Прокладка теплотрассы требования

Технологии строительства и прокладка теплотрассы

Одним из направлений деятельности Компании «ИнжеСтрой» является строительство теплотрасс.

Мы выполняем строительство теплотрасс, монтаж теплотрасс, монтаж тепловых сетей, строительство тепловых сетей, изоляцию (окожушивание) теплосетей.

Мы выполняем работы — строительство теплотрасс — всеми основными методами — канальная прокладка теплотрассы, бесканальная прокладка теплотрассы (прокладка стальных труб в полимерной, армопенобетонной или другой изоляции непосредственно в грунт) и прокладка тепловых сетей по технологии горизонтального направленного бурения. При необходимости выполняется строительство тепловых камер, где могут быть врезаны ответвления теплотрассы с установкой запорно-регулирующей арматуры и всего необходимого оборудования и конструкций в соответствии конструкторской документацией и с требованиями СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды ПБ 10-573 Госгортехнадзора России и другими нормативными документами.

Внимание! Минимальный объем заказа 1 млн. рублей

Строительство теплотрассы (Монтаж теплотрассы)

Строительство теплотрассы требует от организации занимающейся этим видом работ наличия прочной материально технической базы, наличия квалифицированных специалистов ПТО, опытных линейных строителей и рабочих. Строительство теплотрасс — это сложный и ответственный технологический процесс. Для качественного выполнения строительно-монтажных работ по строительству теплотрассы необходимо соответствующие оборудование – землеройная, грузоподъемная и сварочная техника, другие машины и механизмы и самое главное большой опыт производителей работ. Обязательная аттестация всего персонала — инженеров сварщиков, монтажников и т.д.

Традиционный метод монтажа теплотрассы — канальная прокладка теплотрассы. При использовании этого метода для прокладки теплотрассы труба укладывается в предварительно построенный в земле железобетонный канал. Канал теплотрассы может быть — монолитный или лотковый.

Ниже приведены основные операции обязательные при прокладке теплотрассы с устройством монолитного канала:

После выемки грунта, и выравнивания основания канала, дно армируется и заливается бетоном его основание. Для достижения необходимой прочности в бетон закладывается греющий провод, бетон сверху укрывается теплоизолирующим материалом и прогревается. Стенки канала гидроизолируются. Для установки скользящих опор на дно канала устанавливаются опорные подушки для непосредственной прокладки теплотрассы.

Монтаж теплотрассы производится на скользящие опоры. Стальные трубы покрываются теплоизолирующей кремний-органической краской КО, минераловатной или другим теплоизолирующим материалом. После этих операций монтаж теплотрассы завершается закрытием канала плитами перекрытий. Канал гидроизолируется и производится обратная засыпка песком и грунтом. Последняя операция, которой заканчивается монтаж теплотрассы – благоустройство и асфальтировка.

Строительство теплотрассы в лотковом канале аналогично строительству монолитного канала, однако в данном методе строительство теплотрассы происходит с использованием готового железобетонного изделия — лоток. Лоток также гидроизолируется, в него укладывается стальные трубы, которые теплоизолируются описанными выше способами. Лоток перекрывается плитами перекрытий, вновь гидроизолируется и т.д.

Строительства теплотрассы на опорах над землей все реже применяется в последнее время для жилищного строительства, но по прежнему широко используется в промышленном строительстве.

При этом монтаж теплотрассы происходит на предварительно построенных высоких опорах с установленными на них скользящих опорах. После завершения монтажа трубопровод теплоизолируется минераловатными скорлупами либо матами Rockwool и поверх изоляции устанавливается защитное металлическое или иное защитное покрытие. Наша компания имеет собственное оборудование для окожушки теплосетей любого диаметра, а именно изготовления и монтажа металлических кожухов из оцинковки либо алюминия.

С развитием производства полимерных материалов и пенополиуретановой теплоизоляции возник бесканальный способ строительства теплотрасс.

Этот способ укладки теплотрасс не требуется строительство каналов. Теплотрасса укладывается непосредственно в траншею отсыпанную соответствующим образом.

Для бесканальных методов строительства теплотрасс применяются также такие современные системы как Изопрофлекс, Касафлекс и др.

В случае строительство теплотрассы бесканальным способом разрабатывается траншея, дно которой выравнивается и отсыпка песком, затем следует укладка труб теплотрассы. Стыки после сварки теплоизолируются ППУ скорлупами и гидроизолируются термоусадочными полиэтиленовыми муфтами. Затем следует обратная отсыпка, заливка бетонного основания под асфальтировку, благоустройство территории.

ПРОКЛАДКА ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ

После составления тепловой карты города, размещения на ней районного источника тепла и определения границ централизованного теплоснабжения города можно приступить к нанесению на план города трасс магистральных тепловых сетей. Тепловые сети, соединяющие районный источник тепла с ТП потребителей, подразделяются следующим образом:

1)магистральные тепловые сети, представляющие собой главные теплопроводы, расположенные на участке от районного источника тепла до каждого микрорайона и крупного предприятия, и от которых ответвляются все остальные тепловые сети;

2) распределительные или межквартальные тепловые сети, ответвляющиеся от магистральных тепловых сетей, распределяют и транспортируют теплоноситель ко всем кварталам города и.предприятиям средней величины. Теплопроводы распределительных тепловых сетей, как правило, обладают меньшим диаметром и длиной, чем магистральные, но в отдельных случаях в начальных участках могут иметь больший диаметр, чем теплопровод конечного участка магистральной сети;

3) внутриквартальные тепловые сети, ответвляющиеся от распределительных или непосредственно от магистральных тепловых сетей и заканчивающиеся в ТП потребителей тепла, куда они доставляют приготовленный в источнике тепла теплоноситель.

Трассирование тепловых сетей на плане и профиле города начинают с магистральных сетей, от которых зависит правильное построение распределительных и внутриквартальных сетей.

Магистральные тепловые сети разделяются по конфигурации и особенностям расчета и эксплуатации на тупиковые или радиальные (рис. 5-2,а) и кольцевые (рис: 5-2,6).

Протяженность тупиковых магистралей короче, стоимость меньше и расчет их проще. Кольцевые магистрали обеспечивают большую надежность и дают возможность поддерживать в системе тепловых сетей более устойчивые .гидравлические режимы. Неодинаковые потери давления, возникающие в ветвях кольцевой магистрали при разной нагрузке систем теплоснабжения, систематических или аварийных отключениях крупных потребителей тепла легче выравниваются. Кроме того, при кольцевой прокладке магистрали ремонт или авария отдельного участка сети, как правило, в меньшей степени нарушают эксплуатацию системы теплоснабжения в целом.

Для правильного выбора трассы тепловых сетей на плане города следует учитывать ряд технико-экономических соображений:

1. Магистральные сети должны проходить вблизи центра тепловых нагрузок города.

2. Трасса магистральных теплопроводов должна быть по возможности короче.

3. Тепловые сети вообще и магистральные в особенности не должны прокладываться под землей в затопляемых районах города и по возможности не укладываться ниже уровня стояния грунтовых вод.

4. Магистральные теплопроводы должны прокладываться с таким расчетом, чтобы сооружение их не создавало трудностей существующей и перспективной застройке, а также системе транспорта города.

5. Тепловые сети должны быть по возможности дешевыми в строительстве и надежными в эксплуатации.

6. Трассы магистральной тепловой сети должны выбираться с таким расчетом, чтобы возможно лучше обеспечивать их надежную работу в особых аварийных режимах (при землетрясении, стихийных бедствиях и т.д.).

7. Прокладка и архитектурное оформление отдельных элементов тепловой сети должны отвечать эстетическим требованиям застройки города.

8. На плане города прокладка тепловых сетей должна по возможности совмещаться с другими инженерными сетями, в особенности с располагаемыми на надземных эстакадах или в проходных подземных каналах и туннелях.

9. Не следует прокладывать под землей тепловые сети вдоль электрифицированных железнодорожных и трамвайных путей, так как эксплуатация этих транспортных средств в водонасыщенных грунтах порождает блуждающие токи, вызывающие электрокоррозию металлических теплопроводов.

10. Не следует прокладывать под землей тепловые сети в вечномерзлых грунтах во избежание опасного оттаивания их, а также в солончаковых грунтах, которые при осенне-весеннем намокании агрессивно действуют на металл труб.

Обычно при определении трассы тепловых сетей выявляется невозможность ее выбора с полным соблюдением оптимальных условий, и изыскиваются компромиссные решения. Необходимо, однако, не допускать чрезмерных отклонений в практических решениях от оптимальных рекомендаций. Для этого следует в каждом конкретном случае выявлять и всесторонне анализировать все возможности и условия трассирования тепловых сетей с выполнением соответствующих технико-экономических расчетов.

На тепловой карте (см. рис. 5-1) кольцевые магистральные тепловые сети проложены на плане города в пределах кварталов так, чтобы не загромождать проезжей части улицы.

Существуют четыре разновидности прокладки тепловых сетей в пределах улиц и кварталов (рис. 5-3).

Ранее тепловые сети прокладывались только в пределах улиц под проезжей частью. Такая прокладка неизбежна в старых городах с закрытой, плотной застройкой кварталов, с красными линиями улиц, совпадающими с линиями застройки. Строительство тепловых сетей под проезжей частью улиц обходится дорого, а эксплуатация их связана с трудностями. Неоднократные вскрытия и восстановления покрытий проезжей части улиц, отвозка и подвозка грунта при проведении строительных работ заметно влияют на их общую стоимость. Во время строительства и ремонта тепловых сетей проезд по улицам затрудняется, а . зачастую и полностью прекращается.

При старой планировке городских улиц тепловые сети в их пределах можно укладывать только подземно. Но строительство тепловых сетей при подземной прокладке значительно дороже, чем при надземной.

В новых кварталах современной планировки линии застройки отодвинуты от красных линий улиц. Расстояние между , ними достигает 6—12 м и достаточно для прокладки тепловых сетей в этой зоне, не имеющей проезжей части и твердого покрытия, значительно проще и дешевле. Создается возможность строительства сетей с П-образными компенсаторами, в то время как при прокладке сетей в пределах проезжей части улиц ее ширина в большинстве случаев разрешает применение только сальниковых компенсаторов. Сети стараются настолько приблизить к зданиям, чтобы обойтись без устройства камер, используя подвалы зданий для размещения запорной арматуры ответвлений. Строительство и в дальнейшем ремонт сетей в этой зоне не препятствует движению уличного транспорта.

При использовании для тепловых сетей участка между красными линиями и линиями застройки вся остальная ширина улицы остается свободной для прокладки других городских инженерных сетей.

В зданиях новых районов современной застройки есть возможность устройства в подвалах технических коридоров для инженерных сетей. При соответствующей планировке в них можно проложить и тепловые сети, если условный диаметр тепловых сетей не превышает 300 мм. Подвальные этажи зданий не всегда используются рационально. Устройство в подвалах удобных и правильно организованных технических коридоров является важным вопросом градостроительства. Соединением технических коридоров зданий проходными подземными каналами можно со временем создать районную и даже общегородскую туннельную сеть для прокладки инженерных коммуникаций. Создание проходной коридорной теплосети следует оценивать как техническое достижение для любого города, а устройство технических коридоров в подвалах зданий можно рассматривать как важный шаг в этом направлении, конечно при условии защиты от опасностей, возникающих при аварийных ситуациях.

Прокладка тепловых сетей по подвальным помещениям, если они не нужны жильцам и расположены в сухих грунтах, дешева и удобна в эксплуатации. Очень часто подвальные этажи не используются для прокладки .тепловых сетей только по той причине, что строительство сетей опережает строительство зданий.

По незастроенной части кварталов тепловые сети удается проложить только в том случае, когда застройка кварталов не очень плотная, а дворы не заняты другими подземными коммуникациями. Строительство сетей в незастроенной части кварталов дешевле, чем в пределах улицы, но дороже прокладки по подвалам зданий. Квартальная трассировка сетей удобна в эксплуатации и не создает препятствий для уличного транспорта ни во время строительства, ни при ремонте сетей. Такая трасса особенно целесообразна при возможности сооружения надземных эстакад для укладки тепловой сети. Из четырех приведенных разновидностей прокладки трасс проход по надземным эстакадам в промышленных и иногда в жилых зонах возможен только при этой трассировке тепловой сети.

Трассу тепловой сети необходимо не только нанести на план города, но и решить прокладку ее в отметках по вертикали по отношению к поверхности земли. Трассы сети на плане и на профиле местности должны быть увязаны между собой.

Пример прокладок тепловых сетей на различных высотных отметках по отношению к поверхности земли показан на рис. 5-4.

Подземная прокладка тепловых сетей. В настоящее время это наиболее распространенный способ строительства тепловых сетей. Они строятся на трех различных уровнях высотных отметок.

1. Теплопроводы можно проложить вместе с другими городскими инженерными сетями в проходных подземных туннелях, строящихся тюбинговым способом по методу сооружения метрополитена, на глубине, достигающей нескольких десятков метров (рис. 5-4,а). Инженерные сети, проходящие по туннелю, хорошо защищены от внешних воздействий и сравнительно удобны в обслуживании. Однако стоимость строительства туннелей очень велика и финансирование осложняется фактором разновременности в строительстве сетей, поскольку капитальные вложения на сооружение строительной части туннеля практически могут быть отнесены только к стоимости стротельства первой очереди сетей. При строительстве глубоких туннелей возникает.-также сложная задача их защиты от грунтовых вод, устройства компенсаторов и ответвлений от инженерных сетей и т. п.

2. Подземные тепловые сети чаще всего можно прокладывать на глубине от 0,5 до 2 м ниже поверхности земли. На этих отметках сети прокладываются в следующих конструкциях:

бесканально, непосредственно в грунте (рис. 5-4,6); р непроходных каналах, высота которых зависит

только от диаметра теплопроводов (рис. 5-4,в);

в полупроходных каналах высотой 1,4—1,6 м (рис. 5-4,г);

в проходных каналах высотой 2,1 — 3 м, или аналогичных им (технических коридорах или подвалах (рис. 5-4,а;.

Начальные затраты на сооружение неглубоких подземных сетей обычно значительно меньше, чем сетей глубокого заложения.

3. В районах города с высоким уровнем грунтовых вод или периодически затопляемых водой успешно применяется прокладка тепловых сетей в обваловании (рис. 5-4,е), т. е. с расположением конструкции частично в земле и частично или полностью над землей. Прокладка тепловых сетей в надземном обваловании неоднократно проверена на практике в районах, в которых не удавалось понизить уровень грунтовых или поверхностных вод.

Надземные обвалования при покрытии их сборными железобетонными тротуарными плитами и осуществлении архитектурного оформления трассы тепловых сетей могут использоваться в качестве пешеходных дорожек, весьма удобных в местностях с повышенным уровнем грунтовых или поверхностных вод.

Надземная прокладка тепловых сетей. Надземные тепловые сети согласно существующим строительным нормам и правилам рекомендуется сооружать только в промышленных зонах. Однако специальные правила безопасности ограничивают применение прокладки этого типа. Надземное сооружение тепловых сетей в жилых районах строительными правилами не рекомендуется по соображениям архитектурного и эстетического характера.

Основные преимущества прокладки надземного типа тепловых сетей заключаются в следующем:

1. Надземным тепловым сетям не угрожают грунтовые и поверхностные воды — самая опасная причина резкого увеличения потерь тепла, нарушения нормальной работы и относительно быстрого выхода из строя труб тепловых сетей с возможностью аварий. В определенное время года во многих городах, стоящих вблизи моря или на берегах рек, грунтовые и паводковые воды поднимаются до поверхности земли и иногда затопляют целые районы. Так бывает в Ленинграде, Риге, Каунасе, Киеве, Казани и многих других городах нашей страны и за границей.

2. Районы вечной мерзлоты занимают 49,7% территории СССР. В настоящее время в этих районах немного городов. Но в ближайшем будущем в связи с освоением богатых природных ресурсов в районах вечной мерзло- ты будет все шире развертываться промышленное и гражданское строительство. В этих условиях тепловые сети могут строиться в основном надземно, так как оттаивание мерзлых грунтов при подземной прокладке тепловых сетей нежелательно и даже опасно для окружающей застройки.

3. Надземная прокладка тепловых сетей необходима при строительстве на засоленных грунтах. Подземная прокладка тепловых сетей в засоленных грунтах, в особенности в период весеннего паводка, ведет к разрушению изоляции теплопровода и быстрой коррозии металла труб.

4. Проложенные под землей теплопроводы подвергаются электрокоррозии блуждающими токами. Надземно построенные сети этим разрушающим действиям не подвергаются. Воздействие блуждающих токов на подземные сети постоянно возрастает с развитием внутри городов трасс электрифицированных железных дорог и трамвайного транспорта. Принимаемые меры защиты подземных сетей против электрокоррозии пока еще недостаточно эффективны.

Следует отметить, что значительная часть подземно проложенных тепловых сетей пока страдает от почвенной коррозии только из-за ненадежности антикоррозионных покрытий труб.

5. Надземные тепловые сети доступны для наружного осмотра и удобны в эксплуатации. Повреждения тепловых сетей и утечка теплоносителя немедленно обнаруживаются и сравнительно быстро и легко устраняются. Аварии в подземных тепловых сетях могут иметь разрушительные последствия и иногда сопровождаются человеческими жертвами. Аварии в надземных сетях обычно не имеют столь тяжелого характера.

6. Надземные тепловые сети значительно дешевле подземных. Стоимость строительных работ меняется в зависимости от многих условий, но обычно для надземных сетей она не превышает 50—80% стоимости подземных.

Читайте так же:  Ст 17 жк рф судебная практика

Надземные тепловые сети сооружаются на разной высоте по отношению к поверхности земли.

1. Надземные сети низкой прокладки (рис. 5-4,ж) располагаются на высоте 0,5— 1,5 м от земли по трассам, не пересекаемым движением людей и транспорта — вдоль заборов, шоссе, железнодорожных путей и т. п. Начальная стоимость таких сетей невелика. Недостатком низкой прокладки тепловых сетей является незащищенность теплоизоляции и покровного слоя сетей от внешних повреждений и зарастание полосы проложенных сетей сорными травами, придающими трассе запущенный вид. Территория полосы/ расположенной под тепловыми сетями низкой прокладки, не может быть использована для других целей.

2. Надземные сети средней высоты прокладки (рис. 5-4,з) располагаются на уровне 2 — 3 м от поверхности земли в таких местах, где необходим проход под ними людей, а также над заборами, причем трассу тепловых сетей в этом случае совмещают с трассой забора. Надземные тепловые сети средней высоты прокладки несколько дороже сетей низкой прокладки, но их теплоизоляция й покровный слой менее подвержены повреждениям и лучше сохраняют свои качества и наружный вид.

Тепловые сети низкой и средней высоты прокладки мало влияют на панораму местности.

3. Надземные сети высокой прокладки сооружаются на высоте 5— м над поверхностью земли (рис. 5-4, и). Они рассчитаны на проход под ними любого наземного транспорта. Теплоизоляция и покровный слой тепловых сетей практически не повреждаются и построенные сети продолжительное время сохраняют свой первоначальный внешний вид. Территория полосы, расположенной под тепловыми сетями высокой прокладки, часто используется для различных целей: транспорта, складирования материалов и т. д. Архитектура тепловых сетей высокой прокладки существенно влияет на панораму местности.

Прокладка тепловых сетей в ппу изоляции

Устройство тепловых сетей является одним из наиболее сложных видов инженерно-строительных работ. По этой причине процессом постройки таких коммуникаций должны заниматься специализированные строительные организации, имеющих в своем составе высококвалифицированных профильных специалистов. Именно такой компанией является «ПСК «СТРОИТЕЛЬ», которая с 1992 года успешно сооружает различные инженерные системы. Между тем, прокладка тепловых сетей является одним из основных видов деятельности нашего предприятия.

Системы теплосети

Из существующих видов инженерных коммуникаций теплосети являются одной из самых сложных технических систем, которые состоят из специальных сооружений и оборудования. Повышенные требования к условиям эксплуатации теплотрасс обусловлены высокими рабочими температурами и давлением теплоносителя. Надежность и безопасность эксплуатации являются главными вопросами, которые ставятся подрядчику перед началом инженерно-строительных работ. При централизованном способе теплоснабжения такие сети имеют замкнутую систему теплопроводов, переносящих и распределяющих энергоресурсы.

На практике, определенное количество тепловой энергии поступает потребителям посредством трубопроводов. Вся магистральная конструкция представляет собой следующую систему:

  • трубопроводы, соединенные между собой посредством сварки или фланцевых пар;
  • компенсаторы на отрезках теплосетей;
  • регулирующая и запорная арматура;
  • специальные строительные сооружения;
  • опоры для труб;
  • воздухоспускные и дренажные устройства;
  • другое оборудование.

В зависимости от количества проложенных теплопроводов, тепловые системы могут иметь одну и более магистральных труб. Наиболее экономичным и простым из вариантов считается тепловая система с одной трубой. В таких условиях теплоноситель полностью используется потребителями в виде горячего водоснабжения. Самым востребованным вариантом тепловых сетей является двухтрубная система теплоснабжения. Она предполагает наличие подающего и обратного трубопроводов для водяных или паровых сетей.

Учитывая высокую аккумулирующую способность воды, для теплоснабжения удаленных объектов используется именно такой теплоноситель. В зависимости от назначения трубопроводов, тепловые сети могут быть следующих видов:

  • магистральные линии, которые прокладываются на основных направлениях населенных пунктов;
  • распределительные узлы, предназначенные для ответвления к отдельным сооружениям.

Тепловые сети радиального типа сооружаются с постепенным уменьшением внутренних диаметров трубопроводов в сторону источника тепла. По первоначальным затратам такие системы являются наиболее простыми и экономичными. Что касается радиуса теплоснабжения посредством водяных тепловых сетей, то средние его показатели находятся в пределах 20-ти километров.

Способы прокладки тепловых сетей в ппу изоляции

Прокладка тепловых сетей, как и прокладка любого трубопровода, требует предварительного изучения состава и проведения анализа грунта. На основе этого планируются подготовительные работы.

Сооружение и прокладка тепловых сетей является довольно сложным и ответственным технологическим процессом, который под силу только таким специализированным компаниям, как ПСК «СТРОИТЕЛЬ». Процесс планирования начинается с изучения схемы других существующих инженерных коммуникаций, которые находятся в непосредственной близости от места строительства. При устройстве такой системы, как тепловые сети, прокладка трубопроводов для теплоносителей может осуществляться параллельно другим инженерным постройками или находиться выше их уровня. В то же время, учитывая экономические требования, строительство таких коммуникаций производится по кратчайшему направлению и с минимальным количеством дополнительных строений.

Учитывая способ монтажа, теплосети могут быть надземными или подземными. Надземная прокладка трубопроводов предполагает их расположение на специальных конструкциях выше уровня земли. Такой способ находит широкое применение при строительстве на промышленных территориях, а также за чертой населенных пунктов. Данный способ обычно рекомендуется в случае высокого уровня грунтовых вод.

Способ подземной прокладки подразумевает несколько вариантов расположения трубопроводов. А именно:

  • в каналах проходных;
  • в каналах непроходных или полупроходных;
  • прокладка без использования каналов.

Наиболее совершенным способом можно считать вариант с использованием проходных каналов. С экономической стороны такой способ не из дешевых, поэтому применяется при прокладке теплосетей совместно с другими видами коммуникаций. Если температура воздуха в каналах теплотрасс превышает 50 градусов, тогда должна предусматриваться естественная или механическая вентиляция. Технологией предусмотрено размещение вытяжных шахт на расстоянии 100 м, а приточные располагаются между ними.

Использование полупроходных каналов при укладке тепловых магистралей вызвано необходимостью их усиления при пересечении с транспортными артериями или зданиями. В большинстве случаев теплотрассы прокладываются в непроходных каналах либо бесканальным способом. В качестве основания непроходного канала служит специальный железобетонный лоток с бортами, в который и укладываются тепловые трубопроводы. Сверху эти лотки могут накрываться плитами перекрытия либо такими же изделиями, уложенными сверху и соединенными при помощи двутавровых балок.

На протяжении всей тепловой трассы устраиваются колодцы и специальные камеры, в которых устанавливается следующее оборудование:

  • измерительные приборы; запорная арматура;
  • сальниковые компенсаторы;
  • другие дополнительные элементы.

Трубы для транспортировки теплоносителя прокладываются на скользящих опорах. Выбор расстояния между такими опорами определяется диаметром самих труб. При этом такие опоры для подающих и обратных трубопроводов устанавливаются в разбежку.

Сегодня широко популярна прокладка тепловых сетей в ППУ изоляции – технология бесканальной подземной постройки трубопроводов. Это стало возможным благодаря появлению на рынке трубопроводов со специальной теплоизоляцией из ППУ в оболочке из плотного полиэтилена. Наша компания выпускает блоки теплопроводов различных диаметров, а также осуществляет прокладку тепловых сетей в ппу изоляции любой сложности, гарантируя качество производимых работ.

Способ прокладки теплопроводов без использования специальных каналов является наиболее дешевым и краткосрочным вариантом. Использование такой технологии позволяет уменьшить расходы на 30–40% по сравнению с традиционными способами прокладки тепловых трасс. Это связано с технологическими особенностями укладки трубопроводов. На практике, отдельные блоки специально изолированных трубопроводов, которые изготавливаются на заводе, укладываются при помощи автокрана в специальную траншею. Между собой такие модули соединяются обычным сварочным способом.

Из общего количества теплотрасс более 80% проложены с применением непроходных каналов, а 4% составляют трубопроводы в тоннелях и каналах проходных. Развивающаяся бесканальная технология обеспечила уже 6% функционирующих тепловых систем. По техническим нормам средний срок службы теплопроводов должен быть не менее 20 лет. Фактически такие показатели вдвое меньше нормативных сроков. Вызван такой факт наружной коррозией, которая может возникать по следующим причинам:

  • отсутствие или некачественное нанесение антикоррозионного покрытия;
  • плохое качество или состояние покровных слоев;
  • затопление каналов вследствие плохой герметичности конструкций.

Новые технологии изготовления трубопроводов, которые имеют высокую степень защиты от внешних факторов, могут обеспечить эффективность, надежность и более длительный рабочий ресурс прокладываемых тепловых сетей. Большое значение также имеет вопрос стоимости материалов и технологических затрат.

Этапы прокладки теплотрасс

Строительство тепловых сетей предполагает соблюдение последовательности основных технологических этапов:

  • Составление проекта тепловой сети.
  • Изучение состояния грунта.
  • Внесение изменений в проектную часть после анализа грунта.
  • Разработка траншей и вспомогательных сооружений.
  • Прокладка тепловых сетей и установка оборудования.
  • Пусконаладочные и опрессовочные работы.
  • Гарантийное сервисное обслуживание.

На каждом этапе строительства таких коммуникаций осуществляется согласование производимых работ с представителями соответствующих разрешительных и контролирующих организаций. Такие требования обусловлены масштабностью строительства и использованием подрядчиком работ земельных ресурсов. Также согласования касаются вопросов сопряжения с уже существующими инженерными коммуникациями.

Преимущества наших тепло сетей

Профильная компания ПСК «СТРОИТЕЛЬ» за все время работы на отечественном рынке зарекомендовала себя с положительной стороны. Прокладка тепловой сети в СПб и других крупных городах сделала компанию «СТРОИТЕЛЬ» достаточно известной. Основные преимущества ПСК «СТРОИТЕЛЬ» видны с первого дня обращения и наблюдаются на протяжении всего сотрудничества с компанией. А именно:

  • уважительное отношение к заказчикам и партнерам;
  • серьезный и деловой подход ко всем вопросам;
  • оперативность в практических действиях;
  • использование в работе материалов только высокого качества;
  • комплексное выполнение всех строительных работ любой сложности;
  • сжатые сроки выполнения всех работ;
  • гарантийное и эксплуатационное обслуживание строительных объектов;
  • привлекательные цены.

Все строительные работы, которые осуществляют наши специалисты, имеют полное соответствие с существующими нормами. ПСК «СТРОИТЕЛЬ» имеет среди множества своих заказчиков, как крупные компании, так и представителей частных лиц.

прокладка тепловых сетей

Инженерные коммуникации объединяют под собой системы отопления, водоснабжения, канализации и т.п. Прокладка инженерных коммуникаций должна отвечать всем предъявляемым к системам подобного рода современным требованиям. Как и прокладка любого трубопровода, прокладка тепловых сетей требует предварительного анализа грунта, планирования способа прокладки и других подготовительных работ.

Современное городское хозяйство и промышленность немыслимы без теплотрасс. Тепловые сети представляют собой систему трубопровода, которая служит при централизованном теплоснабжении для переноса и распределения горячей воды или пара. Прокладка и строительство теплотрасс представляет собой весьма сложный и ответственный технологический процесс. Прежде, чем производить прокладку тепловых сетей, необходимо знать схему инженерных сетей и коммуникаций, находящихся вблизи от места строительства, в том числе возможное залегание высоковольтных кабелей. Прокладка трубопроводов тепловых сетей должна предусматриваться в одном ряду или над другими инженерными сетями, при этом в любом строительстве желательно проводить по кратчайшему направлению и при минимальном количестве дополнительных сооружений, но с учётом предъявляемых к этому требований. Так, выбор трассы, по которой планируется прокладка тепловых сетей, должен производится с соблюдением СниП 1.02.01-85 и СниП II-89-80.

Глубина заложения труб ППУ при прокладке тепловых сетей должна вестись с учетом разности плотности стальной трубы ППУ и теплоизоляционного слоя пенополиуретана, а также норм теплоотдачи и нормативно допустимых тепловых потерь.

Разработку траншей для бесканальной прокладки при прокладке тепловых сетей следует выполнять механическим способом с соблюдением требований СНиП 3.02.01 — 87 «Земляные сооружения. Основания и фундаменты» и дополнительных требований «Правила производства земляных работ в г. Москве» (для г. Москвы).

Минимальную глубину заложения труб ППУ в полиэтиленовой оболочке при прокладке тепловых сетей в земле следует принимать не менее 0,5 м вне пределов проезжей части и 0,7 м — в пределах проезжей части, считая до верха теплоизоляции.

Максимальную глубину заложения теплоизолированных труб при монтаже трубопроводов в ППУ изоляции при прокладке тепловых сетей следует определять расчетом с учетом устойчивости слоя ППУ на действие статической нагрузки.

Примечание. При необходимости контрольных расчетов глубин заложения теплопроводов с изоляцией ППУ в полиэтиленовой оболочке для конкретных условий прокладки расчетное сопротивление пенополиуретана следует принимать 0,1 МПа, полиэтиленовой оболочки — 1,6 МПа.

При необходимости подземной прокладки теплопроводов с теплоизоляцией ППУ в полиэтиленовой оболочке на глубине более допустимой их следует прокладывать в каналах (тоннелях). При прокладке тепловых сетей под проезжей частью, железнодорожным полотном и другими объектами, пролегаемыми над трубой ППУ, трубы в ППУ изоляции изготавливаются с усилением (накладные кольца из полиэтилена по всей длине оболочки) и прокладываются в стальном футляре (трубе), защищающем трубу с тепловой изоляцией от внешних механических воздействий.

Прокладка теплотрассы требования

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Дата введения 1986-07-01

РАЗРАБОТАНЫ институтом Оргэнергострой Минэнерго СССР (Л. Я. Мукомель — руководитель темы; канд. техн. наук С. С. Якобсон).

ВНЕСЕНЫ Минэнерго СССР.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главтехнормированием Госстроя СССР (Н. А. Шишов).

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 31 октября 1985 г. № 178.

С введением в действие СНиП 3.05.03-85 «Тепловые сети» утрачивает силу СНиП III-30-74 Водоснабжение, канализация и теплоснабжение. Наружные сети и сооружения».

СОГЛАСОВАНЫ с Госгортехнадзором СССР 15 апреля 1985 г.

Настоящие правила распространяются на строительство новых, расширение и реконструкцию действующих тепловых сетей,

транспортирующих горячую воду температурой t

(25 кгс/кв.см) и пар температурой t

200 град.С и давлением

440 град.С и давлением

(64 кгс/кв.см) от источника тепловой энергии до потребителей тепла (зданий, сооружений).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При строительстве новых, расширении и реконструкции действующих тепловых сетей кроме требований рабочих чертежей, проектов производства работ (ППР) и настоящих правил следует соблюдать также требования СНиП 3.01.01-85, СНиП 3.01.03-84, СНиП III-4-80 и стандартов.

1.2. Работы по изготовлению и монтажу трубопроводов, на которые распространяются требования Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды Госгортехнадзора СССР (в дальнейшем Правила Госгортехнадзора СССР), необходимо производить в соответствии с указанными Правилами и требованиями настоящих норм и правил.

1.3. Законченные строительством тепловые сети следует принимать в эксплуатацию в соответствии с требованиями СНиП III-3-81.

2. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

2.1. Земляные работы и работы по устройству оснований необходимо выполнять в соответствии с требованиями СНиП III-8-76, СНиП 3.02.01-83, СН 536-81 и настоящего раздела.

2.2. Наименьшая ширина дна траншеи при бесканальной прокладке труб должна быть равной расстоянию между наружными боковыми гранями изоляции крайних трубопроводов тепловых сетей (попутного дренажа) с добавлением на каждую сторону для трубопроводов условным диаметром

до 250 мм — 0,30 м, свыше 250 до 500 мм — 0,40 м, свыше 500 до 1000 мм — 0,50 м;

ширину приямков в траншее для сварки и изоляции стыков труб при бесканальной прокладке трубопроводов следует принимать равной расстоянию между наружными боковыми гранями изоляции крайних трубопроводов с добавлением 0,6 м на каждую сторону, длину приямков — 1,0 м и глубину от нижней грани изоляции трубопроводов — 0,7 м, если другие требования не обоснованы рабочими чертежами.

2.3. Наименьшая ширина дна траншеи при канальной прокладке тепловых сетей должна быть равной ширине канала с учетом опалубки (на монолитных участках), гидроизоляции, попутного дренажа и водоотливных устройств, конструкции крепления траншеи с добавлением 0,2 м. При этом ширина траншеи должна быть не менее 1,0 м.

При необходимости работы людей между наружными гранями конструкции канала и стенками или откосами траншеи ширина между наружными гранями конструкции канала и стенками или откосами траншеи в свету должна быть не менее: 0,70 м — для траншей с вертикальными стенками и 0,30 м — для траншей с откосами.

2.4. Обратную засыпку траншей при бесканальной и канальной прокладке трубопроводов следует выполнять после проведения предварительных испытаний трубопроводов на прочность и герметичность, полного выполнения изоляционных и строительно-монтажных работ.

Обратную засыпку необходимо производить в указанной технологической последовательности:

подбивка пазух между трубопроводами бесканальной прокладки и основанием;

одновременная равномерная засыпка пазух между стенками траншеи и трубопроводов при бесканальной прокладке, а также между стенками траншеи и канала, камеры при канальной прокладке на высоту не менее 0,20 м над трубопроводами, каналами, камерами;

засыпка траншеи до проектных отметок.

Обратную засыпку траншей (котлованов), на которые не передаются дополнительные внешние нагрузки (кроме собственного веса грунта), а также траншей (котлованов) на участках пересечения с существующими подземными коммуникациями, улицами, дорогами, проездами, площадями и другими сооружениями населенных пунктов и промышленных площадок следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП III-8-76.

2.5. После отключения устройств временного водопонижения каналы и камеры должны быть визуально освидетельствованы на отсутствие в них грунтовых вод.

3. СООРУЖЕНИЯ И МОНТАЖ

3.1. Производство работ по сооружению и монтажу строительных конструкций следует выполнять в соответствии с требованиями настоящего раздела и требованиями:

Читайте так же:  Образец искового заявления об отмене приказа о дисциплинарном взыскании

СНиП III-15-76 — при сооружении монолитных бетонных и железобетонных конструкций фундаментов, опор под трубопроводы, камер и других конструкций, а также при замоноличивании стыков;

СНиП III-16-80 — при монтаже сборных бетонных и железобетонных конструкций;

СНиП III-18-75 — при монтаже металлических конструкций опор, пролетных строений под трубопроводы и других конструкций;

СНиП III-20-74 — при гидроизоляции каналов (камер) и других строительных конструкций (сооружений);

СНиП III-23-76 — при защите строительных конструкций от коррозии.

3.2. Наружные поверхности поставляемых на трассу элементов каналов и камер должны быть покрыты обмазочным покрытием или оклеечной гидроизоляцией в соответствии с рабочими чертежами.

Установку элементов каналов (камер) в проектное положение следует выполнять в технологической последовательности, увязанной с проектом производства работ по монтажу и предварительному испытанию трубопроводов на прочность и герметичность.

Опорные подушки под скользящие опоры трубопроводов должны устанавливаться на расстояниях, предусмотренных в СНиП II-Г. 10-73* (II-36-73*).

3.3. Монолитные неподвижные щитовые опоры необходимо выполнять после монтажа трубопроводов на участке щитовой опоры.

3.4. В местах ввода трубопроводов бесканальной прокладки в каналы, камеры и здания (сооружения) футляры проходных сальников необходимо надевать на трубы во время их монтажа.

На вводах трубопроводов подземной прокладки в здания должны быть выполнены (в соответствии с рабочими чертежами) устройства, предотвращающие проникание газа в здания.

3.5. До установки верхних лотков (плит) каналы должны быть очищены от грунта, мусора и снега.

3.6. Отклонение уклонов дна канала тепловой сети и дренажных трубопроводов от проектного допускается на величину +/- 0,0005, при этом фактический уклон должен быть не менее минимально допустимого по СНиП II-Г.10-73* (II-36-73*) .

Отклонение параметров установки других строительных конструкций от проектных должно соответствовать требованиям СНиП III-15-76, СНиП III-16-80 и СНиП III-18-75.

3.7. Проектом организации строительства и проектом производства работ должно быть предусмотрено опережающее строительство дренажных насосных и устройств по выпуску воды в соответствии с рабочими чертежами.

3.8. До укладки в траншею дренажные трубы должны быть осмотрены и очищены от грунта и мусора.

3.9. Послойную фильтрующую обсыпку дренажных трубопроводов (кроме трубофильтров) гравием и песком необходимо выполнять с использованием инвентарных разделительных форм.

3.10. Прямолинейность участков дренажных трубопроводов между смежными колодцами следует проверять осмотром «на свет» с помощью зеркала до и после засыпки траншеи. Отраженная в зеркале окружность трубы должна иметь правильную форму. Допустимая величина отклонения от окружности по горизонтали должна быть не более 0,25 диаметра трубы, но не более 50 мм в каждую сторону.

Отклонение от правильной формы окружности по вертикали не допускается.

4. МОНТАЖ ТРУБОПРОВОДОВ

4.1. Монтаж трубопроводов должен быть выполнен специализированными монтажными организациями, при этом технология монтажа должна обеспечивать высокую эксплуатационную надежность работы трубопроводов.

4.2. Детали, элементы трубопроводов (компенсаторы, грязевики, изолированные трубы, а также узлы трубопроводов и другие изделия) должны быть изготовлены централизованно (в заводских условиях, цехах, мастерских) в соответствии со стандартами, техническими условиями и проектной документацией.

4.3. Укладку трубопроводов в траншею, канал или на надземные конструкции следует производить по технологии, предусмотренной проектом производства работ и исключающей возникновение остаточных деформаций в трубопроводах, нарушение целостности противокоррозионного покрытия и тепловой изоляции путем применения соответствующих монтажных приспособлений, правильной расстановки одновременно работающих грузоподъемных машин и механизмов.

Конструкция крепления монтажных приспособлений к трубам должна обеспечивать сохранность покрытия и изоляции трубопроводов.

4.4. Прокладку трубопроводов в пределах щитовой опоры необходимо выполнять с применением труб максимальной поставочной длины. При этом сварные поперечные швы трубопроводов должны быть, как правило, расположены симметрично относительно щитовой опоры.

4.5. Укладку труб диаметром свыше 100 мм с продольным или спиральным швом следует производить со смещением этих швов не менее чем на 100 мм. При укладке труб диаметром менее 100 мм смещение швов должно быть не менее трехкратной толщины стенки трубы.

Продольные швы должны находиться в пределах верхней половины окружности укладываемых труб.

Крутоизогнутые и штампованные отводы трубопроводов разрешается сваривать между собой без прямого участка.

Приварка патрубков и отводов в сварные стыки и гнутые элементы не допускается.

4.6. При монтаже трубопроводов подвижные опоры и подвески должны быть смещены относительно проектного положения на расстояние, указанное в рабочих чертежах, в сторону, обратную перемещению трубопровода в рабочем состоянии.

При отсутствии данных в рабочих чертежах подвижные опоры и подвески горизонтальных трубопроводов должны быть смещены с учетом поправки на температуру наружного воздуха при монтаже на следующие величины:

скользящие опоры и элементы крепления подвесок к трубе — на половину теплового удлинения трубопровода в месте крепления;

катки катковых опор — на четверть теплового удлинения.

4.7. Пружинные подвески при монтаже трубопроводов необходимо затягивать в соответствии с рабочими чертежами.

Во время выполнения гидравлических испытаний паропроводов диаметром 400 мм и более следует устанавливать в пружинных подвесках разгружающее устройство.

4.8. Трубопроводную арматуру надлежит монтировать в закрытом состоянии. Фланцевые и приварные соединения арматуры должны быть выполнены без натяга трубопроводов.

Отклонение от перпендикулярности плоскости фланца, приваренного к трубе, по отношению к оси трубы не должно превышать 1 % наружного диаметра фланца, но быть не более 2 мм по верху фланца.

4.9. Сильфонные (волнистые) и сальниковые компенсаторы следует монтировать в собранном виде.

При подземной прокладке тепловых сетей установка компенсаторов в проектное положение допускается только после выполнения предварительных испытаний трубопроводов на прочность и герметичность, обратной засыпки трубопроводов бесканальной прокладки, каналов, камер и щитовых опор.

4.10. Осевые сильфонные и сальниковые компенсаторы следует устанавливать на трубопроводы без перелома осей компенсаторов и осей трубопроводов.

Допускаемые отклонения от проектного положения присоединительных патрубков компенсаторов при их установке и сварке должны быть не более указанных в технических условиях на изготовление и поставку компенсаторов.

4.11. При монтаже сильфонных компенсаторов не разрешаются их скручивание относительно продольной оси и провисание под действием собственного веса и веса примыкающих трубопроводов. Строповку компенсаторов следует производить только за патрубки.

4.12. Монтажная длина сильфонных и сальниковых компенсаторов должна быть принята по рабочим чертежам с учетом поправки на температуру наружного воздуха при монтаже.

Растяжку компенсаторов до монтажной длины следует производить с помощью приспособлений, предусмотренных конструкцией компенсаторов, или натяжными монтажными устройствами.

4.13. Растяжку П-образного компенсатора следует выполнять после окончания монтажа трубопровода, контроля качества сварных стыков (кроме замыкающих стыков, используемых для натяжения) и закрепления конструкций неподвижных опор.

Растяжка компенсатора должна быть произведена на величину, указанную в рабочих чертежах, с учетом поправки на температуру наружного воздуха при сварке замыкающих стыков.

Растяжку компенсатора необходимо выполнять одновременно с двух сторон на стыках, расположенных на расстоянии не менее 20 и не более 40 диаметров трубопровода от оси симметрии компенсатора, с помощью стяжных устройств, если другие требования не обоснованы проектом.

На участке трубопровода между стыками, используемыми для растяжки компенсатора, не следует производить предварительное смещение опор и подвесок по сравнению с проектом (рабочим проектом).

4.14. Непосредственно перед сборкой и сваркой труб необходимо произвести визуальный осмотр каждого участка на отсутствие в трубопроводе посторонних предметов и мусора.

4.15. Отклонение уклона трубопроводов от проектного допускается на величину +/- 0,0005. При этом фактический уклон должен быть не менее минимально допустимого по СНиП II-Г.10-73* (II-36-73*) .

Подвижные опоры трубопроводов должны прилегать к опорным поверхностям конструкций без зазора и перекоса.

4.16. При выполнении монтажных работ подлежат приемке с составлением актов освидетельствования по форме, приведенной в СНиП 3.01.01-85, следующие виды скрытых работ: подготовка поверхности труб и сварных стыков под противокоррозионное покрытие; выполнение противокоррозионного покрытия труб и сварных стыков.

О проведении растяжки компенсаторов следует составить акт по форме, приведенной в обязательном приложении 1.

4.17. Защита тепловых сетей от электрохимической коррозии должна быть выполнена в соответствии с Инструкцией по защите тепловых сетей от электрохимической коррозии, утвержденной Минэнерго СССР и Минжилкомхозом РСФСР и согласованной с Госстроем СССР.

5. СБОРКА, СВАРКА И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

5.1. К прихватке и сварке трубопроводов допускаются сварщики при наличии документов на право производства сварочных работ в соответствии с Правилами аттестации сварщиков, утвержденными Госгортехнадзором СССР.

5.2. Перед допуском к работе по сварке стыков трубопроводов сварщик должен сварить допускной стык в производственных условиях в следующих случаях:

при перерыве в работе более 6 мес;

при сварке трубопроводов с изменением группы стали, сварочных материалов, технологии или сварочного оборудования.

На трубах диаметром 529 мм и более разрешается сваривать половину периметра допускного стыка; при этом, если допускной стык является вертикальным неповоротным, сварке должны подвергаться потолочные и вертикальные участки шва.

Допускной стык должен быть однотипным с производственным (определение однотипного стыка приведено в Правилах аттестации сварщиков Госгортехнадзора СССР).

Допускной стык подвергается тем видам контроля, которым подвергаются производственные сварные соединения в соответствии с требованиями настоящего раздела.

5.3. Сварщик обязан выбивать или наплавлять клеймо на расстоянии 30-50 мм от стыка со стороны, доступной для осмотра.

5.4. Перед сборкой и сваркой необходимо удалить торцевые заглушки, зачистить до чистого металла кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб на ширину не менее 10 мм.

5.5. Способы сварки, а также типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений стальных трубопроводов должны соответствовать ГОСТ 16037-80.

5.6. Стыки трубопроводов диаметром 920 мм и более, свариваемые без остающегося подкладного кольца, должны быть выполнены с подваркой корня шва внутри трубы. При выполнении сварки внутри трубопровода ответственному исполнителю должен быть выдан наряд-допуск на производство работ повышенной опасности. Порядок выдачи и форма наряда-допуска должны соответствовать требованиям СНиП III-4-80.

5.7. При сборке и сварке стыков труб без подкладного кольца смещение кромок внутри трубы не должно превышать:

для трубопроводов, на которые распространяются требования Правил Госгортехнадзора СССР, — в соответствии с этими требованиями;

для других трубопроводов — 20% толщины стенки трубы, но не более 3 мм.

В стыках труб, собираемых и свариваемых на остающемся подкладном кольце, зазор между кольцом и внутренней поверхностью трубы не должен превышать 1 мм.

5.8. Сборку стыков труб под сварку следует производить с помощью монтажных центровочных приспособлений.

Правка плавных вмятин на концах труб для трубопроводов, на которые не распространяются требования Правил Госгортехнадзора СССР, допускается, если их глубина не превышает 3,5 % диаметра трубы. Участки труб с вмятинами большей глубины или имеющие надрывы следует вырезать. Концы труб с забоинами или задирами фасок глубиной от 5 до 10 мм следует обрезать или исправлять наплавкой.

5.9. При сборке стыка с помощью прихваток число их должно быть для труб диаметром до 100 мм — 1 — 2, диаметром свыше 100 до 426 мм — 3 — 4. Для труб диаметром свыше 426 мм прихватки следует располагать через каждые 300-400 мм по окружности.

Прихватки должны быть расположены равномерно по периметру стыка. Протяженность одной прихватки для труб диаметром до 100 мм — 10 — 20 мм, диаметром свыше 100 до 426 мм — 20 — 40, диаметром свыше 426 мм — 30 — 40 мм. Высота прихватки должна быть при толщине стенки S до 10 мм — (0,6 — 0,7) S, но не менее 3 мм, при большей толщине стенки — 5 — 8 мм.

Применяемые для прихваток электроды или сварочная проволока должны быть тех же марок, что и для сварки основного шва.

5.10. Сварку трубопроводов, на которые не распространяются требования Правил Госгортехнадзора СССР, допускается производить без подогрева свариваемых стыков:

при температуре наружного воздуха до минус 20 град.С — при применении труб из углеродистой стали с содержанием углерода не более 0,24 % (независимо от толщины стенки труб), а также труб из низколегированной стали с толщиной стенки не более 10 мм;

при температуре наружного воздуха до минус 10 град.С — при применении труб из углеродистой стали с содержанием углерода свыше 0,24 %, а также труб из низколегированной стали с толщиной стенки свыше 10 мм.

При более низкой температуре наружного воздуха сварку следует производить в специальных кабинах, в которых температура воздуха в районе свариваемых стыков должна поддерживаться не ниже указанной.

Разрешается производить сварочные работы на открытом воздухе при подогреве свариваемых концов труб на длине не менее 200 мм от стыка до температуры не ниже 200 град.С. После окончания сварки должно быть обеспечено постепенное понижение температуры стыка и прилегающей к нему зоны труб путем укрывания их асбестовым полотном или применения другого способа.

Сварка (при отрицательной температуре) трубопроводов, на которые распространяются требования Правил Госгортехнадзора СССР, должна выполняться с соблюдением требований указанных Правил.

При дожде, ветре и снегопаде сварочные работы могут выполняться только при условии защиты сварщика и места сварки.

5.11. Сварку оцинкованных труб следует выполнять в соответствии со СНиП 3.05.01-85.

5.12. Перед сваркой трубопроводов каждая партия сварочных материалов (электродов, сварочной проволоки, флюсов, защитных газов) и труб должна быть подвергнута входному контролю:

на наличие сертификата с проверкой полноты приведенных в нем данных и их соответствия требованиям государственных стандартов или технических условий;

на наличие на каждом ящике или другой упаковке соответствующей этикетки или бирки с проверкой приведенных на ней данных;

на отсутствие повреждений (порчи) упаковки или самих материалов. При обнаружении повреждений вопрос о возможности применения этих сварочных материалов должен быть решен организацией, выполняющей сварку;

на технологические свойства электродов в соответствии с ГОСТ 9466-75 или ведомственными нормативными документами, утвержденными в соответствии со СНиП 1.01.02-83.

5.13. При наложении основного шва необходимо полностью перекрыть и переварить прихватки.

5.14. Контроль качества сварочных работ и сварных соединений трубопроводов следует выполнять путем:

проверки исправности сварочного оборудования и измерительных приборов, качества применяемых материалов;

операционного контроля в процессе сборки и сварки трубопроводов;

внешнего осмотра сварных соединений и измерений размеров швов;

проверки сплошности стыков неразрушающими методами контроля — радиографическим (рентгеновскими или гамма-лучами) или ультразвуковой дефектоскопией в соответствии с требованиями Правил Госгортехнадзора СССР, ГОСТ 7512-82, ГОСТ 14782-76 и других стандартов, утвержденных в установленном порядке. Для трубопроводов, на которые не распространяются Правила Госгортехнадзора СССР, допускается взамен радиографического или ультразвукового контроля применять магнитографический контроль;

механических испытаний и металлографических исследований контрольных сварных соединений трубопроводов, на которые распространяются требования Правил Госгортехнадзора СССР, в соответствии с этими Правилами;

испытаний на прочность и герметичность.

5.15. При операционном контроле качества сварных соединений стальных трубопроводов надлежит проверить соответствие стандартам конструктивных элементов и размеров сварных соединений (притупление и зачистку кромок, величину зазоров между кромками, ширину и усиление сварного шва), а также технологию и режим сварки, качество сварочных материалов, прихваток и сварного шва.

5.16. Все сварные стыки подлежат внешнему осмотру и измерению.

Стыки трубопроводов, сваренные без подкладного кольца с подваркой корня шва, подвергаются внешнему осмотру и измерению размеров шва снаружи и внутри трубы, в остальных случаях — только снаружи. Перед осмотром сварной шов и прилегающие к нему поверхности труб должны быть очищены от шлака, брызг расплавленного металла, окалины и других загрязнений на ширину не менее 20 мм (по обе стороны шва) .

Результаты внешнего осмотра и измерения размеров сварных соединений считаются удовлетворительными, если:

отсутствуют трещины любых размеров и направлений в шве и прилегающей зоне, а также подрезы, наплывы, прожоги, незаваренные кратеры и свищи;

размеры и количество объемных включений и западаний между валиками не превышают значений, приведенных в табл. 1;

размеры непровара, вогнутости и превышение проплава в корне шва стыковых соединений, выполненных без остающегося подкладного кольца (при возможности осмотра стыка изнутри трубы) не превышают значений, приведенных в табл. 2.

Стыки, не удовлетворяющие перечисленным требованиям, подлежат исправлению или удалению.

линейный размер дефекта, мм

число дефектов на любые 100 мм длины шва

Объемное включение округлой или удлиненной формы при номинальной толщине стенки свариваемых труб в стыковых соединениях или меньшем катете шва в угловых соединениях, мм:

Западание (углубление) между валиками и чешуйчатое строение поверхности шва при номинальной толщине стенки свариваемых труб в стыковых соединениях или при меньшем катете шва в угловых соединениях, мм:

Читайте так же:  Срок действия ипотечной программы с господдержкой

Правила Госгортехнадзора СССР

Максимально допустимая высота (глубина) , % номинальной толщины стенки

Максимально допустимая суммарная длина по периметру стыка

Вогнутость и непровар в корне шва

10, но не более 2 мм

20, но не более 2 мм

Вогнутость, превышение проплава и непровар в корне шва

5.17. Проверке сплошности неразрушающими методами контроля подвергаются сварные соединения:

трубопроводов, на которые распространяются требования Правил Госгортехнадзора СССР, наружным диаметром до 465 мм — в объеме, предусмотренном этими Правилами, диаметром свыше 465 до 900 мм в объеме не менее 10% (но не менее четырех стыков), диаметром свыше 900 мм — в объеме не менее 15% (но не менее четырех стыков) общего числа однотипных стыков, выполненных каждым сварщиком;

трубопроводов, на которые не распространяются требования Правил Госгортехнадзора СССР, наружным диаметром до 465 мм в объеме не менее 3% (но не менее двух стыков), диаметром свыше 465 мм — в объеме 6% (но не менее трех стыков) общего числа однотипных стыков, выполненных каждым сварщиком; в случае проверки сплошности сварных соединений с помощью магнитографического контроля 10% общего числа стыков, подвергнутых контролю, должно быть проверено, кроме того, радиографическим методом.

5.18. Неразрушающим методам контроля следует подвергать 100% сварных соединений трубопроводов тепловых сетей, прокладываемых в непроходных каналах под проезжей частью дорог, в футлярах, тоннелях или технических коридорах совместно с другими инженерными коммуникациями, а также при пересечениях:

железных дорог и трамвайных путей — на расстоянии не менее 4 м, электрифицированных железных дорог — не менее 11 м от оси крайнего пути;

железных дорог общей сети — на расстоянии не менее 3 м от ближайшего сооружения земляного полотна;

автодорог — на расстоянии не менее 2 м от края проезжей части, укрепленной полосы обочины или подошвы насыпи;

метрополитена — на расстоянии не менее 8 м от сооружений;

кабелей силовых, контрольных и связи — на расстоянии не менее 2 м;

газопроводов — на расстоянии не менее 4 м;

магистральных газопроводов и нефтепроводов — на расстоянии не менее 9 м;

зданий и сооружений — на расстоянии не менее 5 м от стен и фундаментов.

5.19. Сварные швы следует браковать, если при проверке неразрушающими методами контроля обнаружены трещины, незаваренные кратеры, прожоги, свищи, а также непровары в корне шва, выполненного на подкладном кольце.

5.20. При проверке радиографическим методом сварных швов трубопроводов, на которые распространяются требования Правил Госгортехнадзора СССР, допустимыми дефектами считаются поры и включения, размеры которых не превышают значений, указанных в табл. 3.

Предельно допустимые размеры

пор и включений, мм

ний на любые 100 мм шва, мм

Высота (глубина) непровара, вогнутости и превышения проплава в корне шва соединения, выполненного односторонней сваркой без подкладного кольца, не должны превышать значений, указанных в табл. 2.

Допустимыми дефектами сварных швов по результатам ультразвукового контроля считаются дефекты, измеряемые характеристики, число которых не превышает указанных в табл. 4.

Номинальная толщина стенки

Число дефектов на любые 100 мм шва

углового отражателя («зарубки»),

длина отдельного дефекта, мм

крупных и мелких суммарно

Примечания: 1. Крупным считается дефект, условная протяженность которого превышает 5,0 мм при толщине стенки до 5,5 мм и 10 мм при толщине стенки свыше 5,5 мм. Если условная протяженность дефекта не превышает указанных значений, он считается мелким.

2. При электродуговой сварке без подкладного кольца при одностороннем доступе к шву допускается суммарная условная протяженность дефектов, расположенных в корне шва, до 1/3 периметра трубы.

3. Уровень амплитуды эхо-сигнала от измеряемого дефекта не должен превышать уровень амплитуды эхо-сигнала от соответствующего искусственного углового отражателя («зарубки») или эквивалентного сегментного отражателя.

5.21. Для трубопроводов, на которые не распространяются требования Правил Госгортехнадзора СССР, допустимыми дефектами при радиографическом методе контроля считаются поры и включения, размеры которых не превышают максимально допустимых по ГОСТ 23055-78 для сварных соединений 7-го класса, а также непровары, вогнутость и превышение проплава в корне шва, выполненного односторонней электродуговой сваркой без подкладного кольца, высота (глубина) которых не должна превышать значений, указанных в табл. 2.

5.22. При выявлении неразрушающими методами контроля недопустимых дефектов в сварных швах трубопроводов, на которые распространяются требования Правил Госгортехнадзора СССР, должен проводиться повторный контроль качества швов, установленный этими Правилами, а в сварных швах трубопроводов, на которые не распространяются требования Правил, — в удвоенном числе стыков по сравнению с указанным в п. 5.17.

В случае выявления недопустимых дефектов при повторном контроле должны быть проконтролированы все стыки, выполненные данным сварщиком.

5.23. Исправлению путем местной выборки и последующей подварки (без повторной сварки всего соединения) подлежат участки сварного шва с недопустимыми дефектами, если размеры выборки после удаления дефектного участка не превышают значений, указанных в табл. 5.

Сварные стыки, в швах которых для исправления дефектного участка требуется произвести выборку размерами более допускаемых по табл. 5, должны быть полностью удалены.

% номинальной толщины стенки свариваемых труб

(расчетной высоты сечения шва)

% номинального наружного периметра трубы (патрубка)

Примечание. При исправлении в одном соединении нескольких участков их суммарная протяженность может превышать указанную в табл. 5 не более чем в 1,5 раза при тех же нормах по глубине.

5.24. Подрезы следует исправлять наплавкой ниточных валиков шириной не более 2,0 — 3,0 мм. Трещины необходимо засверливать по концам, вырубать, тщательно зачищать и заваривать в несколько слоев.

5.25. Все исправленные участки сварных стыков должны быть проверены внешним осмотром, радиографической или ультразвуковой дефектоскопией.

5.26. На исполнительном чертеже трубопровода, составленном в соответствии со СНиП 3.01.03-84, следует указывать расстояния между сварными соединениями, а также от колодцев, камер и абонентских вводов до ближайших сварных соединений.

6. ТЕПЛОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ

6.1. Монтаж теплоизоляционных конструкций и защитных покрытий необходимо производить в соответствии с требованиями СНиП III-20-74 и настоящего раздела.

6.2. Сварные и фланцевые соединения не должны быть изолированы на ширину 150 мм по обе стороны соединений до выполнения испытаний трубопроводов на прочность и герметичность.

6.3. Возможность производства изоляционных работ на трубопроводах, подлежащих регистрации в соответствии с Правилами Госгортехнадзора СССР, до выполнения испытаний на прочность и герметичность необходимо согласовать с местным органом Госгортехнадзора СССР.

6.4. При выполнении заливной и засыпной изоляции при бесканальной прокладке трубопроводов в проекте производства работ необходимо предусматривать временные устройства, предотвращающие всплытие трубопровода, а также попадание в изоляцию грунта.

7. ПЕРЕХОДЫ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ

ЧЕРЕЗ ПРОЕЗДЫ И ДОРОГИ

7.1. Производство работ при подземном (надземном) пересечении тепловыми сетями железнодорожных и трамвайных путей, автодорог, городских проездов следует выполнять в соответствии с требованиями настоящих правил, а также СНиП III-8-76.

7.2. При проколе, продавливании, горизонтальном бурении или других способах бестраншейной прокладки футляров сборку и прихватку звеньев (труб) футляра необходимо выполнять с помощью центратора. Торцы свариваемых звеньев (труб) должны быть перпендикулярны их осям. Переломы осей звеньев (труб) футляров не допускаются.

7.3. Армированное торкрет-бетонное противокоррозионное покрытие футляров при их бестраншейной прокладке следует производить в соответствии с требованиями СНиП III-15-76.

7.4. Трубопроводы в пределах футляра следует выполнять из труб максимальной поставочной длины.

7.5. Отклонение оси футляров переходов от проектного положения для самотечных конденсатопроводов не должно превышать:

по вертикали — 0,6 % длины футляра при условии обеспечения проектного уклона конденсатопроводов;

по горизонтали — 1 % длины футляра.

Отклонение оси футляров переходов от проектного положения для остальных трубопроводов не должно превышать 1 % длины футляра.

8. ИСПЫТАНИЕ И ПРОМЫВКА

8.1. После завершения строительно-монтажных работ трубопроводы должны быть подвергнуты окончательным (приемочным) испытаниям на прочность и герметичность. Кроме того, конденсатопроводы и трубопроводы водяных тепловых сетей должны быть промыты, паропроводы — продуты паром, а трубопроводы водяных тепловых сетей при открытой системе теплоснабжения и сети горячего водоснабжения — промыты и продезинфицированы.

Трубопроводы, прокладываемые бесканально и в непроходных каналах, подлежат также предварительным испытаниям на прочность и герметичность в процессе производства строительно-монтажных работ.

8.2. Предварительные испытания трубопроводов следует производить до установки сальниковых (сильфонных) компенсаторов, секционирующих задвижек, закрывания каналов и обратной засыпки трубопроводов бесканальной прокладки и каналов.

Предварительные испытания трубопроводов на прочность и герметичность следует выполнять, как правило, гидравлическим способом.

При отрицательных температурах наружного воздуха и невозможности подогрева воды, а также при отсутствии воды допускается в соответствии с проектом производства работ выполнение предварительных испытаний пневматическим способом.

Не допускается выполнение пневматических испытаний надземных трубопроводов, а также трубопроводов, прокладываемых в одном канале (секции) или в одной траншее с действующими инженерными коммуникациями.

8.3. Трубопроводы водяных тепловых сетей следует испытывать давлением, равным 1,25 рабочего, но не менее 1,6 МПа (16 кгс/кв.см), паропроводы, конденсатопроводы и сети горячего водоснабжения — давлением, равным 1,25 рабочего, если другие требования не обоснованы проектом (рабочим проектом).

8.4. Перед выполнением испытаний на прочность и герметичность надлежит:

произвести контроль качества сварных стыков трубопроводов и исправление обнаруженных дефектов в соответствии с требованиями разд. 5;

отключить заглушками испытываемые трубопроводы от действующих и от первой запорной арматуры, установленной в здании (сооружении);

установить заглушки на концах испытываемых трубопроводов и вместо сальниковых (сильфонных) компенсаторов, секционирующих задвижек при предварительных испытаниях;

обеспечить на всем протяжении испытываемых трубопроводов доступ для их внешнего осмотра и осмотра сварных швов на время проведения испытаний;

открыть полностью арматуру и байпасные линии.

Использование запорной арматуры для отключения испытываемых трубопроводов не разрешается.

Одновременные предварительные испытания нескольких трубопроводов на прочность и герметичность допускается производить в случаях, обоснованных проектом производства работ.

8.5. Измерения давления при выполнении испытаний трубопроводов на прочность и герметичность следует производить по аттестованным в установленном порядке двум (один — контрольный) пружинным манометрам класса не ниже 1,5 с диаметром корпуса не менее 160 мм и шкалой с номинальным давлением 4/3 измеряемого.

8.6. Испытания трубопроводов на прочность и герметичность (плотность), их продувку, промывку, дезинфекцию необходимо производить по технологическим схемам (согласованным с эксплуатационными организациями) , регламентирующим технологию и технику безопасности проведения работ (в том числе границы охранных зон).

8.7. О результатах испытаний трубопроводов на прочность и герметичность, а также об их промывке (продувке) следует составить акты по формам, приведенным в обязательных приложениях 2 и 3.

8.8. Испытания трубопроводов следует выполнять с соблюдением следущих основных требований:

испытательное давление должно быть обеспечено в верхней точке (отметке) трубопроводов;

температура воды при испытаниях должна быть не ниже 5 град.С;

при отрицательной температуре наружного воздуха трубопровод необходимо заполнить водой температурой не выше 70 град.С и обеспечить возможность заполнения и опорожнения его в течение 1 ч;

при постепенном заполнении водой из трубопроводов должен быть полностью удален воздух;

испытательное давление должно быть выдержано в течение 10 мин и затем снижено до рабочего;

при рабочем давлении должен быть произведен осмотр трубопровода по всей его длине.

8.9. Результаты гидравлических испытаний на прочность и герметичность трубопровода считаются удовлетворительными, если во время их проведения не произошло падения давления, не обнаружены признаки разрыва, течи или запотевания в сварных швах, а также течи в основном металле, фланцевых соединениях, арматуре, компенсаторах и других элементах трубопроводов, отсутствуют признаки сдвига или деформации трубопроводов и неподвижных опор.

8.10. Выполнение пневматических испытаний следует производить для стальных трубопроводов с рабочим давлением не выше 1,6 МПа (16 кгс/кв.см) и температурой до 250 град.С, монтируемых из труб и деталей, испытанных на прочность и герметичность (плотность) заводами-изготовителями в соответствии с ГОСТ 3845-75 (при этом заводское испытательное давление для труб, арматуры, оборудования и других изделий и деталей трубопровода должно быть на 20% выше испытательного давления, принятого для смонтированного трубопровода).

Установка чугунной арматуры (кроме вентилей из ковкого чугуна) на время испытаний не допускается.

8.11. Заполнение трубопровода воздухом и подъем давления следует производить плавно со скоростью не более 0,3 МПа (3 кгс/кв.см) в 1 ч. Визуальный осмотр трассы [вход в охранную (опасную) зону, но без спуска в траншею] допускается при величине давления, равной 0,3 испытательного, но не более 0,3 МПа (3 кгс/кв.см).

На период осмотра трассы подъем давления должен быть прекращен.

При достижении величины испытательного давления трубопровод должен быть выдержан для выравнивания температуры воздуха по длине трубопровода. После выравнивания температуры воздуха испытательное давление выдерживается 30 мин и затем плавно снижается до 0,3 МПа (3 кгс/кв.см), но не выше величины рабочего давления теплоносителя; при этом давлении производится осмотр трубопроводов с отметкой дефектных мест.

Места утечки определяются по звуку просачивающегося воздуха, по пузырям при покрытии сварных стыков и других мест мыльной эмульсией и применением других методов.

Дефекты устраняются только при снижении избыточного давления до нуля и отключении компрессора.

8.12. Результаты предварительных пневматических испытаний считаются удовлетворительными, если во время их проведения не произошло падения давления по манометру, не обнаружены дефекты в сварных швах, фланцевых соединениях, трубах, оборудовании и других элементах и изделиях трубопровода, отсутствуют признаки сдвига или деформации трубопровода и неподвижных опор.

8.13. Трубопроводы водяных сетей в закрытых системах теплоснабжения и конденсатопроводы должны быть, как правило, подвергнуты гидропневматической промывке.

Допускается гидравлическая промывка с повторным использованием промывочной воды путем пропуска ее через временные грязевики, устанавливаемые по ходу движения воды на концах подающего и обратного трубопроводов.

Промывка, как правило, должна производиться технической водой. Допускается промывка хозяйственно-питьевой водой с обоснованием в проекте производства работ.

8.14. Трубопроводы водяных сетей открытых систем теплоснабжения и сетей горячего водоснабжения необходимо промывать гидропневматическим способом водой питьевого качества до полного осветления промывочной воды. По окончании промывки трубопроводы должны быть продезинфицированы путем их заполнения водой с содержанием активного хлора в дозе 75-100 мг/л при времени контакта не менее 6 ч. Трубопроводы диаметром до 200 мм и протяженностью до 1 км разрешается, по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы, хлорированию не подвергать и ограничиться промывкой водой, соответствующей требованиям ГОСТ 2874-82.

После промывки результаты лабораторного анализа проб промывной воды должны соответствовать требованиям ГОСТ 2874-82. О результатах промывки (дезинфекции) санитарно-эпидемиологической службой составляется заключение.

8.15. Давление в трубопроводе при промывке должно быть не выше рабочего. Давление воздуха при гидропневматической промывке не должно превышать рабочее давление теплоносителя и быть не выше 0,6 МПа (6 кгс/кв.см).

Скорости воды при гидравлической промывке должны быть не ниже расчетных скоростей теплоносителя, указанных в рабочих чертежах, а при гидропневматической — превышать расчетные не менее чем на 0,5 м/с.

8.16. Паропроводы должны быть продуты паром со сбросом в атмосферу через специально установленные продувочные патрубки с запорной арматурой. Для прогрева паропровода перед продувкой должны быть открыты все пусковые дренажи. Скорость прогрева должна обеспечивать отсутствие гидравлических ударов в трубопроводе.

Скорости пара при продувке каждого участка должны быть не менее рабочих скоростей при расчетных параметрах теплоносителя.

9. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9.1. При строительстве новых, расширении и реконструкции действующих тепловых сетей меры по охране окружающей среды следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85 и настоящего раздела.

9.2. Не разрешается без согласования с соответствующей службой: производить земляные работы на расстоянии менее 2 м до стволов деревьев и менее 1 м до кустарника; перемещение грузов на расстоянии менее 0,5 м до крон или стволов деревьев; складирование труб и других материалов на расстоянии менее 2 м до стволов деревьев без устройства вокруг них временных ограждающих (защитных) конструкций.

9.3. Промывку трубопроводов гидравлическим способом следует выполнять с повторным использованием воды. Опорожнение трубопроводов после промывки и дезинфекции следует производить в места, указанные в проекте производства работ и согласованные с соответствующими службами.

9.4. Территория строительной площадки после окончания строительно-монтажных работ должна быть очищена от мусора.

О ПРОВЕДЕНИИ РАСТЯЖКИ КОМПЕНСАТОРОВ

Комиссия в составе:

представителя строительно-монтажной организации ________________

(фамилия, имя, отчество, должность)

представителя технического надзора заказчика _____________________

(фамилия, имя, отчество, должность)

произвела осмотр работ, выполненных ____________________________

(наименование строительно-монтажной организации)

и составила настоящий акт о нижеследующем:

1. К освидетельствованию и приемке предъявлена растяжка компенсаторов, перечисленных в таблице, на участке от камеры (пикета, шахты) №_______ до камеры (пикета, шахты) № _______.

Прокладка теплотрассы требования