Основные требования к репортажу

1. Событийный

Наиболее распространенный вид репортажа – оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж – это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно значимой теме.

Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой – те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание «эффекта присутствия» – читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия. Средства, с помощью которых достигается этот эффект, разнообразны:

— Использование ярких деталей и подробностей – через подобного рода содержательные элементы можно описывать различные предметы или объекты материального мира, давать характеристики поведения людей, обрисовывать внешнюю обстановку события и т.д.

— Использование речевых стратегий – мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реально существующих людей.

2. Аналитический (проблемный)

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития, «несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Для этого автор вправе привлекать дополнительные факты, цифры, обращаться к другим событиям. Такой материал близок к корреспонденции. С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков» [2, с. 221].

Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис – аргумент – вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы. В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, как некий итог уже осмысленных автором данных.

3. Познавательно-тематический

По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации: «Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т. д. Такие материалы планируются редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению» [2, с. 221]. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из того события сделать репортаж с ремаркой «специальный»: «Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения» [4, с. 187].

Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

— В репортаже-расследовании, в отличие от специального репортажа, главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения». Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода «смены профессии» в российской журналистике были Л. Рейнснер и М.Кольцов. Репортаж — расследование, по мнению исследователей, это динамическое описание полосы препятствий, преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.

4. Репортаж-комментарий

Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий: «Комментированный репортаж – это комбинация двух жанров с ответом на вопрос «почему?» (так называемая объясняющая журналистика). Он строится на трех элементах: 1) информация, 2) интерпретация, 3) мнение. Как правило, имеет интригующее начало» [4, с. 215]. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям.

В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария:

Расширенный комментарий – пространное разъяснение факта. — Синхронный комментарий – разъяснение фактов до мельчайших подробностей. — Комментарий специалиста – факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами.

Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией. Итак, можно отметить, что репортаж как жанр периодической печати требует особой структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения (помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события). Кроме того, жанр репортажа требует достаточно четкой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей «сиюминутных» ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. Все это делает репортаж уникальнейшим способом выражения журналистской мысли.

5. «Репортер меняет профессию»

В основе этого репортажа лежит «включенное наблюдение», когда сотрудник редакции на время меняет профессию. Делает это, главным образом, для того, чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия. Кроме того, включенное наблюдение позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей и радиослушателей. Фотоаппарат и магнитофон, весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего.

Журналисты – репортеры меняют профессию уже давно. С тех пор кем только они не становились: униформистами в цирке, продавцами, бомжами, заключенными… И все же это очень опасный вид репортажа. Прежде всего, необходимо согласовать возможность включенного наблюдения с руководством редакции, затем обеспечить безопасность источникам информации или тем, кто оказывал помощь, и позаботиться о собственной безопасности. Наконец, надо проконсультироваться с юристом. Но репортер часто работает на грани «фола», а то и прямо нарушает закон. Между тем конституция Российской Федерации провозглашает право каждого (в том числе и журналиста) искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП «Паркус плюс»), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.

Основные требования к репортажу

Один из самых популярных жанров газетной публицистики – репортаж (от лат. reportare – сообщать, передавать). Популярный и у читателей, и у журналистов. Объясняется это особенностями жанра, открывающими широкие возможности, как перед автором текста, так и перед его читателем.

Назначение репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события. Его роль велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором.

Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра – его динамичность.

Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, его «наглядность»: читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Читайте так же:  Учебное пособие по авиационной безопасности

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа в газете.

Репортажи А. Гудимова на экономическую тему отличались стремлением раскрыть все стороны изучаемой проблемы, связанной с работой столичных такси, инспекторов ГАИ или продавцов продмагов. В его публикациях, связанных с «тайнами чужих профессий», яркие эпизоды перемежались с частями, в которых автор работал как опытный экономист, вел сложные расчеты – цифра становилась у него средством убеждения читателя.

Основой проблемных репортажей А. Рубинова становится тщательно продуманный эксперимент. Журналист воссоздавал всем известную жизненную ситуацию – при поиске медикаментов в аптеке или при покупке билета в железнодорожной кассе – и затем, как участник этой ситуации, всесторонне исследовал ее. На первый план при этом выдвигаются рассуждения автора, его исследование фактов, эмоциональная реакция на них и его выводы и предложения – как устранить недостатки. Так достигалась публицистичность эмоционального анализа.

Умение автора «вести» репортаж, «монтировать» его части определяет особенности его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. Так были построены, например, репортажи Л. Колодного в «Московской правде» о его «путешествии» вокруг столицы по кольцевой дороге. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, на «поиске» людей, изображенных на фотографии, и т.п. Автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».

по книге Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра

Основные требования к репортажу

Уважаемые авторы, администраторы лиг и все те, кто хочет увидеть свой материал опубликованным на сайте MOSKVN.RU! Наш сайт немного специфичен, поэтому, прежде чем присылать свои материалы, пожалуйста, ознакомьтесь с основными требованиями к ним. Чем в большей степени ваш материал будет соответствовать этим требованиям, тем быстрее он появится на сайте, ведь меньше времени понадобится на его доработку.

Все материалы просьба присылать на электронный ящик сайта — [email protected] Не забывайте в теме указывать, что именно вы пересылаете (репортаж, интервью и т.д.) и к какой лиге это имеет отношение. Там же, в письме, для оперативной связи лучше оставлять свой мобильный телефон и адрес страницы «ВКонтакте».

Если что-то непонятно, спрашивайте в комментариях к требованиям.

Требования к репортажам

К сожалению, на данный момент сайт не обладает возможностями посылать своих репортеров на все игры КВН Москвы и Московской области, в основном нами освещаются самостоятельно МСЛ, МСЛ-2 и ЦЛМиП. Поэтому просьба присылать свои репортажи, тем более что репортаж от своего человека в лиге всегда выглядит гораздо адекватнее.

Репортаж должен содержать:

  • указание на время и место проведения мероприятия;
  • перечень участвовавших команд;
  • указание на конкурсы, которые играли команды;
  • (факультативно) состав жюри, имя ведущего;
  • результаты: кто какое место занял, кому какой кубок достался и т.д.

Отметим, что в репортажах должен быть текст, раскрывающий суть происходившего на игре. Если вы присылаете одни лишь результаты, это не репортаж, а материал для раздела «Результаты».

Пожалуйста, подумайте над интересным и оригинальным названием вашего репортажа — таким, чтобы читатель заинтересовался и, кликнув по нему мышкой, прочитал весь материал. При этом посмотрите на оформление заголовка репортажа на нашем сайте: верхняя часть — название игры, а под ним помещается цепляющий заголовок, не включающий название игры.

Названия номеров пишите в кавычках с большой буквы: «Муж неожиданно вернулся с работы», «Отец и сын на рыбалке».

К репортажу обязательно необходимо приложить две фотографии:

  • одну с соотношением 2:1 (минимум 350 х 175 пикселей); не коллаж (помещается на главной странице сайта);
  • одну с соотношением 3,73:1 (минимум 652 х 175 пикселей); можно коллаж (помещается собственно на странице с репортажем).

В конце материала обязательно укажите имя и фамилию автора или его творческий псевдоним. Они набираются жирным курсивом и могут предваряться словами «Текст» (при наличии фотографий), «Как всегда ваш» и проч. в зависимости от личности и целей самого автора: Текст Ивана Богданова.

Некоторые рекомендации по написанию репортажа

1. Избегайте штампов (смешной ход, хороший отыгрыш, бурные овации и т.д.). Во-первых, это во многом уводит от конкретики. Во-вторых, чем более разнообразной будет лексика в вашем репортаже, тем интереснее его будет читать.

2. Объясняйте «внутряки» — вещи, неясные зрителю «со стороны», но имеющие важное значение для понимания сути репортажа или конкретной шутки. Такими «внутряками» могут быть особенности города, лиги, игры (имена преподавателей, аббревиатуры кафедр, названия районов и т.д.). Чаще всего подобные вещи можно легко обобщить, т.е. назвать более общим понятием (не Бибирево, а криминальный район).

3. Старайтесь как можно реже использовать жаргонные слова, которые понимают только кавээнщики (вырезанный номер, добивка, разрыв).

4. Уходите от повторов, используйте синонимы. Например, для слова команда можно в зависимости от контекста применять слова: она, (название команды), парни, ребята, лидеры сезона, сборная, медики (для команды из медицинского вуза) и т.д.

5. Пишите правду. Если команда показала себя слабо на уровне остальных, не надо писать, что это было фееричное выступление, которое никого не оставило равнодушным. Конечно, в любом репортаже велика доля субъективности, но не стоит ставить себе цель называть отличным то, что в действительности было посредственным.

6. Определитесь со своей позицией: вы болельщик (болеете за конкретную команду) или обычный репортер (должен быть более объективным и не рассказывать о своих пристрастиях).

7. Поскольку сайт посвящен исключительно игре КВН, в большинстве случаев слово «КВН» можно опустить: не игра КВН, а игра; не команда КВН, а команда. Читатели и так поймут, что игра и команда имеют отношение к КВН.

8. Избегайте чересчур яркого выражения эмоций графическими средствами. Например, не стоит ставить десять восклицательных знаков подряд, набирать несколько слов подряд заглавными буквами и т.д. Для ваших эмоций можно подобрать адекватные слова.

9. Постарайтесь усилить интерес читателя, например построив репортаж необычным (но адекватным!) образом или привязав все мысли к определенной общей теме. Почитайте репортажи Михаила Дьяченко.

Репортаж: особенности жанра, тенденции развития.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Жанр (франц. genre) – тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания.

Система (от греч. systёma – целое, составленное из частей; соединенное), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Содержание, документальное наполнение, целевая установка автора определяют проблему, направление, смысл и характер публицистического выступления, его форму, то есть жанр. Именно выбор жанра помогает плодотворнее работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений. Жанры журналистики различаются по целям воздействия на аудиторию, широте освещения реальности, выразительно-изобразительным средствам, глубине анализа и широте обобщений. В связи с этим они подразделяются на три вида – информационные, аналитические и художественно-публицистические.

К информационным жанрам относятся: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, комментарий, репортаж, отчет. Рассмотрим наиболее значимые. Репортаж можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, как сбор, подачу информационных материалов для печати, радио или телевидения. Во-вторых, что является наиболее важным в нашей работе, как информационный жанр, характеризующийся оперативным и ярким рассказом о событии, ситуации, явлении. Основные требования репортажа – эффект присутствия, достоверности, сопереживания, поскольку автор такого материала всегда или очевидец или активный участник события.

Жанр репортажа является одним из самых оперативных, привлекательных и популярных в журналистике. Благодаря своему главному качеству — созданию «эффекта присутствия» — читатель становится свидетелем события вместе с журналистом. Опр БСЭ: «репортаж — это информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор». Репортаж как жанр зародился на страницах европейских газет в первой половине XIX века и его название происходит от латинского слова «reportare», означающего «передавать», «сообщать». «Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т. п. Позднее такого рода репортажи стали называть отчетами. А репортажами начали именовать публикации иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки», — пишет А. Тертычный. По его мнению, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. Западные очерки являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Исслед-тель Ким: предметом отображения в репортаже является не событие, а непосредственно сам процесс, действие. Журналист показывает не просто факты, а динамику их развития и. что важно, выражает авторское отношение к ним. В епортаже бдве тенденции: 1)тенденция к строгой документальности, достоверности, точному воспроизведению события; 2)тенденция к живописному эмоциональному изображению действительности, событие + отношение.

Читайте так же:  Собственность на основании дкп

Способы репортажа (Тертычный):1) изложить динамику события, его последовательное развитие. 2) изложить динамику непосредственно авторских переживаний, которые появились в процессе знакомства с данным событием.

Синтетический сплав неск жанров: репортаж «впитал в себя многие драгоценные черты других жанров — очерка, интервью, отчета, хроники, обзора и корреспонденции»

Особенности жанра: прямая речь, исп выразит средств, От автора репортажа зависит, в какой очередности будут излагаться детали. Сенсационность. новизна – то что привлекает внимание к репортажу.

Развитие жанра репортажа в России

Для того чтобы такой оперативный жанр появился на страницах газеты, должны были возникнуть соответствующие условия и, прежде всего потребность общества в быстром получении достоверной и нужной информации. Первая русская газета «Ведомости» находилась в переходном периоде — от рукописных изданий к печатному слову, и в ней мы находим истоки жанра репортажа. Газета информировала читателей о ходе Северной войны и стремилась оперативно известить население о победах россиян.

Первым официальным репортером в русской журналистике является Яков Синявич. Переводчик посольского приказа в 1719 году был назначен на должность, по которой нужно было собирать сведения о различных произошедших событиях, описывать торжества и гуляния.

В средствах массовой информации ХУШ века репортажи встречаются редко. К ним можно отнести военные реляции, целью которых являлся рассказ о победе русского оружия.

В XVIII веке и первой половине XIX века журналистика развивалась в тесной связи с отечественной словесностью. Писатели выступали в качестве редакторов и основных сотрудников периодических изданий, популярными жанрами в этот период являлись очерк, фельетон, рецензия и др. Поскольку в журналистике той поры доминировали журналы, жанр репортажа, более свойственный газетной прессе, появлялся изредка.

Определенный сдвиг в плане информационного насыщения газет и журналов произошел после реформ 1860-х годов. С отменой предварительной цензуры информационное наполнение русских изданий стало намного богаче. Свою роль в развитии жанра репортажа сыграл и тот факт, что в 1866 году было создано одно из первых в стране информационных агентств. С его появлением роль журналистов, специализирующихся в жанре репортажа, многократно возросла. Вскоре к первому телеграфному агентству в России прибавились еще два — Международное телеграфное агентство (1871) и Северное телеграфное агентство (1882). «Телеграфные бюллетени» иногда становились самостоятельной газетой, публикуя оперативную информацию. Репортеры стали важной фигурой в редакциях, от их оперативности и умения найти интересные материалы зависел успех газеты.

Потребность в сенсациях, которые являются благодатной почвой для работы репортеров, стала больше. И один из ведущих репортеров того времени В.Гиляровский определил лицо отечественной репортерской школы. Обладая богатым жизненным опытом, он смог обучиться всем навыкам репортерства, за короткое время, став лучшим в своем деле.

Работая оперативно и без ошибок, Гиляровский сообщал немало сенсаций в газетах «Московский листок», «Русские ведомости», «Россия». «Русское слово». За ним закрепилось устойчивое звание «короля репортеров». Наряду с передачей подробностей, деталей события, в репортажах Гиляровского отчетливо проявилась тенденция к показу личности, поведения человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, соучастие в его судьбе.

В новых исторических условиях после 1917 года отношение к репортажу изменилось. Традиции «короля репортеров» В. Гиляровского были преданы забвению. Сенсационные репортажи с жизненными историями были полностью вытеснены со страниц отечественной прессы. После них пришел черед материалов, которые были направлены в основной своей массе на пропаганду достижений нового советского государства.

Отношение к репортеру стало меняться, в обиход вводятся регламентации. В статье «Репортаж и репортер» И. Ворошилин в 1926 году пишет: «Центр тяжести рабкора заключается в отражении живой действительности, в то время как центр тяжести работы репортера заключается в отражении жизни по документам». Однако журналистская практика не всегда согласовывалась с этими установками. Среди ведущих журналистов, выступающих в данном жанре, — Лариса Рейснер и Михаил Кольцов, которые заложили аналитические основы в репортерских работах. М. Кольцов выделялся репортажами с места событий, использованием приема «журналист меняет профессию». Перевоплотившись в таксиста или учителя, он смог придать своим выступлениям («Три дня в такси», «Семь дней в классе») яркость, образность, достоверность.

В это время появляется новое средство массовой информации, которое непосредственно связано как с самим рассматриваемым жанром, так и с журналистикой в целом, — в СССР началось вешание радио. Первый радиорепортаж был проведен в 1928 году — «Прогулки по Москве». В студию в прямом эфире передавались звуки с улиц, которые пояснялись репортерами. Однако принято считать, что первым радиорепортажем стал рассказ о футбольном матче между сборными СССР и Турции в 1935 году. Его провел известный комментатор Вадим Синявский.

Следующий важный этап в развитии жанра репортажа связан с Великой Отечественной войной. Во время войны на публикации журналистов был наложен ряд ограничений; работников СМИ настраивали на задачу такого показа событий, после которого усиливается вера народа в неизбежную победу. Репортажи о подвигах Николая Гастело, Александра Матросова и других героев воины показывали силу духа бойцов и давали образцы для подражания.

После войны существенное влияние на жанр репортажа оказало появление телевидения. 2 мая 1949 года состоялся первый телерепортаж о футбольном матче, в котором сыграли ЦДКА и «Динамо». Благодаря ряду свойств, присущих телевидению, в нем стали видеть сильного конкурента для репортажа газетного. Первый репортаж с предприятия был передан по телевидению в январе 1955 года. Это был прямой эфир с московской кондитерской фабрики «Красный Октябрь». С тех пор событийный репортаж все чаше появлялся на телевидении. А через год-два он стал неотъемлемой частью программ Центрального телевидения.

Репортажи в прессе существовали, однако их называли «зарисовками». Даже в первом издании Большой Советской Энциклопедии не было такого понятия как «репортаж». Как отмечает П. Барашев, «было время, — когда от слов «репортер» и «репортаж» шарахались, как от потенциальных носителей скандальных хроник, а естественное и честное «я», «мне показалось», «я подумал» железно менялось на коммунальное «мы».

Политические условия в стране оказывали влияние на развитие жанра. Развенчание культа личности Сталина, становление демократизации и гласности создавали благоприятные условия для существования репортажа. Особым вниманием читателей пользовались репортажи о покорении Космоса. В 1980-е годы преобладают аналитические репортажи, в которых себя проявили Ю. Рост, Г. Бочаров. Общество становится все более открытым, и как следствие больше появляется репортажей на страницах печатных СМИ. В 1990-е годы, когда рухнул Советский Союз, были сняты цензурные запреты, что существенно повлияло на развитие данного жанра, потребность в оперативной информации стала увеличиваться. Важные события 90-х годов прошлого века, первых лет жизни нового государства нашли отражение на страницах печатных СМИ в форме репортажей. Таковыми стали материалы об августовских событиях 1991 года, о чеченской войне. Ощущение свободы, обретенное журналистами, было достаточно новым, и на этом пути им довелось сделать ряд ошибок, пока не стало очевидно, что нельзя путать свободу со вседозволенностью.

Новым явлением стал «мобильный репортер». Благодаря современным технологиям, журналист, находясь на месте события, может делать практически мгновенно газетный репортаж. Снимая на видеокамеру мобильного телефона, репортер оперативно передает видеоматериал в редакцию. Репортаж в будущем: видео+фото+текст+аудио

Репортаж — Лекции по курсу «Основы журналистики»

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Репортаж — это сообщение, рассказ о событии или событиях, происшедших на глазах у журналиста.

Как и другие жанры, характеристика эта требует дополнительного объяснения — ведь в большинстве случаев новостная журналистика состоит именно из описаний того, что произошло на глазах у журналиста или у кого-нибудь еще. Так что же — переданное со слов других людей считать новостью, а то, что видел сам, репортажем? Конечно, нет. Но ведь об увиденном можно рассказать по-разному, пользуясь целым арсеналом средств, имеющихся в распоряжении журналиста. И одним из этих средств является репортаж. Важное отличие репортажа от новостей заключается в том, что форма написания репортажа — свободная. Можно описывать события хронологически. Распространен, например, вид репортажа «День с …», где описывается день, проведенный с мэром города, депутатом, вагоновожатым метро или участковым милиционером. А можно структурировать репортажи как описание проблем, виденных репортером, или мест, где он побывал.

Добавим, что репортаж — тот самый жанр, который сближает журналистику с литературой. Он наиболее литературен. Вспомним знаменитые репортажи Владимира Гиляровского. Его репортажи изданы отдельной книгой, которую с удовольствием читают по сей день. Гиляровский писал о речке Неглинке, о московских банях и трактирах, о нравах обитателей ночлежек и о трагических событиях на Ходынском поле. Его знание Москвы потрясает.

Сейчас, в эру Интернета и спутниковых телефонов, репортажи не менее интересны, чем сто лет тому назад. И конечно, хорошие репортажи сегодня ценятся никак не менее, чем во время Первой мировой войны, когда Хемингуэй писал свои репортажи из Европы. Ведь репортажи не только рассказывают о том, что произошло, но и показывают, как это происходило.

Что же должно быть, какие требования должны быть выполнены, чтобы репортаж был хорошим? Попробуем сформулировать их как пожелания, поскольку, как было сказано, форма репортажа свободная.

• Журналист должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.

• Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.

• Репортажи обычно пишутся сразу после события.

• Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.

• Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.

Предмет, цели, тематика жанра

Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития — от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это — жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами. Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра — М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 115.

Читайте так же:  Претензия застройщику о качестве строительства

В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией.

Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности. Важны при этом, как пишет Б.Я.Мисонжников, не только и не даже столько, «констатация и фиксация какой-либо данности, а выработка особого методологического инструментария для более полного и глубокого познания феноменов предметно-практического характера» Мисонжников Б. Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста.- СПб.,2002, стр. 40.

Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический.

К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.

Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания «эффекта присутствия» автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.

Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания «эффект наглядности». Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны.

§ использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события;

§ использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой — те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание «эффекта присутствия». Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия.

Аналитический (проблемный) репортаж

Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис-аргумент — вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения.

Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы.

В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.

По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, «специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из этого события сделать репортаж с ремаркой «специальный»».

Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения». Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода «смены профессии» в отечественной журналистике были Лариса Рейнснер и М.Кольцов.

Репортаж — расследование, по мнению исследователей, это «динамическое описание полосы препятствий», преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.

Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть, как отмечают теоретики, «вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем».

В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария: расширенный комментарий — пространное разъяснение факта; синхронный комментарий — разъяснение фактов до мельчайших подробностей; комментарий специалиста — факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами. Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией.

Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, мы можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий). Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже, если в нем присутствуют элементы анализа.

Язык и стиль репортажа.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность — то сухим и неинтересным.

Язык репортажа должен быть скорее образным, а не понятийным. Образность служит достижению наглядности и конкретности. “Написать “стакан пива” лучше, чем написать “300 мл пива”. Требование понятности подразумевает гибкий язык, образы, сравнения, известные исходные величины, короткие предложения, точный подбор слов. Чтобы по возможности понятно изложить специальные выражения, репортер должен сам знать, что они означают. “Словарный запас и бойкость пера репортера определяют впечатление о событии, возникающее у воспринимающего”.

Очень важным считается также предоставлять слово самим участникам события, используя цитаты, элементы интервью. “Точные, по возможности более прямые цитаты свидетелей или заинтересованных лиц бесценны, так как они дают репортажу впечатление непосредственности (разговорные выражения, диалект)”.

Языку репортажа не свойственно внутреннее, “лингвистическое” остроумие, как в фельетоне, и шутки в тексте допускаются только как пересказ комичной ситуации. Но эмоциональность стиля в субъективном жанре репортажа приветствуется: выражая собственные чувства, автор тем самым будит чувства читателя.

После дискуссий в Государственном центре политического образования в 1990 г. не тему, что такое развлекательность в журналистике, группа “Projektteam Lokaljournalisten” вывела формулы текстов для журналистов. Текстовая формула репортажа такова:

1. собирать информацию на месте

2. самый сильный образ сделать лицом и далее использовать как “красную нить”

3. факты искать не только на месте, но и по телефону, и в архивах

4. образы, переживания и факты перемежать в волнующем темпе

5. подавать информацию понятно.

Считаем, что это неполное и недостаточно профессионально составленное руководство, которому придали лаконичную форму во вред его практической применимости. Впрочем, в Германии издано и доступно в интернете достаточное количество практических пособий по написанию репортажа.

Излюбленная мысль, проводимая в каждом сколько-нибудь подробном учебном пособии по репортажу: “Репортаж не может быть написан за письменным столом! Репортеру нужны все его чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус”. Он должен заставить читателя поверить, что видел и чувствовал все лично, должен наглядно говорить о вещах, а не аналитически – о понятиях.

Немецкий репортер должен уметь найти неизвестную сторону темы. Например, если дана тема «Интенсивная терапия», то вместо того, чтобы цитировать свидетельства врачей и медсестер, лучше остаться на ночное дежурство в качестве санитара.

Подчеркивается, что первое предложение репортажа имеет первостепенное значение — оно определяет, читает ли читатель дальше или со скукой пролистывает. Начало типичного репортажа представляет собой “картинку или сцену из гущи события”, в качестве заключения тоже берут образ, имеющий четкое отношение к начальному образу.

Упомянем еще две интересные концепции, выработанные теоретиками жанра.

Халлер предлагает четыре фактора, обеспечивающие существование репортажа:

  • печатные СМИ, которые допускают субъективную журналистику и сами с готовностью предоставляют место для красочного материала на темы опосредованной актуальности;
  • темы, которые разрабатываются так, что из их конкретных, особенных аспектов возникают человеческие переживания, к которым читатели могут оказаться сопричастными;
  • журналисты, которые рисуют достоверные картины и хотят, и могут дать читателю пережить вместе с ними случившееся;
  • читатели, которые готовы читать длинные и более трудные тексты, которые принимают ограничение темы только каким-то одним аспектом и понимают субъективный, полный чувств язык.
Основные требования к репортажу