В счет-фактуре указан договор

Счета-фактуры: вносим исправления

В выставленных поставщиками счетах-фактурах довольно часто встречаются ошибки или неточности, которые в дальнейшем могут помешать организации-покупателю принять НДС к вычету. В каких случаях такие счета-фактуры необходимо корректировать? В каком порядке это нужно делать? Об этом, а также об основных проблемах, с которыми может столкнуться организация-покупатель, представляя исправленный документ в налоговую инспекцию, мы и поговорим.

К составлению и реквизитам счетов фактур Налоговым кодексом установлены обязательные требования 1 . Только оформленный с соблюдением указанных требований счет-фактура является основанием для принятия покупателем к вычету сумм НДС, предъявленных ему продавцом 2 . Из практики налоговых проверок большинство компаний знает не понаслышке, что любая мелкая неточность в оформлении счета-фактуры может послужить проверяющим формальным поводом для отказа в вычете.
Однако с начала этого года норма пункта 2 статьи 169 Кодекса действует в новой редакции 3 , которая содержит, в частности, два дополнения. Во первых, в ней перечислены те ошибки в счетах-фактурах, которые не являются основанием для отказа в вычете суммы налога 4 . Это ошибки, которые не препятствуют налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать:
продавца;
покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав;
наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав;
их стоимость;
налоговую ставку;
сумму налога.
Во вторых, уточнено, что нельзя отказать покупателю в праве на вычет за невыполнение таких требований к счету-фактуре, которые не предусмотрены пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса 5 .
Эти изменения, безусловно, благоприятны для компаний. Но нужно учитывать, что применяются они только к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 года 6 . Кроме того, законодатели не дали подробных разъяснений относительно ошибок в счетах-фактурах, которые не помешают вычету НДС. Поэтому в спорах с налоговиками по-прежнему большое значение будут иметь разъяснения чиновников и арбитражная практика (некоторые ссылки из недавних положительных решений по рассматриваемой проблеме приведены в табл. на с. 35).
По нашему мнению, неточности, допущенные в номерах и датах выписки счетов фактур, наименованиях и адресах грузоотправителей и грузополучателей или в номере платежно-расчетного документа (в случае получения предоплаты), а также некоторые другие аналогичные ошибки теперь не должны вызывать претензии со стороны инспекторов в части применения вычета. В остальных случаях, то есть когда нарушены существенные требования к заполнению счетов фактур, вычет по-прежнему возможно получить только после внесения исправлений в неправильно оформленные счета-фактуры.
Если ошибки в заполнении счета-фактуры выявлены в ходе налоговой проверки, то налоговики обязаны сообщить вам об этом с требованием внести соответствующие изменения в установленный срок 7 . Безусловно, лучше представить в инспекцию исправленные продавцом документы до вынесения решения по результатам проверки. Однако для обоснования правомерности налоговых вычетов покупатель имеет право представить исправленные счета-фактуры вместе с жалобой в вышестоящий налоговый орган (для обжалования во внесудебном порядке 8 ), а также в дальнейшем, во время судебного разбирательства. А суд обязан исследовать эти документы 9 .

Какие ошибки в счете-фактуре не помеха для вычета: несколько положительных судебных решений

В чем заключается «дефект» счета-фак­туры, по мнению проверяющих

Реквизиты судебного дела

Выводы, которые сделал суд

В счете-фактуре отсутствует или указано ошибочное значение КПП

Пост. ФАС МО от 03.07.2009 N КА-А41/6141-09

Код причины постановки на учет покупателя или поставщика не поименован в перечне обязательных реквизитов счета-фактуры в п. 5 ст. 169 НК РФ. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию

В графе 1 счетов-фактур отсутствует описание выполненных работ

Пост. ФАС МО от 03.02.2009 N КА-А40/98-09

Указание в графе 1 счета-фактуры обобщенного наименования комплекса выполненных подрядчиком работ не является основанием для отказа в принятии НДС к вычету

Отсутствие в счете-фактуре ссылок на договор, в рамках которого оказаны услуги

Пост. ФАС ПО от 29.05.2008 N А55-13934/2007

В п. 5 ст. 169 НК РФ не предусмотрена обязанность указывать в счетах-фактурах ссылку на договор

В счете-фактуре неверно указаны реквизиты платежного документа

Пост. ФАС СКО от 30.07.2009 N А53-5313/2007-С5-23

Сама по себе техническая ошибка (указание неверных реквизитов платежного поручения), не создает трудностей в установлении того, каким платежным поручением и во исполнение какого обязательства произведена оплата

В счете-фактуре по вине лица, которое ввезло товар на территорию России, неправильно заполнены графы «Страна происхождения товара» и «Номер таможенной декларации»

Пост. ФАС МО от 13.05.2009 N КА-А40/3636-09

Налогоплательщик, реализующий товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаро­сопроводительных документах

Счета-фактуры пронумерованы не в хронологическом порядке

Пост. ФАС МО от 20.02.2009 N КА-А40/614-09

Специальных правил нумерации счетов-фактур ст. 169 НК РФ не содержит. То обстоятельство, что поставщик присвоил номера счетам-фактурам не в хронологическом порядке, не влияет на правомерность заявленных требований

В качестве адреса организации-пос­тавщика указано только название города

Пост. ФАС ЦО от 19.08.2009 N А64-1306/08-13

Допущенные при первоначальном оформлении счетов-фактур нарушения являются несущественными и устранимыми. Все требования, необходимые для исправления счетов-фактур, выполнены

В счете-фактуре указан юридический адрес, по которому организация (продавец или покупатель) фактически не находится

Пост. ФАС ЗСО от 14.01.2009 N Ф04-7270/2008

Положения подп. 2 и 3 п. 5 ст. 169 НК РФ не конкретизируют, какой из адресов (фактическое местонахождение организации или ее юридичес­кий адрес) должен указываться в счете-фактуре

В счете-фактуре не указаны наименование и адрес грузополучателя, если грузополучатель и покупатель — одно лицо (или если грузоотправитель и продавец — одно лицо)

Пост. ФАС СКО от 20.05.2009 N А53-19510/2008-С5-34

Отсутствие в счетах-фактурах адреса грузоотправителя и грузополучателя при условии, что эти же лица соответственно являются продавцом и покупателем и адреса последних содержатся в счетах-фактурах, не признано судами в качестве обстоятельства, исключающего возможность налогоплательщика воспользоваться правом на вычет по НДС

В счете-фактуре не указан номер платежного документа, поскольку оплата и отгрузка произошли в одном налоговом периоде

Пост. Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 N 10022/08

Платеж, поступивший налогоплательщику в том же налоговом периоде, в котором произошла фактическая реализация товаров, не может быть признан авансовым. Основание — п. 1 ст. 54 НК РФ, согласно которому налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода


М.А. Молоканова,
ведущий специалист юридического отдела ИФНС России, референт государственной гражданской службы РФ II класса

Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправлений (п. 29 Правил, утв. пост. Правительства РФ от 02.12.2000 N 914). Относительно того, каким образом корректировать счета-фактуры, содержащие сразу несколько ошибок, официальных разъяснений нет. Между тем данный вопрос имеет принципиальное значение в случае ошибок, которые препятствуют инспекторам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС. Такие ошибки являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (ст. 169 НК РФ). Полагаю, что во избежание конфликтов с проверяющими следует заверить (в обозначенном выше порядке) исправление по каждой позиции. Если применять технический порядок исправления счетов-фактур, рекомендованный ФНС России (письмо от 06.05.2008 N 03-1-03/1924), то целесообразнее заверять исправления на каждом листе документа.
В тех случаях, когда с момента отгрузки товара прошло не более 5 дней, удобнее составить новый счет-фактуру (письмо Минфина России от 23.10.2008 N 03-07-09/34).

Основные правила внесения исправлений

Корректировать счет-фактуру имеет право только продавец 10 . При этом изменения необходимо внести как в экземпляр продавца, так и в экземпляр покупателя 11 . Порядок исправления допущенных в счетах-фактурах ошибок 12 предусматривает также, что исправления должны заверяться подписью руководителя (подпись главного бухгалтера в данном случае не требуется) и печатью продавца. При этом необходимо указывать дату внесения корректирующих записей. Федеральная налоговая служба рекомендует это делать следующим образом: неверные показатели в графах или строках счета-фактуры, в котором обнаружены ошибки, зачеркивать, а в свободном поле документа указывать «Исправлено» со ссылкой на конкретную строку или графу и пояснять, что и на что исправлено 13 .

Может ли исправления заверить уполномоченное лицо
Итак, согласно Правилам правки должны быть заверены руководителем организации. Но в больших и средних организациях руководитель обычно не занимается бухгалтерскими первичными документами и осуществляет другие функции.
В то же время первоначально счет-фактуру могут подписывать не только руководитель организации и главный бухгалтер, но и другие лица, на которых внутренними распорядительными документами (например, доверенностью или приказом) возложена такая обязанность 14 . В последнем случае фамилию и инициалы лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру, рекомендуется указывать вместо фамилий и инициалов руководителя и главного бухгалтера организации 15 . В тех случаях, когда в счете-фактуре присутствуют фамилии и инициалы руководителя и главного бухгалтера, под указанными реквизитами специалисты налогового ведомства 16 предлагают дополнительно отразить следующие сведения: «За руководителя организации» и «За главного бухгалтера». Рядом со своей подписью уполномоченное лицо указывает также свои фамилию и инициалы. Таким образом, можно сделать вывод, что и исправительные записи в счетах-фактурах может заверять не только руководитель, но и другие уполномоченные лица. При этом желательно, чтобы в распорядительном документе за этим лицом было закреплено право не только подписывать счета-фактуры, но и заверять в них изменения. Аналогичную точку зрения высказывали и арбитражные судьи. Например, суд указал 17 , что исправленный счет-фактуру может заверить лицо, которое изначально не подписывало этот документ. Судьи установили: причиной того, что счета-фактуры были подписаны другим лицом, является замена руководителя компании на нового исполнительного директора, который также имел право подписывать счета-фактуры.
В другом споре судьи посчитали, что надпись «Исправленному верить», заверенная подписью должностного лица продавца, уполномоченного составлять счета-фактуры, и печатью продавца с указанием даты внесения исправлений, не нарушает требований статьи 169 Налогового кодекса 18 .

Читайте так же:  Заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе рф бланк

Повторное выставление счета-фактуры
На практике продавцы не всегда вносят исправления в «дефектный» счет-фактуру в соответствии с Правилами ведения полученных и выданных счетов фактур. Зачастую они просто оформляют новый счет-фактуру с теми же реквизитами или с новыми номером и датой. Финансисты неоднократно высказывались против повторного выставления счетов фактур как способа устранения ошибок в этом документе 19 .
Некоторые арбитражные суды поддерживают эту точку зрения чиновников 20 . По мнению судей, основания для принятия НДС к вычету отсутствуют по той причине, что возникает несоответствие с порядком внесения исправлений в первичные бухгалтерские документы. Судьи также указали на то, что из норм права, регулирующих порядок внесения изменений в счета-фактуры, не усматривается возможность их переоформления на новые 21 .
Но в подавляющем большинстве арбитражные суды выносят решения в пользу компаний, отмечая, что ни Налоговый кодекс, ни Правила не запрещают вносить исправления в «дефектный» счет-фактуру, в том числе и путем его замены на оформленный в установленном порядке документ 22 . При этом отсутствие в представленных заново счетах-фактурах даты внесения исправлений не влечет за собой нарушения требований пунктов 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса 23 .
Заметим, что переоформление счета-фактуры порой является единственно возможным способом внести исправления. Например, в случае корректировки большого количества ошибок, когда для внесения исправлений просто не хватает свободного места в счете-фактуре. Тем не менее право на вычет путем переоформлении счета-фактуры пока скорее всего придется отстаивать в суде.

Изменения в книге покупок
После того как от продавца будет получен исправленный счет-фактура, покупатель должен сделать соответствующие корректировки в книге покупок. Для этого в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, ему необходимо внести запись об аннулировании ошибочного счета-фактуры 24 .
При этом в строку «Итого» дополнительного листа нужно перенести итоговые данные из книги покупок за тот период, в котором был зарегистрирован счет-фактура, подлежащий аннулированию, а в следующую строку — данные самого этого счета-фактуры.
Затем из показателей строки «Итого» нужно вычесть данные счета-фактуры, подлежащего аннулированию. Полученный результат отражают в строке «Всего» дополнительного листа книги покупок и в дальнейшем используют для внесения изменений в декларацию по НДС за тот налоговый период, к которому относится ошибка. Дополнительный лист подшивают к книге покупок за тот налоговый период, в котором был изначально зарегистрирован ошибочный счет-фактура.
По мнению чиновников, изменения в книгу покупок необходимо вносить независимо от того, исправлена ли ошибка в суммах налога или только в реквизитах счета-фактуры 25 . Значение имеет только то, что корректировка сделана в счете-фактуре, который ранее уже был зарегистрирован в книге покупок.

Пример
ООО «Пассив» по договору на оказание услуг получило 08.02.2010 от ООО «Актив» счет-фактуру N 87 на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС — 18 000 руб.), и зарегистрировало его в книге покупок в I кв. 2010 г. Счет-фактура был оплачен 19.02.2010.
В апреле бухгалтер ООО «Пассив» обнаружил, что в этом счете-фактуре вместо «ООО «Актив»» указано «ЗАО «Актив»». Исправленный счет-фактура был получен в том же месяце. Предположим, что за I кв. 2010 г. в книге покупок было зарегистрировано покупок на 600 000 руб. (без НДС). Образец заполнения дополнительного листа книги покупок за I кв. 2010 г. приведен на следующей странице.

Когда применить вычет по исправленному счету-фактуре?
В Правилах ничего не сказано о том, в каком налоговом периоде покупатель должен зарегистрировать в книге покупок «исправленный» счет-фактуру: определен только налоговый период, в котором покупатель отражает в книге покупок аннулирование ошибочного счета-фактуры.
По мнению чиновников, покупатель должен регистрировать исправленный счет-фактуру в книге покупок в том налоговом периоде, когда этот документ был получен от продавца 26 . На с. 38 показано, как исправленный счет-фактура будет зарегистрирован в книге покупок для нашего примера.
Если следовать официальным разъяснениям, то право на вычет НДС у покупателя переносится с налогового периода, в котором вычет был заявлен первоначально, на более поздний период, когда у него будет правильно оформленный счет-фактура. И, следовательно, показатели этого счета–фактуры покупатель отразит в декларации за текущий налоговый период (в котором были внесены эти изменения), а аннулированную сумму НДС к вычету и пени заплатит в бюджет. Некоторые арбитражные суды разделяют эту точку зрения 27 .
В то же время существует и противоположная точка зрения 28 , которую поддерживает и Высший Арбитражный Суд. Сводится она к тому, что вычет НДС производится в период совершения хозяйственной операции, а право на него покупатель может реализовать после получения правильно оформленного счета-фактуры.
Таким образом, доводы налоговых инспекторов, согласно которым предъявить к вычету НДС можно только в том налоговом периоде, когда внесены исправления в счет-фактуру, признаны не соответствующими главе 21 Налогового кодекса 29 .
К сожалению, чиновники пока не учитывают в своих разъяснениях арбитражную практику по данному вопросу, несмотря на то что Высший Арбитражный Суд обозначил свою позицию. Но те компании, которые готовы идти в суд, имеют хорошие шансы выиграть спор.


Е.Н. Вихляева,
консультант отдела косвенных налогов Минфина России

Согласно положению абзаца 2 пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса не может быть отказано в принятии к вычету налога на добавленную стоимость, указанного в счетах-фактурах, в которых ошибки позволяют идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС, предъявленную покупателю. Данная норма, по сути, регулирует правоотношения по налогу на добавленную стоимость, в частности требования к счетам-фактурам, на основании которых покупателем принимаются к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом. Поэтому указанный в ней порядок, по моему мнению, применяется в отношении счетов-фактур, составленных и выставленных после 1 января 2010 года.

Рис. 1. Образец заполнения дополнительного листа книги покупок

Рис. 2. Образец внесения данных исправленного счета-фактуры в книгу покупок

Авторы статьи:
Л.Л. Горшкова,
Руководитель Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения (ЦМБН)

Экспертиза статьи:
С.П. Родюшкин,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт

1 пп. 5, 5.1, 6 ст. 169 НК РФ
2 п. 2 ст. 169 НК РФ
3 п. 6 ст. 2 Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ (далее — Закон N 318-ФЗ)
4 абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ
5 абз. 3 п. 2 ст. 169 НК РФ
6 ч. 5 ст. 4 Закона N 318-ФЗ
7 ст. 88 НК РФ
8 п. 5 ст. 101.2 НК РФ
9 Определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О; п. 29 Пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5
10 п. 29 Правил, утв. пост. Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее — Правила); Пост. ФАС ПО от 29.07.2008 N А12-9076/07
11 письма Минфина России от 13.04.2006 N 03-04-09/06, от 21.03.2006 N 03-04-09/05
12 п. 29 Правил
13 письмо ФНС России от 06.05.2008 N 03-1-03/1924
14 п. 6 ст. 169 НК РФ
15 письма Минфина России от 28.04.2009 N 03-07-09/23, от 06.02.2009 N 03-07-09/04
16 письмо ФНС России от 18.06.2009 N 3-1-11/[email protected]
17 Пост. ФАС ЦО от 31.03.2008 N А64-2384/07-22
18 Пост. ФАС ЗСО от 18.06.2007 N Ф04-4061/2007
19 письма Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-09/17, от 08.12.2004 N 03-04-11/217
20 Пост. ФАС ВСО от 13.02.2009 N А19-9280/08-51, от 11.01.2009 N А78-1331/2008
21 Пост. ФАС ВСО от 26.03.2008 N А33-8461/2007
22 Пост. ФАС ЗСО от 15.06.2009 N Ф04-801/2009, ФАС ПО от 12.03.2009 N А12-6410/2008, ФАС МО от 13.04.2009 N КА-А41/2728-09, ФАС УО от 04.03.2009 N Ф09-999/09-С2, ФАС СКО от 30.07.2009 N А53-5313/2007-С5-23
23 Определение ВАС РФ от 16.07.2009 N 6338/09
24 п. 7 Правил
25 письмо Минфина России от 27.07.2006 N 03-04-09/14
26 письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-09/53, от 22.03.2006 N 03-04-11/61, ФНС России от 06.09.2006 N ММ-6-03/[email protected]
27 Пост. ФАС ПО от 19.03.2009 N А55-11479/2008, от 12.02.2008 N А65-9294/2007-СА1-37, ФАС ВСО от 20.11.2007 N А33-6304/07
28 Пост. Президиума ВАС РФ от 03.09.2008 N 8903/08, Пост. ФАС ЗСО от 24.06.2009 N Ф04-3764/2009, ФАС СКО от 02.03.2009 N А32-11837/2008-59/142, ФАС ДВО от 27.01.2009 N Ф03-6013/2008
29 Определение ВАС РФ от 30.04.2009 N 4410/09

Указание номера договора в счете-фактуре вместо описания работ или услуг — не повод для отказа в вычете НДС

Если в счете-фактуре не указано наименование товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), но есть ссылка на договор, то инспекторы не вправе отказывать в вычете НДС. К такому выводу пришел Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 01.12.14 № А40-52708/14.

Инспекция отказала компании в вычете НДС. Причина — в счете-фактуре не указано, какие именно работы (услуги) выполнялись. Вместо этого дана только ссылка на номер и дату договора. Налоговики заявили, что данный счет-фактура составлен с нарушением требований статьи 169 НК РФ, и не дает возможности идентифицировать наименование оказанных работ.

К слову, Минфин России также сообщал: если в счете-фактуре содержится только ссылка на договор и нет описания фактически оказанных услуг, то такой документ не соответствует требованиям статьи 169 НК РФ (см. письма Минфина России от 21.09.09 № 03-07-09/49, от 22.01.09 № 03-07-09/02).

Признавая отказ в вычете неправомерным, суды указали на следующее. Нормы действующего налогового законодательства не содержат указания на то, с какой степенью детализации и каким способом в счете-фактуре должно быть описано и раскрыто содержание хозяйственной операции. Поэтому наименование работ должно быть отражено в документах таким способом, который позволил бы их идентифицировать. В рассматриваемом случае счет-фактура составлен к платежно-расчетному документу с наименованием платежа: «Оплата за выполнение функций заказчика за 2009 год по договору № 19-08/2». То есть к документу с корректным отражением номера договора.

Читайте так же:  Госпошлина за выдачу визы

Суд также отметил, что у инспекции имелись документы, которые при сопоставлении их со спорными счетами-фактурами позволяли идентифицировать выполненные работы как относящиеся к вышеназванному договору (совпадали суммы и иные реквизиты). Другими словами, инспекция могла идентифицировать работы, поименованные в спорных счетах-фактурах.
С учетом изложенного, арбитры пришли к выводу, что спорные счета-фактуры подтверждают право компании на вычет НДС.

Заполнение счет-фактуры по новым правилам: какие требования контрагентов оправданы, а какие нет

C 01.10.2017 изменились правила заполнения счетов-фактур. Насколько обоснованы требования некоторых контрагентов при выставлении им счетов-фактур указывать следующие вещи:

1. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должно полностью соответствовать ЕГРЮЛ, а значит, оба названия должны быть написаны обязательно крупными буквами, как в ЕГРЮЛ;

2. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должны быть написаны полностью, как в ЕГРЮЛ, то есть не ООО «ХХХ», а Общество с ограниченной ответственностью «ХХХ»;

3. Как должна заполняться строка (8) «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)» в случае, если с клиентом заключен Госконтракт и в случае, если договор — коммерческий?

Некоторые контрагенты требует заполнения этой строки в виде «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)(при наличии): . «, а далее либо пусто при коммерческом договоре, либо реквизиты Госконтракта. Насколько обязательно указание фразы «(при наличии)»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Заполнение с 01.10.2017 реквизита «Адрес» счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов, равно как написание адреса шрифтом, формат которого (включая регистр) отличается от использованного в ЕГРЮЛ, считаем допустимым.

Наименование налогоплательщика и покупателя в счете-фактуре указывается в соответствии с учредительными документами. При этом используемый при написании наименования регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк. То же самое можем сказать об использовании аббревиатур организационно-правовой формы покупателя и продавца при написании наименований организаций.

Рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных с применением вычетов НДС по заполненным таким образом счетам-фактурам, мы не видим.

Счет-фактура должен иметь строку 8 ,в том числе и фразу «при наличии».

Информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).

При реализации товаров (работ, услуг) в рамках обычных коммерческих сделок строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной.

Обоснование позиции:

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Требования к оформлению счетов-фактур изложены в п.п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, к корректировочным счетам-фактурам — в п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ.

Если счета-фактуры не соответствуют требованиям, перечисленным в п.п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, а корректировочные счета-фактуры — требованиям, перечисленным в п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ, то по таким счетам-фактурам вычет по НДС не предоставляется (абзац 3 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Однако ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

В состав обязательных реквизитов счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) с 1 июля 2017 года (после вступления в силу Федерального закона от 03.04.2017 N 56-ФЗ), в частности, входят:

наименование и адрес налогоплательщика и покупателя (пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);

идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии) (пп. 6.2 п. 5, пп. 4.2 п. 5.1, пп. 6.1 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

Заметим, что положения ст. 169 НК РФ, равно как и иные положения НК РФ, не расшифровывают такие понятия как «наименование» и «адрес» налогоплательщика и покупателя, а также «идентификатор государственного контракта», и не устанавливают порядок их написания в счетах-фактурах.

Пунктом 8 ст. 169 НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы принято и действует постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС» (далее — Постановление N 1137). В Постановление N 1137 внесен ряд изменений постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 N 981, вступившим в силу с 01.10.2017, а также постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 N 625, вступившим в силу 01.07.2017.

В частности, изменения затронули порядок заполнения строк 2а «Адрес» и 6а «Адрес» счета-фактуры. Так, на основании пп.пп. «г», «к» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением N 1137 (далее — Правила), с 01.10.2017 по этим строкам должен быть указан (смотрите также письмо Минфина России от 10.11.2016 N 03-07-14/65748):

для юридических лиц — адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица;

для индивидуальных предпринимателей — место жительства, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП).

На основании пп. «н» п. 1 Правил с 01.07.2017 в строке 8 счета-фактуры необходимо указывать идентификатор государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал (при наличии).

При этом общий порядок написания в счетах-фактурах наименований налогоплательщика и покупателя (строки 2 и 6 счета-фактуры) ни с 01.10.2017, ни с 01.07.2017 не претерпел изменений. Согласно пп.пп. «в», «и» п. 1 Правил в этих строках для юридических лиц указывается полное или сокращенное наименование в соответствии с учредительными документами (как и ранее). Отсылки к ЕГРЮЛ указанные положения не содержат.

Далее рассмотрим подробно порядок заполнения упомянутых нами реквизитов счетов-фактур.

Наименование налогоплательщика и покупателя

Из положений пп.пп. «в», «и» п. 1 Правил следует, что в строках 2 и 6 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование юридического лица. Данные положения не устанавливают приоритета применения полного или сокращенного наименования. То есть в счетах-фактурах можно указывать либо полное, либо сокращенное наименование.

Поскольку понятие «наименование» юридического лица ни нормы НК РФ, ни Постановления N 1137 не раскрывают, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к другим нормативным актам, расшифровывающим данное понятие.
В п. 1 ст. 54 ГК РФ говорится, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Каждая организация должна иметь полное наименование и вправе иметь сокращенное наименование.

Кроме того, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Юридическое лицо также вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

По общему правилу полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке указывается в учредительных документах и ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ, пп. «а» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Требования к фирменному наименованию акционерного общества закреплены в ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ). Согласно данной норме полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму — акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке — также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» либо аббревиатуру «АО», а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке — полное или сокращенное наименование публичного общества и слова «публичное акционерное общество» либо аббревиатуру «ПАО».

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Схожие положения о фирменных наименованиях ООО содержит ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ).

Полное и сокращенное (при наличии) фирменные наименования обществ с указанием организационно-правовой формы должны содержаться в учредительных документах обществ (абзац 2 п. 3 ст. 11 Закон N 208-ФЗ, абзац 2 п. 2 ст. 12 Закона N 14-ФЗ).

Как видим аббревиатуры ООО, АО, ПАО могут содержать только сокращенные фирменные наименования обществ. При этом такие наименования организации вправе иметь, но не обязаны.

Поэтому если дословно следовать положениям пп.пп. «в», «и» п. 1 Правил, то в случае отсутствия у юридического лица сокращенного фирменного наименования в строках 2 и 6 счета-фактуры в наименовании такой организации ее организационно-правовая форма должна указываться, например, как «Общество с ограниченной ответственностью». Если же организация имеет сокращенное фирменное наименование, то допустимо в наименовании указывать соответствующую аббревиатуру.

В то же время нормы пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ требуют лишь указания наименования продавца и покупателя и не указывают на то, какое наименование организации (полное или сокращенное, полное фирменное или сокращенное фирменное, с аббревиатурой или нет) должно быть проставлено в счете-фактуре. При этом невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п.п. 5, 5.1, 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом (абзац 3 п. 2 ст. 169 НК РФ). К тому же акты исполнительных органов власти, в том числе Правительства РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть нормы НК РФ в целом и главы 21 НК РФ в частности, что прямо установлено п. 1 ст. 4 НК РФ.

Читайте так же:  Претензия о порче имущества при выполнении работ

В связи с этим приведем разъяснения финансового и налогового ведомств относительно нарушения налогоплательщиками порядка заполнения строки 2 в счетах-фактурах, оформленных в соответствии с требованиями ранее действовавшего постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. В тот период в строке 2 счета-фактуры согласно положениям поименованного Постановления необходимо было указывать полное и сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами.

Уполномоченные органы пояснили, что нормами ст. 169 НК РФ порядок указания в счетах-фактурах полного или сокращенного наименования налогоплательщика не регламентирован, поэтому указание в строке 2 счетов-фактур полного или сокращенного наименования продавца в соответствии с учредительными документами не является причиной для отказа в вычете сумм НДС, указанных в таких счетах-фактурах (письма Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-09/32, УФНС России по г. Москве от 25.11.2009 N 16-15/123937).

Заметим, что нам не встретилось арбитражной практики, где бы рассматривался спор о правомерности принятия к вычету НДС, на основании счетов-фактур, в которых указана аббревиатура организационно-правовой формы покупателя или продавца, что может свидетельствовать об отсутствии претензий со стороны проверяющих по данному вопросу.

Указание в счете-фактуре аббревиатуры организационно-правовой формы в наименовании продавца и (или) покупателя вместо полного ее написания, на наш взгляд, не может служить препятствием для идентификации продавца и (или) покупателя. Поэтому такая ошибка (если ее такой признавать) не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Положения пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ и пп.пп. «в», «и» п. 1 Правил не устанавливают требований к регистру букв (прописные, строчные) или шрифту для целей указания в счете-фактуре наименования продавца и покупателя. Не отсылают эти нормы и к ЕГРЮЛ.

Как указано в письме Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-11/130, если в счете-фактуре имеются опечатки в наименовании покупателя (заглавные буквы заменены строчными и наоборот, проставлены лишние символы (тире, запятые) и др.), но такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать вышеуказанные показатели, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Смотрите также письма Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-09/28, УФНС России по г. Москве от 08.06.2011 N 16-15/55909. Поэтому используемый при написании наименований регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк счета-фактуры.

Адрес в счете-фактуре

Из буквального толкования положений пп.пп. «г», «к» п. 1 Правил логично предположить, что информация об адресе продавца и покупателя указывается в счете-фактуре в строгом соответствии с данными, отраженными в ЕГРЮЛ. Какие-либо допущения или особенности заполнения этого реквизита (включая структуру и порядок отражения элементов адреса) Правилами не установлены.

При этом НК РФ не регламентирует ни порядок присвоения (или указания) адреса, ни порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), как и не раскрывают содержание понятия «адрес» (смотрите также письмо Минфина России от 28.01.2015 N 03-07-09/2992).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 443-ФЗ) под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Согласно п. 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных во исполнение п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 443-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 (далее — Правила N 1221) к адресообразующим элементам относятся страна, субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.

Во исполнение п. 52 Правил N 1221 приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н утверждены Правила сокращенного наименования адресообразующих элементов (далее — Правила сокращения). Пункт 3 этого документа предусматривает, что при написании наименований адресообразующих элементов на русском языке используются сокращенные наименования республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, идентификационных элементов объекта адресации, приведенные в Приложении к указанному документу. При этом не сокращаются наименования адресообразующих элементов только в том случае, когда расшифровка такого сокращения приводит к различному пониманию его наименования (п. 5 Правил сокращения, смотрите также п. 4.8 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.12-2011 «СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила»).

Учитывая изложенное, считаем допустимым заполнение с 01.10.2017 строк 2а и 6а счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов согласно Приложению к Правилам сокращения (например: город — «г.», улица — «ул.»).

В качестве дополнительного аргумента к сказанному можем привести письмо Минфина России от 11.10.2017 N 03-07-09/66329, где на вопрос налогоплательщика о необходимости с 01.10.2017 в счетах-фактурах на реализацию товаров, работ или услуг указывать адрес продавца заглавными буквами и с учетом сокращений, примененных к составляющим адреса организации в ЕГРЮЛ, специалисты финансового ведомства ответили, что указание в счете-фактуре сокращенного адреса продавца, указанного в ЕГРЮЛ частично заглавными буквами, а частично прописными буквами, не является основанием для признания счета-фактуры, составленным с нарушением установленного порядка.

В письме Минфина России от 09.11.2009 N 03-07-09/57 также высказывалось мнение, что счета-фактуры, в которых адреса продавца и покупателя указываются с сокращенными словами, но при полном указании составляющих адреса (почтового индекса, названия города, улицы и т.д.), не являются составленными с нарушением установленного порядка. На наш взгляд, с 01.10.2017 приведенные разъяснения не утратили актуальности.

В связи с этим даже в случае признания изложенного выше порядка заполнения реквизита «Адрес» счета-фактуры (т.е. без буквального следования формату написания адреса, применяемому в ЕГРЮЛ) ошибочным, рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных в применением вычетов НДС по соответствующим счетам-фактурам, мы не видим. Очевидно, что данные ошибки (если считать ошибкой применение общепринятых сокращений адресообразующих элементов и использование строчных букв) не препятствуют идентификации продавца и покупателя, и тем более наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, ставки и суммы НДС, предъявленной покупателю.

Идентификатор государственного контракта

Сразу отметим, что, по мнению финансового ведомства, налогоплательщик не имеет права исключать строки и графы из утвержденной формы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры (п. 9 Правил, письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57881).

Поэтому счет-фактура должен иметь строку 8, в том числе и фразу «при наличии», тем более что эта фраза упомянута в пп. 6.2 п. 5, пп. 4.2 п. 5.1, пп. 6.1 п. 5.2 ст. 169 НК РФ.

Поскольку сам термин «идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)», как и государственный контракт, НК РФ не определен, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к иным нормативно-правовым актам.
Государственный контракт — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Идентификатор госконтракта используется при казначейском сопровождении, которое предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57867).

«Правила казначейского сопровождения. » утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее — Правила). Согласно пп. «д» п. 7 Правил идентификатор госконтракта подлежит указанию в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Порядок формирования Идентификатора госконтракта устанавливается Федеральным казначейством. На 2017 год этот порядок установлен приказом Федерального казначейства от 20.03.2017 N 9н (на 2016 год — приказом Федерального казначейства от 16.02.2016 N 4н) (далее — соответственно Приказ N 9н и Приказ N 4н).

Идентификатор госконтракта формируется заказчиком после формирования реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками (п. 3 Приказа N 9н, п. 3 Приказа N 4н). Идентификатор госконтракта представляет собой двадцатизначный цифровой код и указывается в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, через символ «/» перед номером документа (п.п. 6, 7 Приказа N 9н, п.п. 5, 7 Приказа N 4н). К документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, относится в том числе договор (контракт) (Приложения 4.1 к Порядку, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н).

Структура Идентификатора госконтракта установлена п. 7 Приказа N 9н и п. 7 Приказа N 4н.

При необходимости информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).

Если товары (работы, услуги) реализуются в рамках обычных коммерческих сделок, то строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной. Непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта, договора (соглашения) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57870).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

10 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В счет-фактуре указан договор