Наглядные пособия для детей с тнр

Содержание страницы:

Методическое пособие «Предложно-падежные конструкции в речи детей с ТНР»

Тамара Шифрина
Методическое пособие «Предложно-падежные конструкции в речи детей с ТНР»

Цель: формирование навыка правильного употребления предложно-падежных

конструкций детьми с ТНР при помощи схем и алгоритмов.

Задачи: — обучение правильному построению предложений с пространствен-

ными предлогами;

— закрепление умения согласовывать существительные с глагола-

ми, прилагательными, числительными;

— развитие зрительного, слухового внимания;

— закрепление умения читать схемы и алгоритмы.

Содержание: — ребенок рассматривает схемы предлогов, обозначающие предлоги

НА. НАД,ПОД,В, и т. п. и составляет предложения с предлогом по заданию

— логопед говорит предложение с пространственным предлогом

и просит ребенка найти соответствующую ему схему.

Логопедическая игра «Ученая улитка» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЧЕНАЯ УЛИТКА» (автор: учитель-логопед МБДОУ д/с №12 МО г-к Анапа Данилова Т. О.) Цель: развитие фонематического.

Наглядное пособие «Логопедический коврик» ГБОУ СОШ №3 СП ДС №7 «Ягодка» г. Чапаевск Авторы Борисова Н. В. Приданцева Н. В. Цель: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.

Логопедия > Наглядные пособия

Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. ФГОС. (тв) 2016, 192с., изд. Детство-Пресс

В книге представлено планирование коррекционно-развивающей работы в логопедической группе (с 3 до 7 лет) для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) по всем образовательным областям на три периода работы в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет», даются рекомендации по написанию рабочей программы учителя-логопеда и образец написания рабочей программы учителя-логопеда.

Популярное (Логопедия > Наглядные пособия)

Формируем навыки чтения. Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у с Подробнее

Обучение связной речи детей 4-5лет. Комплект наглядных пособий. Картинно-графические планы рассказов Подробнее

Самые нужные игры. Занимательная азбука. Разрезные дидактические карточки с картинками. Формат А4, и Подробнее

Обучение связной речи детей 5-6лет. Комплект наглядных пособий. Картинно-графические планы рассказов Подробнее

ИДО ДОУ. Планшеты для оформления стенда «Уголок логопеда» в групповой раздевалке. Формат А4, изд. Де Подробнее

ИДО ДОУ. Логопед советует. Формат А4, в п/э упаковке, изд. Детство-Пресс Подробнее

Наглядные пособия для детей с тнр

Учебно-методические пособия и дидактические материалы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В Образовательном учреждении имеются необходимые специальные учебные пособия и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, тяжелым нарушением речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, со сложными дефектами).

Учитель-дефектолог

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» Л.Б. Баряева, Е.А. Логинова, СПб ЦДК проф Л.Б. Баряевой, 2010.

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова

«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева СПб, Детство-Пресс, 2012

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубевал.

В. Лопатина, Н. А. Ноткина, Т. С. Овчинникова, Н. Н.Яковлева.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., СПб, 2014

«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова,

А.В. Лагутина М.: Просвещение, 2013.

Диагностические карты (по количеству детей).

Список детей для занятий с учителем-дефектологом.

Циклограмма профессиональной деятельности.

График работы дефектологического кабинета.

Журнал учёта посещаемости детьми коррекционных занятий.

Годовые задачи организации коррекционно – педагогической работы на учебный год.

Понедельное комплексно-тематическое планирование.

Тетради индивидуальной работы с воспитанниками.

Тетради рекомендаций учителя-дефектолога родителям воспитанников.

Журнал взаимосвязи учителя – дефектолога

с воспитателями групп и специалистами.

Календарный план работы на учебный год.

Консультативный материал для родителей (законных представителей),

О.Б. Иншакова «Альбом логопеда».

Л.Г. Парамонова «Ваш ребенок на пороге школы».

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный
и младший школьный возраст.

Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей.

А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика
и коррекция в детском возрасте

Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей
с отклонениями в развитии (наглядный материал).

С.Д. Забрамная «Диагностический материал»

В.С. Володина Альбом по развитию речи «Говорим правильно»

Пирамидки, матрешки, вкладыши деревянные, пазлы тематические, кубики, разрезные картинки, счетные палочки.

Сборные картинки – пазлы.

Сборные картинки – кубики.

Разборные игрушки: пирамидки, вкладыши.

Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток

Коробочки с сыпучими наполнителями, издающие разные звуки.

Деревянная головоломка, «Пифагор»,

Парные картинки, игра «Мемори»

Зашумлённые картинки и др.

Игры с прищепками.

Трафареты для обводки и штриховки.

Игры, упражнения для развития тонких движений пальцев рук и кистей.

Массажеры для рук.

Конструкторы, счетные палочки и др.

Цветные круги (красные, синие, зелёные).

Дидактическая игра «Ой, кто это?», «Ой, что это?» (деление слов на слоги)

Доска настенная (большая)- магнитно – маркерная.

Фонетические рассказы и сказки. Часть 1,2,3 ( для детей 5-7 лет) Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н.

200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет Костылева Н.Ю.

Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий по лексическим темам — раздаточный материал, плакаты.

Иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем – в книгах. Игры в картинках с предлогами.

Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.

Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала, что потом ». Схемы для составления описательных рассказов – мнемотаблицы.

Карточки на классификацию предметов.

Рассказы о временах года. Осень. Зима. Весна..

100 и 1 игра для развития ребенка. Г.Сташевская

Коврограф «ларчик» Харько Т.Г., Воскобович В.В.

Методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичева

«Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко

Методическое пособие «Альбом для логопеда» О.Б. Иншакова

Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет » альбомы №№ 1,2,3,4

Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2 для средней логопедической группы детского сада

Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2; №3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста

О.И. Крупенчук «Уроки логопеда» (комплексная методика подготовки ребенка к школе) для детей 4-6 лет

Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева «По дороге к азбуке» части №№ 3,4

«Математика в детском саду» Метлина Л.С.

«Развитие элементарных математических представлений» И.А.Морозова, М.А.Пушкарева

«Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития»

Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» (математика для детей 4-5; 5-6; 6-7)

Тетрадь с заданиями для развития детей «рисуем по клеточкам» Тетрадь №1; №2

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : СПб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

СПб.: Детство-Пресс, 2003.

3. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.: Издательство «Лань», 1999.

4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

Читайте так же:  2.3 налог на прибыль

6. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 1998

7. Крупенчук О. И, Воробьева Т. А. Мяч и речь. СПб, 2001

8. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! СПб, 2001

9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999.

10.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: Детство-Пресс, 2004.

11. Баряева Л.Б. Интегративная модель СПб 2005

12. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Изд: М.:Айрис-пресс 2005г.

13. Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России, 2000г

14. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М.: «Академия» 2002г.

15. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал). «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2007г

16. С.Д. Забрамная «Диагностический материал» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»: 2000г

17. В.С. Володина Альбом по развитию речи «Говорим правильно» М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС» 2006г.

Многофункциональные игровые пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с ТНР.

1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9» Учитель-логопед Позднякова О.А. Многофункциональные игровые пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с ТНР. Аннотация Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими тяжелыми нарушениями речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта, неоднородностью клинических проявлений, нарушением общей и мелкой моторики, соматической ослабленностью. Одним из самых эффективных методов коррекционной работы являются дидактические игры. Многофункциональные пособия, обеспечивающие возможность использования большого количества дидактических игр, значительно повышают эффективность коррекционной работы, особенно игры в сочетании с движением, что к тому же способствует одному из важнейших требований ФГОС здоровьесбережению. В последние годы особую актуальность приобрела проблема помощи детям с ОВЗ. Дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) приравнены к детям с ограниченными возможностями здоровья. Одним из методов коррекции речевых нарушений является использование дидактических игр. Особое значение приобретают те игры, которые способствуют здоровьесбережению. Поэтому в коррекционной работе мной используются пособия и игры собственной разработки в соответствии с этим принципом. С помощью таких многофункциональных дидактических игр решаются не только коррекционные задачи, но и образовательные, воспитательные. Дидактические игры с использованием предложенных многофункциональных пособий направлены на развитие всех сторон речи: лексико-грамматической; фонетикофонематической; связной речи и автоматизацию звуков. Предложенные пособия не привязывают ребенка к классическим упражнениям за столом, а предполагают выполнение заданий в сочетании с движением, игры с ними способствуют развитию общей и мелкой моторики, развитию физиологического дыхания и направленной воздушной струи, что способствует здоровьесбережению.

2 Пособия могут использоваться как на индивидуальных занятиях, в работе в парах, подгрупповых и фронтальных занятиях. Возможно использование пособий учителями логопедами, дефектологами, воспитателей групп компенсирующей и общеразвивающей направленности, родителями. Предназначены для работы с детьми разных возрастов, позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Игры с предложенными пособиями способствуют здоровьесбережению, как одному из современных требований обучения детей с ОВЗ в условиях ФГОС. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. Пособия постоянно могут пополняться новыми элементами. Многофункциональные игровые пособия в играх с двигательной активностью: «Волшебные дорожки» «Цветик семицветик» «Цветной коврик» «Путешествие шарика» «Домик» «Звуковые дорожки» «Круги чудес» «Волшебная коробочка» Цель использования пособий: коррекция речевых нарушений детей с ТНР С помощью игровых пособий можно решать следующие задачи: Совершенствовать звукопроизношение ребенка. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки на всех этапах введения в речь. Активизировать словарный запас. Способствовать формированию грамматических стереотипов словоизменения и словообразования. Развивать фонематическую сторону речи Развивать физиологическое дыхание, правильный речевой выдох Формировать навыки связной речи Способствовать развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания. Способствовать развитию произвольной памяти, зрительного восприятия, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и классификации Развивать мелкую и общую моторики, координацию движений.

3 Пособия делают содержательнее процесс обучения, занимательнее и способствуют здоровьесбережению, как одному из современных требований обучения детей с ОВЗ в условиях ФГОС. 1.Многофункциональное игровое напольное пособие Волшебные дорожки. Материал к игре: напольное полотно(3 метра) из плотной бумаги с наклеенными картинками. Основные картинки это дорожка из следов ступней ребенка разноцветных цветов, показывающие направление движения и в зависимости от игры символизирующие выполнение заданий определенной направленности, и дорожка разноцветных следов «невиданных зверей». Также имеются на игровом поле картинки «полянки», обозначающие задания и картинки «цветы» с написанными на них цифрами от 1 до 10. В комплект также входят: мяч, большой кубик с точками от 1 до 6, набор разноцветных карточек, символизирующих определенные задания. К этому пособию разработаны 6 дидактических игр с огромным количеством игровых упражнений. 1. Игра «Волшебные шаги» Дети, шагая по следам любой из дорожек, выполняют различные упражнения, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков (проговаривают сложные слоги, слова, пары слов и т.д.) 2. Игра «Путешествие с мячом» Передвигаясь по следам, ребенок с каждым шагом ловит бросаемый педагогом или другим ребенком мяч и отвечает на поставленный вопрос или выполняет необходимое задание («Назови овощи», «Один-много», «Подбери действие», «Назови первый звук в слове звук» и т.д). Игра может проходить в виде соревнования, когда дети по очереди проходят по всем следам волшебной дорожки, и в конце определяется победитель, который не допустил ни одной ошибки. 3.Игра «Ходилки с картинками»

4 Около следов раскладываются картинки в зависимости от поставленных целей и задач. В этой игре могут быть использованы все возможные варианты игр с картинками. Ребенок шагает по следам и называет разложенные рядом картинки. Удобнее использовать дорожку с разноцветными следами ступней. 4. Игра «Конверты — сюрпризы» В игре используются конверты с различными заданиями и кубик с точками от 1 до 6. Около определенных следов кладутся конверты с заданиями. Ребенок бросает кубик, который определяет, на какое количество шагов нужно пройти, и выполняет то задание, которое предлагается в конверте. В конверте могут быть задания с картинками на автоматизацию звуков, на звуковой анализ или синтез, на развитие познавательной деятельности, на совершенствование мелкой моторики (например: выложить из палочек фигуру, нарисованную на листочке, из палочек или из крупы и т.д.). Выбор заданий определяется поставленными задачами и фантазией логопеда. 5.Игра «Сосчитай цветы» Задачи: формировать математические представления, учить согласовывать числительные с существительными в различных падежах. Варианты игровых упражнений: Посчитать предмет до 5 (10), шагая по цветочкам (одна ручка, две ручки и т.д.). «Прослушай, сколько раз я хлопну в ладоши, и подойди к соответствующей цифре» Посчитать количество предметов и стать на цветочек с соответствующей цифрой Бросив кубик, прошагать к выпавшему цветку и составить предложение с данной цифрой на цветке. Назвать соседей числа. 6.Игра «Путешествие с кубиком по разноцветным следам или по следам невиданных зверей» В игре используется кубик с точками от 1 до 6 и предметные картинки в зависимости от поставленных задач: автоматизации звуков или работы по лексическим темам или упражнения на развитие звукобуквенного анализа или синтеза. 2.Пособие «Цветик семицветик» Пособие «Цветик семицветик» представляет собой большой цветок, на разноцветных лепестках которого расположены кармашки для картинок. Лепестки цветка раскладываются на полу и все задания выполняются в движении. На сердцевину цветка кладутся определенные картинки, которые нужно выбрать детям в соответствии с поставленной задачей.

5 Варианты игровых заданий: «Подбери картинку, соответствующую схеме звукового состава слова(слогового, места звука в слове и т.д), которая находится на твоем лепестке. «Выбери лишнюю картинку и положи на сердцевину цветка» «Отбери картинки, соответствующие лексической теме, и положи их в кармашек на своем лепестке». «Найди пару своей картинке» «Собери части картинки и составь по ней рассказ». В этой игре можно использовать практически любой картинный материал и разработать варианты игр, соответствующих определенной коррекционной задаче. 3. Пособие «Разноцветный прямоугольник» Напольное пособие «Разноцветный прямоугольник» представляет собой большой прямоугольник, разделенный на 9 прямоугольников. Это пособие также предполагает движение при выполнении определенных заданий. Это пособие способствует закреплению знаний основных цветов, пространственных ориентировок на плоскости, развитию обшей и мелкой моторики, а также коррекции речевых нарушений, как лексической стороны, так и грамматических категорий. Варианты игровых заданий: «Положи игрушку на верхний левый квадрат или выбери предмет, расположенный между» «Подойди и встань на квадрат, где лежит картинка соответствующая твоей схеме» «Пройди по тем квадратам, где лежат картинки, с изображением, например, домашних животных. «Разложи картинки или предметы в соответствии с заданным цветом» «Разложи картинки (муляжи) овощей на верхнем ряду пособия, ягоды на среднем, фрукты на нижнем» и т.п. 4. «Путешествие шарика»

Читайте так же:  Адвокат владимир ильич

6 Это пособие представляет коробку с прикрепленными конвертами для смены картинок и «препятствиями» — ловушками для небольшого шарика из пенопласта и пластмассовой трубочки. Ребенку предлагается дуть в трубочку так, чтобы шарик перемещался по полю от старта до финиша. Шарик может перемещаться в разных направлениях, но при попадании в определенную «ловушку», выполняется задание по предложенным картинкам. Это пособие способствует развитию направленной воздушной струи, а также коррекции звукопроизношения, связной речи и других сторон речевой деятельности. Могут использоваться любые упражнения с картинками. Варианты игровых заданий: «Придумай с данной картинкой предложение» «Назови слово по слогам» «Посчитай слова до 5» и т.п. «Домик» Настенное пособие сделано из плотного разноцветного картона с кармашками в три ряда для предметных картинок. Ребенок стоя выполняет определенные задания с картинками по лексическим темам или звукобуквенному анализу или синтезу. Примерные виды заданий: «Выбери и поставь в домик картинки со звуком Р» «Поставь в кармашки картинки в зависимости от места звука в слове» «Убери лишнюю картинку» «Расставь на первый ряд картинки с домашними животными, на второй с дикими» «Звуковые дорожки» Настенное пособие «Звуковые дорожки» представляет собой плакат с кармашками для смены картинок и набора таковых и дорожек, показывающих направление движения. Это пособие может использоваться и как настольное. В данном случае можно использовать маленькие игрушки для перемещения по дорожкам пособия. Используется при автоматизации звуков в словах, развития фонематического восприятия, навыков звукового анализа слова, развития лексико-грамматических представлений, связной речи, внимания и памяти. Примерные виды заданий:

7 «Вспомни, как правильно произносится звук. Выбери дорожку. Веди пальчиком по дорожке, называя слова. Не забывай правильно произносить звук». «Пройди по дорожке, называя слова, которые начинаются со звука» «Пройди по дорожке и называй слова, которые отвечают на вопрос КТО?; пройди по дорожке и называй слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?» «Пройди по дорожкам, называя слова с прилагательными». «Произнеси слово, раздели на слоги, выдели ударный. «Вспомни слова, которые ты произнёс и запомнил». «Придумай предложения со словами, которые ты запомнил». «Диски с прищепками» Самодельная пирамидка с набором дисков с изображение картинок, схем. В набор входят прищепки, стрелка, определяющая правильность выбора картинки и набор картинок. В игре могут отдельно использоваться диски с картинками и прищепками, определяющими выбор картинок, так и сама пирамидка, на которую надеваются эти диски, и прищепки. В данном случае правильность ответа может определять и стрелка и прищепки. Варианты игровых заданий «Выбери картинку со звуком Л и положи ее под соответствующую букву( к картинкам, про которые можно сказать «моя» и т.п.» «Покажи стрелкой слово, в котором есть звук.( слог ) или которое начинается на определенный звук» «Найди детеныша животного и прикрепи к его изображению прищепку» «Сними прищепки с картинок на диске и составь с этими словами предложение» «Прикрепи прищепку к картинке в зависимости от места звука в слове» «Волшебная коробочка» Коробка с отверстиями, листы с изображением картинок на разные звуки, шарик, кубик с точками. Игры с пособием способствуют коррекции звукопроизношения, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи, направленной воздушной струи. Выбор слов определяется броском кубика или задуванием шарика. Варианты игровых заданий:

8 «Брось кубик и назови слово, на картинку с которым он попал столько раз, сколько точек выпало на кубике» «Составь предложение с картинкой, на которую попал кубик с таким количеством слов, сколько точек выпало на кубике» «Сдуй шарик, придумай предложение с выбранным словом» «Попади шариком в два отверстия и объедини слова в одно предложение» Речевые игры с использованием предложенных многофункциональных пособий способствовали улучшению качества усвоения материала воспитанниками. Пособие «Волшебные дорожки» было апробировано в качестве одной из методических разработок в учебном году, что значительно повысило эффективность проводимой коррекционной работы. По результатам итогового мониторинга результативность составила 88%, что на 5% выше предыдущего года Использование предложенных пособий способствует развитию практически всех сторон речевой деятельности, развивает познавательную сферу, общую и мелкую моторику. Нестандартность проведения занятий, когда дети постоянно находятся в движении, но в тоже время активно вовлечены в коррекционный процесс, помогает осуществить одно из главных современных требований в обучении детей с ОВЗ здоровьесбережение. Ну и кроме того, игры с пособиями создают положительный эмоциональный настрой, дети с удовольствием шагают и по следам невиданных зверей в пособии «Волшебные дорожки», и по разноцветным полям «Чудесного квадрата» «Цветике семицветике». и раскладывают картинки на большом В процессе использования многофункциональных игровых пособий замечено повышение интереса у детей к логопедическим занятиям, улучшение психологического микроклимата в коллективе. Игры воспитывают у детей настойчивость и целеустремленность. Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал и фантазию. Литература: 1. Использование логопедических игр в логопедической работе / Сост. Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева. М., Кичигина О.В. Рабочая программа учителя-логопеда дошкольной образовательной организации / Под. Ред. Доц. Н.Н. Яковлевой-М.:УМЦ «Добрый мир», Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. 3-е изд. М.: Просвещение, Логопед у вас дома / Т.А. Ткаченко. М.: Эксмо, Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей.: пособие для педагогов и родителей / Т.А. Куликовская. М.: ГНОМ, Сборник логопедических упражнений / Я.Л. Юдина, И.С. Захарова. М. : ВАКО, 2011.

Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи ФФН и ОНР

Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи ФФН и ОНР.

Предлагаемый методический материал предназначен для занятий дома с детьми, имеющими системные нарушения речи (фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи).

В пособие включены примерный лексический материал по темам, примерный Словарь, словарь действий и признаков, а также тексты загадок и стихов, игры, упражнения и т.п. для развития внимания, памяти, восприятия, мышления, творческих способн .

Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи ФФН и ОНР.

Предлагаемый методический материал предназначен для занятий дома с детьми, имеющими системные нарушения речи (фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи).

В пособие включены примерный лексический материал по темам, примерный Словарь, словарь действий и признаков, а также тексты загадок и стихов, игры, упражнения и т.п. для развития внимания, памяти, восприятия, мышления, творческих способностей детей с указанными нарушениями речи.

Материал основан на практическом опыте Специалистов и адресован родителям, воспитателям Логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, а также всем, кого интересуют проблемы развития речи детей дошкольного возраста.

Полезные материалы

Дидактические пособия по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в старшей группе для детей с ОНР.

Курочкина Т.А., учитель–логопед первой квалификационной категории, г. Белоярский.

Пособие: “Путешествие с признаками”.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения находить сходства между объектами, сравнивать объекты по нескольким признакам; развитие воображения; воспитание умения выслушивать друг друга, дожидаться своей очереди, следовать правилам игры.

Описание: пособие состоит из картинки паровоза, набора картинок и схем имен признаков.

Задание: логопед предлагает ребенку выбрать картинку и соединить ее с паровозиком с помощью колеса- признака. Ребенок называет, чем похожи по данному признаку два объекта. Игра продолжается аналогично, пока есть признаки и интерес детей. Например: Чем похожи улитка и листик? У улитки спинка по рельефу шершавая и листик по рельефу шершавый. А чем могут быть похожи листик и кораблик по влажности? Кораблик мокрый, потому что в воде, а листик мокрый после дождя.

Пособие: “Опиши объект”.

Цель: формирование умения описывать объект по имеющимся признакам.

Описание: карта, на которой изображен объект и набор карточек – признаков.

Задание: дети выбирают карточку, называют объект природного или рукотворного мира, выкладывают признаки и описывают объект по имеющимся признакам.

Пособие: “Дорожка признаков”.

Цель: развитие умения описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака сего графическим обозначением; формирование у детей умения сосредотачивать внимание, воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности.

Читайте так же:  Росгосстрах осаго екатеринбург адрес

Описание: в комплект пособия входят дорожки, на которых изображен определенный признак, картинки объектов.

Задания: дети выбирают карты с признаком и по сигналу отбирают нужные объекты по своему признаку.

Дети выбирают карты с признаком. Ведущий показывает картинку и спрашивает: “У кого ароматная груша?” (синяя машина, резиновый мяч, пушистая кошка). Ребенок объясняет свой ответ, и если он правильный, получает картинку, если нет, то дети исправляют ошибку и карточка не засчитывается. Победил тот, кто первым собрал дорожку.

Пособие “Поезд звуков”

Цель: формирование умения выстраивать линию объектов по заданному звуку, объяснять свой выбор.

Описание: пособие выполнено в виде паровозика, каждый вагончик имеет кармашек. В паровоз ставится заданный звук – буква, в вагоны заселяются картинки объектов с заданным звуком.

Задание: предлагаем ребенку отобрать картинки объектов по заданному звуку в начале слова (далее усложнение : в середине, в конце слова) и распределить по вагонам. На следующей станции везет другой звук – буква и дети отбирают другие объекты. И составить рассказ, в котором будут присутствовать картинки- названия объектов.

Пособие “Поезд времени”.

Цель: формировать умение выстраивать линию развития событий по времени, в логической последовательности и побуждать составлять рассказ.

Описание: пособие выполнено в виде паровозика, каждый вагончик имеет кармашек, в который вставляются картинки в логической последовательности.

Задание: предложить ребенку выбрать от 3 и более картинок, разложить их в нужной последовательности и составит рассказ.

Цель: развивать речь ребенка через называние имен признаков и их значения. Рассказывать об объекте , используя значки – признаки. Развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве, знание направлений по часовой стрелке, против часовой стрелки, слева, справа.

Описание: данное пособие оформлено в виде игрового поля – прямоугольника, по краям которого расположены значки признаков. Они закрыты карточками разного цвета – 6 красных, 6 желтых и 5 зеленых. К о полю прилагаются “зашифрованные” карточки, на которых приклеены 3 круга красного, желтого и зеленого цветов с цифрами от 1 до 6 и стрелкой направления (по часовой или против часовой стрелки).

Задание: ребенок по выбранной карточке- шифровке находит расположение трех признаков. Например, первый красный по часовой стрелке, второй синий против часовой стрелки, третий желтый по часовой стрелке. Открываем зашифрованные схемы признаков и описываем по ним объект.

Пособие “Расскажи про нового соседа”

Цель: упражнять детей в умении подбирать значение к признаку, рассказывать об объекте используя признаки, развивать связную речь.

Описание: данное пособие оформлено в виде карточек, разделенных на шесть частей. Через клетку изображены три признака. К карточкам прилагаются картинки.

Задание: дети берут карточку, ставят картинку в пустую клетку между значками – признаками и рассказывают о соседе – объекте на картинке по близлежащим признакам.

Пособие “Путешествие по миру”.

Цель: развивать связную речь, расширять и кругозор детей, закреплять знания о природном и растительном мире.

Описание: квадрат с 8-ю карманами и стрелкой, картинки природных уголков планеты, карточки- схемы.

Задание: ребенок при помощи стрелки выбирает любой уголок планеты и рассказывает по плану в виде картинок- схем рассказ.

Цель: обучать детей послоговому чтению, закреплять звуки речи.

Описание: данное пособие выполнено в виде солнца. В центре расположен желтый круг с кармашком, в который помещается буква синего, зеленого или красного цвета. На лучах солнца располагаются также буквы соответствующего цвета.

Задание: ребенок читает слог, придумывает слогом слово, с этим словом предложение, составляет рассказ.

Пособие “Умные планшеты”

Цель: закреплять представление детей о предложении, упражнять в составлении предложений из слов по заданной схеме.

Описание: пособие состоит из 18 двухсторонних карточек – планшетов формата А4. В верхней части лицевой стороны планшета находится значок признака, в нижней части расположен кармашек, в который вставляется предметная картинка. На оборотной стороне планшета размещены 2 кармана, верхний – для схемы предложения, нижний – для схемы предлогов.

В пособие входит набор предметных картинок, набор карточек со схемами предложений и предлогов.

Задание: ребенку предлагается выбрать картинку, затем ребенок вставляет картинку в нижний карман первой стороны, взрослый дает задание придумать предложение по схеме, с объектом и признаком по карточке. В начальном этапе, схема предложения состоит из двух слов, признака и объекта. Затем предложение усложняется, и его составляют из трех слов_ объект, признак и действие.

Когда ребенок усвоил составление предложения из трех слов, взрослый предлагает ставить предложение из 4- х слов, где четвертое слово – предлог.

Пособие: “Придумаем рифмованные строчки”

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Задание: логопед предлагает детям выбрать какую – либо рифмованную пару (для начала — существительные) и сочинит рифму следующим образом: “Жил – был кто-то и был похож на что- то”.

Пособие “ Волшебные слова”.

Цель: развивать умение образовывать, изменять, согласовывать слова.

Описание: карточки- символы: “живое – неживое”, “скажи ласково”, “он, она”, “один- много”, “назови чей?”, “скажи наоборот”, “большой, еще больше, самый большой”, “скажи так же”, “слово одно, а значений много”, “родственные слова”, “место звука в слове”, “паспорт звука”, “количество слогов”. Весь набор в цветном и черно- белом варианте.

Задание: ребенку предлагается карточка, при помощи которой он может выполнить соответствующее задание. Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков. Можно дифференцированно подходить к заданию, зная особенности детей. Это универсальное пособие, которое можно использовать во всех видах работы (индивидуально, с группой детей и фронтально). Сначала дети работают с цветным комплектом, затем с черно – белым.

Пособие “Составь предложение”.

Цель: Способствовать развитию умения различать структурные компоненты речи, развивать умение строить разнообразные по структуре предложения.

Описание: схемы предложения.

Задание: эта модель помогает ребенку легче, осознанней и быстрее понять сложную иерархичную структуру речи человека (текст, предложение, слово, слог, буква и звук); и усвоить порядок слов в предложениях различных типов.

Цель: развитие умения составлять последовательные перессказы и рассказы, с опорой на мнемодорожки.

Описание: карточки с реальным или схематичным изображением текста, который нужно пересказать или составить рассказ.

Задание: ребенку предлагается составить рассказ, план которого выкладывается по ходу рассказа. Речь сопровождается показом мнемодорожки

Пособие “Задаем вопросы”

Цель: Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам, классифицируя их.

Описание: карточки с вопросами, полоски, разделенные на 3 квадрата, в четвертом стоит знак вопроса.

Задание: ребенок, используя карточку с определенным видом вопросов, учится задавать различные типы вопросов и правильно их формулировать. Особое внимание уделяется месту вопросного слова в формулировке вопроса.

Цель: способствовать обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи детей.

Описание: пособие представляет собой 2-3 подвижных круга, имеющих общую ось и разделенных на сектора. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта.

Задание: ребенку предлагается совместить сектора на большом и малом круге и выполнить задание (например, “Что сначала, что потом?, “Сосчитай объекты”, “Придумай историю” .

Цель: Способствовать усвоению модели систематизации объектов.

Описание: таблица с пятью или девятью экранами.

Задание: предлагаемая детям таблица с девятью экранами способствует пониманию детьми способов систематизации объектов. Знакомит детей с системой (объект в настоящем, прошлом и будущем), надсистемой (место объекта в настоящем прошлом и будущем) и подсистемой (части объекта в настоящем, прошлом и будущем). Сначала дети заполняют таблицу вместе с педагогом. Затем, по мере овладения навыками схематизации, самостоятельно.

Пособие: “Составления рассказа по схеме”.

Цель: учить детей составлять описательные рассказы об объектах по схеме.

Описание: схема для составления рассказа, объект или картинка для описания.

Задание: ребенку предлагается описать объект (натуральный или изображенный на картинке) по схеме.

Пособие “Опиши объект или явление

(игрушки, животные, птицы, одежда, овощи и фрукты, время года, посуда )

Цель: Способствовать усвоению модели составления описательного рассказа.

Описание: схемы составления описательных рассказов.

Задание: Ребенку предлагается составить рассказ с опорой на схему. Данная модель является для ребенка планом составления описательного рассказа. Помогает наполнить его содержательно.

Наглядные пособия для детей с тнр