Статус и полномочия императора японии

Императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отда­ется старшему сыну Императора. Лица женского пола насле­довать трон не могут. Царствование каждого Императора про­возглашается определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летосчисление, т. е. первый год правле­ния данного Императора считается первым годом соответству­ющей эры и т. д. С января 1989 г . после смерти Императора Хирохито на престол вступил его сын Акихито.

Статус Императора в Японии имеет свои особенности. Что­бы лучше представить себе его реальную власть, необходимо обратиться не только к юридическим полномочиям — стать­ям Конституции, но и к фактической деятельности Императо­ра. По Конституции (ст. 1) Император является символом го­сударства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.

Согласно ст. 3 и 4 Конституции Император не наделен пол­номочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета министров, который несет за них ответственность. По представлению Парламента Император назначает Премьер-министра, а по рекомендации последнего — остальных членов Кабинета; по представлению Кабинета назначает главного су­дью Верховного суда (ст. 6).

По совету и с одобрения Кабинета Император от имени на­рода осуществляет следующие действия, относящиеся к де­лам государства (ст. 7):

— промульгацию поправок к Конституции, законов, пра­вительственных указов и договоров;

— созыв Парламента, роспуск Палаты представителей и объявление всеобщих выборов в Парламент;

— подтверждение в соответствии с законом назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

— подтверждение общих и частных амнистий, смягчение и отсрочки наказаний, восстановление в правах;

— подтверждение в соответствии с законом ратификаци­онных грамот и других дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников;

В соответствии с Законом об Императорской фамилии 1947 г . династийный порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора, состоящий из двух членов император­ской семьи, Премьер-министра, председателей и вице-пред­седателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда.

Повседневные дела вместо упраздненного министерства Императорского двора решает управление императорского дво­ра, действующее при канцелярии Премьер-министра. Началь­ник управления назначается Премьер-министром с согласия Императора и руководит работой персонала, численность ко­торого в начале 80-х гг. превышала 1 тыс. человек*.

* См.: Правящие круги Японии: механизм господства. М., 1984. С. 180—182, 184.

В случае установления регентства Регент действует от имени Императора. Кроме того, Император в соответствии с законом может поручать другим лицам осуществление своих полномо­чий.

На практике у Императора еще меньше полномочий, чем у монарха Великобритании, поскольку он лишен даже таких традиционных для главы государства прав, как право вето, вли­яние на формирование правительства, верховное главноко­мандование вооруженными силами. Император — это символ единства народа*, в повседневной жизни выполняет церемони­альные функции внешнеполитического характера.

* До принятия Конституции 1946 г . он имел очень широкие полномочия как в области государственного управления, так и в сфере религии. Как отмечалось, в 1946 г . Император Хирохито, правивший с 1926 г ., офици­ально отказался от своего божественного происхождения.

Целый ряд внешнеполитических мероприятий Императо­ру приходится выполнять не только единолично, но и с чле­нами императорской семьи. Например, как свидетельствует официально распространяемый красочный буклет «Император­ская семья», со времени своей свадьбы Их Императорские Ве­личества совершили официальные визиты в несколько десят­ков стран мира. По признанию императрицы, «число обяза­тельных для членов императорской семьи мероприятий резко возросло». В качестве одной из причин этого она привела «зна­чительный рост числа гостей, прибывающих из зарубежных государств, обусловленный тем обстоятельством, что число независимых государств более чем удвоилось с 1960 г ., когда я только стала членом Императорской фамилии»*.

* The Japan Times. Weekly International Edition. 1997. Oct. 27—Nov. 2.

Монарх также присутствует на различных национальных праздниках и официальных торжествах. На подобных мероп­риятиях проводятся беседы с учеными, художниками и другими специалистами в различных сферах. Император часто посещает объекты социального обеспечения, промышленные предприя­тия, научные центры, художественные выставки и благотво­рительные мероприятия.

Как отмечают некоторые японские юристы и политиче­ские деятели, в связи с тем, что в Конституции отсутствует четкое разграничение между понятиями «государственные дела» и «государственная политика», отсутствуют статьи, зап­рещающие Императору затягивать выполнение решений пред­ставительного органа, равно как нет четко сформулирован­ной процедуры роспуска Палаты представителей, Император может влиять на решение этих вопросов. Указанное утверж­дение не бесспорно, поскольку в силу конституционного обы­чая Император этого никогда не делал. Следует также доба­вить, что жизнь Императора и его семьи окутана таинствен­ностью и в отличие от других монархий приставленные к нему государственные чиновники постоянно ограждают его от кон­тактов с внешним миром.

Правда, ореол таинственности, как правило, имеет далеко идущие стратегические цели, способствующие росту почтения к монарху. Не будучи задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и влияние, что при определен­ных условиях важнее формальных полномочий. Как показал опрос японских избирателей в начале 90-х гг., 77% взрослых японцев поддерживали монархическую форму правления.

17.4. Монарх Японии: юридические и фактические полномочия, политическая роль

Среди японцев сильны монархические настроения.

Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Царствование каждого императора провозглашается властями определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летоисчисление. Монарх правит долго. Так, предыдущий император Хирохито правил с 1926 по 1989 г.

После войны в связи с демократизацией государственного и общественно-политического устройства и установлением конституционной парламентской монархии существенным образом изменился статус главы государства. Он превратился в сугубо церемониальную фигуру. Его положение ныне определяется действующей Конституцией 1946 г. и законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.

Согласно конституционным нормам (ст.

Он назначает Премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства.

Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как: —

промульгация поправок и Конституции, законов, правительственных указов и договоров; —

роспуск Палаты представителей; —

объявление всеобщих парламентских выборов; —

подтверждение назначений и отставок высших должностных лиц (включая государственных министров), а также полномочий и верительных грамот послов и посланников; —

подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчения и отсрочек наказаний и восстановление в правах; —

прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности. Кроме того, он является верховным жрецом национальной религии японцев синто. Для большинства японцев он высший моральный авторитет, знаток истории, обычаев и традиций и поэтому образец для подражания. По мнению некоторых западных аналитиков, нельзя полностью исключать ситуацию, когда в условиях системного социально-политического кризиса реальный круг полномочий монарха может существенно расшириться, хотя это и запрещено действующими конституционными предписаниями.

Статус и полномочия императора японии

1. Особенности Конституции Японии 1947 г.

Конституционное развитие Японии началось в 1889 г., когда была принята первая японская конституция. Данная конституция закрепила результаты революции Мэйдзи. Несмотря на свой консерватизм архаичность (закрепление сословных различий и привилегий, большие полномочия императора, наличие особой наследственной палаты в парламенте для аристократии — Палаты пэров), Конституция 1889 г. дала мощный толчок экономическому и политическому развитию страны.

После поражения Японии во второй мировой войне и ее оккупации американскими войсками началась разработка новой конституции. Важной особенностью новой конституции было то, что она разрабатывалась при активном участии и под давлением Дальневосточной комиссии — оккупационного органа, который имел полномочия на коренную реформу японской конституции.

Ведущую роль в деятельности Дальневосточной комиссии играли ученые и генералы США. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.

Окончательно новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 года и вступила в силу 3 марта 1947 г. Данная конституция действует и по сей день, и в силу своей «жесткости» она осталась в неизменном виде.

Можно выделить следующие особенности действующей конституции 1947 г. (и ее отличие от прежней конституции 1889 г.):

закреплен принцип народного суверенитета;

сохранена конституционная монархия во главе с императором, однако полномочия императора существенно ограничены;

высшим органом государственной власти объявлен парламент;

ликвидирована наследственная Палата пэров парламента;

предусмотрена двухпалатная структура парламента, состоящего из двух выборных палат — Палаты представителей и Палаты советников;

парламенту предоставлено право формировать правительство;

правительство стало ответственным перед парламентом, а не перед императором;

ликвидированы сословия (пэры, князья и т.д.)

закреплены основополагающие права и свободы человека;

конституционно закреплен принцип-обязательство об отказе Японии от войны и вооруженных сил (ст. 9: «Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров»);

на основании данной нормы конституции Япония и до настоящего времени официально не имеет своей армии (кроме немногочисленных сил самообороны).

Пересмотр конституции Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме.

Однако практика пересматривать конституцию Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде.

Япония — унитарное государство , административно-территориальными единицами которого являются: Токийский столичный округ, остров Хоккайдо; 43 префектуры, в которых избираются местный представительный орган и губернатор.

2. Статус и полномочия императора

Первые статьи конституции Японии посвящены регулированию статуса и полномочий императора . Согласно ст. 1 Конституции император является символом государства и единства народа, статус которого определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

является сугубо церемониальной фигурой (представительство Японии внутри страны и за рубежом, причем сама деятельность и поведение, одежда императора жестко регламентированы и обставлены сложными и таинственными церемониями, уходящими корнями в средневековье);

не имеет самостоятельных полномочий по управлению государством (все действия императора носят характер «освящения», придания дополнительной силы решениям других государственных органов);

император, в частности, промульгирует законы и правительственные указы, созывает парламент, издает акт о роспуске парламента, на основании соответствующего решения подтверждает назначение министров, принимает верительные грамоты от иностранных послов.

Императорский трон передается по наследству, как правило, от отца к старшему сыну. Императором может быть только мужчина. Восшествие на престол нового императора олицетворяет собой начало новой «эры», которая имеет собственное летоисчисление.

Так, в 1989 г. после смерти императора Хирохито, правившего с 1926-1989 гг., на престол взошел его сын — император Акихито. С того же года началась эра «Хэнсэй» (процветание).

Читайте так же:  Объяснительная записка отравление

Организационным обеспечением деятельности императора занимается особый орган — Совет императорского дома .

3 .Принцип разделения властей в Японии

Высшим органом государственной власти Японии и единственным законодательным органом Японии является парламент , состоящий из двух палат — Палаты представителей и Палаты советников.

Палата представителей состоит из 500 депутатов, которые избираются на 4 года по системе единственного непередаваемого голоса. (Вся страна делится на 129 многомандатных округов, в каждом из которых борьба идет за 3-5 мандатов. Избиратель в многомандатном округе голосует только за 1 кандидата, и депутатами становятся кандидаты, занявшие в округе с 1-го по 3-е ( по 4-е и 5-е) места. Таким образом, в парламенте представлена воля почти всех избирателей).

Палата советников состоит из 252 депутатов (советников):

152 советника избираются в многомандатных округах, совпадающих с границами префектур (то есть советники избираются от префектур), по системе единственного непередаваемого голоса;

100 советников избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) в масштабе общенационального округа;

срок полномочий Палаты советников — 6 лет;

каждые 3 ода переизбирается половина советников;

Можно выделить следующие особенности избирательного процесса в Японии :

правом голоса обладают подданные, достигшие 20 лет;

право быть избранным в Палату представителей наступает с 25 лет, а в Палату советников — с 30 лет;

кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн. йен (баллотирующиеся в Палату представителей) или 2 млн. йен (баллотирующиеся в Палату советников); залог не возвращается, если кандидат не набрал числа голосов, получающегося при делении числа избирателей в округе на число мандатов;

избирательная кампания очень короткая — 2 недели;

в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телевидение больше 3 минут;

наиболее распространенная форма агитации — выступление в округе и встречи с избирателями;

как правило, сама по себе избирательная кампания (особенно для совсем нового кандидата) не приносит особой пользы; на практике выборы в Японии — конкуренция уже сложившихся репутаций;

распространена семейственность и клановость; около четверти депутатов — дети, жены и иные родственники прежних депутатов

Главные функции парламента — принятие законов, бюджета, формирование правительства. «Верхняя» Палата советников более стабильна. Она имеет длительный срок полномочий — 6 лет, каждые 3 ода обновляется наполовину, не может быть распущена. «Нижняя» Палата представителей, наоборот, может быть досрочно распущена императором по решению правительства. Поэтому выборы в нее происходят гораздо чаще, чем 1 раз в 4 года (реально — раз в 2 года).

Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство — Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля). Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.

Премьер-министр — ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.

Можно выделить следующие, присущие только Японии особенности формирования и функционирования правительства (Кабинета министров):

согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах;

половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр);

назначение на министерский пост не влечет утраты депутатского мандата; на практике все члены правительства — депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские полномочия и не теряющие связи с избирателями;

кабинет министров, как правило, заседает тайно;

решения принимаются только консенсусом — единогласно;

за работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет отставку всех министров;

при вынесении парламентом вотума недоверия правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает «нижнюю» палату парламента; а практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку;

кабинет министров Японии в лучшем случае остается у власти не более 2 лет;

согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других; во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры — каждый год, премьер-министр — каждые 2 года;

министры в первую очередь являются представителями парламента в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях;

это обуславливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоят сам министр и два его заместителя — политический и административный; политический заместитель, как и министр, — представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра — профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы — в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.

Судебную систему Японии составляют:

50 окружных судов;

суды по семейным делам (в том числе рассматривают дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними до 20 лет);

дисциплинарные суды — рассматривают незначительные гражданские и мелкие уголовные дела.

Особую структуру и функции имеет Верховный суд :

состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом министров;

работает либо пленарно (кворум — 9 человек), либо по отделениям (5 человек каждое, кворум — 3);

является высшей судебной инстанцией;

осуществляет конституционный контроль;

дает руководящие разъяснения нижестоящим судам и оказывает своими решениями большое влияние на их работу.

86. Император Японии: статус, порядок осуществления престолонаследия, полномочия.

Среди японцев сильны монархические настроения. До конца 1945 г. император обладал огромной, фактически неограниченной властью. На протяжении веков господствовала и являлась государственной теория об избранности и божественном происхождении императора и его семьи. Глава государства считался Сыном Неба и прямым потомком великой богини Аматэрасу- Омиками, которой по легенде японцы обязаны появлением на свет. В XX в. монархические настроения и институт императора использовались военно-самурайскими кланами в своих корыст- ных целях, в том числе для захвата чужих территорий и ведения агрессивных войн. В тот период основой образа мыслей подданных, по словам известного английского военного историка Л. Дейтона, «была вера в то, что японцы являются избранным — народом, которым правит божественный император и которому суждено править всей Азией». В 30-е гг. Япония развязала захватническую войну в Азии, а в 1941 г. вероломно напала на США. Однако она потерпела поражение, и в 1945 г. ее территория впервые в истории была оккупирована иностранными (американскими) войсками.

Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Царствование каждого императора провозглашается властями определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летоисчисление.

Япония —парламентарная салическая монархия, поскольку в Японии имеется наследственный монарх с титулом Императора, а создание и функционирование правительства обусловлено до­верием Палаты представителей Парламента. За порядком насле­дования престола следит совет императорского двора, возглавля­емый премьер-министром и состоящий из двух представителей императорской семьи, председателей и вице-председателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда. В то же время высказывается мнение о том, что в Японии монар­хии уже не существует, вплоть до утверждения о существова­нии республики с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение.

Конституция определяет статус Императора следующим об­разом: «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принад­лежит суверенная власть» (ст. 1). И далее: «Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти» (ст. 4). Император назначает премьер-министра по пред­ставлению Парламента, а также главного судью Верховного суда по представлению Кабинета (ст. 6). Император по совету и с одоб­рения Кабинета осуществляет от имени народа такие действия, относящиеся к делам государства, как обнародование законов и договоров, созыв Парламента, объявление всеобщих парламентс­ких выборов, пожалование наград и др. (ст. 7). Принято считать, что наделение этими функциями носит формальный характер,поскольку инициатива Императора в их осуществлении не пре­дусмотрена. Тем не менее Император все же осуществляет действия публичного характера, не предписанные Конституцией. На­пример, в отношениях с Парламентом Император осуществляет не только конституционные полномочия, но и присутствует на церемонии открытия сессии Парламента, выступает с речью на заседаниях Парламента.

Император совершает действия внешнеполитического харак­тера. В этой сфере на него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и посланников, подтверждение ра­тификационных грамот и других дипломатических документов, но с совета и одобрения Кабинета (ст. 7). Согласно ст. 73 Конституции руководство внешней политикой относится к компетенции Каби­нета министров, и, следовательно, Император не является гла­вой государства, представляющим Японию в отношениях с иност­ранными государствами, но посещение Императором других стран вносит гораздо больший вклад в укрепление дружеских отноше­ний, нежели деятельность сотрудников дипломатических служб.

Императорская семья в Японии имеет очень высокий автори­тет в обществе, и около 80% взрослого населения страны поддер­живают монархическую форму правления.

Монарх правит долго. Так, предыдущий император Хирохито правил с 1926 по 1989 г.

После войны в связи с демократизацией государственного и общественно-политического устройства и установлением конституционной парламентской монархии существенным образом изменился статус главы государства. Он превратился в сугубо церемониальную фигуру. Его положение ныне определяется действующей Конституцией 1946 г. и законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.

Согласно конституционным нормам (ст. 1), император является только «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Он практически исключен из текущего и реального государственного управления и тем более не обладает неограниченной властью, как это было до окончания Второй мировой войны. В тот период он обладал и «верховной», и «законодательной властью» и возвышался над другими государственными институтами. Все действия, относящиеся к государственным делам, монарх предпринимает с одобрения правительства (Кабинета)., и оно несет за них ответственность.

Он назначает Премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства.

Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как: —

промульгация поправок и Конституции, законов, правительственных указов и договоров; —

роспуск Палаты представителей; —

объявление всеобщих парламентских выборов; —

подтверждение назначений и отставок высших должностных лиц (включая государственных министров), а также полномочий и верительных грамот послов и посланников; —

подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчения и отсрочек наказаний и восстановление в правах; —

прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности. Кроме того, он является верховным жрецом национальной религии японцев синто. Для большинства японцев он высший моральный авторитет, знаток истории, обычаев и традиций и поэтому образец для подражания. По мнению некоторых западных аналитиков, нельзя полностью исключать ситуацию, когда в условиях системного социально-политического кризиса реальный круг полномочий монарха может существенно расшириться, хотя это и запрещено действующими конституционными предписаниями.

Читайте так же:  Недвижимость в ипотеку под материнский капитал

Система государственных органов Японии по Конституции 1947 года

Правовой статус и полномочия Императора Японии по Конституции 1947 года

Правовому положению Императора посвящена 1 глава Конституции Японии.

Институт Императора был сохранён, однако претерпел колоссальные изменения.

Отныне Император являлся «символом государства и единства народа», а его статус «определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть». (ст.1 Конституции Японии)

Правомочия монарха существенно ограничивались.

Во-первых, согласно ст.3 все действия Императора, относящиеся к государству, должны согласовываться с Кабинетом министров, и именно Кабинет несёт за них ответственность перед Парламентом.

Во-вторых, в ст.4 сказано, что Император «не наделён никакими полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти». Однако здесь есть ряд исключений.

Так, например, монарх назначает Премьер-министра по представлению Парламента и главного судью Верховного суда по представлению Кабинета Министров. Согласно ст. 7 Император «с одобрения и по совету» Правительства в лице Кабинета может:

Ш обнародовать законы, поправки к Конституции, указы и договоры;

Ш созывать Парламент, распускать нижнюю палату Парламента (Палата представителей) и объявлять о всеобщих парламентских выборах;

Ш подтверждать назначение и отставку государственных должностных лиц;

Ш подтверждать полномочия и верительные грамоты послов и посланников;

Ш подтверждать амнистию, смягчение и отсрочку наказания, восстановление в правах;

Ш подтверждать пожалование наград;

Ш подтверждение дипломатических документов

Ш прием иностранных послов и посланников;

Ш осуществление церемониала.

Однако ограничения коснулись не только полномочий Императора, но и его имущественных прав, что несколько противоречит демократическим принципам, провозглашённым в Японии. Согласно ст.8 «никакое имущество не может быть передано императорской фамилии или получено ею, и никакие дары не могут быть приняты ею иначе как в соответствии с резолюцией Парламента».

Конституция 1947 года предусматривает регентство, т.е. перепоручение государственных полномочий Императора другому лицу (ст.4-5). Регент осуществляет свою деятельность от имени Императора и назначается в соответствии с Законом об Императорской фамилии, который был принят Парламентом 16 января 1947 года. Он необходим в случае несовершеннолетия Императора или в случае болезни, как физической, так и душевной, если она мешает осуществлять монарху его государственные функции. Примечательно, что регент назначается из числа членов семьи в порядке, предусмотренном законом. См.: The Imperial House Law. URL:

Согласно ст.2 Конституции 1947 года «Императорский трон является династическим». Порядок наследования определяется так же Законом об Императорской фамилии. Трон наследуется мужчинами по мужской нисходящей линии (от отца к сыну) в порядке, установленном законом. В случае отсутствия наследника, удовлетворяющего данному условию, престол передаётся другому члену Императорского семейства, следующего ближе всего по степени родства. Там же.

Таким образом, монарх в Японии является лишь символом и фактически не обладает властными полномочиями. По словам профессора К.И. Батыра положение Императора в Японии сходно с английской системой — «царствовать, но не управлять». По его мнению, монарх «олицетворяет … историческую преемственность в развитии государства», к тому же не исключено, что правящие круги рассчитывают использовать Императора в качестве идеологического рычага воздействия на граждан, «особенно при возникновении исключительных, чрезвычайных обстоятельств». См.: Всеобщая история государства и права. Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. С.450-451

Профессор В.В. Маклаков говорит о том, что на практике Император Японии обладает меньшим кругом полномочий, чем английский монарх. Например, он лишён права «вето», не влияет на избрание премьер-министра (избирается Парламентом без участия Императора) и на формирование Правительства (эту функцию выполняет премьер-министром после его избрания Парламентом). Т.е. монарх является символом народа, в повседневной жизни выполняет церемониальные функции, участвует в национальных празднествах и официальных торжествах. См: Иностранное конституционное право / под ред. Проф. В.В. Маклакова. [Электронный ресурс] — М., 1996.

Некоторые же авторы считают, что Император Японии помимо своих конституционных полномочий, которые зачастую являются формальными, поскольку инициатива Императора в них не предусмотрена (например, созыв Парламента, объявление всеобщих парламентских выборов), обладает и несколько иным. Так, монарх присутствует на первом заседании Парламента и выступает с речью на его заседаниях. См: Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М. В. Баглая и др. С. 564-565

Таким образом, Император занимает особое место в системе государственных органов Японии, не входя ни в одну из ветвей власти.

Стоит отметить, что он пользуется большим авторитетом среди граждан этой страны, и около 80% населения поддерживают монархическую форму правления. См: Там же. С.565

Император Японии: порядок престолонаследования, конституционный статус

Статья 4 Конституции Японии устанавливает, что Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены самой Конституций, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.

Данное положение исчерпывающим образом характеризует особенности статуса японского монарха, вытекающие из положений ст. 1 Конституции, провозглашающей Императора символом государства и единства народа, одновременно подчиняя его народу как носителю суверенитета.

Император Японии является сугубо церемониальной фигурой. Статья 3 Конституции определяет, что все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты им не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.

Конституция в то же время содержит достаточно широкий перечень «дел государства», выполнение которых предусматривает участие Императора:

  • – Император назначает определенного Парламентом кандидата Премьер-министром страны, а определенного Кабинетом кандидата – Председателем Верховного суда;
  • – «с совета и одобрения Кабинета» Император промульгирует поправки к Конституции, законы, договоры, правительственные указы; созывает Парламент и распускает Палату представителей; в соответствии с законом подтверждает назначение и смешение министров и других должностных лиц; подтверждает полномочия и верительные грамоты послов и посланников; подтверждает всеобщие и частичные амнистии, смягчения и отсрочки наказаний, восстановление в правах; жалует награды; в соответствии с законом подтверждает ратифицикационные грамоты и другие дипломатические документы; принимает иностранных послов и посланников; осуществляет церемониал.

Собственностью Императора и Императорского Дома распоряжается государство. Расходы Императора и Императорскою Дома должны покрываться исключительно за счет средств цивильного листа, утверждаемого Парламентом.

Также согласие Парламента необходимо для осуществления любого перехода права собственности от Императора и членов Императорского Дома или к ним, лаже если речь идет о получении Императором или членом Императорского Дома каких-либо подарков.

Династия японских императоров не имеет имени собственного (как Романовы, Виндзоры и т. д.). Правящий император Акихито считается 125-м императором в династии.

Правила наследования трона, согласно ст. 2 Конституции, определяются нормами Закона об Императорском Доме. Данный закон, принятый в 1947 г., устанавливает в Японии салическую систему наследования трона, допускает к престолонаследию исключительно мужчин.

Император Японии — представитель самой древней в мире монархии

Ни в одной из стран мира нет в обществе такого благоговейного отношения в персоне императора, как в Японии. И это при том, что на дворе стоит XXI век, а Страна восходящего солнца входит в число самых развитых стран в мире. Все дело в ментальности японцев, которые бережно относятся к своей истории и чтят древние традиции. Подтверждением тому является общенациональный праздник — День основания государства, ежегодно отмечаемый 11 февраля. В этот день родился первый император Японии Дзимму, вошедший на престол еще в VII веке до нашей эры.

Место императора в истории японской метрополии

Оценивая императорскую власть в Японии, стоить обратить внимание на религиозную составляющую. В соответствии с древними легендами первый верховный правитель, занявший императорский трон, являлся потомком богов. Считалось, что только персона божественного происхождения может занимать такой высокий пост и только в его силах объединить под единой властью разрозненную страну. Божественная природа императора была очень удобным инструментом манипуляции общества. Любое посягательство на авторитет императора и критика его действий, расценивались как богохульство.

Упрочнению императорской власти в Японии способствовало и обособленное географическое положение страны. Население Японских островов, защищенное морем от внешних врагов, сумело сохранить в неприкосновенности свои давние традиции, культуру, религию и историю. В течение тысячи лет сохранялся пост императора Японии и сама метрополия. По некоторым данным возраст японской правящей династии насчитывает 2600 лет. В связи с этим, Императорский Дом Японии является самой старейшей в мире царствующей династией, а империя может претендовать на титул самого древнего государства.

Для сравнения, ныне сохранившиеся монархические династии Европы имеют возраст чуть более тысячи лет.

Истоки самой древней монархии в мире уходят корнями в VII-VI век до н.э. Первым императором Японии считается Дзимму, которому боги поручили подчинить своей воле население японских островов. Первому императору Японии, как и последующим восьми императорам, находящимся в разные периоды на императорском троне Страны восходящего солнца, приписывается полулегендарное происхождение.

Первой реальной личностью, с которой японцы связывают основание Императорского дома на Японских островах, считается император Судзин. Годы правления императора Судзина — 97-29 гг. до н.э. В официальных документах, дошедших до наших времен, он упоминается как создатель первого японского централизованного государства Ямато, ставшего на последующие 2000 лет центром метрополии. Десятый по списку, а в действительности первый реальный император Японии Судзин как и его предшественники относится к эпохе Яёи. Следует отметить, что в отличие от Европы, где периоды правления той или иной династии связаны с продолжительностью рода, на Японских островах период правления той или иной династии олицетворяли целую эпоху. Название эпохи соответствовало девизу, под которым правили представители одной династической линии.

При восшествии на престол император именовался «Тенно Хэйка» — Его величество Император, его прижизненное имя официально не употреблялось. В последствие титул императора оброс новыми названиями, пришедшими из Китая и имеющими религиозный оттенок. Только после смерти царствующей особы, к титулу император добавлялось посмертное имя. Делалось это для того, чтобы подчеркнуть божественность происхождения монарха.

Несмотря на то, что японскому Императорскому дому приписывают титул самой древней правящей династии, титул Императора обрел официальный статус только в VI – VII веке. В Японию он пришел из Китая. Эта инициатива приписывается монахам, которые разработали правовой механизм верховной власти для центральной Японии. Основной акцент делался на неразрывную связь светской жизни императора с его божественной природой. Персона, вошедшая на престол, одновременно становилась не только лицом, наделенным высшей светской властью, но и являлась первосвященником. Такой механизм позволял добиться полной легитимности императорской власти в стране.

С этого момента берут свое начало и символы-регалии императорской власти:

  • меч (символизирующий мужество);
  • ожерелье из драгоценных камней (яшма — символ богатства и процветания);
  • зеркало (олицетворяющее мудрость и зрелость).

Эти символы сумели сохраниться на протяжении всей истории правления императорского дома Японии и дошли до наших дней. Вручались они коронованной особе во время церемонии престолонаследия и передавались от одного императора другому.

Эпохи правления японских императоров

Эпоху Яёи и всех императоров, которые занимали царствующий трон в этот период, можно смело назвать легендарными. Реальное и значимое место в истории Японии императорская власть обрела только в V и в VI веке, с наступлением эпохи Ямато (400-539 гг.). В это время происходил процесс формирования первого централизованного государства на японских островах вокруг области Ямато. С этого момента в стране активно распространяется буддизм, налаживаются внешние связи с Кореей и Китаем.

Читайте так же:  Образец заявления о выплате единовременного пособия 2019

Эпоху Ямато в исторических источниках в основном связывают с периодом правления двух императоров: Юряку (годы правления 456 – 479 гг.) и Кэйтай, правивший не меньше — с 507 по 531 год. Обоим монархам приписывают заслуги по упрочнению императорской власти в стране и росту влияния религиозных учений Востока: даосизм, конфуцианство и буддизм. Все императоры эпохи Ямато приняли буддизм, а в Императорском доме активно стали внедрятся даосистские церемонии.

В эпоху Ямато окончательно сформировался принцип престолонаследия. Императорский титул унаследует старший сын царствующей особы. Право на трон имеют только потомки императора по мужской линии, однако нередко регентами при малолетних правителях становились женщины. В Японии, в отличие от других государств, титул регента практически соотносился с титулом императора, поэтому в истории японского государства известны случаи, когда императорский титул носила женщина. В официальной хронике Императорского дома «Анналы Японии» упомянуты:

Эпоха Асука (539-715 гг.):

  • Императрица Суйко;
  • Императрица Когёку – Саймэй;
  • Императрица Дзито;
  • Императрица Гэммэй.

Эпоха Нара (715-781 гг.):

  • Императрица Гэнсё;
  • Императрица Кокэн — Сётоку.

Эпоха Эдо (1611-1867 гг.):

  • Императрица Мэйсё, годы правления с 1629 по 1643;
  • Императрица Го-Сакурамати (1762 – 1771 гг.).

Первой императрицей стала Суйко, занимавшая божественный трон в течение 35 лет (593-628 гг.), будучи регентшей своего племянника Сётоку. За годы своего правления первая императрица официально сделала буддизм главной религией в стране. В числе ее заслуг принятие первых в истории Японии официальных законов — Законоположение 17 статей.

Вторая женщина, взошедшая на престол — Когёку-Саймэй. Эта женщина сумела дважды носить высший государственный титул в стране. Первый раз она стала императрицей в феврале 642 года, и продержалась на троне до лета 645 года. Второй раз эта женщина носила титул императрицы в 655-661 гг. Присутствие в императорском дворце представительниц слабого пола является для Японии исключительным фактом. Третьей представительницей прекрасно пола, ставшей императрицей является Гэммэй. Годы правления 707-715 годы.

Императрице Гэммэй приписывают инициативу создания первых официальных летописных документов о царствующей династии. Под ее патронажем в 720 году появились японские хроники — «Анналы Японии».

Последней персоной женского пола, носившей высочайший титул, стала императрица Го-Сакурамати, вошедшая на трон в 1762 году и правившая 9 лет. Конец возможности женщин носить высший титул в Японской Империи положил Статут императорской фамилии, принятый в 1889 году. Править два срока подряд не получалось ввиду особенностей регентской системы управления государством, однако надеть дважды императорскую корону сумели две женщины, императрица Кокэн и Когёку-Саймэй.

С эпохой Ямато на японских островах начинается постепенное развитие государства в том виде, в котором мы воспринимаем Японию сегодня. Метрополия, на которую распространяется власть императора, расширилась в своих границах. Практически все области и районы страны в тот или в иной период стали владениями японских императоров. С императором Киммэй (539 -571 гг.) начинается эпоха Асука. В течение VI – VIII веков в императорском дворце на троне побывало 15 императоров, включая трех женщин – императриц.

Отличительной особенностью этой эпохи является введение девизов, под которыми император осуществлял правление государством. Период правления каждого императора считался эрой, что подчеркивало роль и важность персоны на занимаемом посту.

В VIII-IX веках в Японии наступила эпоха Нара, которая характеризуется укреплением государственной власти в стране. Япония стала полноценным государственным образованием со своими законами, органами управления и территориальным делением. В этот период День рождения Императора стал государственным национальным праздником. Следует признать, эта традиция, одна из немногих, сохранилась и в наши дни. Несмотря на короткий период, в эпоху Нара император обрел статус полноправного и единоличного суверена. Власть и полномочия царствующей особы распространились на всей территории метрополии. Местом постоянного нахождения стал императорский дворец, который находился в древней столице государства Ямато, городе Киото.

Эпоха Хэйан (781-1198 гг.) считается в японской истории самым драматичным периодом, отмеченным политической и социальной нестабильностью. По ряду причин императорская власть начала терять свой незыблемый авторитет, становясь удобным инструментом манипуляции в игре крупных кланов и партий. Постепенно страной от имени императора начали управлять регенты и советники, представлявшие самые знатные роды. Император превратился в номинального правителя, который имел только право рекомендательного голоса. В эпоху Хэйан в императорском дворце сменилось 33 императора. Годы правления многих из них характеризуются частыми дворцовыми переворотами и заговорами. Ввиду сложной внутренней политической обстановки судьба многих монарших особ сложилась трагически. Началом упадка Императорского дома стало образование сёгуната – альтернативного правительства, в состав которого вошли знатные вельможи и самураи. Попытки сторонников сильной императорской власти вооруженным путем вернуть утраченные позиции во власти закончились жестоким поражением.

Распоряжения императора и указы имели представительский характер и касались в основном государственных ритуалов и дворцовых церемоний. Императорская казна была практически пуста, а сам императорский двор существовал за счет продажи званий, дворянских титулов и государственных должностей.

Подобная картина наблюдалась и в эпоху Камакура (1198-1339 гг.). Первая попытка вернуть утраченные позиции в государственном управлении была сделана императором Го-Дайго. Его реформы были направлены на восстановление модели государственного управления эпохи Нара. С разгромом сёгуната в стране начался острый военно-политический кризис, завершившийся разделением Императорского Дома на две династии — Северную и Южную. Последующие триста лет императорская власть в стране пребывала в упадке. Период правления представителей Северной ветви императорского дома сменился на эпоху Муромати, за время которой кризис верховной власти в стране только усиливался. Наступившая затем эпоха Эдо в конечном итоге вывела Императорский дом из небытия. В XIX веке императорская власть становится одним из основополагающих символов государства. Преобразования в системе государственного управления способствуют превращения Японии в Империю.

Японские императоры в новое время

Первой монаршей особой, при которой Япония получила статус Империи, считается император 122-й император Мэйдзи. За годы правления с 1867 по 1912 год Япония под его началом добилась колоссальных успехов. Страна вышла из внешнеполитической и экономической изоляции, начав активно прививать на местах и в обществе западные ценности. Такому подъему способствовала не только личность самого императора Мэйдзи, правившего под девизом просвещенного правления, но и кардинальные реформы государственного управления, банковского сектора и экономики. В 1889 году Япония получила первую в своей истории Конституцию, которая стала одной из самых первых в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В соответствии с текстом Конституции император был главой Верховной власти в империи, обладал неприкосновенностью и приравнивался к божеству. В обязанности Императора входил контроль над всеми органами государственной власти. Распоряжения монаршей особы носили силу законов, которые должны были быть утверждены Парламентом страны. Цели и задачи, которые ставили перед собой японские императоры со временем Мэйдзи, становятся основой внешней политики государства, которые закрепляются на уровне законодательных актов.

Император имел право созывать и распускать парламент, являлся Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Империи и первым лицом исполнительной власти в стране. В ведении императоров отныне находилось право даровать титулы и звания, принимать решения о назначениях на государственные должности. Император мог своим решением объявлять войну, вводить военное положение, заключать от своего имени военные и политические союзы.

Период правления императора Мэйдзи стал важной эпохой в развитии японского государства, получив одноименное название — эпоха Мэйдзи. В XX веке после смерти Императора Мэйдзи место в резиденции занимали 2 персоны, с правлением которых в истории Японии связаны самые яркие и трагические моменты:

  • 123-й император Японии Тайсё, носивший пожизненное имя Ёсихито и занимавший трон в 1912-1926 году (эпоха правления – великая справедливость);
  • 124-й император Японии Сёва, правивший без малого 72 года, с 1926 по 1989 год. Пожизненное имя Хирохито (эпоха и девиз правления — просвещенный мир).

При императоре Хирохито Японская Империя участвовала во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии. Участие Японии в мировом конфликте в качестве агрессора, привело страну к разгромному поражению и поставило Японию на грань катастрофы. В результате поражения впервые встал вопрос о добровольном отречении Императора от власти. Это было одним из условий капитуляции Японии в войне, предъявляемых союзниками. Однако в результате длительных переговоров император сумел сохранить за собой верховную власть в стране. Новая, послевоенная Конституция 1947 года сделала его официально номинальным главой государства, лишив божественного статуса.

С этого момента в стране установилась полноправная конституционная монархия, подобная той, которая действует в Соединенном королевстве Великобритания, в королевстве Швеция и в Нидерландах. Отныне император никоим образом не участвует в управлении государственными делами. Все полномочия во внутренней и внешней политике перешли к Кабинету министров, который возглавляет премьер-министр. Монарху определены представительские функции и главенствующая роль в государственных церемониях.

В компетенции императора осталось право подавать японскому парламенту кандидатуру премьер-министра и Главу Верховного Суда. На правах законодательной инициативы монарх может подавать в парламент на рассмотрение поправки к действующему законодательству. Император Японии имеет право:

  • провозглашать выборы депутатов Парламента;
  • утверждать назначение министров и госслужащих;
  • предоставлять амнистию;
  • принимать верительные грамоты послов иностранных государств.

Распоряжение имуществом Императорского дома осуществляется только с согласованием Кабинета министров, а содержание двора утверждается на уровне бюджета страны. По новой Конституции монарх утратил функции Главы Вооруженных Сил страны, которые перешли во введении премьер-министра.

Император Хирохито носил свой титул дольше всех в истории страны. В 1989 после его смерти императорский трон занял его старший сын Акихито, которому на тот момент исполнилось 53 года. Торжественная инаугурация или коронация 125-го императора Японии состоялась 12 ноября 1990 года.

Сегодня императору Акихито уже исполнилось 84 года. Глава Императорского Дома имеет супругу — императрицу Митико и троих детей. Главным наследником является старший сын императора – кронпринц Нарухито. В соответствии с новым законом, принятым японским парламентом в 2018 году ныне правящий император имеет право добровольно отречься от престола в пользу своего старшего сына.

Резиденция императоров Японии

Ныне царствующий император Японии вместе со своей монаршей семьей проживает в дворцовом комплексе Койко, который располагается в самом центре японской столицы. Несмотря на расположение, императорский дворец представляет собой настоящую крепость, так как построен на месте средневекового замка Эдо. Резиденцией Императора Японии дворец Койко стал в 1869 году, с того момента, как император Мэдзи перенес свой двор из Киото в Токио.

Дворец во время Второй Мировой войны подвергся серьезным разрушениям и был восстановлен только в 1968 году. Новый дворцовый комплекс является самой крупной действующей резиденцией главы государства в мире. По давней традиции здесь же находятся приемные покои императора, где глава государства проводит официальные встречи и церемонии. В дни рождения императора и в самые крупные государственные праздники часть дворцового комплекса открыта для посещения туристов.

Статус и полномочия императора японии