Федеральный закон 353 от 09.12.2010

Содержание страницы:

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ
«О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 26 ноября 2010 года

Одобрен Советом Федерации 1 декабря 2010 года

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых статьей 4 установлен иной срок вступления их в силу

9 декабря 2010 г.

Цель поправок — усовершенствовать производство в суде апелляционной и кассационной инстанций.

Ранее ГПК РФ закреплял 2 вида проверки судебных постановлений, принятых судами первой инстанции и не вступивших в законную силу.

Если они были приняты мировыми судьями, то применялось апелляционное производство, а если федеральными судами общей юрисдикции — кассационное. Однако нет разницы в порядке рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Исходя из этого установлены общие правила реализации права на апелляционное обжалование судебных постановлений, принятых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции по первой инстанции.

С 10 дней до 1 месяца увеличен срок подачи апелляционных жалобы, представления. Уточнено их содержание.

Еще одной особенностью рассмотрения решений в апелляционной инстанции является неприменение правил об изменении предмета и основания иска, о предъявлении встречного требования и др.

В кассационном порядке рассматриваются вступившие в законную силу судебные постановления.

Обязательным условием для проверки судебного постановления в кассационном порядке является исчерпание иных установленных Кодексом способов его обжалования до дня вступления в законную силу.

Надзорное производство установлено в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений.

Полномочия по пересмотру судебных постановлений (предусматривается их исчерпывающий перечень) в порядке надзора сохраняются исключительно за Президиумом Верховного Суда.

Вступившие в законную силу судебные постановления теперь будут пересматриваться не только по вновь открывшимся, но и новым обстоятельствам. Это те, которые существовали на момент принятия акта. Установлен перечень таких обстоятельств.

Закреплены положения об обжаловании решения суда по делу о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых статьей 4 установлен иной срок вступления их в силу

Пункты 8, 9, 10 и 11 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 13 декабря 2010 г. N 281, в «Парламентской газете» от 17 декабря 2010 г. N 65-66, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 50 ст. 6611

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (в редакции от 08.03.2015)

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Федеральным законом от 09.12.2010 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» изменен порядок оспаривания судебных постановлений по гражданским делам

С 01.01.2012 в судах общей юрисдикции для проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных постановлений введена апелляционная инстанция, которая заменила существовавшую ранее кассационную. Проверка законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных постановлений осуществляется в кассационном порядке.

Настоящим Федеральным законом утратила силу глава 40 ГПК РФ, предусматривавшая производство в суде кассационной инстанции, и изменена глава 39 ГПК РФ, предусматривавшая апелляционное производство по обжалованию решений и определений мировых судей», сейчас данная глава называется «Производство в суде апелляционной инстанции» и предусматривает обжалование решений и определений как мировых, так и районных судов.

Порядок, основания подачи жалоб, принесения представлений и их содержание остались прежними.

Изменились сроки обжалования судебных постановлений.

Так, в силу ч. 3 ст. 321 ГПК РФ апелляционная жалоба может быть подана, а апелляционное представление принесено в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом. Частная жалоба и представление прокурора приносятся в течение 15 дней со дня вынесения определения судом первой инстанции (ст. 332 ГПК РФ). Ранее в обоих случаях указанный срок составлял 10 дней.

Частью 3 ст. 320 ГПК РФ, введенной Федеральным законом от 09.12.2010 № 353-ФЗ, право принесения апелляционной жалобы предоставлено также лицам, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

По истечении срока обжалования суд первой инстанции направляет дело с апелляционными жалобой, представлением и поступившими возражениями относительно них в суд апелляционной инстанции, и уже суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке (ч. 1 ст. 327 ГПК РФ). Ранее эта функция была возложена на районных судей.

Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой (39), а именно, после того как объявлено какое дело рассматривается, по чьим жалобам, представлениям и на решение какого суда, после установления явившихся всудебное заседание лиц и разъяснения им прав, доклада обстоятельств дела, доводов жалобы, представления и поступивших на них возражений, содержание представленных новых доказательств, сообщает иные данные, необходимые для проверки решения суда первой инстанции, затем суд апелляционной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, при наличии ходатайств оглашает имеющиеся в деле доказательства, после чего переходит к исследованию новых принятых судом доказательств что, собственно, имело место и ранее, после чего суд апелляционной инстанции предоставляет лицам, участвующим в деле, возможность выступить в прениях (ст. 327 ГПК РФ). Ранее судебные прения проводились в случае, если судом кассационной инстанции исследовались новые доказательства (ст. 359 ГПК РФ в редакции до 01.01.2012).

В случае отмены решения суда первой инстанции в связи с нарушением норм процессуального права, выразившемся в рассмотрении дела судом в незаконном составе; в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушении правил о языке, на котором ведется судебное производство, и других нарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой (39).

В ходе каждого судебного заседания суда апелляционной инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протокол (ч. 5 ст. 327 ГПК РФ), чего ранее Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривал.
В суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц (ч. 6 ст. 327 ГПК РФ). Не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч.4 ст. 327.1ГПКРФ).

Читайте так же:  Договор передачи в безвозмездное пользование нежилого помещения

Увеличились сроки рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции: для районного и областного суда — с месяца до двух, для Верховного Суда — с двух месяцев до трех со дня поступления дела в суд, за исключением дел, для которых могут быть установлены сокращенные сроки их рассмотрения (например, дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ).

Полномочия суда апелляционной инстанции практически остались прежними, что и у суда кассационной инстанции, за исключением права направлять дело после отмены решения суда первой инстанции в тот же суд на новое рассмотрение. Отменяя решение суда первой инстанции полностью или в части, суд апелляционной инстанции принимает новое решение (п. 2 ст. 328 ГПК РФ). Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке также не изменились (ст. 330 ГПК РФ).

Частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле (ч. 2 ст. 333 ГПК РФ).

Внесены изменения в главу 41 ГПК РФ, предусматривавшую производство в суде надзорной инстанции. Новое наименование данной главы звучит как «Производство в суде кассационной инстанции».

Срок и порядок оспаривания вступивших в законную силу судебных постановлений (решений, определений) остались прежними — 6 месяцев со дня вступления их в законную силу при условии, что участвующими в деле и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, было использовано право апелляционного обжалования данных постановлений.

Апелляционные определения областных и районных судов, вступившие в законную силу решения и определения районных судов и мировых судей по-прежнему обжалуются в президиум областного суда (п. 1 ч.2 ст. 377 ГПК РФ). Постановления президиумов областных судов, апелляционные определения областных судов, вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум областного суда, обжалуются в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ (судебные постановления по делам, возникающим из публичных правоотношений), Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ (судебные постановления по делам о выселении, восстановлении на работе, лишении родительских прав и другим), что предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 377 ГПК РФ. Ранее разделение Судебной коллегии Верховного Суда РФ на административную и гражданскую нормами гражданского процессуального законодательства РФ не предусматривалось.

Производство в суде надзорной инстанции урегулировано главой 41.1 ГПК РФ, введенной в действие вышеуказанным Федеральным законом.

Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»

Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ

«О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»*1

_____
*1. Текст документа не приводится. Тексты всех нормативных документов см. на сайте www.nalvest.ru.

В.Г. Нестолий
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса ИЮИ(ф) РПА Минюста РФ

Новеллы в судебной системе

Согласно Федеральному закону от 09.12.2010 N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» с 1 января 2012 года изменяется процедура рассмотрения гражданских, т.е. не уголовных, дел в судах общей юрисдикции (п. 1 ст. 4). Отдельные новеллы (новые правила, касающиеся производства по делам о компенсациях за нарушение права на судебное разбирательство и исполнение судебного решения в разумный срок) начинают действовать уже с 1 марта 2011 года. Многие практикующие юристы ожидают большего от реформы гражданского процесса, нежели предложено в Законе N 353-ФЗ, и высказывают нарекания в адрес этого Закона, часто обоснованные и справедливые. Однако ситуация в судах общей юрисдикции не может быть изменена в лучшую сторону в одночасье. Уже сегодня кассационные инстанции стремятся вникнуть в суть поданной жалобы и обжалуемого судебного решения, ознакомиться с фактической стороной дела, убедить неправую сторону и ее представителей в законности и обоснованности планируемого к вынесению определения (разумеется, речь идет об ординарных делах, не имеющих видимой коррупционной или политической подоплеки). После вступления в силу Закона N 353-ФЗ улучшится и качество работы как мировых судей, так и районных (городских) судов, рассматривающих дела в первой инстанции. Отметим, что по сравнению с 90-ми годами районные (городские) суды работают очень хорошо, особенно когда судьи располагают временем для того, чтобы детально ознакомиться с доказательствами и уяснить для себя правовую позицию спорящих сторон. Принятый же Закон позволяет надеяться на то, что шансы добиться справедливости со временем возрастут, поскольку он предоставляет возможность лицу, недовольному вынесенным судебным решением, подать апелляционную жалобу.

Чем хороша апелляция?

Сегодня, если лицо проиграло процесс в первой инстанции, Закон разрешает обратиться в вышестоящую инстанцию с кассационной жалобой. Кассационная инстанция проверяет решение суда на соответствие фактических обстоятельств дела, правильность применения норм материального и процессуального права. Апелляционное производство в теории представляет собой новое рассмотрение дела, когда могут быть учтены обстоятельства, которым суд первой инстанции не придал значения или счел несущественными. Сказанное следует проиллюстрировать следующим примером: действующая редакция ГПК РФ предусматривает апелляционное разбирательство только по делам, отнесенным к подсудности мировых судей. Мировые судьи наряду с выполнением функций по отправлению правосудия выступают в качестве обычных чиновников, принимающих постановления по делам об административных правонарушениях. В 2003 году гражданин РФ постановлением мирового судьи был лишен водительских прав, поскольку управлял автомобилем в нетрезвом состоянии. Россиянин обжаловал постановление в районный суд, указав, что после составления протокола сотрудником ГИБДД у него отобрали водительские права и отпустили на все четыре стороны, позволив продолжать движение. «Если б я действительно был в нетрезвом состоянии, никто бы не позволил мне управлять автомобилем в день составления протокола», — писал он. Кроме того, гражданин ходатайствовал о допросе свидетелей, способных подтвердить его трезвое состояние в момент задержания. Апелляционная инстанция, узнав, что данный гражданин характеризуется положительно, воспитывает несовершеннолетних детей, не настаивает на допросе сотрудника милиции, отпустившего его после составления протокола, постановила взыскать с него штраф и вернула ему водительское удостоверение.

В описанном случае мировой судья счел, что гражданин раскаялся и не придал значения тому, что в действиях сотрудника ГИБДД имеются признаки состава правонарушения.

Суть нового Закона

С 1 января 2011 года областные и краевые суды, верховные суды республик будут выступать в качестве апелляционных инстанций по делам, рассматриваемым районными (городскими) судами. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после изготовления решения суда первой инстанции в полном объеме. До вынесения постановления апелляционной инстанцией решение суда не вступает в законную силу. Если вынесенные судебные акты не устраивают, можно обратиться с кассационной жалобой в президиум областного суда (в настоящее время в президиумы обращаются с надзорными жалобами, которые в большинстве случаев не выносятся на заседания президиума, подателю жалобы же сообщают, что для передачи дела в надзор нет оснований). Президиум областного суда, получив статус кассационной инстанции, будет обязан рассматривать дело в третий раз. Надзор за соответствием судебных актов законам и текущей политике изъят из компетенции областных судов и оставлен только за Президиумом ВС РФ.

И кассация, и апелляция

В завершение скажем, что качество рассмотрения дел в арбитражных судах значительно выше, чем в судах общей юрисдикции. Во многом это определяется тем, что в системе арбитражных судов функционируют апелляционные суды и кассационные инстанции. Большой разницы между ними нет — и кассация, и апелляция выполняют одну и ту же работу, только компетенция кассационного суда шире, чем у апелляционной инстанции. Вместе с тем теория процессуального права говорит, что идеальная судебная система должна состоять из двух уровней: первой инстанции и апелляции либо первой инстанции и кассации. Однако идеальные структуры не для наших реалий. Чем больше судебных инстанций обязаны рассматривать жалобы на решения судов первых инстанций, тем для нас лучше. И апелляция, и кассация должны будут доказывать свою эффективность, которая может определяться и количеством отмененных несправедливых, незаконных и необоснованных решений.

Отрицательным обстоятельством является то, что введение апелляции де факто увеличивает общий объем судебных издержек и затрат времени. Судьи первой инстанции лишаются возможности выносить решения по справедливости, в соответствии со своим пониманием закона, вопреки практике, складывающейся в регионе. Пока такая возможность существует, поскольку кассация может сказать, что конкретные обстоятельства дела позволяют применить закон в данном случае так, как он был применен. После введения апелляции судья должен будет предварительно получить неформальную информацию о мнении судей по делу как в апелляции, так и кассации, а затем выносить решение. Сегодня несколько судебных решений по аналогичным делам могут реально изменить складывающуюся в регионе практику. Потому что ошибаться может судья одного суда, а вот несколько судей разных судов, действующих независимо друг от друга, ошибаются редко. Но если работу судей начнут проверять несколько вышестоящих инстанций, рядовой судья предпочтет не рисковать и решить спор по образцам, рекомендуемым старшими коллегами. После 01.01.2012 возможность что-то менять в лучшую или худшую сторону останется только за президиумом областного суда.

Читайте так же:  Начислены алименты на одного ребенка

Причины реформирования судебной системы

Введение института апелляции, как представляется, обусловлено не тем, что наши сограждане открыто говорят о несправедливости судебной системы, а тем, что они получили возможность обращаться за защитой в Конституционный Суд РФ и Европейский суд по правам человека. Об этом свидетельствуют, например, подп. 3 и 4 п. 4 ст. 392 ГПК РФ в редакции Закона N 353-ФЗ, согласно которым постановления КС РФ и ЕСПЧ являются новыми обстоятельствами, являющимися основанием для пересмотра судебных актов, вынесенных ранее.

Совершенствование процессуальной формы может привести к положительным результатам только при увеличении затрат бюджета на содержание судебной системы, повышении профессионализма судей и изменении в лучшую сторону их правосознания.

Реальная, а не декларируемая независимость судебных чиновников должна сопровождаться активными оперативно-розыскными мероприятиями по выявлению коррупции среди судей.

Пункт 51 статьи 1 Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Адвокат по гражданским делам.

Юридическая консультация адвоката по гражданским делам. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

51) дополнить главой 41.1 следующего содержания:

Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции. Адвокат по гражданским делам.

Статья 391.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;
6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.
3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Статья 391.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Статья 391.3. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда, в который они подаются;
2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.
2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
5. Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
6. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Статья 391.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу

1. Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:
1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 настоящего Кодекса;
2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных частью второй статьи 391.1 настоящего Кодекса.
2. Надзорные жалоба, представление без рассмотрения по существу должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Статья 391.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 391.1 — 391.3 настоящего Кодекса, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
2. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:
1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 391.6. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.
2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Статья 391.7. Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:
1) дату и место вынесения определения;
2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 391.8. Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Читайте так же:  Посмотреть собственность человека

1. Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:
1) дату и место вынесения определения;
2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;
6) мотивированное изложение оснований для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
7) предложения судьи, вынесшего определение.
2. Судья Верховного Суда Российской Федерации вместе с вынесенным им определением передает надзорные жалобу, представление и дело в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 391.9. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Статья 391.10. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.
Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по правилам, предусмотренным главой 10 настоящего Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.
3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления с делом.
4. Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.
5. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.
6. Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации.
7. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
8. Лица, указанные в части четвертой настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.
9. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.
10. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.
11. О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Статья 391.11. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
2. Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.
3. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 391.10 настоящего Кодекса.
4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого им внесено представление.

Статья 391.12. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:
1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.
2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Статья 391.13. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

В постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации должны быть указаны:
1) наименование и состав суда, принявшего постановление;
2) дата и место принятия постановления;
3) дело, по которому принято постановление;
4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
6) содержание обжалуемых судебных постановлений;
7) выводы Президиума Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
8) мотивы, по которым Президиум Верховного Суда Российской Федерации пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Статья 391.14. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.»;

Федеральный закон 353 от 09.12.2010