Принцип законности в деятельности адвоката

Статья 3. Адвокатура и государство

Статья 3. Адвокатура и государство

1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

См. Хартию основополагающих принципов адвокатской деятельности, принятую на VI Петербургском Международном Юридическом Форуме

3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Принцип законности адвокатской деятельности

Принципы законности адвокатской деятельности.

Основной принцип законности адвокатской деятельности

Основной принцип законности выражается в фактической адвокатской обязанности добросовестно, честно и разумно отстаивать законные интересы и права доверителя всеми разрешёнными законодательством средствами. При этом, сам адвокат не может принимать от доверителя поручение, которое противоречит закону. Принцип законности имеет общий характер, ведь именно он является основой всех остальных принципов деятельности и организации органов адвокатуры.

Основные принципы законности адвокатской деятельности

Под принципами адвокатской деятельности принято понимать определенные положения, которые позволяют осуществлять эту деятельность. Принципы четко и полно отображают законодательство, регламентируют организацию, деятельность адвокатуры.

В частности, в Законе об адвокатуре РФ указано, что основными принципами организации деятельности адвокатуры является законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие.

Законность– один из основополагающих принципов, определяющих жизнедеятельность любого развитого общества. Все граждане равны перед законом, иными словами признается верховенство закона. Нормативные акты должны соблюдать все точно и без исключений.

Принцип единства подразумевает, что на всей территории нашей страны действуют законы, которые не противоречат нормам федеральных законов.

Принцип целесообразности обозначает, что существующие законы соответствуют потребностям и уровню развития общества.

Принцип реальности состоит в том, что неисполнение закона влечет за собой наказание.

Каким образом данные принципы можно соотнести с адвокатской деятельностью.

Во-первых, создание объединения адвокатов должно осуществляться с учетом действующего законодательства.

Во-вторых, деятельность адвоката осуществляется при соблюдении законов. При нарушении положений закона адвокаты, как и все остальные граждане, несут ответственность. В отношении адвоката может быть применена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность.

Следующий принцип адвокатской деятельности –независимость– означает, что деятельность адвоката или адвокатского образования не зависит от мнений, решений, действий государственных органов или должностных лиц, которые не входят в систему адвокатуры.

Этот принцип реализуется через запрет на вмешательство в деятельность адвоката, установленный порядок назначения и прекращения полномочий адвоката и другие меры его правовой защиты.

Принцип независимости гласит, что адвокат может самостоятельно принимать решения и осуществляет действия, которые входят в круг его профессиональных полномочий.

Принципсамоуправленияорганизации и деятельности адвокатуры подразумевает наличие ряда правил, которые призваны обеспечить самостоятельное регулирование отношений, возникающих в адвокатском сообществе. Адвокатура может функционировать только на основе самоуправления. Адвокатские образования действуют на основе решений органов адвокатской палаты.

Принцип корпоративности адвокатской деятельности позволяет регулировать вопросы, связанные с организацией и осуществлением деятельности адвокатуры как добровольного союза лиц, которые объединены общими интересами. Целью такой деятельности является надлежащая защита доверителей и обеспечение их доступа к правосудию.

Принцип равноправия адвокатской деятельности формулируется с учетом статьи 19 части 2 Конституции РФ (равенство прав и свобод человека и гражданина). Адвокат, образование, трудовой стаж и личностные характеристики которого соответствуют требованиям адвокатуры, становится полноправным членом адвокатского сообщества.

Принцип законности в деятельности адвоката

Принципы деятельности адвокатуры

Свои задачи перед гражданским обществом адвокатура реализует путем выполнения принципов своей деятельности, определенных в ч. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре. К этим принципам относятся: принцип законности; принцип независимости; принцип самоуправления; принцип корпоративности; принцип равноправия адвокатов. Более подробно об этом будет рассказано в последующих главах учебника, однако вкратце дать пояснения все же необходимо и в настоящей главе. Принцип законности применительно к адвокатской деятельности выражен в ст. 4 Закона об адвокатуре, которая устанавливает, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из самого Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Принцип независимости характеризуется тем, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Адвокат при осуществлении адвокатской деятельности не может быть связан никакими приказами, указаниями и иными формами воздействия на него со стороны органов адвокатского сообщества, адвокатского образования, другими внешними факторами и является самостоятельной фигурой в выборе форм и методов защиты или других видов юридической помощи, основываясь только на законе и воле своего доверителя, если она не противоречит закону.

Принцип самоуправления адвокатуры заключается в том, что адвокатура, в том числе адвокатские образования, не может быть создана, управляема или ликвидирована государственными или иными органами, организациями или лицами, не являющимися адвокатами. Всеми делами создания, деятельности адвокатуры ведают сами адвокаты непосредственно или путем избрания органов управления, которые действуют на основе принимаемых только адвокатами внутренних нормативных актов (уставов, положений, договоров и проч.).

Принцип корпоративности заключается в объединении и деятельности адвокатов через свою организацию (корпорацию адвокатов), которая устанавливает свои корпоративные правила поведения и другие нормы, решает вопросы ответственности адвокатов, регулирует другие вопросы адвокатской деятельности в соответствии с нормами права и пожеланиями адвокатов. Адвокаты, даже не действующие в составе коллегий или бюро, обязаны подчиняться корпоративным правилам. В свою очередь, корпорация стоит на страже прав и законных интересов своих членов, выступая их представителем в любых государственных или иных органах и организациях.

Принцип равноправия адвокатов заключается в отсутствии кастовости в адвокатуре, деления адвокатов на начальников и подчиненных, старших и младших по чину, работодателей и работников. При решении своих внутренних корпоративных задач каждый адвокат пользуется правом только «одного голоса», независимо ни от стажа его работы, ни от возраста, ни от количества зарабатываемых или вносимых им в «общую кассу» средств. К адвокатам не могут быть применены «правила внутреннего трудового распорядка», требования трудовой дисциплины и иные категории трудового права, так как их деятельность не носит характера работы по трудовому договору или иного характера, регулируемого трудовым законодательством.

Шесть принципов деятельности адвокатуры

Принцип законности применительно к адвокатской деятельности выражен в ст. 4 Закона об адвокатуре, которая устанавливает, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из самого Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами иных нормативных правовых актов..

Принцип независимости характеризуется тем, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Этот принцип означает экономическую независимость адвоката, а также сложность привлечения его к ответственности.

Принцип самоуправления заключается в том, что адвокатура (в том числе адвокатские образования) не может быть создана, управляема или ликвидирована государственными или иными органами, организациями или лицами, не являющимися адвокатами.

Корпоративность

Принцип корпоративности заключается в объединении и деятельности адвокатов через свою организацию (корпорацию адвокатов), которая устанавливает свои корпоративные правила поведения и другие нормы, решает вопросы ответственности адвокатов, регулирует другие вопросы адвокатской деятельности в соответствии с нормами права и пожеланиями адвокатов.

Принцип равноправия адвокатов заключается в отсутствии кастовости в адвокатуре, деления адвокатов на начальников и подчиненных, старших и младших по чину, работодателей и работников. В соответствии с данным принципом все адвокаты равны:
при приобретении статуса ко всем претендентам применяются одинаковые требования;
все адвокаты обладают равными правами и обязанностями;
законодательством гарантировано равенство статусов адвокатов вне зависимости от времени приобретения этого статуса.
Исключение составляют только адвокаты иностранных государств, которые могут оказывать юридическую помощь в РФ только по вопросам права иностранного государства, и они не допускаются к оказанию юридической помощи по вопросам, связанным с государственной тайной.

Читайте так же:  Исковое заявление о расторжении государственного контракта

Принцип нравственных начал в профессии адвоката предполагает, что адвокат должен быть образцом моральной чистоты, безукоризненного поведения и квалифицированности.

Принцип законности в деятельности адвоката

Шайхуллин М.С.

Принцип законности во взаимоотношениях адвокатуры и органов государственной власти

В статье на основе анализа нормативно-правовых актов и юридической литературы рассмотрен вопрос о принципе законности во взаимоотношениях адвокатуры и органов государственной власти.

Ключевые слова: адвокатура, государство, власть, законодательство, право, норма, принцип, законность, адвокат, традиция.

Shaykhullin M.S.

Legality principle in relations hip of legal profession and public authorities

In article on the basis of the analysis of normative legal acts and legal literature the question of a legality principle in relationship of legal profession and public authorities is considered.

Keywords: advocacy profession, state, power, legislation, right, norm, principle, legality, advocate, tradition.

Принцип есть норма, правило поведения. Эта норма поведения может быть всеобщей (моральной) и частной. Что касается адвокатуры, то проникновение в адвокатуру многих иных юридических, социальных и других категорий и принципов выгодно не только ей, но и тем отраслям знаний, которые оказались вовлеченными в эту систему. Поскольку труд адвоката – это всегда творчество, в процессе последнего привлекаются и развиваются иноотраслевые идеи и принципы (1 Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России: учебник. – 2-е издание. – М.: ООО «Профобразование», 2002. – С. 14.). В этом смысле принципы взаимодействия адвокатуры и органов государственной власти следует понимать как исходные и межотраслевые коренные начала и идеи, лежащие в основе организации, деятельности и функционировании институтов гражданского общества в целях достижения правового и демократического государства. Вместе с этим не имеет никакого смысла сравнивать общие и специальные принципы деятельности адвокатских образований и органов государственной власти, ибо у них совершенно разная правовая природа и социальные начала, но цели могут совпадать – это защита прав и свобод граждан.

Как справедливо отмечает А.П. Галоганов, взаимодействие адвокатуры и государства должно строиться таким образом, чтобы на должном уровне российское население было обеспечено квалифицированной юридической помощью (2 Галоганов А.П. Российская адвокатура: история и современность. – М.: Юрлитинформ, 2003. – С. 124.). Однако оказания квалифицированной юридической помощи населению, как представляется, будет недостаточно для того, чтобы обеспечить стройную систему взаимодействия адвокатуры и органов государственной власти, особенно в условиях отсутствия должной поддержки со стороны последних – имеются в виду социальные гарантии адвокатам и членам их семей и др.

Проблему отрицания права в государственной среде следует снимать привлечением профессиональных советников по юридическим вопросам в работу правотворческих органов. Следует констатировать, что адвокаты практически не участвуют в обсуждении проектов правовых актов как на государственном, так и на муниципальном уровнях, тогда как от их участия в правотворческой деятельности во многом зависело бы качество правовых актов. В этом смысле формирование и последующее внедрение принципов взаимодействия адвокатуры и органов государственной власти до сих пор остается недооцененным.

Принципы деятельности адвокатуры представляют собой основополагающие базовые положения нормативного и ненормативного содержания, определяющие порядок организации и деятельности данного института. Особенность указанных принципов заключается в том, что они определяют характер действий как конкретного адвоката, так и адвокатуры в целом (3 Долгошеев И.С. Адвокатура как субъект правоотношений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Саратов, 2008. – С. 8.). Принципы взаимодействия адвокатуры и органов государственной власти могут выражаться как в наиболее обобщенном виде, когда уполномоченные властные органы и адвокатские образования стремятся к воплощению одного из главных принципов правового государства – защите прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, так и в виде межотраслевых принципов. Кроме всего прочего взаимодействие адвокатуры и государственных органов строится на началах ФЗ №63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», при этом следует отметить, что нормы именно указанного закона закрепляют общие условные начала взаимодействия адвокатских образований, адвокатов и органов государственной власти, на основе которых возможно сформулировать качественные модели взаимоотношений.

Законность взаимодействия адвокатских образований и органов государственной власти доказывать нет смысла, ибо она гарантирована совокупностью норм, закрепленных в ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». П.П. Глущенко отмечает, что строгое следование требованиям закона – обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные, а не мнимые права лица, не любые его интересы, а только законные (4 Глущенко П.П. Проблемы организации и совершенствования правового регулирования адвокатской деятельности // Адвокатская практика. – 2004. – № 2. – С. 6.). Таким образом, адвокатура обеспечивает принцип законности в условиях построения правового государства в России, где приоритетом становится соблюдение субъективных прав и законных интересов личности.

Правовое государство выступает в роли эталона при оценке государственной организации общества, предполагает, в частности, соблюдение принципа законности в деятельности всех государственных и негосударственных структур, обеспечение ими защиты прав человека, прав и законных интересов юридических лиц. Именно концепция правового государства предопределяет необходимость создания институтов для реализации перечисленных ценностей. Одним из таких институтов по праву является адвокатура (5 Ефимова В.В., Самсонов В.В. Лекции по адвокатуре и нотариату. URL: http://www.ravnovesie.com/files/rv/420716571574.htm (дата обращения: 7.10.2012).). Однако в настоящее время органы государственной власти действуют по принципу корпоративности интересов. Гибкие негативные социальные нормы, распространенные в государственно-управленческой среде, сдерживают позитивные тенденции взаимодействия органов государственной власти с адвокатурой. Правовое государство предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Осмысление права и его взаимосвязи с моралью – одна из самых давних традиций в истории общественной мысли. В ее основе лежат представления об универсальной значимости права как системы справедливых установлений, создающих условия для свободного осуществления разумной воли. Эта роль права сближает его с моралью, поскольку оба феномена являются социальными регуляторами и обеспечивают цивилизованную человеческую деятельность (6 Багоян Е.Г. Идея правового государства в российской либеральной мысли (конец XIX – начало XX века): Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2005. – С. 3.). В этом смысле возможно говорить о формировании механизма правового и социального регулирования взаимодействия адвокатуры и органов государственной власти.

Как отмечает В.В. Лазарев, целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности (7 Общая теория права и государства: учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – С. 234.).

Взаимодействие адвокатских образований и органов государственной власти может выстраиваться на основе принципа законности, когда адвокатура является связующим звеном в правоотношениях между местными сообществами, гражданами, юридическими лицами и т.п. и органами государственной власти. Однако необходимо отметить, что условное воплощение принципа законности в общественных отношениях между адвокатскими образованиями и органами власти и так подчеркивается в ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Вместе с тем, условное закрепление основных начал взаимодействия адвокатских образований и органов государственной власти предстает как разрыв между основными и действующими институтами гражданского общества.

Е.Г. Тарло отмечает, что современная правовая ситуация в Российской Федерации представляет существенный разрыв между закрепленными в Конституции федеральными законами, иными правовыми актами страны, основополагающими правовыми принципами и реальной действительностью (8 Тарло Е.Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь: российская действительность и мировой опыт: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2001. – С. 24.). На сегодняшний день следует признать, что для граждан и частных организаций законность означает строгое и неуклонное соблюдение и исполнение норм права. В то время как для государственных органов и их должностных лиц в российском праве установлен и действует принцип условной законности их деятельности, при осуществлении которой обязательность для них процессуальных норм не является абсолютной – строгой и неуклонной (9 Поляков С.Б. Принцип условной законности деятельности государственных органов в российском праве // Адвокат. – 2008. – № 10. – С. 39.). Законность можно рассматривать в качестве режима общественно-политической жизни, принципа организации и деятельности государства и государственного аппарата, их взаимоотношений с человеком и обществом, средства ограничения государственной власти, а также в качестве метода государственного управления.

Читайте так же:  Как написать проект пособие

Законность является важным условием обеспечения правопорядка в обществе. В последнее время укрепление законности рассматривалось как важнейшая государственная задача, но ее решение нельзя считать в полной мере последовательным и эффективным. Юридическую ответственность государства можно рассматривать как специальное юридическое средство обеспечения законности (10 Агаджанов А.А. Юридическая ответственность государства как гарантия законности: проблемы теории и практики в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Челябинск, 2006. – С. 3.). Законность как явление непосредственно связана с правотворчеством правоприменением, ее укрепление требует комплексного правового регулирования общественных отношений, подкрепленного организационно-управленческими мероприятиями, системного подхода к административно-процессуальной деятельности (11 Арбузова С.А. Государственно-исполнительный механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина (на материалах Российской Федерации): Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2008. – С. 20.). Однако, как справедливо отмечает А.Ф. Ефремов, законность нельзя относить к отраслевым или межотраслевым принципам. В системе собственно правовых принципов законность играет ключевую роль, поскольку законность, во-первых, является необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы, во-вторых, она, по сути, включает в себя и другие правовые принципы (12 Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в Российском государстве: Автореф. дис. докт. юрид. наук. – Саратов, 2001. – С. 12.). Органы государственной власти, гарантирующие законность, тем не менее должны быть заинтересованы во взаимоотношениях с адвокатурой, поскольку профессиональные защитники обеспечивают качественное оказание юридической помощи населению России, чтобы каждый гражданин знал свои права и умел их защищать; представляют в суде интересы обвиняемых, подсудимых и потерпевших. Надо, чтобы в адвокатуре работали не скомпрометировавшие себя квалифицированные юристы, отвечающие всем требованиям профессии адвоката. Это тоже забота государства. И, наконец, создание нормальных условий для деятельности адвокатуры в России, обеспечение определенными правовыми и материальными гарантиями адвокатов, освобождение коллегии адвокатов от всех видов налогов и сборов (13 Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России. – М., 2002. – С. 215-216.) прямо и косвенно зависит от проблем гарантий законности в деятельности органов государственной власти, которые, по мнению Е.В. Железняковой, затрагивают интересы каждого гражданина, поскольку обеспечивают реализацию многих прав и свобод, в том числе конституционного права на участие в местном самоуправлении(14 Железнякова Е.В. Проблемы законности и ее гарантий в деятельности органов местного самоуправления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Волгоград, 2006. – С. 4. 19).

Для обеспечения российской адвокатуры качественными условиями функционирования необходимо закрепить механизмы, которые обеспечат: 1) устойчивость и стабильность российской адвокатуры; 2) эффективность обеспечения социальных обязательств для адвокатов и членов их семей; 3) формирование толерантного отношения власти к институтам гражданского общества; 4) максимально возможное совпадение интересов государственной власти и институтов гражданского общества в связи с защитой прав и законных интересов физических и юридических лиц. Объективный интерес государства к адвокатуре может быть вызван необходимостью не только в защите от произвола и беззакония, но и формирования сегмента правовой грамотности населения в городах и сельских населенных пунктах. Так политика органов государственной власти, например в Волгоградской области по взаимодействию с некоммерческими организациями осуществляется на основе следующих принципов: признания права негосударственных организаций на участие в формировании и реализации мероприятий областной политики в социальной, гуманитарной и иных сферах; поддержки деятельности негосударственных некоммерческих организаций, добровольческой деятельности, социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественных гражданских инициатив; гласности со стороны органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления за целевым использованием бюджетных средств, предоставленных негосударственным некоммерческим организациям в соответствии с законодательством Волгоградской области.

Взаимодействие органов власти и адвокатских образований, адвокатов должно основываться на следующих принципах: 1) принцип равноправного партнерства, который предполагает взаимную заинтересованность, открытость, доверие и социальную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств, при этом равноправное партнерство не должно противоречить специфическим принципам организации и деятельности адвокатских образований и органов местной власти; 2) принцип консолидации при принятии правовых решений предполагает выработку совместных решений по вопросам, связанным с оказанием квалифицированной юридической помощи населению муниципальных образований и обязательности их выполнения сторонами, а также создание условий для оказания адвокатами правовой помощи, участие адвокатов и представителей адвокатских образований в работе коллегиальных органов власти; 3) принцип юридических гарантий соблюдения договорного партнерства в рамках подписанных соглашений о совместной деятельности, включая иные гарантии осуществления адвокатской деятельности в учреждениях разных типов; 4) принцип демократизма в консолидации усилий в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества. Адвокатура и органы государственной власти способны сформировать такие правовые модели консолидации, при которых расширялись бы возможности построения правового государства; 5) принцип формирования нового образа адвокатуры на основе исторических традиций. Данный принцип предполагает консолидацию усилий государства и адвокатуры в процессе возрождения лучших традиций адвокатуры, способных закрепить истинный правовой образ адвокатов; 6) принцип ответственности за принятие совместных решений на основе заключенных соглашений между органами государственной власти и адвокатскими образованиями.

Государство, повинуясь историческим традициям, должно создавать условия для оказания квалифицированной юридической помощи. Необходимо предусмотреть административные санкции за нарушение конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления в законодательстве субъектов Российской Федерации. Также органы государственной власти должны принимать на себя бремя компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь, исходя из принципов индексации, включая учет индекса потребительских цен. К сожалению, материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи гарантируется государством в основном в отношении труднодоступных и малонаселенных местностей, причем гарантии расходных обязательств, судя по закону, может предоставить только бюджет субъекта РФ.

Как отмечает Ю.Ф. Лубшев, адвокатура – это юридически независимая от государства профессиональная организация специалистов-правоведов, которые в силу своих взглядов, навыков, имеющихся знаний взяли на себя обязанность защищать права и свободы человека. Это двуединая задача как государства, так и общества. Поэтому адвокатам должны быть даны гарантии и поддержка одного и другого. Так примерно и можно охарактеризовать саму суть взаимоотношений обоих явлений – государства и адвокатуры (15 Лубшев Ю.Ф. Курс адвокатского права. – М.: Профобразование, 2004. – С. 97.). Важно, чтобы государство не абстрагировалось от институтов гражданского общества, способствующих реализации важных внутригосударственных функций.

Развитию адвокатуры в нашей стране должно способствовать законодательство РФ, поэтому нормативно-правовые акты не должны находиться в застывшем состоянии. Имеются в виду бюджетное и налоговое законодательство, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие условия финансирования оказания профессиональной квалифицированной помощи на территории городов и сельских населенных пунктов. Только на основе взаимных объективных интересов возможно сформировать устойчивые принципы взаимодействия российской адвокатуры и государства.

Пристатейный библиографический список

1. Агаджанов А.А. Юридическая ответственность государства как гарантия законности: проблемы теории и практики в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Челябинск, 2006.

2. Арбузова С.А. Государственно-исполнительный механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина (на материалах Российской Федерации): Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2008.

3. Багоян Е.Г. Идея правового государства в российской либеральной мысли (конец XIX – начало XX века): Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2005.

4. Галоганов А.П. Российская адвокатура: история и современность. – М.: Юрлитинформ, 2003.

5. Глущенко П.П. Проблемы организации и совершенствования правового регулирования адвокатской деятельности // Адвокатская практика. – 2004. – № 2.

6. Долгошеев И.С. Адвокатура как субъект правоотношений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Саратов, 2008.

7. Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в Российском государстве: Автореф. дис. докт. юрид. наук. – Саратов, 2001.

8. Железнякова Е.В. Проблемы законности и ее гарантий в деятельности органов местного самоуправления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Волгоград, 2006.

9. Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России: учебник. – 2-е издание. – М.: ООО «Профобразование», 2002.

10. Лубшев Ю.Ф. Курс адвокатского права. – М.: Профобразование, 2004. – С. 97.

11. Общая теория права и государства: учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.

12. Поляков С.Б. Принцип условной законности деятельности государственных органов в российском праве // Адвокат. – 2008. – № 10.

Читайте так же:  Медицинская страховка в твери

13. Тарло Е.Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь: российская действительность и мировой опыт: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2001.

ГЛАВА 8. ПРИНЦИПЫ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прежде всего, необходимо упомянуть, что введенный в действие Федеральный закон об адвокатуре впервые называет принципы адвокатуры, на основе которых действует профессиональное сообщество адвокатов. Это принципы: законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов (ч. 2 ст. 3 Закона).

Наиболее значимыми в контексте настоящего исследования являются принципы законности и независимости. Хотя закон об адвокатуре прямо не определяет содержание этих принципов, однако его можно уяснить путем анализа ряда норм. Так, принцип законности в деятельности адвокатов раскрывается в положениях закона о необходимости отстаивания прав и законных интересов доверителей всеми, не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона), и другими, в том числе уголовно-процессуальными нормами, проанализированными нами в гл. 1.

Принцип независимости адвокатуры раскрывается в положениях Закона об адвокатуре о гарантиях независимости адвоката (ст. 18), в нормах об адвокатской тайне (ст. 8), а так же в положениях УПК РФ об особенностях производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (раздел XVII, глава 52 УПК РФ), в других нормативно-правовых актах РФ. Однако эти принципы и их содержание в законе носят самый общий характер, а потому подлежат углублению и детализации, в частности, путем анализа ряда научных работ.

Так, О.Я. Баев и М.О. Баев, формулируя систему стратегических принципов тактики защиты по уголовным делам, называют: принцип законности; принцип допустимости тактических средств защиты; принцип минимакса; принцип сомнительности доказательств, противоречащих версии подзащитного; и принцип использования специальных познаний9.

Отметим первые два принципа. Раскрывая принцип законности, авторы констатируют, что лучшая защита — это защита законом. Это положение обязывает адвоката каждое свое действие, каждое решение или ходатайство, касающееся вопросов права (уголовного, уголовно-процессуального, административного, гражданского и т.д.) обосновывать ссылками на соответствующий закон, акты судебного толкования10.

Критериями принципа допустимости тактических средств защиты авторы называют:

— законность («что не запрещено, то разрешено»);

— избирательность (тактическое средство должно быть как минимум нейтральным к предъявленному клиенту обвинению);

Последний, наиболее важный, на наш взгляд, критерий, в частности, означает, что тактический прием не должен содержать сведения, унижающие честь и достоинство какого-либо участника процесса, если таковые не обоснованы материалами дела. Такие данные нельзя использовать в любом случае, если они не влияют на вопросы доказанности виновности подзащитного или степень его ответственности. Защитник не может:

— оправдывать само совершение преступления;

— побуждать или провоцировать своего подзащитного или иных лиц на оговор ими невиновных, а так же на обвинение виновных лиц в большем объеме, нежели это соответствует фактам;

— препятствовать сознательному и свободному желанию подзащитного признать свою вину, в том числе, и в совершении преступлений, не вменяемых ему;

— основываться на использовании в защите заведомо ложных сведений, в частности, о происхождении предметов и документов, необоснованно подрывать авторитет следственных и судебных органов и т.д.11.

Думается, вряд ли у кого-то найдутся возражения по отношению к этим принципиальным положениям. Остается лишь сожалеть, что практика адвокатуры еще далека от соблюдения этих принципов всеми ее членами.

Аналогичное содержание в принципы адвокатской деятельности вкладывает В.Ю. Резник. Среди прочих он называет принцип позиционной солидарности (единство и согласованность защитительной позиции), а так же принцип отстаивания только законных интересов подзащитного12.

При этом, раскрывая значение законности интереса подзащитного, он соглашается с позицией М.О. и О.Я. Баевых: «Стремление обвиняемого защищаться от обвинения (его материальный интерес) всегда законно — незаконными могут быть те или иные средства защиты»13.

О принципах законности и этичности в аналогичном понимании говорит Р.М. Жамиева. Подчеркивается, что вопросы тактики профессиональной защиты в той части, в которой они не регламентированы законом, регулируются корпоративными нормами, носящими нравственный характер. Адвокат-защитник должен стремиться не нарушать нравственных и этических норм. Автор выражает важную позицию, заключающуюся в том, что тактические ошибки этико-психологического характера, использование аморальных способов защиты не только безнравственны, но и противозаконны14.

Аналогичные принципы и критерии тактических приемов поддерживают и практические работники адвокатуры. Так, Е.Ю. Львова — член Московской городской коллегии адвокатов (МГКА), в практическом пособии для адвокатов под своей редакцией среди принципов защиты называет: «не нарушай этику», «не конфликтуй с потерпевшим», «не признавай вины невиновного», «не создавай коллизий» (преуменьшение роли своего подзащитного за счет преувеличения роли других лиц, проходящих по «групповому» делу)15.

Говоря о нравственных принципах в адвокатской деятельности, известный адвокат С.Л. Ария отмечает: «Разве не знаем мы среди своих коллег лентяев, халтурщиков, эгоистов, хамов? Но хуже всего — дефицит чести, непорядочность. Поэтому — не совершать ничего сомнительного! Подобный поступок неизбежно станет известным и навсегда погубит репутацию, а с нею и карьеру адвоката»16.

Известный адвокат Г.П. Падва, к вопросу об этике и тактике допроса потерпевшего защитником обвиняемого, формулировал важные обобщения: » защитник нравственно обязан сочувствовать человеку, пострадавшему от преступления. Высокий профессиональный долг защитника не должен вступать в конфликт с гражданской, человеческой совестью адвоката»17.

Суммируя изложенное, можно сделать вывод, что в научной, методической литературе, в практике работы ведущих адвокатов страны достаточно определенно и непротиворечиво сложилось понимание законности, этичности, нравственности адвокатской деятельности как требований, безусловно обязательных к исполнению каждым адвокатом.

Критериями тактических приемов являются их соответствие не только закону, но и этике. Тактические приемы, используемые адвокатом, должны соответствовать нравственным нормам, не должны посягать на честь и достоинство участников процесса и т.д. Этичный тактический прием не направлен на защиту преступления и не оправдывает его, а ограничен вопросами защиты подзащитного18. Как отмечал выдающийся российский юрист А.Ф. Кони, адвокат не должен быть слугой своего клиента, его пособником уйти от заслуженной кары правосудия. Защитник в уголовном процессе оценивался им как человек, «вооруженный знанием и глубокой честностью, умеренный в приемах, бескорыстный в материальном отношении, независимый в убеждениях «19.

По выражению автора всемирно известной книги «Школы адвокатуры» Р. Гарриса: «Пусть служение своему клиенту будет его «высшим, несомненнейшим долгом», но можно все-таки надеяться, что ради этого долга он не забудет своих обязанностей, как человека и не затруднится отказаться от ведения дела, которого не может выиграть честными средствами»20.

Как рекомендовал своим коллегам выдающийся адвокат и ученый В.Д. Спасович: «Соблюдай неукоснительно чистоту нравов, не увлекайся мягкосердечием, требуй безусловной честности, не спускай тому, кто до достижения своих целей пролезет, обойдет, изменит или переделает закон»21.

Не трудно заметить, что содержание принципов этичности, нравственности тактических приемов, средств и методов защиты полностью охватить невозможно. Поэтому приведенные авторы, обосновывая свои принципы, ограничиваются либо типичными примерами неэтичного поведения, либо наиболее обобщенными его критериями — честность, порядочность, совесть, умеренность и др. Между тем, просматриваются два важных правила:

— речь идет об общепринятых этических нормах, господствующих в обществе22;

— неэтичное, аморальное поведение адвоката не только безнравственно, социально осуждаемо, осуждаемо корпорацией, но и противозаконно.

Это значит, что неэтичные, аморальные средства и методы защиты противоречат закону, а потому подлежат правовой оценке, а адвокаты, допускающие такие средства и методы защиты, могут быть лишены профессионального статуса.

Этот вывод подтверждается и анализом законодательства. Аморальные, неэтичные действия защитника могут быть оценены советом адвокатской палаты в соответствии с кодексом профессиональной этики, а так же с учетом положения п. 1 ч. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре — неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем.

Таким образом, аморальные, безнравственные средства и методы профессиональной защиты следует признать незаконными средствами и методами. Именно такой принципиально важный подход реализуется нами в данной работе.

Хотя следует подчеркнуть, что приведенные нормы закона об адвокатуре, названные принципы носят слишком общий, абстрактный характер, а потому позволяют либо неоправданно расширять, либо неоправданно сужать сферу их применения. А потому, оптимальным решением является принятие Всероссийским съездом адвокатов Кодекса профессиональной этики адвоката23, как неотъемлемой части законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ, где этические правила будут изложены подробно, конкретно и полно.

Принцип законности в деятельности адвоката