Административная ответственность в образовании

Статья 93 Государственный контроль (надзор) в сфере образования

1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее — органы по контролю и надзору в сфере образования).

2. Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных частью 9 настоящей статьи мер.

3. Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

5. Основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются:

1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального закона.

6. В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

7. В случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

8. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда. В случае вынесения судом решения о привлечении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, должностных лиц этих органов к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения этими органами нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования направляет в вышестоящий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

9. В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

10. Требования к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3.3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из важнейших элементов механизма правового регулирования, с помощью которого возможно достижение результативности последнего, в том числе в сфере образования, является юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений.

Напомним, что в правовой науке под юридической ответственностью понимается обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера. Данное определение полностью применимо и к сфере образовательных отношений, хотя ответственность их участников обладает и своими особенностями. Выделим и кратко охарактеризуем некоторые из них.

Читайте так же:  Приказ уфмс загранпаспорт

Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются:

— уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при «организации» образовательных учреждений, кражи учащимися имущества в помещении образовательного учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);

— административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);

— гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);

— дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).

Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это скажем, несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (п.14 ст.33 Закона РФ «Об образовании»), отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (п.23 ст.33), осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям (п.4 ст. 34) и т.п. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты – образовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений — учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч.4 ст. 43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п.

Соответственно этим основаниям выделяютуголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную иматериальнуювиды юридическойответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.

Что касается особенностей юридической ответственности в образовании, то она обусловлена, прежде всего, специфическим характером общественных отношений по поводу обучения и воспитания. Нужно заметить, что вопросы юридической ответственности в литературе пока еще разработаны явно недостаточно, хотя ряд исследователей уже сделали серьезные шаги в этом направлении (В.М. Сырых, С.В. Куров).

Наиболее многочисленны и исключительно разнообразны в сфере образования дисциплинарные проступки, особенность которых в том, что их могут совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством. В теории и практике осуществления образовательного права эта тема относится к числу наиболее актуальных и проблемных. Так, В.М.Сырых предлагает, думается, вполне обоснованный перечень наиболее существенных дисциплинарных проступков, которые должны быть четко отражены в образовательном законодательстве и, в частности, в будущем Кодексе об образовании.

Например, в перечень дисциплинарных проступков, совершаемыхобучающимися, следует, по мнению ученого, включить такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, и, прежде всего, те, которыепрепятствуют осуществлению образовательного процесса,проведению лекционных, практических и иных занятий либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения.Это, в частности:

систематические (более трех раз в семестр) опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

неисполнение законных требований педагогического работника, декана, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

воспрепятствование деятельности педагогического работника, декана, его заместителей, руководителя образовательного учреждения;

пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

курение в неположенном месте, распитие спиртных напитков в учебных помещениях и аудиториях;

публичный призыв к совершению названных действий или участие в них.

Что касается педагогических работников образовательных учреждений, то помимо составов дисциплинарных проступков, названных в Трудовом кодексе РФ и в ст. 56 Закона РФ «Об образовании», они, по мнению того же исследователя, должны нести дисциплинарную ответственность за следующие виновные противоправные деяния:

реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

нарушение прав и свобод обучающихся, применение к ним методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием;

привлечение обучающихся и воспитанников без согласия их и родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой;

принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, религиозные объединения, а также принудительное привлечение к деятельности в этих организациях, посещению религиозных мероприятий и участию в агитационных кампаниях и политических акциях;

отказ от прохождения периодических бесплатных медицинских обследований;

использование антигyманных, а также опасных для жизни и здоровья обучающихся, воспитанников методов обучения.

Такой же противоправных деяний должен распространяться и наруководителей образовательного учреждения.Кроме того, они несут ответственность за следующие дисциплинарные проступки:

невыполнение или ненадлежащее выполнение образовательным учреждением функций, в том числе некачественное образование;

несоблюдение условий безопасного ведения учебных и производственных процессов, создавших реальную угрозу причинения вреда или причинивших вред жизни и здоровью обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения;

нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора, заключенного между обучающимися и образовательным учреждением, воспрепятствование деятельности совета образовательного учреждения, проведению общих собраний (конференций) трудового коллектива, иных органов самоуправления;

непредоставление помещений для работы медицинских работников, а также для питания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников;

нерациональное использование нежных и иных материальных ресурсов образовательного учреждения.

Этот перечень образовательных деликтов со стороны педагогических работников приведен полностью в проекте Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании.

Тот же проект предусматривает такие последствия привлечения тех или иных субъектов образовательных правоотношений к юридической ответственности

— за совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные:

замечание, выговор, запрещение посещать отдельные занятия или пользоваться отдельными помещениями (учреждениями) вуза в течение одного или нескольких семестров; исключение из образовательного учреждения.

— за совершение дисциплинарных проступков педагогические работники образовательных учреждений могут быть повергнуты следующим мерам дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, временное отстранение от ведения занятий на срок до окончания семестра (четверти), запрещение читать курс в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», увольнение. Такие же последствия предусматриваются и для руководителей образовательных учреждений. В действующем законодательстве, прежде всего, трудовом и Законе РФ «Об образовании», как отмечалось выше, предусмотрены определенные меры ответственности, которые применяются на практике. Однако, перечень, содержание, характер этих мер чрезмерно узок и не способен отразить всю специфику образовательных отношений. В этом отношении соответствующие нормы проект Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании, думается, значительно более обоснованны и в максимальной мере отражают особенности поведения субъектов образовательных отношений и юридических последствий их противоправных деяний.

В главе 6 и последующих главах пособия вопросы юридической ответственности рассматриваются предметно в «привязке» к образовательным учреждениях, различным категориям обучающихся, педагогическим работникам образовательного учреждения.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

Читайте так же:  Ук рф 130 статья

1. Что представляет собой правовое регулирование общественных отношений и в чем его отличие от правового воздействия на общественные отношения? Имеется ли смысл в таком различении для сферы образования?

2. Что является предметом правового регулирования вообще и в чем особенности предмета правового регулирования в сфере образования? Могут ли отождествляться понятия «предмет правового регулирования» и «объект правового воздействия»?

3. Какую роль играет понятие «метод правового регулирования» для понимания особенностей этого регулирования в сфере образования? Приведите примеры проявления различных методов в сфере образования.

4. Попытайтесь графически изобразить все те элементы системы образования, которые должны подлежать правовому регулированию безусловно и подробно, и те, правовое регулирование может носить факультативный и/или достаточно общий характер.

5. Исходя из собственного «школьного» и студенческого опыта попытайтесь составить собственный перечень тех проступков обучающихся (а), педагогических работников (б) и руководителей образовательного учреждения (в), которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены законодательством и за совершение которых должна наступать юридическая ответственность.

Контактная информация
© 2018 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Административное правонарушение в области образования − это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями

раздела II («Особенная часть») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание – это мера ответственности, установленная государством за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. За совершение административных правонарушений в области образования могут устанавливаться и применяться административные наказания: предупреждение, административный штраф, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

Предупреждение − мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административный штраф − денежное взыскание, выражаемое в рублях, установленное за правонарушения в области образования для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц − пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – пятисот тысяч рублей.

Постановлением Правительства Архангельской области от 05.06.2012 № 251-пп должностные лица Управления надзора в сфере образования министерства образования и науки Архангельской области наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 5.57; частью 1 статьи 19.4; частью 1 статьи 19.5; 19.6, 19.7, 19.20, 19.26, 19.30.

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций.

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 30 тысяч рублей до 50 тысяч рублей;

на юридических лиц в размере от 100 тысяч рублей до 200 тысяч рублей.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 10 тысяч рублей до 30 тысяч рублей;

на юридических лиц в размере от 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Статья 19.4 (часть 1). Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица министерства образования и науки Архангельской области, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 500 рублей до 1 тысячи рублей;

на должностных лиц в размере от 2 тысяч рублей до 4 тысяч рублей.

Статья 19.5 (часть 1). Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Невыполнение в установленный срок предписания должностного лица министерства образования и науки Архангельской области, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 300 рублей до 500 рублей;

на должностных лиц в размере от 1 тысячи рублей до 2 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

на юридических лиц в размере от 10 тысяч рублей до 20 тысяч рублей.

Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Непринятие по представлению министерства образования и науки Архангельской области, должностного лица министерства образования и науки Архангельской области, рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей.

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации).

Непредставление или несвоевременное представление в министерства образования и науки Архангельской области сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления министерства образования и науки Архангельской области, должностного лица министерства образования и науки Архангельской области его законной деятельности, а равно представление в министерства образования и науки Архангельской области, должностному лицу министерства образования и науки Архангельской области, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 100 рублей до 300 рублей;

на должностных лиц в размере от 300 рублей до 500 рублей;

на юридических лиц в размере от 3 тысяч рублей до 5 тысяч рублей.

Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 500 рублей до 1 тысячи рублей;

на должностных лиц в размере от 30 тысяч рублей до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 30 тысяч рублей до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

на юридических лиц в размере от 170 тысяч рублей до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 300 рублей до 500 рублей;

на должностных лиц в размере от 15 тысяч рублей до 25 тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей;

на юридических лиц в размере от 70 тысяч рублей до 100 тысяч рублей.

Читайте так же:  Образец заявления на возврат излишне уплаченного ндс

3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 20 тысяч рублей до 30 тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 10 тысяч рублей до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

на юридических лиц в размере от 100 тысяч рублей до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Статья 19.26. Заведомо ложное заключение эксперта.

Заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора) влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи рублей до 1 тысячи 500 рублей.

Статья 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

1. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 30 тысяч рублей до 50 тысяч рублей;

на юридических лиц в размере от 100 тысяч рублей до 200 тысяч рублей.

2. Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом либо неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 20 тысяч рублей до 40 тысяч рублей;

на юридических лиц в размере от 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей.

3. Выдача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам документов об образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;

на юридических лиц в размере от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.

4. Умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации — влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 3 тысяч рублей до 5 тысяч рублей;

на должностных лиц в размере от 20 тысяч рублей до 40 тысяч рублей;

на юридических лиц в размере от 50 тысяч рублей до 200 тысяч рублей.

5. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 10 тысяч рублей до 30 тысяч рублей;

на юридических лиц в размере от 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей.

6. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 или 4 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет.

Административная ответственность в образовании

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день в действующем законодательстве Российской Федерации содержатся правовые нормы, закрепляющие права обучающихся в образовательных организациях и обязанность указанных организаций исполнять определенные нормативные требования. Несмотря на это, проблем, связанных с выполнением оговоренных требований, остается достаточно много. В связи с этим, вопросы ответственности за нарушения в сфере образования представляются весьма актуальными и являются предметом рассмотрения этой статьи.

Итак, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) есть статья 5.57 под названием «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций».
Находящиеся в этой статье КоАП РФ составы административных правонарушений относятся к категории правонарушений, посягающих на установленные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в целом права граждан в сфере образования.
Кроме того, в КоАП РФ имеется статья 19.30 «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса». Закрепленные в ней составы правонарушений относятся к категории, посягающих на установленный порядок управления в сфере образования.

В соответствии с частью 1 статьи 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа:

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Административная ответственность в сфере образования

Административная ответственность за правонарушения в сфере образования — это применение к лицам, которые совершили проступки в сфере образования, административных санкций, которые влекут для виновных лиц обременительные последствия имущественного и организационного (правообмежувального) характера и применяются специально уполномоченными публичными органами и их должностными лицами, регулирующих административную деятельность в сфере образования, на основаниях и в порядке, установленных нормами административного права.

Признаками административной ответственности за правонарушения

в сфере образования являются:

а) административная ответственность за правонарушения в сфере образования наступает при нарушении административно-правовых норм, которыми урегулирована данная сфера, определенные законодательством как административные правонарушения, за которые установлены административные санкции;

б) к административной ответственности за правонарушения в сфере образования привлекаются лица, нарушившие правила, регламентирующие административную деятельность в сфере образования;

в) мерой административной ответственности за правонарушения в сфере образования, являются административные санкции (административные взыскания — статьи 23-24 Куоап и иные меры воздействия, предусмотренные законами Украины, например аннулирования действия лицензии);

г) субъектами, имеющими право привлекать к административной ответственности за правонарушения в сфере образования, являются специально уполномоченные публичные органы и их должностные лица, которые регулируют деятельность в сфере образования.

Кодексом Украины об административных правонарушениях прямо предусмотрено наступление административной ответственности для субъектов в сфере образования, как для должностных лиц (действия или бездействие), так и для потребителей образовательных услуг за нарушение установленных законодательством норм.

Так, согласно Куоап указанные субъекты могут нести административную ответственность непосредственно за такие правонарушения, как:

а) административные правонарушения в области торговли, общественного питания, сфере услуг, в области финансов и предпринимательской деятельности (глава 12, ст. 164. Нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности);

б) административные коррупционные правонарушения (глава 13, ст. 172-. Нарушение ограничений относительно использования служебного положения; ст. 172*. Предложение или предоставление неправомерной выгоды; ст. 172і. Нарушение ограничений относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности; ст. 1725. Нарушение установленных законом ограничений относительно получения дара (пожертвования); ст. 1728. Незаконное использование информации, ставшей известной лицу в связи с выполнением должностных полномочий; ст. 1729. Непринятие мер по противодействию коррупции);

в) административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления (глава 15, ст. 184і. Неправомерное использование государственного имущества; ст. 1842. Нарушение порядка или сроков представления информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения (опеки) родителей; ст. 185е. Уклонение от выполнения законных требований прокурора; ст. 196. Нарушение правил обучения каратэ; ст. 2123. Нарушение права на информацию).

Решение, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий могут быть обжалованы в административном порядке в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Украины. Вместе с тем, следует отметить, что нормы Коап не содержат четко определенных норм, нарушение которых предусматривает наступление административной ответственности в сфере образования.

Административная ответственность в образовании