Требования к образовательной программе дополнительного образования

Требования к образовательной программе дополнительного образования

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

Образовательная программа должна включать в себя следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Информационное обеспечение образовательной программы.

Титульный лист включает:

наименование образовательного учреждения, реализующую образовательную программу;

должность и Ф.И.О. ответственного работника ОУ, утвердившего образовательную программу;

дату утверждения образовательной программы;

название образовательной программы;

возраст детей, на которых рассчитана программа;

срок ее реализации;

Ф.И.О., должность автора образовательной программы;

название города, населенного пункта;

год составления образовательной программы.

Пояснительная записка раскрывает:

образовательную область и предмет изучения;

новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса;

цель и задачи образовательной программы;

отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области;

возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;

продолжительность реализации образовательной программы;

формы и режим занятий;

формы проведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, и т.д.)

Цели и задачи образовательных программ должны быть выстроены в определенной последовательности:

Образовательные программы должны обеспечивать:

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой отечественной культуры;

целостность процесса психологического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Образовательные программы могут быть следующих уровней:

начального общего образования;

основного общего образования;

среднего полного общего образования.

Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.)

методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.)

средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Учебно-тематический план образовательной программы включает:

перечень разделов тем;

количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;

формы занятий, планируемые по каждой теме (игра, беседа, дискуссия, поход, экскурсия, конкурс, и т.д.)

формы подведения итогов по каждой теме.

Содержание изучаемого курса раскрывается через:

краткое описание тем или разделов;

краткую характеристику форм занятий по каждой теме;

описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).

Информационное обеспечение образовательной программы включает:

перечень видео-аудио продукции (компакт-дисков, видео-аудио кассет).

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;

целям и задачам образовательных УДО детей;

современным образовательным технологиям.

Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Требования к программам дополнительного образования

Примерные требования к программам дополнительного образования детей: нормативно-правовой, целевой, содержательный и методические аспекты. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 №06-1844. Материал представлен кафедрой воспитания и дополнительного образования.

Примерные требования
к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. 233), в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст.26,п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемом и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
? обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
? формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
? интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
? формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
? воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:
соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественно-научной);
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
  • год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

  • направленность дополнительной образовательной программы;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3.Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4.Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5.Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Читайте так же:  Мвд приказ 2001

Разработка дополнительной общеобразовательной программы при получении лицензии на осуществление образовательной деятельности

Основываясь на практическом опыте, делюсь мыслями насчет структуры образовательной программы, и буду рад учесть дополнения от коллег.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Примерно с 2014 года Министерство образования и науки издало десятки приказов, которыми утвердило образовательные стандарты по видам и уровням образования, и направленности. В них же указаны требования к образовательным программам. В качестве примеров, можно отнести: Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1561 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства»; Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1552 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.14 Гостиничное дело»; Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. №1560 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг» и т.д.

Общими руководящими документами при разработке дополнительной образовательной программы по обучению детей являются: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Концепция развития дополнительного образования детей». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 г. № 1726-р; Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

В качестве дополнительных правоприменительных актов, в которых более подробно изложены особенности образовательной программы и технического оснащения применительно к создаваемым структурным подразделениям на базе коммерческих организаций можно отнести узконаправленные приказы Минобрнауки России и Минкультуры России, наиболее тесно соприкасающиеся с планируемой деятельностью. Приведенные ненормативные акты позволят создать исключительную общеобразовательную программу, привнося в нее особенности.

Так, программа дополнительного образования для детей и взрослых, должна включать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

При разработке образовательной программы важно учитывать следующее:

— дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности;

— дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

— дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Основная проблема у соискателей лицензии при составлении образовательной программы заключается в том, что они не знают, и не понимают, что и как в ней нужно написать. Необходимо помнить – разработанная программа будет проверяться сотрудниками территориального органа Министерства образования. Программа – это не эссе о том, как соискатель собирается реализовывать образовательный процесс, она должна быть изложена в научно-деловом стиле, и выполнять рекомендации Министерства образования и науки, которые зачастую расцениваются работниками Минобра как «неукоснительно обязательные». Разумеется, составитель программы должен знать, что и каким образом он должен преподавать, продумать до мелочей учебно-тематический план и разбить его по часам занятий. Образовательная программа показывает уровень профессиональной подготовки ее разработчика.

Итак, рассмотрим каждый структурный элемент образовательной программы.

1. Титульный лист.

На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, структурного подразделения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— фамилию, имя, отчество, должность автора (соавторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

2. При составлении пояснительной записки к программе дополнительного образования детей возникает больше всего вопросов, поскольку бывает непросто провести анализ деятельности, которой ранее составитель не занимался, а его заказчик излагает на обычном, понятном ему языке порядок действий буквально в двух словах.

Таким образом, в пояснительной записке следует раскрыть:

направленность дополнительной образовательной программы. Она можете состоять из одной или нескольких видов:

а) Естественно-научная — направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук. Обучающиеся в рамках такой программы учатся логическим операциям по познанию окружающего мира: находят и обобщают нужную информацию, действуют в нестандартных ситуациях, работают в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность;

б) научно-техническая — ориентирована на развитие интереса обучающихся к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности, что способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать;

в) спортивно-техническая — обращена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни, здоровья и здорового образа жизни;

г) туристско-краеведческая — нацелена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, изучению Родины, ее исторического и культурного наследия, приобретению навыков самостоятельной деятельности, и прививает навыки социального взаимодействия, формирует положительные нравственные качества личности обучающихся: трудолюбие, чувство товарищества, ответственности;

д) эколого-биологическая – в ходе ее изучения происходит наблюдение и исследование мира природы, осмысленное участие в ее сохранении;

е) военно-патриотическая — нацелена на формирование и развитие личности, обладающей патриотическими качествами, способной успешно и добровольно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины в мирное и военное время, почитание боевых традиций Вооруженных Сил РФ, основ военной службы, символов воинской чести, доблести и славы;

ж) социально-педагогическая — ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе;

з) социально-экономическая — готовит обучающихся к предпринимательству, менеджерской и маркетинговой деятельности, формирует навыки экономического мышления.

новизну (программа реализуется впервые, в ней могут быть применены инновационные методики, либо посредством нее достигается новейший результат);

актуальность (программа объясняет необходимость ее реализации, востребованность и важность);

педагогическую целесообразность (программа устанавливает меру педагогического вмешательства, в целях предоставления самостоятельности и возможностей для самовыражения обучающемуся);

цель образовательной программы (результат, который должен быть достигнут после реализации программы);

задачи дополнительной образовательной программы (определенный перечень действий, этапов, выполнение которых позволит достигнуть цель программы);

отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ (достаточно проведения краткого сравнительного анализа с аналогичными или смежными по направлению программами);

возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, его этапы);

формы занятий (ввиду отсутствия единого подхода к определению форм занятий, их смешивания с видами занятий и формами обучения, можно выделить две формы занятий: теоретическая и практическая. В свою очередь, каждая из них может включать несколько видов занятий, например, к теоретическим формам относятся лекции, уроки, консультации, а к практическим – семинары, лабораторные работы, контрольные, игры и пр. По формам организации обучения, занятия могут быть индивидуальными, парными, групповыми и коллективными).

Читайте так же:  Как оформить дарственное ребенку

режим занятий (это совокупность требований к организации занятий и отдыха обучающихся: определяет длительность занятий, их периодичность, время перерывов).

ожидаемые результаты и способы определения их результативности (сколько человек сможет освоить программу и как ее усвоение поможет им в дальнейшем);

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Для удобства, можно сделать не только учебно-тематический план, но и учебный план дополнительной образовательной программы. Разница между ними заключается в том, что учебный план в обобщенном виде содержит: перечень разделов; количество часов по разделам; виды учебных занятий; формы и виды контроля (текущего и итогового).

Учебно-тематический план конкретизирует учебный план и включает: название тем в разделах; количество часов, отводимых на изучение тем, разделов; виды учебных занятий; формы и виды контроля (текущего и итогового). В учебно-тематическом плане важно указать количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования (отражается через краткое описание тем, устанавливая основные аспекты теоретических и практических видов занятий. Иными словами, в содержании программы необходимо обозначить основные моменты тем, определить главные вопросы, раскрывающие содержание разделов или подразделов, либо указать, какую конкретно практическую деятельность необходимо совершить в рамках занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей — это комплекс средств, необходимых для обучения, и, в то же время, рекомендации как правильно и эффективно выполнять методику, последовательность действий. Методическое обеспечение должно содержать сведения об:

— обеспечении программы методическими видами продукции (необходимый минимум оборудования, предметов, без которых невозможна полноценная реализация программы);

— рекомендациях по проведению определенного вида или всех занятий;

— дидактическом и лекционном материале, методиках по исследовательской работе, тематике опытнической или исследовательской работы и т.д.

6. Список использованной литературы.

Представляется, что при оформлении библиографического списка образовательной программы необходимо руководствоваться общим документом Постановлением Госстандарта РФ от 25.11.2003 г. № 332-ст «Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Таким образом, литература в списке должна приводиться в следующем порядке:

1. Нормативно-правовые акты (Международно-правовые акты, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, приказы, письма);

2. Научная и учебная литература (книги, монографии, учебные пособия, учебно — методические пособия, справочники, курсы лекций) располагается, как правило, в алфавитном порядке. Источники литературы нумеруются по порядку.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Общие положения

I. Настоящие Требования и Методические рекомендации предназначены обеспечивать качество дополнительного образования на период, предшествующий утверждению и введению в действие государственных образовательных стандартов.

II. Выполнение данных Требований и Методических рекомендаций обязательно для образовательных программ государственных учреждений дополнительного образования детей. Для негосударственных учреждений дополнительного образования они выполняют функцию примерных.

III. Региональным и местным органам управления образованием рекомендуется использовать настоящие Требования и Методические рекомендации при аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей.

IV. Региональные органы управления Российской Федерации могут вводить дополнительные региональные Требования и Методические рекомендации к образовательным программам, учитывающие национально-культурные особенности воспитания, социально-экономическую и экологическую ситуацию в регионе.

V. В данных Требованиях и Методических рекомендациях образовательная программа определяется как документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Требования к образовательным программам для учреждений

дополнительного образования детей

1. Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

2. В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.

3. Программы должны обеспечивать:

— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системы мировой и отечественной культур;

— определенное государственным стандартом качество образования, обеспечивающее уровень развития детей адекватный современному уровню общественного развития;

— целостность процесса психофизического, умственного и духовного развития личности ребенка;

— укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоциональное благополучие и положительную социализацию.

4. Цели программ должны быть направлены на:

— развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;

— развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;

— коррекцию психофизического и умственного развития детей;

— профилактику асоциального поведения детей и подростков.

5. Содержание программ дополнительного образования должно базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов.

Содержание программ дополнительного образования должно соответствовать интересам, образовательным потребностям и учитывать уровень развития детей.

Содержание программ дополнительного образования должно включать:

— концептуальные основания образовательного процесса — ведущие идеи, цели и средства их достижения;

— планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала;

— педагогические технологии развития ребенка и определения результатов педагогической деятельности;

— организацию образовательного процесса как единой развивающей среды и совместной деятельности детей, педагогов, родителей;

— материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса с указанием необходимых материалов и оборудования.

6. Программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение учебной нагрузки* и утомляемости детей за счет:

— обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;

— организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);

— использования интерактивных способов усвоения образовательного материала.

7. Предусмотренные образовательными программами методы оценки результатов образовательного процесса должны оказывать положительное влияние на самооценку, обеспечивать эмоциональное благополучие и стимулировать мотивацию детей к познанию и творчеству.

8. Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа в соответствии с ГОСТ 6.38.90.

9. Образовательные программы учреждений дополнительного образования детей должны соответствовать настоящим требованиям не зависимо от их вида, уровня и профильной ориентации.

* Требование исходит из того, что занятия в школе обеспечивают в полном объеме максимальный уровень учебной нагрузки на ребенка школьного возраста, установленный Базисным учебным планом.

Проблема учебной нагрузки на ребенка частично может быть решена за счет смены основного вида деятельности в школе — учебы на другие. Однако вопрос нормативов нагрузки на детей в условиях дополнительного образования требует отдельного исследования специалистов по возрастной физиологии и психологии детского возраста.

Методические рекомендации по разработке образовательных программ и учебного плана учреждений дополнительного образования детей

По положению Ст. 9, п. 1 Закона «Об образовании» «образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности». Оно конкретизировано в пункте V настоящих Требований и Методических рекомендаций, где образовательная программа определяется как документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Образовательная программа учреждения дополнительного образования раскрывает соответствующие параметры образовательного процесса на уровне учреждения в целом и определяет его стратегию.

Основания программы

В соответствии с Законом «Об образовании»* основанием для определения целей и задач образовательной программы учреждения выступает наличие образовательных потребностей в дополнительном образовании детей. Основанием для определения содержания образования, реализуемого программой является с одной стороны — содержание образовательных потребностей, с другой — потребности развития базовой практики (и ее субъектов), соответствующей образовательному профилю (профилям)** учреждения.

* Ст. 26, п.1: «Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

** Образовательный профиль — подлежащая освоению область жизни и духовно-практической деятельности человека.

Образовательная программа учреждения дополнительного образования, таким образом, представляет собой проекцию содержания общественного заказа на условия конкретного учреждения дополнительного образования.

В тоже время, цели и образовательное содержание реализуемых в учреждении программ первичных объединений автономны и уникальны. Они вытекают не только и не столько из социально-экономического контекста образовательной деятельности, а из внутренней логики развития сферы образования, новых педагогических ценностей, теории, технологий и способны достаточно эффективно решать задачи развития детей.

Читайте так же:  Договор на оказание услуг по ю

Сочетать интересы наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей и создания условий развития уникальных характеристик педагогической практики дополнительного образования — главное назначение образовательной программы учреждения.

Объекты программирования на уровне учреждении дополнительного образования

Первый объект — содержание дополнительного образования, адекватное сложившейся и прогнозируемой образовательной ситуации данного учреждения. Оно действительно возможно при условии организации образовательного процесса, охватывающего все звенья образовательной цепочки в масштабах учреждения. Следовательно, второй главный объект -образовательный процесс, осуществляемый на уровне учреждения в целом.

В процессе создания программы оба объекты должны быть зафиксированы как:

— исходное представление о состоянии объекта;

— необходимый результат образовательной деятельности учреждения.

— промежуточные состояния на определенных этапах реализации программы.

Последовательность процедур разработки программы

1. Анализ образовательной ситуации.

1.1. Выявление образовательных потребностей.

1.2. Анализ тенденций развития базовой области (базовых областей) деятельности.

1.3. Определение перспектив развития содержания образования.

2. Разработка целей и задач образовательной программы.

3. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности учреждения.

4. Разработка путей и условий достижения конечного результата.

4.1. Учет ресурсов.

4.2. Планирование программы.

4.3. Содержание программы по этапам.

5. Контроль и коррекция программы.

6. Оформление программы.

1. Анализ образовательной ситуации

Образовательная ситуация характеризуется соотношением общественной потребности в образовательной деятельности учреждения с возможностями учреждения осуществлять такую деятельность.

1.1. Выявление образовательных потребностей

Носителями потребностей в дополнительном образовании являются разные категории субъектов — частные (дети и родители) и коллективные (социальные группы и институты). Потребности частных субъектов обнаруживаются как «образовательные запросы и потребности», коллективных — как «социальный заказ» на дополнительное образование. Для их анализа могут быть рекомендованы следующие уровни:

1. Образовательные запросы и детей и родителей — актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данном учреждении. Данные могут быть получены методом опроса учащихся (их родителей)и преподавателей учреждений дополнительного образования, школ, детских учреждений «по месту жительства» и др., расположенных на территории, обслуживаемой данным учреждением.

2. Местные (муниципальные) потребности исходит от всех заинтересованных организаций, учреждений, общественных объединений, предприятий и др. субъектов социальной инфраструктуры, находящихся на территории действия учреждения дополнительного образования. Для выявления местного заказа могут привлекаться данные органов управления образованием и социальной сферой, учебных заведений, служб занятости, центров социальной и психологической помощи, детских комнат милиции и т.п.

3. Содержание регионального заказа определяется региональной культурной, национальной, экономической, социальной, образовательной политикой, конкретными программами развития региона, потребностями развития научной, производственной и др. сфер.

4. На федеральном уровне в качестве заказа на дополнительное образование выступают законодательные и подзаконные акты и программы развития институтов детства, политика в области семьи, детей, молодежи, образования.

1.2. Анализ тенденций развития базовой области (базовых областей) деятельности

К образовательной программе учреждения имеет отношение только те образовательные потребности, которые связаны с образовательной направленностью (одним или несколькими профилями) учреждения (искусство, наука, техника, досуг, спорт и др.).

Преподаватель, составляя свою образовательную (учебную) программу использует собственный опыт и собственные представления о том, какое тематическое содержание актуально на сегодняшний день. На уровне учреждения это представление не может быть основано только на субъективном опыте педагогов. Требуется объективный анализ тенденций развития базовой практики.

Анализ должен показывать уровень развития базовой области деятельности в отечественном и мировом контексте, ее новейшие достижения. Рекомендуется привлекать макроуровневые показатели, характеризующие данную практику как область профессиональной деятельности и включающие данные о конъюнктуре рынка труда, динамике трудовых ресурсов, формирование престижных профессий, направлениях исследований и т.п. в ближайшей и более отдаленной перспективе.

1.3. Определение перспектив развития содержания образования

Анализ перспектив развития базовой области деятельности позволяет выявить актуальные аспекты содержания образования и сравнить их с данными анализа потребностей. В результате складывается представление о перспективах развития содержания образования, обусловленных актуальным и потенциальным спросом в конкретных социокультурных условиях данного учреждения.

2. Разработка целей и задач образовательной программы

Если мы имеем дело с действующим, а не вновь созданным учреждением, то оно уже реализует определенное содержание образования и имеет конечные результаты образовательной деятельности. Нужно осуществить переход от стартовой к желаемой модели, что и составляет цель программы. Цель программы задает новое качество результатам образовательного процесса относительно уже существующих. Задачи определяют конкретные шаги по достижению цели.

3. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности учреждения

Следующий шаг — создание модели, нового образа образовательной деятельности учреждения, удовлетворяющего поставленной цели. Строится подробная картина будущего содержания образования, детальная композиция образовательного процесса.

На этом этапе определяются содержательные, структурные и качественные характеристики образовательных программ и образовательного процесса, внутренние требования к программам, методикам, организации образовательного процесса, устанавливаются педагогические и дидактические принципы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей, общественности и др.).

В конструирование нового замысла учреждения должен быть включен весь творческий потенциал педагогического коллектива. Рекомендуется шире привлекать, критически переосмысливать традиционный и инновационный отечественный и зарубежный опыт дополнительного и других видов образования, теоретические и научно-методические идеи и разработки.

4. Разработка путей и условий достижения конечного результата

За построением идеального представления о том, как должно быть, следует возврат к реальному объекту — действующим программам и организации образовательного процесса. Они являются наличным потенциалом, который должен получить развитие. Процесс развития, преобразования реально существующей образовательной практики учреждения в заданное состояние уточняется с точек зрения

  • содержания,
  • обеспечения ресурсами,
  • последовательности отдельных шагов.

и представляет собой основную часть нормативного материала программы.

4.1. Учет ресурсов

При разработке программы имеют значение две категории ресурсов — уже имеющиеся и те, которые предстоит создать. Имеющиеся ресурсы — это наличный потенциал учреждения (образовательные программы, способы организации образовательного процесса, квалификация педагогических кадров, методическое обеспечение, материальная база, инфраструктурные связи учреждения и т.п.). Вторая группа — ресурсы, необходимые для реализации целей программы и сконструированные в процессе разработки перспективной модели образовательной деятельности учреждения.

Это могут быть новые направления деятельности, новые образовательные программы, интегрированные и комплексные на базе уже действующих программ, новые формы организации работы с детьми, нетрадиционные формы первичных объединений, их взаимодействия и сотрудничества с субъектами социума, элементы психолого-педагогической поддержки, диагностики и коррекции, научно-методическое обеспечение, повышение квалификации кадров и т.п.

4.2. Планирование программы

Достижение конечного результата программы происходит поэтапно. Этапы соответствуют отдельным шагам в достижении цели и имеют последовательность и сроки. План отражает это постепенное, поэтапное движение к цели и является основанием для контроля и коррекции программы.

Для удобства планирования рекомендуется разделить собственно образовательный, и вспомогательные процессы, которые могут быть предусмотрены программой, например, связанные с методическим, информационным, кадровым обеспечением образовательного процесса. При наличии вспомогательных, для основного — образовательного процесса целесообразно разрабатывать отдельный «образовательный план».

4.3. Содержание программной деятельности

На каждом запланированном этапе происходит постепенное создание и включение необходимых ресурсов. Детализация этого процесса по этапам составляет основное содержание программируемой деятельности, подлежащей контролю и, в случае необходимости, корректировке.

5. Контроль и коррекция программы

Контроль и коррекция программы осуществимы после ввода программы в действие. На этапе разработки очевидно только, что критерием эффективности программы является качество полученных результатов. Поскольку качественными характеристиками результатов образовательной деятельности выступают личные качества учащихся (уровень образованности, способность к саморазвитию, положительная социализация, и т.п.) применение средств контроля составляют отдельную проблему и требует предварительной разработки. Средства контроля и методики их использования не должны противоречить психолого-педагогическим и дидактическим принципам, заложенным в программу.

6. Оформление программы

Образовательная программы учреждения оформляется в виде текстового документа и утверждается руководителем учреждения, после чего она становится внутренним нормативным актом для педагогического коллектива и обязательна к исполнению.

Текст программы должен содержать не менее четырех основных частей — обоснование, цели и задачи, основная часть, образовательный план учреждения.

В первой части приводятся результаты разработки программы по пункту 1 настоящих рекомендаций, т.е. результаты анализа образовательной ситуации. Основная часть содержит результаты работы по пунктам 3-4. Образовательный план учреждения является частью программы, имеющей самостоятельное значение.

Требования к образовательной программе дополнительного образования