Учебно-игровые пособия логические блоки

Учебно-игровые пособия логические блоки

ООО «К О Р В Е Т»

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Выпускаемый набор содержит: 9 комплектов логических фигур, плоский вариант блоков Дьенеша (для работы с подгруппой детей); 2 комплекта карточек с символами свойств; 1 комплект логических кубиков.
Эти материалы необходимы всем педагогам, использующим в своей работе игры и упражнения с блоками Дьенеша. В описании раскрыты возможности использования их не только как дополнительного материала к блокам Дьенеша, но и для самостоятельных игр(20 игр), а также показаны возможные пути придумывания игр с детьми. Кроме того в комплект входят иллюстрированный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами (для игр с подгруппой детей желательно иметь 2 набора блоков Дьенеша). В методических советах описано более 20 игр, разделение по возрастам условно: все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта.

Поиск затонувшего клада (Альбом № 1)

Развивает внимание, память, умение работать в коллективе, самоконтроль. Тренинг решения примеров. Игру можно использовать при проведении КВН и различных конкурсов. В эту игру можно играть дома, использовать как часть занятия в детском саду, как часть урока в 1 классе школы, и в любое время, по желанию детей (с одним листом заданий может работать 1, 2, 4, 8 человек).

Праздник в стране Блоков (Альбом № 2)

Своеобразие игр этого альбома – направленность на социально-нравственное развитие детей: умение работать в коллективе, соблюдать правила. Соревновательный характер игр помогает воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели. В этом альбоме Вы найдете игры, которые можно использовать при проведении интеллектуальных конкурсов, семейных праздников, а также в самостоятельной деятельности детей и в совместной со взрослыми (на занятиях, в игре).

Спасатели приходят на помощь (Альбом № 3)

Игра альбома №3, как и все игры этой серии, развивают интеллектуальные способности у детей: логическое мышление, смекалку и сообразительность, внимание и память; помогают в освоении детьми шифровки и расшифровки информации, заданной в цифрах, буквах или знаках-символах.

Взрослые стараются создать малышу 2-х — 3-х лет все условия для его успешного умственного развития. А фундамент этого развития и начало сенсорной культуры закладывается именно в этом возрасте.
Ребенок познает окружающий мир, выявляет свойство предметов -цвет, форму, размер, и вот тут-то логические блоки Дьенеша очень помогут ему в этом.
Накладывая цветные блоки на цветное изображение в альбоме, Ваш ребенок сможет неоднакратно испытать радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостное изображение превращается в объемные предметы.

Возраст 2-3 года.

Набор формирует творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации.Помогает развивать фантазию, воображение, глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников. С пособствует осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства гармонии, композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты.

Возраст 3-11 лет.

Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Этот материал предоставляет ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др.

Возраст 2-3 года.

«Посудная лавка» — это три игры в одной, направленные на развитие интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В эту игру может играть как один ребенок, так и группа детей (10-15 человек).

Набор игр с цветными счетными палочками Кюизенера. В состав набора входят два блока иллюстративного материала к играм и упражнениям. 1 блок для детей 3-5 лет, 2 блок для детей 5-9 лет. Методические советы по использованию комплекта. Комплект поможет Вам сформировать у детей представление о числе, содействовать развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. Цвет, число, величина, ориентирование на плоскости, творчество и многое другое. Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера способствует успешности обучения ребенка в школе по математике.

Способствует развитию воображения, мелкой моторики и координации движения рук, ориентировки на плоскости. Вы можете уточнить представления ребенка о форме, цвете, размере, количестве; познакомить его с симметрией, развить умение мыслить, освоить логические приемы.

Назначение пособия состоит в освоении детьми представлений о цифре как знаке числа; умений осуществлять логические действия, выявлять отношения чисел, классифицировать. Пособие используется в качестве «жизненного материала» с целью развития логического мышления детей, как заместители блоков Дьенеша, и собственно цифры знаки в их количественном значении.

Назначение игрового пособия состоит в освоении детьми цифр и умений применять их в игровой и результативной деятельности:
• при обозначении ими количества;
• сравнении множеств и чисел;
• выделении отношений чисел натурального ряда;
• последовательности и зависимости чисел;
• обозначения местонахождения предмета (координат);
• шифровки и расшифровки информации, заданной в цифрах и буквах.
Возраст 5-7 лет.

Играя, дети самостоятельно познают закономерности сочетания элементов орнамента по цвету, расположению, размеру. Они создают выразительный образ: витраж или паркет, бордюр или коврик для мыши, обложку для книги или кафельную плитку (настенную и напольную), ковры и т.д.

Игра состоит из 20 цветных парных двухцветных карточек-квадратов и игрового поля. Играют от 1-го до 4-х человек. С помощью карточек-квадратов на игровом поле нужно выложить 7 больших квадратов пяти цветов. Развивает пространственное воображение, умение оценивать ситуацию, вести элементарный расчет и принимать верное решение, умение думать за себя и за соперников.

Возраст от 3-х лет.

На прозрачном экране наклеены 9 липучек с 4-мя фишками для ответов к заданиям. Таблично-рисуночный принцип построения игры делает ее занимательной и не сложной в использовании, а поставленные в ней вопросы учат ребенка рассуждать и аргументировать свои ответы.

Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»

Учебно-игровoе пocобие «Логичеcкие блoки Дьенешa»

Учeбнo-игрoвoе пocoбиe учит дeтей решать логичеcкие зaдачки и разделять предмeты по опрeделённым признaкам.
Унивeрcaльный дидактичeский мaтeриал «Лoгичеcкиe блoки Дьeнеша» сoстoит из 48-ми oбъёмных геoметpичecких фигуp, котoрыe рaзличны по цвeту, фоpме, размеру и толщине.
Блоки Дьенеша развивают у дошкольников образное, пространственное и ассоциативное мышление, навыки сравнения, классификации и обобщения. Также ребята получат первое представление о числах и объёмных фигурах, научатся анализировать и считать в уме.
Рекомендовано для детей от 3 до 7 лет.
Чтобы игра стала более увлекательной, к блокам Дьенеша можно дополнительно приобрести учебно-методические пособия:
Игровой материал «Блоки Дьенеша для самых маленьких»;
Игра с блоками Дьенеша «Лепим нелепицы»;
Игровой материал «Вместе весело играть»;
Демонстрационный материал к блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера;
Альбом заданий «Блоки Дьенеша для старших. Поиск затонувшего клада»;
Альбом заданий №2 «Блоки Дьенеша для старших. Праздник в стране блоков»;
Альбом заданий №3 «Блоки Дьенеша для старших. Спасатели приходят на помощь».

Учебно-игровoе пocобие «Логичеcкие блoки Дьенешa»

Учeбнo-игрoвoе пocoбиe учит дeтей решать логичеcкие зaдачки и разделять предмeты по опрeделённым признaкам.
Унивeрcaльный дидактичeский мaтeриал «Лoгичеcкиe блoки Дьeнеша» сoстoит из 48-ми oбъёмных геoметpичecких фигуp, котoрыe рaзличны по цвeту, фоpме, размеру и толщине.
Блоки Дьенеша развивают у дошкольников образное, пространственное и ассоциативное мышление, навыки сравнения, классификации и обобщения. Также ребята получат первое представление о числах и объёмных фигурах, научатся анализировать и считать в уме.
Рекомендовано для детей от 3 до 7 лет.
Чтобы игра стала более увлекательной, к блокам Дьенеша можно дополнительно приобрести учебно-методические пособия:
Игровой материал «Блоки Дьенеша для самых маленьких»;
Игра с блоками Дьенеша «Лепим нелепицы»;
Игровой материал «Вместе весело играть»;
Демонстрационный материал к блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера;
Альбом заданий «Блоки Дьенеша для старших. Поиск затонувшего клада»;
Альбом заданий №2 «Блоки Дьенеша для старших. Праздник в стране блоков»;
Альбом заданий №3 «Блоки Дьенеша для старших. Спасатели приходят на помощь».

Логические блоки Дьенеша — игра, помогающая решать логические задачи дошкольникам

Совсем недавно наша семья познакомилась с замечательным учебно-игровым пособием — логическими блоками Дьенеша. Игра превзошла все наши самые смелые ожидания. Для меня и моей четырехлетней дочери Ани игра стала настоящим путеводителем в мир логики и математики.

Обычно вечером я часто говорю Ане:

— Давай поиграем в волшебника. Я загадываю фигуру, показываю чудо-карточки с ее свойствами, а ты отгадываешь.

— Давай. Только потом загадывать буду я. — отвечает Аня.

Так почему же логические блоки Дьенеша стали одной из самых любимых наших игр? Давайте разбираться.

Игра представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  1. Формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
  2. Цветом — красные, желтые, синие.
  3. Размером — большие и маленькие.
  4. Толщиной — толстые и тонкие.
Читайте так же:  Договор переуступки при ипотеке

Основная цель игры — научить дошкольника решать логические задачки на разбиение по свойствам.

Вместе с игрой мы приобрели замечательный комплект пособий для игр с блоками Дьенеша. Пособия рассчитаны на возраст от 2 до 8 лет. Они оказывают неоценимую помощь при игре с ребенком, делают игру интересной, сюжетной и яркой.

Итак, начинаем игру.

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.

Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»
  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Где купить игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»

А теперь самое интересное. Стоимость игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» совсем не высока — примерно от 300 до 600 рублей (в зависимости от магазина).

Вот несколько ссылок на интернет-магазины, где можно купить это игровое пособие:

Игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» — замечательная игра. Если у вас в семье есть ребенок, которому от 2 до 8 лет, то смело приобретайте ее. Карточки (знаки-символы) можно сделать самим. В инструкции к игре вы найдете много полезных и увлекательных игр.

Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», 48 фигур

При оформлении доставки данного товара сторонней транспортной компанией сообщите менеджеру о необходимости дополнительной защиты груза жёсткой упаковкой.

В случае если вы не закажете жёсткую упаковку, претензии по товару с механическими и иными явными повреждениями не будут приняты.

  • Торговая марка Корвет
  • Артикул 1126714
  • Сертификат ЕАС
  • Страна производитель Россия
  • Состав Пластик
  • В боксе 40 шт
  • Фасовка по 1 шт
  • Индивидуальная упаковка Цветная картонная коробка
  • Размер упаковки 6 см × 21 см × 20 см
  • Вес брутто 408 г
  • Особенности
  • Для кого Унисекс
  • Русская озвучка Нет
  • Подсветка Нет
  • Развитие навыков Фигуры, цвета, Память, Логика, Внимание
  • Методики обучения Золтан Дьенеш
  • Возраст От 5 лет
  • Общие
  • Торговая марка Корвет
  • Артикул 1126714
  • Сертификат ЕАС
  • Страна производитель Россия
  • Состав Пластик
  • Упаковка и фасовка
  • В боксе 40 шт
  • Фасовка по 1 шт
  • Индивидуальная упаковка Цветная картонная коробка
  • Размер упаковки 6 см × 21 см × 20 см
  • Габариты и вес
  • Вес брутто 408 г
  • Особенности
  • Для кого Унисекс
  • Русская озвучка Нет
  • Подсветка Нет
  • Развитие навыков Фигуры, цвета, Память, Логика, Внимание
  • Методики обучения Золтан Дьенеш
  • Возраст От 5 лет

Учебно-игровое пособие учит детей решать логические задачки и разделять предметы по определённым признакам. Универсальный дидактический материал «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48-ми объёмных геометрических фигур, которые различны по цвету, форме, размеру и толщине.

Блоки Дьенеша развивают у дошкольников образное, пространственное и ассоциативное мышление, навыки сравнения, классификации и обобщения. Также ребята получат первое представление о числах и объёмных фигурах, научатся анализировать и считать в уме.

Рекомендовано для детей от 3 до 7 лет.

Чтобы игра стала более увлекательной, к блокам Дьенеша можно дополнительно приобрести учебно-методические пособия:

Учебно-игровое пособие учит детей решать логические задачки и разделять предметы по определённым признакам. Универсальный дидактический материал «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48-ми объёмных геометрических фигур, которые различны по цвету, форме, размеру и толщине.

Блоки Дьенеша развивают у дошкольников образное, пространственное и ассоциативное мышление, навыки сравнения, классификации и обобщения. Также ребята получат первое представление о числах и объёмных фигурах, научатся анализировать и считать в уме.

Рекомендовано для детей от 3 до 7 лет.

Чтобы игра стала более увлекательной, к блокам Дьенеша можно дополнительно приобрести учебно-методические пособия:

Сима-ленд вправе самостоятельно и без уведомления пользователей отбирать отзывы для публикации. Мы не размещаем отзывы, которые:

  • не относятся к тематике работы магазина, осуществлению покупок в нём;
  • не относятся к реальному опыту использования данного товара;
  • не содержат полезной информации для других пользователей;
  • содержат ненормативную лексику, высказывания оскорбительного характера;
  • содержат ссылки на другие веб-сайты.

Мы не публикуем подборки и обзоры товаров, в которых содержатся:

  • ссылки на другие веб-сайты в тексте подборки и обзора, а также упоминания конкретных продавцов и импортёров товаров;
  • утверждения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц (в том числе магазинов, производителей и импортёров товаров);
  • материалы (в том числе в виде текста, видео, графических изображений, кода), нарушающие права третьих лиц, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Сима-ленд оставляет за собой право удалить опубликованный отзыв, подборку и обзор товаров в любое время, а также самостоятельно определять срок, в течение которого отзывы считаются актуальными и на который они публикуются в рамках сайта Сима-ленд.

Мы не принимаем на себя обязательств сообщать пользователям о причинах отклонения публикации и удаления ранее опубликованных отзывов, оценок, подборок и обзоров товаров.

Если пользователь отвечает на отзыв или вопрос к нему, он соглашается получать уведомления от сайта Сима-ленд о новых ответах на свои комментарии.

Сима-ленд вправе самостоятельно и без уведомления пользователей отбирать вопросы для публикации. Мы не размещаем вопросы, которые:

  • не относятся к тематике работы магазина, осуществлению покупок в нём;
  • содержат ненормативную лексику, высказывания оскорбительного характера;
  • содержат ссылки на другие веб-сайты.

Мы не публикуем вопросы, в которых содержатся:

  • ссылки на другие веб-сайты, а также упоминания конкретных продавцов и импортёров товаров;
  • утверждения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц (в том числе магазинов, производителей и импортёров товаров);
  • материалы (в том числе в виде текста, видео, графических изображений, кода), нарушающие права третьих лиц, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Читайте так же:  Заявление о втором гражданстве бланк

Сима-ленд оставляет за собой право удалить опубликованный вопрос в любое время, а также самостоятельно определять срок, в течение которого вопросы считаются актуальными и на который они публикуются в рамках сайта Сима-ленд.

Мы не принимаем на себя обязательств сообщать пользователям о причинах отклонения вопросов и удаления ранее опубликованных вопросов.

Если пользователь задаёт вопрос, он соглашается получать уведомления от сайта Сима-ленд о новых ответах на свои вопросы.

Рекомендации для педагогов по использованию учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Светлячок» Старооскольского городского округа

Рекомендации для педагогов

«Логические блоки Дьенеша»

МБДОУ №10 г. Старый Оскол

Кубышкина Надежда Дмитриевна,

Бердюгина Тамара Васильевна

Логические блоки Дьенеша – это универсальная развивающая «игра на вырост» для детей от 2 до 10 лет. Играя, дети учатся выполнять логические операции: разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д. В процессе разнообразных действий с логическими блоками происходит овладение различными мыслительными умениями, развивается речь, пространственное воображение, творческие способности, навыки конструирования и моделирования.

Венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш создал простую и доступную игру в виде специальных блоков, которые называл «логическими». Разработанные в 1960-х годах и названные в честь автора, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются в различных вариантах исполнения (объёмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе.

Логические блоки Дьенеша – это и игра, и универсальное учебное пособие. В набор входят 48 фигур, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Это форма – здесь представлены круги, квадраты, треугольники и прямоугольники. Кроме того, фигуры отличаются по цвету (желтый, красный и синий), размеру (большой и маленький) и толщине (толстый и тонкий). Заметим, что в наборе нет ни одной повторяющейся фигуры.

Для маленьких детей Блоки Дьенеша представляют большой интерес. Их можно ощупывать, перекладывать, складывать друг на друга. Ребенок в игре знакомится с понятиями «цвет», «форма», «размер» и получает все те необходимые знания, без которых не может полноценно познать окружающий мир.

Детям старшего возраста логические блоки помогают овладеть мыслительными операциями и действиями важными для их полноценного развития: выявление свойств, их абстрагирование, логические операции, выделение лишнего, обобщение, знакомство с элементарной алгоритмической культурой мышления. Таким образом, блоки Дьенеша становятся незаменимыми помощниками в интеллектуальном развитии современных детей.

Приведем примеры игр с использованием блоков Дьенеша.

Игра «Что к чему подходит?»

Цель: классифицировать предметы по определенному признаку(по самостоятельно выделенным признакам — более сложный вариант игры, по заданным признакам – простой вариант игры).

Ход игры: дети распределяют фигуры на группы по определённому признаку:

– на две группы по размеру (большие и маленькие);

– на две группы по толщине (толстые и тонкие);

– на три группы по цвету (красные, желтые, синие);

– на четыре группы по форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники).

Игра «Классификация»

Цель: классифицировать предметы по двум (или нескольким признакам).

Ход игры: дети совместно с педагогом определяют принципы классификации фигур. Игру целесообразно проводить много раз, варьируя правила: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру.

Игра «Построй дорожку»

Цель: развитие логических представлений.

Ход игры: дети составляют дорожку из фигур по принципу чередования двух или нескольких признаков. Например: красная фигура – желтая фигура – красная фигура – желтая фигура – и т.д. Большая синяя фигура – маленькая желтая и т.д.

Игра «Отрицание»

Цель: знакомство детей с логической операцией «отрицание»

Ход игры: педагог предлагает детям выбрать из множества фигур только те, про которые можно сказать «НЕ ….». Например, педагог предлагает детям взять все НЕ круглые фигуры (исключение по одному признаку), не синие и не треугольные (2 признака) и т.п. В этой игре очень важно научить ребенка обозначать свойство классифицируемых фигур.

Игра «Найди бабочку»

Цель: закрепление понятий «цвет», «форма», «размер», «толщина», использование их в активной речи.

Ход игры: дети угадывают, под какой из фигур спряталась бабочка, называя при этом максимальное количество признаков.

В этой игре возможно использование схем-символов для составления описания фигур.

Игра «Подарки»

Цель: развитие творческого мышления, воображения, развитие умения использовать объекты для разных целей.

Ход игры : дети «превращают» фигуру (или несколько фигур) в предметы-подарки.

Игра «Сложи фигуры»

Цель: развитие пространственного мышления, развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру в пространстве.

Ход игры: детям предлагают создать постройку из фигур, опираясь на ее изображение в какой-либо одной плоскости (вид сверху, вид сбоку).

По трудности задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, и ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане, а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.

«Блоки Дьенеша – забавная игра

для развития и ума»

Играя в интеллектуальные игры с блоками Дьенеша, дети учатся решать логические задачи на классификацию и группировку предметов по различным свойствам, развивают речь, мышление и математические представления. Игры и упражнения с логическими блоками универсальны: их можно предложить детям на занятиях и в свободные часы, в образовательном учреждении и дома.

«Развитие у детей логического мышления, используя логические блоки Дьенеша»

1 «Развитие у детей логического мышления, используя логические блоки Дьенеша» Автор: Кривцова Татьяна Владимировна, воспитатель НДОУ (ЧУ) Детский сад «Золушка» В последнее время вопрос необходимости развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. В связи с появлением новых развивающих учебных программ в начальной школе, которые требуют от детей активной мыслительной деятельности для усвоения школьного материала. Поэтому для успешной предшкольной подготовки дошкольников требуется высокий уровень развития логического мышления и математических представлений. Логическое мышление у большинства детей развивается слабо и не обеспечивает в дальнейшем необходимого уровня развития понятийного абстрактно-логического мышления. Для того чтобы исправить данную ситуацию, необходимо проводить целенаправленную работу со старшими дошкольниками, используя инновационную технологию «Логические блоки Дьенеша». Для этого в группе созданы оптимально благоприятные условия для развития логического мышления, организуется предметно-развивающая среда, для этого приобретены учебно- игровые пособия «Логические блоки Дьенеша», альбомы: «Давайте вместе поиграем», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики», «Спасатели приходят на помощь», «Праздник в стране блоков», «Поиск затонувшего клада»; изготовлены карточки с логическими таблицами, схемы и т.д. (Фото 1) Возраст 5-7 лет является самым благоприятным (сензитивным) для развития логического мышления, при условии, что у детей сформировано наглядно-образное мышление. Но для того необходимо использовать игры и игровые упражнения с логическими блоками Дьенеша. Работа с детьми показывает, что применение данного игрового метода обучения позволяет наиболее эффективно использовать возрастные возможности ребенка. Использовать логические блоки можно, как часть организованно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, так и в совместной деятельности с детьми, применяя блоки в развивающих играх, сюжетно-ролевых играх и самостоятельной деятельности с детьми. Работу с детьми над развитием логического мышления можно выделить на следующие этапы: I этап — подготовительный; II этап — практический; III этап -творческий. На подготовительном этапе дети учатся сличать, выделять логические блоки по цвету, форме, размеру, величине. Называть самостоятельно

2 логический блок, характеризуя его свойства. Проводятся игры на выявление и абстрагирование свойств предметов. На практическом этапе дети учатся решать логические задачи на разбиение блоков по свойствам; развивается умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие. Игры включают в себя игровую деятельность на сравнение, классификацию и обобщение. На творческом этапе дети самостоятельно решают творческие задачи в альбомах: «Праздник в стране блоков», «Поиск затонувшего клада»; а также с помощью символов и схем, придумывают свои загадки, кодируя и декодируя свойства через карточки-символы, применяя их в разных видах деятельности. Данный этап включает себя игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями. В результате данной работы у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. Используя инновационную технологию «Логические блоки Дьенеша» у детей формируется логическое мышление, дети способны выполнять логические действия и операции, развивается память, внимание, восприятие. Развивается целенаправленность и самостоятельность в собственных действиях и формируется волевые усилия. Игры и игровые упражнения: «Помоги фигурам выбраться из леса» Цель: Развивать у детей умение ориентироваться на знаки символы отрицания свойств; развивать умение расшифровывать ( декодировать ) свойства Материал: Логические блоки или фигуры, схемы. Возраст: 5-7 лет Содержание: Перед детьми схема. На нем изображен лес, в котором заблудились блоки. Нужно им помочь выбраться из чащи. Сначала дети совместно с педагогом уточняют: знаки указывают, на какую дорожку нужно свернуть, чтобы выйти из леса. Затем дети разбирают блоки и по очереди «спасают» их. При этом объясняют вслух, почему следует повернуть на ту или иную дорожку ( «Потому что блок синий», «Потому что блок не синий и т.д.)» В дальнейших играх используются другие схемы и другие сюжеты. (Фото 2) «Засели домик» Цель: Развивать у детей умение ориентироваться на знаки символы свойств, анализировать и выявлять свойства, удерживать в памяти от одного до четырех свойств и находить нужный блок Материал: Логические блоки или фигуры, схемы. Возраст: 5-7 лет Содержание:

3 Перед детьми новый дом в городе логических фигур. Жители города блоки — должны в нем расселиться. Карточки с изображением символов данных свойств блока, служат подсказкой для нахождения нужного блока. Когда блок находят его «заселяют» на цифру-этаж Сначала начинают игру с одного или двух свойств, далее игру усложняют до четырех. (фото 3, 4) Игра «Мозаика цифр» Цель: Развивать у детей способность расшифровывать (декодировать ) информацию, изображенную на карточке; развивать умение выбирать блоки по заданным свойствам; упражнять в навыках вычислительной деятельности Материал: Логические блоки Дьенеша, карточки с примерами, 48 карточек с изображением символов из пособия «Давайте вместе поиграем» Возраст: 6-7 лет Содержание: Дети распределяют между собой карточки с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на своей карточке, «расшифровывает» её и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны, верно, должно быть заполнено 15 изображений. ( Фото 5) Игровое задание «Житейские истории» Цель: Развивать у детей способность анализировать обобщать заданные свойства, изображенные на картинке; развивать умение выбирать блоки по заданным свойствам; развивать целенаправленность. Самостоятельность у детей Материал: Логические блоки Дьенеша, альбом «Праздник в стране блоков» Возраст: 5-7 лет Содержание: Детям читается художественное произведение и дается абстрагированная картинка, выполненная в виде схемы с геометрическими фигурами с их заданными свойствами. Детям предлагается самостоятельно собрать картинку, ориентируясь на зашифрованную информацию. Игровое задание считается выполненным, если ребенок не ошибается в выборе фигур в соответствии с его зашифрованными свойствами. ( фото 6) Литература: З.М.Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» Белошинская «Развитие логического мышления у детей»

Читайте так же:  Какие льготы у детей инвалидов в москве

Учебно-игровые пособия логические блоки

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Леонтьева Татьяна Алексеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №25»

Населенный пункт: Томская область, г. Северск

В работе с детьми использую логические блоки Золтана Дьенеша. Игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно, два, три свойства одновременно.

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи: малыш строит высказывания, используя союзы «и», «или», охотно вступает в речевой контакт со взрослыми. Логические блоки являются отличными помощниками на физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.

Применяя логические блоки в качестве одного из эффективных средств развития мыслительной активности, разработала этапы ознакомления детей с новой игрой.

  • Внесение нового пособия (игры) в группу. Цель: знакомство детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, с понятиями «логический блок», «кодовая карточка».
  • Собственно игра. Цель: развитие логического мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия.
  • Самостоятельная игра с развивающим материалом. Цель: развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к конструированию и моделированию.
  • Занятия с использованием логических блоков Дьенеша. Цель: формирование представления о таких математических понятиях, как кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.

Предлагаемый опыт может быть использован педагогами, как общеобразовательных групп, так и в группах с ОВЗ.

Как знакомить детей с блоками?

Для начала познакомьте вашего воспитанника с блоками. Выложите перед ним набор и дайте вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их. Чуть позже предложите следующие задания:

  • Найди все фигуры такого же цвета, все фигуры треугольной формы, все большие фигуры и т.д.
  • Дай белочке все синие фигуры, котику – желтые, а лисичке – красные; или тем же зверушкам все круги, все большие фигуры и т.д.
  • Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

Игры и упражнения с блоками.

Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства, затем задания с карточками постепенно усложняются.

  1. Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигуры складываются в мешочек. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  3. Все фигуры снова складываются в мешок. Ребенок достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  4. Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина).
  5. Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
  6. Надо найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  7. Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).
  8. Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  9. Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами и блоками.

Вот описание некоторых игр.

Игра с одним обручем. На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним словом фигуры вне обруча.

Игра с двумя обручами. На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает ребенку встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей.

Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса: — Какие блоки лежат внутри обоих обручей? — Внутри синего, но вне красного обруча? — Внутри красного, но вне синего? — Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.

Игра с тремя обручами. В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, задача классификации блоков по трем свойствам. Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, чтобы образовалось 8 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри желтого — все большие. После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат:

1) внутри всех трех обручей;

2) внутри красного и синего, но вне желтого обруча;

3) внутри синего и желтого, но вне красного обруча;

4) внутри красного и желтого, но вне синего обруча;

5) внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;

6) внутри синего, но вне желтого и красного обруча;

7) внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча;

8) вне всех трех обручей?

В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только в математики, но и информатики, развитии речи, в рисовании, аппликации, конструировании, а так же в сюжетно-ролевых и театрализованных играх: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Литература:

1. Дьенеша «Давайте вместе поиграем», демонстрационный материал к логическим блокам Диагностика. Автор Б.Б. Финкельштейн, ООО «Корвет»

2. Страна Блоков и палочек Б.Б. Финкельштейн, ООО «Корвет»

3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., «Просвещение», 1981г.

Учебно-игровые пособия логические блоки