Налог с дохода физических лиц какой бюджет

Содержание страницы:

Планирование поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

1 Теоретические аспекты планирования и прогнозирования НДФЛ

1.1 Экономическое содержание НДФЛ

1.2 Планирование и прогнозирование НДФЛ

2. Анализ динамики и методы прогнозирования НДФЛ

2.1Анализ динамики поступления НДФЛ по г. Салават РБ

2.2 Выявление тенденции развития динамики среднегодового дохода

(на 1-го работающего)

2.3 Прогнозирование среднего дохода 1-го работающего

2.4 Изучение сезонности среднегодового дохода

2.5 Индексный анализ поступления НДФЛ

2.6 Корреляционно – регрессионный анализ влияния динамики объема производства на динамику доходов 1-го работающего

Список использованной литературы

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием Закона РФ от 07.12-91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

С введением этого Закона в действие с 1 января 1992 г. в России была создана принципиально иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе, система подоходного обложения физических лиц. Она стала базироваться на определенных принципах, отличных от действовавших в системе централизованного государственного регулирования экономики, которые со временем изменялись и уточнялись, пока, наконец, не приобрели относительно законченный вид в Налоговом кодексе РФ.

Важнейшим принципом ныне действующей системы НДФЛ является равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Это означает, что все налогоплательщики равны перед законом, отсутствуют категории налогоплательщиков, которые были бы освобождены от налогообложения по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного уровня. Только лишь размер совокупного дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложения любого налогоплательщика.

Налоговое законодательство установило обложение совокупного годового дохода. Это положение сохранено и в Налоговом кодексе, несмотря на введение единой ставки налога для соответствующих видов доходов. При этом сохранился действовавший ранее принцип возложения на работодателя обязанности взимать и перечислять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим или привлеченным работникам. Этот принцип называется принципом первичного взимания налога у источника получения доходов.

В практику подоходного обложения физических лиц был введен еще один новый принцип — установление не облагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода. С принятием Налогового кодекса, не облагаемый налогом минимум стал называться стандартным налоговым вычетом.

Примерно на таких же принципах строится система подоходного обложения физических лиц в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ в общей системе налогообложения.

Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения данным на­логом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от местного до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов.

НДФЛ — самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных ус­ловиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Одновременно с этим именно в НДФЛ наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.

Указанные особенности НДФЛ накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Все вышесказанное определило актуальность темы данной работы и необходимость планирования и прогнозирования НДФЛ.

В работе рассмотрены теоретические аспекты планирования и прогнозирования НДФЛ, а также методика анализа и прогнозирования НДФЛ (на примере г.Салавата РБ)

1 Теоретические аспекты планирования и прогнозирования налога на доходы физических лиц.

1.1 Экономическое содержание НДФЛ

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.

Однако в годы советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная доля

поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.

Достаточно сказать, что в доходах государственного бюджета страны, включавшего в себя бюджеты всех уровней власти, поступления подоходного налога составляли не более 5—6%. Единственным, предназначением подоходного налога в то время являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих. Это обеспечивалось путем установления для основной массы трудящихся уплаты налога по пониженным ставкам, которые практически не являлись прогрессивными и колебались от 8,2 до 13%. При этом отдельные категории рабочих и служащих вообще были освобождены от уплаты подоходного налога, в том числе колхозники, военнослужащие. Вместе с тем доходы всех остальных физических лиц, которые занимались так называемой индивидуально – трудовой деятельностью и которые, по мнению государства, получали значительные доходы, облагались по высоким ставкам, достигавшим для кустарей и ремесленников 81%, а по гонорарам авторов произведений пауки и искусства — 69%. Подоходное налогообложение, таким образом, характеризовалось отсутствием основополагающего принципа налогообложения — равенства всех плательщиков перед законом

Не оказывал серьезного влияния этот налог в годы советской власти и на материальное положение населении страны. Это объяснялось отсутствием существенной дифференциации доходов населения, отличавшихся низким уровнем. В этих условиях установленная прогрессивная шкала налогообложения затрагивала интересы весьма незначительного числа налогоплательщиков, и поэтому абсолютное большинство населения и платило налог по минимальной ставке. Через систему подоходного налогообложения с населения изымалось в разные годы от 6 до 7% его дохода.

Наряду с этой характерной особенностью того времени, в стране была установлена жесткая регламентация уровня заработной платы работников не только бюджетной сферы, но и сферы материального производства. Это давало возможность государству фактически закладывать размер уплачиваемого подоходного налога в качестве элемента оплаты труда.

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием Закона РФ от 07.12-91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

С введением этого Закона в действие с 1 января 1992 г. в России была создана принципиально иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе, система подоходного обложения физических лиц. Она стала базироваться на определенных принципах, отличных от действовавших в системе централизованного государственного регулирования экономики, которые со временем изменялись и уточнялись, пока, наконец, не приобрели относительно законченный вид в Налоговом кодексе РФ.

Важнейшим принципом ныне действующей системы НДФЛ является равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Это означает, что все налогоплательщики равны перед законом, отсутствуют категории налогоплательщиков, которые были бы освобождены от налогообложения по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного уровня. Только лишь размер совокупного дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложения любого налогоплательщика.

В отличие от действовавшего в Советском Союзе принципа обложения месячных доходов вне зависимости от совокупного годового дохода российское налоговое законодательство установило обложение совокупного годового дохода. Это положение сохранено и в Налоговом кодексе, несмотря на введение единой ставки налога для соответствующих видов доходов. При этом сохранился действовавший ранее принцип возложения на работодателя обязанности взимать и перечислять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим или привлеченным работникам. Этот принцип называется принципом первичного взимания налога у источника получения доходов.

Новым для российских налогоплательщиков стал принцип предоставления в определенных случаях декларации о совокупном годовом доходе. Следует при этом подчеркнуть, что с установлением Налоговым кодексом единой ставки налога с 2001 г. резко сужен перечень категорий и число налогоплательщиков, обязанных заполнять и представлять налоговые декларации.

В практику подоходного обложения физических лиц был введен еще один новый принцип — установление не облагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода. С принятием Налогового кодекса, не облагаемый налогом минимум стал называться стандартным налоговым вычетом.

Важнейший принцип подоходного налогообложения физических лиц — недопущение уплаты этого налога за плательщика. Иными словами, налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода. Предприятия и организации любой формы собственности и любой организационно-правовой формы, выплачивающие физическим лицам доходы, не имеют права вносить НДФЛ за граждан за счет своих средств, а также при заключении договоров и других сделок включать налоговые оговорки в этой части наконец, последним по порядку, но не по значению является принцип предоставления отдельным категориям налогоплательщиков целевых налоговых льгот (в России — в форме доходов, не подлежащих налогообложению), направленных на решение важнейших социальных задач.

Примерно на таких же принципах строится система подоходного обложения физических лиц в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ в общей системе налогообложения.

Читайте так же:  Какие документы надо оформить при покупке квартиры

Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от местного до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов.

Налог с дохода физических лиц какой бюджет

Повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с нынешних 13 до 17% позволило бы почти сбалансировать бюджетную систему России, а вместе с ускорением налогового маневра в нефтяной отрасли и отменой неэффективных налоговых льгот вывело бы бюджет расширенного правительства в зону профицита без учета расходов на обслуживание долга. Это следует из расчетов экспертов, представленных в начале февраля на заседании рабочей группы Экономического совета при президенте (документ есть у РБК). Расчеты готовили сотрудники РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ по просьбе Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, говорит один из авторов доклада — директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский.

Власти сейчас готовят контуры новой налоговой политики вслед за поручением президента Владимира Путина провести «настройку» налоговой системы. Общий уровень налоговой нагрузки на экономику они менять не хотят, но предлагают перераспределить различные налоги и социальные взносы, чтобы стимулировать деловую активность, повысить конкурентоспособность экономики и улучшить структуру доходов бюджетной системы.

Плюс 1% ВВП за счет подоходного налога

Сценарий, представленный в рамках Экономического совета, предполагает рост подоходного налога с 2020 года. Последствия просчитаны для бюджета расширенного правительства — федеральный бюджет, региональные и муниципальные бюджеты плюс бюджеты социальных фондов (в прошлом году дефицит расширенного бюджета составил почти 3,7% ВВП). Если в существующих налоговых условиях дефицит в 2020 году составит 1,5% ВВП, то повышение НДФЛ позволило бы сократить его сразу на 1% ВВП, следует из расчетов. В текущей ситуации дефицит расширенного правительства будет сохраняться каждый год вплоть до 2035-го, когда он достигнет пика — 3,4% ВВП. В основе расчетов лежит цена нефти в $45 за баррель.

Расчеты были представлены в рамках доклада «Ограничения и задачи бюджетной политики до 2024 года» на заседании рабочей группы, которое прошло в ЦСР в начале февраля, говорит РБК один из участников встречи. Презентацию показал ректор ВАВТ Сергей Синельников-Мурылев, уточняет представитель ЦСР. Он подчеркивает, что это не предложения ЦСР — те будут готовы только к маю вместе со всей программой, которую пишут эксперты центра. На заседании присутствовал министр финансов Антон Силуанов. На лекции в Финансовом университете 15 февраля он упомянул про оценки, предполагающие повышение НДФЛ на 4 п.п., но не уточнил, кому они принадлежат (пресс-служба Минфина не смогла это уточнить позднее). Минфин придерживается точки зрения, что трогать ставку НДФЛ не нужно, говорит источник РБК в ведомстве. Представители Минэкономразвития не присутствовали на заседании в ЦСР, предложения или расчеты о повышении НДФЛ в ведомство не поступали, сообщила РБК представитель министерства.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью пяти телеканалам в середине декабря заявил, что шкала подоходного налога останется плоской. Однако на вопрос, останется ли ставка на том же уровне, что и сейчас, или будет «повыше», прямого ответа он не дал. «Что же касается конкретных цифр, дайте возможность правительству поработать. Очевидно, что эти изменения не должны быть существенными, если они вообще будут», — сказал глава правительства.

Отдельно эксперты просчитали результат повышения подоходного налога до 15%, но в условиях 2015 года. В таком случае доходы консолидированных региональных бюджетов (именно туда идут поступления от НДФЛ) выросли бы на 0,5% ВВП.

Риски есть, но их можно нивелировать

Рост ставки НДФЛ влечет риск ухода граждан в теневой сектор, допускает Дробышевский, но этот риск можно снизить при одновременном сокращении тарифа страховых взносов до 22% (сейчас — 30%). Подоходный налог в 13% — низкий, однако его повышение должно идти в комплексе с другими реформами, считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Согласно долгосрочному бюджетному прогнозу, доходы государства относительно размера экономики при неизменных налоговых условиях в предстоящие годы будут сокращаться — с 33,3% ВВП в 2016 году до 29,9% в 2034 году. Это произойдет в связи с изменением условий торговли, снижением доли нефтегазового сектора в ВВП и ухудшением условий добычи. Еще одна проблема — недостаточный объем производительных расходов, которые способствуют экономическому росту. Увеличить их благодаря уменьшению непроизводительных трат «в полном объеме невозможно», так как российское общество традиционно предъявляет высокий запрос на перераспределение доходов и предоставление благ, указывают эксперты.

По мнению авторов доклада, повышать налоги в 2017–2018 годах не следует, но прибегнуть к этой мере стоит с 2019 года, когда начнется экономический рост и доверие граждан к государству повысится. Силуанов считает, что уровень налоговой нагрузки в экономике целесообразно будет зафиксировать по состоянию на 2019 год и не менять в течение хотя бы шести лет, сказал он 15 февраля. Минэкономразвития и Минфин сейчас обсуждают схему «21/21», при которой снижение страховых взносов до 21% будет профинансировано за счет повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18 до 21%, говорили источники РБК. Впрочем, дискуссия еще не закрыта.

Повышение ставки НДФЛ не единственная налоговая мера, рассматриваемая экспертами, хотя и самая эффективная. Так, налоговый маневр в нефтяном секторе дал бы положительный фискальный эффект в 0,7–0,9% ВВП в 2019–2035 годах. Постепенная отмена налоговых льгот и улучшение администрирования помогли бы увеличить доходы на 0,1–0,5%. Общая идея — в том, чтобы достичь в бюджетной системе нулевого первичного дефицита или даже профицита (первичный баланс — без учета расходов на обслуживание долга).

Авторы документа не направляли его в правительство или Минфин, говорит Дробышевский.

При участии Ивана Ткачева, Анны Могилевской

НДФЛ (налог на доходы физических лиц)

НДФЛ — это налог, который взимается с зарплаты и других доходов физических лиц, а также с доходов индивидуальных предпринимателей на общей системе налогообложения (устаревшее название — «подоходный налог»). В большинстве случаев ставка налога составляет 13%. Сегодня мы публикуем статью, посвященную главе 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». В ней доступно, простым языком описаны порядок расчета и уплаты НДФЛ, ставки налога, налоговые вычеты по НДФЛ и сроки сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Плательщики НДФЛ

Начнем с ответа на вопрос, кто является налогоплательщиками НДФЛ. Налог на доходы физических лиц платится лично (или налоговыми агентами за счет личных средств налогоплательщиков) следующими лицами:

  • гражданами, которые являются налоговыми резидентами РФ (то есть физических лиц, фактически находящихся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев). У резидентов под налогообложение подпадают доходы, полученные как в РФ, так и за ее пределами.
  • гражданами, которые не являются налоговыми резидентами РФ (то есть физических лиц, фактически находящихся в России менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев). У нерезидентов под налогообложение подпадают только доходы, полученные от источников в России.

Налоговая база по НДФЛ (на что начисляется налог)

НДФЛ начисляется на доходы, которые делятся на две категории: полученные от источников в РФ и полученные от источников за пределами России. К «российским» доходам по НДФЛ относится заработная плата, вознаграждение за работы и услуги, выполненные в нашей стране, дивиденды и проценты, выданные российскими компаниями, выручка от продажи или сдачи в аренду имущества, находящегося в РФ, и некоторые другие виды выплат.

Перечень является открытым, и в нем есть такой пункт, как «иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации».

Список доходов от зарубежных источников напоминает перечень «отечественных» доходов. Он тоже является открытым и содержит пункт об «иных доходах».

Какие доходы не облагаются НДФЛ

В посвященной налогу на доходы физических лиц главе 23 Налогового кодекса перечислены доходы, освобожденные от НДФЛ. Среди них государственные пособия (за исключением больничных) и установленные законом компенсационные выплаты.

В частности, не облагаются НДФЛ компенсации, связанные с увольнением (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), и возмещение командировочных расходов. При этом некоторые виды командировочных не облагаются НДФЛ в полном объеме (например, проезд до места назначения и обратно), другие — в пределах определенного лимита. Так, от НДФЛ лимитировано освобождаются суточные. При российских командировках не более 700 руб. в день, при зарубежных — не более 2 500 руб. в день.

В списке упомянуты и другие виды необлагаемых доходов. Добавим, что перечень является закрытым.

Основная ставка НДФЛ составляет 13 процентов. Именно она применяется к доходам в виде заработной платы и в виде выручки от предпринимательской деятельности, полученной ИП. Такая же ставка с 2015 года применяется и к дивидендам, выплаченным резидентам РФ.

Для некоторых видов дохода введены другие значения. Например, для выигрышей и призов в сумме свыше 4 000 руб. в год — ставка 35 процентов.

Для расчета НДФЛ нужно определить налоговую базу (то есть сумму облагаемых налогом доходов) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. В результате вы получите сумму НДФЛ. По доходам, подпадающим под разные ставки, базы определяются отдельно. Обратите внимание: налоговую базу по дивидендам необходимо определять отдельно от иных доходов. То есть, при исчислении НДФЛ с дивидендов и НДФЛ с зарплаты следует рассчитывать две разные налоговые базы (несмотря на то, что ставка по этим выплатам с 2015 года одинаковая).

Читайте так же:  Приказ 63 мчс от 10.02.2019

Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который равен одному календарному году. Иными словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

Для выплат, облагаемых по ставке 13 процентов, база уменьшается на так называемые налоговые вычеты. В этом случае нужно просуммировать все налогооблагаемые доходы, отнять налоговые вычеты, и полученную цифру умножить на 13 %. Если оказалось, что доходов меньше, чем вычетов, то база принимается равной нулю. При этом отрицательная разница между доходами и вычетами в общем случае на следующий год не переносится, а убытки прошлых лет не уменьшают налоговую базу текущего периода.

Для выплат, облагаемых по другим ставкам, налоговые вычеты не применяются. Здесь величина НДФЛ определяется прямым перемножением облагаемого дохода и ставки. В отношении доходов от долевого участия в организации (то есть, дивидендов, полученных налоговыми резидентами РФ) налоговые вычеты применять тоже нельзя (хотя ставка по ним 13%).

Налоговые вычеты по НДФЛ

Существует пять видов налоговых вычетов по НДФЛ: стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные.

Стандартные вычеты перечислены в статье 218 Налогового кодекса. Согласно ей все граждане, имеющие детей, вправе ежемесячно получать вычет в размере 1 400 руб. на первого ребенка, 1 400 руб. на второго ребенка и по 3 000 руб. на третьего и каждого последующего ребенка. «Детские» вычеты предоставляются вплоть до месяца, в котором зарплата сотрудника у данного работодателя, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила 350 000 руб.

Стандартные вычеты по НДФЛ распространяются только на доходы, полученные от одного из работодателей по выбору налогоплательщика. Другими словами, если человек трудится на двух или более работах, стандартные вычеты он может получить лишь на одной из них.

Профессиональные вычеты полагаются индивидуальным предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой. Также право на данный вид вычетов имеют лица, выполняющие работы или услуги по договорам подряда, и те, кто получает авторское вознаграждение (ст. 221 НК РФ).

Профессиональные вычеты по сумме равны документально подтвержденным расходам, связанным с соответствующей деятельностью. По сути, определение таких вычетов для ИП аналогично определению расходов при налогообложении прибыли организации. Если же документы, подтверждающие расходы, отсутствуют, вычеты предоставляются по нормативам (для предпринимателей это 20 процентов от полученных доходов).

Социальные и имущественные вычеты по НДФЛ заинтересуют тех, кто слышал о возврате или возмещении НДФЛ — например, о возврате НДФЛ за обучение. На социальные вычеты могут претендовать лица, потратившие деньги на обучение, лечение, благотворительность, негосударственное пенсионное страхование, добровольное страхование жизни и дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии (ст. 219 НК РФ).

Имущественные вычеты предоставляются тем, кто понес затраты в связи с продажей, покупкой или строительством недвижимости (ст. 220 НК РФ).

С 1 января 2015 года НК РФ дополнен статьей 219.1 «Инвестиционные налоговые вычеты». Инвестиционный вычет возможен, в частности, в размере положительного финансового результата, полученного от реализации (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, если они находились в собственности у физического лица более трех лет.

Когда налогоплательщик самостоятельно исчисляет НДФЛ

Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты и пр.) сами учитывают доходы от своей деятельности, начисляют НДФЛ и платят его в бюджет.

В общем случае самостоятельно исчисляют налог и те, кто получает доход от продажи и сдачи в аренду имущества, доход в виде выигрыша в лотерею или в другие азартные игры, а также доход от любых заграничных источников (последнее относится только к резидентам).

Кроме того, собственноручно посчитать и перевести в бюджет налог должны лица: получившие подарки от физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП (за исключением имущества, машин и акций, подаренных родственниками); наследники авторских прав на произведения искусства, научные открытия и т д.

Наконец, заплатить НДФЛ обязаны физические лица, получившие деньги от работодателя (или иного налогового агента), который по той или иной причине не удержал налог. В 2015 году и ранее от гражданина требовалось самостоятельно расчитать сумму налога и подать декларацию. Начиная с 2016 года расчеты производят налоговики. Полученную величину они фиксируют в уведомлении, которое направляют в адрес физического лица. Последнему остается лишь перечислить деньги на основании полученного уведомления. Представлять декларацию при этом не нужно.

Когда исчислением НДФЛ занимается налоговый агент

Организации и предприниматели, выплачивающие заработную плату своим сотрудникам, являются по отношению к ним налоговыми агентами по НДФЛ. Это значит, что именно работодатели (а не сами работники) должны начислить НДФЛ на сумму зарплаты, удержать налог и перечислить его в бюджет. Такое же правило действует и в отношении дивидендов, которые компания выплачивает своим учредителям — физическим лицам.

На практике исчислением, а также удержанием НДФЛ и его уплатой обычно занимается бухгалтерия.

Приведем пример. Допустим, вознаграждение сотрудника Федорова за отработанный месяц составило 40 000 руб. Бухгалтерия рассчитала, что налог с зарплаты Федорова равен 5 200 руб. (40 000 руб. х 13 %*). Эту сумму бухгалтеры перечислили в бюджет, а Федорову на руки выдали 34 800 руб. (40 000 — 5 200).

При исчислении НДФЛ бухгалтерия организации — налогового агента (или ИП –налогового агента) не берет в расчет суммы, выплаченные сотруднику другими организациями или предпринимателями. При этом в отношении собственных выплат нужно соблюдать условие: величина удержанного налога не должна превышать 50 процентов суммы выплаты сотруднику. Агенты обязаны вести учет доходов, вычетов и удержанного налога по каждому физическому лицу в специально разработанных налоговых регистрах. Как правило, за основу такого регистра принимают форму 1-НДФЛ и добавляют в нее сведения о датах удержания и перечисления налога в бюджет.

Кроме того, агенты должны по требованию физических лиц выдавать им справки о доходах.

Агенты не вправе перечислять налог на доходы физлиц за счет собственных средств. Также не разрешается прописывать в договорах, что агент берет на себя обязательство по уплате НДФЛ. Если же агент по каким-либо причинам не смог удержать налог из доходов физического лица, то не позднее 1 марта следующего года бухгалтеру необходимо письменно сообщить об этом как физическому лицу, так и в свою налоговую инспекцию (для этого используется обычная справка о доходах по форме 2-НДФЛ).

Если агент удержал излишнюю сумму налога, он должен в течение 10 дней сообщить об этом работнику. Тот в свою очередь вправе написать заявление на возврат, и агент обязан вернуть деньги в течение трех месяцев. Возврат возможен за счет предстоящих платежей по НДФЛ, причем не только по данному работнику, но и по другим сотрудникам компании. В случае, когда этих денег не хватает для возврата, агент может подать заявление в свою ИФНС, и та перечислит недостающую сумму из бюджета.

Уплата НДФЛ предпринимателем, нанявшим работников

Индивидуальный предприниматель, который выплачивает зарплату наемным работникам, выступает в двух качествах. Он должен самостоятельно начислить налог на свой доход, а также удержать НДФЛ из зарплаты персонала. Таким образом, ИП одновременно является и налогоплательщиком и налоговым агентом. Соответственно, ему необходимо выполнить обязанности, относящиеся к исчислению «своего» налога (рассчитать, заплатить в бюджет и отчитаться перед инспекцией), а также в полной мере исполнить обязанности агента.

Как платить НДФЛ физическому лицу, у которого несколько источников дохода

Некоторые физические лица не только получают зарплату, но и имеют другие источники дохода (например, занимаются бизнесом, сдают в аренду имущество и пр.). В этом случае нужно разграничить доходы, по которым надо начислять налог самостоятельно, и доходы, из которых налог удерживается силами агента-работодателя. По «самостоятельным» доходам необходимо начислить НДФЛ, заплатить его в бюджет и отчитаться перед налоговой инспекцией.

Когда и куда перечислять НДФЛ

Теперь расскажем, от чего зависят сроки перечисления НДФЛ в бюджет. В общем случае налоговые агенты перечисляют НДФЛ ежемесячно не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода. Исключение сделано для отпускных и пособий по временной нетрудоспособности (в том числе по уходу за больным ребенком). Удержанный с этих выплат налог следует перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены

Налог на доходы нужно платить в бюджет по месту учета налогового агента. Если у организации-работодателя есть обособленное подразделение, то налог с зарплаты его сотрудников надо переводить в бюджет по месту нахождения подразделения. В случае, когда обособленное подразделение заключило гражданско-правовой договор, НДФЛ с вознаграждения следует перечислять в бюджет по месту нахождения подразделения. Предприниматели на ПСН и «вмененке» должны перечислять налог с зарплаты своих сотрудников по месту ведения деятельности (а не по месту жительства).

При уплате НДФЛ агенты должны соблюдать следующее правило. Сумму налога, превышающую 100 руб., следует перечислять в обычном порядке, а сумму менее 100 руб. платить позже, вместе с налогом за следующий месяц.

Предприниматели и те, кто занимается частной практикой, три раза в год перечисляют авансовые платежи по НДФЛ. Первый раз — за январь-июнь не позднее 15 июля текущего года, второй раз — за июль-сентябрь не позднее 15 октября текущего года и третий раз — за октябрь-декабрь не позднее 15 января следующего года. Основанием для перечисления НДФЛ служит налоговое уведомление, присылаемое инспекцией. Сумму авансовых платежей налоговики рассчитывают сами на основании декларации, поданной предпринимателем. Итоговую сумму НДФЛ за налоговый период нужно перечислить по месту учета ИП не позднее 15 июля следующего года.

Лица, которые самостоятельно исчисляют НДФЛ, но не занимаются предпринимательством или частной практикой (арендодатели, наследники авторских прав и т д.), не делают авансовых платежей. Они перечисляют деньги один раз (не позднее 15 июля следующего года) по месту своего жительства.

Штрафы и пени по НДФЛ

В случае, когда налоговый агент перечислил налог с опозданием, он обязан заплатить пени по НДФЛ за каждый календарный день просрочки. Первым днем просрочки считается дата, следующая за днем, когда работодатель должен был перечислить (на не перечислил) налог на доходы. Последним днем просрочки считается дата, предшествующая дате перечисления налога.

Читайте так же:  Ярославский арбитражный суд реквизиты

Размер пеней зависит от действующей ставки рефинансирования Центробанка. Налоговые агенты — физические лица (в том числе предприниматели) должны платить пени за каждый день просрочки в сумме одной трехсотой ставки рефинансирования, умноженной на сумму недоимки по НДФЛ.

Для налоговых агентов-организаций установлены следующие правила. Если просрочка не превышает 30 календарных дней, сумма пеней за каждый календарный день просрочки составляет одну трехсотую ставки рефинансирования, умноженную на величину недоимки по НДФЛ. Если просрочка превышает 30 календарных дней, пени складываются из двух частей. Первая часть равна одной трехсотой ставки рефинансирования, умноженной на величину недоимки по НДФЛ, за каждый календарный день просрочки, начиная с 1-го и заканчивая 30-м (включительно). Вторая часть равна одной стопятидесятой ставки рефинансирования, умноженной на величину недоимки по НДФЛ, за каждый день просрочки, начиная с 31-го.

Добавим, что пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования за каждый календарный день просрочки должны платить и те физические лица, которые сами перечисляют НДФЛ со своих доходов.

Кроме того, налоговым агентам, не удержавшим налог из зарплаты сотрудников и (или) не перечислившим его вовремя в бюджет, инспекторы назначат штраф по НДФЛ. То же самое произойдет, если налог на доходы будет удержан и (или) перечислен не в полном объеме. Данный штраф предусмотрен статье 123 НК РФ и составляет 20% от суммы налога, подлежащего удержанию и (или) перечислению.

Не исключено, что налоговому агенту, который не удержал из зарплаты работников НДФЛ, и перевел его в бюджет из собственных средств, также придется заплатить штраф по статье 123 НК РФ. То же относится и к работодателям, которые перечислили налог на доходы до того, как выдали зарплату. Хотя об этом прямо не говорится в Налоговом кодексе, но именно так считают инспекторы. Судебная практика противоречива. Есть решения, принятые в пользу ИФНС (см. «Арбитражный суд МО: перечисление налоговым агентом суммы НДФЛ из собственных средств не является уплатой налога»), но есть и решения, принятые в пользу работодателей (см. «Арбитражный суд: досрочная уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не приводит к образованию недоимки»).

Для предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, также предусмотрен штраф за неуплату или неполную уплату НДФЛ. Размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога. Если инспекторы сочтут, что налог не был уплачен умышленно, то величина санкции составит 40 % от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).

Декларация по НДФЛ и сроки сдачи отчетности

Самый важный для налогоплательщика или бухгалтера вопрос — сроки сдачи отчетности по НДФЛ. Давайте посмотрим, кто,как и когда отчитывается по налогу на доходы физических лиц.

Предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, обязаны сдавать налоговые декларации. Те, кто начал получать доход в середине года, подают декларацию с указанием предполагаемого дохода. Если впоследствии окажется, что фактический доход более чем на 50 процентов отклоняется от предполагаемого (или от дохода за прошлый год), необходимо подать еще одну декларацию, где следует указать новый предполагаемый доход.

По итогам года ИП и «частники» подают декларацию не позднее 30 апреля следующего года. В случае, когда деятельность прекратилась в середине года, предоставить декларацию необходимо в пятидневный срок с даты прекращения (налог, начисленный по такой декларации, нужно перечислить не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи декларации).

Лица, которые самостоятельно исчисляют НДФЛ, но не занимаются предпринимательством или частной практикой, обязаны предоставить декларацию по итогам налогового периода не позднее 30 апреля следующего года. Кроме того, годовую декларацию сдают те, кто претендует на социальные или имущественные вычеты.

Налоговые агенты должны раз в год не позднее 1 апреля сдать в инспекцию справки о доходах за прошедший налоговый период по форме 2-НДФЛ. Их в общем случае заполняют на каждого гражданина, получившего доход от данной компании или предпринимателя. Кроме того, начиная с 2016 года налоговые агенты обязаны представлять ежеквартальный расчет по форме 6-НДФЛ. В него включается обобщенная информация по всем физическим лицам, получившим доход от налогового агента. Расчет представляется в течение месяца, следующего за первым кварталом, полугодием и девятью месяцами. По итогам года 6-НДФЛ представляется не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Если у компании есть обособленное подразделение, то отчетность по налогу на доходы физлиц в общем случае следует представлять по месту учета таких подразделений. Предприниматели, применяющие ПСН или «вмененку», сдают отчетность в инспекцию, где они состоят на учете по месту ведения деятельности.

Налоговый агент, который выплатил доход в пользу 25 человек и более, обязан сдавать справки по форме 2-НДФЛ и расчеты по форме 6-НДФЛ строго через интернет. В остальных случаях отчетность допустимо представить на бумажных носителях.

Какие штрафы предусмотрены для тех, кто несвоевременно отчитался по НДФЛ

Налоговые агенты, не сдавшие вовремя справки по форме 2-НДФЛ, должны заплатить штраф в размере 200 руб. за каждую справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). Для налоговых агентов, не представивших своевременно расчет по форме 6-НДФЛ, предусмотрена санкция по пункту 1.2 статьи 126 НК РФ. Ее размер составляет 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для сдачи расчета.

Если налоговый агент, обязанный отчитываться по НДФЛ в электронном виде, представит справки или расчеты «на бумаге», ему начислят штраф по статье 119.1 НК РФ. Сумма штрафа составляет 200 руб. за каждую справку и каждый расчет.

Плательщиков НДФЛ, которые самостоятельно сдают отчетность по данному налогу, также привлекут к ответственности за несвоевременное представление декларации по форме 3-НДФЛ. Размер штрафа равен 5% неуплаченной вовремя суммы налога на доходы, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, который установлен для сдачи декларации. При этом размер санкции не может превышать 30% от данной суммы, и не должен быть менее 1 000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

* Для простоты мы рассмотрели ситуацию, когда работнику не предоставляются налоговые вычеты.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С 2015 ГОДА

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль.

Важнейшим определяющим моментом налога на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей.

Указанные особенности подоходного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

В сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет, он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета около 10 процентов — явно недостаточна.

Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог в основном уплачивался в последнее время по минимальной шкале.

Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.

В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это ни парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

В настоящее время налог на доходы физических лиц (НДФЛ) играет огромную роль в обеспечении бюджетов всех уровней доходными источниками и в регулировании экономических процессов. В связи с этим особое значение имеет анализ его поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и определение путей повышения эффективности его собираемости.

Таблица 1 – Зачисление налога на доходы физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ

Налог с дохода физических лиц какой бюджет