Приказ на нормирование гсм

Содержание страницы:

Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ

Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ – документ, применяющийся для определения норм расхода горюче-смазочных материалов, учитывая при этом марку, модификацию автомобиля, а так же выполняемые работы конкретным транспортным средством.

Нормы, установленные для транспортных средств общего назначения:

  • базовая норма, выраженная в литрах на 100 км пробега автомобиля в снаряженном состоянии (показатель напрямую зависит от конструкции транспортного средства, его категории, агрегатов, назначения и типа автомобиля, а так же непосредственно от использующего им топлива);
  • транспортная норма, выраженная в литрах (показатель включает в себя базовую норму и напрямую зависит от нормируемой загрузки автомобиля, массы транспортируемого груза, учитывая при этом условия эксплуатации автотранспортного средства);
  • на 100 км пробега автомобиля, выполняемого транспортные работы;
  • на 100 тонно-километров грузового автомобиля, выполняемого транспортные работы, учитывая при этом автопоезд с прицепом (полуприцепом) содержащего груз или без него.

Следует иметь в виду, что при определении норм расхода топлива и ГСМ необходимо учитывать поправочные коэффициенты, размер которых зависит от климатических, дорожно-транспортных и иных эксплуатационных факторов. В качестве основания для приказа может выступать акт контрольного замера расхода ГСМ. Приказ в обязательном порядке утверждается непосредственным руководителем предприятия.

ПРИКАЗ О НОРМАХ РАСХОДА ТОПЛИВА

Главная → НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА → ПРИКАЗ О НОРМАХ РАСХОДА ТОПЛИВА

ПРИКАЗ О НОРМАХ РАСХОДА ТОПЛИВА.

Также предлагаем вам скачать на нашем ресурсе Методические рекомендации АМ-23р и дополнение к ним НА-50р. Ссылки на эти два документа вы также можете найти ниже. А теперь о самом приказе.

Основанием для обоснованного списания расхода топлива является не только наличие базовой нормы, которую вы нашли в рекомендациях или заказали у нас. Основанием будет является внутренний документ с подписью руководителя в котором будут конкретно указаны соответствующие данные (об этом далее). Этот документ называется приказ о нормах расхода топлива.

ПРИКАЗ О НОРМАХ РАСХОДА ТОПЛИВА. СОДЕРЖАНИЕ.

Здесь есть два варианта.

Первый вариант — это на основании Методических рекомендации АМ-23р и/или дополнении к ним НА-50р и НА-80р.

Второй вариант — это если вы заказали расчет у нас. Тогда вы указываете, что на основании выполненных расчетов ООО «Транспортный консалтинг» по договору (№, дата).

Далее вы указываете за каким автомобилем какую вы базовую норму расхода топлива устанавливаете.

У автомобиля необходимо указать марку и государственный регистрационный знак. Это необходимо для его идентификации.

Затем опять же два варианта.

Первый — это вы указываете сразу конечные эксплуатационные нормы с учетом поправочных коэффициентов. То есть летние нормы, зимние нормы, с кондиционером или без него, в городе или на трассе (с учетом лета и зимы).

Второй вариант (и на мой взгляд это самый удобный вариант) — это указать не конечные эксплуатационные нормы, а наименование поправочных коэффициентов с которыми вы будете работать и их размеры.

Все варианты вы можете определить для себя сами. С каким удобнее вам работать так и оформляйте приказ о нормах расхода топлива.

ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА О НОРМАХ РАСХОДА ТОПЛИВА

БАЗОВЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА МИНТРАНСА

То есть на вопрос: «А может ли ваш авто потреблять столько топлива?» должен быть ответ: «Да, может. Вот расчет.»

Поэтому мы рассчитаем, скорректируем и согласуем с вами индивидуальные реальные нормы для обоснованного списания.

Приказ на нормы расхода топлива

Практически в любой организации используется свой автомобильный транспорт, а это значит, что на его работу расходуются горюче-смазочные материалы (ГСМ): топливо, моторное масло и т.п. Для отражения в бухгалтерском учете и для целей налогообложения при расчете расходов на использование ГСМ должны применяться определенные нормы.

В данной статье мы поговорим о нормах расходования топлива и затронем следующие темы:

  • нормирование расхода топлива в организации;
  • как применять нормы расходы топлива;
  • приказ на нормы расхода топлива.

Нормирование расхода топлива в организации

При определении норм расхода топлива на эксплуатацию своих автомобилей организациям следует ориентироваться на Методические рекомендации №АМ-23-р «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные Распоряжением Минтранса России 14.03.2008. Несмотря на то, что данный документ носит рекомендательный характер, а несоблюдение установленного им порядка определения норм расхода ГСМ не влечет наложения административного взыскания, для нормирования расхода топлива в организации целесообразно руководствоваться именно этим документом.

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедия кадровых приказов от Системы Кадры.

Нормы расхода топлива в организации устанавливаются отдельно для каждой модели, марки и модификации используемых автомобилей с учетом их классификации, назначения и условий работы. Указанные в Методических рекомендациях №АМ-23-р нормы представляют собой расход топлива на транспортировку грузов или пассажиров. Дополнительный расход ГСМ, не связанный непосредственно с перевозкой пассажиров и грузов, в установленные данным документом нормы не включен.

При использовании Методических рекомендаций №АМ-23-р следует учитывать, что Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 №НА-80-р в данный документ были внесены значительные изменения.

Как применять нормы расходы топлива?

Налоговое законодательство относит расходы на топливо к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Эти расходы организация вправе учесть в составе материальных расходов. Однако до недавнего времени такие расходы налоговые инспекции признавали допустимыми лишь в пределах норм, указанных в Методических рекомендациях №АМ-23-р, а разработка собственных норм списания топлива разрешалась только в отношении транспортных средств, которые не упоминались в этом документе.

Впрочем, в 2013 году Минфин разрешил организациям утверждать собственные нормы расхода топлива, попутно отметив, что Налоговый кодекс не предусматривает нормирование таких расходов (письмо Минфина РФ от 30.01.13 № 03-03-06/2/12).

Конечно, для точного планирования и учета расхода топлива нормы его списания должны соответствовать действительности. Установка завышенных нормативов может спровоцировать работников к хищению излишков топлива. Заниженные нормы будут приводить к постоянному перерасходу ГСМ, который необходимо будет каким-то образом обосновывать, или к закупке недостаточного объема топлива, что может приостановить работу транспортной системы предприятия.

Приказ на нормы расхода топлива

Чтобы наладить планирование и учет расхода топлива, а также обезопасить себя от претензий проверяющих органов, руководителю организации следует выпустить приказ о применении норм расхода ГСМ. В документе можно указать срок действия норм, а можно установить нормы бессрочно — определенных требований законодательства здесь нет.

В приказе на нормы расхода топлива надо указать, с какого момента действуют его положения, но одной этой даты мало. Дело в том, что нормы списания топлива могут меняться в зависимости от времени года (летний или зимний сезон), поэтому в приказе также отмечают периоды для применения сезонных норм. Следует учитывать, что в каждом регионе России установлен свой зимний период. В приложении 2 к Методическим рекомендациям №АМ-23-р указана предельная величина зимних надбавок и зимние месяцы, когда она применяется, по регионам страны.

Также целесообразно отразить в документе, руководствуется ли организация при разработке норм Методическими рекомендациями №АМ-23-р. В случае проверки отсылка к официальному документу обычно положительно влияет на рассмотрение спорных вопросов. Если компания разрабатывает нормы самостоятельно, не помешает упоминание других технических или нормативных документов, используемых при разработке норм. Особенно важно привести в приказе подробный расчет норм в отношении тех транспортных средств, для которых Минтрансом не предусмотрены нормативы расхода.

Читайте так же:  Оао красный октябрь отчетность годовая

В приказ следует внести подробную информацию об эксплуатируемых автомобилях, в том числе их марки и государственные регистрационные знаки. Также стоит назначить этим же приказом лицо, ответственное за использование утвержденных норм расхода топлива.

Рекомендуем материалы по теме:

Наличие приказа об утверждении норм расхода ГСМ по автопарку защитит компанию от налоговых претензий

На протяжении долгого времени остается спорным вопрос: в каких пределах компания вправе учитывать в расходах стоимость приобретаемого для автомобилей топлива и нужно ли нормировать такие расходы? Безопаснее закрепить нормы списания ГСМ во внутреннем приказе компании

С огласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на топливо и горюче-смазочные материалы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Кроме того, расходы на приобретение горючего компания вправе учесть в составе материальных расходов на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ (письмо Минфина России от 10.06.11 № 03-03-06/4/67).

При этом ни одна из указанных норм НК РФ не требует нормировать расходы на топливо при исчислении налога на прибыль.

В письмах от 10.06.11 № 03-03-06/4/67, от 03.09.10 № 03-03-06/2/57 и от 14.01.09 № 03-03-06/1/6 финансовое ведомство добавляет, что такие расходы признаются только в пределах норм, указанных в Методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации). Разработку и утверждение собственных норм топлива и ГСМ Минфин России одобряет только в отношении тех транспортных средств, для которых Методические рекомендации не устанавливали нормативы.

Однако в 2013 году в письме от 30.01.13 № 03-03-06/2/12 Минфин России изменил свою позицию, сменив «обязаны» на «вправе». Одновременно чиновники указали, что Налоговый кодекс не предусматривает нормирование указанных расходов.

В связи с неоднозначными разъяснениями чиновников компания может себя обезопасить от претензий проверяющих, утвердив приказ о применении норм топлив и ГСМ, применяемых в целях налогообложения (см. образец справа).

1 . В документе важно указать, с какого момента действуют его положения. Учитывая тот факт, что нормы списания топлива могут относиться к разным временным периодам (летний или зимний сезон), в приказе целесообразно указать момент, с которого утвержденные нормы будут иметь силу в целях налогообложения. В случае изменения норм компания может составить новый приказ с актуальной датой. К примеру, в связи с модернизацией транспортного средства у компании может появиться необходимость увеличить нормы расхода топлива.

2 . В приказе целесообразно отразить позицию компании о том, руководствуется она утвержденными нормами Минтранса или применяет самостоятельно разработанные нормативы. Безусловно, более безопасным вариантом для налогоплательщика является установление норм в соответствии с Методическими рекомендациями. Другой вариант — разработать собственные нормативы. Но здесь есть риски.

В частности, Минфин России в письме от 30.01.13 № 03-03-06/2/12 указал, что компания именно вправе использовать нормы, установленные в Методических рекомендациях. Отсюда можно сделать вывод, что обязанности для компании делать это не установлено.

ФАС Московского округа в постановлении от 25.10.2012 № А40-13623/12-75-66 также признал правоту компании, которая утвердила приказом собственные нормы.

В другом деле суд этого же округа указал, что нормирование расходов на приобретение ГСМ налоговым законодательством вовсе не предусмотрено, а утвержденные Минтрансом нормы не обязательны, так как носят рекомендательный характер (постановление ФАС Московского округа от 25.09.07, 28.09.07 № КА-А41/9866-07).

ФАС Уральского округа в постановлении от 20.02.08 № А60-8917/07 указал, что применение норм расхода ГСМ, утвержденных Минтрансом России, является ошибочным, поскольку эти нормы установлены в качестве основы в целях планирования поставки и контроля расхода топлива и масел. Такие нормы не предназначены для регулирования налоговых отношений. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.11 № 15АП-5336/2011.

Вместе с тем, каким бы ни было решение компании — применять нормы, установленные Минтрансом, или же самостоятельно разработать исходя из технических документов, целесообразнее в приказе сделать ссылку на документы, на основании которых ведется учет.

3 . Компания может установить бессрочный период действия норм, однако безопаснее периодически пересматривать установленные нормативы топлива и ГСМ. На практике организации указывают как определенный срок действия норм, например календарный год, так и устанавливают бессрочный срок. Каких-либо требований законодательством не установлено.

Отсутствие процедуры пересмотра утвержденных норм может стать причиной ошибок в учете. Ведь на практике может возникнуть ситуация, при которой компания использует автомобили только в зимний период или исключительно летом или же меняет местность их эксплуатации, — соответственно изменяются и надбавки к нормам расхода топлива.

4 . В приказ вносится подробная информация об автомобилях, в том числе марка автомобиля и его государственный регистрационный знак. Данный реквизит упрощает работу как бухгалтеру компании, так и проверяющим. Подробная информация позволит без ошибок сопоставить норму по конкретному транспортному средству и списанные по нему затраты на топливо и ГСМ в целях налогообложения.

5 . Подробный расчет норм топлива в документе особенно важен в отношении тех транспортных средств, для которых Минтранс не предусмотрел нормативы расхода. Это касается автомобилей, которые уже давно не выпускаются, или, напротив, новых моделей, уникальных автомобилей, по которым нормы не установлены.

По мнению Минфина России, установить нормы по таким автомобилям компания может исходя из технической документации или информации, предоставляемой изготовителем автомобиля (письмо от 14.01.09 № 03-03-06/1/6). Аналогичное мнение финансовое ведомство высказало в отношении автомобиля марки ВАЗ-217030 (письмо от 22.06.10 № 03-03-06/4/61).

Практика показывает, что компаниям, которые списывали топливо без указания источников, на основании которых рассчитывались нормативы расхода топлива по таким автомобилям, пришлось отстаивать свое мнение в суде. Некоторые суды поддерживали налогоплательщиков (например, постановления ФАС Московского от 28.09.07 № КА-А41/9866-07 и Центрального от 04.04.08 № А09-3658/07-29 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08) округов).

Таким образом, в случае возникновения судебного спора важно, чтобы фактический расход топлива был документально подтвержден и обоснован. В постановлении от 16.09.10 № Ф09-7311/10-С2 ФАС Уральского округа согласился с компанией только потому, что представленные документы в совокупности подтверждали реальный размер расходов на ГСМ.

6 . В каждом регионе России в целях применения надбавки к нормам топлива установлен свой зимний период. В приложении 2 к Методическим рекомендациям установлена предельная величина зимних надбавок по каждому региону с указанием, в каком регионе какие месяцы считаются зимними. Например, для Москвы зимнее время — это период с 1 ноября по 31 марта 2013 года. В эти месяцы компания вправе применять зимние надбавки к нормам расхода топлива в размере 10%. Для регионов, расположенных в различных климатических зонах, но относящихся к одному федеральному округу, дополнительная дифференциация не проводится.

Таким образом, поскольку не установлен единый зимний период для всех регионов, отражение такой информации в локальном акте исключит путаницу и ошибки в учете, а также избавит от претензий налоговиков.

7 . Указание в документе лица, ответственного за использование утвержденных норм расхода топлива, снизит риск возникновения финансовых потерь. Назначение лица по учету топлива и ГСМ с налоговой точки зрения обеспечит достоверное и полное отражение приобретенного ГСМ и его использования. В случае проверки такое лицо сможет предоставить налоговикам подробную информацию о расчете норм топлива и его фактическом расходе, а также разъяснить какие-либо нюансы

Приказ, который легко обоснует расходы компании на бензин

Почему этот документ важен: У налоговиков точно не будет претензий к расходам на ГСМ, которые компания списывает по новым нормам Минтранса. В чем часто ошибаются: Не детализируют данные об автомобиле и забывают сделать оговорку, для всех машин действуют минтрансовские нормы или нет.

Сейчас всем компаниям, у которых есть автотранспорт, надо решить, обновлять ли свои нормы списания ГСМ. И если да, то издать соответствующий приказ. Его образец представлен ниже. Необходимость в этом возникла потому, что Минтранс России обновил свои нормы из распоряжения от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, которое давно уже не отвечало реалиям авторынка. В нем не было норм для многих популярных сейчас иномарок, например Chevrolet Aveo, Scoda Octavia, Ford Focus.

Читайте так же:  Новый закон о государственной тайне

Важная деталь В приказе можно дать ссылку на обновленное распоряжение Минтранса. Это будет дополнительным обоснованием для пересмотра нормативов в середине года.

Важная деталь Компания не обязана руководствоваться новыми нормами Минтранса. Но если списывать расходы на топливо по ним, это точно исключит споры с налоговиками.

Сейчас нормы для всех моделей дополнены распоряжением от 14 мая 2014 г. № НА-50-р. Взять их на вооружение — право, а не обязанность организации. Можно и дальше списывать бензин по собственным нормативам. Риск здесь невелик, ведь Минфин признал, что Налоговый кодекс РФ вообще не требует нормировать расходы на горючее (письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875). Но учитывать расходы по нормам Минтранса безопаснее, ведь к ним у инспекторов точно не будет претензий.

С какой даты применять новые нормы

В приказе о новых нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет ( 1 ). В новом распоряжении Минтранса нет даты начала его действия. Специалисты Минфина России предлагают ориентироваться на день, когда документ появился на официальном сайте Минтранса (см. комментарий ниже). Поэтому в приказе о приведении норм списания ГСМ в соответствие с новой редакцией распоряжения № АМ-23-р датой издания может быть 15 мая или любое более позднее число. А до этой даты будут действовать старые нормы компании. Причем будет проще, если новые нормы начать применять с 1-го числа месяца, например с 1 июля. Тогда не понадобится считать расходы за переходный месяц по двум разным нормам.

Свои нормы можно комбинировать с минтрансовскими

— Налоговый кодекс РФ напрямую не обязывает компанию нормировать расходы на ГСМ. Но при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные, то есть экономически оправданные затраты. По этой причине списывать стоимость бензина по своим нормам безопаснее только в отношении автомобилей, для которых нет норм в распоряжении Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (в ред. распоряжения Минтранса России от 14 мая 2014 г. № НА-50-р). При этом не запрещается использовать комбинированный метод признания расходов на ГСМ, когда по одним машинам компания применяет нормы Минтранса, а по другим — собственные лимиты. Последние должны основываться на реальных цифрах, будь то данные производителя или самостоятельно произведенные замеры.

Обязательные реквизиты приказа

В приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму ( 2 ). Напишите марку машины, ее модификацию, государственный регистрационный знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.

В приказе можно сказать, что директор издает его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса ( 3 ). Для проверяющих это будет обоснованием того, почему организация решила именно сейчас пересмотреть свои нормативы.

Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других — свои (см. комментарий ниже). Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные ( 4 ).

Еще по этой теме Весь перечень документов, которые нужны для списания ГСМ, а также образец акта на списание вы можете найти в статье «Документы, с которыми вы можете без риска списывать бензин», опубликованной в журнале «Главбух» № 22, 2013.

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому надо установить в приказе летние и зимние нормы. Как вариант, можно закрепить зимнюю надбавку в процентах, за счет которой на зимний период будет увеличиваться норма расходования топлива. Размеры надбавок для разных регионов есть в старом распоряжении Минтранса ( 5 ).

В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением новых норм ( 6 ). Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника, а также работника бухгалтерии, который отвечает в компании за учет расходов на ГСМ ( 7 ).

Нормирование расходов по ГСМ

Вопрос о размере затрат на топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ) на служебный автотранспорт является актуальным уже довольно длительное время. Ранее финансисты разъясняли, что при списании ГСМ компании должны учитывать нормы, установленные Минтрансом России (распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации)). Однако в недавних письмах чиновники поменяли свою точку зрения (письма Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12).

Расходы на ГСМ для служебного транспорта учитываются в прочих расходах, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, расходы на приобретение горючего по автомобилям, используемым для других целей, включаются в состав материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). На это указывают и чиновники (письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67).

В течение длительного времени финансовое ведомство давало разъяснения, что расходы на топливо для автотранспортных средств учитываются в налоговом учете в пределах норм Минтранса России. При этом финансисты настаивали, что включение в расходы по налогу на прибыль затрат на ГСМ сверх таких норм неправомерно (письмо Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57).

Кроме того, и в судебной практике встречалась позиция, что учитывать расходы на ГСМ сверх норм при налогообложении прибыли нельзя (пост. ФАС ЗСО от 01.12.2008 № Ф04-7500/2008). Помимо этого, чиновники разъясняли: в случае если Методическими рекомендациями не предусмотрено нормативов списания ГСМ для некоторых автомобилей, то такие нормы руководитель организации может ввести в действие своим приказом. При этом данные нормы могли быть разработаны только по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими расчет по специальной программе-методике.

А до принятия соответствующего приказа о нормах организации могли учитывать информацию о транспортном средстве из соответствующей технической документации, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15, от 04.09.2007 № 03-03-06/1/640). Налоговики также не раз об этом высказывались (письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308, от 03.11.2009 № 16-15/115253, от 13.10.2009 № 16-15/107268).

Однако в 2012 году Минэкономразвития России провело экспертизу Методических рекомендаций. В своем Заключении от 20 апреля 2012 года по результатам экспертизы министерство указывает на необходимость исключения положения о том, что нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению и для ведения статистической отчетности (п. 3 Методических рекомендаций). Минэкономразвития России справедливо отмечает, что кроме указания на экономическую оправданность расходов Налоговый кодекс не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением случая нормирования расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ; пост. Правительства РФ от 08.02.2002 № 92).

Кроме того, Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (ст. 4 НК РФ).

Также специалисты Минэкономразвития России провели анализ более шестидесяти арбитражных дел, подавляющее большинство из которых сложилось в пользу налогоплательщика. В них сделан вывод об отсутствии нормирования расходов на ГСМ (пост. ФАС ЗСО от 05.04.2012 № Ф04-995/12 (определением ВАС РФ от 09.07.2012 № ВАС-8327/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС ЦО от 04.04.2008 № А09-3658/07-29 (определением ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС МО от 28.09.2007 № КА-А41/9866-07).

Читайте так же:  Льготы пенсионерам ленинградской области в 2019 году

В связи с этим в 2013 году финансовое ведомство изменило свою позицию. В последних письмах Минфина России изложена радикально измененная позиция в части учета ГСМ: налогооблагаемая база по налогу на прибыль может быть уменьшена на полную стоимость израсходованных налогоплательщиком ГСМ (подтвержденную документально). А при определении обоснованности произведенных затрат компании могут учитывать нормы, установленные Методическими рекомендациями. То есть, налогоплательщик вправе учитывать эти нормы, но не обязан (письма Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12).

Утверждение каких-либо норм в учетной политике или приказе не является обязательным. Налогоплательщик вправе установить нормы расходов, причем эти нормы могут применяться исключительно с целью контроля расходов, а не для целей налогообложения прибыли.

Кроме того, требуется документально доказать факт несения расхода. При этом фактически произведенные расходы предприятия на ГСМ могут быть подтверждены любыми оправдательными документами. Обратите внимание: авансовые отчеты, кассовые чеки, накладные и прочие документы, подтверждающие факт приобретения ГСМ, не могут сами по себе служить основанием для списания горюче-смазочных материалов в состав расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Таким первичным документом для списания ГСМ является путевой лист по типовой форме (утв. пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78) либо по самостоятельно разработанной и утвержденной форме, содержащей обязательные реквизиты (приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Экспертиза статьи: Ирина Нечитайло, начальник отдела налогового консультирования компании UHY «Янс-Аудит»

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Приказ на нормирование гсм