Нормы международного права вооруженных конфликтов направлены на

49. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

(Право вооруженных конфликтов — крупная группа международно-правовых норм, регулирующих поведение

субъектов международного права при вооруженном конфликте.

Международное право исходит из того, что даже при наличии острых противоречий между государствами, выраженных в военных действиях, недопустимо пренебрежение к человеческой жизни, здоровью, чести, достоинству, недопустимо разрушение культурных и иных ценностей, если это не обусловлено военными целями.

Международное право, хотя и исходит из принципа мирного урегулирования споров, признает право на ведение оборонительных военных действий с целью нейтрализации агрессии в отношении государства.

Право вооруженных конфликтов содержит нормы, регулирующие:

0 правовые последствия объявления войны;

0 военные действия и правовой статус театра войны;

0 методы и средства ведения войны (запрет геноцида, экоцида и других международных преступлений в военное время, запрет применения определенных средств и методов ведения войны и др.);

0 правовой статус участников международного конфликта; 0

В области права вооруженных конфликтов действует целый ряд международных договоров, в числе которых «женевские конвенции» (Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г., Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся зашиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II), Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г., Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.), а также Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г.

Целью права вооруженных конфликтов служит ограничение возможного вредного воздействия на людей, природу и иные объекты, которое даже при ведении военных действий не должно быть чрезмерным. Не допускаются действия, направленные лишь на унижение, оскорбление военнопленных. Недопустимы также действия, направленные на уничтожение культурных ценностей.

Значительное число международных договоров в области права вооруженных конфликтов приняты в послевоенный период после победы на гитлеровской Германией — именно на этот период приходится расцвет международного права вооруженных конфликтов. Во многом появление норм о запрете геноцида стало следствием желания государств закрепить неприятие фашистских методов ведения войны.

Особенность правового регулирования вооруженных конфликтов заключается в том, что его принципы могут применяться и при вооруженных конфликтах немеждународного характера.

Нормы международного права вооруженных конфликтов направлены на

Международное право вооруженных конфликтов (сокращенное)

Международное право вооружённых конфликтов — совокупность международных договоров, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооруженных конфликтов кодифицировано в Женевских и Гаагских конвенциях, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Состояние войны влечет за собой определенные юридические последствия в соответствии с международными договорами. Состояние войны выражается не только в открытой вооруженной борьбе государств, но и в разрыве мирных отношений между ними (дипломатических, торговых и др.)

В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 г., состоянию войны обязательно должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. О состоянии войны должны быть немедленно уведомлены нейтральные державы.

В современном мире войны, как правило, не объявляются, но это не является препятствием для применения правовых норм, характерных для военного времени. В то же время объявление войны не снимает ответственности с агрессора, если оно было несправедливым.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 г. определяет следующие действия как акты агрессии (независимо от того, объявлена война или нет):

· вторжение вооруженных сил на территорию другого государства, её аннексия или оккупация (даже временная);

· бомбардировка или применение другого оружия против территории другого государства;

· блокада портов или берегов другого государства;

· нападение на вооруженные силы другого государства;

· применение вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению с последним, в нарушение условий соглашения, а равно пребывание их на территории другого государства по истечении срока соглашения;

· предоставление государством своей территории для осуществления агрессии третьим государством в отношении другого государства;

· засылка вооруженных банд, групп, наемников и т. п. от имени государства, которые осуществляют акты вооруженной борьбы против другого государства, по серьезности сопоставимые с предыдущими пунктами.

При наступлении состояния войны государство отвечает за то, чтобы граждане неприятельского государства, пользующиеся иммунитетом, в кратчайшие сроки покинули его территорию. К гражданам неприятельского государства, не обладающим иммунитетом, могут быть приняты меры ограничения свободы передвижения, вплоть до интернирования.

Права и обязанности держав, являющихся нейтральными по отношению к конфликту, определяются V Гаагской конвенцией 1907 г.

Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи. Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государства. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств.

В случае если на территории нейтрального государства появляются войска воюющих сторон, оно обязано их интернировать на территории, находящейся как можно дальше от театра войны. При этом оно имеет право отпустить офицеров под честное слово не покидать нейтральной территории. В случае если на территории нейтрального государства окажутся военнопленные, бежавшие из мест содержания, оно обязано их освободить.

Вооруженные силы государства, чтобы пользоваться правами, определенными международными договорами, должны удовлетворять следующим условиям:

· находиться под командованием человека, отвечающего за их действия;

· иметь знаки различия;

· открыто носить оружие;

· уважать законы и обычаи войны.

С точки зрения международного права вооруженные силы воюющих государств делятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). К последним относится, например, медицинский персонал. Право применять оружие закреплено только за первыми.

Мирные жители, спонтанно схватившиеся за оружие при приближении врага, также получают статус комбатанта.

Комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного .

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.).

Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, кроме случаев, когда оно нарушает условие, согласно которому любой комбатант должен, открыто носить оружие во время столкновения и во время развертывания в боевые порядки, предшествующие столкновению.

Необходимо заметить, что наемники вообще не имеют права на статус комбатанта, а значит, и военнопленного.

Вопросы, связанные с защитой мирного населения и мирных объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются I протоколом к Женевским конвенциям 1949 г.

В соответствии с этим протоколом запрещается:

  • делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями наступления;
  • проводить неизбирательные наступления (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность такого направления), а также наступления, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;
  • использовать голод мирного населения как средство войны;
  • нападать на объекты, имеющие важную роль для жизнеобеспечения мирного населения;
  • нападать на сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, АЭС), если освобождение этих сил может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам, и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие мирного населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование мирного населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

В протоколе также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, минимизировать их.

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

  • использовать яды или отравленное оружие;
  • предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к армии или населению вражеского государства;
  • убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;
  • отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;
  • использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;
  • злоупотреблять флагом перемирия, национальными флагами, знаками различия и униформой, равно как и эмблемами, определенными в Женевской конвенции;
  • уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;
  • объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.

Запрещено атаковать незащищенные города, селения и здания.

Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки, благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.

Грабеж и мародерство запрещены.

Территория государства считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Вопросы, связанные с оккупацией, регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г.

С переходом фактической власти на территории к оккупационной администрации последняя обязана сделать все от нее зависящее для восстановления общественного порядка и спокойствия. Законы, прежде установленные на данной территории, должны сохранять свою силу, если только обратное не продиктовано крайней необходимостью. Права семьи, отдельных лиц и частная собственность должны быть уважаемы.

Читайте так же:  Претензия к супругу о разделе имущества

Запрещено принуждать население оккупированной территории к выдаче информации об армии воюющей стороны и об его способах обороны. Запрещено принуждать население присягать на верность неприятельской державе. Запрещено наказывать лиц за деяния, которые они не совершали (коллективные наказания).

Грабеж, безусловно, воспрещен. Если неприятельское государство собирает на территории установленные законной властью налоги, оно должно руководствоваться существующими правилами налогообложения и нести расходы в размерах, соответствующих размеру расходов законного правительства на данной территории. Контрибуция может быть взимаема только на основе распоряжения начальствующего командира, при этом плательщикам контрибуции должна выдаваться расписка.

Армия, занимающая область, имеет право завладеть деньгами, фондами, долговыми требованиями и другими активами, принадлежащими непосредственно государству, которые могут быть использованы в военных целях. В то же время собственность общин, религиозных, художественных, образовательных, научных и благотворительных учреждений приравнивается к частной, даже если последние принадлежат государству. Захват, повреждение или уничтожение подобных учреждений, а равно уничтожение исторических, культурных и научных ценностей, запрещаются и должны преследоваться

Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления и преступления против человечности, но также и командная ответственность. Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 г. утверждает, что командир несет ответственность за нарушения конвенций подчиненными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.

Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 г. было решено создать Международный уголовный суд , в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция . В 2002 г. договор о его создании вступил в силу. Однако, многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его. Более того, США, пользуясь лазейкой в договоре, заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (часто, но не всегда такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).

Что такое международное гуманитарное право?

Что такое международное гуманитарное право?

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов. Оно защищает лиц, которые не участвуют или прекратили свое участие в военных действиях, и ограничивает средства и методы ведения военных действий. Международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право является частью международного права, представляющего собой совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, основанное на общепризнанных принципах, содержится как в соглашениях между государствами – договорах или конвенциях, так и в исторически сложившийся нормах обычного права и практики поведения государств (правового обычая), которые рассматриваются как юридически обязательные правила поведения.

Международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. Оно не определяет правомерность использования силы государствами в том или ином случае, что регулируется другими, не менее важными, отраслями международного права, а также Уставом Организации Объединенных Наций.

История международного гуманитарного права.

История международного гуманитарного права уходит глубоко корнями в устои древних цивилизаций и религиозные традиции народов – военные действия во все времена велись с соблюдением определенных обычаев и принципов.

Универсальная кодификация международного гуманитарного права началась в девятнадцатом веке. С тех пор государства согласовали ряд практических правил, основанных на горьком опыте современных войн. Соблюдение этих правил позволяет найти тонкий баланс между гуманитарными заботами и военными нуждами государств.

С ростом международного сообщества, все большее число государств принимают участие в развитии данных правил. В настоящее время международное гуманитарное право представляет собой свод правовых норм универсального характера.

Источники международного гуманитарного права.

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года. Почти каждое государство в мире согласились принять на себя обязательства по их соблюдению. Конвенции были развиты и дополнены двумя последующими соглашениями: Дополнительными Протоколами 1977 года, касающимися защиты жертв вооруженных конфликтов.

Существуют и другие договоры, запрещающие использование конкретных видов оружия и способов ведения военных действий и защищающие определенные категории населения и имущества. К этим соглашениям относятся:

  • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и два протокола к ней от 1954 года и 1999 года;
  • Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия 1972 года;
  • Конвенция об обычном оружии 1980 года и пять протоколов к ней;
  • Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года;
  • Оттавская конвенция о запрещении противопехотных минах 1997 года;
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах;
  • Дублинская конвенция о запрете кассетных бомб 2008 года.

Многие положения международного гуманитарного права в настоящее время содержатся составе международного обычного права – общих норм, в соответствии с которыми ведутся все отношения между государствами.

Когда применяется международное гуманитарное право?

Нормы международного гуманитарного права применяются только в период вооруженных конфликтов; они не регулируют вопросы, касающиеся внутригосударственных противоречий или преступлений, таких как отдельные акты насилия. Данные нормы вступают в действие при наступлении состояния войны и распространяются в равной степени на все стороны конфликта, вне зависимости от того, кто начал боевые действия.

Нормами международного гуманитарного права проводится разграничение между вооруженными конфликтами международного и немеждународного характера. Вооруженные конфликты международного характера – это конфликты в которых участвует по крайней мере два государства. Они регулируются широким диапазоном правил, в том числе изложенных в четырех Женевских Конвенциях и дополнительном протоколе I.

Вооруженные конфликты немеждународного характера ведутся на территории только одного государства официальными регулярными вооруженными силами, противостоящими группам вооруженных диссидентов, либо между вооруженными группировками, воюющими друг против друга. К внутренним вооруженным конфликтам применяется менее широкий набор правовых положений, закрепленных в статье 3, общей для четырех Женевских Конвенций, а также в дополнительном протоколе II.

Важно понимать различие между международным гуманитарным правом и правами человека. Хотя некоторые из их положений схожи, это две самостоятельные отрасли права, разработанные независимо и содержащиеся в разных договорах. В частности, нормы прав человека, в отличие от норм международного гуманитарного права, применяются в мирное время, а некоторые из его положений могут приостановить свое действие в периоды вооруженных конфликтов.

Функции международного гуманитарного права.

Приоритетными направлениями международного гуманитарного права являются две важнейшие задачи:

  • защищать лиц, не принимающих участие, или прекративших свое участие в боевых действиях;
  • ограничивать способы ведения войны – в частности, запрещение отдельных видов оружия и методов ведения боя.

Что означает «защищать»?

Международное гуманитарное право защищает некомбатантов, например, гражданское население или военно-медицинский и военно-религиозный персонал, журналистов. Оно также защищает тех, кто по каким-либо причинам перестает принимать участие в сражениях, таких как раненых, потерпевших кораблекрушение, больных военнослужащих и военнопленных.

Эти лица имеют право на уважительное отношение к их жизни, их физическому и психическому состоянию. Они получают определенные гарантии по защите жизни и гуманному обращению при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений.

Конкретнее: запрещено убивать или калечить врага, который готов сдаться в плен или не в состоянии оказывать сопротивление; больные и раненые должны быть эвакуированы, получить первую помощь и уход от той из воюющих сторон, под чьей властью в данный момент они находятся. Медицинский персонал, расходные материалы, госпитали и машины скорой помощи не должны подвергаться нападению.

Существуют подробные правила регулирующие условия содержания под стражей военнопленных и дозволенные способы обращения с гражданскими лицами, находящимися под властью неприятеля. Они включают в себя обязанность предоставления продовольствия, жилья и медицинского обслуживания, а также право на обмен сообщениями с членами семьи.

Устанавливается ряд четко узнаваемых эмблем, которые могут быть использованы для идентификации защищаемых людей, мест и объектов. Важнейшие из них – красный крест, красный полумесяц и отличительные знаки обозначающие культурную ценность и средство гражданской обороны.

Какие ограничения на оружие и методы ведения боя существуют?

Международное гуманитарное право запрещает все средства и методы ведения боя, которые:

  • не делают различия между теми, кто принимает непосредственное участие в боевых действиях и теми, кто не принимает такого участия, например, гражданского персонала, оказывающего помощь по эвакуации местного населения и защите гражданских объектов;
  • причиняют чрезмерные повреждения или излишние страдания;
  • ведут к серьезному и долговременному ущербу для окружающей среды.

Гуманитарным правом поэтому вводится запрет на использование многих типов оружия, включая разрывные пули, химическое и биологическое оружие, ослепляющее лазерное оружие и противопехотные мины.

Действительно ли международное гуманитарное право выполняет свои функции?

К сожалению, существует бесчисленное количество примеров нарушения международного гуманитарного права. Все чаще жертвами войны становятся гражданские лица. Однако, остается неоспоримым тот факт, что международное гуманитарное право внесло существенный вклад дело защиты гражданского населения, заключенных, больных и раненых, и в ограничение применения оружия неизбирательного действия.

С учетом того, что в настоящее время существует достаточное количество различных причин для крайней нетерпимости и агрессивного поведения, реализация норм данного свода правил всякий раз сопровождается большими трудностями и проблемами. Все больше приходит понимание, что актуальность вопроса об их эффективном соблюдении обострилась как никогда.

Что необходимо предпринять для реализации гуманитарного права?

Необходимо принять определенные меры для обеспечения соблюдения международного гуманитарного права. Государства должны взять на себя обязательства по обучению утвержденным правилам своих вооруженных сил, а также всех слоев населения. Требуется предупреждать преднамеренное совершение противоправных действий или наказывать виновных, если нарушения все-таки имели место.

В частности, государства должны предусмотреть соответствующие законы для наказания за наиболее тяжкие нарушения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, которые следует рассматривать как военные преступления.

На международном уровне принимаются особые меры: создаются трибуналы, рассматривающие дела, связанные с преступлениями в период военных конфликтов. В соответствии с Римским статутом 1998 года был создан Международный Уголовный суд, обладающий правом судебного преследования, в том числе, военных преступлений.

Каждый человек, правительства государства и различные организации, должны предпринимать посильное участие в таком важном и нужном деле, как соблюдение и развитие норм международного гуманитарного права.

Читайте так же:  Чернобыльские пособия по уходу за ребенком документы

Вопрос 68. Понятие права вооруженных конфликтов

Предметом данной отрасли международного права являются отношения между воюющими сторонами во время войны, между­народного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта немеждународного характера.

Состояние войны означает прекращение с государством (груп­пой государств) мирных отношений с момента объявления со­стояния войны или фактического начала военных действий до окончания военных действий или до заключения между ними мирного договора.

Международный вооруженный конфликт — это вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами, обладаю­щими международной правосубъектностью, а именно между воо­руженными силами: а) суверенных государств; б) националь­но-освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствую­щего государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера отно­сятся такие вооруженные конфликты, которые происходят на тер­ритории какого-либо одного государства между его вооруженны­ми силами или антиправительственными организованными воо­руженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.

Право вооруженных конфликтов включает в себя международ­ное гуманитарное право (МГП), которое представляет совокуп­ность обязательных для государств юридических норм, направлен­ных на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера и на ограничение средств и методов веде­ния войны.

Позитив права здесь определяет себя востребованностью огра­ничения (гуманизации) средств и методов ведения военных дейст­вий посредством выработки соответствующих договорно-право­вых актов с предметной совокупностью прав и обязанностью воюющих сторон.

МГП преследует две основные цели: 1) защиту лиц, которые не принимают участия или прекратили принимать участие в воен­ных действиях; 2) ограничение средств ведения войны, в частно­сти вооружений, и методов ведения боя, например применения отдельных видов военной тактики. МГП запрещает применение многих видов оружия, в частности зажигательных пуль, биологи­ческого, химического и лазерного оружия.

МГП защищает лиц, которые не принимают участия в воен­ных действиях, например гражданских лиц, медицинский и рели­гиозный персонал. Кроме того, МГП обеспечивает защиту и ли­цам, которые прекратили принимать участие в военных действиях (раненым, лицам, потерпевшим кораблекрушение, больным или военнопленным).

Отдельные местности и объекты, например больницы и сани­тарные транспортные средства, также пользуются защитой норм МГП и не должны быть подвергнуты нападениям.

Основными источниками права вооруженных конфликтов явля­ются Гаагские конвенции 1907 г., четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., два Дополнительных протокола к ним 1949 г. и два Протокола 1977 г. Кроме того, МГП включает и другие международные договоры, например Конвенцию 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфлик­тов и Конвенцию 1980 г. о запрещении или ограничении конкрет­ных видов обычного оружия, которая включает четыре Дополни­тельных протокола, в том числе по вопросу применения мин.

Важное место среди источников права вооруженных конфлик­тов, в том числе и МГП, занимают международно-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Так, Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные га­зы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического (биоло­гического) и токсинного оружия и предусматривает их уничтоже­ние. В 1977 г. государства подписали Конвенцию о запрещении военного использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последст­вия. Конвенция 1980 г. запрещает применение против граждан­ского населения бомб, осколки которых не просматриваются в че­ловеческом теле рентгеном; мины-ловушки; зажигательное ору­жие.

Многие нормы и принципы сформулированы и закреплены в решениях органов ООН. Так, например, Генеральная Ассамблея ООН приняла: Основные принципы правового режима комбатан­тов, борющихся против колониального и иностранного господ­ства и расистских режимов, 1973 г.; Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.; Основные принципы защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов 1970 г.; Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, аре­ста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, 1973 г. и другие.

Право вооруженных конфликтов содержит большое количест­во международно-правовых актов, в которых регулируются вопро­сы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм международного права. Наиболее важными среди них являются: Устав Международного военного трибунала 1945 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; Ре­золюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании во­енных преступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г., и

У войны свои правила и их надо соблюдать

Почему современные нормы международного гуманитарного права нуждаются в совершенствовании

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по обороне Андрей Красов на пленарном заседании Госдумы РФ. Фото: РИА новости/Владимир Федоренко

В рамках Международного форума «Развитие парламентаризма» 5 июня пройдёт заседание секции «Международное гуманитарное право: современные проблемы и перспективы развития». Модератор секции первый зампред Комитета Госдумы по обороне Андрей Красов рассказал «Парламентской газете» о законах и обычаях войны, проблемах их соблюдения и сферах, где они пока не действуют.

— Андрей Леонидович, что представляет собой международное гуманитарное право сегодня, и почему эта проблема была вынесена организаторами в отдельную секцию?

— Международное гуманитарное право имеет особое значение в современных вооружённых конфликтах, так как именно эта отрасль международного права закрепляет правила ведения войны, независимо от причин её возникновения. Эти правила направлены на ограничение средств и методов ведения войны, а также защиту жертв войны. Воюющие стороны, согласно принятым ранее договорённостям, должны придерживаться принципа пропорциональности и военной необходимости, соблюдать различия между гражданским населением и комбатантами, гражданскими и военными объектами и избегать причинения излишних страданий людям.

Источниками современного международного гуманитарного права являются международные обычаи и международные договоры, включая ряд Гаагских конвенций и деклараций 1899 и 1907 годов, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года и Дополнительные протоколы к ним, различные конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, запрещении или ограничении применения отдельных видов оружия: обычного, бактериологического, химического или имеющего неизбирательное действие.

Проведение заседания специальной секции Международного форума — уникальная возможность услышать и сопоставить мнения представителей парламентов различных государств относительно значения, направлений развития международного гуманитарного права.

К сожалению, нормы международного гуманитарного права не всегда соблюдаются и зачастую грубо нарушаются участниками современных вооружённых конфликтов, в результате массово страдает прежде всего гражданское население противоборствующих сторон, гибнут лица, осуществляющие гуманитарную деятельность, и журналисты, разрушаются гражданские объекты, уничтожаются культурные ценности, наносится непоправимый ущерб окружающей среде.

Эти проблемы волнуют не только государства, на чьей территории ведутся вооружённые конфликты. Они вызывают глубокую озабоченность мирового сообщества: государств различных регионов, международных организаций, широких кругов общественности, включая экспертов и журналистов.

Представляется, что национальные парламенты не должны оставаться в стороне от этих проблем и могут в рамках своей компетенции предпринимать шаги по их профессиональной всесторонней оценке и решению. Проведение заседания специальной секции Международного форума — уникальная возможность услышать и сопоставить мнения представителей парламентов различных государств относительно значения, направлений развития международного гуманитарного права и национального законодательства в этой сфере.

— Какие актуальные проблемы международного гуманитарного права сегодня наиболее часто обсуждаются экспертами различных государств?

— Таких проблем очень много, но можно выделить два направления, по которым ведутся дискуссии. Во-первых, проблемы обеспечения соблюдения действующих норм международного гуманитарного права. Стоит вопрос о том, какие меры и на каких площадках нужно предпринять, чтобы все участники современных вооружённых конфликтов, как государства, так и негосударственные субъекты, соблюдали и обеспечивали соблюдение тех обязательных норм, которые уже созданы предшественниками, и несли ответственность за их несоблюдение. Во-вторых, проблемы прогрессивного развития международного гуманитарного права, выявление международно-правовых пробелов и выдвижение приемлемых для широкого круга государств инициатив по их правовому регулированию.

Экспертное сообщество активно обсуждает вопросы кибервойн, войн в космическом пространстве, автономного оружия, частных военных компаний, ведения военных действий в густонаселённых районах, контроля над вооружениями.

Существуют вопросы, по которым нет единства среди государств и среди экспертов. Например, экспертное сообщество активно обсуждает вопросы кибервойн, войн в космическом пространстве, автономного оружия, частных военных компаний, ведения военных действий в густонаселённых районах, контроля над вооружениями. И все они так или иначе упираются в анализ и пробелы действующих норм.

— Может ли России предложить миру своё видение решения этих спорных вопросов?

— Да, безусловно. Обладая суверенитетом, мы располагаем всеми необходимыми компетенциями отстаивания своих позиций в области международного права. Нельзя забывать об уникальной роли России в становлении и развитии международного гуманитарного права. Даже в самые сложные исторические периоды мы выдвигали своевременные инициативы по урегулированию актуальных проблем ведения войны посредством норм международного права.

В 2018 году мир отмечает юбилей Санкт-Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года — первого в истории международно-правового акта, запретившего использование оружия, приносящего чрезмерные страдания. Она была принята по предложению России собранной в Санкт-Петербурге военной международной комиссией. В Декларации закреплено, что «успехи цивилизации должны иметь последствием уменьшение по возможности бедствий войны» и что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля». Употребление такого оружия, которое увеличивает страдания людей, не соответствует данной цели. Продолжением реализации идей данной декларации в XX веке стало принятие в рамках ООН международных договоров, устанавливающих запрет применения различных видов оружия, наносящего чрезмерные повреждения или имеющих неизбирательное действие.

Нельзя забывать об уникальной роли России в становлении и развитии международного гуманитарного права.

Другая прогрессивная и конструктивная инициатива России — предложение Александра II о созыве и проведении Брюссельской конференции 1874 года, на которой разработана Брюссельская декларация о законах и обычаях сухопутной войны. Проект Брюссельской декларации составлен Россией с целью уменьшения страдания людей во время вооружённых конфликтов.

Гаагские конференции мира 1899 и 1907 годов, созванные по инициативе российского императора Николая II, стали итогом масштабной кодификации «законов и обычаев войны» и мирного разрешения международных споров. Многие из принятых Гаагских конвенций и деклараций являются действующими международными договорами и сохраняют актуальность в современных вооружённых конфликтах. Результаты конференций повлияли не только на дальнейшее развитие международного гуманитарного права, но многих других отраслей и институтов международного права (международной защиты прав человека, ответственности государств и физических лиц за международные преступления, судебных и арбитражных процедур урегулирования споров, правил проведения международных организаций и конференций). В 2019 году будет отмечаться 120-летие Первой Гаагской конференции мира!

Читайте так же:  Порядок учета пожаров и их последствий приказ

Российские (советские) эксперты принимали активное участие в разработке Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов к ним, многих международных договоров об ограничении и запрете применения отдельных видов оружия.

Таким образом, роль России в согласовании позиций государств на основе концепции всеобщего блага бесспорна! И сегодня, как никогда, нужно помнить об этом, чтить эту традицию, а также достойно продолжать начатое дело, используя все международные конференции и форумы.

Правовое регулирование международных конфликтов

Международное право не могло оказаться в стороне от того, чтобы не гуманизировать правила ведения вооруженных конфликтов. Поэтому оно содержит комплекс принципов и норм, которые направлены на регулирование поведения государств и иных субъектов международного права в период вооруженных конфликтов в целях гуманизации данных правил и скорейшего прекращения конфликта. Этот комплекс принципов и норм международного права составляет его отдельную отрасль — международное гуманитарное право1.

Таким образом, международное гуманитарное право — отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов.

Предмет регулирования международного гуманитарного права — международные вооруженные конфликты, а также частично вооруженные конфликты немеждународного характера.

Международные вооруженные конфликты — это конфликты с применением оружия, в которых участвуют два или более государств.

Существующее в научной литературе многообразие подходов к исследованию международных конфликтов во многом объясняется различием трактовок содержания понятия «международный конфликт». Кроме того, понятие «международный конфликт» имеет самостоятельное значение для выработки теоретических представлений, адекватных международной политической практике.

Известный американский ученый Л. Козер определял социальный конфликт как «столкновение между коллективными акторами по поводу ценностей, статусов, власти или редких ресурсов, в котором цели каждой из сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить своих соперников» . Принимая такую точку зрения, некоторые исследователи международных отношений исходят из того, что конфликт имеет объективное содержание. Так, по К. Боул-дингу конфликт — это «ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость возможных позиций и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая». Другими словами, речь идет о противоположности

интересов, одновременная реализация которых участниками международного взаимодействия невозможна именно ввиду их объективности.

Типология конфликтов столь же многообразна, сколь многообразны их определения и так же зависит от «угла зрения», целей анализа и т.п. Конфликты между личностями, группами или государствами рассматриваются, соответственно, как межличностные, межгрупповые и международные (межгосударственные). Конфликты, которые происходят в рамках групп или государств, отличаются от межгрупповых и межгосударственных как внутренние — внутригрупповые и внутриго-сударственные — и внешние. Среди внешних конфликтов в качестве наиболее распространенных выделяют территориальные притязания, дипломатические споры, экономические противоречия. Они. могут принимать формы вооруженных столкновений, войн, или же «мирных» (невооруженных) дипломатических демаршей, экономических санкций и т.п. С функциональной точки зрения выделяют конфликты конструктивные и деструктивные. В науке о международных отноше-ниях особую важность имеет изучение таких типов конфликтов, как политический, внутри- и международно-политический, вооруженный и невооруженный, а также конфликтов-«схваток» и конфликтов-«игр» . В то же время важное зна-чение сохраняется за изучением таких видов конфликтов, как конфликты с нулевой и с ненулевой суммой.

В отличие от внутриполитических конфликтов, которые разрешаются на основе юрисдикции данного государства, конфликты и кризисы в сфере международных отношений в большинстве своем не могут быть решены путем применения норм международного права, учитывая его особенности. Поэтому наиболее эффективными, а потому и чаще всего используемыми в международных отношениях признаются полити-ческие методы. В рамках политически., методов предупреждения и Урегулирования конфликтов различают традиционные и институцио-нальные методы.

Наиболее распространенными методами уре-гулирования конфликтов, известными в международных отношениях еще с древних времен, являются переговоры, использование услуг тре-тьей стороны и посредничества с целью помочь сторонам прийти к согласию. Хотя последние две возможности «постороннего» вмеша-тельства рассматриваются международным правом как совершенно за-конные, сами конфликтующие государства далеко не всегда соглаша-ются на них добровольно. Гораздо чаще они предпочитают урегулиро-вать свои споры непосредственно друг с другом.

В целом воздействие на конфликт для его мирного завершения осуществляется за счет:

¦ превентивной дипломатии (англ.: preventive diplomacy)-,

• поддержания мира (англ.: peacekeeping)’,

* сохранения мира (англ.: peacemaking)-,

¦ восстановления мира (англ.: peacebuilding).

Превентивная дитоматия используется для того, чтобы не дать конфликту перейти в вооруженную стадию. Она включает деятельность, связанную с «восстановлением доверия» между конфликтующими сторонами; работу миссий гражданских наблюдателей по установлению фактов нарушения мира; обмен информацией и т.п.

Поддержание мира подразумевает меры, направленные на прекращение огня. Это может быть развертывание миссий военных наблюдателей, миротворческих сил; создание буферных зон, а также зон, свободных от полетов, и т.п. Вводимые миротворческие силы могут называться «чрезвычайными», «временными», «охранительными», «силами разведения», иметь различные мандаты, определяющие допустимые средства достижения цели.

Деятельность по поддержанию мира ориентирована не на поиск мирного решения проблемы, а лишь на снижение остроты конфликта.

Она предусматривает разведение противоборствующих сторон и ограничение контактов между ними.

Сохранение мира предполагает процедуры, связанные с организацией переговорного процесса и осуществлением посреднических усичий третьей стороной для поиска взаимоприемлемых решений. Здесь важно, чтобы, в отличие от поддержания мира, деятельность по сохранению мира направлялась не только на снижение уровня противостояния сторон, но и на такое решение проблемы мирным путем, которое удовлетворяло бы конфликтующие стороны.

Результатом деятельности по сохранению мира не всегда является разрешение противоречий. Стороны порой лишь вынужденно идут на подписание договоренностей, понимая, что продолжение конфликта на данном этапе становится невозможным. При этом та или иная сторона может не очень стремиться к их выполнению. В этом случае нередко требуются гарантии выполнения соглашений. Третья сторона, участвующая в посредничестве, нередко и становится таким гарантом.

Под восстановлением мира понимается активное вовлечение третьей стороны в постконфликтное урегулирование. Это может быть деятельность, направленная на подготовку выборов, управление территориями до полного восстановления мирной жизни, передачу власти местным органам и т.п. В рамках восстановления мира осуществляются также мероприятия по примирению конфликтующих сторон. Большое значение имеют экономическое развитие, разработка проектов, предполагающих сотрудничество бывших противников (как это было, например, по окончании Второй мировой войны в Западной Европе). Крометого, восстановление миравклю- чает просветительскую работу, которая тоже направлена на примирение участников, формирование толерантного поведения.

Наряду с названными понятиями в литературе по конфликтам можно нередко встретить и другие, в том числе такие, как «операции или миссии по поддержанию мира» (англ.: peacekeeping operations)’, «операции или миссии в поддержку мира» (англ.: peace support operations или missions); «операции в пользу мира» (англ.: peace operations). В принципе все термины близки между собой, хотя и не всегда совпадают. Например, понятие «операции в поддержку мира» используется в основном в документации НАТО.

В связи с интенсивным развитием практики воздействия на конфликты к концу XX столетия появился термин «миротворческие операции второго поколения». Они предполагают более широкий спектр применения в конфликте третьей стороной различных средств, в том числе использование военно-морских сил и авиации. При этом военные операции стали осуществляться и без согласия государства, в котором возник конфликт, как было, например, в бывшей Югославии. Эта практика получила название «принуждение к миру» (англ.: peace enforcement) и довольно неоднозначно воспринимается различными государствами, политическими деятелями, движениями и т.п.

В научной литературе утвердилисьтакже термины: предупреждение открытых вооруженных форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями — войнами, массовыми беспорядками и т.п. (англ.: conflict prevention); урегулирование конфликтов, направленное на снижение уровня враждебности в отношениях сторон, что предполагает посреднические процедуры и переговоры (англ.: conflict management); разрешение конфликтов, ориентированное на устранение их причин, формирование нового уровня взаимоотношений участников (англ.: conflict resolution).

Практика урегулирования конфликтов в конце XX столетия породила также проблему, связанную с гуманитарным воздействием на конфликтную ситуацию. В современных конфликтах страдает в больших масштабах именно гражданское население (от 80 до 90%), в том числе из-за нехватки продовольствия, медикаментов, теплой одежды, жилья и т.п. В связи с этим нередко встает вопрос о возникновении гуманитарной катастрофы и необходимости оказания гуманитарной помощи. При этом гуманитарное воздействие на конфликтную ситуацию стало осуществляться в ряде случаев без согласия государства, в котором возникал конфликт, что и породило правовую проблему.

Развитие системы ООН и региональных межгосударственных объединений в период после Второй мировой войны привело к относительной легитимизации определенных типов действий международного сообщества в конфликтах. Эти действия получили собирательное название миротворческих операций.

Миротворческие операции -совокупность политико-дипломатических, военных и иных форм и методов коллективных международных усилий по восстановлению международного мира и стабильности в конфликтных регионах посредством системы скоординированных мер по предотвращению, снижению остроты, разрешению, ликвидации последствии международных и немеждународных конфликтов.

Нормы международного права, регламентирующие ведение военных действий, были в значительной степени кодифицированы в результате работы двух Гаагских конференций мира в 1899 и 1907 гг. Эти нормы в международном гуманитарном праве получили название «право Гааги».

В 1949 г. в Женеве были приняты четыре конвенции о защите жертв войны. Нормы этих конвенций, а также двух дополнительных протоколов к ним 1977 г. в международном гуманитарном праве получили название «право Женевы».

Существенный вклад в становление и развитие международного гуманитарного права внес и продолжает вносить Международный комитет Красного Креста (МККК) — неправительственная международная организация. Во многом по инициативе МККК совершенствуется международное гуманитарное право. Члены организации проводят большую практическую работу по защите жертв вооруженных конфликтов в различных регионах мира. В России есть представительство МККК.

Источники и принципы международного гуманитарного права. Существует большое число международных договоров, составляющих международно-правовую базу отрасли международного гуманитарного права

Нормы международного права вооруженных конфликтов направлены на