Стандарты социальная конвенциональная норма общественный договор между

Стандарты социальная конвенциональная норма общественный договор между

При выборе темы проекта, который планируете предложить ученикам, вы руководствуетесь в первую очередь:

Его новизной, необычностью, социальной или научной значимостью

Тем, что он будет интересен самим ученикам и они сразу включатся в работу

Простотой и доступностью в техническом отношении

Тем, что с этой темой есть шанс победить на конкурсе

Тем, что проект позволит детям увидеть конкретные и реальные результаты своей работы

Всего проголосовало: 77

Карелия ждала выхода в финал конкурса «Учитель года» шесть лет!

номер 02, от 8 января 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Словечко «троллить» прочно вошло в наш обиход. Утверждают, что оно от способа рыбалки, когда удильщик подергивает приманку. Однако не следует сбрасывать со счетов скандинавское troll – «очарование», «колдовство». Ведь желание осмеять, разыграть, а то и оскорбить, и даже усыпить бдительность, обмануть собеседника с помощью речевой эквилибристики, которую часто даже без особой натяжки можно приравнять к словесному колдовству, причем сделать это на миру, прилюдно, весьма показательно для нынешнего телеэкранного и компьютерного общения…» Любопытное наблюдение? Целое множество таких наблюдений привез из своей очередной экспедиции Владимир Супруненко. И он вновь охотно делится ими на страницах газеты.

Нынешних детей ученые называют так: «дети со спецификой социализации». Более 70% из них не умеют, а иногда и не хотят контролировать свои эмоции, их мировоззрение похоже на лоскутное одеяло, а логическое мышление западает. Инструментарий, которым владели педагоги, работавшие с детьми 20 лет назад, для нынешнего поколения не подходит… Что же делать? Решение искали участники сразу двух профессиональных конференций в Санкт-Петербурге. Выводы внимательно фиксировала Наталья Алексютина.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава России, среди первоклассников абсолютно здоровыми могут считаться лишь 4,3%, а 60% старшеклассников уже страдают хроническими болезнями. В их числе – нарушения работы сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной систем, органов дыхания и зрения… Начнет ли ситуация меняться к лучшему с принятием закона «О школьной медицине»? Пока проект важного для всего общества документа завис на этапе согласований. О причинах и следствиях этого промедления – в материале Глеба Платошкина.

Наши приложения

Стандарт — это общественный договор

В начальной и основной школе инвариантная и вариативная части должны составлять 65 и 35 процентов. В средней (полной) школе — наоборот

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование и гарантирует «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».

Согласно ст. 43 Конституции России «Российская Федерация устанавливает Федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

По своему общественному статусу Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования — формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны. Впервые Федеральный государственный образовательный стандарт представлен в виде конвенциональной нормы, легитимным общественным договором между семьей, обществом и государством в области образования. Смыслом данного договора, обеспеченного необходимыми юридическими, социальными, финансовыми и материально-техническими условиями, является согласованный общественный заказ на подготовку новых поколений граждан страны, отвечающих по своим духовно-нравственным установкам, знаниям, навыкам и компетенциям потребностям инновационной экономики, идеалам демократии, правового государства, общечеловеческим и традиционным национальным ценностным установкам.

По своему юридическому статусу Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования представляет собой систему требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, являясь, таким образом, механизмом реализации как конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права.

В соответствии со структурой общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт реализуется на практике как совокупность отдельных, согласованных между собой по целям, содержанию и промежуточным результатам регламентаций, в совокупности представляющих собой систему требований (стандартов) осуществления образовательного процесса на начальной, средней и старшей ступенях школы.

В основе построения содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества;

постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию, креативность, диалогичность с другими культурами, умение решать конфликты мирным путем, лояльность государству, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм;

обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач, способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем и в новое знание;

общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение содержания общего образования, но и создающих функциональный базис для дальнейшего образования и профессиональной деятельности;

понимание актуального для современного российского общества ценностно-нравственного значения образования.

Функции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

К числу основных функций стандарта следует отнести:

обеспечение формирования российской (гражданской) идентичности как основы развития гражданского общества;

обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в реализации посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», то есть уровня образования, формирующего необходимую основу для полноценного развития личности и продолжения образования на протяжении всей жизни;

обеспечение единства образовательного пространства страны, которое в условиях перехода к многообразию образовательных систем требует наличия единого механизма регулирования, призванного обеспечить стабильное развитие системы образования в стране;

обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования;

обеспечение гуманизации образования и всей школьной деятельности, в том числе через развитие культуры образовательной среды школы, широкую академическую автономию учителей и школ, имеющих право на формирование своего, дополнительного предложения объема и качества образовательных услуг, опирающихся на их творческий потенциал, потребности и ожидания субъектов образовательной деятельности;

обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

критериально-оценочную функцию, которая проистекает из сущности стандарта как инструмента, регулирующего рамочные условия для развития системы образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом. Требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования являются основой для разработки государственной системы оценки качества образования.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены требованиями субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты обучения являются обязательной составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.

К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение, включают:

— умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, сотрудничать и взаимодействовать в группе в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

Читайте так же:  Гост р 54870 2011 проектный менеджмент требования к управлению проектом

— ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения); умения работать с разными источниками информации — научными, правовыми, художественными и др.;

— готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей;

— гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни и в деятельности, умение оценивать с позиций социальных и моральных норм поступки (собственные и других людей).

Требования к результатам образования, отражающие предметные знания и умения, включают:

— знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и пр.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

— понимание причинно-следственных, функциональных и иных связей и взаимозависимостей предметов, их объективной значимости;

— владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования;

— способность и умение на основе полученных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей;

— умение применять приобретенные умения, навыки и знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи; работник; собственник; потребитель; избиратель).

Требования к результатам образования, соответствующие современным представлениям об обобщенной структуре личности и деятельности человека.

Требования к результатам образования, характеризующие интеллектуальную сферу человека, отражают:

— уровень освоения познавательной культуры, соответствующий возрастным возможностям (основы научных знаний об окружающей действительности, о взаимосвязях ее объектов; умения и навыки познавательной деятельности);

— интеллектуальные способности и умственные операции (умения логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, сравнивать, анализировать и др.).

Требования к результатам образования, характеризующие ценностно-этическую сферу человека, отражают:

— уровень освоения нравственной культуры, соответствующий возрастным возможностям;

— ценностные идеалы гражданского общества — социальная справедливость и равенство возможностей, благосостояние, безопасность.

Требования к результатам образования, характеризующие трудовую сферу человека, отражают:

— знания о технологиях и технологической стороне любого труда (включая учебный); представления о методах научного управления процессами труда;

— умения планировать свой труд (включая учебный);

— культуру труда на уровне допрофессиональных умений и навыков взаимодействия человека с различными сторонами окружающей действительности; умения преобразовательной деятельности;

— способность трудиться креативно.

Требования к результатам образования, характеризующие коммуникативную сферу человека, включают:

— знания, умения и навыки, характеризующие языковое и речевое развитие человека;

— представления об общей теории коммуникации (в том числе социальной);

— использование языков и других средств коммуникаций, позволяющих закреплять, хранить и передавать информацию.

Требования к результатам образования, характеризующие эстетическую сферу человека, отражают:

— уровень эстетической культуры личности (систему эстетических ценностей, интерес к художественной культуре, способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства; эстетический кругозор и др.);

— умения оценивать с эстетической (художественной) точки зрения произведение искусства и результат творческого труда (своего и других людей);

— умения и навыки, способы художественной деятельности, отражающие индивидуальные способности и творческий потенциал личности.

Требования к результатам образования, характеризующие физическую сферу человека, отражают:

— уровень физической культуры (установка на здоровый и безопасный образ жизни; физическая выносливость и здоровье, физическая готовность, достаточные для преодоления умственных и нервных нагрузок, соответствующих возрасту);

— стремление к физическому совершенствованию и умение самостоятельно укреплять свое физическое и психическое здоровье;

— умение оказывать первую медицинскую помощь себе и окружающим.

Интегрированным результатом освоения основных общеобразовательных программ является уровень компетентности выпускника, необходимый и достаточный для обеспечения возможности полноценного развития личности учащегося, получения образования на протяжении всей жизни и профессиональной деятельности.

Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивидуальную оценку учебных достижений школьника, является основой для определения условий выдачи документов о соответствующем уровне образования, осуществления процедур аккредитации образовательного учреждения.

К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических задач на основании:

системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности;

коммуникативных и информационных умений.

К результатам, которые не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, относятся:

ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);

социальные чувства (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

индивидуальные личностные достижения.

Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности (в том числе поддержание и укрепление здоровья обучающихся, освоение ими навыков безопасного поведения и др.) осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.

Конечный результат образовательной деятельности российской школы фиксируется в портрете будущего выпускника — гражданина России:

— носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины;

— уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;

— креативного, мотивированного к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

— разделяющего ценности безопасного и здорового образа жизни;

— уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата;

— осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми.

Требования к структуре основных образовательных программ

Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования — система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования.

Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяют содержание начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности.

Основная образовательная программа на каждой ступени общего образования должна состоять из следующих частей:

цели образования для каждой ступени общего образования;

базисный учебный (образовательный) план;

фундаментальное ядро содержания общего образования;

примерные программы по отдельным учебным предметам;

программа формирования универсальных учебных действий;

система оценки учебных достижений обучающихся;

программа воспитания и социализации учащихся, включающая программу внеучебной деятельности, программу по работе с семьей и общественностью.

В основную образовательную программу могут включаться дополнительные компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений общего образования с учетом потребностей личности, общества и государства в общем образовании.

Содержание целей образования развивает и конкретизирует требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам освоения основных образовательных программ, фиксирует те характеристики обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны на каждой ступени обучения с точки зрения личностного, духовно-нравственного, социального, познавательного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Базисный учебный (образовательный) план

Базисный учебный (образовательный) план определяет:

В инвариантной части:

— максимально допустимый объем аудиторной нагрузки обучающихся;

— общий объем нагрузки, подлежащей бюджетному финансированию;

— состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения.

Вариативная часть Базисного учебного (образовательного) плана, в том числе раздел «Внеучебная деятельность», регламентирует количество часов, отводимых на обеспечение интересов индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции субъектов Российской Федерации и образовательного учреждения.

При этом в начальной и основной школе инвариантная и вариативная части должны составлять 65% и 35% соответственно, возможное отклонение может составлять не более 5%.

В средней (полной) школе соотношение инвариантной части и вариативной должно составлять 35% и 65% соответственно, при этом возможное отклонение может составлять также не более 5%.

Фундаментальное ядро содержания

Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагающие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п.

В Фундаментальном ядре содержания в обобщенном виде описываются универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса.

Примерные программы по отдельным учебным предметам

Примерные программы по отдельным учебным предметам разрабатываются на основе требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, Фундаментального ядра содержания общего образования, программ по формированию универсальных учебных действий и являются основой для разработки рабочих программ образовательных учреждений.

Читайте так же:  Ст 1168 судебная практика

Примерные учебные программы содержат: пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.

Программа формирования универсальных учебных действий

Программа формирования универсальных учебных действий разрабатывается на основе соответствующих разделов Фундаментального ядра содержания и является основой для разработки примерных программ.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит: описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Система оценки учебных достижений обучающихся

Система оценки учебных достижений обучающихся включает: описание объекта и содержания оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией); критерии и процедуры оценивания; состав инструментария; формы представления результатов; условия и границы применения.

Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов освоения программ каждой ступени общего образования разрабатывался применительно к основным группам результатов.

Программа воспитания и социализации учащихся

Программа обеспечивает единство обучения, воспитания и развития и направлена на определение системы требований к воспитательной составляющей образовательного процесса; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов:

— социальная адаптация образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум);

— многоуровневая социально-личностная адаптация учащихся.

Последняя обеспечивает интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.

Духовно-нравственное развитие обучающихся, последовательное освоение ими систем ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой, являются важнейшими педагогическими инструментами сохранения и укрепления целостного образовательного (воспитательного) пространства России.

Ожидаемые результаты освоения программы воспитания и социализации обучающихся должны иметь обобщенный характер и коррелировать с системой ценностей, определенной в Фундаментальном ядре содержания общего образования.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ общего образования

Требования к условиям реализации основных образовательных программ общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов (кадровых, финансовых, учебно-материальных, материально-технических, гигиенических и других), необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования.

Интегративным результатом реализации Требований должно быть создание комфортной, дружественной по отношению к учащимся и учителям развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического и трудового развития обучающихся.

К компетенции субъектов Российской Федерации относится установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Кадровое обеспечение — укомплектованность кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и необходимую квалификацию, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию.

Требования к компетентности работников образования отражаются в Квалификационных характеристиках по должностям работников учреждений образования, определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности, и конкретизируются по ступеням общего образования в соответствии с возрастными особенностями ученика, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

Положением о лицензировании образовательной деятельности по программам общего образования в зависимости от вида образовательного учреждения должна быть определена доля преподавателей, имеющих аттестационные категории (вторую, первую, высшую).

Основными нормативными документами, содержащими критериальную базу, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, и определяющими требования к кадровым ресурсам учреждения общего образования, являются:

— Квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации;

— Положение о порядке государственной аккредитации образовательных учреждений;

— Положение о лицензировании образовательной деятельности по программам общего образования;

— Положение «Об аттестации кадров образовательных учреждений».

Финансово-экономическое обеспечение — формирование расходов на реализацию основных образовательных программ общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, обеспечивающих достижение планируемых результатов.

Механизм формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования определяется модельной методикой введения нормативного подушевого финансирования.

Финансирование расходов на реализацию основных образовательных программ общего образования осуществляется субъектом Российской Федерации посредством выделения субвенций местным бюджетам на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося.

Величина регионального расчетного подушевого норматива — минимально допустимого объема финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год, выступает в качестве гарантированной минимальной стоимости бюджетной образовательной услуги, предоставляемой гражданам данного региона и подлежащей обязательному применению при формировании регионального и местного бюджетов.

Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств долю: на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса; на оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, определяет базовую и стимулирующую части фонда оплаты труда, самостоятельно устанавливает штатное расписание.

Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала образовательного учреждения.

В норму рабочего времени педагогических работников, применяемую образовательным учреждением при исчислении заработной платы, а соответственно и в стоимость бюджетной образовательной услуги входит аудиторная и внеаудиторная занятость.

Расчет поощрительных выплат по результатам труда должен осуществляться с учетом и на основе принципа демократического, государственно-общественного управления образовательным учреждением в соответствии с разработанными образовательным учреждением критериями, характеризующими качество обучения и воспитания.

Материально-техническое обеспечение — характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам.

Требования к материально-технической сфере ресурсного обеспечения включают в себя параметры и характеристики:

— санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режим и т.д.);

— комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т.д.);

— пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнения необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

— образовательной среды, адекватной потребностям развития ребенка и здоровьесбережения (необходимый набор помещений, эстетические условия, оформление школы, кабинетов, пришкольной территории, оборудование пищеблока, медицинского кабинета, физкультурных залов, спортивных площадок, бассейнов).

Учебно-материальное обеспечение — требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования с учетом достижения целей, устанавливаемых Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Критериями выполнения требований учебно-материального обеспечения образовательного процесса могут служить:

— Перечни рекомендуемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов;

— Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений;

— Требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений.

Информационное обеспечение — обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Порядок введения государственного образовательного стандарта общего образования

Государственный образовательный стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании».

Введению стандарта должно предшествовать его широкое обсуждение, предусматривающее:

обязательность опубликования в открытой печати проектов стандартов общего образования и отчетов об их обсуждении, полноту представления информации о ходе и порядке вносимых изменений, а также доступность иных сведений по процедурам разработки стандартов общего образования;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам стандартов общего образования, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия как внутри законодательных органов государственной власти, так и между законодательным и исполнительным органами государственной власти либо между государственными органами власти и органами местного самоуправления, общественными организациями (объединениями), иными объединениями юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Разработка и утверждение Федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативное сопровождение стандартов обеспечивается на основе соответствующего распределения ведомственной ответственности, схема которой должна быть разработана и утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации, Рособразованием, Рособрнадзором.

Необходимые региональные документы разрабатываются органами управления образованием субъектов Федерации и утверждаются в порядке, установленном Законом «Об образовании».

Читайте так же:  В гибдд потеряли мое заявление

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и сопровождающие его нормативные документы вводятся в массовую практику общеобразовательных учреждений постановлением Правительства Российской Федерации не ранее чем через год после их утверждения, постепенно, в течение пяти лет, в соответствии с утвержденными на федеральном, региональном и муниципальном уровнях планами мероприятий по исполнению требований стандарта общеобразовательными учреждениями.

Государственный контроль и надзор за исполнением обязательных требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Государственный контроль и надзор за исполнением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является самостоятельным направлением деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рамках государственного контроля качества образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования под государственным контролем и надзором за его исполнением понимается совокупность мероприятий по проверке выполнения образовательными учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обязательных требований стандарта:

к структуре основной образовательной программы;

условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям);

результатам освоения основных образовательных программ.

Под мероприятиями по контролю и надзору понимается совокупность регламентированных действий должностных лиц органов государственной власти, связанных с проведением государственного контроля и надзора за исполнением требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в рамках процедур регламентации образовательной деятельности (лицензирования и государственной аккредитации) и государственного контроля качества образования, проводимого в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образова

1.1 Стандарт как общественный договор

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетовкак нельзя лучше отвечает данной задаче. Система образования — сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы всего населения страны. Общее образование составляет основу – базис системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, людей ее обслуживающих, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.

Опыт создания отечественных Стандартов образования показывает, что Стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедуры принятия будут основаны на выявлениии согласованиииндивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании. Отметим, что периодически возобновляемый в связи с разработкой стандартов процесс выявления и согласования социально-образовательных потребностей вносит большой вклад в консолидацию личности, общества и государства, поскольку прямо указывает на наличие широких областей общих интересов. Поэтому миссия стандарта проявляется еще и в том, что его разработка и реализация рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования. В таком понимании индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы в общем образовании можно классифицировать следующим образом.

Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.

Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества.

Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие.

Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.

Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.

Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.

Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики.

Государственные требования – государственные запросы в области общего образования – представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.

Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении.

Развитие человеческого капитала – подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на знаниях.

Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования. Формирование компетентности по освоению новых компетенций.

Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается.Причины нарастающей рассогласованности в том, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования.

Государственный интересв этом случае заключается прежде всего в решении остро стоящей задачи обеспечения доступа к качественному образованию всех слоев общества вне зависимости от их социального и имущественного положения, территориальных или иных различий. Это позволит не только снять возможные будущие социальные конфликты, но и решить вопросы национальной безопасности, государственной стабильности, государственного авторитета в мире. Кроме того, принципиально необходимым является последовательная ориентация на соблюдениепринципа вариативности образованияпутем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса – учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами.

Среди важных направлений работы по согласованию потребностей и интересов следует отметить также гласность, развитие соответствующей законодательной базы, формирование институтов зрелого гражданского общества, общественно-педагогическую экспертизу проектов Стандартов общего образования.

Стандарт как инструмент организации деятельности субъектов образовательной системы требует четкой фиксации предмета организации. Таким предметом являются цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности. Соответственно, и Стандарт может потенциально регламентировать цели, процесс, результат, а также и более частные составляющие образовательного процесса – условия, средства, ресурсы и т.д. В принципе все три уровня предметов регламентации возможны и необходимы, поскольку модернизация системы образования состоит в переходе к системному управлению, приоритетным является регламентация целей и четкая фиксация требований к результату с одновременным принятием процедур оценки результата. Учитывая вариативный характер системы образования, необходимо четко указать границы (рамки) возможных вариаций и ясно заявить о том, что не подлежит изменению.

Только в этом случае Стандарт может пониматься как базовый комплексный государственный документ, определяющий совокупно систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как принципиальная основа финансового управления системой образования, как форма «общественного договора».

Таким образом, Стандарт может быть инструментом правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества – с другой, при условии, что в нем определены цели этой системы и операционализированы результаты деятельности субъектов системы (т.е. описаны процедуры измерения и заданы критерии достижения требований к результатам).

Принципиально, что в таком Стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым, потому что именно результаты образования могут быть предметом диалога как внутри системы, так и между обществом и государством.

Образовательные результаты, представляющие собой, по существу, декомпозициюцелейобразования, неразрывно связаны сусловиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем условия отражаютвозможностиобщества (государства) в обеспечении образования.

Определение целей (потребностей) без учета условий их достижения (возможностей) может привести к резкому увеличению потребности системы общего образования в ресурсах, которые не могут быть удовлетворены.

Этими соображениями предопределяется роль условий осуществления образования как ресурсных ограничений системы, имеющих приоритетный характер. Сама же задача разработки Стандарта в этой связи может быть классифицирована как «задача на оптимизацию», предполагающая одновременное утверждение в государственных образовательных Стандартах и результатов образования, и наиболее общих (рамочных) черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления.

В качестве обязательного условия разработки федеральных государственных Стандартов общего образования должно стать его широкое общественное обсуждение.

Правовая форма закрепления данного требования может выразиться в установлении обязательности опубликования Стандарта в официальных средствах массовой информации за определенный Правительством Российской Федерации временной промежуток до их утверждения в установленном порядке.

Стандарты социальная конвенциональная норма общественный договор между