39. Налог на игорный бизнес.

Энциклопедия судебной практики. Налог на игорный бизнес. Порядок исчисления налога (Ст. 370 НК)

Энциклопедия судебной практики
Налог на игорный бизнес. Порядок исчисления налога
(Ст. 370 НК)

1. Возникновение обязанности по исчислению и уплате налога

1.1. Обязанность по исчислению и уплате налога на игорный бизнес возникает с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения

Учитывая положения указанных норм [п.п. 1-4 ст. 366 НК РФ], а также те обстоятельства, что Кодексом не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения, и данный орган лишен возможности в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль, вывод инспекции о том, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникла у общества с даты подачи в инспекцию заявления о регистрации объектов налогообложения — игровых автоматов, является обоснованным.

1.2. Обязанность по исчислению и уплате налога на игорный бизнес возникает с даты установки объектов налогообложения

Обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникла у общества с даты установки объектов налогообложения, а не с даты подачи в инспекцию заявления о регистрации данных объектов.

2. Исчисление налога при установке объектов налогообложения в течение календарного месяца, их замене, изменении их количества

2.1. Если игровые автоматы установлены после 15-го числа месяца, то применяется пониженная ставка налога, даже если заявление об их регистрации представлено в налоговый орган до 15-го числа данного месяца

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и предпринимателем не оспаривается, что заявление о регистрации 15 игровых автоматов представлено в инспекцию 14.05.2007, а игровые автоматы были установлены 16.05.2007.

Таким образом, в соответствии с названными положениями Кодекса [подп. 2 п. 1 ст. 366, 364, п.п. 1, 3 ст. 370 НК РФ] с 15 объектов налогообложения (игровых автоматов) предприниматель обязан исчислять и уплачивать налог на игорный бизнес за май 2007 года по одной второй налоговой ставки в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 370 Кодекса для объектов налогообложения, установленных после 15-го числа месяца (текущего налогового периода).

Применение пониженной ставки налога зависит от момента установки объекта налогообложения.

На основании пункта 3 статьи 370 НК РФ при установке (открытии) нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный (открытый) новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

С учетом изложенного суды обоснованно указали на то, что возникновение объекта налогообложения для цели исчисления налога на игорный бизнес связано с датой установки объекта налогообложения (в данном случае с датой открытия пункта приема ставок букмекерской конторы), а не с датой регистрации указанного объекта налогообложения в налоговом органе.

2.2. При одновременном выбытии и установке игровых автоматов налог рассчитывается по каждому выбывшему и установленному игровому автомату отдельно

Налоговое законодательство устанавливает правила обложения налогом на игорный бизнес выбывших и установленных игровых автоматов, а положениями статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации определен отдельный порядок исчисления налога на игорный бизнес как в случае выбытия объекта, так и в случае установки нового такого объекта в течение текущего налогового периода. Налогоплательщик обязан исчислять налог на игорный бизнес по каждому установленному игровому автомату с учетом требований пунктов 3 и 4 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку каждый игровой автомат является отдельным объектом налогообложения.

2.3. При одновременной замене игровых автоматов на равное количество новых положения пп. 3 и 4 ст. 370 НК РФ не применяются

В марте 2008 года налогоплательщиком произведена одновременная замена 24 вышедших из строя игровых автоматов на равное количество новых.

В рассматриваемом случае не могут применяться положения пунктов 3 и 4 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в противном случае это приведет к двойному налогообложению одного объекта налогообложения у одного налогоплательщика одним и тем же налогом в одном налоговом периоде, что противоречит статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, которая закрепляет принципы равенства и недискриминации налогообложения, а также экономическую обоснованность налогов.

Судами первой и апелляционной инстанций правомерно отклонен довод налогового органа, что ЗАО в заявлениях об установке и выбытии 24 игровых объектов налогообложения указаны различные модели игровых автоматов, так как данный факт не имеет правового значения: игровых автоматов с одинаковыми регистрационными номерами существовать не может. В данном случае обществом были заменены однотипные объекты налогообложения — игровые автоматы.

2.4. Налог по измененному количеству объектов игорного бизнеса рассчитывается с момента подачи заявления о регистрации изменения количества объектов налогообложения

Читайте так же:  Возможно ли провести взаимозачет

Игровые автоматы считаются зарегистрированными с даты подачи заявления о регистрации объектов налогообложения и соответственно выбывшими с даты представления заявления о регистрации изменения (уменьшения) количества объектов налогообложения. Указанный период применительно к пункту 3 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации расценивается как основание для уплаты налога по полной ставке.

Судом установлено, что какие-либо препятствия для подачи в налоговый орган соответствующего заявления лично, через представителя или по почте отсутствовали.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что заявитель, не выполнив требуемых законом действий по регистрации изменений количества игровых автоматов, правомерно привлечен к ответственности за неполную уплату налога и обязан уплатить налог, пени и штраф по ст. 129.2 НК РФ.

2.5. Непредставление заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения не является основанием для уплаты налога по выбывшим объектам налогообложения

Принудительное изъятие сотрудниками милиции игровых автоматов у общества с 17.10.2008 по 01.12.2008 исключает учет этих автоматов в качестве объектов налогообложения в декларации по налогу на игорный бизнес за ноябрь 2008 года.

При установленных обстоятельствах непредставление обществом заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения не может являться основанием для доначисления налога на игорный бизнес по указанным игровым автоматам, поскольку они не являлись объектами налогообложения в спорный период.

3. Иные вопросы исчисления налога

3.1. Размер налоговой ставки зависит от количества на игровом столе игровых полей, их расположения на игровом столе, а также наличия возможности их одновременного использования для извлечения прибыли

Закон связывает размер налоговой ставки с количеством на игровом столе игровых полей, использующихся для проведения азартных игр с любым видом выигрыша. Для целей определения налоговой ставки имеет значение не только количество игровых полей, но и их расположение на игровом столе, а также наличие возможности их одновременного использования для извлечения прибыли.

Таким образом, если конструкция игрового стола не позволяет одновременно использовать обе стороны крышки стола для проведения азартных игр, налоговая ставка не подлежит увеличению.

3.2. Обязанность по исчислению и уплате налога на игорный бизнес прекращается с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации выбытия объектов налогообложения

Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.

Довод общества о том, что игровые автоматы фактически не устанавливались и не эксплуатировались, является несостоятельным.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право», а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

39. Налог на игорный бизнес.

Проект закона опубликован на сайте «Электронная демократия». Такое решение приняло правительство Новосибирской области: ставки налога будут максимально возможными для игорного бизнеса.

В законопроекте предлагается увеличить вдвое налог за пункт приема ставок тотализатора или букмекерской конторы, он составит 14 тыс. руб. вместо 7 тыс. руб. Процессинговый центр по обработке ставок «обойдется» хозяину в четверть миллиона рублей вместо действующей на текущий момент ставки в 125 тыс. руб., дороже всего оценен налог на один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора или букмекерской конторы — в 3 млн. руб.

Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, направленная на извлечение организациями доходов в виде выигрыша, платы за проведение азартных игр или пари. Это организация и проведение азартных игр в игорных заведениях с использованием игровых столов, игровых автоматов, а также прием ставок в букмекерских конторах и на тотализаторе.

Путин подписал закон об удвоении ставок налога на игорный бизнес

Президент России Владимир Путин подписал закон, который уточняет правила налогообложения игорного бизнеса. Документ, который размещен на официальном портале правовой информации, увеличивает в два раза ставки налога на игорный бизнес, в зависимости от объекта обложения — с 1,5–125 тыс. руб. до 3–250 тыс. руб.

Также закон устанавливает налоговые ставки в пределах от 2,5 до 3 млн руб. в отношении процессинговых центров букмекерских контор и тотализаторов, проводящих учет интерактивных ставок. Для центров, которые не осуществляют учет интерактивных ставок, размеры ставок устанавливаются на уровне от 50 до 250 тыс. руб.

При этом документ признает налоговыми агентами организации, которые выплачивают или передают участникам азартных игр и лотерей выигрыши, равные или превышающие 15 тыс. руб. Закон был принят Госдумой в середине ноября.

Читайте так же:  Договор дарения половины квартиры образец

Как повышение сборов повлияет на работу игорных зон в России, читайте в публикации «Ъ FM» «Налог на азарт».

События, новости, важные объявления Министерства финансов Калининградской области

В Калининградской области увеличиваются ставки по налогу на игорный бизнес

Министр финансов области Виктор Порембский отчитался перед депутатами об исполнении бюджета за первое полугодие текущего года и представил законопроект об изменении ставок налога на игорный бизнес.

Доходы бюджета в первом полугодии составили 51,3 млрд рублей, расходы – 52,2 млрд, дефицит – 841 млн рублей. За отчетный период область получила 34,1 млрд рублей финансовой помощи, из них 27,1 млрд рублей – на поддержку юридических лиц. Органы исполнительной власти заключили соглашения о предоставлении федеральных субсидий на общую сумму 13,7 млрд рублей. В основном это средства на реализацию Федеральной целевой программы развития, поддержку сельского хозяйства и финансирование строительства и ремонта дорог. По итогам полугодия расходы за счет данных субсидий составили 4,2 млрд рублей или 30% от плана, а по итогам 9 месяцев – 6,8 млрд рублей.

Как сообщил министр финансов Виктор Порембский, налоговые и неналоговые доходы поступают в региональный бюджет с хорошей динамикой. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые и неналоговые доходы выросли на 10%, а к середине октября — на 16%.

«Положительная динамика отмечается в большинстве субъектов РФ и если по итогам мая Калининградская область находилась на 30 позиции в рейтинге по консолидированному бюджету с ростом 10,2% (при среднероссийском показателе 9,9%), то по итогам августа регион занял 25 место» — доложил глава ведомства.

Министр отметил динамику выше плана по большинству налогов. К примеру, поступление НДФЛ по сравнению с 2017 годом увеличилось в первом полугодии текущего года на 15%, а на сегодняшний день выросло уже на 17%.

В первом полугодии было обеспечено повышение заработной платы бюджетников, установленных указами президента: по всем категориям заработная плата либо на уровне, либо превышает целевые показатели. В полном объеме исполнены расходы на финансирование бюджетных услуг, социальное обеспечение, субсидии отраслям экономики. Выплаты на социальное обеспечение населения составили 5,9 млрд рублей.

На заседании областной думы депутаты утвердили в двух чтениях законопроект областного правительства, который вносит изменения в региональный закон о ставках налога на игорный бизнес. По словам Порембского, законопроект подготовили в связи с принятыми в 2017 году изменениями в налоговый кодекс РФ, предусматривающими увеличение в 2 раза налоговых ставок по объектам налогообложения игорного бизнеса и расширением перечня этих объектов.

Ставки по налогу на игорный бизнес устанавливаются региональными законами в пределах размеров, определенных налоговым кодексом. В Калининградской области действовали ставки, предусмотренные налоговым кодексом в редакции 2004 года, что составляет 50% от максимальных ставок в редакции, вступившей в силу с января 2018 года. Объектами налогообложения признаются игровой стол, игровой автомат, пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы, процессинговые центры тотализатора и букмекерской конторы. С 1 января текущего года в качестве самостоятельных объектов выделены процессинговые центры букмекерских контор и процессинговые центры тотализаторов, которые осуществляют учет интерактивных ставок.

С 1 января следующего года ежемесячные ставки налога составят: за один игровой стол – 250 тысяч рублей, один игровой автомат – 15 тысяч рублей, пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы – 14 тысяч рублей, процессинговый центр тотализаторов и букмекерской конторы – 250 тысяч рублей, процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора и букмекерской конторы – 3 млн рублей за каждый объект налогообложения.

Законопроект обсуждался и был одобрен на заседаниях бюджетной комиссии и комиссии по законотворческой деятельности Правительства. Депутаты приняли его сегодня в двух чтениях.

«Налог на игорный бизнес – это региональный налог, доходы от поступления которого формируют областной бюджет с нормативом зачисления 100%. Благодаря принятию этого законопроекта в бюджет области дополнительно поступит 80 млн рублей в годовом исчислении» — сказал министр.

Налог на игорный бизнес: когда платить

Алексей Крайнев, эксперт «УНП»

Организации, занимающиеся игорным бизнесом, должны платить специальный налог на игорный бизнес. Таково требование главы 29 НК РФ. В письме от 12.12.05 № 03-06-05-07/39 Минфин России взялся разъяснить, как правильно платить налог, если организация решила приостановить деятельность.

Что такое деятельность

Налогоплательщик, обратившийся в Минфин с запросом, хотел прояснить порядок уплаты налога на игорный бизнес в следующей ситуации. В организации зарегистрировано несколько игровых автоматов. Но при этом часть автоматов не используется. Плательщиками же игорного налога НК РФ признает организации, ведущие деятельность в сфере игорного бизнеса.

Из этого заявитель сделал вывод, что за неиспользуемые объекты налогообложения налог платить не надо. И поинтересовался у Минфина: какими документами можно подтвердить тот факт, что автоматы простаивают без дела?

Авторы же письма свой ответ начали совсем с другого. Они решили уточнить, в каких случаях организация действительно имеет право не платить налог. В своих рассуждениях специалисты финансового ведомства отталкивались от определения плательщика игорного налога, данного в статье 365 НК РФ. Эта статья говорит, что обязанность заплатить налог возникает, в частности, у организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А так как предпринимательская деятельность предполагает систематическое извлечение дохода (ст. 2 ГК РФ), то авторы письма уточняют: обязанность платить игорный налог возникает у организации с момента, когда она начала получать экономическую выгоду в виде дохода от деятельности в сфере игорного бизнеса.

Читайте так же:  Трудовой договор для водителя камаза

Период неделимый

Заметим, что такой подход к обязанности платить налог может сыграть злую шутку с налоговиками. Ведь в письме речь идет о получении дохода. Выходит, если деятельность велась, но дохода не приносила, то и налог платить не надо.

Но сотрудники финансового ведомства из этого делают другой вывод. Если организация в течение налогового периода (а им для налога на игорный бизнес, напомним, является месяц) не вела предпринимательской деятельности, то налог платить не надо. Если же хотя бы один день в месяце такая деятельность осуществлялась, то налог нужно заплатить за полный месяц. Основание — НК РФ не предусматривает уплаты налога только за часть налогового периода.

Один в поле воин

Но самое интересное, что авторы письма говорят именно о полной приостановке деятельности. И из этого следует, что факт неиспользования лишь части игрового оборудования никак не влияет на сумму налога. И такой вывод, на наш взгляд, полностью соответствует НК РФ. Дело в том, что если организация вела деятельность в области игорного бизнеса, то она признается плательщиком налога (ст. 365 НК РФ). При этом объектами обложения статья 366 НК РФ признает зарегистрированные в налоговой инспекции игровые столы, автоматы, кассы тотализаторов или букмекерских контор. И кодекс никак не связывает обязанность платить налог с использованием конкретного объекта обложения в деятельности.

Если же не использовались все зарегистрированные объекты игорного бизнеса, то, значит, не велась и предпринимательская деятельность. Соответственно организация уже не признается налогоплательщиком. Подтвердить же тот факт, что деятельность не велась, отмечается в письме, можно самыми разными документами — приказом или распоряжением руководителя, договорами, подтверждающими, что в помещении, предназначенном для игры, проводился ремонт, и т. п.

Налоги на игорный бизнес в Калининграде увеличат

Соответствующий закон, вносящий изменения с 1 января 2018 года, утвердила областная Дума

В Калининградской области возрастут ставки по налогам на игорный бизнес. С таким заявлением выступил перед парламентариями министр финансов области Виктор Порембский.

Законопроект подготовлен в связи с принятыми в 2017 году изменениями в налоговый кодекс РФ, предусматривающими увеличение налоговых ставок по объектам налогообложения игорного бизнеса в два раза и расширением перечня этих объектов. Действовавшие ранее в регионе ставки составляли 50% от максимальных ставок в редакции закона от 2018 года.

С 1 января текущего года в качестве самостоятельных объектов выделены процессинговые центры букмекерских контор и процессинговые центры тотализаторов, которые осуществляют учет интерактивных ставок. Также объектами налогообложения признаются игровой стол, игровой автомат, пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы, процессинговые центры тотализатора и букмекерской конторы.

Со следующего года налоговые ставки установлены в следующем объеме: за один игровой стол – 250 тысяч рублей, один игровой автомат – 15 тысяч рублей, пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы – 14 тысяч рублей, процессинговый центр тотализаторов и букмекерской конторы – 250 тысяч рублей, процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора и букмекерской конторы – 3 млн рублей за каждый объект налогообложения.

Министр финансов так же отметил рост поступлений в бюджет в 2018 году. Налоговые и неналоговые доходы выросли на 10%, а к середине октября – на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В Татарстане в два раза подняли налоги на игорный бизнес

В ходе заседания Госсовета РТ в четверг, 21 декабря был утвержден двойной рост налога на игорный бизнес в Татарстане. Предполагается, что бюджет получит до 17,6 миллионов рублей по этому виду деятельности. Всего же в Татарстане 14 плательщиков, которые перечисляют налог по указанному основанию.

Изменения будут внесены в статью 2 Закона Республики Татарстан от 24 февраля 2012 года № 11-ЗРТ «О ставках налога на игорный бизнес». А именно, предписано установить ставки налога на игорный бизнес в следующих размерах:

1) за один процессинговый центр букмекерской конторы – 250 000 рублей;

2) за один процессинговый центр тотализатора – 250 000 рублей;

3) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора – 3 000 000 рублей;

4) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы – 3 000 000 рублей;

5) за один пункт приема ставок тотализатора – 14 000 рублей;

6) за один пункт приема ставок букмекерской конторы – 14 000 рублей.

Кроме того, изменения, касающиеся сроков вступления в силу нормы, будут внесены в статью 2 обозначенного закона.

39. Налог на игорный бизнес.