумаги, предельно допустимая масса комплекта школьных учебников.

Требования к современному учебнику по истории

При выборе темы проекта, который планируете предложить ученикам, вы руководствуетесь в первую очередь:

Его новизной, необычностью, социальной или научной значимостью

Тем, что он будет интересен самим ученикам и они сразу включатся в работу

Простотой и доступностью в техническом отношении

Тем, что с этой темой есть шанс победить на конкурсе

Тем, что проект позволит детям увидеть конкретные и реальные результаты своей работы

Всего проголосовало: 78

Карелия ждала выхода в финал конкурса «Учитель года» шесть лет!

номер 02, от 8 января 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Словечко «троллить» прочно вошло в наш обиход. Утверждают, что оно от способа рыбалки, когда удильщик подергивает приманку. Однако не следует сбрасывать со счетов скандинавское troll – «очарование», «колдовство». Ведь желание осмеять, разыграть, а то и оскорбить, и даже усыпить бдительность, обмануть собеседника с помощью речевой эквилибристики, которую часто даже без особой натяжки можно приравнять к словесному колдовству, причем сделать это на миру, прилюдно, весьма показательно для нынешнего телеэкранного и компьютерного общения…» Любопытное наблюдение? Целое множество таких наблюдений привез из своей очередной экспедиции Владимир Супруненко. И он вновь охотно делится ими на страницах газеты.

Нынешних детей ученые называют так: «дети со спецификой социализации». Более 70% из них не умеют, а иногда и не хотят контролировать свои эмоции, их мировоззрение похоже на лоскутное одеяло, а логическое мышление западает. Инструментарий, которым владели педагоги, работавшие с детьми 20 лет назад, для нынешнего поколения не подходит… Что же делать? Решение искали участники сразу двух профессиональных конференций в Санкт-Петербурге. Выводы внимательно фиксировала Наталья Алексютина.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава России, среди первоклассников абсолютно здоровыми могут считаться лишь 4,3%, а 60% старшеклассников уже страдают хроническими болезнями. В их числе – нарушения работы сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной систем, органов дыхания и зрения… Начнет ли ситуация меняться к лучшему с принятием закона «О школьной медицине»? Пока проект важного для всего общества документа завис на этапе согласований. О причинах и следствиях этого промедления – в материале Глеба Платошкина.

Наши приложения

Новый учебник истории: каким он должен быть?

​«Современный учебник должен вернуть доверие ученика», — считает Иван ФЕДОРОВ, методист, победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2007 года, призер конкурса «Учитель года Подмосковья-2008», преподаватель истории гимназии №1539 г. Москвы.

— Иван Николаевич, каким тенденциям должен, по вашему мнению, соответствовать новый учебник истории России и почему?
— Современный учебник истории сейчас переживает период возрождения. За последние 20 лет изменилось содержание истории, изменилась информационная среда, соответственно изменилась и функциональная направленность современного учебника.
Поскольку учебник сегодня является организатором учебного процесса как для учителя, так и для ученика, он должен выполнять функцию навигатора в огромном поле информации. Отсюда возникает принципиальная на нынешний момент проблема ее достоверности. Такую проблему во многом решают сегодня ФГОС второго поколения и историко-культурный стандарт, ориентируясь на которые учебник содержательно наполняется проверенной информацией.
Кроме того, в современных учебниках должна быть в полной мере отражена фиксация новых фактов и событий в истории страны за последние 30 лет. Так как этот период достаточно сложный и неравномерный, на помощь тут опять же приходит историко-культурный стандарт, который формулирует основные вопросы и ключевые аспекты периода.
Современный учебник сегодня — это не учебник ответов, а учебник вопросов, ответы на которые и предстоит найти школьнику с помощью учителя и книги. Он больше не предлагает готовые решения проблем, он является помощником для учителя и формирует сознательное и оценочное суждение у ученика.

— Что, на ваш взгляд, ждут от учебника истории сегодня учителя и ученики в школах? Чего им не хватает?
— Учебник должен являться организатором учебного процесса на уроке. Помогать учителю и ученику ориентироваться в том поле информации и исторических фактов, которые они изучают. Также современный комплекс учебных материалов должен давать учителю возможность использовать дополнительные средства для изучения предмета — электронные диски, презентации, новое поколение карт, хрестоматии — и опираться на внушительный спектр исторических источников.
Учебник должен вернуть доверие ученика, а для этого ему необходимо соответствовать тем потребностям, которые сегодня предъявляют школьники, особенно в старших классах.
Современный учебник должен способствовать формированию у ученика желания к самостоятельной работе, именно поэтому его необходимо интегрировать в сферу электронного образования, обеспечить его открытость и доступность на любых электронных носителях. Необходимо, чтобы ученик получал помощника в поиске информации, и современный учебник — хороший инструмент для реализации данной задачи.

— В какой степени современный учебник должен отвечать основным требованиям нового историко-культурного стандарта? Отвечает ли данный стандарт требованиям современного образования и преподавания в области истории?
— На сегодня это определяющий документ, на который следует ориентироваться всем, кто занимается изучением истории, преподаванием предмета в школе и в университете.
Историко-культурный стандарт — это некий консенсус между учителями, учеными и преподавателями университетов по поводу содержательной и методической части преподавания истории. Скорее всего он будет видоизменяться и дополняться, но такая форма, фиксация содержательно важных моментов, необходима. Это возможность выстраивания диалога, что является принципиально важным моментом, отображающим фиксацию определенной зрелости научного и профильного сообщества.

«Живые примеры — вот что необходимо для истории», — убежден Олег ВОЛОБУЕВ, доктор исторических наук, профессор Московского государственного областного университета.

— Олег Владимирович, каким, по вашему мнению, должен быть современный учебник истории? Какова его роль в процессе преподавания истории в школе?
— Когда мы говорим об учебниках истории, мы должны иметь в виду, что одно дело учебники для 6-го класса, другое дело — для 10-го. Они не должны быть абсолютно одинаковыми ни по стилю изложения, ни по заданиям и их типологии: есть такие задания, которые просто нельзя давать в 6-м классе, например.
В старших классах можно и нужно делать акцент больше на самостоятельной работе, чтобы ученики задействовали дополнительные источники. Хотя сегодня многие младшие школьники прекрасно владеют электронными ресурсами, но сложность таких самостоятельных заданий все равно должна быть разной. Поэтому здесь важно сохранить и старую функцию учебника — носитель знаний.
Когда мы оцениваем учебник, мы должны отдельно рассматривать текст и язык, которым он написан. Текст должен быть доступным для возраста и понимания учеников. Язык учебника должен быть образным.
Должно существовать или несколько типов учебников, или пусть даже одного типа, но написанные разными авторами, с моей точки зрения.

— То есть инициативу о едином учебнике и едином подходе к преподаванию истории в школах вы не поддерживаете?
— Абсолютно не поддерживаю. Учебник должен быть единым в своей некой установке, трактовке, что сегодня в целом мы можем наблюдать во всех представленных вариантах линеек. Сегодня вы уже не встретите учебников с монархической или либеральной трактовкой, как, например, это было в 90-е годы. Сейчас уже давно другие учебники.

— А как вы в целом относитесь к инициативе историко-культурного стандарта?
— Я считаю, что полностью его реализовать трудно. Трудно, потому что даже перечень персоналий Великой Отечественной войны нельзя полностью раскрыть в формате одного учебника. Как вы в пяти уроках, а то и меньше, можете дать характеристики даже пяти-шести полководцам? Для этого нужен учебно-методический комплекс: что-то должно быть отражено в учебниках, а что-то — в хрестоматиях и других пособиях.

— Но есть же какие-то основные факты и имена, которые каждый ученик обязан знать? Как быть с теми, кто не знает даже их?
— Только при тщательной индивидуальной работе с учениками возможно добиться одинаково положительного результата от всех учащихся. Но при тех нагрузках, которые сегодня существуют у учителей в школах, невозможно так работать. Учителя перегружены административной «писаниной». Где здесь найти достаточное время на каждого ученика, тем более когда их в классе по 40 человек? Поэтому многое зависит от системы.

— Может быть, для тех учеников, кто в меньшей степени интересуется предметом, следует привлекать дополнительные материалы, которые смогут его заинтересовать?
— Конечно, следует. У нас вообще многое нуждается в кардинальной перестройке, в своего рода модернизации, как любят сейчас говорить. Например, учебник учебником, учитель учителем, но должны быть фильмы, специальные интересные короткие фильмы, которые учитель сможет привлечь в качестве иллюстративного материала на своих занятиях и заинтересовать ученика.
Наглядность, безусловно, нужна, и схемы подвижные нужны, тем более когда есть компьютеры и другие средства для визуальной коммуникации с учеником.

— Вы ранее говорили о проблеме того, что одним ученикам история нужна в большей степени, другим — в меньшей. Эта проблема во многом решается с введением профильных классов, когда ученик может выбирать уровень изучения предмета: углубленный или базовый. Должны ли в этом случае быть разные учебники?
— Бесспорно, должны быть специальные учебники для тех, кто выбирает углубленное изучение истории, например. Такие учебники должны быть больше по объему и представлены усложненным материалом. Или мы отказываемся от профиля, или мы его сохраняем. Во втором случае нам просто необходимы специальные профильные учебники. Даже по одной этой причине мы не можем говорить о каком-то едином (одинаковом) учебнике. И для школ это тоже очень важно.

Читайте так же:  Развод с женой через загс

— А чего, на ваш взгляд, сегодня принципиально не хватает школьным учебникам? Должны ли быть какие-то изменения в их структуре, в том, как подается материал?
— Конечно, новации должны быть. Современные учебники должны иметь более разветвленный методический аппарат, быть нацелены на самостоятельный поиск, должны включать в себя большое количество заданий, связанных с Интернетом.

— То есть осуществлять функцию учебника как навигатора?
— В какой-то мере да. Но нельзя все сводить только к этой функции. Иначе эта тотальная навигация все подавит.

— А воспитательная функция должна присутствовать в учебниках?

— Когда те факты, которые даны в учебнике, например о ВОВ, будут переданы живым языком, когда они будут затрагивать эмоциональную сторону ученика, будут подробно и наглядно проиллюстрированы с помощью тех же фильмов или рассказов учителя, вот тогда будет настоящее патриотическое воспитание.
Живые примеры — вот что необходимо для истории. И здесь уже не учебник играет главную роль, а учитель. В этом случае учебник выступает лишь помощником, тем самым навигатором, а подачу обеспечивает именно учитель. Важно живое слово учителя.

— Главным должен быть именно учитель?

— Конечно, учебник лишь помощник, путеводитель. Поэтому не нужно переоценивать его роль. Учебник никогда не научит, если ученик не хочет научиться.
Воспитание — это разговор по душам. И преподавание истории — это тоже в первую очередь именно разговор по душам. Людям нужно вернуть историю, а историю можно вернуть только через историю людей.

Вопрос Современные требования к учебнику истории, обусловленность выбора учебников

Школьные учебники по истории в последнее время в России привлекают широкое внимание общественности. В этом отношении история оставила далеко позади другие школьные предметы, даже, казалось бы, более спорное обществознание. В последнее десятилетие резко вырос интерес к школьным учебникам по истории, да и в целом к преподаванию истории в средней школе со стороны ученых-историков.

Во все времена школьные учебники являлись неотъемлемой частью образовательного процесса. Они служат источником знаний, позволяют при помощи имеющихся вопросов и заданий закрепить эти знания. Качество учебников и дидактических материалов во многом определяется научной и педагогической квалификацией автора. Хороший учебник может быть создан только талантливыми педагогами, специалистами, активно работающими в данной области науки, понимающие, что нужно дать учащимся для понимания основ их наук и, как педагоги, способные показать просто и наглядно – как это сделать.

На заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года президент России В.В. Путин предложил создать единый учебник по истории России для школ. Президент пояснил, что такой учебник должен давать однозначные толкования исторических событий и должен быть построен в рамках единой концепции. Предложение главы государства обсуждалось как на заседании, так и в более широких кругах российского общества. Идея такого учебника нашла поддержку у основного большинства участников, хотя все высказывавшиеся делали акцент на различных моментах.

По мнению министра образования и науки Дмитрия Ливанова, общенациональный учебник истории должен занять центральное место в новой системе подготовки учеников. Помимо обучения, в него должна быть заложена воспитательная функция – она «призвана нести детям ценностную нагрузку, создать у них единый исторический, культурный, моральный багаж, который сыграет важную роль в формировании российской идентичности, любви к родине и гордости за ее историю».

Министр культуры Владимир Мединский особо подчеркнул, что учебники истории должны создаваться на основе результатов научных исследований: «Все, что написано в учебниках истории, должно быть многократно выверено учеными, оценено с разных точек зрения, пройти все необходимые экспертные фильтры».

Директор Института российской истории Ю.А. Петров напомнил слова героя из старого фильма «Доживем до понедельника»: История – это наука, которая делает человека гражданином. По словам Петрова, гуманитарный блок, т.е. история, язык и литература являются решающей основой гражданского воспитания новых поколений.

Из данных высказываний видно, что государственные деятели и представители науки согласны с тем, что общенациональный учебник по истории России необходим, и в его задачу входит не только дать знания по предмету, но и воспитать гражданина России на примерах из российской истории.

Но вернемся к нашим дням.

Выбор учебника – непростая и ответственная задача учителя. Одно из существенных современных требований к выбору учебника – понимание авторами учебника сути и значимости методологических и научно-методических подходов для реализации целей обучения. Анализ учебника позволит учителю определить, что именно и зачем будут изучать его ученики, как организовать учебный процесс. Педагогу необходимо понять структуру учебника и дидактические задачи, поставленные авторами, выявить аксиологические (ценностные) идеи. Это особенно актуально при выборе учебников истории для старшей школы. Одна из главных целей обучения истории в средней школе предполагает «глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира» .

Учебники разные, и нельзя сказать, какой из них лучший. Типичной ошибкой учителей является игнорирование анализа учебников. Обычно обращают внимание на формализованные внешние параметры, не вчитываясь в содержание текста, не выявляя методологическую авторскую идею предъявления материала. Как следствие, в практике преподавания истории больше внимание уделяется фактам, конкретике, за благо считается увеличение объёма информации, часто можно наблюдать смешение научно-методологических подходов. Такая практика не позволяет учащимся понять суть исторического процесса, образно говоря, «увидеть за деревьями лес».

Сформулировать критерии современного «хорошего» учебника истории является трудновыполнимой задачей. Практические наблюдения показывают, что даже наиболее известные и считающиеся профессионально подготовленными учебные книги могут не вызывать интереса у школьников. Соответственно, бывают и противоположные факты, когда учебник вызывает интерес учеников, но не пользуется вниманием со стороны учителей. В целом же ситуация такова — учебники истории не являются книгами, интересными для большинства учащихся и соответственно их отношение к учебникам — не слишком позитивно.

Учитель истории сегодня в условиях информационного общества все более становится организатором познавательной деятельности учащихся, ученики все еще доверяют своим учителям истории в качестве носителя определенной информации.

«Хороший» учебник истории — это синтез объективных критериев качества и субъективного педагогического и ученического опыта восприятия данной книги, разработка «индивидуальных учебных пособий», включающих подходящий для каждой темы материал, отвечающий «индивидуальным потребностям учеников». Этот материал, ориентированный на запросы конкретных учащихся, естественно, готовит сам учитель

Сегодня в нашей стране рынок учебников открыт и свободен. За выбор учебников отвечают школы и учителя. Защитой против плохого качества учебных книг считается профессионализм учителей. В отдельных случаях, когда выясняется, что учебник противоречит Конституции, законам страны, Декларации прав человека, органы власти предпринимают соответствующие меры.

Авторы учебников должны быть практикующими педагогами. Методологической основой написания «хорошего» учебника принято считать «дискуссии между научным и педагогическим подходами».

На основании сказанного можно определить несколько критериев выбора учебника.

Критерий первый. Возьму учебник, в котором правильно определены оптимальные пропорции между российскими традициями глубокого изучения исторической панорамы и современным мировыми подходами, направленными на овладение «мастерством критического анализа исторических источников» — текстов, иллюстраций и др., что очень важно для формирования навыков критического мышления и гражданского участия в демократических процедурах.

Критерий второй. Учебник истории «не может быть абсолютно нейтральным, или объективным, и, возможно, не должен быть». Может быть, в России в перспективе возобладает общеевропейская точка зрения, что учебник истории — не может полностью восстановить прошлое, а изучение истории всегда остается незавершенным процессом. Цель же изучения истории — овладение инструментами для анализа и интерпретации прошлого.

Критерий третий. Учебники по социальным дисциплинам — истории, обществознанию, праву должны быть не сводом «достоверных фактов», а инструментом для организации познавательной деятельности на основе исторических источников. Поэтому школьные учебники, написанные академическими учеными без привлечения специалистов в области дидактики и методики преподавания истории, не будут иметь перспективы. Кстати говоря, в этом и заключается принципиальное отличие школьных учебников от учебников для высших учебных заведений, которые, чаще всего, отвечают критериям базовой науки, а не педагогическим требованиям.

Критерий четвертый. Учебники истории должны обеспечить оптимальный баланс между общемировыми, европейскими, российскими и национально-региональными ценностями образования. Актуальной, но еще не решенной научно-практической проблемой является вопрос о ценностях образования для территорий России, находящихся за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке. Вместе с тем этот баланс пока еще не найден даже в теоретическом плане, а в условиях России как поликультурной, многонациональной и поликонфессиональной страны его найти и реализовать на практике — чрезвычайно сложно. Особой научной и практической проблемой является вопрос о цивилизационном диалоге России со странами Азии, в том числе в отношении ценностей образования и культуры.

Критерий пятый. Учитывая, что в современном мире и в России увеличивается доля населения, которые являются мигрантами, большое значение должны иметь учебники для этой категории населения. Соответственно, необходимо подготовить учебники для тех, кто слабо владеет русским языком и кому надо помочь исправить это положение.

Критерий шестой. Проблемой, требующей решения, является подготовка учебников для групп населения с разными способностями. Как вариант решения проблемы могут быть подготовлены учебники с многоуровневым методическим аппаратом.

Критерий седьмой. Современный учебник истории должен сопровождаться специальным комплексом дополнительных учебных материалов, пособиями для учителей и учащихся, слайдами, видеофильмами, компьютерными материалами (CD-дисках), основанными на новых информационных технологиях образования и др. Применяя новые информационные технологии образования, учащиеся могут пользоваться картами, базами данных, вступать в коммуникации.

Критерий восьмой — итоговый. Система образования в Россия не может развиваться в отрыве от общемировых тенденций. Вопрос в том, как наиболее продуктивно соединить российские образовательные традиции и мировую практику. Соответственно, и школьные учебники истории должны быть построены на основе этого синтеза. Поэтому в перспективе предстоит определить концептуальные основы построения нового поколения российского школьного учебника истории.

Необходимо решить проблему выбора учебника:

1.Ограничив рынок предложений, так как сегодня в целях получения прибыли, он завален некачественным продуктом;

2. Обеспечить школы всем набором предложенных на рынке учебников, так как стоимость учебников зачастую не соответствует возможностям родителей, особенно в сельской местности.

Учебно-методический комплекс по истории. Требования к современному учебнику истории.

Учебные комплексы по истории – вся совокупность учебных пособий, ср-в, исп в организации изучения истории

УМК:

  • учебн пособия (хрестоматии, книги для чтения);
  • методическая литература
  • научная, научно-популярная и худож литература
  • наглядные ср-ва обучения

Виды методич пособий:

  • поурочные (рекомендации про­ведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития уча­щихся)
  • тематические (сокращ. времени подготовки к урокам)

Характеристика школьного учебника.

Учебник – массовая учебная книга, излаг. предметное содерж. образования и определяющ виды деят-ти, предназнач для обязат усвоения уч-ся с учетом их возраста. Для учителя – опора для разв-я звеньев, основа для методич. варианта. Для ученика — источник знаний, практикум

.Функ­ции учебника:

  • информационная (раскрыв содерж образов)
  • систематизирующая (обеспечт последовательность и систематизацию изло­жения содерж)
  • координирующая
  • контролирующая (ч/з сис-му знаний)
  • самообразование;
  • воспитательная (реализации воспитат це­лей обучения).

Требования:

  • отраж. базов. минимум и соответств. примерн программе
  • соответств. возрасту, эстетич. нормам;
  • ориентир. на совр уровень ист.науки.
  • разн точки зрения, ученых
  • разнообразн. методич аппарат

Методический аппарат учебника

Главы→ параграфы. Выделение понятий, дат, вопросы и задания, док-ты. Форзац, эрзац. Выводы, схемы, таблицы, рубрики. Внетекстовой комп: картины, карты

Основные дидактические требования к школьному учебнику

Основные дидактические требования к школьному учебнику

Школьный учебник является одним из важнейших дидактических средств обучения. Он должен отвечать основным требованиям и положениям дидактики, соответствовать целям обучения (образования и воспитания) в современной школе; содержанию обучения в целом и по конкретным дисциплинам, общепринятым принципам обучения, организационным формам обучения. Одним из основополагающих дидактических оснований для конструирования учебника является учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения, а также единство преподавания и учения. В связи с этим учебник выступает одновременно как носитель содержания образования и форм фиксации различных элементов содержания образования и как проект (модель) учебного процесса.

Читайте так же:  Отказ адвоката от принятой на себя защиты

1. Соответствие учебника содержанию образования

К содержанию обучения предъявляются определенные научные требования: отражение основ современных научных знаний, раскрытие концепций тем, выступающих в качестве содержательно-логических элементов единой структуры учебного материала.

В содержание обучения включаются как предметные знания, так и определенные виды познавательной деятельности.

Требования к содержанию образования на практике означают его соответствие учебной программе по предмету.

2. Соответствие учебника принципам обучения

В процессе создания школьного учебника необходимо учитывать основные дидактические принципы (общие нормы организации учебного процесса), поскольку они тесно взаимосвязаны с целями обучения.

В наибольшей мере с помощью учебника реализуются принципы систематичности, доступности, наглядности обучения и связи с практикой.

Принцип систематичности применительно к учебнику предполагает последовательное изложение материала, обеспечивающее взаимосвязь категорий, понятий, методов и формирование определенной понятийной системы учебника.

Принцип систематичности предполагает разделение учебника на темы,

темы на параграфы и подпараграфы. Это определяет организацию урока, последовательность изложения материала. В конце параграфов, тем и разделов следует предусмотреть обобщение материала — в параграфе и темах в виде вопросов и заданий, кратких резюме, выделения главных положений, в конце разделов — в виде обобщающих текстов и тем.

Принцип доступности предполагает соответствие изложения учебного материала и его содержания уровню возрастного развития учащихся и их предшествующей образовательной подготовке.

Одним из критериев доступности учебника является его доступность для самостоятельного изучения школьниками.

Принцип наглядности обучения реализуется в ходе конструирования учебника через разработку иллюстративного материала издания, взаимосвязь текста с наглядными пособиями различного рода (таблицами, слайдами, настенными картами и т.д.).

Формы реализации принципа наглядности зависят от психологических и возрастных особенностей учащихся. По мере развития школьников наглядно-образный компонент мышления заменяется словесно-логическим.

Иллюстративный материал учебников для старших классов, как правило, будет представлен различного рода схемами, графиками, диаграммами и т.д., а не изображением реальных объектов.

Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения конкретизируется в требованиях к методическому аппарату и текстам учебника. Хорошая разработка методического аппарата, включающая дифференциацию и разнообразие вопросов и заданий, творческих заданий для самостоятельного выполнения с помощью «методических ключей», направлена на реализацию данного дидактического принципа в учебниках.

3. Основные логико-психологические требования к школьному учебнику

В основе требования соответствия текста учебника психолого-возрастным особенностям учащихся лежат логико-психологические особенности понимания текстов учениками.

В процессе создания учебника необходимо учитывать нормы времени, отведенные на изучение материала.

Это предполагает прежде всего необходимость придерживаться среднего объема учебного материала, предназначенного для изучения на одном уроке, т.е. объема одного параграфа (темы). Фактический объем параграфа вычисляется на основании скорости чтения школьников разного возраста и составляет:

— учебники для начальной школы — 1-2 страницы компьютерного набора (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14);

— учебники 5-6 классов — 2,5-3,0 страницы;

— учебники 7 классов — 3,0-3,5 страницы;

— учебники 8 классов — 3,5-4,0 страницы;

— учебники 9 классов — 4,0-4,5 страницы;

— учебники 10 классов — 4,5-5,0 страниц;

— учебники 11-12 классов — 5,0-5,5 страницы.

Рекомендуемые объемы относятся к основному тексту. В параграф включаются также дополнительный и пояснительный тексты в объеме около 30% от основного текста.

Рекомендуемый объем иллюстративного материала для учебников 5-7 классов — 40%, 8-12 классов — 30% от общего (фактического) объема учебника.

Приведенные нормы прежде всего относятся к учебникам по некоторым естественным и ряду гуманитарных дисциплин.

Требование к ясности языка учебника определяет и объем учебных текстов с точки зрения психологии усвоения материала. Для учебников 1-4 классов рекомендуются предложения из 8 слов, для 5 классов — 8-9 слов; для 6-8 классов — 10-12 слов; 8-9 классов — 12-14 слов; 10-12 классов — 14-16 слов.

От психолого-возрастных особенностей школьников зависит и рекомендуемая средняя длина слов с количеством букв не более 6.

Желательно не превышать длину таких слов: в учебниках для 1-4 классов — более 8 букв; 9 классов — более 9 букв; 8-9 классов — более 11 букв; 10-12 классов — более 12 букв.

В окончательном виде вопрос о соответствии учебника психологическим и возрастным особенностям учащихся решается в ходе опытной проверки (апробации) и доработки учебника.

4. Структура школьного учебника

4.1 Оглавление является важным элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника. Краткость (лаконичность) заголовков значимых частей текста, их цветовое и шрифтовое оформление способствуют быстрому поиску необходимой информации.

4.2 Предисловие — это вводный текст, обеспечивающий изложение основного материала учебника. В предисловии отмечается значение учебной дисциплины, ее место среди других дисциплин, основные задачи изучения предмета и т.д. В нем авторы раскрывают структуру учебника, а при необходимости и логику рассмотрения предмета.

4.3 Основной текст является структурой, содержащей научно отобранный и систематизированный автором учебный материал в строгом соответствии с программой по предмету. Данный текст служит основным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения.

4.4 Приложения. В качестве приложений целесообразно использовать официальные и справочные материалы, которые дополняют или иллюстрируют основной текст. В состав приложений входят таблицы, схемы, рисунки, карты, вклейки, чертежи, словари, списки, иллюстрации и т.д. Приложения по частным вопросам помещаются в соответствующих частях текста. В конце учебной книги помещаются приложения, относящиеся по своему характеру и содержанию к книге в целом или к ее отдельным разделам. Все приложения группируются по содержанию и пронумеровываются.

4.5 Указатели (словари — алфавитные, предметные, именные)

являются справочными путеводителями по учебнику. Они должны располагаться в алфавитном, хронологическом или ином порядке, ориентирующем учащихся в содержании и структуре учебной книги.

В предметные указатели включаются основные термины и понятия, встречающиеся в учебной книге, а в именные — фамилии и инициалы лиц, сведения о которых находятся в учебнике.

4.6 Литература (библиография) — раздел учебника, включающий список литературы, используемой в учебнике, а также дополнительно рекомендуемой для изучения по данному предмету. Выступает в виде построчных ссылок, затекстованных ссылок, специальных списков и обзоров в конце учебника. Дополнительная литература подбирается с учетом содержания предмета и возраста учащихся. Работы монографического характера в рекомендуемой школьникам литературе должны быть исключены.

Основные текстовые структурные компоненты учебника

Тексты различаются по тем доминирующим функциям, которые позволяют наиболее полно и эффективно использовать каждый из них в процессе обучения.

Основной текст учебника служит главным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Ядро основного текста составляют знания об основных понятиях, законах, теориях и способах деятельности. В нем раскрывается содержание изучаемых понятий и других форм знаний.

Дополнительные тексты содержат учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки школьной программы.

Особая роль принадлежит дополнительным текстам в осуществлении воспитательной функции учебника.

Пояснительный текст содержит необходимый для понимания и наиболее полного усвоения учебный материал. Пояснительные тексты составляют главную часть справочного аппарата книги, непременными требованиями к которому выступают его неразрывная связь с основным текстом учебника и отсутствие в нем излишнего материала.

Аппарат организации усвоения — структурный компонент учебника, призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебника.

Основные элементы аппарата организации усвоения:

вопросы и задания;

упражнения (формирующие умение работать с учебником и другими печатными пособиями, справочной, художественной, научно-популярной

памятки или инструктивные материалы;

подписи к иллюстративному материалу.

Иллюстративный материал по своей доминирующей функции является наглядной опорой мышления, призванной усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала.

Аппарат ориентировки представляет совокупность дополнительных и справочно-вспомогательных материалов, которые помогают учащимся быстро и безошибочно находить в учебной книге необходимый материал, создавая условия для успешной самостоятельной работы с ним. Аппарат ориентировки включает в себя следующие структурные элементы:

Требования к учебнику истории. Их реализация в современных учебниках истории

Анализ учебной исторической литературы советского и постсоветского периода. Исследование проблем содержания исторического образования и качества учебников. Описания механизма подготовки, экспертизы и обеспечения школ учебной литературой нового поколения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра отечественной истории

По дисциплине: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

На тему: ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНИКУ ИСТОРИИ. ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ.

Выполнила: Целик Елена Сергеевна,

Проверил: Кислицин В. И.

1. Анализ учебной исторической литературы советского и постсоветского периода

2. Требования к современным ученикам истории

3. Каким должен быть современный учебник истории

В системе образования, как и в обществе в целом, произошли серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского общества. Значительные изменения произошли и в системе исторического, обществоведческого и гражданского образования.

В основу процесса реформирования системы образования, которое во многом совпало с фундаментальными преобразованиями российского общества, начатыми после 1991 г., был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики и образовательных систем. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность на овладение богатством отечественной и мировой культуры, духовным опытом человека, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления — вот практические ориентиры реформы образования, главный вектор ее развития.

По-прежнему остро стоит проблема содержания исторического образования и качества учебников. Нестабильность и политизированность общества, его переходный характер сказались на состоянии социально-гуманитарных наук и не позволили создать на основе фундаментальных исследований современную концепцию исторического и обществоведческого образования в системе общего среднего образования. Институты Российской академии наук и Российской академии образования предпринимают усилия к исправлению положения, но эти усилия пока не увенчались итоговым документом. Школа же, как процесс непрерывного духовного воспроизводства, не может успешно функционировать в условиях мировоззренческого вакуума. Обучение истории в общеобразовательных учреждениях России занимает ведущее место в социально-гуманитарном образовании. В процессе корректировки реформы общего среднего образования содержание исторического образования сегодня в большей степени, чем ранее, нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному прошлому народов России.

В настоящее время формируется новая структура школьного исторического образования и складывается целостная система исторических и обществоведческих курсов. В школах России изучаются отечественная и всеобщая история с древнейших времен до настоящего времени. Дополнительно изучаются курсы региональной истории. Систематическое изучение истории преимущественно ведется синхронизированными, параллельными курсами отечественной и всеобщей истории. В некоторых школах изучаются интегрированные курсы «Россия и мир», причем соотношение между отечественной и всеобщей историей изменилось в пользу отечественной: если ранее на отечественную историю отводилось 50% учебного времени, то сейчас—70%. В 3-4 классах начальной школы преподаются вводные и начальные курсы по родной истории, содержащие элементарные знания о человеке, обществе, правах человека. В 5-9 классах преподаются систематические завершенные курсы истории. В 10-11 классах учащимся предлагаются курсы отечественной и всеобщей истории на более высоком проблемно-теоретическом уровне. Во многих общеобразовательных учреждениях в старших классах наряду с историей России изучается «История мировых цивилизаций». В гуманитарных классах и школах вводятся курсы по выбору: по российской цивилизации, по изучению отдельных периодов российской истории. Общее количество часов, выделяемых в школах России на изучение истории, остается неизменным в основной и полной средней школах.

Нерешенной в научно-методическом плане проблемой является эффективное изучение исторических и обществоведческих курсов в старших классах и обеспечение их новыми учебниками.

1. Анализ учебной исторической литературы советского и постсоветского периода

Одной из актуальных задач совершенствования исторического образования в системе общего среднего образования является подготовка нового поколения учебных книг по истории.

Читайте так же:  Приказ 750 здравоохранение

В советской дидактике учебник рассматривался как нормативный документ, определяющий круг знаний — понятий, закономерностей, основных фактов, которые должны были составлять содержание обучения. Учебник должен был помочь учителю определить уровень глубины знаний, их мировоззренческую направленность, а также дать педагогам ориентиры для организации процесса обучения и развития учащихся. Тогда государство было заинтересовано в монополии учебных книг по истории, которая являлась средством обеспечения единой идеологической, воспитательной, информационной и контрольной политики.

Среди достижений создателей советских учебников истории можно назвать подготовку основного текста, учитывающего возрастные познавательные возможности школьников, разработку эффективного для своего времени методического аппарата, способствующего закреплению и воспроизведению исторических факторов и теоретических обобщений. Успехом советского учебного книгоиздания можно считать создание яркого иллюстративного ряда. В результате многолетнего совместного труда авторов, дидактов, издателей сложился тип стабильных учебников истории, по которым десятилетиями учились школьники. Среди авторов этих стабильных учебников назовем Ф.П. Коровкина, Г.М. Донского, М.В. Нечкину, П.С. Лейбенгруба, Т.С. Голубеву.

Однако в условиях постсоветской России все эти учебные книги были подвергнуты критике за однобокость, идеологизированность и политизированность содержащейся в них информации. В условиях реформы общего среднего образования был отвергнут принцип единого унифицированного учебника. Педагогическая общественность пришла к убеждению, что в России как в поликультурном и многонациональном государстве должны быть параллельные и профильные учебники, в которых должны учитываться социокультурные особенности этносов и регионов России. Эти тенденции были обобщены и закреплены в решении коллегии Минобразования России «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» от 12 декабря 1994 г. Это решение стало основой для реализации принципа вариантности исторического образования и подготовки федерального комплекта (перечня) учебников по истории.

В 90-е годы были созданы учебники истории нового поколения, которые можно определить как описательно-аналитические. В них авторская позиция не считается единственно возможной, в ряде случаев излагаются различные интерпретации, ключевая роль обычно отводится фактам. При этом в большинстве случаев внимание к событию, к яркому описанию сочетается со стремлением осмыслить прошлое. Авторы этих учебников находят баланс между соотношением сюжетного и аналитического материала.

Учитывая, что на протяжении 90-х гг. XX в. под влиянием таких масштабных факторов, как информационная революция, трансформация политической, экономической, социальной структуры российского общества, реформирование и модернизация системы образования, произошли качественные изменения целевых, ценностных, содержательных и процессуальных основ учебников истории, представляется значимым исследовать, в какой мере современные учебники истории соответствуют доминирующей образовательной парадигме, способны ли они и насколько успешно на основе новейших теоретических и прикладных разработок выполнить социальный заказ общества, зафиксированный в Государственном образовательном стандарте.

2. Требования к современным ученикам истории

В условиях вариативного образования современные учебники истории должны отвечать следующим требованиям:

-соответствовать обязательному минимуму содержания и авторской программе по истории; обеспечиваться и дополняться разноплановыми учебно-методическими пособиями;

-издаваться на основе единой программы в составе учебно-методического комплекса; обеспечивать преемственность школьного исторического образования по «вертикали»;

-отказаться от политических пристрастий, быть более взвешенными в освещении спорных и конфликтных тем;

-по возможности в равной степени знакомить учащихся с разными аспектами исторического прошлого — культурными, социальными, духовными и др.;

-быть вариативными, отражать особенности регионов России, ее многонациональность и поликультурность;

-быть многофункциональными, совмещая в себе авторский текст, хрестоматийные и справочные материалы, иллюстрации, методический аппарат, оценочный инструментарий;

-раскрытие истории в эмоционально-насыщенных образах;

-построение материала в виде рассказов, форме книги для чтения;

-ориентация читателя на стимулирование творческого воображения и совершенствование эмоционально-ценностного восприятия учащихся;

-раскрытие классического набора фактов, составляющих фундаментальную основу исторической науки и вместе с тем опора на новые достижения исторической науки;

-построение учебника в форме, удобной для организации учебного процесса; подготовка учащихся к восприятию цивилизационного подхода в старших классах;

-формирование исторического сознания школьников; возможная форма построения учебного процесса — введение курса истории мировых цивилизаций;

-обеспечение специфики исторического образования в различных видах и типах учебных заведений.

В системе образования в 90-е годы вместо классической утвердилась личностная (личностно ориентированная) парадигма, основанная на признании уникальности интересов и образовательных потребностей каждого конкретного человека. Личностно ориентированная парадигма предполагает приоритет следующих принципов построения системы исторического образования:

целостность, последовательность, системность и интегративность; вариативность и плюрализм;

несколько уровней системы образования;

включение российской системы образования в международное образовательное пространство;

творчески-проектный и опережающий характер подготовки учителей истории.

Поворотными, ключевыми моментами, непосредственно повлиявшими на изменение содержательных и процессуальных основ учебников истории, можно назвать следующие:

1) Изменение социальных целей образования, гуманитаризация и гуманизация образования, повлекшие за собой новую дидактическую модель обучения, при которой ученик становится равноправным субъектом познания.

2) Изменение теоретико-методологических основ фундаментальной науки. Переход от монодоктринальности к плюрализму мнений и оценок, дискуссионность и нерешенность многих проблем и вопросов в исторической науке, которая является базовой научной дисциплиной для школьного курса истории.

Отход от жестко детерминированной схемы истории в марксистском понимании на уровне школьного исторического образования в условиях формирующегося в России правового государства и гражданского общества выразился в отказе от единого учебника и появлении авторских программ и учебников, предлагающих различные интерпретации школьных курсов истории.

3) Изменение структуры школьного исторического образования, переход от линейной к концентрической структуре. Вместо единого полного цикла истории, изучаемого в хронологическом порядке с древности до современности на протяжении основной и полной средней школы, было создано два подобных завершенных цикла: в основной (5-9 классы) и в полной средней школе (10 — 11 классы).

Это повлекло за собой перераспределение и сокращение учебных часов внутри Базисного федерального плана. Теперь вместо 612 учебных часов на курс истории, построенный по линейному принципу, отведено 350 учебных часов в основной школе и 140 часов на старшей ступени полного среднего образования по концентрической модели исторического образования.

Созданы вариативные комплексы учебников для начальной, основной и старшей школы. В теоретическом отношении эти учебники написаны на основе разных авторских концепций, методологических и методических подходов, что затрудняет учебную деятельность педагогов и учащихся. Поэтому одной из актуальных задач является подготовка концептуально однородных и совместимых по вертикали учебно-методических комплексов.

В связи с переходом на 12-летнюю модель среднего образования должно быть подготовлено новое поколение учебников для обычных и специализированных школ и классов.

3. Каким должен быть современный учебник истории

Ученики должны не только знать даты и факты, но и уметь работать с источниками, анализировать, описывать, объяснять, сравнивать исторические версии и оценки, аргументировать свою точку зрения, уметь работать с различной информацией. Значит, современный учебник надо рассматривать именно с этих позиций. Школьный учебник является сегодня и источником знаний, и важнейшим средством, с помощью которого учитель развивает мышление, учит анализировать материал, самостоятельно обосновывать и отстаивать свою точку зрения.

В настоящее время хороший учебник — это, прежде всего, инструмент организации учебной деятельности на уроке. Он играет важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части обучающей технологии и в её реализации.

В учебнике важны три его составляющие: дидактика, психология, методика. Это означает, что учебник должен давать знания (чему-то учить), отвечать психологическим и возрастным особенностям учащихся, быть хорошо методически построенным. Методический аппарат учебника должен быть таким, чтобы он предоставлял возможность учителю организовать разнообразные виды деятельности на уроке. Чем больше таких видов деятельности используется, тем продуктивнее проходит урок, тем больше отдача от него. Ученик может просто пересказывать прочитанный материал, а может быть активным участником ролевой игры, диспута.

Смена видов деятельности: чтение текста, работа с документом и с иллюстрациями — всё это способно поддерживать высокую активность детей на уроке.

Авторский текст учебника должен легко и с интересом читаться учениками. Современная тенденция, когда учебники создаются крупными историками-специалистами, не всегда оправдана: зачастую написанные ими тексты мало понятны не только ученикам, но и учителям. Они не отвечают психологическим особенностям конкретного возраста учащихся, методический аппарат сводится лишь к сложно сформулированным вопросам в конце параграфа. Как правило (опыт это подтверждает), ни один современный ученик (без специального указания учителя) не читает вопросы в конце параграфа. С другой стороны, качественный учебник учителя и методисты без привлечения специалистов написать не могут.

Современные дидактические задачи выводят на первый план систему вопросов и заданий в учебном пособии. Для того чтобы научиться работать с исторической информацией, школьник должен научиться отвечать на вопросы и, что ещё более важно, уметь их формулировать и задавать. Работа над учебником должна начинаться не с определения объёма фактов и концептуальных основ текста, а с решения вопросов: чему может научить данный учебник и какими средствами можно достичь поставленной цели.

Обязательный элемент учебника — источник. До сих пор во многих учебных книгах он служит простой иллюстрацией к авторскому тексту. Сегодня источник — это важнейшее средство обучения работе с исторической информацией. Однако преподавание, построенное на изучении источников, требует огромного количества времени. Порой для получения простых выводов требуется трудоёмкое обсуждение на уроке, большое мастерство в интерпретации текстов. Целостная картина восприятия исторического материала порой отходит на задний план. Поэтому в учебнике должно быть найдено разумное сочетание учебного текста и исторического документа для каждого класса.

Важнейший компонент учебника — это иллюстрации, причём не только привычные музейные экспонаты, но и нарисованные на определённую тему картинки, карикатуры, плакаты, современные фотографии. Именно они обучают детей навыкам работы с визуальной информацией.

В современном учебнике обязательно должны быть следующие рубрики, например: «Для тех, кто хочет знать больше», «Интересное задание», «Трудный вопрос» и др. Именно они способны заинтересовать учеников, вызвать желание узнать больше.

Проблемность, диалог и дискуссии должны занять ведущее место на страницах учебника, наряду с учебниками-монологами должны появиться учебники-диалоги. В таком учебнике следует предусмотреть различные методические приёмы, позволяющие научить школьников работать с литературой.

Учебник должен содействовать развитию психических возможностей учащихся: их интеллектуальных способностей, мотивационной сферы, личностных качеств, системы ценностных ориентаций и т.д., т.е. обеспечивать условия для формирования всей совокупности психических свойств личности, которые лежат в основе активной, продуктивной и самостоятельной жизнедеятельности в условиях всё более усложняющейся социальной действительности.

Учебник — это интересная книга. Изложение в учебнике материала, будучи по содержанию строго научным, по форме должно быть популярным в лучшем смысле этого слова. Необходимо, чтобы учебник «беседовал» с учеником живым языком, чтобы в учебном материале использовались образные, запоминающиеся сравнения и аналогии, вызывая в сознании яркие образы и ассоциации.

Среди нерешенных проблем исторического образования выделяется отсутствие принятой педагогическим сообществом фундаментальной научной концепции исторического и обществоведческого образования, в частности для средней школы.

Перспективной задачей для всех общеобразовательных учреждений является построение целостной системы исторического, обществоведческого и гражданского образования, а также общественного воспитания, основанной на сочетании российских ценностей и общемировых достижений. В связи с этим для России особенно актуален поиск оптимального баланса общефедеральных, национально-региональных и локальных компонентов содержания образования.

Отсутствие сформулированных на основе согласия между различными политическими силами идеологических основ Российского государства затрудняет формирование и реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования в целом и особенно в отношении образования историко-обществоведческого.

В связи с этим необходимо провести широкую общественно-педагогическую дискуссию по проблемам государственной политики в области школьного исторического и обществоведческого образования, включая проблемы разработки фундаментальной концепции социально-гуманитарного образования, а также механизм подготовки, экспертизы и обеспечения школ учебной литературой нового поколения. Направлением этой дискуссии может стать поиск эффективных форм и методов повышения квалификации учителей истории, преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений.

учебник исторический образование школа

1. Вяземский Е. Е. Школьное историческое образование: опыт и проблемы. -Новая и новейшая история, №1, 2000г.

2. Крючкова Е. А. Становление школьных учебников истории нового поколения в современной России: 90-е гг. XX — начало XXI вв. : Дис. М., 2005 267 c.

Требования к современному учебнику по истории