Если налоговый агент не может удержать налог у налогоплательщика то налоговый агент обязан

Содержание страницы:

Налоговый агент не может уплатить налог за налогоплательщика из собственных средств

Минфин России в письме от 4 апреля 2017 г. №03-04-06/19952 разъяснил, что в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. №401-ФЗ, с 1 января 2017 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Однако это не отменяет обязанность налоговых агентов, предусмотренную пунктом 1 статьи 226 НК РФ, по удержанию и перечислению из денежных средств налогоплательщиков налогов в бюджетную систему РФ.

Если у налогового агента отсутствует возможность удержать налог с работника, то он должен не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, уведомить об этом налогоплательщика и налоговый орган (пункт 5 статья 226 НК РФ).

Налоговый кодекс предусматривает (статья 45), что, если налогоплательщик исполняет обязанность по уплате налога самостоятельно, то он вправе уплатить налог досрочно. При этом, если обязанность по уплате налога возложена на налогового агента, то он не вправе уплачивать его из своих средств (пункт 9 статья 226 НК РФ).

То есть уплатить налог до получения работником дохода, налоговый агент не может. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Ст. 226 НК РФ (2018-2019): вопросы и ответы

Ст. 226 НК РФ: официальный текст

Ст. 226 НК РФ: вопросы и ответы

Для кого предназначена статья 226 НК РФ?

Положения ст. 226 НК РФ обязаны выполнять налоговые агенты, к которым в нашей стране относятся российские организации, ИП, частные нотариусы, а также обособленные подразделения иностранных компаний в РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Важно! Определение налоговых агентов и перечень их обязанностей даны в ст. 24 НК РФ.

Необходимость исполнения обязанностей налогового агента у указанных лиц возникает в том случае, если они выплатили налогоплательщику какие-либо доходы. Исключение составляют доходы, в отношении которых расчет и уплата налога производятся в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Может ли компания отказаться от исполнения обязанности налогового агента, предусмотренной п. 1 ст. 226 НК РФ?

Если компания выплатила налогоплательщику доход, переложить на него обязанность по уплате НДФЛ она не может — такую позицию высказали чиновники Минфина в письмах от 09.03.2016 № 03-04-05/12891, от 28.12.2012 № 03-04-05/10-1452, от 25.04.2011 № 03-04-05/3-292. Касается это и случаев, когда налоговый агент выплачивает физлицу доход по договору гражданско-правового характера (ГПХ).

А вот по вопросу исполнения функций налогового агента в отношении выплаченного физлицу аванса по договору ГПХ единой позиции нет. Чиновники Минфина и отдельные судьи считают, что выплата денежных средств в виде аванса за еще не выполненные работы обязывает компанию удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет (письма Минфина от 21.07.2017 № 03-04-06/46733, от 26.05.2014 № 03-04-06/24982, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.10.2013 по делу № А56-72251/2012).

Вместе с тем существуют судебные решения, в которых указано, что аванс нельзя признать объектом налогообложения НДФЛ до момента выполнения физлицом обязательств по договору (постановления ФАС Уральского округа от 14.11.2011 № Ф09-7355/11 по делу № А71-12013/10, ФАС Московского округа от 23.12.2009 № КА-А40/13467-09 по делу № А40-66058/09-140-443).

Подробнее о том, с каких доходов физлица нужно удерживать и платить НДФЛ, см. в статье «Что является объектом налогообложения НДФЛ (нюансы)?».

Кто должен удержать НДФЛ и отчитаться перед налоговиками в случае получения физлицом дохода от компании, не являющейся налоговым агентом?

Если физлицо получило доход от иностранной организации, которая не имеет подразделения в РФ (подп. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ) и не является по российскому законодательству налоговым агентом, обязанность по подаче декларации о полученных доходах и уплате налога лежит на таком физлице (п. 2 ст. 228 НК РФ).

Подобная ситуация возникает и в случае, если физлицо получило доход от другого физлица или посредника. По мнению Минфина (письмо от 02.08.2013 № 03-04-06/31086), посредник, участвующий в расчетах с физлицами, не признается налоговым агентом по НДФЛ, так как не является источником выплаты дохода.

Нужно ли налоговому агенту исполнять требования п. 5 ст. 226 НК РФ, если он выплатил доход физлицу не в денежной форме?

Если компания расплатилась с физлицом продукцией или товарами (в натуральной форме), но кроме этого дохода денежных выплат этому физлицу не производила, у компании, как у налогового агента, нет возможности удержать НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В этом случае (учитывая подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ) указанному физлицу придется самому уплатить налог с полученного в неденежной форме дохода — на основании полученного от налоговиков уведомления.

Но у компании остается другая обязанность налогового агента — по п. 5 ст. 226 НК РФ она должна письменно сообщить налоговикам и физлицу о невозможности удержать налог и сумме налога. Сделать это необходимо не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором был выплачен доход в натуральной форме (абз. 1 п. 5 ст. 226 НК РФ).

В чем заключаются нюансы ст. 226 НК РФ в 2018–2019 годах?

В 2018-2019 годах налоговые агенты исполняют свои обязанности в привычном для них режиме. Никаких существенных изменений или новововедений по сравнению с ранее действовашими правилами в этом периоде нет. А обязанности эти, напомним, заключаются в правильном и своевременном исчислении НДФЛ, его удержании у налогоплательщика и перечислении в бюджет. Кроме этого, нужно не забывать сдавать в ИФНС отчетность: формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Внимание! С 2019 года справки 2-НДФЛ нужно будет составлять по новой форме. Это, пожалуй, и есть самый существенный нюанс ст. 226 НК РФ в 2019 году.

Кто ответит за недоплату НДФЛ

Организация в 2016 году обнаружила, что НДФЛ по заработной плате бывшего работника в 2014 году был рассчитан и удержан неверно. Организация 07.12.2016 уведомила бывшего работника о неверном исчислении и удержании НДФЛ, подала исправленную справку 2 НДФЛ. Бывший работник 08.12.2016 подал уточненную декларацию 3 НДФЛ, НДФЛ перечислил в бюджет в январе 2017 года. Налоговый орган на основании уточненной декларации 3 НДФЛ начислил пени за период с 16.07.2015 по день уплаты налога. Правомерно ли начисление пени физическому лицу за несвоевременное перечисление НДФЛ организацией?

И. Кузнецов, г. Коломна

Ответ. На основании п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

На основании п. 1, 4 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В соответствии с разд. I Порядка заполнения формы сведений о доходах физического лица «Справка о доходах физического лица» (форма 2 НДФЛ), утвержденного Приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/[email protected], справка о доходах физического лица, которому налоговым агентом был произведен перерасчет НДФЛ за предшествующие налоговые периоды в связи с уточнением его налоговых обязательств, оформляется в виде корректирующей справки.

При этом в соответствии с п. 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается.

Если налоговый агент не может удержать НДФЛ с выплаченного дохода, тогда его обязанностью становится сообщить как в ИФНС, так и получателю дохода о сумме дохода, о сумме неудержанного налога. Для этого в их адрес нужно направить справку 2 НДФЛ с признаком 2.

Сдать справку с признаком 2 нужно не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, с которого не был удержан НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина России от 14.01.2016 № 03-04-06/636, ФНС России от 30.03.2016 № БС-4-11/5443).

В Письме от 12.03.2013 № 03-04-06/7337 Министерство финансов РФ пояснило, что после письменного сообщения налоговым агентом в установленный срок налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать налог на доходы физических лиц обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога на доходы физических лиц прекращается.

Перечисление НДФЛ в более поздние по сравнению с установленными главой 23 НК РФ сроки влечет обязанность налогового агента уплатить пени по ст. 75 НК РФ.

Следует учесть, что если физическое лицо не уплатило НДФЛ в срок, но при этом правильно исчислило налог и подало декларацию, не совершило других неправомерных действий, то неуплата налога не должна повлечь взыскание штрафа. В этом случае подлежат взысканию пени (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

В соответствии с п. 2 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.

В силу п. 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию 3 НДФЛ.

Также на основании п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений ст. 228 НК РФ, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, после письменного сообщения налоговым агентом в установленный срок налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать налог на доходы физических лиц обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога на доходы физических лиц прекращается.

Статья 226 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Читайте так же:  Основные требования к современному уроку права

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговых органах.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Комментарии к ст. 226 НК РФ

Взыскание сумм налога на доходы физических лиц с самого налогового агента может быть обращено только на средства налогоплательщика, удержанные налоговым агентом, но не перечисленные им в бюджет.

За счет средств налогового агента также не может быть взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц.

Аналогичные выводы отражены в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 26.01.2006 N Ф04-10081/2005(19077-А46-23), ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2004 N А69-832/03-8-Ф02-930/04-С1, ФАС Уральского округа от 23.06.2004 N Ф09-2508/04-АК.

Однако существует практика, когда суды взыскивают с налогового агента суммы неудержанного налога на доходы физических лиц (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2003 N А65-14358/2002-СА2-11). При этом суды ссылаются на то, что налоговым агентом был нарушен пункт 5 статьи 226 НК РФ.

Следует тем не менее учитывать, что ряд арбитражных судов указывает на то, что если налоговый агент не удержал и не перечислил налог в бюджет, то взыскание налога и пеней должно производиться не с налогового агента, а с налогоплательщика (физического лица) (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2004 N А74-4459/03-К2-Ф02-3288/04-С1).

Если же налоговый агент произвел удержание налога, но при этом своевременно не перечислил его в бюджет, с него взыскиваются пени.

Исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику за данный период, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога по доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога на доходы физических лиц производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Пункт 2 статьи 231 НК РФ устанавливает, что не удержанные налоговым агентом с физических лиц или удержанные не полностью суммы налога на доходы физических лиц взыскиваются до полного погашения задолженности в порядке, предусмотренном ст. 45 Кодекса, которая предусматривает судебный порядок взыскания налоговой задолженности по инициативе налоговых органов. Такая ситуация возможна, когда налоговый агент не имеет возможности удержать сумму налога и сообщает об этом налоговому органу.

Если налоговый агент не лишен такой возможности, то за ним сохраняется обязанность удержать подлежащую уплате сумму налога.

В письме УФНС по г. Москве от 29.03.2006 N 28-11/24199 сообщено следующее.

Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов при их фактической выплате.

Пунктом 2 статьи 223 НК РФ определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Таким образом, налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ.

Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 1 статьи 226 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 мая 2001 г. N 71-ФЗ в пункт 2 статьи 226 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

5. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

Читайте так же:  Рязанский адвокат

Приказом Федеральной налоговой службы от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/[email protected] налоговым агентам рекомендовано сообщать о невозможности удержать налог по форме N 2-НДФЛ

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Если налоговый агент не может удержать налог у налогоплательщика то налоговый агент обязан

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Налог на доходы физических лиц ›
  • Налоговые агенты по НДФЛ ›
  • Налоговые агенты по НДФЛ и их ответственность, штраф вместе с пеней по 03-02-07/1/6889

Налоговые агенты по НДФЛ и их ответственность, штраф вместе с пеней по 03-02-07/1/6889

Налоговые агенты по НДФЛ и их ответственность, штраф вместе с пеней по 03-02-07/1/6889

Налоговый агент по налогу на доходы физических лиц – самый распространенный тип налогового агента, ведь им, по сути, выступает каждый работодатель, выплачивающий заработную плату своим сотрудникам. В налоговом праве под налоговыми агентами понимаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

О том, в каком порядке производится исчисление и удержание НДФЛ налоговыми агентами, а также какая предусмотрена ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей, Вы сможете узнать, ознакомившись с нижеприведенным материалом.

Вначале отметим, что порядок исчисления и уплаты такого налога как налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) определен нормами главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Налогоплательщиками данного налога признаются физические лица, причем как резиденты Российской Федерации, так и нерезиденты.

При этом статус резидента не зависит от гражданства физического лица. В силу статьи 207 НК РФ резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для лечения или обучения на срок до шести месяцев, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

В 2015 году резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.

Вне зависимости от фактического времени нахождения в Российской Федерации резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за рубеж.

С точки зрения НДФЛ все доходы физического лица делятся на две категории, а именно:

– на доходы, получаемые от источников в Российской Федерации;

– на доходы, получаемые от источников за пределами Российской Федерации.

При этом у резидентов Российской Федерации налогом облагаются оба вида доходов, а нерезиденты платят НДФЛ лишь с доходов, полученных ими в Российской Федерации.

Несмотря на то, что плательщиками НДФЛ признаются физические лица, исчисление и уплата данного налога в основном производится налоговыми агентами – лицами, признаваемыми источником выплаты дохода. Особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами определены статьей 226 НК РФ.

По общему правилу в силу статьи 226 НК РФ налоговыми агентами по НДФЛ признаются следующие лица, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил налогооблагаемые доходы:

– обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации.

Если иностранная организация выплачивает доходы физическому лицу не через обособленное подразделение в Российской Федерации, то налоговым агентом она не является. Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 13 сентября 2012 года 03-04-06/6-277, а также в письме ФНС России от 3 сентября 2012 года № ОА-4-13/14633;

– нотариусы, занимающиеся частной практикой;

– адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

По мнению финансистов, изложенному в письме Минфина России от 11 марта 2009 года № 03-04-06-01/53, указанные субъекты признаются налоговыми агентами по НДФЛ только в том случае, если именно они являются источниками выплаты дохода. В противном случае, указанные лица не признаются налоговыми агентами по НДФЛ.

В силу пункта 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся налоговым агентом в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых он является (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статье 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется общая ставка налога (13%), начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Такой алгоритм предусмотрен пунктом 3 статьи 226 НК РФ.

Глава 23 НК РФ предусматривает несколько ставок налога, по которой может облагаться налогом доход физического лица – 9%, 13%, 15%, 30% и 35%. Размер ставки НДФЛ зависит от налогового статуса физического лица (резидент, нерезидент) и от самого вида получаемого дохода.

Сумма налога в части доходов, облагаемым по ставке НДФЛ отличной от общей ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Таким образом, суммы НДФЛ в части доходов, облагаемых по ставкам 9%, 30% и 35% исчисляются налоговым агентом отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты (пункт 4 статьи 226 НК РФ).

Положения пункта 4 статьи 226 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 НК РФ.

В частности, это ограничение не касается банков, которые выступают налоговыми агентами при выплате дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами своим клиентам (не сотрудникам). Аналогичное мнение изложено и в письме Минфина России от 18 марта 2011 года № 03-04-06/6-44.

Хотя, по мнению автора, это исключение является излишним, ведь при получении клиентом банка дохода в виде материальной выгоды реальной выплаты денежных средств не происходит, следовательно, в данном случае у банка нет возможности удержать налог вообще. Согласны с таким подходом и арбитры (постановление ФАС Уральского округа от 10 июня 2009 года по делу № Ф09-3923/09-С2).

В силу пункта 5 статьи 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Заметим, что невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновении дохода в виде материальной выгоды. При этом если до окончания налогового периода налоговым агентом выплачиваются налогоплательщику какие-либо денежные средства, то он обязан произвести из них удержание налога с учетом ранее неудержанных сумм. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 22 августа 2014 года № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Имейте в виду, что сообщить о невозможности удержать НДФЛ налоговый агент обязан в любом случае, даже если он пропустил установленный для этого статьей 226 НК РФ срок. На это указывает ФНС России в письме от 16 июля 2012 года № ЕД-4-3/[email protected]

Сообщение оформляется налоговым агентом по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год», утвержденной Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников». Отметим, что в Приложении к данной форме содержатся Рекомендации по ее заполнению. Порядок представления сведений о доходах физических лиц утвержден Приказом ФНС России от 16 сентября 2011 года № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц». Формат, в котором справки по форме 2-НДФЛ формируются в электронном виде, также утвержден Приказом ФНС России № ММВ-7-3/[email protected] (Приложение № 2).

НК РФ не обязывает налогового агента представлять сведения о невозможности удержания налога в электронной форме, поэтому подать такие сведения можно в обычном бумажном формате. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 18 апреля 2011 года № КЕ-4-3/6132.

Сумму исчисленного и удержанного налога в соответствии с пунктом 6 статьи 226 НК РФ налоговый агент обязан перечислить в бюджет. Причем сроки перечисления сумм НДФЛ зависят от того, в какой форме выплачивается доход налоговым агентом. Так, при выплате дохода из кассы организации за счет средств, снятых с расчетного счета, налоговый агент должен перечислить налог в бюджет в день снятия наличных. В том случае, если доход выплачивается из кассы за счет полученной выручки, то НДФЛ следует перечислить в бюджет на следующий день после выплаты дохода.

Читайте так же:  Medal of honor требования

Если доход перечисляется на банковский счет налогоплательщика, то НДФЛ уплачивается одновременно с перечислением денег на банковский счет физического лица.

При выплате дохода в натуральной форме, а также по доходам в виде материальной выгоды, налоговый агент должен заплатить НДФЛ не позднее дня, следующим за днем удержания налога.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. На это прямо указано в пункте 7 статьи 226 НК РФ.

Такие налоговые агенты как российские компании, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 6 февраля 2013 года № 03-04-06/8-35, от 7 августа 2012 года № 03-04-06/3-222, от 20 декабря 2011 года № 03-04-06/3-352, УФНС России по городу Москве от 20 мая 2010 года № 20-15/3/[email protected]

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (пункт 7 статьи 226 НК РФ).

Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном статьей 226 НК РФ порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, то она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года (пункт 8 статьи 226 НК РФ).

Пунктом 9 статьи 226 НК РФ установлено, что не допускается уплата налога за счет средств налоговых агентов. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 12 ноября 2014 года № 03-04-06/57158, от 16 сентября 2014 года № 03-04-06/46268.

Налоговые агенты по НДФЛ за невыполнение возложенных на них обязанностей привлекаются к различным видам ответственности.

В первую очередь речь идет о мерах налоговой ответственности, установленных статьей 123 НК РФ. Согласно указанной статье неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Обратите внимание, в данном случае речь идет именно о штрафе в размере 20% от суммы налога, подлежащего удержанию и (или) перечислению, а не о недоимке. Взыскивать сам налог, неудержанный у налогоплательщика, на основании статьи 123 НК РФ не правомерно, ведь пункт 9 статьи 226 НК РФ прямо запрещает уплату налога за счет средств налогового агента. Аналогичного мнения придерживаются и арбитры (постановление Президиума ВАС РФ от 16 мая 2006 года № 16058/05, Определение ВАС РФ от 17 января 2008 года № 17774/07, постановление ФАС Поволжского округа от 23 июля 2009 года по делу № А57-5229/2008, постановление ФАС Московского округа от 28 июля 2009 года по делу № КА-А40/6948-09 и другие).

Имейте в виду, что, по разъяснениям Минфина России, изложенным в письме от 10 февраля 2015 года № 03-02-07/1/5483, днем совершения налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, является день, когда налоговый агент должен был удержать и перечислить в бюджет суммы НДФЛ, но не исполнил эту обязанность по удержанию и (или) перечислению такой суммы налога.

Также следует иметь в виду, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности за несвоевременное перечисление удержанных с налогоплательщиков сумм НДФЛ в бюджет в случае представления им в налоговый орган достоверных сведений о доходах физических лиц за соответствующий налоговый период и перечисление налога в полном размере до представления указанных сведений в налоговый орган и проведения налоговой проверки. Такой вывод сделан Минфином России в письме от 16 февраля 2015 года № 03-02-07/1/6889.

Заметим, что Минфин в этом же письме также напомнил, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (пункта 3 статьи 114 НК РФ). ФНС России в письме от 26 ноября 2013 года № ГД-4-3/21097 рекомендовала налоговым органам руководствоваться решениями, постановлениями, информационными письмами, а также решениями, постановлениями, письмами ВАС РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, советуем обратить внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 18 марта 2014 года № 18290/13 по делу № А40-146836/12 несмотря на то, что в нем речь идет о налоге на прибыль. В постановлении судом был сделан следующий вывод: то обстоятельство, что налоговый агент не исказил налоговую отчетность и до представления первичного расчета по налогу на прибыль организации уплатил налог в полном размере, свидетельствует о его добросовестности и влечет освобождение от ответственности по статье 123 НК РФ.

Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2013 года по делу № А27-17110/2012, где суд, ссылаясь на пункты 4 и 6 статьи 81 НК РФ указал на то, что если до представления в налоговый орган сведений по форме 2-НДФЛ налоговый агент перечислил в бюджет налог в полном объеме и уплатил пени, а также сразу без уточнения подал достоверные сведения о доходах физических лиц, то привлечь его к ответственности по статье 123 НК РФ нельзя.

Напоминаем, что в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Игнорирование данного требования приводит к ответственности, установленной статьей 126 НК РФ, размер которой составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Обращаем Ваше внимание на то, что помимо штрафа, установленного статьей 123 НК РФ, налоговому агенту при наличии недоимки по налогу придется заплатить и пени.

В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (пункт 3 статьи 75 НК РФ). На основании пункта 7 статьи 75 НК РФ правила начисления пени распространяются, в том числе и на налоговых агентов.

О том, что пени являются вполне правомерными для налоговых агентов, удержавших и несвоевременно перечисливших налог в бюджет, говорит и судебная практика, на что, в частности, указывает постановление ФАС Центрального округа от 1 июля 2011 года по делу № А36-1374/2010.

А вот в отношении того, можно ли начислить пени налоговому агенту, не удержавшему сумму налога у налогоплательщика, НК РФ умалчивает. В то же время Пленум ВАС РФ в пункте 2 постановления от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняет: учитывая компенсационный характер пеней как платежа, направленного на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок, с налогового агента, не удержавшего налог из денежных средств налогоплательщика, могут быть взысканы пени за период с момента, когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.

Налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности и по статье 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ. Ведь в соответствии с пунктом 3 статьи 24 НК РФ налоговый агент обязан в течение четырехлетнего срока обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

В силу того, что для целей статьи 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается, в том числе, отсутствие первичных документов или регистров бухгалтерского или налогового учета, то отсутствие документов, необходимых для исчисления НДФЛ, может привести к штрафу по статье 120 НК РФ. Причем сегодня штраф в зависимости от состава правонарушения может составить от 10 000 до 40 000 рублей.

Имейте в виду, что должностные лица налоговых агентов могут привлекаться к административной и даже к уголовной ответственности. Так, например, в соответствии с пунктом 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица налогового агента по НДФЛ могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 рублей за непредставление (неполное представление или представление в искаженном виде) сведений налоговикам, необходимых для осуществления налогового контроля.

Нарушение четырехлетнего срока хранения документации может привести должностных лиц к более серьезному штрафу, размер которого сегодня составляет от 2 000 до 3 000 рублей и так далее.

С 1 января 2016 года в НК РФ будут внесены изменения Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах».

В частности, некоторые пункты статьи 226 и статья 126 НК РФ будут изложены в новой редакции.

Так, например, налоговые агенты, руководствуясь пунктом 3 статьи 226 НК РФ, должны будут исчислять сумму налога на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумму налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации налоговые агенты должны будут исчислять отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Статья 126 НК РФ дополнена пунктом 1.2, устанавливающим ответственность за непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета. Ответственность установлена в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета.

Помимо этого будет введена новая статья 126.1 «Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения» НК РФ, согласно которой за каждый представленный в налоговый орган налоговым агентом документ, содержащий недостоверные сведения, предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Обратите внимание, что налоговый агент будет освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 126.1 НК РФ, в случае, если им будут самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнает об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Если налоговый агент не может удержать налог у налогоплательщика то налоговый агент обязан