Сельскохозяйственный договор с государством

Содержание страницы:

Договор контрактации

Договор контрактации — договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 Гражданского кодекса).

Договор этот применяется в сфере предпринимательства, им оформляется передача продукции одним собственником другому.

Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный.

Разновидностью договора является поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Особенностью данного вида договора является то, что он одновременно содержит признаки двух видов договоров: купли-продажи и поставки. Это обстоятельство позволяет считать его разновидностью указанных двух договоров и обусловливает сложный состав правовых норм, которыми он регулируется, и особый порядок их применения.

Правовые нормы, регулирующие данный договор, должны применяться в следующей очередности: нормы о контрактации; нормы о поставке; нормы о купле-продаже.

Очередность применения правовых норм, регулирующих договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд: нормы о контрактации; нормы, содержащиеся в специальном законе (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»); нормы Гражданского кодекса РФ о поставках товара для государственных нужд; специальные законы о поставках для государственных нужд («О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве»); нормы Гражданского кодекса РФ об общих положениях договора купли-продажи.

Нормы, специально посвященные договору контрактации для государственных нужд, в ГК РФ отсутствуют.

Договор контрактации отличается от договора поставки по следующим признакам:

  • специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;
  • субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю;
  • особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;
  • на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;
  • особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то, что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса);
  • законодательство по данному договору защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.
  • Элементы и содержание договора контрактации

Уплата страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства

Принадлежность оказания государственной поддержки

Федеральная и региональная

Механизм предоставления государственной поддержки (пошаговый алгоритм действий сельскохозяйственного товаропроизводителя для получения государственной поддержки)

1. Сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные на территории Брянской области, представляют в районные управления сельского хозяйства (далее – ГКУ) заявление на получение субсидии и установленные документы.

2. ГКУ проверяет полноту представленных документов и в течение 5 рабочих дней направляет их в Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее – департамент).

3. Сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные на территории г. Брянска, представляют заявление на получение субсидии и установленные документы непосредственно в департамент.

4. Департамент в течение 10 рабочих дней со дня поступления из ГКУ документов (15 рабочих дней, если документы поступили от сельскохозяйственного товаропроизводителя), рассматривает их и регистрирует в журнале учета заявлений.

5. Выплата субсидии производится не позднее десятого рабочего дня после принятия департаментом решения (приказа) на расчетные счета сельскохозяйственных товаропроизводителей, открытые ими в кредитных организациях.

Наименование нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия предоставления государственной поддержки

Условия (требования) предоставления государственной поддержки

1.Подача заявления о предоставлении субсидии.

2.Заключение с ГКУ и (или) департаментом соглашения о предоставлении субсидии.

3.Представление департаменту отчета о финансово-экономическом состоянии за год, предшествующий году предоставления субсидии, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4.Подача заявления-согласия на обработку персональных данных для граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей или ведущих личное подсобное хозяйство.

5.Заключение сельскохозяйственным товаропроизводителем договора сельскохозяйственного страхования, отвечающего следующим требованиям:

— договор заключен со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление сельскохозяйственного страхования;

— страховая организация является членом объединения страховщиков в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;

— договор сельскохозяйственного страхования заключен в отношении урожая одного или нескольких видов сельскохозяйственных культур, в том числе урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений, указанных в плане сельскохозяйственного страхования, предусмотренном статьей 6 Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (далее — план сельскохозяйственного страхования) на соответствующий год, — на всей площади земельных участков на территории Брянской области, на которых сельскохозяйственным товаропроизводителем выращиваются эти сельскохозяйственные культуры и многолетние насаждения;

— договор сельскохозяйственного страхования заключен в отношении сельскохозяйственных животных, указанных в плане сельскохозяйственного страхования на соответствующий год, на все имеющееся у сельскохозяйственного товаропроизводителя поголовье сельскохозяйственных животных одного или нескольких определенных видов на территории Брянской области;

— договор сельскохозяйственного страхования заключен в отношении сельскохозяйственных культур, за исключением многолетних насаждений, — в срок не позднее 15 календарных дней после окончания их сева или посадки, в отношении многолетних насаждений — до момента прекращения их вегетации;

— договор сельскохозяйственного страхования заключен в отношении сельскохозяйственных животных
на срок не менее чем один год;

— вступление в силу договора сельскохозяйственного страхования и уплата сельскохозяйственным
товаропроизводителем 50% начисленной страховой премии по этому договору;

— -наличие в договоре сельскохозяйственного страхования условия о том, что договор не может быть прекращен до наступления срока, на который он был заключен, за исключением случая, предусмотренного статьей 958 Гражданского кодекса Российской Федерации;

— установление страховой суммы в договоре сельскохозяйственного страхования в размере неменее чем 80% страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных;

— установление франшизы в размере, не превышающем 30 процентов страховой суммы в отношении каждой сельскохозяйственной культуры, группы многолетних насаждений, вида, пола, возрастного состава сельскохозяйственных животных в случае, если договор сельскохозяйственного страхования предусматривает установление безусловной франшизы или агрегатной безусловной франшизы;

— установление доли страховой премии, применяемой при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенной для осуществления страховых и компенсационных выплат страхователям и выгодоприобретателям, в размере не менее чем 80%;

— применение методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

nbsp;- установление франшизы в размере, не превышающем 30 процентов страховой суммы в отношении каждой сельскохозяйственной культуры, группы многолетних насаждений, вида, пола, возрастного состава сельскохозяйственных

br /font-family: tahoma; font-size: 12pt;nbsp; премии,

Перечень необходимых документов, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителем для получения государственной поддержки, в т.ч. установленные формы документов в соответствии с нормативными правовыми актами

1.Заявление на получение субсидии.

2.Справки о размере целевых средств, составленные на основании договора сельскохозяйственного страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов страховой премии, по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для получения субсидии за счет средств федерального бюджета, и по форме, утвержденной приказом департамента для получения субсидии за счет средств из областного бюджета.

3.Копия договора сельскохозяйственного страхования, заверенную(ые) получателем субсидии.

4.Копия платежного поручения, заверенную банком, или иного документа, заверенную получателем субсидии, подтверждающего уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50% страховой премии.

5. При страховании в области растениеводства:
— данные о площадях посева (посадки) сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений согласно данным статистической отчетности. В случае отсутствия отчетности — справку получателя субсидии, заверенную начальником государственного казенного учреждения Брянской области — районного управления сельского хозяйства;

— данные о средней урожайности сельскохозяйственной культуры с посевной (посадочной) площади, сложившейся за пять лет, предшествующих году заключения договора сельскохозяйственного страхования, определяемой в соответствии с методикой определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— в отношении многолетних насаждений — справку о моменте прекращения их вегетации;

— в отношении многолетних насаждений в плодоносящем возрасте — информацию о стоимости, которая подлежит отражению в бухгалтерском балансе страхователя, по данным бухгалтерского учета на момент заключения договора сельскохозяйственного страхования, заверенную получателем субсидии;

— в отношении многолетних насаждений в неплодоносящем возрасте — информацию о сумме затрат на закладку и выращивание посадок многолетних насаждений, по данным бухгалтерского учета на момент заключения договора сельскохозяйственного страхования, заверенную получателем субсидии;

— для подтверждения используемых данных сельскохозяйственный товаропроизводитель представляет документы согласно методике определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. При страховании в области животноводства:

— копию внутрихозяйственного отчета о движении скота и птицы на ферме (фермах), заверенную получателем субсидии;

— в отношении сельскохозяйственных животных, переведенных в основное стадо, — информацию о стоимости, которая подлежит отражению в бухгалтерском балансе страхователя, по данным бухгалтерского учета на последнюю дату отчетного периода, предшествующего дате заключения договора сельскохозяйственного страхования;

— в отношении сельскохозяйственных животных, не переведенных в основное стадо, — информацию о сумме затрат на выращивание единицы живого веса, умноженной на среднюю массу одного животного данной половозрастной группы определенного вида сельскохозяйственных животных, по данным бухгалтерского учета на последнюю дату отчетного периода, предшествующего дате заключения договора сельскохозяйственного страхования.

font-family: tahoma; font-size: 12pt;nbsp; получателем субсидии.

Отдел субсидирования

+7 (4832) 67-54-56

+7 (4832) 67-54-56

241050, г. Брянск, пр-т Ленина, д.37

Договор контрактации как элемент системы закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.03, кандидат юридических наук Коваленко, Светлана Павловна

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Коваленко, Светлана Павловна

•ф Глава 1. Сфера применения договора контрактации для государственных нужд.

Глава 2. Понятие договора контрактации для государственных нужд.

Глава 3. Роль договора контрактации для государственных нужд в системе государственного регулирования агропромышленного комплекса.

Глава 4. Правовой анализ элементов договора контрактации для государственных нужд.

4.1. Предмет исполнения .

4.3. Обязанности сторон.

4.4. Момент заключения договора.

4.5. Цена. ф 4.6. Сроки оплаты продукции .

4.7. Сроки поставки продукции.

4.8. Ответственность сторон.

Глава 5. Порядок заключения договора контрактации для государственных нужд.

5.1. Правовые основания определения способа заключения договора контрактации для государственных нужд. j 5.2. Правовые способы стимулирования товаропроизводителей к заключению государственного контракта.

5.3. Вопросы правовой регламентации конкурсного размещения государственного заказа.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Договор контрактации как элемент системы закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд»

Закупка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в России в течение длительного времени строилась на сочетании административно-планового акта и заключаемого во исполнение данного акта договора контрактации. Несмотря на использование в административно-плановой экономике гражданского договора в качестве средства правового регулирования отношений, устанавливаемых между производителями сельскохозяйственной продукции (далее по тексту «товаропроизводителями») и заготовительными организациями, договору отводилась лишь «роль инструмента реализации плана в экономическом обороте»1.

Читайте так же:  Приказ о назначении бригады образец

Обязательства по поставкам сельскохозяйственной продукции возникали из договоров контрактации, заключаемых во исполнение административных актов. В режиме плановой социалистической экономики почти вся сельскохозяйственная продукция закупалась у това-ропризводителей на основе обязательных для исполнения государственных заказов. Отличительная особенность договора контрактации по Гражданскому кодексу РСФСР 1964 года состояла в том, что государство через план и договор предписывало товаропроизводителям условия не только о продаже, но и производстве сельскохозяйственной продукции определенного вида. Без разрешения назначенных заготовителей товаропроизводителям нельзя было реализовать плановую продукцию третьим лицам. Государственные структуры назначали цены на производимую сельскохозяйственную продукцию, а также на получаемые селом товарные ресурсы. Плановая социалистическая экономика гарантировала товаропроизводителям наличие постоянного рынка сбыта продукции, хотя и сковывала их инициативу в развитии сельскохозяйственного производства.

1 197 с. Меркулов В.В. Гражданско-правовой договор в механизме регулирования товарно-денежных отношений / Монография. — Рязань: РВШ МВД РФ, 1994, с.З.

Данная ситуация несколько изменилась в перестроечные времена, когда была продекларирована некая свобода в выборе контрагентов, предоставившая товаропроизводителям возможность реализовывать продукцию по своему усмотрению после выполнения обязательного плана сдачи продукции государству. Отражением происходящих в России социально-экономических процессов явилось исключение планового характера договора контрактации в принятых в 1991 году Основах гражданского законодательства.

Однако, несмотря на отмену плана как основания заключения договора контрактации, были сохранены обязательные поставки сельскохозяйственной продукции в государственные фонды до 1993 года. Свобода в распоряжении собственной продукцией, в организации договорных связей оказалась весьма относительной. Кризисные процессы в экономике, разрыв хозяйственных связей обусловили необходимость сохранения планово-распорядительных отношений в сельском хозяйстве2. В 1990 году в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 23.11.90 г. «О продовольственном налоге на 1991 г.», постановлением Совета Министров РСФСР «О продовольственном налоге и государственном заказе РСФСР на поставку сельскохозяйственной продукции в 1990 году» до товаропроизводителей были доведены обязательные к выполнению задания по государственному заказу и продовольственному налогу.

Переломным в этом отношении нормативным актом явился Указ Президента РФ от 27.10.93 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», отменивший обязательные для товаропроизводителей поставки сельскохозяйственной продукции для формирования государственных ресурсов.

Поскольку сущность рыночной экономики проявляется в принципах свободы договора, свободы в выборе контрагента, в определе

2 163 с. Мольков Ю.В. Договорные отношения сельскохозяйственных кооперативов. М. 1992, с.94. нии условий договора, то сельскохозяйственные предприятия получили эту свободу , но одновременно потеряли гарантированный рынок сбыта продукции. На практике это привело к большим потерям в экономике сельского хозяйства.

Здесь уместно вспомнить слова А.В. Чаянова , который говорил, что к изменению рыночных структур необходимо относиться очень осторожно, учитывая производственные и экономические условия, и что вместо ранее существовавшего товарного аппарата должен быть создан другой, на других принципах, но с полной согласованностью действий по всей цепи3.

Отказ от административно-правовых методов регулирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции вызвал потребность в разработке и построении новых правовых механизмов регулирования данной сферы.

Принятием 2 декабря 1994 году Федерального закона № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» была предпринята попытка создания и регламентации указанных отношений. Давая общую характеристику названному Закону, нельзя не согласиться с Витрянским В.В., определявшим его содержание как совокупность экономических деклараций , не имеющего ничего общего с юридическим актом4.

Оценивая названный Закон, необходимо отметить непроработанность и неудачность использованных в тексте Закона понятий, в частности при определении форм организации государственных закупок. Федеральный закон № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» не упоминает договор контрактации в качестве формы осуществления государственных закупок, а называет совершенно иные две ор

3 Злобин Е. Модели товарооборота по основным каналам реализации / АПК : экономика и управление 1997, № 1, с. 23.

4 Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ . — М.: Фонд правовая культура, Фирма Гардарика, 1996, с.45. ганизационно-правовые формы: закупка и поставка. Подобный подход при регламентации государственных закупок послужил основанием для высказываний о том, что правовые нормы, регулирующие отношения по договору контрактации для государственных нужд утратили силу, несмотря на то, что формальной отмены их не было5. Следствием отмены системы планово-директивной закупки и непроработанности понятийного аппарата в Федеральном законе № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» возник вопрос о квалификации договоров закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, о сфере применения правил договора контрактации, и о соотношений таких понятий, как контрактация, закупка и поставка сельскохозяйственной продукции. Рассмотрение данных вопросов занимает важное место в настоящей работе.

Федеральный закон № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» действует уже более трех лет, однако практика его применения не дает нам каких-либо свидетельств его влияния на упорядочение сферы государственных закупок сельскохозяйственной продукции.

В данном Законе не нашли отражения такие существенные вопросы, как порядок заключения государственных контрактов, формирование структуры договорных связей, не создан механизм, позволяющий довести исполнение заказов по поставке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд до конкретных товаропроизводителей. Положения названного Закона не позволяют четко определить правовой статус государственного заказчика и основания наделения субъектов гражданского оборота правами по размещению государственного заказа и заключению соответствующих договоров с товаропроизводителями.

5 Веденин Н.Н. Правовое регулирование реализации сельскохозяйственной продукции. / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 1996, № 7, с.40.

Несмотря на непроработанность юридических конструкций, необходимо отметить, что Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» закрепил принцип формирования отношений по закупке сельскохозяйственной продукции между государством и товаропроизводителем на условиях признания равенства и взаимной ответственности сторон договора, свободы в его заключении и определении условий.

Однако, недостаточная полнота правового регулирования гражданских правоотношений по закупке сельскохозяйственной продукции и формированию государственных продовольственных фондов вызывает необходимость осуществления правового анализа ряда вопросов.

ХВ настоящей работе раскрывается роль договора закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в системе государственного регулирования агропромышленного производства, рассматривается порядок определения квот и объемов закупки продукции, анализируется статус государственного заказчика и порядок наделения субъектов гражданских правоотношений данным статусом, а также характер гражданских правоотношений между государственным заказчиком, с одной стороны, и Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации (далее по тексту «публично-правовым образованием»), с другой стороны. Важное место в настоящей работе занимает раздел, посвященный определению порядка заключения договора контрактации для государственных нужд с товаропроизводителями.

Целью настоящего диссертационного исследования является правовой анализ системы закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и выработка рекомендаций по ее построению. С изложенной позиции рассмотрена правовая конструкция договора контрактации для государственных нужд, его существенных условий и элементов. В работе дается определение договора контрактации для государственных нужд, выделяются его основные признаки, позволяющие выработать единый подход при квалификации договорных отношений с участием товаропроизводителей, и предложены варианты совершенствования законодательства о контрактации, практики его применения.

Заключение диссертации по теме «Гражданское право; семейное право; гражданский процесс; международное частное право», Коваленко, Светлана Павловна

Отказ от административно-правовых методов регулирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции вызвал потребность в разработке и построении новых правовых механизмов регулирования данной сферы.

Федеральный закон № 53-Ф3 от 02.12.94 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», направленный на создание и регламентацию указанных отношений, действует уже более трех лет, однако правоприменительная практика не дает нам каких-либо свидетельств его влияния на упорядочение сферы государственных закупок сельскохозяйственной продукции. В Законе не нашли отражения такие существенные вопросы, как порядок заключения государственных контрактов, формирование структуры договорных связей, не создан механизм, позволяющий довести исполнение заказов по поставке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд до конкретных товаропроизводителей. Положения названного Закона не позволяют четко определить правовой статус государственного заказчика и основания наделения субъектов гражданского оборота правами по размещению государственного заказа и заключению соответствующих договоров с товаропроизводителями.

Главная поставленная нами задача настоящего диссертационного исследования — правовой анализ системы закупок сельскохозяйственной продукции и выработка рекомендаций по ее построению. С изложенной позиции рассмотрена правовая конструкция договора контрактации для государственных нужд, являющегося главным правовым элементом данной системы и опосредующего взаимоотношения государственного заказчика и товаропроизводителя. Определение понятия договора контрактации для государственных нужд, сферы его применения, роли в системе государственного регулирования агропромышленного комплекса, правовой анализ условий и элементов данного договора и порядка заключения — ключевые вопросы настоящего диссертационного исследования. Поставленные вопросы были рассмотрены в работе исходя из принципов формирования отношений по закупке сельскохозяйственной продукции между государством и товаропроизводителем на условиях признания равенства и взаимной ответственности сторон договора, свободы в его заключении и определении условий. Акцентировано внимание на необходимости исключения методов, характерных для административного права, при регулировании отношений по закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

После отмены планово-директивной системы формирования государственных продовольственных фондов возник вопрос о квалификации договоров закупки сельскохозяйственной продукции. В работе осуществлено сравнение понятий «закупка», «контрактация», «поставка» исходя из таких критериев, как характер обязательств по договору, характеристика субъекта, выступающего поставщиком продукции, содержание обязательств сторон, момент заключения договора и сроки исполнения поставщиком принятых на себя обязательств. Ответ на вопрос о соотношении понятий и предметов названных договоров влияет на решение ряда практических проблем, поскольку на практике достаточно широко распространена точка зрения о том, что при оформлении договорных отношений с товаропроизводителями не обязательно использовать нормы, регулирующие договор контрактации. Проведенное сравнение показало отсутствие оснований для признания наряду с договором контрактации договора закупки в качестве одной из организационно-правовых форм реализации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Получен ответ на вопрос о возможности и обязательности применения именно института договора контрактации для оформления отношений по государственным закупкам продукции у товаропроизводителей, принимающих на себя обязательства осуществить производство сельскохозяйственной продукции и ее поставку. Применение правил договора контрактации диктует необходимость учета при установлении отношений по закупке не только процесса поставки продукции, но и процесса ее производства. Автором предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд», определяющий формы приобретения сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. В качестве данных форм диссертантом называются: поставка и контрактация как специфичный договор поставки, рассматривающий товаропроизводителя как специального субъекта, осуществляющего передачу производимой им продукции.

В работе предложены следующие определения названных договоров:

— договор контрактации — договор, заключаемый на основе заказа государственного заказчика, размещенного по конкурсу или путем принятия его поставщиком, по которому поставщик, являющийся производителем сельскохозяйственной продукции, обязуется произвести сельскохозяйственную продукцию и передать ее государственному заказчику либо указанному им покупателю (получателю), а государственный заказчик обязуется оплатить или обеспечить оплату поставляемой продукции;

— договор поставки — договор, заключаемый на основе заказа государственного заказчика, размещенного по конкурсу или путем принятия его поставщиком, по которому поставщик обязуется осуществить поставку продукции, имеющейся в момент заключения договора или закупаемой им, государственному заказчику либо указанному им покупателю (получателю), а государственный заказчик обязуется оплатить или обеспечить оплату поставляемой продукции.

Читайте так же:  Единовременное пособие его размер рб

Понятие договора контрактации для государственных нужд анализируется нами в работе с позиций двух институтов договорного права: контрактации и поставки товаров для государственных нужд. Нами договор контрактации для государственных нужд определяется как договор, заключаемый в целях формирования государственных продовольственных фондов на основе заказа государственного заказчика, размещенного по конкурсу или путем принятия его поставщиком, по которому поставщик, являющийся производителем сельскохозяйственной продукции, обязуется произвести сельскохозяйственную продукцию и передать ее государственному заказчику либо прикрепленному к нему покупателю, а государственный заказчик (покупатель) обязуется оплатить поставляемую продукцию.

Давая определение рассматриваемого договора, нами учитываются основные признаки договора контрактации: а) субъектом, поставляющим продукцию, является товаропроизводитель, б) предметом исполнения — сельскохозяйственная продукция, отсутствующая в момент заключения договора и подлежащая производству (выращиванию) товаропроизводителем/, а также существенные черты и специфика правоотношений по поставке продукции для государственных нужд.

Обосновывается вывод о том, что содержание договора контрактации должно охватывать не только сферу реализации сельскохозяйственной продукции, но одновременно и ее производства.

В настоящей работе исследованы вопросы о роли договора контрактации для государственных нужд в системе поддержки доходов товаропроизводителей и регулирования агропромышленного производства.

Нами обосновывается положение о том, что нельзя абсолютизировать регулирующее значение договора контрактации для государственных нужд. Данные статистики показывают, что в последние годы возникла тенденция уменьшения объемов закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд — как в целом, так и с использованием договора контрактации в частности. Цель контрактации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд заключается в формировании государственных продовольственных фондов в определенных, заранее заданных объемах, которые значительно меньше по сравнению с объемами производимой сельскохозяйственной продукции в агропромышленном комплексе России. Необходимо осознать, что государство контрактирует сельскохозяйственную продукцию с целью обеспечения собственных потребностей (поставка спецпотребителям, учреждениям здравоохранения, народного образования, закрытым административным образованиям, районам Крайнего Севера и др.) и не решает при этом задачи поддержки доходов товаропроизводителей и обеспечения минимальной насыщенности потребительского рынка продовольственной продукцией. Вопросы поддержки товаропроизводителей должны являться предметом регулирования специального законодательства.1

Думается, что идея поддержки агропромышленного производства путем заключения договоров контрактации с наибольшим числом товаропроизводителей несостоятельна. Требуется создать иные механизмы регулирования данной сферы экономики. Государство в своем стремлении поддерживать товаропроизводителей должно это делать независимо от поставок ими продукции в государственные фонды. Договор контрактации для государственных нужд должен рассматриваться в качестве гражданско-правового договора, заключая который государство стремится не регулировать агропромышленное производство, а разместить заказ на поставку сельскохозяйственной продукции среди товаропроизводителей, имеющих реальную возможность исполнить принятые на себя обязательства. Предложенный подход является основанием для конкурсного заключения государственных контрактов.

Нами была обоснована целесообразность размещения государственного заказа только путем проведения торгов на право заключения договора контрактации для государственных нужд.

Правовая конструкция торгов прямо противоречит плановому началу, которое в течение многих десятилетий составляло основу экономики страны. В отличие от централизованного распределения товаров, работ, услуг, когда обязательство заключить договор на строго определенных условиях возникало у хозяйств как адресатов планового акта, при торгах же — его участники становятся победителями, приобретая тем самым возможность заключить договор в соответствии с исходящими от них предложениями.

Нами акцентировано внимание на следующих основных моментах:

1. Заключение договора контрактации для государственных нужд возможно только путем проведения открытого конкурса.

2. Проведению конкурса должен предшествовать квалификационный отбор товаропроизводителей, в ходе которого дается оценка квалификации и надежности каждого участника.

3. Целью проведения конкурса является не квалификационный отбор поставщиков, а определение условий предлагаемого к заключению договора контрактации для государственных нужд.

Описанная процедура заключения договоров контрактации для государственных нужд необходима и может быть реализована только при условии отказа государства от рассмотрения государственных контрактов в качестве меры государственной поддержки агропромышленного производства и обеспечения гарантированного уровня дохода товаропроизводителей.

Необходимо осознать, что договор контрактации для государственных нужд является обыкновенным гражданско-правовым договором, а не средством управления сельским хозяйством. Создание конкурентной среды за право заключения данного договора и обеспечение режима его привлекательности возможно только благодаря условиям, выгодным для поставщиков сельскохозяйственной продукции, и размещению государственного заказа среди «жизнеспособных» товаропроизводителей.

Центральное место в рассматриваемой работе занимают вопросы правового анализа условий и элементов договора контрактации для государственных нужд. Результаты анализа положены в основу рекомендаций по построению и совершенствованию системы государственных закупок сельскохозяйственной продукции.

Анализ элементов договора контрактации для государственных нужд представляется достаточно важным, поскольку договор контрактации является в настоящее время единственным основанием возникновения гражданских правоотношений между товаропроизводителями и государственным заказчиком по формированию государственных продовольственных фондов и поставке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Динамизм и масштабы преобразований, осуществляемых в агропромышленном производстве, требуют адекватного осмысления законодательства, регулирующего договор контрактации для государственных нужд, а также практики его применения.

Нами проанализированы такие элементы договора контрактации, как предмет исполнения, субъекты, выступающие сторонами по договору, права и обязанности сторон, основания и размер их ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, а также ряд иных условий данного договора.

Большое внимание в работе уделено характеристике таких субъектов договора контрактации для государственных нужд, как государственный заказчик и покупатель продукции.

Разрушив систему государственных заготовительных организаций, государство столкнулось с проблемой определения агентов (государственных заказчиков), призванных размещать товарные ресурсы среди товаропроизводителей и закупать продукцию для государственных нужд. На страницах работы проанализированы вопросы правового статуса государственного заказчика, а также рассмотрены организационно-правовые формы юридических лиц с точки зрения возможности их наделения данным статусом. Нами высказана мысль о том, что статусом государственного заказчика могут наделяться как органы исполнительной власти, так и юридические лица. Данный вывод построен исходя из теории о формах участия государства в гражданском обороте. Акцентировано внимание на необходимости правового регулирования отношений государственного заказчика и Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) по наделению правами на размещение заказов среди товаропроизводителей.

В исследовании рассмотрен характер прав и обязанностей , возникающих между государственным заказчиком и Российской Федерацией (субъектом Российской Федерации). На основе действующего законодательства сделан вывод об установлении между названными субъектами именно обязательственных правоотношений, в силу которых стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Соглашение об установлении взаимных прав и обязанностей может быть достигнуто только путем заключения соответствующего договора, поскольку договор — это общий волевой акт его сторон.

Для уяснения предмета договора, заключаемого между государственным заказчиком и Российской Федерацией (субъектом Российской Федерации), его правовой природы нами проанализированы юридические последствия, на возникновение которых направлена воля сторон, а также права и обязанности, принимаемые на себя названными субъектами. Выделены следующие основные моменты:

1. Размещение государственного заказа среди товаропроизводителей и согласование существенных условий государственного контракта осуществляется государственным заказчиком в пределах объемов, по ценам и в соответствии с существенными условиями, устанавливаемыми исполнительным органом публично-правового образования.

2. Государственный контракт заключается государственным заказчиком от своего имени, но в интересах (удовлетворение сельскохозяйственной продукцией федеральных потребностей и потребностей субъектов Российской Федерации, формирование государственных резервов сельскохозяйственной продукции, обеспечение продовольственного снабжения сил обороны и государственной безопасности) и за счет бюджетных средств соответствующего публично-правового образования.

3. Обязанной стороной перед товаропроизводителями по государственному контракту является государственный заказчик (осуществляет приемку и оплату поставляемой продукции, возмещает убытки и штрафные санкции при ненадлежащем исполнении обязательств и др.).

Таким образом, в соответствии с договором о наделении правами государственного заказчика государственный заказчик принимает на себя обязательства от своего имени, но по поручению и за счет Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) заключать государственные контракты на поставку продукции в государственные продовольственные фонды, а также совершать юридические и иные действия в связи с их исполнением . Договор о наделении правами государственного заказчика по содержанию является договором комиссии (ст. 990-1004 Гражданского кодекса Российской Федерации), в соответствии с которым государственным заказчиком оказываются услуги торгового посредничества в размещении государственного заказа среди поставщиков, заключении договоров и принятии исполнения по ним.

На страницах работы осуществлен подробный анализ практики применения норм ответственности сторон по договору, даются предложения по совершенствованию действующего законодательства. Сформулированные нами правовые конструкции построения норм об ответственности сторон договора контрактации для государственных нужд учитывают основные черты гражданско-правовой ответственности и исходят из следующих основных моментов: положения о размере и основаниях ответственности по договору контрактации для государственных нужд должны быть сформулированы в виде диспозитивных норм, поскольку, исходя из регулятивной функции договора, стороны самостоятельно формируют взаимные обязательства, удовлетворяющие экономическим интересам каждого контрагента, и предусматривают обоснованные меры ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение подобных обязательств; при определении размера неустойки необходимо исходить из компенсационного характера гражданско-правовой ответственности и учета абстрактного размера убытков потерпевшей стороны, характерного, как правило, для рассматриваемого вида правонарушений .

По нашему мнению, изменение норм ответственности сторон по договору контрактации для государственных нужд должно оказать положительное влияние на формирование системы государственных закупок, учитывающей динамику развития обязательственных правоотношений в данной области.

Договор контрактации как правовая форма должен соответствовать новому содержанию, суть которого состоит в имущественном эквивалентно-возмездном характере отношений равноправных сторон.

Использованные в работе нормативные акты и

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Коваленко, Светлана Павловна, 1998 год

1. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.91.

2. Гражданский кодекс РСФСР от 11.06.64.

3. Гражданский кодекс РФ часть I от 30.11.94.

4. Гражданский кодекс РФ часть II от 26.01.96.

5. Закон РФ от 28.05.92 N 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» / «Российская газета», N 148, 30.06.92.

6. Постановление ВС РФ от 28.05.92 N 2860-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» / «Российская газета», N 148, 30.06.92.

7. Закон РФ от 14.05.93 N 4973-1 (ред. от 02.12.94) «О зерне» / » Ведомости СНД и ВС РФ», 03.06.93, N 22, ст. 799.

8. Федеральный закон от 13.12.94 N 60-ФЗ (ред. от 17.03.97) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (принят ГД ФС РФ 10.11.94) / Собрание законодательства РФ», 19.12.94, N 34, ст. 3540, «Российская газета», N 247, 21.12.94.

9. Указ Президента РФ от 04.01.92 N 10 «О формировании государственных продовольственных фондов на 1992 год» ! «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 16.01.92, N 3, ст. 104.

10. Указ Президента РФ от 29.02.92 N 215 (ред. от 16.05.97) «О мерах по организованному проведению весеннего сева и уборки урожая в 1992 году» / «Ведомости СНД и ВС РФ», 12.03.92, N 11, ст. 553.

11. Указ Президента РФ от 07.08.92 N 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» ! «Российская газета», N 182, 14.08.92, «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 10.08.92, N 6, ст. 321.

12. Указ Президента РФ от 24.08.92 N 916 «Об использовании зерна урожая 1992 года в РФ» / «Российская газета», N 195, 02.08.92, «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 31.08.92, N 9, ст. 594.

13. Указ Президента РФ от 12.02.93 N 218 «О формировании федеральных и региональных продовольственных фондов в 1993 году» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 15.02.93, N 7, ст. 563.

Читайте так же:  Слепой адвокат казань эдуард

14. Указ Президента РФ от 22.09.93 N 1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.09.93, N 39, ст. 3598.

15. Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2280 «О либерализации зернового рынка в России» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.12.93, N 52, ст. 5082, «Российская газета», N 9, 15.01.94.

16. Постановление Правительства РФ от 1 1.08.92 N 570 (ред. от 30.1 1.92) «О расчетах за зерно, поставляемое в государственные ресурсы из урожая 1992 года» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 17.08.92, N 7, ст. 388.

17. Постановление Правительства РФ от 30.11.92 N 921 «О дополнительных мерах по закупкам пшеницы для продовольственных целей» / «Российские вести», N 108, 1992, «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 07.12.92, N 23, ст. 1969.

18. Постановление Правительства РФ от 22.02.93 N 155 «О формировании федеральных и региональных продовольственных фондов в 1993 году» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 08.03.93, N 10, ст. 829.

19. Постановление Правительства РФ от 09.03.94 N 183 «Об утверждении положения о федеральном фонде зерна» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 14.03.94, N 11, ст. 859.

20. Постановление Правительства РФ от 03.08.94 N 901 «О дополнительных мерах по проведению уборки урожая 1994 года» / «Собрание законодательства РФ», 15.08.94, N 16, ст. 1907.

21. Постановление Правительства РФ от 16.02.95 N 137 «О мерах по обеспечению минеральными удобрениями и средствами защиты растений под урожай 1995 года» / «Собрание законодательства РФ», 20.02.95, N 8, ст. 682.

22. Постановление Правительства РФ от 29.09.95 N 970 (ред. от 09.01.96) «О финансирования закупок зерна и другой сельскохозяйственной продукции в федеральный фонд в 1995 году» / «Собрание законодательства РФ», 09.10.95, N 41, ст. 3901.

23. Постановление Правительства РФ от 19.10.96 N 1236 «О продовольственном обеспечении военных и приравненных к ним потребителей РФ’7 «Собрание законодательства РФ», 21.10.96, N 43, ст. 4927, «Российская газета», N 207, 29.10.96.

24. Постановление Правительства РФ от 26.09.97 N 1222 «О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)» / «Российская газета», N 192, 03.10.97, «Собрание законодательства РФ», 06.10.97, N 40, ст. 4591.

25. Распоряжение Правительства РФ от 24.07.97 N 1047-р / «Российская газета», N 147, 01.08.97, «Собрание законодательства РФ», 11.08.97, N 32, ст. 3814.

26. Письмо Минэкономики РФ «Основные виды контрактных цен, применяемых при заключении государственных контрактов» от 17 июля 1995 г. N ИМ-663/02-93.

27. Письмо Госналогслужбы РФ от 04.01.95 N НП-6-01/1 «О налоговых льготах для поставщиков продукции для федеральных государственных нужд» / Консультант Плюс Проф.

28. Письмо Госарбитража СССР от 17.07.90 N С-13/ОП-92 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственных споров , связанных с заключением и исполнением договоров контрактации сельскохозяйственной продукции»./ Правовая база Консультант Плюс Проф.

29. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.08.94 № С1-7/ОП-587 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике». / Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1994, № 11.

30. Письмо ВАС РФ от 22.08.94 N C3-7/03-593 «О Постановлении Правительства РФ от 03.08.94 N 901 «О дополнительных мерах по проведению уборки урожая 1994 года» / Правовая база Консультант Плюс Проф.

31. Письмо Высшего Арбитражного Суда от 29.12.94 «О законе «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

32. Письмо ВАС РФ от 13.01.95 N С1-7/ОЭ-21 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» / «Вестник ВАС РФ», N 4, 1995.

33. Письмо ВАС РФ от 20.07.95 N С5-7/03-409 «О Постановлении Правительства РФ от 26.06.95 N 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» / Правовая база Консультант Плюс Проф.

34. Информационное письмо ВАС РФ от 12.09.96 N С1-7/ОП-554 «О признании утратившим силу пункта 2 Информационного письма ВАС РФ от 19 августа 1994 г. N С1-7/ОП-587 / «Вестник ВАС РФ», N 1 1, 1996.

35. Аграрная экономика и политика: история и современность (сборник статей). — М., 1996.

36. Алейникова 3., Каневская JI. Некоторые вопросы исполнения договора контрактации сельскохозяйственной продукции / Советская юстиция , 1981, № 17, с. 23-24.

37. Андреева JI. Правовое обеспечение государственных нужд // Российская юстиция, 1995, № 4.

38. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. — М., 1994.

39. Батурин В.М. Договор контрактации зерновых и масличных культур / М.: Агропромиздат, 1988.

40. Батурин В.М. Новое в контрактации сельскохозяйственной продукции / Хозяйство и право, 1984, № 5, с.11-14.

41. Баховская Л.Н. Государственное управление закупками сельскохозяйственной продукции. М., 1978.

42. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. — М.: Издательство БЕК, 1996.

43. Белокопытова Л.Е. Организационно-экономические меры по привлечению сельскохозяйственной продукции в государственные ресурсы. / Проблемы управления агропромышленным комплексом в условиях многоукладной экономики. М., 1993.

44. Беляева З.С. Договор в сфере межхозяйственной кооперации. М., 1985.

45. Березнева Л.В. Развитие региональной системы заготовок сельскохозяйственной продукции в условиях многоукладности экономики. — Ставрополь, 1997.

46. Борхунов Н. Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию/ АПК : экономика, управление № 5, 1996 г.

47. Борхунов Н. Проблемы ценообразования в АПК./ АПК: экономика, управление № 6, 1995 г.

48. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. — М.: Издательство » Статут «, 1997.

49. Веденин Н.Н. О договоре контрактации // Хозяйство и право 1996, №10.

50. Витрянский В.В. Договор поставки. / Закон, 1995, № 6.

51. Витрянский В.В. Проценты по денежному обязательству как форма ответственности. — Хозяйство и право, 1997, № 8.

52. Гафзе Ф.И. Социалистический гражданско-правовой договор. М.: Го-сюриздат, 1972.

53. Гилиев С. Особенности финансирования АПК в период становления рыночных отношений. / Международный сельскохозяйственный журнал, 1997, № 3.

54. Глотов И.И. Совершенствование организации производства, заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях хозяйствования. — М., 1990.

55. Гражданское право. Учебник. Часть II / Под ред. Ю.К.Толстого. — М.: Издательство «Юридическая литература», 1987, с.90.

56. Гражданское право. Учебник. В 2-х томах. Том 1. / Под ред. Е.А.Суханова. М.:БЕК, 1993.

57. Гражданское право в 2-х томах. Том 2. Учебник. / Под ред. Е.А. Суханова . — М.:Издательство БЕК, 1993.

58. Гражданское право. Учебник. Часть I / Под. ред. Ю. К. Толстого. — М.: «ТЕИС», 1995.81 .Гражданское право. Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева , Ю.К. Толстого. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1997.

59. Демин А. Государственные контракты (публично-правовой аспект) // Хозяйство и право 1997, № 8.

60. Иоффе О.С. Обязательственное право. М,: Госюриздат , 1957.

61. Кадырова К. Совершенствование договорных контрактационных отношений в АПК. Тезисы докладов и сообщений на всесоюзной научной конференции. — М., 1987.

62. Кисилев С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. — М.: Институт экономики РАН , 1994.

63. Клейн Н. Поставка продукции для государственных нужд / Закон 1995,

64. Козлов М. Тенденции закупок сельскохозяйственной продукции в новых условиях. / АПК: экономика, управление 1996, № 12.

65. Козлов М. Финансовое состояние сельсхозтоваропроизводителей в условиях реформы АПК. / АПК: экономика, управление 1995, № 9.

66. Комментарий к ГК РФ 1964 года. — М.: Юридическая литература,1982.

67. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. — М.: Фонд «Правовая культура», 1995.

68. Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ . — М.: Фонд правовая культура, Фирма Гардарика, 1996.

69. Комягин Д.Л. Поставка товаров для государственных нужд // Финансовая газета, 1997, 19.

70. Корниенко В.Н. Совершенствование законодательства о контрактации сельскохозяйственной продукции. Тезисы докладов и сообщений на всесоюзной научной конференции. — М., 1987.

71. Кривенко Т. Квалификация посягательств на целевые бюджетные средства. / Законность , 1996, № 7.

72. Кузнецов В. Каналы реализации сельскохозяйственной продукции / Экономика сельского хозяйства России, 1996, № 7.

73. Лисин Е.С. Правовое регулирование заготовок и сбыта сельскохозяйственной продукции. — М.: Вестник НИИ советского государства и законодательства, 1990.

74. ОО.Лукьяненко В.Е. Формирование обязательств по контрактации плодоовощной продукции в новых условиях хозяйствования. — Свердловск, 1987.

75. Лурье С.М., Козырь М.И. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в СССР . М.1974.

76. Мартемьянов B.C. Хозяйственное право. Учебник для вузов. Том.2. -М.: Издательство БЕК, 1994.

77. Меркулов В.В. Гражданско-правовой договор в механизме регулирования товарно-денежных отношений / Монография. Рязань: PBIII МВД РФ, 1994.

78. Митрофанова О.А. Залоговые операции в сельском хозяйстве / Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий, 1994, № 8.

79. Моисеев Ю. Продовольственная безопасность России. / Международный сельскохозяйственный журнал, 1996, № 6.

80. Юб.Мольков Ю.В. Договорные отношения сельскохозяйственных кооперативов. М. 1992.

81. Мусиенко И., Хохлов В. Санкции по договору контрактации сельскохозяйственной продукции / Советская юстиция, 1984, № 10, с.25-26.

82. Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах // Правоведение, 1969, № 5.

83. Новицкий И.Б. Общее учение об обязательстве. М.: Госюриздат, 1954.с.153.

84. Ю.Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах / Правоведение , 1969, № 5.111 .Ноздрачев А.Ф. Государство как заказчик продукции / Государство и право, 1994, JSfe 7.

85. Овчинников В. Ценовая и кредитно-финансовая политика в условиях рынка. / АПК: экономика и управление, 1995, № 12.

86. Осин Н.Н. Проблемы ответственности в обязательствах по государственным закупкам сельскохозяйственной продукции. — М.: 1985.

87. Паладина М.И. О субъектах предпринимательской деятельности (материалы круглого тола) / Государство и право, 1997, № 5.

88. Пашова М.С. Проблемы совершенствования правовых актов, регулирующих контрактацию сельскохозяйственной продукции. — М.: 1975.

89. Первушин А.Г. Хозяйственный договор в деятельности предприятий сельского хозяйства. М., 1976.

90. П7.Попко А. Роль федеральных и местных органов в продовольственном обеспечении населения / Экономист, 1995, № 12.

91. Путинский Б.И. Ответственность сторон по договору контрактации / Хозяйство и право, 1986, № 5, с.20.

92. Путинский Б.И. Споры по условиям договоров контрактации / Советская юстиция, 1983, № 12, с. 7-9.

93. Развитие аграрной реформы. Материалы круглого стола. ! Государство и право, 1997, № 1.

94. Семеусов В.А. Договоры в сельском хозяйстве. Методика и концепция. Иркутск, 1984.

95. Сергунов В. Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции. / Комбикормовая промышленность, 1997, № 4.

96. Серова. Е. Реформа финансово-кредитного механизма в сельском хозяйстве. / АПК: экономика, управление, 1996, № 2.

97. Стариков И. Роль государства в регулировании деятельности АПК / АПК: экономика, управление, 1996, № 1.

98. Тиллаева Т. Основные условия договора контрактации и проблемы ответственности за их нарушение/ Ташкент, 1990.

99. Тимескова B.C. Договорные отношения в АПК. Изд-во ЛГУ , 1989.

100. Формирование и регулирование договорных отношений поставщиков и потребителей сельскохозяйственной продукции. / АПК: экономика и управление, 1993, № 9.

101. Халфина Р.Ю. Значение и сущность договора в советском социалистическом гражданском праве. М.: Изд-во АН ССР, 1952.

102. Холод. Л. Концепция государственного регулирования в агропромышленном комплексе России / Хозяйство и право 1995, № 5-6.

103. Холод. Л. Политика цен, торговли и государственной поддержки АПК/ АПК: экономика, управление, № 3, 1996.

104. Холод. Л. Система государственного регулирования АПК / АПК: экономика, управление, 1996, № 4.

105. Холод Л. Экономические и правовые меры стабилизации сельского хозяйства / Хозяйство и право, 1993, № 1.

106. Хохлов В.А. Ответственность по обязательствам. . М. Издательство «Юридическая литература, 19901 34. Шершеневич Г.Ф. Курс русского гражданского права, том.2.

107. Экономико-правовые проблемы перестройки хозяйственного механизма (сборник статей) / М., 1989.

108. Юсупов В.А. Право и советское государственное управление. — Казань, 1976.

Сельскохозяйственный договор с государством