Учетная политика и отчетность предприятия

Учетная политика

Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования.

Учетная политика (на английском «accounting policies») — это основной документ, который определяет способы ведения бухгалтерского учета, используемые при отражении хозяйственных операций (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Она является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и формируется согласно действующим нормативным документам в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Учетной политикой определяются не только организация и методология бухгалтерского учета, но и утверждаются мероприятия по оптимизации хозяйственной деятельности.

Учетная политика дает возможность пользователям информации:

  • определить порядок и способы получения отчетных данных;
  • иметь возможность проанализировать данные отчетности в динамике;
  • своевременно получать данные о существенных изменениях в деятельности предприятия.

Учетная политика предприятия как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета, т.е. благодаря ей должно достигаться своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Основное назначение и главная задача принимаемой учетной политики — максимально адекватно отразить деятельность организации сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней, полезную для принятия эффективных экономических решений.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

  • организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
  • отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
  • масштабы деятельности организации (объем производства, и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);
  • управленческая структура организации и бухгалтерии;
  • финансовая стратегия организации (например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволяют увеличить себестоимость, — применение ускоренных методов амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, — понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.);
  • материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.)
  • степень развития информационной системы организации, в том числе управленческого учета;
  • уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Бухгалтерская отчетность и учетная политика на предприятии

Главная > Курсовая работа >Бухгалтерский учет и аудит

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра «Экономика и право»

по дисциплине «Бухгалтерский (Финансовый) учет»

на тему «Бухгалтерская отчетность и учетная политика на предприятии»

Студент: Сафонова Т.С.

Руководитель: к.э.н., доцент

Срок сдачи работы:

Бухгалтерская отчетность на предприятии…………………………………..5

Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней..5

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………..8

Порядок составления бухгалтерских отчетов……………………………9

Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей………………………………………………………………………10

Учетная политика на предприятии………………………………………….12

понятие и формирование учетной политики……………………………12

Методические аспекты учетной политики……………………………. 14

Организационные, технические и налоговые аспекты учетной политики…………………………………………………………………. 15

Формирование приказа по учетной политике…………………………..17

Формирование бухгалтерского учета. Раскрытие учетной политики…….19

Разработка рабочего плана счетов……………………………………….19

Выбор формы и организация бухгалтерского учета……………………19

Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств……………………………………………….20

Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля…. 20

Список использованной литературы……….…………………………………..25

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Информация о хозяйственных операциях, произ­веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной инфор­мации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и кор­ректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной де­ятельности конкретного предприятия.

Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять лю­бые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственно­сти, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Пользователями такой информации являются руководи­тели, учредители, участники и собственники имущества пред­приятия.

Содержание отчетности о деятельности предприятия, иму­щественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заин­тересованных во вложении капитала.

1. Бухгалтерская отчетность на предприятии

Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

Отчетность представляет собой систему показателей, отражаю­щих результаты хозяйственной деятельности организации за отчет­ный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельно­стью и служит исходной базой для последующего планирования. От­четность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обес­печиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за про­шлые периоды.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (ука­заниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Фе­дерации. Единая система показателей отчетности организации позво­ляет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономиче­ским районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодич­ности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, стати­стическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистиче­ского, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных опера­тивного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, дека­ду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реа­лизации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и го­довую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты пер­вичные, составляемые организациями, и сводные, которые состав­ляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском уче­те» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому уче­ту «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бух­галтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

Читайте так же:  Приказ о поощрении работника мотив

д) пояснительной записки.

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министер­ством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтер­ской отчетности банков, страховых и других организаций и инст­рукции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рын­ков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репу­тация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выпол­нения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффектив­ности использования ресурсов организации и др.

Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетно­сти на внешних пользователей, а также на предоставление недостаточ­но детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.

За 2000 г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:

бухгалтерский баланс — форма № 1;

отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

отчет об изменениях капитала — форма № 3;

отчет о движении денежных средств — форма № 4;

приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик; итоговую часть аудиторского заключения.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие уп­рощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обя­занные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтер­ской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтер­ской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денеж­ных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Учетная политика предприятия

Что подразумевается под учетной политикой предприятия?

Учетная политика предприятия трактуется как совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности. Другими словами, учетная политика представляет собой самостоятельный выбор предприятием определенных и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учета, исходя из действующих нормативных актов и особенностей деятельности предприятия.

Большинство ученых учетную политику определяют как совокупность способов ведения бухгалтерского учета. В то же время учетная политика, кроме ведения учета, включает в себя довольно широкое понятие его организации. Без организации не бывает ведения учета: если не придерживаться этого правила, то неправильно будет сформирована вся система подготовки объективной и достоверной отчетности.

В современных условиях учетная политика должна рассматриваться как способ законодательного регулирования финансово-экономических и хозяйственных особенностей функционирования отдельных предприятий в условиях рыночной экономики.

Уровни формирования учетной политики

Существует два уровня формирования учетной политики в современной хозяйственной системе:

  • первый уровень – политика государственных органов относительно развития учета (признание страной международных бухгалтерских стандартов и внедрение их в национальную систему учета; решение вопросов регламентации учета; разработка национального плана счетов или его отсутствие; разработка и утверждение форм отчетности; методологическое и организационное руководство системой учета в стране; содействие подготовке кадров и развитие научных исследований по учету; программа книгоиздания, обеспечение методической литературою бухгалтеров-практиков; вопросы оплаты труда, социального обеспечения и т.п.);
  • второй уровень – политика конкретного предприятия с целью обеспечения надежности финансовой отчетности (рабочий план счетов бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета).

Учетная политика должна разрабатываться каждым предприятием, зарегистрированным в установленном законодательством порядке. По определению учетная политика должна обеспечить получение достоверной информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия, результатах его деятельности, необходимой для всех пользователей финансовой отчетности с целью принятия соответствующих решений. При этом предприятие самостоятельно определяет свою учетную политику и выбирает форму ведения бухгалтерского учета с соблюдением принципов, установленных законодательством. Степень свободы предприятия в формировании учетной политики ограничен государственной регламентацией бухгалтерского учета, которая предоставляет перечень методик и учетных процедур, среди которых, однако, допустимы альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькуляции, рабочего плана счетов. Следовательно, учетная политика предприятия – это не просто совокупность способов ведения учета, избранных соответственно к условиям хозяйствования, но и выбор методики учета, которая дает возможность использовать различные варианты отражения фактов хозяйственной жизни в учете (в зависимости от поставленных целей). Другими словами, учетную политику в широком понимании можно определить как управление учетом, а конкретнее – как совокупность способов ведения учета, что предполагает выбор предприятием конкретных методик ведения учета.

Учетная политика как внутренний нормативный документ

Учетная политика оформляется организационно-распорядительным документом – приказом или распоряжением руководителя. Это внутренний нормативный документ, регламентирующий организацию и порядок ведения учета на предприятии, и предполагающий совокупность способов и процедур организации и ведения учета, которые используются с целью подготовки, составления и представления финансовой отчетности. При этом необходимо помнить, что в учетной политике должны отображаться только те положения бухгалтерского учета, которые имеют различные варианты применения. Идентичные требования законов, положений, инструкций, используемых в бухгалтерском учете, не должны повторяться в приказе об учетной политике. С другой стороны, общие положения, одинаковые для всех предприятий, не следует включать в учетную политику. При ее формировании рассматриваются только те вопросы, решение которых согласно нормативных документов может отличаться от принятых на других предприятиях. Наличие в нормативно-правовой базе формулировок «может» или «имеет право» влечет за собой определение очередного элемента учетной политики.

Учетная политика предприятия разрабатывается главным бухгалтером предприятия и утверждается его руководителем. Именно в учетной политике главный бухгалтер может и должен проявить свой уровень профессиональной подготовки и опыт, но его роль на предприятии иногда неоправданно занижается. Руководитель анализирует предложенную главным бухгалтером учетную политику и в случае согласия утверждает ее.

Разделы учетной политики

Приказ об учетной политике по содержанию, как правило, состоит из двух разделов в зависимости от круга рассматриваемых вопросов:

  1. организационно-технического (рабочий план счетов, формы первичных документов, порядок инвентаризации, график документооборота и т.д.);
  2. методические (порядок начисления амортизации, списания запасов, формирования резервов и т.п.).

Если отдельные авторы дискутируют по поводу необходимости сохранения в приказе об учетной политике первого раздела, то, по нашему мнению, он является определяющим. Обязательность включения в приказ об учетной политике организационно-технического раздела следует из Закона «О бухгалтерском учете», хотя при этом он ориентирован, в первую очередь, на внутренних пользователей, а не на внешних.

Относительно второго раздела, то необходимо осознавать, что, используя посредством своей учетной политики различные методы бухгалтерской оценки фактов хозяйственной жизни в абсолютно одинаковых хозяйственных ситуациях, предприятие может представить в бухгалтерской отчетности совершенно разные результаты хозяйственно-финансовой деятельности. Последний вывод сводит на нет значение бухгалтерской отчетности для внешних пользователей.

Учетная политика: соотношений понятий «правильность» и «объективность» финансовой информации

Выделяют два самостоятельных понятия – правильность («правдивость») бухгалтерской отчетности и ее объективность («реальность»). При этом достоверность отчетности определяют как соответствие ее действующим нормам бухгалтерского законодательства, а объективность отчетности – как соответствие его действительному положению вещей, то есть действительному (реальному) финансовому состоянию предприятия. И именно тут пользователю бухгалтерской отчетности важно осознать, что на практике отчетность конкретных предприятий может (и должна) быть достоверной, но при этом она никогда не может быть реальной. Один и тот же факт хозяйственной жизни может быть отражен в бухгалтерском учете с помощью совершенно разных методов. В теории существует много вариантов бухгалтерской методологии, на практике же набор возможных вариантов бухгалтерской интерпретации фактов хозяйственной жизни ограничивается нормами законодательства. Каждый из таких вариантов позволяет приблизиться к отображению реального содержания только любого одного из многих информационных аспектов факта хозяйственной жизни. Использование учетной политики предусматривает многовариантность учетной отражение, а это означает определенную диспозитивность учета.

Учетная политика организации

Руководитель организации формирует учетную политику на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 от 09.12.98 г. № 64н, введенного в действие с 1 января 1999 г.

В соответствии с данным положением под учетной политикой организации понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности на основе применения принципов бухгалтерского учета.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной жизни, гашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Формируют учетную политику все организации независимо от форм собственности, а раскрывают — только те, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам или по собственной инициативе.

Читайте так же:  Пособия для начинающих компьютер

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики осуществляется разработка соответствующего способа исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.

Учетная политика оформляется приказом (распоряжением и т.п.) и применяется с первого января года, следующего за годом издания приказа (распоряжения). При этом она применяется всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику приказом (распоряжением) до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Изменения в учетной политике предприятия могут иметь место в случае: существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией (слияние, разделение, присоединение), сменой собственников, изменением видов деятельности; изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, являющихся более рациональными или менее трудоемкими, без снижения достоверности информации.

Не считаются изменениями учетной политики принятие способов учета хозяйственных фактов, отличных по существу от имевших место ранее фактов или возникших впервые в деятельности организации.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованны и оформлены приказом (распоряжением). Последствия изменений в учетной политике, оказывающие существенное влияние на финансовое положение предприятия, должны быть оценены в стоимостном выражении. Оценка в стоимостном выражении последствий изменений в учетной политике производится на основании выверенных данных на дату, с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета. Для обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

При изменении учетной политики бухгалтерская отчетность за отчетный период включает в себя данные за периоды, предшествующие отчетному, откорректированные в соответствии с измененным способом ведения учета. Изменения в учетной политике подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Вместе с приказом (распоряжением) по учетной политике утверждаются также:
• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
• порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации;
• порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности

Хотя по большому счету учетная политика — это внутренний документ организации, регламентирующий порядок ведения бухгалтерского учета в данной конкретной компании. В соответствии с требованиями действующего законодательства организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично (как согласно законодательству РФ или учредительным документам, так и по собственной инициативе), обязаны раскрывать свою учетную политику в бухгалтерской отчетности (а именно в пояснительной записке).

А поскольку сейчас самый разгар «отчетного сезона», будет не лишним напомнить, что значит «раскрыть учетную политику» и как это правильно сделать.

Зачем раскрывать?

Безусловно, требование о необходимости раскрытия некоторой информации об учетной политике фирмы было включено в нормативные документы не просто так, по прихоти чиновников. Оно имеет под собой важное основание.

Дело в том, что на основании бухгалтерской отчетности, предоставляемой общественности, заинтересованные пользователи — акционеры (учредители), инвесторы, кредиторы, банки и многие другие — проводят анализ финансового состояния и результатов деятельности этой организации, чтобы исходя из полученных выводов принять важные финансовые решения: стоит ли приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги данной компании, предоставлять ли ей кредит, не пора ли продать свою долю в этой фирме, чтобы вложить вырученные деньги в другую, более привлекательную, и так далее. Причем зачастую пользователю нужно не просто получить данные по одной фирме, но и сравнить ключевые финансовые показатели нескольких компаний, чтобы выбрать наиболее выгодный вариант вложения средств. А потому встает вопрос о сопоставимости данных, представленных в отчетности, исходя из которых были рассчитаны аналитические показатели деятельности разных фирм. Ведь, если они применяют разную учетную политику, возникающие различия в показателях отчасти будут объясняться именно этим фактом, а не большей или меньшей эффективностью хозяйственной и финансовой деятельности каждой фирмы.

Да и даже если целью анализа является оценка деятельности только одной компании, вопрос о сопоставимости данных остается открытым, ведь, как правило, анализ проводят не за один последний год, а за несколько лет, и если в анализируемом периоде изменялась учетная политика фирмы, безусловно, это оказывает влияние на значение показателей и те выводы, которые могут быть сделаны пользователем.

А решить задачу обеспечения хотя бы относительной сопоставимости отчетных данных в условиях, когда нормативные документы предоставляют организациям право выбора по целому ряду учетных проблем, можно именно посредством включения требования о раскрытии в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности некой минимальной информации об учетной политике организации.

Согласно п. 17 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» раскрывать в отчетности надо те способы ведения учета, принятые при формировании учетной политики (то есть выбранные данной организацией из допустимых вариантов и закрепленные в ее учетной политике), которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

При этом существенными признаются такие способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

Безусловно, вопрос о существенности — в некоторой степени философский, и решать его приходится прежде всего бухгалтеру и руководителю конкретной организации, руководствуясь своим профессиональным суждением.

Кроме того, согласно п. 18 ПБУ 1/2008 минимальный состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Иными словами, практически в каждом ПБУ — в заключительной части — содержатся особые требования к раскрытию информации по соответствующим объектам учета. Конечно, в случае, если отчетность публикуется не в полном объеме, информация об учетной политике подлежит раскрытию также как минимум хотя бы в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

Отступление от допущений

Прежде всего обратите внимание на то, что согласно ПБУ 1/2008 все организации при формировании учетной политики и ведении учета должны придерживаться одних и тех же принципов — допущений и требований.

Если все четыре допущения строго соблюдаются, раскрывать их в бухгалтерской отчетности не обязательно. Хотя, конечно, никто не запрещает их перечислить в пояснительной записке. Более того, согласно п. 25 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках обязательно должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности (конечно, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил). Иными словами, если отступления от допущений не было, надо хотя бы включить в пояснительную записку общую фразу о том, что отчетность сформирована исходя из действующих правил учета и отчетности (с соблюдением установленных допущений). А перечислять эти допущения не обязательно, хотя и возможно.

А вот если организация сформировала учетную политику исходя из допущений, отличных от предусмотренных в п. 5 ПБУ 1/2008, в пояснительной записке обязательно нужно раскрыть эту информацию — причем не только о самих допущениях, но и о причинах их применения.

В частности, субъекты малого предпринимательства имеют право не придерживаться допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности и применять не метод начислений, вытекающий из этого допущения, а кассовый метод признания доходов и расходов. В таком случае в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности необходимо обязательно упомянуть этот факт.

Особое внимание на допущение непрерывности деятельности

Одним из основополагающих допущений является допущение непрерывности деятельности. Но в отличие от других допущений, соблюдение которых всегда находится во власти бухгалтера и руководителя компании, обеспечение непрерывности деятельности, включая избежание банкротства, зависит еще и от целого ряда внешних обстоятельств, не контролируемых руководством компании: от общего состояния экономики страны и региона, от конкурентной среды, от покупательной способности населения, от деятельности основных контрагентов (покупателей, поставщиков и т.д.). Деятельность любой компании неизбежно сопряжена с риском — хозяйственным, финансовым, инвестиционным и многими другими его разновидностями. Ведь изначально предпринимательская деятельность — это деятельность, связанная с риском, осуществляемая на свой страх и риск с целью извлечения прибыли, обратной стороной которой могут быть убытки. И поскольку никто не в состоянии предсказать, как будут развиваться события в масштабах фирмы, отрасли и государства, всегда существует неопределенность, и компания, процветающая сегодня, вполне может обанкротиться уже завтра.

Читайте так же:  Заявление на частичное погашение

Конечно, существуют определенные методы прогнозирования банкротства и оценки устойчивости компаний. Этим вопросам посвящены исследования многих ученых. Соблюдение допущения непрерывности деятельности должны проверять и аудиторы. Но даже привлечение аудиторов не освобождает бухгалтера и руководителя организации от необходимости самостоятельно проанализировать условия соблюдения или несоблюдения этого допущения.

И, как того требует п. 20 ПБУ 1/2008, в случае, если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Неприменение новых нормативных актов

Особое внимание в ПБУ 1/2008 уделено случаям, когда на момент подготовки и утверждения бухгалтерской отчетности уже утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу новый нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету.

Согласно п. 23 ПБУ 1/2008 в подобных ситуациях в пояснительной записке к отчетности необходимо:

1) раскрыть факт неприменения такого нормативного акта;

2) дать возможную оценку влияния его применения на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

Основные вопросы, которые надо раскрыть в пояснительной записке

Как мы уже отметили, минимальные требования к раскрытию информации об учетной политике в бухгалтерской отчетности организации изложены в положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Порядок изложения информации в пояснительной записке выбирается организацией (руководителем и главным бухгалтером) самостоятельно.

В частности, можно оформить представляемые сведения в виде ссылок (сносок) к соответствующим статьям баланса и отчета о прибылях и убытках.

Для удобства читателей приведем основные нюансы учетной политики, которые надо осветить в пояснительной записке, в табличной форме, руководствуясь последовательностью представления информации в основных отчетных формах (таблица N 1).

Основные нюансы учетной политики, которые надо осветить в пояснительной записке

— юридический адрес организации;
— основные виды деятельности;
— среднегодовая численность работающих
за отчетный период или численность работающих
на отчетную дату;
— состав (фамилии и должности) членов
исполнительных и контрольных органов
организации;
— дополнительная информация, сопутствующая
бухгалтерской отчетности, если исполнительный
орган считает ее полезной для заинтересованных
пользователей (динамика важнейших показателей
деятельности организации, планируемое развитие
организации, политика управления рисками
и т.д.), в т.ч. в виде аналитических таблиц,
графиков и диаграмм

— способы оценки нематериальных активов,
приобретенных не за денежные средства;
— принятые организацией сроки полезного
использования нематериальных активов;
— способы определения амортизации нематериальных
активов, а также установленный коэффициент при
начислении амортизации способом уменьшаемого
остатка;
— изменения сроков полезного использования
нематериальных активов;
— изменения способов определения амортизации
нематериальных активов

Расходы
на НИОКР

— способы списания расходов по научно-
исследовательским, опытно-конструкторским
и технологическим работам;
— принятые организацией сроки применения
результатов научно-исследовательских, опытно-
конструкторских и технологических работ

— лимит признания активов основными средствами;
— способы оценки объектов основных средств,
полученных по договорам, предусматривающим
исполнение обязательств (оплату) неденежными
средствами;
— изменения стоимости основных средств,
в которой они приняты
к бухгалтерскому учету (достройка,
дооборудование, реконструкция, частичная
ликвидация и переоценка объектов);
— принятые организацией сроки полезного
использования объектов основных средств
(по основным группам);
— способы начисления амортизационных отчислений
по отдельным группам объектов основных средств

— способы оценки финансовых вложений при их
выбытии по группам (видам);
— применяемые способы дисконтирования

— способы оценки МПЗ по их группам (видам)

Расходы
будущих
периодов

Положение
N 34н

— способ списания расходов будущих периодов

— порядок признания выручки организации;
— способ определения готовности работ, услуг,
продукции, выручка от выполнения, оказания,
продажи которых признается по мере готовности

Доходы
в строительных
организациях

— способ определения признанной в отчетном
периоде выручки по договорам, исполнявшимся
в отчетном периоде

— порядок признания коммерческих
и управленческих расходов (в т.ч. метод
распределения расходов на продажу
при их частичном списании)

Текущий налог
на прибыль

— способ определения величины текущего налога
на прибыль

— применяемый для пересчета курс иностранной
валюты к рублю

Отчетность
по сегментам

— определение отчетных сегментов, способы
распределения доходов и расходов между отчетными
сегментами, изменения в учетной политике,
существенно влияющие на оценку и принятие
решений пользователями информации по отчетным
сегментам, включая причины изменений, и оценка
их последствий в денежном выражении

Информация
о совместной
деятельности

— цели и виды совместной деятельности,
распределение показателей по отчетным сегментам

Если учетная политика изменилась

Организации имеют право изменять учетную политику. Причем в некоторых случаях — например, если в течение года был принят и вступил в силу новый нормативный акт по бухгалтерскому учету, действие которого распространено и на год его принятия (задним числом), — изменение может происходить и в течение года, а не только с 1 января следующего года.

Безусловно, изменения учетной политики также должны быть раскрыты.

Согласно п. 21 ПБУ 1/2008 в таких случаях в пояснительной записке надо привести следующую информацию:

— причину изменения учетной политики;

— содержание изменения учетной политики;

— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно;

— а если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, надо также раскрыть факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

В случае если раскрытие такой информации по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, нужно раскрыть сам факт невозможности такого раскрытия вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

Обратите особое внимание на то, что помимо раскрытия изменений за отчетный период (2010 г.) и за предшествующие периоды в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за 2010 г. надо также объявить и об изменениях учетной политики на 2011 г.

А вот промежуточная бухгалтерская отчетность — например, отчетность за первый квартал 2011 г. — может уже не содержать информацию об учетной политике организации, если в ней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год (в нашем случае — за 2010 г.), в которой раскрыта учетная политика.

Примечание. Особенности составления учетной политики по бухгалтерскому учету государственными (муниципальными) учреждениями на 2011 год

Единую методологию и стандарты бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления устанавливает Минфин России. В Концепции организации бухгалтерского учета представлено, что все государственные (муниципальные) учреждения вне зависимости от типа осуществляют бухгалтерский учет с применением Единого плана счетов. Согласно Концепции нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета состоит из четырех уровней:

— 1-й уровень — Единый план счетов государственного (муниципального) учреждения и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н;

— 2-й уровень — Инструкция по бюджетному учету с типовым Планом счетов (казенные) от 06.12.2010 N 162н, Инструкция по бухгалтерскому учету с типовым Планом счетов (бюджетные) от 16.12.2010 N 174н, Инструкция по бухгалтерскому учету с типовым Планом счетов (автономные) от 23.12.2010 N 183н;

— 3-й уровень — отраслевые стандарты;

— 4-й уровень — учетная политика (стандарты) экономического субъекта.

Разработка учетной политики признается не правом, а обязанностью всех российских предприятий и организаций. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из структуры отрасли и других особенностей деятельности. В п. 2 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (зарегистрирован Минюстом России от 30.12.2010 N 19452), есть прямое указание, что бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете.

Учетная политика и отчетность предприятия