Стаж до 2007 года и после

Содержание страницы:

Как считается общий трудовой стаж работникам, которые служили в армии по призыву или по контракту, — один день службы за 2 рабочих дня? Как считается общий трудовой стаж для работников, которые принимали участие в боевых действиях в Чечне, — один к двум или одним к трем? Включается ли период службы в армии (как по контракту, так и по призыву) в страховой стаж для целей назначения пособия по временной нетрудоспособности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Военная служба (как по контракту, так и по призыву) включается в страховой стаж для целей назначения пособия по временной нетрудоспособности.

Лицам, служившим в армии (как по контракту, так и по призыву), период службы засчитывается в страховом стаже день за день.

Страховой стаж заменил собой непрерывный трудовой стаж, применявшийся до 1 января 2007 года при определении размера пособий по временной нетрудоспособности.

День службы по контракту до 1 января 2007 г. засчитывается и в страховой стаж, и в непрерывный трудовой стаж как один день.

День службы по призыву до 1 января 2007 г. засчитывается в страховой стаж как один день, а в непрерывный трудовой стаж — как два дня. Если непрерывный стаж до 1 января 2007 г. больше страхового, именно он учитывается при определении размера пособия.

Периоды прохождения военной службы работниками, которые принимали участие в боевых действиях в Чечне, засчитываются в страховой стаж по общим правилам.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Кроме того, в страховой стаж наравне с вышеуказанными периодами засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ч. 1.1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ). Таким образом, в страховом стаже можно выделить нестраховые периоды, когда работник не подлежал обязательному социальному страхованию, но эти периоды, тем не менее, включаются в его страховой стаж и, соответственно, влияют на размер пособия по временной нетрудоспособности. К таким периодам относится, в частности, военная служба (по призыву и по контракту).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее — Правила). Поскольку специальных правил учета в страховом стаже нестраховых периодов не установлено, то такие периоды засчитываются в страховой стаж в общем порядке: один день службы учитывается как один день страхового стажа.

Следовательно, периоды военной службы (и по призыву, и по контракту) засчитываются в страховой стаж по общим правилам: один день службы как один день страхового стажа.

Однако следует иметь в виду, что страховой стаж заменил собой непрерывный трудовой стаж, применявшийся до 1 января 2007 года при определении размера пособий по временной нетрудоспособности. Как следует из ч. 2 ст. 17 Закона N 255-ФЗ, работодателю необходимо сравнить страховой стаж работника за период до 1 января 2007 года, исчисленный в соответствии с Законом N 255-ФЗ, с непрерывным трудовым стажем работника, исчисленным за тот же период в соответствии с действовавшими ранее нормативными правовыми актами. Если продолжительность страхового стажа окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа, то за период до 1 января 2007 года учитывается непрерывный трудовой стаж.

До 1 января 2007 г. непрерывный трудовой стаж работника определялся по Правилам исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 N 252. Согласно п. 8 этого документа служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также служба в составе Министерства внутренних дел СССР засчитывалась в непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу не превысил трех месяцев.

При этом в непрерывный трудовой стаж, исчисляемый за период до 1 января 2007 г., военная служба засчитывается по правилам, установленным п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Так, время прохождения гражданами военной службы по правилам, установленным этими нормами, засчитывалось в непрерывный трудовой стаж, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превышал одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляла 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва. При этом один день военной службы по контракту засчитывался в стаж как один день работы, а один день военной службы по призыву — за два дня работы. Аналогичные разъяснения содержатся в п. 11 письма ФСС РФ от 25.10.2002 N 02-18/05-7418.

Таким образом, необходимо посчитать страховой стаж работника за период до 1 января 2007 г. и непрерывный трудовой стаж до 1 января 2007 г. Большую величину принимаем за страховой стаж. К результату надо прибавить все периоды, включаемые в страховой стаж после 1 января 2007 г. (военная служба, которая имела место после 1 января 2007 г., засчитывается в общем порядке). Получившийся результат и есть страховой стаж работника для целей оплаты листка нетрудоспособности.

Подсчитанный страховой стаж работника необходимо указать в листке нетрудоспособности. В соответствии с п. 66 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, в строке «Страховой стаж» в ячейках «[][] лет», «[][] мес.» указывается количество полных лет, месяцев деятельности работника, учитываемой в страховом стаже в соответствии с законодательством РФ. В строке «в т.ч. нестраховые периоды» в ячейках «[][] лет», «[][] мес.» указывается количество полных лет, месяцев прохождения работником военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом N 4468-I, которую работник проходил с 1 января 2007 года. Следовательно, нестраховые периоды должны быть учтены при заполнении бланка дважды: сначала при указании общей продолжительности страхового стажа в качестве его составляющей, а затем при заполнении строки «в т.ч. нестраховые периоды»*(1). Обратите внимание, что в строке «в т.ч. нестраховые периоды» указывается только продолжительность службы с 1 января 2007 года. Если работник проходил службу до этой даты, она учитывается только при заполнении строки «Страховой стаж».

Отметим, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 января 1993 г. N 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Частью второй этой статьи предусмотрено, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Однако аналогичного правила для целей исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, а также страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности законодательство не содержит. Поэтому полагаем, что периоды прохождения военной службы работниками, которые принимали участие в боевых действиях в Чечне, засчитываются в страховой стаж по общим правилам.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

22 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Смотрите также ответ специалиста регионального отделения ФСС (Вопрос: Нужно ли включать в страховой стаж периоды службы в вооруженных силах и органах МВД (служба до и после 01.01.2007)? Как определить нестраховые периоды страхового стажа? («Отдел кадров коммерческой организации», N 9, сентябрь 2014 г.)).

Включается ли военная служба по призыву в страховой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности?

Включается ли военная служба по призыву в страховой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности?

Как отражается период военной службы в новой форме листка нетрудоспособности в строках «страховой стаж», «в т.ч. нестраховые периоды»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Военная служба по призыву подлежит включению в страховой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности.

Период военной службы в новой форме листка нетрудоспособности должен быть учтен в строке «страховой стаж» в общем периоде страхового стажа. Период военной службы после 1 января 2007 года должен быть также отражен в строке «в т.ч. нестраховые периоды».

Читайте так же:  Как заплатить налог от продажи автомобиля

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности определяется в зависимости от страхового стажа работника.

Согласно ч. 1.1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж для получения пособия по временной нетрудоспособности засчитываются, в частности, периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1).

Исчисление периодов службы производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91).

Следовательно, военная служба по призыву учитывается в страховом стаже день за день.

Обращаем внимание, что применяемый в настоящее время страховой стаж заменил собой непрерывный трудовой стаж. Один день службы в армии по призыву засчитывается в непрерывный трудовой стаж как два дня, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва (п. 3 ст. 10, п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п. 11 письма ФСС России от 25.10.2002 N 02-18/05-7418).

Согласно же ч. 2 ст. 17 Закона N 255-ФЗ в случае, если продолжительность страхового стажа, исчисленного за период до 1 января 2007 г., окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица.

Таким образом, лицам, служившим в армии после 1 января 2007 г., период службы всегда засчитывается в страховом стаже день за день. День службы по призыву до 1 января 2007 г. засчитывается в страховой стаж как один день, а в непрерывный трудовой стаж — как два дня. Если непрерывный стаж до 1 января 2007 г. больше страхового, именно он учитывается при определении размера пособия.

В страховом стаже выделяются так называемые нестраховые периоды, когда работник не подлежал обязательному социальному страхованию, но эти периоды, тем не менее, включаются в его страховой стаж. Военная служба относится как раз к таким периодам.

Как заполнять соответствующие строки в новой форме бланка больничного, сказано в п. 66 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.

В строке «Страховой стаж» указывается количество полных лет и месяцев деятельности работника, учитываемой в страховом стаже в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В строке «в т.ч. нестраховые периоды» указывается количество полных лет и месяцев прохождения работником военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом N 4468-1, с 1 января 2007 года.

Таким образом, период военной службы в новой форме листка нетрудоспособности должен быть учтен в строке «страховой стаж» в общем периоде страхового стажа. Период военной службы после 1 января 2007 года должен быть также отражен в строке «в т.ч. нестраховые периоды».

Например, если работник имеет страховой стаж — 2 года, из которых 1 год составляет военная служба по призыву, пройденная работником после 1 января 2007 года, то в строке «страховой стаж» необходимо отметить 2 года, а в строке «в т.ч. нестраховые периоды» — 1 год.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Непрерывный стаж после увольнения по собственному желанию

До 2007 года применялось понятие «непрерывный трудовой стаж», когда еще имели юридическую силу «Правила исчисления непрерывного трудового стажа…», утвержденные Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 года №252. Сейчас этот документ недействителен, и теперь вместо «трудового стажа» используется формулировка «страховой стаж», но в некоторых случаях для различных расчетов эти два понятия неразрывно дополняют друг друга, поэтому старые законодательные акты, утратившие юридическую силу, до сих пор остаются актуальными.

Сам порядок исчисления стажа регламентируется ст. 16 ФЗ «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 №255-ФЗ, согласно которой для определения размеров пособий в связи с беременностью, родами или безработицей в страховой стаж входят все периоды трудовой деятельности на государственной, муниципальной или иной работе, в течение которых производилось социальное страхование работника и начислялись выплаты. Кроме того, в периоды страхового стажа входит и иная деятельность, как это было и до 2007 года:

  • Служба в рядах ВС РФ.
  • Периоды, во время которых уволенные в связи с беременностью или рождением ребенка из ВС РФ или КГБ женщины получали соответствующие пособия при условии, что они вышли на работу до достижения их ребенком 1,5 лет.
  • Прохождение курсов повышения квалификации, если этому предшествовала служба в рядах ФСБ, КГБ, ВС или МВД.
  • Обучение в школах и профессиональных училищах, если перерыв между получением аттестата (диплома) и трудоустройством на работу не превышает 3-х месяцев.
  • Производственная практика или работа во время обучения в ВУЗе или ССУЗе.

На данный момент от трудового стажа не зависят практически никакие выплаты, в то время страховой стаж имеет значение для пенсий и расчета больничного, который рассчитывается следующим образом:

  • Оплачивается на 100%, если работник имеет более 8 лет стажа без перерывов.
  • При стаже от 5 до 8 лет оплата больничного производится на 80%.
  • Если стаж составляет от 1 до 5 лет, то листок нетрудоспособности оплачивается на 60%.

Таким образом, трудовой и страховой стажи – это два разных понятия, причем первый может быть значительно больше, чем второй. Многих интересует, когда прерывается трудовой стаж после увольнения? Здесь может быть несколько случаев:

  • Работник был уволен по инициативе работодателя за грубое нарушение: явился на работу в нетрезвом виде, совершил хищение или умышленное повреждение имущества организации, и т.д.
  • Если сотрудник в течение одного месяца после увольнения с предыдущего места не устроился на новую работу.

На данный момент непрерывный стаж не имеет никакого значения для начисления пенсий и пособий, т.к. для этого используется страховой стаж – периоды перечисления страховых выплат. В некоторых случаях для расчета страхового стажа специалистам приходится сопоставлять его с трудовым, и если первый окажется меньше, то величина пособий будет исчисляться, основываясь на непрерывном.

Теперь о том, теряется ли стаж при увольнении по собственному желанию. Согласно законодательству, в таких случаях действуют следующие правила:

  • Если работник уволился по своему желанию без уважительной причины, то для сохранения непрерывного трудового стажа он должен устроиться на другую работу в течение трех недель.
  • Если сотрудник увольняется в связи с трудоустройством в организацию, находящуюся в другом городе/стране, то перерыв не должен длиться более 1 месяца. То же самое касается и перевода его супруги в другой город.

Также трудовой стаж сохраняется, если женщина беременна, занимается воспитанием детей в возрасте до 14 лете или имеет ребенка-инвалида до достижения им совершеннолетия.

Определение понятия

Непрерывный трудовой стаж представляет собой стаж работы сотрудника, на протяжении которого перерывы между переходами из одной организации в другую в связи с увольнением не превышают установленной законом продолжительности.

По сути, непрерывный стаж при увольнении в 2016 году исчисляется так же, как и ранее: чтобы его сохранить, должно пройти не более одного месяца между моментом прекращения трудового договора с прежним работодателем и трудоустройством на новую работу.

Нередко бывает так, что после увольнения человек становится на учет в Центр занятости и занимается поисками новой работы, но внезапно заболевает и из-за болезни перерыв между увольнением и последующим трудоустройством увеличивается. В этом случае трудовой стаж не прерывается, т.к. болезнь считается форс-мажорным обстоятельством и для того, чтобы сохранить стаж, ему достаточно получить соответствующие медицинские справки.

Сроки непрерывности трудового стажа после увольнения

Иногда возникают ситуации, когда после увольнения из организации при условии последующего трудоустройства трудовой стаж не прерывается, т.к. сроки вынужденной безработицы не учитываются:

  • Ликвидация предприятия или сокращение штата: здесь от сотрудника ничего не зависит, и трудовой договор расторгается по независящим от сторон обстоятельствам.
  • Перевод депутатов Госдумы или лиц, проходящих военную службу, в другой город в связи с их профессиональной деятельностью.
  • Промежуток между выходом на пенсию и последующим устройством на работу.
  • Потеря работы в местах с высоким уровнем безработицы: административных округах закрытого типа, отдаленных местах службы.
  • Прекращение трудовой деятельности из-за составленного по ошибке медицинского заключения, запрещающего продолжение работы, или из-за несправедливо вынесенного обвинения с последующим восстановлением в должности.
  • Привлечение к общественным работам, подлежащим оплате.
  • Нахождение гражданина в местах лишения свободы при условии восстановления на работе в связи с оправдательным вердиктом суда и снятием обвинений.

Сколько можно не работать после увольнения, чтобы не прервался стаж? Здесь все зависит от того, кто был инициатором расторжения трудового договора:

  • По собственному желанию и отсутствии уважительных (веских) причин – 3 недели.
  • По сокращению штата – 3 месяца, если предприятие было реорганизовано или ликвидировано.
  • По собственному желанию при наличии уважительных причин, или по соглашению сторон – 1 месяц.

Помимо правил определения непрерывного трудового стажа после увольнения по собственному желанию, в 2016 действуют иные сроки для случаев вынужденного расторжения трудовых отношений в отношении отдельных категорий граждан:

  • Проходящие службу по контракту в ВС РФ – 1 год.
  • Военнослужащие, имеющие выслугу более 25 лет, а также ветераны боевых действий – без временного ограничения по срокам.
  • Сотрудники Правительства РФ и Госдумы – 6 месяцев.
Читайте так же:  Отдел опеки ленинского района астрахани

Что касается непрерывного медицинского стажа после увольнения, то он исчисляется точно так же, как и страховой, т.е. в него входят только те периоды, в течение которых производились страховые взносы. В отдельных случаях условия сохранения стажа могут указываться непосредственно в локальных нормативных актах организации, но они обычно составляются на основании старых Правил исчисления трудового стажа, утративших юридическую силу.

На данный момент то, через сколько после увольнения прерывается стаж, имеет значение только для отдельных категорий работников, которым причитаются надбавки за выслугу лет и иные компенсации. Во всех остальных случаях трудовой стаж считается прерванным с момента увольнения, а временная безработица приносит куда меньше потерь, чем ранее.

Как считать непрерывный трудовой стаж при увольнении?

Для выяснения непрерывного стажа используется ряд документов, на основании которых он и рассчитывается:

  • Трудовой договор и книжка
  • Военный билет.
  • Расчетная зарплатная ведомость.
  • Справка с места работы.

В некоторых случаях могут применяться и ведомости архивных организаций. Помимо основной работы, в счет берется и работа, где сотрудник трудился по совместительству, а расчет производится по календарным дням. Также в стаж женщин, имеющих детей до 14 лет, включаются периоды, когда они работали неполные рабочие дни.

Так как порядок расчета стажа кардинально изменился с 2007 года, то для начисления компенсаций бухгалтерам приходится делать пересчет непрерывного и страхового стажей до 2007 года и после. Если длительность страхового стажа меньше, то действуют старые правила, и в расчет берется только непрерывный.

Бухгалтерам обязательно нужно знать, через сколько дней после увольнения прерывается стаж, иначе рассчитать размер различных компенсаций будет невозможно, а в случае неправильного начисления уволенный сотрудник может потребовать разъяснения в ФСС РФ или Министерство труда.

Несмотря на то, что с 2007 года значительно упростился порядок расчета и стаж прерывается с момента увольнения, все же существует ряд нюансов, при которых можно избежать такого прерывания:

  • Если нужно уволиться по своему желанию для трудоустройства на более выгодную работу, лучше всего взять отпуск с последующим увольнением. Таким образом, гражданин имеет право приступить к выполнению трудовых обязанностей в другой организации уже на следующий день после окончания отпуска, однако если он уже увольнялся более 1 раза в 12 месяцев, стаж будет считаться прерванным.
  • Если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет и захотела выйти на работу, данный отпуск может оформить ее муж, чтобы получать пособия. Если действие трудового договора закончилось еще во время беременности сотрудницы, работодатель должен продлить его, т.к. увольнение в этом случае позволяется только при ликвидации организации.
  • Если предприятие ликвидировано, то при нахождении в отпуске для ухода за ребенком стаж будет включаться период до 3-х лет при условии, что сотрудница стояла на учете в Центре занятости, но не могла устроиться на подходящую работу.
  • Если сотрудник увольняется в связи с переводом в другую организацию, новый работодатель обязан трудоустроить его в течение месяца: именно таков срок непрерывности.

Несмотря на то, что сейчас процедура расчета трудового стажа значительно упрощена, все же существуют некоторые сферы, в которых она проводится по старым правилам, установленными нормативными актами организаций.

Также важно знать и отдельные случаи, когда трудовой стаж считается непрерывным, но они не засчитываются в него:

  • Обучение в аспирантуре, клинической ординатуре, ВУЗе и ССУЗе, если промежутки между их окончанием и трудоустройством не превышают трех месяцев.
  • Направление членов семей военнослужащих на работу или обучение на предприятия СССР или за границу, если с момента окончания учебы до поступления на работу не прошло двух месяцев.
  • Перерыв на сезонной работе при условии, что был заключен трудовой договор и работник протрудился полностью весь прошлый сезон и вернулся на работу в оговоренные сроки.
  • Если сотрудник привлекался к исправительным работам по основному месту трудоустройства без лишения свободы.

Какие могут быть последствия прерывания трудового стажа?

Если гражданин до 2007 года увольнялся с работы и его трудовой стаж был прерван из-за превышения сроков безработицы, ранее ему производились выплаты за выслугу лет и он устроился в организацию, в которой они так же начисляются, то он теряет такие льготы до тех пор, пока период его трудового стажа с момента трудоустройства не достигнет установленного для их получения срока.

Если до 2007 года непрерывный стаж имел большое значение, то сейчас большинство расчетов производится на основании страхового стажа. Именно поэтому тем, кто не получает компенсаций за выслугу лет и был трудоустроен после вступления ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», беспокоиться не о чем, т.к. при расчете выплат и компенсаций у них будут суммироваться только календарные периоды внесения страховых взносов.

Считайте страховой стаж по новым правилам

В предыдущем номере мы уже рассказали вам о новом порядке оплаты больничных листов, действующем с 1 января 2007 г. Одним из важных элементов нового порядка является установление зависимости размера пособий не от непрерывного трудового стажа, как это было раньше, а от продолжительности страхового стажа.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам Минздравсоцразвития России утвердил Приказом от 06.02.2007 N 91 (далее — Правила). Они применяются и к тем организациям, которые переведены на специальный налоговый режим (ст. 2 Федерального закона N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. «).
Рассмотрим порядок подсчета страхового стажа подробнее.

ПОНЯТИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА

Что же такое страховой стаж? Необходимо прежде всего определиться с термином.
Под страховым стажем подразумевается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов (абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
Таким образом, страховой стаж работника — это периоды времени, в течение которых за него уплачивались страховые взносы и (или) налоги в ФСС России.
Обратите внимание! Для расчета пособий непрерывность страхового стажа не имеет никакого значения.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Закон N 255-ФЗ) назвал следующие периоды, которые следует включать в страховой стаж:
а) периоды работы по трудовому договору;
б) периоды государственной гражданской или муниципальной службы;
в) периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ).
Правила расшифровывают п. «в» следующим образом (перечень не закрыт):
— периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 1 января 2001 г. и после 1 января 2003 г., за которые уплачены платежи на социальное страхование;
— периоды деятельности в качестве адвоката до 1 января 2001 г., а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2003 г.;
— периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 г., а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 г.;
— периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
— периоды деятельности в качестве священнослужителя, за которые уплачены платежи на социальное страхование;
— периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы, после 1 ноября 2001 г.

Если застрахованное лицо имеет страховой стаж менее шести месяцев, то пособие выплачивается ему в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статьи 7 и 11 Закона N 255-ФЗ, письмо ФСС России от 14.02.2007 N 02-13/07-721) .
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, то применяются правила международного договора (п. 6 Правил).

В настоящее время величина МРОТ составляет 1100 руб. (см. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»), с 1 сентября 2007 г. — 2300 руб.

ЧТО ТАКОЕ «ПЛАТЕЖИ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ»?

Под платежами на социальное страхование понимаются:
— за период до 1 января 1991 г. — взносы на государственное социальное страхование;
— за период с 1 января 1991 г. по 31 декабря 2000 г. — страховые взносы в Фонд социального страхования РФ;
— за период после 1 января 2001 г. — налоги, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ (единый социальный налог, единый налог в рамках «упрощенки», ЕНВД, ЕСХН);
— за период после 1 января 2003 г. — страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые адвокатами, индивидуальными предпринимателями, в том числе членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера в соответствии с Законом N 190-ФЗ (п. 3 Правил).

Обратите внимание! Для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим (УСН, ЕНВД, ЕСХН), уплата налогов, зачисляемых в бюджет ФСС России, не признается уплатой страховых платежей за самих себя (п. 3 Правил).
Это связано с тем, что та часть «спецрежимных» налогов, которая зачисляется в ФСС России, представляет собой страховые платежи за наемных работников тех работодателей-предпринимателей, которые применяют специальные налоговые режимы (ст. 2 Закона N 190-ФЗ).
А на самих предпринимателей социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством распространяется в том случае, если они осуществляют за себя уплату страховых взносов в ФСС в размере 3,5% налоговой базы, определяемой для исчисления единого социального налога (ст. 3 Закона N 190-ФЗ).
Поэтому если индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы в ФСС России как застрахованное лицо за себя лично, то уплата таких взносов признается уплатой страховых платежей.
Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003 N 144 утвержден порядок добровольной уплаты страховых взносов в ФСС России отдельными категориями страхователей. Подпункт «б» п. 1 Правил распространяет действие этого Постановления и на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя лично.

Читайте так же:  Земельный налог 2019 самарская область

КАК ПОДТВЕРДИТЬ СТРАХОВОЙ СТАЖ?

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, по-прежнему является трудовая книжка. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (пункты 8 и 24 Правил).
При отсутствии трудовой книжки в подтверждение периодов работы принимаются:
— письменные трудовые договоры;
— справки, выдаваемые работодателями или государственными (муниципальными) органами;
— выписки из приказов;
— лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 8 Правил).
Так, если гражданин не работал по трудовому договору и не находился на государственной службе, то за периоды времени, в течение которых он занимался иными видами деятельности, уплата платежей на социальное страхование подтверждается следующими документами:
а) за период до 1 января 1991 г. — документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) за период с 1 января 1991 г. по 31 декабря 2000 г. — документами территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации;
в) за период после 1 января 2001 г. — документами колхоза, производственного кооператива, религиозной или иной организации (физического лица) об уплате за застрахованное лицо указанных налогов;
г) за период после 1 января 2003 г. — документами территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 4 Правил).
Обратите внимание! Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы) .

ИСЧИСЛЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА

Исчисление периодов работы (службы, деятельности) застрахованного лица (работника) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 21 Правил).

В случае если в представленном документе о периодах работы (службы, деятельности) указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15-е число соответствующего месяца (п. 27 Правил).

Пример.
В трудовой книжке указано, что работник начал свою трудовую деятельность с 22 января 2007 г.
В таком случае первым полным месяцем для страхового стажа считается период с 22 января 2007 г. по 20 февраля 2007 г. включительно, вторым полным месяцем считается период с 21 февраля 2007 г. по 22 марта 2007 г. включительно и т.д.
По общему правилу страховой стаж работника определяется при назначении пособия работодателем на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам) (п. 7 Правил).
Целесообразно определить приказом руководителя организации работника, ответственного за подсчет страхового стажа сотрудников. На наш взгляд, это может быть либо работник кадровой службы, где хранятся трудовые книжки, либо бухгалтер.

Пример.
С 1 августа 2006 г. в организацию был принят работник, который до этого момента в течение двух лет нигде официально не работал. В апреле 2007 г. этот работник заболел и принес в бухгалтерию больничный лист на период со 2 по 9 апреля 2007 г. (8 календарных дней). Расчетный период для оплаты больничного — с 1 августа 2006 г. по 31 марта 2007 г. Месячный оклад работника — 15 000 руб.
В трудовой книжке работника указано, что с октября 1995 г. по январь 2004 г. он работал на другом предприятии по трудовому договору.
По новым Правилам для расчета больничного листа учитываются периоды страхового стажа, «заработанные» ранее. Таким образом, страховой стаж работника — более восьми лет, следовательно, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% среднего заработка (п. 7 Закона N 255-ФЗ).
Определим средний дневной заработок работника:
15000 руб. х 8 мес. : 243 дня = 493,83 руб.
Сравним эту величину с максимальной величиной среднедневного заработка, установленной законодательством РФ. В апреле 2007 г. его размер составит 537,16 руб. (16 125 руб. : 30 календарных дней) .
Средний дневной заработок работника организации не превышает лимит, установленный законодательством. Поэтому пособие рассчитывается из фактически начисленного дневного заработка работника.
По новым Правилам размер пособия за все дни временной нетрудоспособности составит 3950,64 руб. (493,83 руб. х 8 календарных дней).

См. статью 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».

Напомним, что по старым правилам, действовавшим до 2007 г., при расчете больничного учитывался непрерывный трудовой стаж работника. Согласно этим правилам размер пособия по больничному листу не должен был бы превышать 60% среднего заработка работника (п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6).
В условиях нашего примера дневной заработок работника был бы равен 296,30 руб. (493,83 руб. х 60%), а размер пособия по временной нетрудоспособности составлял бы 2370,40 руб. (296,30 руб. х 8 календарных дней).

Очевидно, что учет страхового стажа при расчете указанных пособий более выгоден работникам (застрахованным лицам), нежели непрерывный трудовой стаж. Однажды набрав восемь лет страхового стажа (причем суммарного, а не непрерывного), работник на всю оставшуюся жизнь обеспечивает себе оплату больничных в размере 100% заработка.
При этом работник должен сам позаботиться о том, чтобы страховой стаж был подтвержден документально (см. выше), так как обязанности по сбору необходимых для подтверждения страхового стажа документов возлагаются на застрахованное лицо (т.е. на самого работника).
И здесь необходимо отметить следующее.
Очевидно, что процесс сбора необходимых документов для подтверждения страхового стажа может занять определенное время. И это может быть не неделя или две, а месяцы. Как быть в этом случае? Никаких официальных разъяснений по этому поводу нет. Поэтому, на наш взгляд, работник должен сдать больничный в бухгалтерию в общеустановленный в организации срок, а бухгалтер должен рассчитать его с учетом уже имеющихся в наличии документов.
Тем временем работник может делать запросы и собирать необходимые документы для расчета пособия с учетом дополнительного страхового стажа. После того как необходимые документы будут получены, бухгалтер должен сделать перерасчет. Если работодатель откажется делать перерасчет, работнику придется обратиться в суд.
На наш взгляд, чтобы не доводить дело до спора с работодателем в суде, работнику организации целесообразно заблаговременно (до наступления страхового случая) собрать все необходимые документы, подтверждающие его страховой стаж, и представить их в бухгалтерию организации.
Работодателям же имеет смысл проинформировать своих работников о новых правилах исчисления стажа для оплаты больничных листов, с тем чтобы они могли подготовить документы заранее.

А БЫЛИ ЛИ ВЗНОСЫ?

Признание периодов работы по трудовому договору входящими в страховой стаж работника вызывает следующий вопрос: а будет ли кто-то проверять, уплачивались ли страховые платежи за работника в те периоды времени, когда он работал в другом месте? На наш взгляд, ни работник, ни работодатель не должны, да и не смогут осуществлять такой контроль своими силами.
Как можно предположить, эти функции возьмет на себя ФСС России. Согласно п. 5 новых Правил, если у органа ФСС, осуществляющего назначение и выплату пособия, отсутствуют сведения об уплате страховых платежей за определенные периоды деятельности застрахованного лица, то такой орган должен сделать запрос непосредственно тому органу ФСС России, на счет которого производилась уплата страховых платежей в эти периоды времени.
И здесь нужно отметить следующее.
Если после того, как организация сдаст отчет в ФСС России, выяснится, что страховые платежи за определенный период времени за работника не уплачивались, то, скорее всего, ФСС не признает эту часть страхового стража. В результате работник утратит право на получение пособия в соответствующем размере.
Однако удержать с работника сумму излишне выплаченного пособия работодатель не имеет права. Это можно сделать только через суд, и то только в том случае, если судом будут установлены неправомерные действия со стороны работника (например, если он представил в организацию «липовую» трудовую книжку) (ст. 137 Трудового кодекса РФ).
Если со стороны работника никаких нарушений закона нет, но в период его работы у прежнего работодателя последний не уплачивал за него страховые платежи, то удержать с работника сумму излишне выплаченного пособия вряд ли получится. Придется работодателю отнести эту сумму за счет собственных средств.
Отметим также, что с точки зрения закона работник не должен страдать из-за неправомерных действий своих работодателей. Отношения по обязательному социальному страхованию у работника возникают с момента заключения трудового договора с работодателем, который как страхователь обязан уплачивать за работника в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подп. 4 п. 1 ст. 9, подп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»). Следовательно, если трудовая книжка не «липовая», но работодатель по каким бы то ни было причинам не перечислил взносы в ФСС, то работник в этом не виноват и такие периоды, по нашему мнению, все равно следует включать в страховой стаж. Но разбираться с этим, увы, придется в суде.

Стаж до 2007 года и после