Как оформить бесед

Как оформить бесед

§ 31. Оформление итогов переговоров и бесед

В дипломатической и деловой практике принято по итогам состоявшихся переговоров оформлять их подробную запись. Это делается независимо от того, закончились переговоры принятием конкретных документов (договоры, соглашения, совместные коммюнике и т.п.) или нет. Урегулирование двустороннего или многостороннего вопроса, сложной торгово-коммерческой сделки, как правило, не завершается «в один присест». Переговоры подчас затягиваются, прерываются для консультаций, после которых стороны нередко вносят изменения в свои предварительные позиции, что требует тщательного учета всех ранее высказанных соображений и аргументов, а тем более вносившихся конкретных предложений. Даже если переговоры проведены в один тур, их запись также позволит в дальнейшем при необходимости устранения недоразумений, прояснения обстоятельств дела в любой момент восстановить картину дискуссии, без труда найти «камень преткновения».

В записи переговоров фиксируется точное название сторон страна, организация и др.); фамилии и должности участников; место, дата (день и час) и продолжительность встречи; основные обсуждавшиеся вопросы и высказанные по ним мнения; достигнутые договоренности или позиции сторон по несогласованным вопросам; запись о вручении каких-либо документов (с приложением их копий). Запись переговоров рекомендуется оформлять сразу же, по «горячим следам», в крайнем случае на следующий день. Впротивном случаемогут уйти из памяти некоторые детали, смысловые нюансы, имеющие подчас немаловажное значение.

Примерно те же критерии действуют в отношении повседневных «рутинных», или, как их еще называют, дневниковых записей бесед дипломата. Помимо отмеченных выше формальных атрибутов в таких записях принято указывать, по чьей инициативе беседа состоялась и была она проведена «один на один» или с помощью переводчика. Важные и срочные вопросы, затронутые в беседе передаются в ведомство иностранных дел шифрованной телеграммой, а более подробная информация, равно как и записи, не имеющие срочного характера пересылаются с дипломатической почтой. Естественно, к беседам деловых партнеров предъявляются менее серьезные требования оформительского характера. Здесь все решают вопросы существа, и составитель беседы волен сам определить, делать ему подробную запись или ограничиться двумя-тремя фразами, своеобразными «узелками на память», которые могут пригодиться в дальнейшем.

Есть, впрочем, одно неотъемлемое условие, которому должны соответствовать запись беседы как дипломата, так и бизнесмена — точное отражение ее содержания. Конечно, каждая беседа несет в себе немало индивидуальности, опыта, субъективности в восприятии тех или иных затрагивавшихся вопросов. В департаментах ведомств иностранных дел, торговых представительствах идругих организациях, поддерживающих контакты с иностранцами на регулярной основе, заводятся, как правило журналы учета телефонных разговоров, в которых отражается их содержание ипродолжительность.

Как оформить бесед

Широкую известность в исследованиях, проводимых в области физического воспитания и спорта, так же, как и в исследованиях по социологии, психологии и педагогике, приобрели методы, которые в наиболее обобщенном смысле можно назвать методами опроса. Главное их достоинство в том, что исследователь может опросить большое количество людей, живущих в различных районах, и получить сравнимые и легко анализируемые данные. Кроме того, методы опроса позволяют получать информацию о мнениях людей, мотивах поведения, намерениях и т.д., то есть обо всем, что пока еще не может быть установлено при помощи инструментальных методов измерения. В зависимости от методики и проведения опроса выделяют беседу, интервью и анкетирование.

Данные методы имеют много общего, но предпочтение можно отдать беседе, так как во время беседы исследователь имеет возможность уточнить отдельные мысли респондента (опрашиваемого), развить их и дополнить с помощью вопросов.

Беседа — вид опроса, строящегося на продуманном и тщательно подготовленном разговоре исследователя с компетентным лицом (респондентом) или группой лиц с целью получения сведений по изучаемому вопросу.

Беседа должна проводиться в атмосфере непринужденного и взаимного доверия по заранее намеченному, продуманному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. При подборе собеседника следует находить возможность общения с теми респондентами, которые хорошо осведомлены о предмете исследования и проявляют желание обсудить интересующие исследователя вопросы. Проводящий беседу должен хорошо знать предмет исследования и суметь завоевать доверие собеседника, задавая четко сформулированные вопросы. Исследователь должен быть тактичным, корректным и всегда помнить о том, что его задача — собрать необходимые сведения, а не поучать или спорить.

Беседа ведется без записи ответов собеседника, целесообразно использовать магнитофон (диктофон). Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, поэтому благоприятной обстановкой является привычная среда: спортзал стадион, бассейн, место прогулки и т.п.

Таким образом, эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и, особенно, психологической подготовленности, уровня теоретических знаний, от мастерства ведения беседы и даже отличной привлекательности.

Интервьюирование — проводимый по определенному плану устный опрос, при котором запись ответов респондента проводится либо исследователем (его ассистентом), либо механически (с помощью записывающих устройств на различные носители информации). В отличие от беседы, в которой респонденты и исследователь выступают активными собеседниками, вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.

При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:

— опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным (при этом понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные — позднее);

— вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;

— вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.

При опросе следует придерживаться следующих правил:

1) во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине;

2) каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа дословно, в неизменной форме;

3) следует точно придерживаться порядка следования вопросов;

4) отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующее за очередным вопросы;

5) интервью должно быть кратковременным (с учащимися как правило не более 15-20 мин, со взрослыми не более 30 мин);

6) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.);

7) если интервьюирующий не понимает ответа, то он может задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например, «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее?»);

8) если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз (нельзя разъяснять отвечающему вопрос); если вопрос остается не понят и после повторного чтения, против него следует написать: «Вопрос не понят».

9) ответы записываются в вопросник только во время опроса в заранее подготовленную графу вопросника.

Анкетирование — метод получения информации посредством письменных ответов на систему заранее подготовленных и стандартизированных вопросов с точно указанным способом ответов.

Читайте так же:  Какие льготы у детей инвалидов в москве

Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.

Приступая к составлению анкеты необходимо:

— хорошо знать самому исследуемую проблему,

— уяснить цель опроса (Какой хочешь получить ответ?),

— предусмотреть выявление зависимости от социального положения, пола, стажа опрашиваемых,

— учесть возраст и подготовленность опрашиваемых,

— продумать место и время проведения опроса,

— проконсультироваться со специалистами.

1) по содержанию (Прямые вопросы нацелены непосредственно на решение задач исследования. Например, в анкету может быть включен вопрос: «Какую роль, по Вашему мнению, играет скоростно-силовая подготовка в беге на короткие дистанции?». Однако респонденты не всегда охотно отвечают на прямые вопросы, поэтому иногда предпочтительнее косвенные вопросы. В этом случае косвенный вопрос прозвучал бы, например, так: «Каково Ваше мнение о сравнительной важности развития скоростно-силовых качеств и специальной выносливости в системе подготовки бегунов на короткие дистанции?»);

2) по степени свободы ответа (Открытыми называются вопросы, не ограничивающие ответа респондента. Например: «В какой сфере деятельности Вы хотели бы специализироваться после окончания вуза?» Такие вопросы позволяют получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов, но в определенной степени подобные ответы, часто носящие пространственный характер, затрудняют последующую обработку полученных результатов.

Вопросы принято называть закрытыми, если возможность выбора заранее ограничивают определенным числом вариантов ответов. Например, «Довольны ли Вы тем, как проводятся занятия по специализации?» При этом могут быть указаны варианты ответов: очень доволен, доволен, безразличен, недоволен, очень недоволен. В большинстве случаев вопросы ставятся таким образом, что респонденту необходимо бывает ответить только «да» или «нет». Например, на вопрос: «Желаете ли Вы после окончания института работать по специальности?» — варианты ответов: 1 -Да; 2 — Нет; 3 — Не знаю. Могут быть вопросы и с «веером» ответом. Например, на вопрос: «Какими видами спорта желают заниматься современные школьники?» — может быть предложен перечень видов спорта (список не должен быть более десяти пунктов);

3) по цели (для получения новой информации: для подтверждения каких-то данных; для проверки на лживость);

4) по форме (дезъюктивные — выбор одного варианта ответа, конъюктивные — выбор нескольких вариантов ответа, шкалированный вопрос для перевода качественного показателя в количественный).

При шкалированном вопросе используется оценка ответов по балльной системе (чаще всего по пятибалльной). Например, на вопрос: «Сильно ли развита сила воли Ивана Ивановича?» — варианты ответов: 5 баллов — «да»; 4 — «больше да, чем нет»; 3 — «не знаю, не уверен»; 2 — «больше нет, чем да»; 1 — «нет»).

Вопросы должны быть лаконичны и точны, соответствовать образовательному уровню респондентов. Следует избегать: подсказывающих вопросов, формулировки двух вопросов в одном, большого объема вопросов (ответ на анкету не должен превышать 40 мин).

Рекомендуется следующая примерная модель анкеты.

Как управлять беседой Вконтакте

Сегодня расскажу вам об долгожданном нововведении Вконтакте — управление беседой. Теперь создатель беседы может регулировать права участников, назначать на свое усмотрение администраторов и определить роль каждого участника диалога, как и в группах. Это позволит скрыть часть данных от просмотра и ограничить роль тех пользователей, которые мешают комфортному общению между остальными. Теперь определимся с тем, как настроить внутри беседы права. Пока данный функционал корректно реализован только в полной версии сайта, в мобильной версии и в мобильных приложениях ограничения должны также действовать, но визуальных изменений пока не ожидается. Нажатие на кнопки, которых по идее не должно быть для пользователей, ограниченных в правах, будет вызывать ошибку.

Как создателю настроить беседу Вконтакте

Итак, вы создатель беседы. Чтобы перейти в раздел управления, нужно нажать на три точки (сверху окна диалога) и в открывшемся меню выбрать Информация о диалоге.

Откроется диалоговое окно, для создателя беседы оно будет следующим образом:

То есть можно назначить администраторами любого из участника беседы и ограничить для остальных возможность приглашения посторонних участников, исключение любого пользователя из беседы, редактирование информации диалога, изменение закрепленного сообщения и добавление администраторов (доступно только создателю или создателю и администраторам).
Для остальных участников будут показано только то, что разрешил создатель. В самом ограниченном варианте участник, помимо общения, сможет посмотреть все вложения беседы (фотографии, файлы, музыка, видео) и все.
Вот так выглядит настраиваемый список ограничений для создателя, находится во вкладке Управление.

Таким образом, вы можете назначить администраторов и ограничить часть настроек беседы для остальных ее членов. Иерархия состоит из трех уровней: создатель (самый главный), администраторы (назначаются создателем и им дают определенный набор прав) и остальные участники (им будет показано то, что доступно для всех). Удобно, что при создании беседы появилась возможность настроить важные параметры для ее участников.

Как оформить бесед

1. в косвенной форме;

2. в определительной
форме;

3. краткие максимально понятные собеседнику;

4. достижение
определенной цели каждым вопросом.

1. Ставить вопрос в «лоб», имеющий
малораспростра- ненные слова, и
слова с двойным
значением;

2. формулировок,
на которые могут
быть шаблонные
ответы;

3. формулировок,
внушающих определенные ответы;

4. слов, вызывающих определенное
отрицательное (положительное) отношение.

Неэтично затрагивание интимных
сторон личности
самого собеседника

Основные приемы ведения беседы:

1. Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью.
2. Помогать наводящими (не внушающими) вопросами.
3. Искренность ответов проверять соответствующими вопросами.
4. Поощрять собеседника на взаимность. Слушать дружелюбно.
5. Соблюдать требования воспитательного процесса.

ПРЯМЫЕ вопросы

КОСВЕННЫЕ вопросы

Вопросы с однозначно понимаемым смыслом.
«Нравится ли тебе твоя группа?»

Прямой «личный» вопрос иногда смущает собеседника и ответ может быть неискренним.

Истинные цели для собеседника замаскированы.

«Всегда ли тебе хочется быть в группе?»

«Предположим, что ты не успел закончить рисунок в отведенное время, будешь ли ты его дорисовывать позже?»

«Нравится ли вашим ребятам ваша группа?»

При ответе на такие безразличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения.

Проективный вопрос. В нем речь не о самом собеседнике, а о каком-то другом воображаемом человеке.

«Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали?»

В вопросе может быть описана ситуация с вымышленной личностью.

При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯК ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ

1. ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ:

а) определить цель беседы, иначе беседа — бесплодный разговор (истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику);

б) определить целевые вопросы, которые экспериментатор будет задавать:

  • вопросы ранжировать в порядке их значимости;
  • придать вопросам правильную формулировку в соответствии с психологическими требованиями;
  • план беседы должен быть гибким, исходить из конкретной ситуации;

в) определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его).

2. ВСТУПИТЬ В КОНТАКТ МОЖНО:

а) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику, и заинтересоваться этим;

Читайте так же:  Отдел опеки минусинск адрес

б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер: победа в конкурсе, случаи из жизни и др.;

в) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.

  1. Вникните в то, что его интересует.
  2. Взгляните на мир его глазами, его чувствами.
  3. Если увидите пассивность собеседника, то вы:
    • начали с неудачного вопроса;
    • спросили его невпопад;
    • у него нет настроения;
    • взяли не тот тон;
    • угодили в больное место.
  4. Ошибку быстро исправляйте, будьте всегда активно-внимательными.

3. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ:

а) собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;

б) при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться;

в) контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

4. ОБСТАНОВКА ДЛЯ БЕСЕДЫ:

а) благоприятствующая (совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната);

б) не благоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей, незащищенность: беспокойство, тревога).

5. ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ.
СОБЛЮДАЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ:

а) поддерживайте обстановку взаимного доверия;
б) не обнаруживайте признаков властности;
в) не упрекайте и т.д.

6. ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ:

а) за особенностями речевого поведения собеседника:

  • точностью формулируемых мыслей;
  • оговорками, недомолвками;
  • желанием уйти от ответа;
  • паузами;

б) за эмоциональными реакциями:

  • тембр голоса, интонация;
  • мимика, жесты и др.;

в) за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты:

  • затронуто достоинство, самоуважение.

7. ПРАВИЛЬНО ВЕДИТЕ БЕСЕДУ:

а) не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);

б) вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь домашнее задание?»);

в) лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику;

г) слушать доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику:

  • сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимально доверительно ВСЕ;
  • опрашиваемый, как в зеркале, в котором отражается его мир;

д) давать возможность собеседнику высказаться, не торопить его:

  • помочь освободиться от возможных страхов;
  • одобряйте точность высказанных мыслей;

е) встречные вопросы могут быть заданы только с целью:

  • помощи высказаться;
  • помощи освободиться от возможных страхов;
  • одобрения точности высказанных мыслей;

ж) не может быть причин, по которым можно прерывать высказывания собеседника (волнение, импульсивность, не существенность высказываний, незначительность деталей, отсутствие полезной информации и т.д.):

  • собеседник всегда говорит о значимых для него вещах;
  • при прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна;
  • нужно быть готовым к длительному ведению беседы;

з) если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность/алогичность, не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу дальше.

8. ЕСЛИ БЕСЕДА ПРОВОДИТСЯ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ , то школьникам легче отвечать на вопросы, касающиеся их режима дня.

Школьники всех возрастных групп активнее обсуждают вопросы:

  • об их интересах и увлечениях;
  • о взаимоотношениях со взрослыми и со сверстниками;
  • о потребностях, мотивах, которыми они руководствуются в жизни.

Вопросы, связанные с мировоззрением хорошо обсуждать примерно с 15-летнего возраста, но могут быть и исключения.

9. ДОЛЖНЫ БЫТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТВЕТОВ

Школьник может ответить «да», чтобы произвести впечатление.

10. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА:

а) можно начинать с расспроса, постепенно заменяя его активным слушанием;
б) при молчании делайте акцент на расспрос;
в) когда школьник говорит о том, что наболело, переходите к активному слушанию.

Каждый вопрос беседы должен преследовать достижение определенной цели.

При анализе беседы обратите внимание на следующее:

1. Получилась ли беседа, если нет, то почему?
2. Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.?
3. Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки.
4. На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?
5. Какие вопросы достигли цели и почему?
6. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.
7. Какие задачи решены в результате беседы?

ЦЕЛЬ: выявить отношение детей к театрализованной деятельности

Как создать беседу В Контакте

У каждого активного пользователя социальной сети нередко возникает вопрос: как в ВК общаться с несколькими людьми в одном чате?

Как создать беседу В Контакте

Если Вы сидите с ПК , то выполняем следующие действия:

2. Теперь добавляем друзей , с которыми хотим общаться в одном диалоге и создаём беседу :

  • В одном чате могут общаться до 500 человек ;
  • Добавлять в беседу можно только друзей (но можно сгенерировать ссылку для всех, подробнее ниже);
  • Вы можете упомянуть человека в беседе в ВК;

Беседа создана и теперь Вы можете приступить к обсуждению той или иной темы.

Конференция В Контакте

Любой из собеседников может изменить кое-какие настройки в конференции.

Для этого в самой беседе необходимо нажать на иконку (правый верхний угол):

  • Добавить собеседника (пригласить ещё друзей в беседу);
  • Изменить название беседы (поменять наименование конференции);
  • Показать вложения (посмотреть изображения, музыку и другие материалы, выложенные в беседе);
  • Поиск по истории сообщений (поиск сообщений по ключевым словам);
  • Отключить уведомления (отключить уведомления о новых сообщениях);
  • Очистить историю сообщений (можно удалить сообщения в ВК из беседы);
  • Покинуть беседу в ВК (выйти из конференции);

Ещё больше функций можно найти во вкладке «Информация о беседе» .

  • Изменить фотографию беседы (добавить аватарку беседы);
  • Добавить участников из своих друзей (в чате должно быть не более 250 человек);
  • Ссылка на беседу в ВК (сгенерируется ссылка, по которой Вы можете пригласить любого пользователя в беседу);
  • Управление чатом в ВК (можно указать, кто может приглашать/исключать участников, редактировать информацию, менять закреплённое сообщение и добавлять админов);

Очень круто, что в настройках беседы можно назначить администратором любого участника, чтобы он следил за порядком в чате (разжаловать может только создатель). А ещё в настройках можно удалить пользователя из беседы (исключить).

Можно закрепить сообщение в беседе. Для этого достаточно нажать на сообщение и сверху кликнуть по иконке .

  • Закреплённое сообщение будет отображаться поверх остальных (в любой момент его можно открепить этим же способом);
  • Вы можете ответить на сообщение в ВК конкретного собеседника;

Как создать беседу в ВК с телефона

Создать беседу с мобильного устройства очень просто:

1. Открываем официальное приложение Вконтакте для Adnroid, iPhone или Windows Phone и переходим в диалоги .

2. В верхнем правом углу нажимаем на троеточие .

3. Выбираем «Создать беседу» .

4. Отмечаем галочкой пользователей, которых хотим добавить в беседу.

5. В правом верхнем углу нажимаем на галочку .

6. Пишем название беседы и создаём её, нажатием на галочку .

  • Настройки беседы можно найти, кликнув на троеточие в правом верхнем углу;

Конференция В Контакте очень полезная функция, которая объединит друзей в одном чате для важных переговоров.

«ВКонтакте» добавит возможность добавлять ботов в беседы

Аналогичные роботы уже есть в чатах Telegram.

Во «ВКонтакте» вскоре появится функция добавления ботов в беседы и использования клавиатур для управления ими. Информация о нововведении присутствует в JS-коде страницы управления сообществом. Представители соцсети отказались от комментариев.

«ВКонтакте» делает ботов для брендов и компании и даже имеет страницу, посвящённую ботом в сообществах. С помощью них можно фильтровать заявки, отвечать на сообщения и делать рассылки среди подписчиков. Боты не могут требовать подписаться на сообщество, ставить лайки или делать репосты, также им запрещено рассылать рекламу.

Читайте так же:  Приказ о повышении тарифных ставок

Руководители сообществ во «ВКонтакте» написали петицию к компании с требованием ослабить ограничения. По их мнению, если разработчики тратят время на программирование ботов, то имеют право просить оформить подписку.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Картотека бесед на экологическую тему – о чем поговорить с детьми?

Приветствую всех моих читателей! С вами, как обычно, хозяйка блога Татьяна Сухих. Ко мне обратилась одна читательница с просьбой поделиться идеями о том, какие можно поднять проблемы в беседах с дошкольниками о мусоре и чистоте. Вот я решила рассказать, какие темы содержит моя картотека бесед на экологическую тему.

Беседа – важнейший метод работы с детьми

Есть два способа подать полезную информацию, привить хорошие привычки, дать навыки чего-то детям: беседовать с малышами на животрепещущие темы и демонстрировать личный пример. Если говорить об экологии, то воспитание ответственного гражданина начинается именно с нашего личного примера и грамотно построенных, наполненных эмоциональными примерами бесед.

Мы в детском саду с детками «разговоры разговариваем» постоянно, но не ограничиваемся нравоучениями, а стараемся, чтобы разговор получался интересным, поучительным и результативным. Ясно, что мусор – не единственная тема бесед в рамках экологического воспитания. Ниже я приведу список примерных тем для всех возрастов.

Стоит сказать, что собственно беседа редко используется как самостоятельный метод, но он является обязательным компонентом любого воспитательно-образовательного момента в ДОУ. Так, мы различаем вводные беседы, которые организуют малышей на выполнения того или иного вида деятельности, сопутствующая беседа – во время процесса или деятельности, заключительная беседа или уточняющая. Кроме того, различают беседы познавательного характера и этические.

Поэтому тот список тем об экологи из картотеки, который я приведу ниже, можно использовать не только в рамках тематических занятий по экологическому воспитанию, месячника или недели экологии, но и во время прогулок, когда мы наблюдаем за природой, во время организационных моментов и по случаю, если случилось происшествие, которое можно разрулить путем беседы, например, ребенок рвал цветы или ломал веточку деревца.

Еще добавлю по поводу беседы как главного, по моему мнению, метода воспитательно-образовательного процесса, что важно понимать ту силу, которую имеет человеческое слово. Оно ранит и лечит, поднимает с колен и убивает. Помните, что дети впитывают буквально каждое ваше высказывание и четко понимают разницу между тем, что вы говорите, и как поступаете в реальной жизни. Бросаешь окурки и бумажки на тротуар – нечего морализаторствовать на этические темы.

Список тем для бесед в рамках экологического воспитания

Итак, даю список тем, и помните, что он годится для любого возраста, но, естественно, информационная наполненность должна строго соответствовать возрасту ребенка. То, что понятно подготовительной группе будет абсолютно непонятно малышам. Далее я примерно распишу, как выглядит карточка из картотеки по экологии. И, конечно, даю наводку на хорошее тематическое пособие: «Беседы по картинкам «Уроки экологии». Демонстрационный материал. (16 картинок + 8 схем)» .

Темы бесед по экологии:

  • Люди – друзья природы;
  • Жалеть нужно уметь;
  • Удивительное вокруг;
  • Лес: любить, беречь и не бояться;

  • Тайны растений;
  • Птицы и звери зимой;
  • Аптека на лугу;
  • Есть ли домики у зверят?
  • Как мы можем помочь природе;
  • Все живое под нашей защитой;
  • Насекомые – часть природы;
  • Мусор – болезнь планеты;
  • Не загрязняй природу!
  • Доброте нужно учиться;
  • Наш дом – природа;
  • Наши помощники – птицы;
  • Природа в искусстве;
  • Огонь: друг или враг?

Как вы заметили, названия тем универсальные, они подойдут для занятий по экологии и во второй младшей группе, да и 1 класс тоже найдет, о чем поговорить.

Как оформить карточки бесед по экологии

Возьмем тему: «Не загрязняй природу!» в старшей группе. Записываем тему на карточку, затем прописываем цели беседы:

  • Акцентировать проблему загрязнений природы человеком;
  • Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха;
  • Добиться, чтобы дошкольники поняли актуальность проблемы;
  • Вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы.

1.​ Вводная беседа о существовании проблемы загрязнения окружающей среды. Вопросы детям и ожидаемые ответы:

— Как человек загрязняет природу? (Мусор, выхлопные газы, отходы производства);

— Куда девается домашний мусор из квартир и домов? (Вывозят мусорные машины на свалку);

— А на свалке что с мусором происходит? (Гниет, разлагается, источает ужасные запахи, собирает полчища грызунов, количество его растет);

— Как уменьшить мусорные свалки? (Меньше покупать ненужных вещей, сортировать мусор, сдавать в утильсырье бумагу, стекло, пищевые отходы закладывать в компост);

— Что можно сделать из ненужной бумаги, стекла? (Новую бумагу, стеклянны изделия);

— Какие еще бывают отходы? (Металлические, строительные, пластиковые);

— Что с ними можно сделать? (Переработать и использовать вторично);

— Что вы, дети, выбрасываете в мусорное ведро? (Обертки от конфет, сломанные и старые игрушки);

— Как уменьшить количество мусора? (Ненужные игрушки отдавать на благотворительность, сломанные попытаться починить и использовать вторично, сортировать другой мусор);

— Для чего нужны нам мусороперерабатывающие заводы? (Чтобы переработать и уменьшить количество мусора).

2. Демонстрация слайдов о товарах из вторичного сырья.

— Что же можно сделать из обычного мусора? (Бумажные изделия, стеклянные, из старых ненужных вещей можно сделать новые игрушки, предметы интерьера, поделки и даже целые дома);

3. Подвижная игра «Кто быстрее соберет бумажки» и « Сортируем мусор».

4. Рисование на тему «Мусор и природа».

5. Заключительная беседа

— О чем мы сегодня говорили? (О загрязнении окружающей среды, о переработке мусора, об изделиях из вторсырья);

— Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу, не мусорить и стараться уменьшать количество отходов, давать вторую жизнь ненужным вещам).

Что еще добавить?

По такому же принципу нужно продумать вопросы-ответы по всем темам. В рамках статьи я не вижу смысла писать «шпаргалки» по каждой теме. Это на самом деле несложно, главное – знать, о чем говорить с детьми. Если уж совсем нет времени, можно купить готовые карточки.

С детками старшей и подготовительной групп беседы проводятся как отдельный вид воспитательно-образовательного процесса и как во время других видов деятельности.

Для младшей и средней групп лучше беседовать с детками во время прогулок, занятий по ИЗО и т.д. И обязательно использовать жизненные ситуации, чтобы воспитать у деток разумное и бережное отношение к окружающему миру. И не забудем включить в работу родителей, с ними проводим консультации и беседуем на эту же тему.

Надеюсь, пригодились мои советы? Если так, поделитесь с теми, кому они тоже могут пригодиться, а также прошу подписываться на новости.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Комнатные цветы в групповой: почему нельзя ставить?

Приветствую Вас, дорогие читатели моего блога! С Вами снова я.

Сценарий: экологический праздник в рамках проведения субботника

Здравствуйте, мои хорошие читатели! С вами Татьяна Сухих и сегодня.

Как развить образное мышление у ребенка?

Здравствуйте читатели и гости блога. С вами Татьяна Сухих, на.

Как оформить бесед