Федеральный закон об огороде

Во саду, не в огороде: С 2019 года построить дом станет сложнее

Государство окончательно наведет порядок на земельных участках российских дачников. Большинство из них, возможно, вообще не задумывались о том, что есть какая-то разница между садом и огородом с юридической точки зрения. Тем не менее с Нового года она станет весьма значительной

Государство окончательно наведет порядок на земельных участках российских дачников. Большинство из них, возможно, вообще не задумывались о том, что есть какая-то разница между садом и огородом с юридической точки зрения. Тем не менее с Нового года она станет весьма значительной

С 1 января 2019 года у российских дачников начнется новая жизнь. «Дач» больше не будет. После вступления в силу очередных изменений в Градостроительный кодекс находящиеся в нашей собственности участки будут относиться лишь к двум типам земель – садовым и огородническим. Основное отличие – только на участках первого типа разрешается строить дома, при этом необходимо получить разрешение муниципалитета. На участках второго типа можно возводить только временные постройки – сарай, погреб, санузел и так далее.

Для тех случаев, когда дом уже есть или его строительство будет закончено до 1 марта 2019 года, регистрация будет проводиться по упрощенной схеме – достаточно предоставить декларацию или другой документ, устанавливающий право собственности на участок, и технический план. Соответственно, если дачнику только пришла в голову идея построить дом на садовом участке, прежде чем тратиться на закупку материалов, необходимо обратиться в орган местного самоуправления с уведомлением, к которому прикладывается подробный план дома со всеми требуемыми параметрами. Власти должны ответить заявителю в течение семи дней. Если этого не произошло – можно считать, что строительство согласовано.

Дом для одной семьи

Фото: www.globallookpress.com

Согласно упомянутым нормам, дом на территории садового участка должен иметь не более трех этажей, его высота должна быть менее 20 метров. При этом строение не должно разделяться на отдельные объекты недвижимости, как квартиры в таунхаусах. Ведь в последние годы на садовых землях вырастали целые поселки, поскольку такие участки были значительно дешевле, чем предназначенные под индивидуальное (не говоря уже о многоэтажном) жилищное строительство. Позже их признают незаконными постройками, подлежащими сносу, и за дело берутся суровые дяди на бульдозерах.

Когда строительство здания завершено, в муниципальный орган власти необходимо направить соответствующее уведомление, после чего дом пройдет все необходимые стадии регистрации и на него можно будет получить право собственности. Кстати, прописаться в таком доме можно, однако если вы при этом занимаете жилье по договору социального найма, вас могут оттуда выселить. Те, кто ждут получения квартиры от государства, с высокой вероятностью лишатся места в очереди.

Узнать категорию своего участка проще всего по кадастровому номеру. Прежде чем приобретать землю в собственность, этот вопрос также необходимо уточнить, чтобы потом не попасть впросак при желании возвести на ней капитальную постройку.

Вступительные и членские

С Нового года вступает в силу и федеральный закон №217-ФЗ, в котором прописаны нормы, касающиеся ведения гражданами садоводства и огородничества. Теперь всем загородным товариществам предстоит перерегистрация. На общем собрании необходимо решить, к какому из двух типов они будут относиться.

С одной стороны, для новых участников товариществ отменяются вступительные взносы, при этом обязательными становятся членские – ранее обязанность их оплачивать никак не прописывалась. В новом законе отмечается, что при имеющейся задолженности товарищество должно обратиться в суд за ее взысканием. Во избежание злоупотреблений все взносы будут перечисляться исключительно безналичным методом оплаты на расчетный счет товарищества. По приблизительным оценкам, в Подмосковье 60% товариществ уже обзавелись расчетными счетами в банках, что позволяет им лучше контролировать прием и расходование средств.

Фото: www.globallookpress.com

Кадастровая стоимость снижается

Владельцы земельных участков в Подмосковье уже могут ознакомиться с новой кадастровой оценкой их стоимости. В 2018 году она впервые была проведена в соответствии с новым законом, согласно которому есть возможность ее оспорить. Если есть такая потребность, это необходимо сделать до 2 ноября. Результаты предварительной кадастровой оценки опубликованы на портале госуслуг Московской области, ГБУ по кадастровой оценке и на сайте Росреестра. Свое несогласие можно выразить в письменном виде непосредственно на этих ресурсах. Если в результате рассмотрения обращения доводы владельца участка признают верными, а кадастровую оценку – ошибочной, то она будет изменена.

По словам замминистра имущественных отношений Московской области Юрия Лаврякова, среднее снижение стоимости участков составило 15-20 процентов, причем этот показатель растет по мере удаления от МКАД, особенно это заметно для расстояния свыше 30 километров. Здесь Центр кадастровой оценки Московской области ожидает снижение налога до 25 процентов. В среднем владельцы участков в отдаленных районах Подмосковья платят налог на землю около двух тысяч рублей.

В России принят новый закон для дачников и садоводов: что в нем важного?

В России принят новый федеральный закон, по которому с 1 января 2019 года начнут жить примерно 60 млн дачников и садоводов. По сути «дачная конституция», как уже назвали принятый акт, касается каждого второго жителя страны. Znak.com рассказывает своим читателям о принципиальных новшествах, одним из которых стало исключение из законодательства самого понятия «дачное хозяйство».

Дачников в России больше не будет?

По закону, дачники в России теперь — это садоводы и огородники. Раньше объединения дачников, садоводов и огородников могли существовать аж в девяти организационных формах (в том числе и как дачные товарищества и кооперативы). Теперь законодатель предусмотрел только две: либо садоводческое товарищество, либо огородническое товарищество. Дачные объединения автоматически причисляются к садоводческим. Но, конечно, никто не запретит вам называть себя дачниками. Особенно в ситуации, когда у вас вообще не садовый или огородный участок, а просто домик в деревне, куда вы приезжаете отдохнуть и никакими садово-огородными делами не занимаетесь. Новый закон регламентирует жизнь только на территориях садоводств и огородничеств, а не в населенных пунктах.

Почему в законе не назвали всех просто дачниками?

Вы правы: с одной стороны, закон в целом направлен на упрощение. Все-таки девять организационных форм — это явный перебор. Но нельзя не учитывать все реалии, а они в данном случае в том, что у земельных участков, которыми владеют и пользуются российские дачники, могут быть разные виды разрешенного использования. Исходя из этого, законодатель разделил земельные участки на садовые и огородные.

И вот здесь важно: на садовых участках можно строить капитальные строения, в том числе жилые дома, а на огородных могут быть размещены только некапитальные хозпостройки. Разница существенная, и на это стоит обращать особое внимание, если у вас в планах приобретение дачного участка.

Можно чуть подробнее об этой разнице?

Законодательство относит к некапитальным постройкам сооружения, которые не имеют «связи с землей», то есть, проще говоря, фундамента. Предполагается, что их можно в два счета разобрать совсем или куда-нибудь перенести. Кроме того, такие сооружения не могут быть оформлены как объекты недвижимости. Вы, конечно, можете построить на огородном участке нечто грандиозное, на основательном фундаменте и выдавать ваш дворец за скромный сарайчик для хранения инвентаря и урожая. Но зарегистрировать право собственности на него у вас просто не получится, пока не поменяется вид разрешенного использования вашего участка, а это по-прежнему весьма непростая процедура. Хотя бы потому, что к планировке и застройке территории садоводства предъявляются довольно серьезные требования, прописанные в СНиП 30-02-97 от 2011 года, а к организации территории огородничества таких требований нет.

Землевладельцам, не зарегистрировавшим свои дома, грозит двойной налог на землю

Председатель Союза садоводов Екатеринбурга Надежда Локтионова считает, что даже следует ожидать появления некоего подзаконного акта, который уточнит параметры некапитальных построек на землях огородничеств. До советских ограничений вроде высоты потолка не больше двух метров дело, конечно, вряд ли дойдет, но закрыть возможности для злоупотреблений государство все-таки попробует. Но если сейчас у вас на руках уже есть документ о праве собственности на объект недвижимости, который возник на огородном земельном участке (например, баня или гараж), можно не волноваться. Что построено, то построено — государство это признало, и здесь законодатель пошел на так называемую «огородную амнистию».

А что можно строить на садовых участках?

С садовыми участками, коих, к слову, в общей массе подавляющее большинство, все значительно проще. Закон дает право размещать на них капитальный жилой дом, садовый дом для сезонного использования, гаражи и хозяйственные постройки. К последним относятся бани, сараи, навесы, теплицы, беседки и прочее добро. На все это можно оформить право собственности, имея, впрочем, в виду, что у собственника появляется обязанность платить налоги. К тому же с начала 2017 года законодательно усложнилась так называемая «дачная амнистия» — упрощенный порядок оформления объектов недвижимости на шести сотках. Теперь для регистрации объекта нужен технический план, а его стоимость начинается от 10 тыс. рублей. Плюс госпошлина — 400 рублей. Правда, закон разрешает не регистрировать сооружения площадью до 50 кв. метров.

Читайте так же:  Какая доплата к минимальной пенсии в 2019 году

Станет ли проще прописаться на даче?

Обещают, что да. Теоретически оформить регистрацию на шести сотках можно и сейчас, но это не так-то просто. Требуется решение суда о том, что ваш жилой дом признается пригодным для постоянного проживания. Предполагается, что с началом действия нового закона обращение в суд станет скорее исключением, чем правилом. На этом настояли подмосковные садоводы: по словам председателя Союза дачников Подмосковья Никиты Чаплина, правительство должно разработать специальный подзаконный акт, призванный упростить процедуру перевода садового дома в жилой и обратно. То есть, если вы решили жить на даче постоянно и иметь там регистрацию, сразу стройте капитальный дом или занимайтесь реконструкцией уже существующего.

Кстати, садоводческое товарищество в конце концов может стать товариществом собственников недвижимости — то есть начать развиваться и управляться как коттеджный поселок. Но для этого нужно соблюсти три условия. Первое — оно должно размещаться в черте населенного пункта, второе — все дома на его территории должны быть признаны жилыми, и третье — вид разрешенного использования земельных участков у всех собственников должен быть сменен на «индивидуальное жилищное строительство».

Правда ли, что продажа урожая с грядки станет незаконным предпринимательством?

Нет. Продажа излишков с собственного сада или огорода ни новым, ни действующим законом (66-ФЗ) вообще никак не регулируется, обращает внимание Никита Чаплин. Более того, в законопроект при его разработке сознательно не были включены нормы, которые регулируются другими законами: Земельным, Налоговым, Гражданским кодексами, законом о регистрации недвижимости. Так что бабушкам, для которых продажа пучков зелени на рынке или сельхозярмарке служит каким-никаким финансовым подспорьем, оформлять для этого ИП точно не потребуется.

Что еще важного в законе?

Закон постановил, что в пределах одного садоводства или огородничества может быть только одно товарищество. Раньше их могло быть несколько, и законодатель особо озаботился ситуацией, когда объединения занимаются борьбой за привлечение собственников земельных участков и при этом почти не обращают внимание на состояние общей инфраструктуры, спихивая ответственность на соседа. По смыслу нового закона товарищество может быть образовано только на предоставленном этому юридическому лицу земельном участке. Поэтому при возникновении споров легитимным будет признано ранее созданное товарищество, имеющее земельный участок. При отсутствии проекта планировки и застройки территории второе товарищество может быть ликвидировано по решению суда, если не признает, что ему надо самоликвидироваться.

Челябинский облсуд утвердил решение о сносе садовых домиков, за которые вступился Путин

Еще закон позволит упорядочить отношения с так называемыми индивидуалами — собственниками участков, которые вышли из всех товариществ и не несут те обязательства, которые есть у их соседей — участников объединений. Не платя никакие взносы, они продолжают, например, пользоваться общей инфраструктурой. Теперь с вольницей покончено: ты по-прежнему можешь быть индивидуалом, но платить взносы наряду с остальными тебе все же придется. Взамен дается право участвовать в общих собраниях и голосовать по всем финансово-хозяйственным вопросам товарищества. Но в выборах председателя и членов правления, ревизионной комиссии индивидуалы участвовать по-прежнему не смогут. В общем, большой вопрос, в чем теперь выгода такого особого статуса.

Кстати, о взносах. Их строго поделили на два вида: членские и целевые. Из членских будут оплачиваться текущие расходы, связанные с деятельностью товарищества, а целевые будут собираться на улучшение и развитие инфраструктуры. Важно, что с 1 января 2019 года взносы перестанут собирать наличными: дачники начнут получать такие же квитанции, какими оплачивают городские квартиры, и взносы будут зачисляться на банковский счет, а не храниться в сейфе у председателя. Сделано это для борьбы со злоупотреблениями.

© Информационное агентство «Znak»
Шеф-редактор Аксана Панова, [email protected]

Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53553 от 04 апреля 2013 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 126
Тел.: +7 (343) 380-81-82, e-mail: [email protected]

Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов.

При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Дачный форум: дача, сад, огород, цветы.

Дачный форум: о даче, о цветах, о вашем приусадебном участке

Законы и нормативы о земле и сельхозпроизводстве

Сообщения: 7280 Зарегистрирован: 15.03.2006, 12:58 Занятие: agronom Откуда: планета Земля 01 октября Благодарил (а): 94 раза Поблагодарили: 919 раз

Статус: Не в сети

Законы и нормативы о земле и сельхозпроизводстве

Сообщение от julia » 07.01.2011, 12:31

Уважаемые форумчане!
Наша дачная и приусадебнвая жизнь лишь на первый взгляд протекает вне политики, то есть как бы независимо от событий, решений Правительства РФ и депутатов Государственной Думы Рф. Однако все, начиная от условий обращения семян и посадочного материала, до налогов на землю определяется законодательством и нормативными актами нашей страны. Мы можем пассивно им подчиняться либо принимать активное участие в обсуждении новых законов или поправок к уже действующим. Нам дано такое право Конституцией РФ. Так что от нас- дачников и приусадебников тоже кое-что зависит, по крайней мере, на стадии обсуждения законопроекта. Поэтому по мере наших сил будем знакомить форумчан с новыми законами и проектами, информацией из ГосДумы и Минсельхоза РФ.

Председатель Комитета по аграрным вопросам Валентин Денисов: «Элитный семена – высокий урожай» (15 декабря, 2009 г.)

15 декабря депутаты Комитета Госдумы по аграрным вопросам приняли участие в заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу по вопросу «О развитии семеноводства в Российской Федерации: совершенствование нормативного правового регулирования»

Председатель Комитета по аграрным вопросам Валентин Денисов, в своем выступлении напомнил, что прошло ровно 12 лет со дня вступления в силу Федерального закона «О семеноводстве» (17.12.1997 г.) и добавил: «Считаю, что свою положительную роль Закон сыграл, и еще сыграет. Но за эти прошедшие годы в законодательстве многое изменилось. В Закон уже внесены ряд изменений, идет упрощение многих положений, отменено лицензирование некоторых видов деятельности в семеноводстве.

Очень, важно что за прошедший период представители законодательной власти, государственных органов исполнительной власти, Россельхозакадемии, селекционеры и семеноводы вместе с руководителями семеноводческих компаний неоднократно собирались и высказывали свои предложения о совершенствовании законодательства в области семеноводства», — сказал председатель аграрного комитета.

Денисов отметил, что при подготовке нового законопроекта в области семеноводства многие их предложения были учтены.

Например, учтено предложение о том, что наряду с Государственным реестром охраняемых селекционных достижений вводится Каталог сортов сельскохозяйственных растений РФ, находящихся в торговом обороте, или предлагаемых к торговому обороту.

Также в законопроекте предлагается при ведении семеноводства сельскохозяйственных растений предоставить семеноводческим компаниям, селекционерам, иным физическим и юридическим лицам больше прав в определении сортовых и посевных качеств семян, с оформлением соответствующей документации.

С 1 января 2008 года вступила в силу Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации. Вопросы права на селекционные достижения урегулированы в главе 73 раздела VII (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) Гражданского кодекса. Одновременно был отменен Закон Российской Федерации «О селекционных достижениях». Специалисты в области селекционных достижений предлагают внести изменения в Четвертую Часть Гражданского кодекса, особенно в части защиты прав интеллектуальной собственности. Но законопроекте пока не предполагается внесение никаких изменений в Гражданский кодекс, в части защиты прав интеллектуальной собственности селекционеров.

В принятом Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», подчеркнул председатель аграрного комитета: «Депутаты Госдумы не забыли такую важную отрасль, как семеноводство. Определенные в этом Законе основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (доступ к кредитным ресурсам, развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве, развитие элитного семеноводства и др.) нашли детальное изложение в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Денисов напомнил, что в октябре текущего года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, после совещания по проблемам сельского хозяйства в Орловской области, дал соответствующее поручение о подготовке программы по развитию семеноводства в России.

«Позиция депутатов Комитета Госдумы по аграрным вопросам состоит в том, что роль государства при этом должна быть четко определена, включая финансовую помощь. Так, в федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов на поддержку элитного семеноводства предусмотрено 500 млн. руб., но возможно придется еще вернуться к этому вопросу.

Также, депутаты аграрного комитета будут поддерживать поправку в закон об обязательной сертификации партий семян в порядке, установленном законодательством РФ в области технического регулирования.

Уверен, что новейшие технологии, применяемые в сельском хозяйстве, будут эффективными только в том случае, если имеется свой качественный Государственный фонд семян», — сказал в заключении Валентин Денисов.

Участники заседания Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, обсудив ситуацию в области семеноводства сельскохозяйственных растений, правового и нормативного обеспечения в указанной сфере деятельности, а также защите прав интеллектуальной собственности в области селекционных достижений приняли за основу проект Решения, в котором поддержали концепцию разработанного Минсельхозом России законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты РФ».

В проекте Решения Правительству РФ предложено рассмотреть возможность подготовки проектов нормативных актов, необходимых для реализации закона, и внести их одновременно с подготовленным законопроектом.

Пресс-служба Комитета Госдумы по аграрным вопросам
_________________
С наилучшими пожеланиями, Юлия.

Читайте так же:  Алкогольная лицензия оптовая продажа

Сообщения: 7280 Зарегистрирован: 15.03.2006, 12:58 Занятие: agronom Откуда: планета Земля 01 октября Благодарил (а): 94 раза Поблагодарили: 919 раз

Статус: Не в сети

Сообщение от julia » 07.01.2011, 12:34

«21 декабря 2010 г в третьем чтении Государственной Думой принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

В комментарии журналистам председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Валентин Денисов, один из авторов закона, сказал: «Принятый закон восполняет имеющиеся пробелы в законодательстве, что позволит в ближайшее время осуществить государственную регистрацию прав 9 млн. земельных долей, сформировать земельные участки на площади 95 млн.га, что обеспечит создание залоговой базы для привлечения долгосрочных кредитов в отрасль, вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, наведение порядка в земельных отношениях и повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель».

Председатель аграрного комитета напомнил, что в декабре 2010 году земельной реформе исполнилось 20 лет, но при этом земельное законодательство до сих пор сильно усложнено. В том числе затруднен кадастровый учет и государственная регистрация прав граждан на земельные участки. Одновременно с выдачей гражданам свидетельств о праве собственности на земельную долю такие же свидетельства о праве общей долевой собственности на эту же землю были выданы и сельскохозяйственным организациям. Это вторая причина, которая сегодня порождает судебные споры о том, кто же настоящий собственник сельскохозяйственных угодий – граждане или сельскохозяйственные организации.

В.Денисов отметил, что в настоящее время собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 миллионов гектар земельных угодий из имеющихся 115. Остальные доли используются на правах аренды без госрегистрации договоров аренды. Причем после 27 января 2011 года такие договора по старому закону стали бы нелегитимными.

В принятом законе к процессу регистрации прав собственности на землю подключены муниципальные власти, так как без их организационной поддержки оформление земельных долей растянулось бы еще лет на десять. Помочь, подтолкнуть процесс регистрации могут только муниципалитеты. Поэтому за органами местного самоуправления в законе закреплено право организовать первые собрания собственников земельных долей. На этих собраниях будет утверждаться перечень невостребованных земельных долей, и затем суд признает их муниципальной собственностью.

Как автор закона, депутат В.Денисов подчеркнул: «Как показывают расчеты, таким образом, муниципалитетам перейдет 22 миллиона гектаров невостребованных долей. Если их затем продать за 15 процентов кадастровой стоимости, местные бюджеты заработают 55 миллиардов рублей. А их затраты на проведение собраний, межевание и кадастровый учет не превысят 9 миллиардов рублей. То есть, у муниципалитетов появится источник пополнения бюджета, а ведь это неплохой стимул для работы с дольщиками.

Реально существующим собственникам долей необходимо еще и помочь образовать земельный участок, и избрать того человека, который займется регистрацией прав на этот участок и, например, заключением договора аренды с сельскохозяйственным предприятием».

В заключение Председатель Комитета по аграрным вопросам В.Денисов сказал: «В разработке закона участвовал широкий круг ученых и экспертов. Уверен, закон облегчит оформление земельных участков в собственность.

Кроме того, закон устанавливает четкий порядок принудительного прекращения прав на неиспользуемые земли сельхозназначения, что сделает непривлекательным скупку таких земель».

Пресс-служба Комитета Госдумы по аграрным вопросам

Сообщения: 7280 Зарегистрирован: 15.03.2006, 12:58 Занятие: agronom Откуда: планета Земля 01 октября Благодарил (а): 94 раза Поблагодарили: 919 раз

Статус: Не в сети

Сообщение от julia » 07.01.2011, 12:42

Сообщения: 7280 Зарегистрирован: 15.03.2006, 12:58 Занятие: agronom Откуда: планета Земля 01 октября Благодарил (а): 94 раза Поблагодарили: 919 раз

Статус: Не в сети

Сообщение от julia » 07.01.2011, 16:24

Обсуждаем проект закона «О карантине»

В рамках публичного обсуждения Проекта Федерального закона «О карантине растений» в Общественной палате РФ прошли слушания «Фитосанитарная безопасность Российской Федерации», организованные Комиссией ОП по экономическому развитию и поддержке предпринимательства.

В обсуждении приняли участие член Общественной палаты Надежда Школкина, заместитель Министра сельского хозяйства РФ Олег Алдонин, начальник Управления фитосанитарного контроля, безопасности и качества зерна Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Владимир Попович, Алексеенко Алексей Николаевич — помощник Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Минсельхоза РФ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по аграрным вопросам Валентин Денисов, директор Всероссийского НИИ биологической защиты растений — Владимир Дмитриевич Надыкта, начальник Управления административной реформы и контроля платных государственных услуг Федеральной антимонопольной службы Людмила Викторовна Солонцова, президент Российского зернового союза — Злочевский Аркадий Леонидович, вице-президент «Опора России» -Всеволожский Кирилл Владимирович, ген.директор Ассоциации производителей и импортеров продукции растениеводства и животноводства «Альянс-Агро» — Бадич Денис Борисович, Председатель Союза садоводов Московской области — Андрей Владимирович Туманов, представители Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации, представители бизнеса и СМИ.

В целом участники слушаний положительно оценили Законопроект. Однако их мнения кардинально разошлись при рассмотрении поправки, согласно которой заключение о наличии или отсутствии заражения ввозимых овощей, фруктов и других растений инфекциями, грибками и вредителями смогут давать негосударственные аккредитованные экспертные организации и эксперты. Дело в том, что в мире существует две модели фитосанитарной защиты страны: сильный, тотальный государственный контроль, при котором Государство выступает, как гарант безопасности, и незначительный контроль со стороны государства, но декларация безопасности подкарантиных товаров со стороны бизнеса. Вторая модель, предложенная Минэкономразвития, основана на максимальном упрощении процедур подтверждения биобезопасности грузов растительного происхождения. Поскольку именно зараженность продукции вредными объектами (сорняками, вредителями, возбудителями болезней — СВБ) — один из показателей ее фитосанитарной безопасности и возможности допуска на территорию других стран, К. Всеволожский и А. Л. Злочевский высказались в поддержку упрощения процедуры фитосанитарного контроля, и, тем самым ликвидацию основы действия коррупционных норм. Они считают, что без такой поправки Закон ограничивает свободу работы бизнеса, повышает цену ввозимого товара (овощи, фрукты, цветочную срезку, семенной и посадочный материал). Поправка снимает барьеры на пути продвижения товаров, позволяет учесть баланс между уровнем риска и свободой товаропроизводителя. Кроме того, необходимо, чтобы проверка фитосанитарного состояния проводилась не тотально, а с учетом оценки потенциальных угроз, была нацелена на выявление, устранение вредных объектов, а не сводилась лишь к проверке бумажной документации. Не менее важно, чтобы были установлены однозначные правила и единый подход к оценке фитосанитарных рисков. На деле же сегодня на одного инспектора карантинной службы приходится 61 000 т. продукции в год. Такой объем нереально досконально и тщательно проверить. Получается, что либо ныне действующий Закон не соблюдается, либо применяется избирательно. Поэтому К. Всеволожский предложил ввести понятие «Рискованная зона», а также разграничить внутренние риски (при перевозке грузов из одного региона страны в другой) и внешние.

Солидарную позицию, высказала Л. Солонцова. Так, по ее данным, на оформление фитосанитарных документов в текущем году было затрачено около 4 млдр. рублей, и эти денежные суммы легли, так или иначе, на плечи потребителей. Всего в РФ 800 карантинных зон и их количество не уменьшается. То есть, в стране нет эффективной системы защиты. Правила фитосанитарного контроля должны быть четкими и понятными, в них должна быть прописана ответственность каждого участника. Чрезмерная нагрузка со стороны Россельхознадзора «душит» предпринимателей, а административные издержки снижают конкурентоспособность отечественной продукции, подавляют бизнес-инициативу, считает М.Н. Ряховский (зам. ген. директора «Артес-Логистик»). Но негативное действие можно снизить, если учитывать Реестр деловой репутации импортеров. М. Решетников также уверен, что старый Закон убивает мотивацию улучшать фитосанитарную ситуацию, определяет низкий уровень ответственности предпринимателей. Надо давать преференции добросовестным предпринимателям, усиливая ответственность и увеличивая штрафы нарушителям.

С вышеуказанными предложениями можно было бы согласиться. Но на деле в стране далеко не весь бизнес ведется добросовестно, и не каждый бизнесмен заинтересован в реальном контроле продукции. Декларативный фитосанитарный порядок не гарантирует безопасности, и может дать результат только при высокой гражданской позиции товаропроизводителей. Как показывает практика, человеческий фактор во всех странах мира — самый ненадежный. Даже в США, Канаде, Австралии и Евросоюзе, где ответственность за биобезопасность несут производители, и действует сильная система наказаний за нарушение деклараций, регулярно обнаруживаются опасные карантинные объекты. А в последние годы, в силу угрозы биотерроризма, в этих государствах предпринимаются шаги по усилению функций государственного контроля.

Российские же частные компании и подавно не заинтересованы отвечать за очистку и дезинфекцию объектов, вкладывать средства в знания, отвечать за результаты. «Работа на доверии» у нас, увы, себя не оправдала. Цена ликвидации очага чрезвычайно высока, и такая экономия может выйти стране боком. Передача же контроля фитосанитарной ситуации и фумигации карантинных грузов в частные руки не только ухудшит ситуацию, но даже увеличивает угрозу терроризма, поскольку для дезинфекции применяются особо опасные вещества. Так, в 90-е годы прошлого века было много летальных исходов при проведении фумигации частными компаниями в домах личного сектора для ликвидации ЗКС (золотистой нематоды картофеля).

В. И. Долженко, сообщил, что в подготовке Проекта закона «О карантине» не участвовали ученые-биологи, специалисты в области продовольственной, ветеринарной, фитосанитарной безопасности и пищевых отраслей. Поэтому не учтены главные фитосанитарные опасности.

Российской Федерации уже сейчас ущерб наносят 350 объектов (сорняков, вредителей, фитопатогенов — СВБ), в том числе 35 особо опасных и 80 — экономически значимых, которые ежегодно наносят ущерб урожаю в 100 млн. тонн (в пересчете на зерно) и 10 млрд. рублей в денежном выражении. За прошедший период 2010 года было ввезено более 28 млн. тонн подкарантинных грузов из 43 стран. Недооценка потенциальной угрозы заноса СВБ привела к необходимости использования тысяч тонн пестицидов. Ухудшающаяся фитосанитарное состояние РФ приносит ущерб экономике и бизнесу. В США на мероприятия по системе защиты ежегодно тратят 30 млрд. долларов. При отсутствии фитосанитарного контроля после вступления страны в ВТО в Россию хлынет поток вредоносных объектов, для которых благоприятны климатические условия и кормовая база страны. Уже сейчас, в результате отсутствия системных государственных защитных мероприятий угрожающе возросла численность саранчовых насекомых и мышевидных грызунов, являющихся также источником опасных инфекций для человека. Такая серьезная фитосанитарная ситуация вынудила применять пестициды на площади более 60 млн. га. Пестициды приводят к удорожанию и ухудшению качества продукции. Однако пестицидами невозможно полностью искоренить СВБ. В итоге страна будет вынуждена закупать семена в США и Канаде, и не сможет продавать урожай по коммерчески выгодной цене.

Читайте так же:  Новые дворяне какую собственность имели

Таким образом, чем надежнее контроль, чем ответственнее относятся сельхозпроизводители и поставщики импортных семян, тем меньше необходимость использования химических средств защиты. Но до сих пор в России нет нормативной базы по фитосанитарии, не до конца приняты регламенты защиты от СВБ, оборота пестицидов, технические условия на применение авиации и техники для защиты растений. У нас разрушена система службы защиты растений, еще не полностью оценивается угроза, связанная с изменением климата, а в Россию активно продвигаются потенциально опасные и агрессивные штаммы из южных государств. Сокращены или полностью ликвидированы кафедры в сельскохозяйственных ВУЗах, которые готовят специалистов по защите растений. Все это несет непоправимые много миллиардные потери в агробизнесе, создает угрозу биобезопасности страны, снижает деловую привлекательность и имидж России, ограничивает ее права на международном рынке, что неизбежно скажется при вступлении страны в ВТО. Поскольку проект закона «О карантине» не соответствует современному состоянию экономики, в него необходимо вводить систему оценок экономического ущерба от вредных объектов, которые должны стать надежным барьером угрозе биологического терроризма.

Представители Аграрного Комитета и Комитета по безопасности страны подчеркнули, что оценивать Проект надо с позиций продовольственной безопасности страны, его социальных последствий. Министр Минэкономразвития РФ, Э. Набиулина в своем выступлении в Совете Федерации 22 сентября 2010 г сообщила, что упразднение госконтроля за фитосанитарным состоянием грузов принесет бюджету не менее 2 млдр. рублей. Однако по подсчетам специалистов в случае заноса и акклиматизации в РФ только двух карантинных объектов: индийской головни пшеницы и вредителя запасов — капрового жука, ежегодный ущерб составит 22 млдр. руб, при этом Россия полностью потеряет статус экспортера пшеницы. Занос кукурузного жука (диабротика) приносит ущерб 5 млрд. руб. В последние годы поступает большое количество товарного и семенного картофеля, в том числе с высоким уровнем фитопатогеннов. За 10 месяцев текущего года в 2,5 раза увеличился завоз карантинных объектов по сравнению с тем же периодом 2009 года. Особенно опасны новые инфекции — вироиды на картофеле, аборигенные микроорганизмы из Южной Америки. Необходимо учесть и то, что в странах Европы существуют очаги бледной картофельной нематоды, колумбийской галловой корневой нематоды, которые существенно вредят картофелю.

Угрозы реальны, предупредил В. Попович. Об этом свидетельствует опыт текущего года, погодные условия которого крайне неблагоприятно сказались на продуктивности сельскохозяйственных культур и возросшем импорте продовольствия. Так, анализ импортируемых в течение трех осенних месяцев клубней выявил, что более 10% продукции заражено карантинными объектами, а в 50% партий завезенных за это время цитрусовых обнаружены личинки плодовой мухи и возбудитель шарки сливы.

И хотя существующая система не отвечает современным требованиям защиты, она все же позволяет отслеживать перемещение карантинных объектов, их локализацию и, в дальнейшем, ликвидацию. В. Попович предложил в Законе «О карантине» при определении регламентов и фитосанитарной процедуры предусмотреть скрытый ущерб, так как при перевозке грузов через таможенные посты, не определяются все покоящиеся формы СВБ. Также надо иметь достоверную информацию о качестве семенного материала.

Понятно, что Минэкономразвития хочет сэкономить бюджетные средства, но «скупой — платит дважды». Так примерный ущерб от заноса лишь пяти наиболее агрессивных СВБ может составить более 34 млрд. рублей, это без учета затрат на ликвидацию последствий. Это не голословное утверждение — недоработки в лесном Кодексе привели не только к катастрофическим последствиям пожарного лета 2010 года. Отсутствие своевременных мероприятий по защите леса привели к тому, что отечественные лесозаготовители вынуждены, в силу невозможности использования древесины без обязательной фумигации, продавать ее по дискаунту, теряя 5 $ с каждого кубометра леса.

А.Н. Алексеенко высказал озабоченность тем, что в Проекте Закона не отражено развитие фитосанитарной службы, ее кадров. В стране же не хватает специалистов в области фитосанитарной безопасности, нет научно-обоснованной системы оценки биологических рисков. Цена вопроса высока — безопасность инвестиций, гарантии социальной стабильности и устойчивого развития села, защита от агротерроризма и сохранение имиджа государства, как биобезопасной страны. Россия не должна стать изгоем, которого не пускают на мировой рынок. Кроме того, необходимо предусмотреть изменения и с учетом регламента уже действующего Единого Таможенного Кодекса, а в связи с планируемым вступлением России в ВТО, необходимо доработать Закон на соответствие международным нормам, ведь Россия — один из крупнейших экспортеров зерна.

О. Алдонин предложил поменять структуру взаимоотношений и качество работы. В первую очередь в Закон надо внести положение об арбитраже, регламенты мониторинга, с каким вредным СВБ следует бороться, а с чем не обязательно. Также необходимо определить порядок сокращения карантинных зон.

В.Д. Надыкта уведомил собравшихся, что из-за рубежа завозится большое количество вредителей, устойчивых к пестицидам, разрешенным в нашей стране. Для снижения их вредоносности необходимо повышать концентрации препаратов, использовать более токсичные, что неизбежно влечет ухудшение качества продукции и экологической ситуации так завезена холодоустойчивая раса А-2 фитофторы картофеля, которая поражает растения уже в начале сезона, приводит к большим потерям клубней во время хранения. Поэтому необходим закон, объединяющий карантин и защиту растений.

Такую необходимость на примере программы развития садоводства Белгородской области, подтвердил П. В. Скотников. Так, на создание питомников из бюджета области было выделено 7 млн. рублей. Но в результате частной предпринимательской инициативы, без обязательной сегодня проверки саженцев на некарантиные болезни, в область был завезен посадочный материал, зараженный Калифорнийской щитовкой. На ликвидацию последствий было затрачено 7 млн. рублей. В итоге, хотя были выделены инвестиции, в области так и не заложена база здорового посадочного материала, а план развития садоводства отодвигается на неопределенный срок. Другой наглядный пример — завоз в эту же область более агрессивного штамма вируса вертициллезного увядания садовой земляники: фермер, взявший кредит в размере 2 млн. рублей, и высадивший зараженный материал, полностью потерял всю плантацию, упущенный урожай и остался должен банку. Поэтому Проект нуждается в доработке и требует создания специальной комиссии.

Д. Бадич выразил обеспокоенность, что введение послаблений, предусмотренных в обсуждаемом законопроекте, приведет к краху внутреннего производства, зависимости страны от тотальных закупок за рубежом семенного и посадочного материала. Он предлагает доработать статьи Законопроекта, учитывающие безопасность инвестиций, а риски должны быть четко проработаны.

А. В.Туманов обратил внимание слушателей на то, что Проект закона отражает лишь интересы чиновников и продавцов, а права дачников и владельцев загородных домов — рядовых потребителей семян и посадочного материала, никак не отражены.

Кроме того, Туманов отметил, что в Центральном регионе практически не осталось станций защиты растений. Садоводам негде получить консультации, получить информацию о сроках активности вредителей. Так, раньше служба заранее предупреждала о возможном сроке лета морковной мухи, чтобы дачники могли своевременно провести профилактические обработки грядок. Даже на Всероссийской выставке «Золотая осень-2010» на ВВЦ продают посадочный материал с различными видами пятнистостей, гнилей, повреждениями вредителей. Справедливости ради, А.Туманов добавил, что нередко сами садоводы, обмениваясь посадочным материалом, становятся распространителями СВБ. Он также предупредил, что небезызвестная фирма, продающая землянику Гиганта, благополучно скрылась от уголовного преследования, перебравшись из Белгородской области в Орловскую.

По итогам слушаний была принята резолюция, согласно которой проект нуждается в серьезной доработке, в первую очередь необходимо учесть рекомендации ученых — специалистов в области защиты и карантина растений, а также мнение потребителей продукции, особенно аграриев, использующих семена и посадочный материал.

Новый Закон «О карантине» должен способствовать развитию экономики и сельскохозяйственного производства, то есть, быть прозрачным и понятным для ведения бизнеса, не ухудшать имидж страны на мировом рынке, предусматривать снижение издержек в силу устранения необоснованных государственных барьеров, защищать законопослушных продавцов и препятствовать работе недобросовестных компаний и фирм однодневок. При этом закон обязан удовлетворять потребности и гарантировать безопасность населения, в нем должна быть установленная четкая ответственность, в том числе и органов Россельхознадзора, и определены соответствующие санкции ко всем участникам рынка. Поскольку в России существенный ущерб урожаю наносят 720 видов объектов — сорняков, вредителей, фитопатогенов, и не все они имеют карантинное значение, необходим не только фитосанитарный закон, но и закон «О защите растений».

Резолюция передана в комиссию по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Минэкономразвития РФ.

Ознакомиться с Проектом закона и обсудить его можно на сайтах Минсельхоза и Минэконом развития РФ.

Федеральный закон об огороде