Стаж судейской работы

Госдума вернула право включать в судейский стаж период работы по юрспециальностям

Госдума сегодня приняла в третьем, окончательном, чтении поправки в закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», вернувшие судьям право засчитывать в судейский стаж период работы прокурором, адвокатом или следователем. Однако при этом минимальный необходимый срок работы судьей увеличен вдвое – с пяти до 10 лет, сообщается в материалах ГД.

Поводом для этой корректировки стала неудачная попытка в 2008 году изменить закон «О дополнительных гарантиях…». С 10 января 2009 года судьи лишились права включать в свой судейский стаж периоды работы прокурором, следователем и адвокатом. До этого им разрешали прибавлять это время к судейскому стажу, если последний был не менее пяти лет. В 2010 году Конституционный суд РФ признал часть первую 1 статьи 7 закона «О дополнительных гарантиях…» не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она распространяется на судей, назначенных на должность до вступления ее в силу в январе 2009 года (постановление № 9-П от 20 апреля 2010 года). В КС отмечали, что ушедшие в отставку до изменения закона могли засчитывать в судейский стаж работу прокурором и адвокатом, а те, кто уходил позже, – нет. «Такая дифференциация в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их прав на материальное обеспечение, связанное с высоким статусом судьи», – заключил КС и обязал законодателя поправить норму.

Принятым законом часть первая статьи 7 закона «О дополнительных гарантиях…» изложена в следующей редакции: «Установить, что в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».

«Такой подход позволит исключить случаи притока на судебные должности лиц с целью получения материальных льгот судьи при незначительном стаже работы в должности судьи, но при большом стаже работы по иной юридической профессии, – отмечали разработчики законопроекта из Минфина России. – Практика показывает, что часть судей судов общей юрисдикции, уходящих в отставку, имеют стаж работы непосредственно в должности судьи от 5 до 10 лет».

Новый закон вступит в силу со дня официального опубликования и будет распространяться на судей, назначенных на должность после этой даты. Для действующих судей, назначенных на должность до вступления в силу нового закона, а также судей, ушедших в отставку до даты его вступления в силу, предусматривается возможность выбора по их желанию законодательства, регулирующего порядок подсчета стажа судебной работы при определении права на отставку, получение ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия.

С текстом федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»» (законопроект № 236206-6) можно ознакомиться здесь.

Стаж судейской работы как основной критерий объема льгот судей и судей в отставке

(Ермошин Г. Т.) («Российская юстиция», 2012, N 1) Текст документа

СТАЖ СУДЕЙСКОЙ РАБОТЫ КАК ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ОБЪЕМА ЛЬГОТ СУДЕЙ И СУДЕЙ В ОТСТАВКЕ

Ермошин Г. Т., профессор кафедры конституционного и муниципального права Российской академии правосудия, государственный советник юстиции РФ 3 класса.

Статья является результатом анализа законодательства о статусе судей в части, регулирующей связь стажа судейской работы с объемом тех или иных преференций, предоставляемых судьям и судьям в отставке. Четкое и внятное регулирование в сфере рационального поощрения длительной работы судьей приобретает особую актуальность в связи с желаниями общества иметь независимое правосудие, осуществляемое на высоком профессиональном уровне, стабильным составом судейского корпуса. На конкретных примерах раскрывается сущность имеющихся проблем, ставится вопрос о приведении законодательства о статусе судей в соответствие с требованиями современности. Предлагаются принципы нормативного регулирования связи между стажем работы гражданина в должности судьи и объемом предоставляемых льгот действующему судье и судье в отставке и формулируются конкретные предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: судья, судья в отставке, стаж, стаж судейской работы, социально-правовая защита судей и членов их семей.

This article is the result of an analysis of the legislation on the status of judges in terms of regulating the relationship of judicial experience with the volume of some preferences granted to the judges and the judges retired. Clear and intelligible regulation in promoting sustainable long-term as a judge is of particular relevance in connection with the wishes of society to have an independent judiciary, carried out on a high professional level, stable composition of the judiciary. With specific examples the essence of the existing problems, the question of enforcement of legislation on the status of judges in accordance with the requirements of modernity. Proposes principles for the regulatory relationship between the citizen of experience as a judge and the amount of benefits provided by the current judge and the judge retired and formulate concrete proposals for its improvement.

В условиях перманентно объявляемого очередного этапа судебной реформы вопросы обеспечения достойного уровня условий деятельности и жизнеобеспечения тех, кому государство доверяет вершить судьбы людей, поощрения стабильности состава судейского корпуса в силу непонятных причин оказались на обочине широких публичных дискуссий. Стаж работы — это продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые определяются законодательством о судебной власти как одно из оснований предоставления гражданину, судье, судье в отставке права на что-либо (претендовать на ту или иную льготу или вид социально-правовой защиты либо на конкретный объем льготы и т. д.). Исходя из общего понимания роли льгот в регулировании поведения субъекта вполне обоснованно можно предполагать, что стаж работы, являясь одним из определяющих оснований предоставления судье права на льготы, необходимо должен быть связан с целью предоставления этих льгот. По общему смыслу предоставление той или иной льготы действующему судье либо судье в отставке должно преследовать цель поощрения той или иной линии поведения поощряемого субъекта, т. е. поощрение судей за качественную и длительную работу по осуществлению правосудия. Если это так, то в чем смысл устанавливать различные правила подсчета стажа для определения права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск определенной законом продолжительности , права на получение доплаты за выслугу лет , права на назначение размера ежемесячного пожизненного содержания судьям и т. д.? ——————————— Приказ Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 марта 2001 г. N 76/к. Положение о порядке и условиях выплаты судьям арбитражных судов доплат за выслугу лет, утверждено Постановлением Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 4; Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 13 ноября 1992 г. «О порядке выплаты судьям доплат за выслугу лет» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 2 июня 1993 г., от 31 июля 1996 г. и от 28 июля 1999 г. Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям утверждена Верховным Судом РФ 29.07.2003, ВАС РФ 09.07.2003, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 03.07.2003.

Однако рассмотрение принципов нормативного регулирования связи между стажем работы гражданина в должности судьи и объемом предоставляемых льгот действующему судье и судье в отставке показывает, что право практически на каждую отдельную льготу законодатель связывает с разным набором видов деятельности, сумма времени занятия которыми учитывается при определении необходимого для этого стажа и что самое парадоксальное — продолжительность работы непосредственно судьей не является при этом доминирующим фактором. Подчас большое значение в определении права гражданина на ту или иную льготу, вытекающую из его деятельности на судейской должности, имеет не столько стаж работы непосредственно в должности судьи, сколько время работы на определенных должностях как до, так и после периода судейской работы. При этом один и тот же термин, например «стаж работы по юридической профессии», в конкретном контексте закона или иного нормативно-правового акта имеет свое определение и порядок подсчета. Так, смысловое значение и содержание термина «стаж работы по юридической профессии» в значении, придаваемом ему в п. 3 ст. 5 Закона о статусе судей как одному из условий, определяющих право гражданина Российской Федерации сдавать квалификационный экзамен на должность судьи, абсолютно не соотносится со значением, придаваемым ему абзацем 3 п. 2 ст. 19 Закона о статусе судей, как основанию для предоставления судье ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска определенной законом продолжительности или в значении, придаваемом ему ч. 2 ст. 19 ФКЗ о Конституционном Суде РФ как одному из условий, определяющих право судьи Конституционного Суда РФ получать ежемесячное пожизненное содержание. Неоднозначность определений видов стажа, с наличием которых законодатель связывает каждую конкретную льготу, осложняет правоприменение. В одних нормах Закона о статусе судей используется термин «стаж работы по юридической профессии» , в других — термин «стаж работы по юридической специальности» , что уже само по себе предполагает их разное сущностное содержание . ——————————— Как основание для предоставления судье ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска определенной законом продолжительности (абз. 3 п. 2 ст. 19 Закона о статусе судей) или как одно из условий, определяющих право судьи, достигшего установленного законом возраста, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере (абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона о статусе судей). Кроме того, время предшествующей работы по юридической профессии засчитывается в стаж работы в должности судьи, дающий право судье Конституционного Суда Российской Федерации на получение ежемесячного пожизненного содержания (ч. 2 ст. 19 ФКЗ о Конституционном Суде РФ). Как, в частности, одно из требований действующего законодательства, предъявляемых к кандидатам на должность судьи и определяющих право гражданина Российской Федерации быть кандидатом в судьи (п. 2 ст. 4 Закона о статусе судей, п. 5 ст. 4 Закона о статусе судей). Проф. А. В. Мазуров отмечает: «Что касается юридической профессии, то разработчики Закона и законодатель «понимали термин «юридическая профессия» широко, как всякую деятельность, где применяются (или могут применяться) юридические знания в объеме высшего юридического учебного заведения» (Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации». М.: Юридическая литература, 1996. С. 621). Однако вряд ли можно согласиться с его выводом о том, что «теперь этот термин конкретизирован статьей 4 Закона о статусе судей», так как в ст. 4 Закона о статусе судей речь идет о «юридической специальности», а не о «юридической профессии», что, как нам представляется, не одно и то же.

В силу этого нормативно-правовое определение терминов «стаж работы по юридической профессии» и «стаж работы по юридической специальности», даваемое при определении права на одну льготу, может не совпадать с нормативно-правовым определением этого же термина при определении права на другую льготу, что требует каждый раз «привязывать» этот термин к конкретной льготе. Законодатель различает применительно к статусу судьи свыше полутора десятка видов стажа, с каждым из которых он связывает отдельные права гражданина, судьи, судьи в отставке . Даже основной вид деятельности судьи по осуществлению правосудия не только по-разному называется законодателем, но и стаж по этому виду деятельности по-разному определяется для определения права на разные преференции судьи , что является следствием отсутствия единого нормативно-правового определения стажа работы судьи. ——————————— 7 См.: п. 3 ст. 5 Закона о статусе судей; п. 1.2 Положения об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи; ст. 119 Конституции РФ, ст. 8 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, ст. 5 ФЗ «О мировых судьях»; Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов; п. 2 ст. 4 Закона о статусе судей, п. 5 ст. 4 Закона о статусе судей; абз. 3 п. 2 ст. 19 Закона о статусе судей; п. 3 Постановления Президиума Верховного Совета РФ от 21 сентября 1992 г. N 3503-1 «Об оплате труда работников судов в Российской Федерации»; ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 28.06.2002 N 76-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ); ч. 2 ст. 19 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»; Инструкция о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, Федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей; абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона о статусе судей; Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям. Законодатель различает в частности: 1) стаж работы в качестве судьи (п. 2 ст. 11 ФКЗ «О судебной системе», ст. 7 ФЗ о дополнительных гарантиях; Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.03.1997 «О порядке применения статей 2, 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ»); 2) стаж работы в сфере правосудия (п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»; 3) стаж судебной работы (п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»; 4) стаж работы судьи (п. п. 3, 4 Постановления ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»; 5) стаж работы в должности судьи (ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»); 6) общий судебный стаж (п. 3.3 Инструкции о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, Федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей», утв. Верховным Судом РФ 07.10.2008, ВАС РФ 09.09.2008, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2008) и др.

Читайте так же:  Госпошлина госрегистрация ип

Более того, один и тот же вид деятельности до назначения (избрания) гражданина на судейскую должность приветствуется законодателем для определения права гражданина быть судьей, в то время как занятие этой же деятельностью при уходе судьи в отставку влечет санкции вплоть до лишения его права на уже заработанное ежемесячное пожизненное содержание (например, занятие адвокатской и нотариальной деятельностью). Многообразие определений видов стажа, имеющих значение при установлении тех или иных прав судьи, применение одних и тех же терминов либо в разных контекстах, либо в противоположных значениях, либо вообще без раскрытия их содержательной части не способствует единообразию применения этих терминов, ослабляя уровень стабильности субъективных прав судей. Так, например, законодательство неоднозначно устанавливает связь видов деятельности, дающих право гражданину сдавать квалификационный экзамен на должность судьи с видами деятельности, определяющими конституционное право гражданина Российской Федерации быть кандидатом в судьи и участвовать в процедуре отбора и назначения на должность судьи сопретендента. С одной стороны, в соответствии со ст. 119 Конституции РФ, ст. 8 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», ст. 5 ФЗ о мировых судьях это должен быть стаж работы по юридической профессии. При этом легальное определение видов работ по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов установлено в Инструкции о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов», утвержденная Минюстом РФ N 10 (35)-5, Верховным Судом РФ, ВАС РФ 27.12.1996. С другой стороны, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о статусе судей судейской работе должен предшествовать стаж работы по юридической специальности, легальное определение видов деятельности, которые засчитываются в стаж работы по юридической специальности, установлено в п. 5 ст. 4 Закона о статусе судей. Принцип единства статуса судей не нашел отражения и в определении права судей разных судебных систем на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Основанием для предоставления судье ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска определенной законом продолжительности является стаж работы по юридической профессии определенной законом продолжительности (абз. 3 п. 2 ст. 19 Закона о статусе). Однако единого легального определения, какие виды деятельности при этом засчитываются в стаж работы по юридической профессии, нет. В системе арбитражных судов действует Приказ ВАС РФ от 7 марта 2001 г. N 76/к, а в системе судов общей юрисдикции кадровые службы при подсчете такого стажа руководствуются Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 13 ноября 1992 г. «О порядке выплаты судьям доплат за выслугу лет» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 2 июня 1993 г., от 31 июля 1996 г. и от 28 июля 1999 г. В указанных актах даются различные определения видов деятельности, включаемых в стаж работы по юридической профессии для целей предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и отличающихся от определения стажа по юридической профессии при определении права занимать должность судьи. Различается в судебных системах и нормативно-правовое регулирование связи права судьи на получение доплаты за выслугу лет и стажа работы. В системе судов общей юрисдикции кадровые службы при подсчете такого стажа руководствуются Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 13 ноября 1992 г. «О порядке выплаты судьям доплат за выслугу лет» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 2 июня 1993 г., от 31 июля 1996 г. и от 28 июля 1999 г. В системе арбитражных судов действует Положение о порядке и условиях выплаты судьям арбитражных судов доплат за выслугу лет, утвержденное Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 4. Закон о статусе судей не устанавливает никаких ограничений в праве судьи на отставку. По смыслу, придаваемому судебной практикой положениям п. 2 ст. 2. Закона о статусе судей, каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста и стажа работы в должности судьи. При этом судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подп. 1, 2, 4, 9 и 11 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей. Заметим попутно, что в соответствии с этой нормой гражданин, стаж работы в должности судьи которого менее 1 года и прекративший суде
йские полномочия по собственному желанию, является судьей в отставке, следовательно, сохраняет звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, как это установлено п. 1 ст. 15 Закона о статусе судей. И примеры таких «судей в отставке» в практике есть. Закон о статусе судей устанавливает только зависимость размера ежемесячного пожизненного содержания судьи в отставке, причем не от одного вида стажа, а от разного сочетания двух видов стажа — стажа по юридической профессии (заметим, опять без законодательного его определения) и стажа работы в должности судьи. Особенности учета стажа при определении права на отставку и получение всех видов выплат и льгот содержатся и в ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации». В соответствии с положениями этой нормы в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подп. 2 и 9 п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». В связи с этой нормой представляется весьма серьезным вопрос социальной защиты судей, удаленных в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи и признанных инвалидами. Положениями ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» наиболее уязвимая в социальном плане категория судей в отставке, удаленных в отставку по основаниям подп. 2 п. 1 ст. 14 (в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи и признанных инвалидами) и подп. 9 п. 1 ст. 14 (вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным), т. е. по объективным, не зависящим от них причинам, оказалась ущемлена по отношению к тем судьям, которые ушли в отставку по собственному желанию (что называется, «сбежав с корабля»). Попытка через Конституционный Суд РФ восстановить справедливость оказалась безуспешной. Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой «указанным категориям судей ежемесячное пожизненное содержание может быть предоставлено на общих основаниях, притом что стаж их работы в должности судьи может составлять менее пяти лет. Установление же для них иных условий пенсионного обеспечения (в том числе касающихся порядка исчисления стажа работы в качестве судьи) является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена ст. 125 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» . ——————————— Определение Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 N 1224-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».

По нашему мнению, назрела необходимость унифицировать применение терминов, определяющих виды деятельности, с которыми законодатель связывает те или иные права граждан, претендующих на судейскую должность, а также судей и судей в отставке на пакет мер социально-правового обеспечения и ввести раздельный учет стажа по ним в зависимости от целей определения продолжительности такого стажа. В первую группу предлагается включить виды деятельности, наличие стажа по которым определяет право гражданина Российской Федерации участвовать в процедуре отбора и назначения гражданина на должность судьи (право на допуск к экзамену и право на участие в конкурсном отборе на должность судьи). Целью установления такого перечня является установление критерия отбора в кандидаты в судьи граждан, наиболее подготовленных профессионально к осуществлению судейских полномочий. Причем для претендентов на судейские должности в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды, в Суд по интеллектуальной собственности эти перечни могли бы отличаться с учетом требований к профессиональной досудебной подготовке. Вторую группу могли бы составить виды деятельности, наличие стажа по которым определяет право действующего судьи и судьи в отставке на конкретные виды социально-правового обеспечения. Несомненно, предшествующий судейской карьере опыт должен учитываться и при получении права на определенный законом пакет социально-правового обеспечения судьи, судьи в отставке. Соответственно, можно предложить введение некоей шкалы коэффициентов от 0 до 0,5 (или иные пределы), по которой следует учитывать стаж по разным видам досудейской деятельности для включения в стаж, учитываемый при определении права судьи, судьи в отставке на льготы. Несомненно и другое, — деятельность на судейском поприще, когда на гражданина возлагается тяжелое бремя личной ответственности за принимаемые от имени Российской Федерации решения, вряд ли можно учитывать на равных, например, с деятельностью преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, как это делает сейчас действующее законодательство, в силу чего коэффициент равен 1, на наш взгляд, имеет право применяться только к периоду осуществления судейских полномочий. Кстати, на подобную проблему «неравенства» видов деятельности, приравниваемых к времени осуществления судейских полномочий, уже обратил внимание Конституционный Суд РФ, сформулировавший следующую правовую позицию : «В стаж работы в качестве судьи, имеющий юридическое значение для привлечения судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия, — в отличие от стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, — не должно включаться время работы в судах и органах юстиции на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», в том числе время работы в качестве адвоката или нотариуса. Следовательно, судья, чьи полномочия были прекращены по истечении первоначального срока полномочий, на который он был назначен, не может считаться почетным судьей и, соответственно, привлекаться к осуществлению правосудия в качестве судьи». ——————————— Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 14-П «По делу о проверке конституционности статьи 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», части первой статьи 1, части третьей статьи 8 и статьи 297 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В. В. Милехина».

Читайте так же:  Как правильно в тексте оформить приложение

Принципы пенсионного обеспечения судей

Среди государственных служащих — судьи, вне всякого сомнения, стоят особняком. Эта категория граждан выделяется всем, начиная с совершенно уникального социального статуса и заканчивая широчайшим спектром трудовых обязанностей и прав.

Казалось бы и пенсия судьям должна назначаться по своим особенным правилам. Но нет — по закону служители Фемиды могут претендовать только на самую обычную, страховую пенсию. В чем подвох и какая на самом деле пенсия у судьи — разбираемся сегодня.

Страховая, за выслугу или пожизненное содержание?

Бывший судья, ныне оказавшийся в отставке или ушедший с должности в определенный момент времени, имеет несколько опций пенсионного обеспечения по старости. Он может:

  • получать страховую пенсию на тех же основаниях, что и остальные россияне, согласно ФЗ №400 от 28.12.13 г. и ФЗ №126 от 04.06.11 г.;
  • получать госпенсию по выслуге согласно Закону РФ №4468-I от 12.02.93 г. и п.1.1 Постановления Правительства РФ №941 от 22.09.93 г.;
  • получать пожизненное содержание (далее по тексту — ПСС) согласно Закону РФ №3132-I от 26.06.92 г. и Инструкции Председателя ВС РФ от 17.08.98 г.

Назначение того или иного вида пенсии судье зависит от ряда обстоятельств предшествовавших отставке или увольнению его с работы.

Вариант первый: гражданин работал судьей непродолжительное время (менее 10 лет), затем ушел в отставку и продолжил трудовую деятельность в сфере, не связанной с юриспруденцией, до тех пор, пока не достиг пенсионного возраста.

Маленький стаж судейства не позволит такому работнику претендовать на получение ПСС, поэтому ему будет оформлена страховая пенсия по возрасту в соответствие с законодательством РФ. Годы, которые гражданин работал судьей и соответственно не производил страховых отчислений, будут засчитаны в стаж согласно статьям 1 и 2 ФЗ №126 от 04.06.11 г.

Вариант второй: судья в отставке уходит на пенсию из органов внутренних дел и при этом имеет необходимую минимальную выслугу лет, позволяющую получать государственную пенсию по выслуге. С 01.01.12 г. период судейства будет засчитан ему в выслугу наряду со службой в армии, учебой в высших и средних профессиональных учебных заведениях, а также непосредственной службой в органах МВД России, ГПС и пр. госведомствах.

И первый и второй варианты пенсионного обеспечения работают для тех судей, которые находились на должности судьи непродолжительное время или еще не достигли возраста, когда им может быть назначено ПСС.

Что же такое ПСС?

ПСС — это именно то, что мы привыкли понимать под пенсией судьи в РФ. Получать ее могут отставные судьи, судьи, ставшие арбитрами, перешедшие на работу в госорганизации и имеющие:

  • стаж судейства равный двадцати годам;
  • стаж судейства меньше двадцати лет, но достигшие минимального возраста — пятьдесят лет для судей женского пола и пятьдесят пять лет для судей мужского пола;
  • стаж судейства не менее десяти лет, совокупный юридический стаж = 25 годам и достигшие пенсионного возраста (60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно);

Для назначения ПСС подсчитываются годы работы:

  • в российских судах всех категорий в качестве судей или арбитров;
  • в аппаратах судов РФ на иных должностях, а также в аппаратах и учреждениях Минюста;
  • адвокатом, следователем, помощником, заместителем или непосредственно прокурором, а также на иной должности, где юр.образование является необходимым.

Сколько получают судьи на пенсии?

Как и в случае с гос.пенсиями, итоговый размер ПСС судьи высчитывается на основании получаемого им денежного довольствия и продолжительности судейства (п.5 ст.15 ФЗ № 3132-I):

  • 4/5 от заработной платы — для отработавших полных двадцать лет или не меньше десяти лет при наличии двадцати пяти лет иного юридического стажа.
  • для отработавших меньше двадцати лет и по достижении предельного возраста — пропорционально стажу судейства;
  • 4/5 от зарплаты +1% за каждый дополнительный год работы — для отработавших больше двадцати лет.

Обратите внимание: ПСС нельзя получать одновременно с какой-либо пенсией, кроме госпенсии для инвалидов, назначенной в следствие полученной при исполнении травмы. Само собой работать и одновременно получать ПСС судьи не могут.

Однако в период до выхода в отставку судьям, которым уже может быть назначено ПСС, выплачивается прибавка к зарплате в размере 50% от соответствующих сумм ПСС (ст. 3 ФЗ №6 от 10.01.96 г.). Также работающий судья может получать пенсию, которая назначена ему по какому-либо другому основанию (выслуге, достижении пенсионного возраста, инвалидности и пр.).

Порядок назначения ПСС

Судьи на пенсии, бывшие судьи (ушедшие с должности в 2015 году и ранее), а также действующие судьи, только собирающиеся в отставку, если они желают получать ПСС, должны прежде всего обратиться в компетентный орган по месту трудоустройства, а если это не возможно, то в один из Судебных департаментов, ВАС иkи Военную коллегию при ВС РФ (для военных).

Для присвоения ПСС прилагаются следующие документы:

  • заявление о назначении ПСС;
  • удостоверение личности;
  • трудовая книжка, квалификационное решение об отставке и прочие бумаги, удостоверяющие стаж работы судьей, а при необходимости и юридический стаж;
  • документы о присвоенных званиях, классах, степенях;
  • справка из СОБЕСа о размере назначенной пенсии (для бывших судей на пенсии);

Комиссия рассматривается заявление о назначении ПСС в течение 15 дней, после чего выносится решение. При положительном решении ПСС назначается со следующего месяца. Если федеральный судья ранее получал пенсию, ПСС назначается после того, как судья прекращает получать пенсию (для этого необходимо написать заявление в ПФР или иной пенсионный орган, который производит выплату пенсии).

Пожизненное денежное содержание судей

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Условия назначения и размеры пожизненного денежного содержания судей

В соответствии со ст. 15 и 19 Закона № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) для судей, пребывающих в отставке, устанавливается ежемесячное пожизненное содержание. Соответствующие нормы содержатся также в ст. 19 Закона о Конституционном Суде РФ, ст. 30 Федерального конституционного закона № 1 Ф-КЗ «О военных судах Российской Федерации» (далее — Закон о военных судах), ст. 3, 7 и 8 Федерального закона № 6ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (далее — Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты судей), ст. 2 Федерального закона № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Ежемесячное пожизненное содержание исключает одновременное получение, каких либо видов пенсий, за исключением пенсии по инвалидности, назначенной вследствие военной травмы. Кроме того, бывшие судьи, получая ежемесячное пожизненное содержание, не имеют права одновременно получать пенсию или заниматься другой оплачиваемой работой, за исключением научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Право на пожизненное денежное содержание имеют следующие категории судей федеральных судов общей юрисдикции, судей арбитражных судов и мировых судей:

— судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет;

— бывшие судьи, ушедшие на пенсию по возрасту с должности судьи либо по истечении срока полномочий, при стаже работы в качестве судьи не менее 20 лет — с 29 июля 1992 г.;

— бывшие судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи;

— бывшие судьи, переведенные с должности судьи на работу в государственные организации и ушедшие на пенсию с этой работы, а также лица, работавшие в должности государственного арбитра и ушедшие на пенсию с этой должности.

При полном стаже работы в качестве судьи (не менее 20 лет) ежемесячное денежное содержание устанавливается независимо от возраста, а при неполном стаже — не ранее достижения возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины).

Бывшие судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, могут получать ежемесячное пожизненное содержание по достижении ими возраста 50 лет (для женщин) или 55 лет (для мужчин), чему не препятствует и то, что до достижения указанного возраста ушедшие с судейской должности могли заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

В полном размере пожизненное денежное содержание имеют право получать судьи, ушедшие в отставку и достигшие возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет судьей.

Не имеют права на получение ежемесячного пожизненного содержания:

— бывшие судьи, отозванные с должности судьи в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством;

— бывшие судьи, впоследствии осужденные за совершение умышленного преступления или совершившие проступки, которые применительно к судьям, пребывающим в отставке, повлекли бы ее прекращение.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ о№ 49941 и Инструкцией, утвержденной Председателем Верховного Суда РФ, Председателем ВАС РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается:

— время работы судьей (государственным арбитром) со дня зачисления на должность судьи (государственного арбитра) в штат в установленном законом порядке по день исключения из штата;

— время работы судьей в государствах, ранее входивших в состав СССР (оно засчитывается в стаж работы только лицам, ушедшим на пенсию либо в отставку с должности судьи РФ);

— время работы в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование), в качестве стажера судьи или исполнявшего обязанности судьи, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи;

— время работы в качестве прокурора, следователя, адвоката, государственного нотариуса, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

Для судей, назначенных на должность, время работы в должностях, предшествовавших назначению (избранию) на должность судьи, включается в стаж работы в качестве судьи при условии, что стаж их работы непосредственно в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи. В случаях прерывания работы в качестве судьи и последующего возвращения на такую работу общий судебный стаж исчисляется суммарно, независимо от перерывов, за весь период работы.

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, в полуторном размере.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случаев избрания ему меры пресечения в виде заключения под стражу и привлечения к уголовной ответственности, не прерывает судебный стаж, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания.

Ежемесячное пожизненное денежное содержание судьям назначается в следующих размерах:

— при стаже судейской работы не менее 20 лет — в размере 80% заработка (денежного содержания) судьи, работающего на соответствующей должности;

— при стаже судейской работы более 20 лет оно увеличивается на 1% за каждый полный год судейской работы, но не более 85% денежного содержания;

— при стаже судейской работы менее 20 лет, но не менее 10 лет оно устанавливается пропорционально числу лет судейского стажа: при 10 годах — 40% заработка, при 15 — 60% и т. д.

При определении размера ежемесячного пожизненного содержания в заработную плату (денежное содержание) включаются:

— должностной оклад судьи на момент ухода его в отставку (для военных судей и оклад по воинскому званию), а при замене пенсии на ежемесячное пожизненное содержание — должностной оклад работающего судьи соответствующего уровня на день подачи заявления;

— доплата за квалификационный класс, если он присвоен;

— доплата за выслугу лет;

— 50-процентная доплата к должностному окладу за особые условия труда;

— надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»;

— надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере, установленном на день ухода судьи в отставку;

— премии (не более трех месячных фондов заработной платы в год);

— районные коэффициенты к заработной плате, установленные в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока;

— коэффициенты за работу в высокогорных районах;

— коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях;

— процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием.

Бывшим судьям, переведенным с должности судьи на работу в государственные организации и ушедшим на пенсию с этой работы, а также государственным арбитрам, ушедшим на пенсию с этой должности, ежемесячное пожизненное содержание выплачивается из расчета должностного оклада работающего судьи соответствующего уровня, доплат за квалификационный класс (если он был присвоен) и выслугу лет.

Размер ежемесячного пожизненного содержания определяется однократно при уходе или удалении судьи в отставку, и последующие изменения характеризующих данных судьи не должны влечь за собой перерасчета назначения ежемесячного пожизненного содержания, за исключением случаев увеличения заработной платы (денежного содержания) судьи.

Следует отметить, что привлечение судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия на срок до одного года по ст. 7.1 Закона о статусе судей не влечет за собой перерасчета стажа его работы в должности судьи и размера выплачиваемого ему ежемесячного пожизненного содержания.

Условия выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ несколько отличаются от условий, установленных для судей федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей.

В соответствии с Законом о Конституционном Суде РФ и Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 525, право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеет судья Конституционного Суда РФ, если полномочия этого судьи прекращены по следующим основаниям:

— истечение срока его полномочий или достижение судьей предельного возраста пребывания в должности;

— подача личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности;

— признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

— неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Ежемесячное пожизненное содержание выплачивается судьям Конституционного Суда РФ независимо от возраста и при наличии стажа работы в должности судьи только 15 лет, причем в этот стаж засчитывается также время всей предшествующей работы по юридической профессии.

Не имеют права на получение ежемесячного пожизненного содержания судьи Конституционного Суда РФ, ушедшие или удаленные в отставку, в отношении которых впоследствии Конституционным Судом было вынесено решение о прекращении отставки.

При восстановлении статуса судьи Конституционного Суда РФ, пребывающего в отставке, и в случае отмены обвинительного приговора или решения суда о прекращении отставки судьи выплата ранее назначенного ежемесячного пожизненного содержания возобновляется.

Ежемесячное пожизненное содержание назначается судье Конституционного Суда РФ, пребывающему в отставке, в размере 80% денежного вознаграждения работающего судьи. Для судей, имеющих право на получение надбавки за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», размер содержания с учетом этих надбавок не может превышать 85% денежного вознаграждения работающего судьи.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного денежного содержания

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного денежного содержания вышедшим в отставку судьям федеральных судов обшей юрисдикции, арбитражных судов и мировым судьям установлен инструкциями.

Основанием для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания является заявление лица, имеющего на это право, причем время его подачи каким-либо сроком не ограничивается.

Ежемесячное пожизненное содержание назначается с даты подачи заявления.

Заявление о назначении ежемесячного пожизненного содержания по общему правилу подается по желанию судьи в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ по месту жительства или суд по месту последней работы в должности судьи. К заявлению должны быть приложены копия трудовой книжки, решение квалификационной коллегии судей об отставке и другие документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы в должности судьи.

Для рассмотрения заявлений о назначении ежемесячного пожизненного содержания при управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте РФ или суде, имеющем свою бухгалтерию, создается постоянно действующая комиссия, которая в 10 дневный срок проверяет обоснованность заявления, определяет размер ежемесячного пожизненного содержания и принимает решение, которое вводится в действие в течение пяти дней приказом начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ или председателя суда. В случае несогласия получателя ежемесячного пожизненного содержания с приказом он может обжаловать его в суд в соответствии с действующим законодательством.

При переезде получателя ежемесячного пожизненного содержания в другой субъект РФ все документы по его заявлению пересылаются в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ или соответствующий суд по новому месту жительства с оставлением по старому месту выплаты копий документов.

Судьи арбитражных судов и бывшие государственные арбитры подают заявление о назначении ежемесячного пожизненного содержания и необходимые документы в Арбитражный суд по последнему месту работы или месту жительства, который направляет данное заявление с соответствующими документами в комиссию по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям при Высшем Арбитражном Суде РФ.

Комиссия в 10-дневный срок на основании представленных документов принимает решение, которое вводится в действие в течение пяти дней приказом Председателя ВАС РФ и направляется для исполнения в соответствующий суд.

Назначение ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов производится в порядке, установленном для судей федеральных судов обшей юрисдикции. Заявление о назначении содержания рассматривается комиссией при Военной коллегии Верховного Суда РФ и комиссией Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента, решения которых вводятся в действие приказами Председателя Верховного Суда РФ и Генерального директора Судебного департамента соответственно.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 525, судья Конституционного Суда РФ может подать заявление о назначении ежемесячного пожизненного содержания только в Конституционный Суд. При этом срок подачи заявления не ограничивается.

Ежемесячное пожизненное содержание назначается Конституционным Судом РФ по желанию судьи либо одновременно с принятием решения об отставке судьи, либо после принятия решения об отставке со дня, указанного в его заявлении, но не ранее дня подачи заявления. Выплата ежемесячного пожизненного содержания всем судьям производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, один раз за текущий месяц и осуществляется в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства (судье Конституционного Суда РФ — непосредственно в Конституционном Суде) или в управлении (отделе) Судебного департамента субъекта РФ. Оно может также выплачиваться по месту жительства через предприятие связи или отделение банка по письменному заявлению получателя.

Выплата ежемесячного пожизненного содержания судье, пребывающему в отставке, не приостанавливается на период временного исполнения им обязанностей судьи.

Аналогичный порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячного пожизненного содержания распространяется на работающих судей, имеющих право на получение 50% ежемесячного пожизненного содержания, в случаях, если они продолжают работать, но имеют при этом право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере.

Выплата ежемесячного пожизненного содержания прекращается:

— при прекращении отставки судьи по основаниям и в порядке, предусмотренных п. 6 и 7 ст. 15 Закона о статусе судей;

— при нарушении бывшим судьей или судьей, пребывающим в отставке, условий получения ежемесячного пожизненного содержания применительно к обстоятельствам, влекущим прекращение отставки;

— при прекращении гражданства РФ;

— в случае подачи заявления о прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания;

— в случае смерти получателя ежемесячного пожизненного содержания или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим — с первого числа месяца, следующего за месяцем этих событий.

В случае поступления лиц, получающих ежемесячное пожизненное содержание, на оплачиваемую работу (кроме лиц, перечисленных в п. 4 ст. 3 Закона о статусе судей) выплата содержания прекращается со дня их приема на эту работу.

При восстановлении решением Верховного Суда РФ статуса судьи, пребывающего в отставке, а также в случае отмены обвинительного приговора или решения квалификационной коллегии судей о прекращении отставки судьи, выплата ранее назначенного ежемесячного пожизненного содержания возобновляется со дня принятия такого решения.

Оснований для прекращения выплаты ежемесячного пожизненного содержания судье Конституционного Суда РФ, пребывающему в отставке, гораздо меньше. Выплата прекращается по двум основаниям: подача судьей заявления о прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания; вынесение в отношении судьи, пребывающего в отставке, решения Конституционного Суда РФ о прекращении отставки и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания.

Монархия
Оценка предприятий
Теория организации
Оценочная деятельность
Теории мотивации

Назад | | Вверх

Стаж судейской работы