Административный апеляционный суд

Содержание страницы:

Административный апеляционный суд

Кемеровский областной суд

РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА

Важная информация для граждан и представителей организаций

Доводим до Вашего сведения, что административные исковые заявления, (принесенные нарочно, отправленные почтовой службой и т.д.) отнесенные к подсудности областного суда в порядке ст. 20 КАС РФ, будут приниматься включительно по 29 декабря 2018 года до 11-00 часов.

С 24 декабря 2018 года отдел приемная по обращению граждан будет работать только по адресу: г. Кемерово, ул. Островского, 12.

Подать документы в электронном виде в суд могут как физические, так и юридические лица. Раздел для подачи размещен на официальном сайте Кемеровского областного суда. По итогам анализа поступивших посредством раздела «Подача процессуальных документов в электронном виде» обращений и электронных документов, Кемеровский областной суд напоминает о необходимости соблюдения требований, установленных «Порядком подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа», утвержденном Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 251.

Исковые заявления, жалобы и другие документы можно подать через личный кабинет пользователя, который создается автоматически путем подтверждения личных данных пользователя на странице https://ej.sudrf.ru/.

После направления документов пользователю придёт уведомление с датой и временем их поступления. Если иск, жалоба или ходатайство поданы с ошибкой, пользователь получит уведомление об отказе.

Апелляционная жалоба по административному делу

Апелляция – это предусмотренный законом механизм для частичной или полной отмены ранее принятого судебного решения, которым может воспользоваться как истец, так и ответчик. Если речь идет о правонарушении, которое подпадает под действие одной или нескольких статей КоАП РФ, то в случае, если какой-то участник процесса не согласен с вынесенным вердиктом, он может подать апелляцию по административному делу при условии, что судебное решение еще не вступило в законную силу.

Кто может обратиться

Подать апелляцию может любой дееспособный и совершеннолетний участник процесса, который не согласен с позицией суда и хочет ее обжаловать в вышестоящей инстанции. Таким правом наделены:

  • граждане РФ, проживающие на территории страны или за ее пределами;
  • лица с двойным гражданством;
  • частные и государственные организации, компании и учреждения;
  • должностные лица и государственные служащие;
  • общественные объединения и их работники;
  • лица без гражданства (беженцы, переселенцы, иностранцы).

Правила составления

В связи с тем, что основанием для отклонения апелляции может стать наличие ошибок в тексте документа и несоблюдение требований действующего законодательства к его оформлению, заявитель должен уделить особое внимание процессу его составления, указав всю необходимую суду информацию. Для этого можно использовать образец, выделив три основные части, которые должны содержать определенную информацию:

  1. Вступление. В правом верхнем углу заявитель должен указать полные реквизиты судебного органа, куда направляется документ, свои личные данные (ФИО, место регистрации и проживания, возможные контакты для связи) и аналогичные сведения всех участников процесса. Во вступлении также следует выделить оспариваемые законодательные акты, в том числе номер протокола об административном правонарушении, постановление и решение первой инстанции.
  2. Основная часть. Чтобы у суда не было сомнений в целесообразности повторного пересмотра ранее принятого решения, истец должен четко изложить причину обращения, перечислить основания для обжалования не вступившего в силу судебного акта и свои требования (какой результат оспаривания он считает справедливым). От того, насколько грамотно будет составлена эта часть документа, во многом зависит, будет ли он принят вышестоящей инстанцией и какое будет вынесено решение после его рассмотрения.
  3. Заключительная часть, в которой приводится перечень дополнительных материалов и другие необходимые доказательства.

Вместе с тем гражданин вправе подать краткую апелляцию, если есть опасения, что он пропустит предусмотренный законом срок оспаривания (к примеру, если срок обжалования подходит к концу, в то время как из суда первой инстанции все еще не пришла копия постановления судебного органа). В такой ситуации можно написать предварительную апелляцию, намеренно составив ее без соблюдения требований процессуального законодательства, чтобы получивший ее судья вынес постановление об устранении выявленных нарушений. И, несмотря на то, что такое заявление останется без движения, после получения всех необходимых материалов заявитель сможет повторно подать жалобу, которая будет принята вышестоящей инстанцией.

В соответствии с положениями КоАП РФ, ранее принятое решение должно быть обжаловано только через суд, который его вынес. Документ можно подать:

  • лично в канцелярии судебного органа, предъявив удостоверение личности. На экземпляре заявителя секретарь должен проставить дату принятия, что будет являться подтверждением его принятия;
  • по почте заказным письмом с уведомлением. Узнать адрес для отправки корреспонденции можно на сайте https://sudrf.ru/.

Чтобы исключить вероятность утери документов, гражданину лучше самостоятельно обратиться в канцелярию суда. При этом подача такого документа не связана с оплатой государственной пошлины: в соответствии с пунктом 5 ст. 30.2 КоАП РФ от этой обязанности освобождаются как юридические, так и физические лица, если речь идет об оспаривании постановления по административному делу.

В течение трех суток после получения апелляции судом первой инстанции она должна быть перенаправлена в вышестоящий судебный орган.

В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ, жалоба, поданная должностному лицу или органу, который наделен соответствующими полномочиями, должна быть рассмотрена в течение 10-ти дней с момента ее получения. Суд высшей инстанции обязан принять решение относительно принятой жалобы по административному делу в течение 2-х месяцев, если заявителем был предоставлен полный комплект необходимых документов. Апелляция может быть:

  • удовлетворена в полном объеме;
  • не удовлетворена;
  • удовлетворена частично по итогу рассмотрения дела.

Если суд высшей инстанции придет к выводу, что ранее вынесенное определение противоречит нормам действующего законодательства, то оно также может быть отменено.

Возврат апелляции заявителю

Поданная жалоба может быть возвращена и не принята к рассмотрению, если:

  • был пропущен предусмотренный законодательством срок. В такой ситуации гражданин вправе добиться восстановления срока, если он сможет доказать, что пропуск обжалования обусловлен серьезными причинами;
  • документ составлен с грубыми нарушениями требований КоАП или ошибками в данных;
  • она была подана гражданином, который не имеет соответствующих прав.

Порядок рассмотрения

Жалоба по административному делу рассматривается уполномоченным должностным лицом или судьей единолично. После получения всех необходимых документов в ходе судебного разбирательства объявляется, кто подал апелляцию, кто будет ее рассматривать и какая жалоба подлежит рассмотрению.

Судом должна быть установлена явка лица (физического или юридического), в отношении которого было принято оспариваемое постановление, или его законного представителя, действующего, согласно предоставленной доверенности. Кроме того, в обязательном порядке устанавливается явка лиц, вызванных для участия в судебном процессе.

Перед началом рассмотрения проверяются полномочия представителя юридического и физического лица, и выясняется причина неявки других участников, если они проигнорировали полученное приглашение явиться в суд. В этом случае должно быть принято решение о повторном рассмотрении дела без их непосредственного участия или переносе слушания для оповещения участников о дате и времени заседания.

Огласив жалобу на постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении, судья должен проверить обоснованность ранее принятого постановления, для чего используются имеющиеся в деле или предоставленные к слушанию материалы. На этом этапе могут быть заслушаны объяснения юридического или физического лица (или его законного представителя), в отношении которого было вынесено постановление об административном правонарушении.

В ходе процесса могут быть заслушаны показания других лиц, имеющих непосредственное отношение к ситуации, а также заключения экспертов и пояснения специалистов. В соответствии с положениями Кодекса, в суде может осуществляться целый ряд процессуальных действий, что впоследствии отразится на принятом решении.

Несмотря на то, что при подаче апелляционной жалобы дело должно быть заново пересмотрено уполномоченным судом, во внимание принимаются только те доказательства, которые были получены первой инстанцией. Привлечь дополнительные материалы, которые ранее не были учтены в завершенном процессе, можно только при условии, что его участники не знали об их существовании (что должно быть подтверждено неопровержимыми доказательствами) или по определенным причинам в первой инстанции их сочли недостаточно вескими.

Видео: школьники подают апелляцию на результаты ЕГЭ

Законодательная база

При составлении и подаче апелляционной жалобы по административному делу гражданин вправе руководствоваться такими законодательными актами:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 03.12.2001г. (ред. от 29.07.2017).
  3. ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» N 3132-I от 26.06.1992г. (ред. от 28.12.2006).
  4. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» N 1-ФКЗ от 31.12.1996г. (ред. от 05.02.2014).
  5. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» N 262-ФЗ от 22.12.2008г. (ред. от 29.07.2017).

Дужурные юристы

По статистике, дисциплинарные взыскания применяются в России довольно часто. В основном эту меру…

Апелляционная жалоба по гражданскому делу подается в случае несогласия с решением суда первой…

Сеть многофункциональных центров, которые в настоящее время известны под брендом «Мои документы», охватывает…

Управление по вопросам отправления правосудия
Апелляционный трибунал

Апелляционный трибунал ООН (АПТООН) состоит из семи судей, назначенных Генеральной Ассамблеей. В настоящее время состав Трибунала является следующим:

Джон Реймонд Мерфи, Председатель (Южная Африка)

В настоящее время судья Джон Реймонд Мерфи является девятым Председателем Апелляционного трибунала Организации Объединенных Наций (начиная с 1 января 2018 года). Судья Мерфи является судьей Высокого суда Южной Африки (отделение Северного Гаутенга, расположенное в Претории), а также исполняющим обязанности апелляционного судьи в апелляционном суде Южной Африки по трудовым вопросам. В период с 1997-го по 2003-й год он занимал должность судьи в Суде по трудовым вопросам и был первым в Южной Африке пенсионным омбудсменом (арбитром в пенсионных фондах). До этого судья Мерфи работал в качестве арбитра и посредника по трудовым спорам в Комиссии по примирению, посредничеству и арбитражу, а также в Независимой службе медиации ЮАР. Кроме того, он занимал должность адъюнкт-профессора и руководителя отделения публичного права в Университете Западной Капской провинции. Он также служил в различных государственных учреждениях, включая Совет по медицинскому страхованию. В 2003-2004 годах судья Мерфи занимал должность Председательствующего судьи в Специальной палате Верховного суда Косово по вопросам, касающимся Косовского траст-агентства. Его родной язык – немецкий. Он отлично владеет английским и французским языками, а также испанским языком на базовом уровне.

Димитриос Райкос, первый заместитель Председателя (Греция)

Судья Райкос в настоящее время является Председателем Апелляционного административного суда Патр (Греция) и постоянным адъюнкт-профессором кафедры административного права, административно-процессуального права и права в области государственных закупок на юридическом факультете Университета «Демокритус» во Фракии. Судья Райкос работает в Административных судах с 1985 года (с 1985 по 1996 год – в качестве судьи первой инстанции, с 1996 по 2000 год – в качестве Председателя Административного суда и с 2000 года по настоящее время – в качестве апелляционного судьи). В 2013 году греческий парламент назначил судью Райкоса сроком на пять лет на должность председателя Независимого управления по государственным закупкам Греции – правительственного органа, состоящего из 90 юристов и других экспертов, среди прочего обладающих компетенцией проверять законность договоров о бюджетных закупках по всей Греции, а также разрабатывать и продвигать государственную стратегию и бороться с коррупцией в сфере государственных заказов. Судья Райкос окончил юридический факультет Афинского университета, затем в 1994 году – аспирантуру Лондонской школы экономики и политических наук, получив докторскую степень в области права. Его международная деятельность включает, среди прочего, членство в межгосударственных комитетах, включая Специальный комитет по разработке конвенции против коррупции (2002-2003 годы), а также работу в должности заместителя председателя Ассоциации европейских судей административных судов (2006-2008 ). Он был национальным представителем на конференции «Octopus Interface-2013» и в антикоррупционной службе Совета Европы, а также принимал участие во многих конференциях в качестве докладчика и высокопоставленного эксперта в области права. Судья Райкос является автором нескольких книг и многочисленных публикаций. Его родной язык – греческий. Он свободно владеет английским языком, а также немецким на рабочем уровне и французским – на базовом уровне.

Сабин Книрим, второй заместитель Председателя (Германия)

Судья Книрим с 2011 года занимает должность судьи Высшего административного суда в Гамбурге. Ее палата обладает, среди прочего, юрисдикцией в отношении закона о гражданской службе, закона о гражданстве и закона об иммиграции и предоставлении убежища. До этого с 1994 года она работала судьей в Административном суде Гамбурга и занималась, в основном, вопросами, связанными с планированием землепользования и строительством. Судья Книрим начала изучать право в Университете Пассау (Германия), затем продолжила обучение в Женевском университете, получив стипендию от Германской службы академических обменов. В 1990 году она завершила изучение правовой системы Германии в Фрайбургском университете (Фрайбург-им-Брайсгау), получив первый государственный диплом. В качестве стипендиата программы Фулбрайта, она поступила в школу права Тулейнского университета (США) на программу послевузовского обучения со специализацией по конституционному праву и праву в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Тулейнский университет Книрим закончила с отличием, получив диплом магистра юриспруденции. В 1994 году она завершила практическое правовое обучение в Гамбурге и получила свой второй государственный диплом. Ее родным языком является немецкий. Она отлично владеет английским языком, а также хорошо знает французский язык и владеет испанским на базовом уровне.

Ричард Луссик, судья (Самоа)

Судья Луссик был шестым Председателем Апелляционного трибунала Организации Объединенных Наций (июль 2014 года — июнь 2015 года). Судья Ричард Луссик являлся судьей Специального суда по Сьерра-Леоне с ноября 2004 по май 2012 года, закончив свое пребывание в этой структуре на посту председательствующего судьи Судебной палаты II. С 2005 по 2006 годы служил судьей Апелляционного трибунала. До этого он занимал пост председателя Верховного суда Республики Кирибати в период 1995–2000 годов. Получив степень в 1987 году, был назначен в районный суд, затем Верховный суд, Апелляционный суд, Земельный суд, а также исполняющим обязанности председателя Верховного суда. Кроме того, он занимал должность председателя государственной службы Апелляционного совета с 1988 по 1995 год. Судья Луссик является научным сотрудником Института стран Содружества по подготовке судей. Он был принят в коллегию адвокатов в 1973 году и вел адвокатскую практику в Самоа и Австралии. Он свободно владеет английским языком и имеет базовые знания французского языка.

Читайте так же:  Приказ о реорганизации структурных подразделений образец

Дебора Томас-Феликс, судья (Тринидад и Тобаго)

Судья Томас-Феликс была восьмым Председателем Апелляционного трибунала Организации Объединенных Наций (30 июня 2016 года — 31 декабря 2017 года). Судья Томас-Феликс является президентом Промышленного суда Тринидада и Тобаго, эту должность она занимает с 2011 года. В ноябре 2015 года она была избрана членом Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций Международной организации труда сроком на три года. С 2003 по 2009 год г-жа Томас-Феликс работала в качестве члена Промышленного суда. В 1995 году она занимала пост первого президента Семейного суда Сент-Винсента и Гренадин. В 1990 году она была назначена магистратом и является первой и единственной женщиной, когда-либо занимавшей должность заместителя главного магистрата в Тринидаде и Тобаго. Дебора Томас-Феликс также единственная женщина, служившая в качестве председателя Комиссии Тринидада и Тобаго по ценным бумагам и биржам в период с 2009 по 2011 год. Она была принята на практику в Коллегию адвокатов Тринидада и Тобаго в 1986 году. Судья Томас-Феликс получила степень бакалавра права в Университете Вест-Индии на Барбадосе и сертификат о юридическом образовании в Школе права имени сэра Хью Вудинга в Тринидаде. Она также имеет степень магистра права в области международного права от юридического факультета Американского университета в Вашингтоне, США, и диплом исполнительного магистра делового администрирования с отличием Высшей школы бизнеса имени Артура Лок Джека в Университете Вест-Индии. Судья Томас-Феликс также является стипендиатом Фулбрайта в рамках Программы стипендий Хьюберта Хамфри. Кроме того, она является членом клуба лидеров Джорджтаунского университета и сотрудником Института судебного образования стран Содружества. Судья Томас-Феликс свободно владеет английским языком.

Марта Халфельд Фуртадо ди Мендонса Шмидт, судья (Бразилия)

Судья Халфельд с 1994 года работает судьей по трудовым спорам в штате Минас-Жерайс (Бразилия). Она часто замещает судей в Апелляционном суде и принимает участие в комиссиях по отбору судей. Халфельд окончила Университет Пантеон-Ассас (Париж II) во Франции, получив сразу несколько квалификационных степеней, включая степень магистра юриспруденции и степень доктора частного права. С 2011 по 2013 год она была консультантом и преподавателем Национального центра подготовки судей по трудовым спорам. До этого в течение 12 лет она работала консультантом и преподавателем Регионального центра подготовки судей по трудовым спорам штата Минса-Жерайс. С 2011 года судья Халфельд решительно выступает за применение процедуры медиации в качестве механизма консенсусного урегулирования споров. С 2012 по 2013 год она была членом Постоянной комиссии по согласительной процедуре Апелляционного суда по трудовым спорам в штате Минас-Жерайс. Кроме того она является ппреподаватедем ряда курсов обучения для выпускников высших учебных заведений. Судья Халфельд имеет богатый опыт работы на международном уровне. Она принимала участие в нескольких международных тренингах, семинарах и конгрессах, проходивших, главным образом в Латинской Америке и Европе, как в качестве докладчика, так и в качестве организатора. Судья Халфельд является автором более 40 опубликованных книг, статей, докладов, комментариев и критических материалов на темы трудового права и охраны труда, притеснений на рабочем месте, дискриминации и защиты прав человека, безопасности и гигиены труда, а также касающихся конституционного надзора, альтернативных методов разрешения споров, международных трудовых норм и подготовки инструкторов. Ее родной язык – португальский. Она свободно владеет английским и французским языками, а также имеет базовый уровень испанского и итальянского языка.

Судьи, которые были в составе Апелляционного трибунала:

Судья Роуз Бойко (Канада)

(1 июля 2009 года — 15 января 2011 года)

Судья Камалджит Сингх Гаревал (Индия)

(1 июля 2009 года — 30 июня 2012 года)
Первый заместитель Председателя (1 июля 2011 года — 30 июня 2012 года)
Второй заместитель Председателя (1 июля 2010 года — 30 июня 2011 года)

Судья Марк П. Пэйнтер (Соединенные Штаты Америки)

(1 июля 2009 года — 30 июня 2012 года)

Судья Жан Куртьял (Франция)

(1 июля 2009 года — 31 декабря 2013 года)
Председатель (1 июля 2010 года — 30 июня 2011 года)
Первый заместитель Председателя (1 июля 2009 года — 30 июня 2011 года)

Инес Вейнберг де Рока (Аргентина)

(1 июля 2009 года — 30 июня 2016 года)
Председатель (1 июля 2009 года — 30 июня 2010 года)
Первый заместитель Председателя (1 июля 2013 года — 30 июня 2014 года; 1 июля 2012 года — 30 июня 2013 года)
Второй заместитель Председателя (1 июля 2014 года — 30 июня 2015 года)

София Адиньира (Гана)

(1 июля 2009 года — 30 июня 2016 года)
Председатель (1 июля 2011 года — 30 июня 2012 года)
Первый заместитель Председателя (1 июля 2015 года — 30 июня 2016 года; 1 июля 2010 года — 30 июня 2011 года)
Второй заместитель Председателя (1 июля 2013 года — 30 июня 2014 года; 1 июля 2009 года — 30 июня 2010 года)

Луис Мария Симон (Уругвай)

(1 июля 2009 года — 30 июня 2016 года)
Председатель (1 июля 2012 года — 30 июня 2013 года)
Второй заместитель Председателя (1 июля 2011 года — 30 июня 2012 года)

Мери Фаэрти, судья (Ирландия)

(28 января 2011 года — 30 июня 2016 года)
Председатель (1 июля 2013 года — 30 июня 2014 года)
Второй заместитель Председателя (1 июля 2012 года — 30 июня 2013 года)

Розалин М. Чепмен (США)

(июль 2012 года — ноябрь 2017 года)
Председатель (1 июля 2015 года — 30 июня 2016 года)
Второй заместитель Председателя (1 июля 2016 года — 30 ноября 2017 года)

Девятый арбитражный апелляционный суд

Арбитражные суды

Правовые основы

Федеральный закон

от 30 мая 2001г. N 70-ФЗ

Указ Президента РФ

от 18 мая 2009 года № 559

Федеральный закон

от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ

от 28.11.2015 № 354-ФЗ

от 10 сентября 2009 года № 137

Приветствуем Вас на страницах официального сайта Девятого арбитражного апелляционного суда!

Становление эффективно работающей, независимой судебной власти России, являющейся атрибутом правового государства, гарантом соблюдения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, невозможно без открытости и гласности правосудия, а значит без применения информационных технологий.

Создание и сопровождение официального сайта направлено на обеспечение доступности его пользователей к информационным ресурсам Девятого арбитражного апелляционного суда, объективное и полное ознакомление посетителей сайта с важными событиями и деятельностью суда, а значит — на обеспечение оперативного получения необходимой информации о поступлении и рассмотрении апелляционных жалоб на судебные акты Арбитражного суда города Москвы.

Надеемся, что посещение сайта Девятого арбитражного апелляционного суда будет для Вас не только интересным, но и полезным!

С Новым 2019 годом и Рождеством Христовым!

Уважаемые посетители сайта Девятого арбитражного апелляционного суда! Примите самые теплые поздравления с Новым 2019 годом и Рождеством Христовым!

Уважаемые посетители сайта, участники споров!

Сообщаем Вам об изменениях в режиме работы канцелярии суда 28 и 29 декабря 2018 года.

С Днем Конституции Российской Федерации!

Уважаемые посетители сайта Девятого арбитражного апелляционного суда! Примите самые теплые поздравления с Днем Конституции Российской Федерации!

Уважаемые посетители сайта Девятого арбитражного апелляционного суда! Примите самые теплые поздравления с Днем юриста!

С Днем народного единства!

Уважаемые посетители сайта Девятого арбитражного апелляционного суда! Примите самые теплые поздравления с Днем народного единства!

Уважаемые посетители сайта, участники споров!

Сегодня 15 октября 2018 года в 17:30 на пульт дежурного по телефону 02 поступил анонимный звонок о готовящемся террористическом акте в Девятом арбитражном апелляционном суде.

Производство в суде апелляционной инстанции в административном судопроизводстве

Сущность производства в суде апелляционной инстанции

Полностью исключить погрешности в работе суда первой инстанции практически невозможно, поэтому административное судопроизводство и регулирующее его процессуальное право не могут обойтись без специального способа устранения судебных ошибок. В качестве такого способа законодатель закрепил апелляционное производство, направленное на проверку не вступивших в законную силу судебных актов суда первой инстанции (гл. 34, ст. 295 — 317 КАС).

Производство в суде апелляционной инстанции в административном судопроизводстве — это правоприменительный цикл административного судебного процесса, предназначенный для проверки не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции и заключающийся в новом рассмотрении дела по существу.

Сущность производства в суде апелляционной инстанции состоит в том, что лица, участвующие в деле, имеют право в установленный законом срок подать апелляционную жалобу, а прокурор — принести апелляционное представление на не вступившие в законную силу решение или определение суда первой инстанции, принимаемые в административном судопроизводстве. Для лиц, участвующих в деле, право обжалования гарантирует возможность отстаивать свою правовую позицию и после вынесения решения, добиваться отмены судебного акта, если они с ним не согласны. Прокурор пользуется правом принесения апелляционного представления в том случае, если он участвовал в административном судопроизводстве по основаниям, предусмотренным ст. 39 КАС.

Апелляционное производство в административном судебном процессе характеризуется следующими чертами:

1) апелляция приносится на не вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции;

2) рассмотрение апелляционных жалобы, представления осуществляется судами вышестоящей инстанции;

3) принесение апелляционных жалобы, представления обусловлено несогласием сторон, других лиц, участвующих в деле, с решением, определением суда первой инстанции. Несогласие может быть вызвано неправильным применением действующего законодательства, неполным установлением фактических обстоятельств дела, недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела;

4) суд второй инстанции, пересматривая дело, рассматривает как вопросы факта, так и вопросы права, т.е. имеет право проверить как юридическую, так и фактическую сторону дела;

5) суд, рассматривающий апелляционные жалобу, представление, не имеет права вернуть дело для нового рассмотрения в суд первой инстанции, а обязан сам принять решение по делу;

6) апелляция может быть допущена только один раз.

Закрепленная в КАС модель имеет черты полной апелляции:

1) суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт суда первой инстанции в полном объеме;

2) суд апелляционной инстанции не связан доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и поступивших возражениях;

3) проверка судебного акта суда первой инстанции осуществляется на основе как имеющихся, так и дополнительно представленных в апелляционное производство доказательств. Новые доказательства могут исследоваться только при условии, если стороны докажут невозможность их представления в суд первой инстанции.

Возбуждение апелляционного производства в административном судебном процессе

1. Право на апелляционное обжалование в административном судопроизводстве. Право на апелляционное обжалование в административном судопроизводстве — это предусмотренная законом возможность лиц, участвующих в деле, обратиться в суд вышестоящей инстанции с апелляционными жалобой, представлением на не вступивший в законную силу судебный акт суда первой инстанции.

Для реализации права на апелляционное обжалование и возбуждения апелляционного производства необходимо соблюдение предусмотренных КАС требований, предъявляемых к:

  1. субъектам апелляционного обжалования;
  2. объекту апелляционного обжалования;
  3. срокам апелляционного обжалования;
  4. порядку подачи апелляционных жалобы, представления.

А. Субъекты апелляционного обжалования. Право на апелляционное обжалование решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу (ст. 295 КАС), принадлежит следующим субъектам:

1) сторонам (административному истцу и административному ответчику) и другим лицам, участвующим в административном деле (заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц), в том числе лицу (лицам), которому поручено ведение дела по коллективному административному исковому заявлению. Право подачи апелляционной жалобы возникает у данных субъектов в случае привлечения их в процесс в качестве лиц, участвующих в деле;

2) лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле в качестве лиц, участвующих в деле, но в отношении которых суд первой инстанции при вынесении решения разрешил вопрос об их правах и обязанностях (ч. 2 ст. 295 КАС);

3) правопреемнику лица, участвующего в деле (ст. 44 КАС);

4) представителям граждан и организаций. Действующий КАС предусматривает как обязательное, так и факультативное (необязательное) представительство. Для реализации права на обжалование в рамках факультативного представительства полномочие на обжалование судебного акта должно быть прямо оговорено в доверенности или ином документе (ч. 2 ст. 56 КАС).

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 56 КАС при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя последний вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия для его защиты, за исключением предусмотренных ч. 1 данной статьи, представитель также вправе подавать апелляционную жалобу (право на обжалование к числу исключений не отнесено). Действующий КАС не содержит нормы, регулирующей порядок оформления полномочий представителя, участвующего в деле при обязательном представительстве. В силу отраслевой схожести процессуальных норм гражданского процессуального права и административного процессуального права возможно применение разъяснений Пленума ВС РФ, данных им в Постановлении «О судебном решении». Так, в п. 10 названного Постановления указывается, что адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика на основании ст. 50 ГПК, вправе обжаловать решение суда в кассационном (апелляционном) порядке и в порядке надзора, поскольку он имеет полномочия не по соглашению с ответчиком, а в силу закона и указанное право объективно необходимо для защиты прав ответчика, место жительства которого неизвестно. Поэтому если представитель участвует в административном деле в силу императивного предписания закона (обязательное представительство), то для подачи апелляционной жалобы доверенность и иные документы не требуются, данное право вытекает из положений ч. 1 ст. 56 КАС;

5) прокурору (ч. 2 ст. 320 ГПК). В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» таким правом на подачу апелляционного представления в вышестоящий суд обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции; ]

6) Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в субъекте РФ, если они лично либо через своих представителей участвовали в рассмотрении дела в суде первой инстанции в порядке ст. 40 КАС.

Б. Сроки на апелляционное обжалование. По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 298 КАС, апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. По правилам исчисления процессуальных сроков течение месячного срока на обжалование начинается на следующий день после вынесения решения суда в окончательной форме (ч. 3 ст. 92 КАС). В процессуальной доктрине решение считается принятым в окончательной форме, когда его содержание включает вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части.

Статья 177 КАС предоставляет суду право отложить составление мотивированного решения на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела. Оглашение только резолютивной части судебного решения не следует расценивать как изготовление решения суда в окончательной форме. В данном случае срок на апелляционное обжалование начнет истекать на следующий день после изготовления решения в полном объеме.

Читайте так же:  Как оплатить штраф налоговой реквизиты

Законодатель, учитывая процессуальные особенности отдельных категорий административных дел, предусмотрел в КАС сокращенные сроки для подачи апелляционных жалобы, представления.

Так, в течение пяти дней со дня принятия судом решения подаются апелляционные жалоба, представление по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 298 КАС).

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме подаются апелляционные жалобы, представления по следующим административным делам:

а) об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования (ч. 2 ст. 298 КАС); б) о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 4 ст. 298 КАС); в) об административном надзоре (ч. 5 ст. 298 КАС); г) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 6 ст. 298 КАС).

В соответствии со ст. 183 КАС дополнительное решение может быть самостоятельным объектом обжалования. При вынесении дополнительного решения срок на апелляционное обжалование исчисляется с момента его постановления.

Пропуск срока на апелляционное обжалование является основанием для возвращения апелляционных жалобы, представления (п. 3 ч. 1 ст. 301 КАС). Для восстановления пропущенного срока субъекты апелляционного обжалования вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд первой инстанции. Требования, предъявляемые к содержанию заявления, порядок его рассмотрения регламентируются ст. 95 КАС. Если причины пропуска срока признаны уважительными, то суд первой инстанции восстанавливает срок для обжалования, о чем выносит определение.

В. Объект апелляционного обжалования. Объектом апелляционного обжалования является не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции. В суд апелляционной инстанции может быть обжаловано решение полностью или в части. В последнем случае решение будет пересматриваться в полном объеме. В соответствии со ст. 183 КАС дополнительное решение также является объектом апелляционного обжалования.

Определения суда первой инстанции обжалуются в суд апелляционной инстанции по правилам ст. 313 КАС.

Г. Процессуальный порядок подачи апелляционных жалобы, представления в административном судебном процессе. В соответствии с правилами функциональной судебной подсудности апелляционные жалоба, представление подаются в суд вышестоящей инстанции через суд, принявший обжалуемый судебный акт. Согласно ст. 296 КАС апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

1) верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;

2) Судебной коллегией по административным делам ВС РФ — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции;

3) Судебной коллегией по делам военнослужащих ВС РФ — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;

4) Апелляционной коллегией ВС РФ — на решения по административным делам Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ и Дисциплинарной коллегии ВС РФ, принятые ими по первой инстанции.

Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, принявший решение, для выполнения необходимых процессуальных действий (ст. 297 КАС).

2. Требования, предъявляемые к содержанию апелляционных жалобы, представления. Производство в суде апелляционной инстанции возбуждается путем подачи лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы или путем направления апелляционного представления прокурором. Действующий КАС регламентирует требования, предъявляемые к форме и содержанию апелляционных жалобы, представления. Апелляционные жалоба, представление подаются в письменной форме. С 15 сентября 2016 г. указанные документы могут быть поданы в электронном виде либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет, в порядке, установленном ВС РФ (ч. 7 ст. 299 КАС).

В содержании апелляционных жалобы, представления выделяются вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная части.

В вводной части указываются наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление; наименование лица, подающего апелляционные жалобу, представление, его место жительства или место нахождения (п. 1, 2 ч. 1 ст. 299 КАС). Несмотря на то что апелляционные жалоба, представление приносятся непосредственно в суд, вынесший решение, в вводной части указывается суд апелляционной инстанции, которому адресуется просьба о рассмотрении апелляционных жалобы, представления.

Описательная часть содержит указание на решение суда, которое обжалуется. Как правило, в этой части воспроизводится резолютивная часть решения, указывается на дату принятия решения в окончательной форме (п. 3 ч. 1 ст. 299 КАС).

В мотивировочной части приводятся основания, по которым лица, участвующие в деле, считают решение суда первой инстанции неправильным (п. 4 ч. 1 ст. 299 КАС). Как правило, эти мотивы корреспондируют с основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренными ст. 310 КАС.

В резолютивной части указываются требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего апелляционное представление (п. 4 ч. 1 ст. 299 КАС). Эти требования должны коррелировать с полномочиями суда апелляционной инстанции, т.е. лица, участвующие в деле, могут обращаться в суд апелляционной инстанции лишь с требованиями совершить такие процессуальные действия в отношении решения суда первой инстанции, которые суд второй инстанции уполномочен совершать в соответствии с действующим законодательством. Объем полномочий суда апелляционной инстанции указан в ст. 309 КАС. Например, по общему правилу суд апелляционной инстанции не вправе рассмотреть апелляционные жалобу, представление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В связи с этим в резолютивной части апелляционных жалобы, представления не следует указывать такое требование.

В апелляционных жалобе, представлении обязательно приводится перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

Апелляционная жалоба подписывается лицом, ее подающим, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочие на принесение апелляционной жалобы, если такого документа не содержится в деле. В случае принесения апелляционного представления оно подписывается прокурором, участвующим в деле.

К апелляционной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если в соответствии с налоговым законодательством апеллянт не освобожден от уплаты.

Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями по числу лиц, участвующих в деле.

Лицо, подающее апелляционную жалобу, не обладающее государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий жалобы и документов. В случае если указанное лицо не направило данные документы другим лицам, участвующим в деле, апелляционная жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Лицо, подающее апелляционные жалобу, представление, обладающее государственными или иными публичными полномочиями, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

3. Действия суда первой инстанции на этапе возбуждения апелляционного производства. При поступлении апелляционных жалобы, представления суд первой инстанции обязан проверить соблюдение следующих условий:

  1. обладает ли лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление, правом апелляционного обжалования;
  2. соблюдены ли сроки подачи апелляционных жалобы, представления и не вступило ли решение суда первой инстанции в законную силу;
  3. соблюдены ли требования, предъявляемые к содержанию апелляционных жалобы, представления;
  4. оплачена ли апелляционная жалоба государственной пошлиной;
  5. соблюден ли порядок подачи апелляционных жалобы, представления.

В зависимости от того, какое из этих условий нарушено, суд первой инстанции может принять решение об оставлении апелляционных жалобы, представления без движения либо о возвращении апелляционных жалобы, представления.

Статья 300 КАС устанавливает правило, что если при принятии апелляционных жалобы, представления судья установит, что жалоба, представление не соответствуют требованиям, предусмотренным п. 2 — 4 ч. 1, ч. 2 — 6 ст. 299 данного Кодекса, то он выносит определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без движения. Данное процессуальное действие по общему правилу должно быть совершено судом первой инстанции, рассмотревшим дело по существу, в срок не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, а при подаче апелляционных жалобы, представления на решения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока такой госпитализации гражданина, о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке — не позднее трех дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления. В определении суд должен указать, какие требования, предъявляемые к содержанию апелляционных жалобы, представления, нарушены, и предоставить разумный срок для их исправления. При определении срока для исправления недостатков судья учитывает характер недостатков, место жительства или место нахождения лица, подавшего жалобу. В случае если лицо, подавшее апелляционную жалобу, или прокурор, принесший апелляционное представление, выполнит в установленный срок указания судьи, содержащиеся в определении, то жалоба, представление считаются поданными в день первоначального поступления их в суд.

На определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без движения может быть подана частная жалоба в течение 15 дней со дня вынесения определения.

В соответствии со ст. 301 КАС апелляционные жалоба, представление возвращаются:

  1. если апелляционные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции;
  2. если указания судьи, содержащиеся в определении об оставлении апелляционных жалобы, представления без движения, не выполнены в установленный срок;
  3. если истек срок на апелляционное обжалование и в жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении пропущенного срока или в восстановлении срока отказано;
  4. по просьбе лица, подавшего апелляционную жалобу, или при отзыве апелляционного представления прокурором, если дело еще не направлено в суд апелляционной инстанции.

Возврат апелляционных жалобы, представления осуществляется на основании определения судьи, которое может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции.

Если апелляционные жалоба, представление поданы в установленный срок, соответствуют требованиям ст. 298 КАС, то судья обязан их принять и провести действия, необходимые для рассмотрения апелляционных жалобы, представления по существу.

Суд первой инстанции после получения апелляционной жалобы лица, не обладающего государственными или иными публичными полномочиями, поданной в установленный ст. 298 КАС срок и соответствующей требованиям ст. 299 данного Кодекса, направляет лицам, участвующим в деле, копии жалобы и приложенных к ней документов, если данные действия не были совершены лицом, подавшим апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, после принятия апелляционных жалобы, представления вправе совершить следующие процессуальные действия:

  1. представить в письменной форме возражения относительно апелляционных жалобы, представления;
  2. представить документы, подтверждающие их возражения, с копиями по числу лиц, участвующих в деле;
  3. ознакомиться с материалами дела, поступившими жалобой, представлением и возражениями относительно них.

По истечении срока на апелляционное обжалование дело направляется судом первой инстанции вместе с поступившими апелляционными жалобой, представлением, поданными на них возражениями в суд апелляционной инстанции. До истечения срока обжалования дело не может быть направлено в суд второй инстанции.

Подготовка и рассмотрение административного дела в суде апелляционной инстанции

После поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции судопроизводство включает в себя три этапа:

  1. подготовку апелляционных жалобы, представления к рассмотрению;
  2. рассмотрение апелляционных жалобы, представления по существу;
  3. принятие и оглашение апелляционного определения.

А. Подготовка апелляционных жалобы, представления к рассмотрению. В соответствии со ст. 306 КАС суд апелляционной инстанции как по своей инициативе, так и по инициативе лиц, участвующих в деле, вправе совершить на данном этапе следующие процессуальные действия:

  1. истребовать необходимые доказательства;
  2. разрешить вопрос о применении мер предварительной защиты;
  3. разрешить вопрос о приостановлении исполнения судебного решения (если оно было обращено к немедленному исполнению).

После того, как административное дело подготовлено для рассмотрения апелляционных жалобы, представления по существу, суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

При назначении даты рассмотрения апелляционных жалобы, представления учитываются сроки рассмотрения дел в судах апелляционной инстанции, предусмотренные ст. 305 КАС. По общему правилу дело, поступившее по апелляционным жалобе, представлению, рассматривается в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции. ВС РФ рассматривает поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления.

Для отдельных категорий административных дел законодателем установлены сокращенные сроки рассмотрения по апелляционным жалобе, представлению (ч. 3 — 10 ст. 305 КАС):

— об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, другого публичного мероприятия), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого мероприятия и формы его проведения, если апелляционные жалоба, представление поступили до дня проведения публичного мероприятия, — не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия;

— об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования — в течение 10 дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции;

— о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если апелляционные жалоба, представление поступили на рассмотрение в суд апелляционной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, — в течение пяти дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции;

— о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), если апелляционные жалоба, представление поступили в период избирательной кампании до дня голосования, — не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования;

Читайте так же:  Отказ адвоката от принятой на себя защиты

— о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении — в течение пяти дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции;

— об административном надзоре — в течение одного месяца со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции;

— о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке — в течение одного месяца со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции.

Б. Рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции. Рассмотрение административного дела в суде апелляционной инстанции осуществляется по общим правилам производства в суде первой инстанции с учетом предусмотренных гл. 25 КАС особенностей. Состав суда, рассматривающий апелляцию, состоит из трех профессиональных судей, один из которых выполняет роль председательствующего.

Заседание суда апелляционной инстанции открывает судья-председательствующий, который объявляет, какое рассматривается административное дело, по чьим апелляционным жалобе, представлению оно подлежит рассмотрению и на решение какого суда поданы эти жалоба, представление. Далее он совершает следующие процессуальные действия:

а) выясняет, кто из лиц, участвующих в деле, их представителей явился; б) устанавливает личность явившихся, проверяет паспортные данные; в) проверяет полномочия должностных лиц; г) разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности.

После этого судья-председательствующий или один из судей делают доклад по делу. Судья-докладчик излагает обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалобы, представления и поступивших относительно них возражений, содержание представленных в суд новых доказательств, а также сообщает иные данные, которые суду необходимо рассмотреть для проверки решения суда первой инстанции.

После доклада суд апелляционной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено апелляционное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает административный истец.

После объяснений лица, подавшего апелляционную жалобу, или прокурора, если им принесено апелляционное представление, и других лиц, участвующих в деле, их представителей суд апелляционной инстанции при наличии соответствующих ходатайств оглашает имеющиеся в деле доказательства, после чего переходит к исследованию новых, принятых судом, доказательств. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.

В суде апелляционной инстанции не применяются следующие правила производства в суде первой инстанции:

а) о соединении и разъединении нескольких административных исковых требований; б) об изменении предмета или основания административного иска; в) об изменении административных исковых требований; г) о предъявлении встречного административного иска; д) о замене ненадлежащего административного ответчика; е) о предъявлении новых требований.

Данные ограничения обусловлены тем, что производство по делу в суде первой инстанции уже завершено, а суд апелляционной инстанции лишь осуществляет проверку не вступившего в законную силу решения суда первой инстанции.

Но вместе с тем лица, участвующие в деле, вправе отказаться от апелляционной жалобы, отозвать апелляционное представление, отказаться от административного иска, признать административный иск, заключить соглашение о примирении (ст. 303, 304 КАС).

Законодателем установлены пределы рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции. В отличие от гражданского процесса суд апелляционной инстанции в административном судопроизводстве рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

По окончании выяснения обстоятельств административного дела и исследования доказательств суд апелляционной инстанции предоставляет лицам, участвующим в деле, возможность выступить в судебных прениях в той же последовательности, в какой они давали объяснения.

В ходе каждого судебного заседания суда апелляционной инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме по правилам, установленным гл. 20 КАС, за исключением случаев рассмотрения частных жалоб в порядке упрощенного производства.

В. Принятие постановления суда апелляционной инстанции. После судебных прений судьи удаляются в совещательную комнату для постановления судебного акта. Постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного определения.

Апелляционное определение должно отвечать требованиям законности и обоснованности. Оно изготавливается в письменной форме, состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 311 КАС).

В вводной части должны быть указаны дата и место вынесения определения; наименование суда, вынесшего определение, состав суда; лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление.

В описательной части кратко излагаются сущность обжалуемого решения суда первой инстанции, основания, по которым оно обжалуется, содержание представленных доказательств, объяснений лиц, участвовавших в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

В мотивировочной части указываются обстоятельства, установленные судом апелляционной инстанции; выводы суда второй инстанции по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления; мотивы, по которым суд пришел к этим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался. При отказе в удовлетворении апелляционных жалобы, представления суд второй инстанции указывает мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклонены.

В резолютивной части содержатся выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, как они изложены в ст. 309 КАС, а также разрешается вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.

При вынесении апелляционного определения суд апелляционной инстанции может допустить отдельные ошибки, которые не влияют на его суть. Эти ошибки могут быть исправлены тремя способами, предусмотренными для исправления судебного решения:

  1. вынесение дополнительного решения (ст. 183 КАС);
  2. разъяснение решения суда (ст. 185 КАС);
  3. исправление описок и явных арифметических ошибок в решении суда (ст. 184 КАС).

Если решение суда первой инстанции было обращено к немедленному исполнению, а суд апелляционной инстанции отменил решение и принял новое решение об отказе в иске полностью или в части либо вынес определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, то в отношении ответчика должен быть совершен поворот исполнения судебного акта по правилам ст. 361 КАС.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Полномочия суда апелляционной инстанции. По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение;

3) отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле;

4) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в ст. 194 и 196 КАС;

5) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 301 КАС.

Если при рассмотрении апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции признает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, он оставляет решение без изменения, а апелляционные жалобу, представление — без удовлетворения.

Решение является законным, когда оно вынесено при точном соблюдении норм административного процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать в определении мотивы, по которым доводы жалобы, представления признаны неправильными и не являющимися основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене, если оно не отвечает предъявляемым требованиям, а именно является незаконным или (и) необоснованным.

Согласно ч. 2, 3 ст. 310 КАС основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

  1. неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
  2. недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
  3. несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
  4. нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним формальным соображениям.

Нарушением или неправильным применением норм материального права являются случаи, когда:

  1. суд не применил закон, подлежащий применению;
  2. суд применил закон, не подлежащий применению;
  3. суд неправильно истолковал закон.

Пленум ВС РФ в Постановлении «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» дал следующее разъяснение: неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием для отмены или изменения судебного акта. Неправильное применение норм международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, либо, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо судом было дано неправильное толкование нормы международного права.

Нарушения норм процессуального права по степени значимости в процессуальной науке подразделяются на три группы:

  1. формальные нарушения, которые не составляют повода к отмене обжалуемого решения, являющегося по сути правильным (ч. 5 ст. 310 КАС);
  2. существенные нарушения, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч. 4 ст. 310 КАС);
  3. нарушения, составляющие повод к безусловной отмене решения независимо от правильности разрешения дела по существу (ч. 1 ст. 310 КАС).

Решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционных жалобы, представления в случае:

  1. рассмотрения административного дела судом в незаконном составе;
  2. рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
  3. необеспечения права лиц, участвующих в деле и не владеющих языком, на котором ведется административное судопроизводство, давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика;
  4. принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле;
  5. если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего административное дело;
  6. отсутствия в деле протокола судебного заседания;
  7. нарушения правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Необоснованным считается решение, принятое при:

  1. неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела;
  2. недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
  3. несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции полностью либо в части суд апелляционной инстанции обязан принять новое решение без передачи дела в суд первой инстанции.

Решение суда изменяется, когда спор по существу разрешен правильно, но нужно внести определенные уточнения, поправки.

Суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения.

Апелляционное обжалование определений суда первой инстанции

Действующее законодательство об административном судопроизводстве предусматривает возможность самостоятельного обжалования определений суда первой инстанции. В соответствии со ст. 313 КАС определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения, если такая возможность предусмотрена данным Кодексом или когда определение исключает возможность дальнейшего движения дела.

Во всех остальных случаях определения суда первой инстанции не могут быть обжалованы отдельно от решения суда, и возражения относительно таких определений могут быть включены в апелляционные жалобу, представление.

Определения суда первой инстанции обжалуются путем подачи частной жалобы или принесения представления прокурором.

Частная жалоба, представление прокурора рассматриваются:

1) на определения районного суда, гарнизонного военного суда — верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом;

2) на определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

3) на определения ВС РФ по административным делам, рассмотренным им в качестве суда первой инстанции, — Апелляционной коллегией ВС РФ.

По общему правилу частная жалоба, представление должны быть поданы в течение 15 дней. Для некоторых категорий административных дел законодатель установил сокращенные сроки (ч. 2 — 6 ст. 314 КАС).

Рассмотрение частной жалобы, представления производится по правилам, предусмотренным для упрощенного производства (гл. 33 КАС). Так, по общему правилу рассмотрение частной жалобы осуществляется в неявочном порядке. Исключение из этого правила может быть сделано с учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора (ч. 3 ст. 315 КАС).

Общим правилом для рассмотрения частной жалобы будет отсутствие необходимости ведения аудиопротоколирования. Исключения из этого правила предусмотрены для рассмотрения частной жалобы на следующие определения суда первой инстанции:

а) о приостановлении производства по административному делу; б) о прекращении производства по административному делу; в) об оставлении административного искового заявления без рассмотрения; г) об отказе в удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

По итогам рассмотрения частной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

  1. оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения;
  2. отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по частной жалобе, представлению прокурора, вступает в законную силу со дня его вынесения.

Административный апеляционный суд