Пособие претензий

Компенсация в связи с выходом на пенсию предусмотрена соответствующим внутренним Положением. Ее размер не превышает трехкратный средний месячный заработок работника. Каков порядок налогообложения НДФЛ и страховыми взносами, ФСС НС (НС и ПЗ) компенсации в связи с выходом на пенсию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В данном случае компенсация в связи с выходом на пенсию работника не облагается НДФЛ и страховыми взносами в ПФР, ФОМС, ФСС РФ, а также взносами на страхование от НС и ПЗ.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, установлены в главе 27 ТК РФ. Так, ст. 178 ТК РФ определен порядок выплат выходных пособий.

Согласно ст. 178 ТК РФ увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Вместе с тем ст. 178 ТК РФ устанавливает, что помимо случаев выплаты таких пособий, прямо предусмотренных данной статьей, трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДФЛ, поименованы в ст. 217 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников. Исключением являются суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (абзац 8 п. 3 ст. 217 НК РФ).

Отметим, что в п. 3 ст. 217 НК РФ речь идет о компенсационных выплатах, установленных соответствующим законодательством. При этом нормы главы 23 НК РФ не дают определения понятию «компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников». ТК РФ установлены случаи, при которых работодатель обязан производить выплату выходного пособия при увольнении работника (ст.ст. 178, 181, 279 ТК РФ). В то же время трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (часть 4 ст. 178 ТК РФ). Следовательно, обязанность работодателя производить выплаты выходных пособий при увольнении может быть установлена в том числе и локальным актом организации. Выплаты, осуществленные на основании трудового, коллективного договоров и локальных актов организации, прямо законодательством не установлены, но они осуществляются на основании права, предоставленного соответствующим законодательством.

В рассматриваемом случае выплаты установлены внутренним Положением, что, на наш взгляд, позволяет применить нормы п. 3 ст. 217 НК РФ. В качестве подтверждения данной позиции можно руководствоваться тем, что согласно подходу, представленному в определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.12.2016 N 304-КГ16-12189, выходное пособие, предусмотренное трудовым и (или) коллективным договором, является компенсационной выплатой при увольнении, установленной законодательством РФ. При этом судьи указывают, что часть 4 ст. 178 ТК РФ позволяет работодателю трудовым договором или коллективным договором определять другие случаи выплат выходных пособий, а также устанавливать повышенные размеры выходных пособий.

Следовательно, выплаты, производимые при увольнении работника организации, освобождаются от обложения НДФЛ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Сумма вознаграждения, превышающая установленное абзацем 8 п. 3 ст. 217 НК РФ ограничение, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке (смотрите также письма Минфина России от 19.02.2018 N 03-04-06/10121, от 12.02.2018 N 03-04-06/8420, от 14.12.2017 N 03-04-06/83826, от 09.10.2017 N 03-04-06/65651, от 17.03.2017 N 03-04-06/15529, от 06.04.2016 N 03-04-05/19656,от 12.02.2016 N 03-04-06/7535, от 04.02.2016 N 03-04-06/5728, от 24.08.2015 N 03-04-06/48657, от 19.06.2014 N 03-03-06/2/29308, от 13.02.2014 N 03-04-06/6028, ФНС России от 13.11.2015 N БС-4-11/[email protected]).

По мнению Минфина России, нормы п. 3 ст. 217 НК РФ применяются в отношении доходов работников организации независимо от занимаемой должности, а также основания, по которому производится увольнение (письма Минфина России от 06.10.2015 N 03-04-06/56952, от 04.06.2014 N 03-04-06/26714, от 18.12.2012 N 03-04-05/6-1407, от 15.11.2012 N 03-04-06/1-321, от 14.11.2012 N 03-04-05/1-1285, от 22.08.2012 N 03-04-06/6-255).

Так, в частности, в письме от 19.06.2014 N 03-03-06/2/29308 финансовое ведомство разъяснило, что единовременное пособие, выплачиваемое сотрудникам организации при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости и (или) инвалидности, освобождается от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. Суммы превышения трехкратного размера среднего месячного заработка подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (смотрите также письма Минфина России от 21.07.2014 N 03-04-05/35552, от 29.04.2014 N 03-04-05/20081, от 07.04.2014 N 03-04-06/15454, от 11.10.2013 N 03-04-06/42433). При этом в приведенном письме речь идет о выплате единовременного пособия, произведенной работодателем на основании локального нормативного акта.

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации единовременная выплата, произведенная работодателем в соответствии с локальным актом организации при увольнении работника в связи с выходом на пенсию в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, не облагается НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ. Данная позиция подтверждена приведенными ранее разъяснениями Минфина России.

В то же время следует отметить, что существуют иные разъяснения финансового ведомства, которые могут быть истолкованы не в пользу налогоплательщиков. Так, в письме от 23.11.2016 N 03-04-06/69183 Минфин России указал, что на выплаты при увольнении сотрудника организации, не предусмотренные частями первой и третьей статьи 178 ТК РФ, а также не установленные коллективным договором организации, действие п. 3 ст. 217 НК РФ не распространяется и указанные доходы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (смотрите также письма Минфина России от 29.12.2016 N 03-04-05/79262, от 29.12.2016 N 03-04-05/79263). Однако финансовое ведомство в своих разъяснениях все же делает ссылку на часть четвертую ст. 178 ТК РФ, в которой речь идет не только о коллективных договорах, но и о трудовых договорах и других случаях выплаты выходных пособий. А в более позднем письме Минфина России от 20.01.2017 N 03-04-05/2655 прямо указано, что компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, предусмотренные коллективным и трудовым договорами, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Эти же выводы повторены в письмах Минфина России от 22.02.2017 N 03-04-06/10153, от 16.02.2017 N 03-04-06/8715, от 14.02.2017 N 03-04-06/8141, от 08.02.2017 N 03-04-06/6652 (здесь затронуты также страховые взносы), от 3.02.2017 N 03-04-06/5893, от 03.02.2017 N 03-04-06/5890, от 01.02.2017 N 03-04-06/5210, от 31.01.2017 N 03-04-06/4947, от 24.01.2017 N 03-04-06/3273, от 20.01.2017 N 03-04-06/2657.

Напомним также, что на основании п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Отметим, что опубликованные в различных справочных правовых системах и средствах массовой информации разъяснения Минфина России признаются разъяснениями, данными неопределенному кругу лиц (постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N 4350/10). На наш взгляд, в условиях рассматриваемой ситуации организация может занять позицию, в соответствии с которой выплаты, связанные с увольнением работника в связи с выходом на пенсию и предусмотренные локальным актом организации, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в установленных пределах, то есть следовать приведенным ранее разъяснениям Минфина России. В случае возникновения претензий со стороны налоговых органов то обстоятельство, что налоговый агент выполнял письменные разъяснения, данные неопределенному кругу лиц финансовыми и налоговыми органами, будет являться обстоятельством, исключающим начисление пеней (п. 8 ст. 75 НК РФ) и вину налогового агента в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Поскольку уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ), у налогового органа отсутствуют основания для взыскания с налогового агента за счет его средств не удержанного с физических лиц НДФЛ (смотрите также письмо ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4-2/13600).

Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС РФ

Согласно абзацу 2 пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются плательщиками страховых взносов.

Суммы выплат и иных вознаграждений, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в п. 1 ст. 422 НК РФ. Этот перечень является исчерпывающим и не может толковаться расширительно (письмо Минфина России от 14.02.2017 N 03-15-06/8071). Абзац шестой пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ содержит положения, практически аналогичные рассмотренным выше (п. 3 ст. 217 НК РФ): из данной нормы следует, что компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства и т.д.), независимо от основания, по которому производится увольнение, в том числе выплачиваемые на основании соглашения сторон о расторжении трудового договора, освобождаются от обложения страховыми взносами на основании положений ст. 422 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (смотрите также письма Минфина России от 22.06.2017 N 03-04-06/39345, от 05.05.2017 N 03-15-06/27725, от 20.04.2017 N 03-04-06/23897, от 07.03.2017 N 03-04-06/12796, от 08.02.2017 N 03-04-06/6652, от 16.11.2016 N 03-04-12/6708, письмо Минтруда России от 11.03.2016 N 17-3/В-98).

Читайте так же:  Льготы на переправе в крым 2019

Суммы упомянутых выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Освобождение сумм выходных пособий от обложения страховыми взносами не ставится в зависимость от оснований расторжения трудового договора с работниками. Соответственно, в рассматриваемом случае суммы компенсации, выплачиваемые работнику при увольнении в связи с выходом на пенсию, страховыми взносами не облагаются.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Порядок уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее — Закон N 125-ФЗ).

Пунктами 1 и 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Суммы выплат в виде выходного пособия в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, не облагаются взносами на данный вид обязательного страхования на основании абзаца шестого-девятого пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).

В частности, абзацем 6 пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

При этом выплаты при увольнении в связи с выходом на пенсию не имеют целью оплату выполнения трудовых обязанностей в рамках трудового договора, не связаны с выполнением трудовых обязанностей и не влияют на достижение положительного результата труда, они не зависят от трудовых успехов работника, не являются средством вознаграждения за труд, не носят систематический характер, не зависят от сложности, количества и качества выполняемой работы.

Учитывая это, ВС РФ в определении от 16.01.2018 N 303-КГ17-20493 пришел к выводу, что подобные выплаты представляют собой выплаты социального характера и не являются объектом обложения взносами на страхование от НС и ПЗ (не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов). Смотрите по данному вопросу подробнее в материале: Комментарий к определению Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2018 N 303-КГ17-20493 (О.И. Волкова, журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера», N 2, февраль 2018 г.).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Налогообложение выплат при увольнении работников;

— Энциклопедия решений. НДФЛ с компенсаций, связанных с увольнением работников;

— Энциклопедия решений. Компенсационные выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

3 Сентября 2014 Как правильно рассчитать декретное пособие, чтобы у ФСС не было претензий

Неправильный расчет пособий по беременности и родам может привести к тому, что фонд пересчитает все выплаты и возместит их исходя из МРОТ. Чтобы этого не произошло, важно помнить основные моменты, на которые сотрудники ФСС обращают внимание при проверке расчета декретных.

Справки 2-НДФЛ для расчета декретных не подходят

Если сотрудница вместо справки о заработке с прежнего места работы принесла 2-НДФЛ, то пособие ей надо рассчитать исходя из МРОТ. Справки 2-НДФЛ для расчета декретных использовать нельзя. В этом уверены в ФСС. Ведь для расчета необходимо учитывать выплаты, на которые начислены страховые взносы. А облагается ли доход НДФЛ, не важно. Сведения о заработке предыдущий работодатель показывает в специальной справке (утв. приказом Минтруда России от 30.04.13 № 182н). Только на ее основе компания вправе взять заработок для расчета пособий.

Сотрудница может сама обратиться на предыдущее место работы за необходимой справкой о заработке. Если же связаться с работодателем не удается, организация сама вправе узнать сумму заработка, обратившись в ПФР. Для этого необходимо получить от сотрудницы заявление с просьбой направить запрос в фонд для получения сведений о суммах выплат, на которые начислены страховые взносы (п. 7.2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). Форма и порядок направления такого запроса утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.11 № 21н. После того как фонд представит необходимые сведения, можно пересчитать пособие уже с учетом выплат от предыдущего работодателя.

Когда нельзя заменить годы для расчета декретных

Если сотрудница уходит в отпуск по беременности и родам первый раз, она не вправе выбирать периоды для расчета декретного пособия. По общему правилу декретные необходимо исчислять из заработка, рассчитанного за последние два года.

Сотрудница вправе заменить один или оба года на предыдущие, но только если в это время она находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ, п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.07 № 375). В иных случаях закон не предусматривает возможности замены, даже если это увеличит сумму пособия. Иначе фонд пересчитает пособие и частично откажет в возмещении (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 закона № 255-ФЗ).

Если же сотрудница предыдущие два года была в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, то попросить о замене лет она может как в заявлении на предоставление декретного отпуска, так и в отдельном. Главное, чтобы замена привела к увеличению пособия (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). При замене лет на 2009 год или более ранние годы надо учитывать выплаты, которые входили в базу по страховым взносам в ФСС по правилам 2010 года. Основание — часть 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ. При этом заработок за 2008 и 2009 годы можно взять только в пределах 415 000 рублей за год (ч. 2 ст. 2 закона № 343ФЗ).

Сотрудница с 1 сентября 2014 года уходит в отпуск по беременности и родам. В период с 2010 по 2013 год она была в детском отпуске. По заявлению сотрудницы их надо заменить на 2009 и 2008 годы. Выплаты за 2008 год составили 300 000 руб., за 2009 год — 450 000 руб. Сумма учитываемых за каждый год выплат не должна превышать 415 000 руб. Исключаемых периодов в 2008 и 2009 годах нет. Декретное пособие составит 136 935,71 руб. ((300 000 руб. + 415 000 руб.) : (366 дн. + 365 дн.) × 140 дн.).
Расчет декретных для совместителя

Сотрудница, которая на дату декрета работает в нескольких компаниях и там же работала в двух предыдущих годах (2012–2013 гг.), вправе получить пособие в каждой организации (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). Но если в какой-то из компаний она трудится менее двух лет, то применяется часть 2.2 статьи 13 закона № 255-ФЗ. В этом случае сотрудница вправе выбрать: либо декретные назначит работодатель по основному месту, либо компания, где она трудится по совместительству.

Тот работодатель, кто будет назначать пособие, должен рассчитать его из всего заработка сотрудницы за два предшествующих календарных года (ч. 2.1 ст. 13, ч. 1 ст. 14 закона № 255-ФЗ). То есть и с основной работы, и с совместительства. Это подтвердили в ФСС. В компанию, где сотрудница решила получать пособие, она должна представить листок нетрудоспособности, справку с другого места работы о сумме заработка и справку о том, что другой работодатель не назначал ей пособия (ч. 5, 5.1 ст. 13 закона № 255-ФЗ).

Сотрудница работает в трех компаниях. В первой и второй — с 2012 года, в третьей — с июня 2013 года. Сейчас уходит в декрет. Заработок за 2012–2013 годы в первой компании равен 240 тыс., во второй — 200 тыс., в третьей — 100 тыс. руб. Если сотрудница решит получить пособие у одного работодателя, средний дневной заработок составит 738,71 руб. ((240 000 руб. + 200 000 руб. + 100 000 руб.) : 731 дн.). А пособие — 103 419,4 руб. (738,71 руб. × 140 дн.).

Если же она хочет получить пособие на разных работах, то в первой компании средний заработок равен 328,32 руб. (240 000 руб. : 731 дн.). А пособие — 45 964,8 руб. (328,32 руб. × 140 дн.). А во второй — заработок 273,6 руб. (200 000 руб. : 731 дн.). Пособие — 38 304 руб. (273,6 руб. × 140 дн.). В итоге сотрудница получит меньше на 19 150,6 руб. (103 419,4 – 45 964,8 – 38 304).

Как выплатить пособие по беременности и родам, если на счетах нет денег

Как выплатить пособие по беременности и родам, если на счетах нет денег? Такой вопрос все чаще задают руководители фирмы бухгалтеру, обнаружив нехватку средств для выполнения своих соцобязательств. Чтобы вы знали, куда обращаться в такой ситуации, мы подготовили нижеследующую статью.

Как выплачивается пособие по беременности и родам (БиР)

Декретное пособие, или пособие по беременности и родам (БиР), вы как работодатель выплачиваете сотруднице на основании заявления и листка нетрудоспособности (ст. 255 ТК РФ). При расчете сумм декретных выплат бухгалтер ориентируется на нормы закона «Об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Более подробно о порядке начисления пособия по БиР читайте здесь.

После получения документов от декретницы у вас есть 10 календарных дней для расчета суммы пособия. Затем в ближайший день выплаты зарплаты сотрудникам вы как работодатель рассчитываетесь с беременной: выдаете пособие наличными из кассы или перечисляете на ее банковский счет.

Читайте так же:  Dlp-система требования

Как платить пособие по БиР, если у фирмы нет денег

В этом случае вам следует представить в территориальный орган ФСС РФ, в котором вы как страхователь состоите на учете, следующие документы (п. 13 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 06.05.2014 № 291н):

  • заявление работника о выплате ему пособия;
  • листок нетрудоспособности;
  • справку о сумме заработной платы за 2 предшествующих календарных года по форме, утвержденной приказом Минтруда от 30.04.2013 № 182н (вместо подлинника справки можно представить копию, заверенную в установленном порядке);
  • документы, подтверждающие страховой стаж работника (выписку из трудовой книжки, заверенную в установленном порядке);
  • документы, подтверждающие ваши полномочия как представителя на осуществление действий от имени работника.

Далее Фонд в течение 3 календарных дней со дня получения документов направит в кредитные организации, в которых у вашей организации открыты счета, запрос о подтверждении недостаточности денежных средств для выплаты пособия (п. 47 Административного регламента). Если соответствующее подтверждение будет получено и у Фонда не будет претензий к поданным вами документам, то в течение 10 календарных дней со дня поступления в Фонд документов пособие должно быть выплачено работнику (п. 11 Административного регламента).

Если у вашей организации нет денег на выплату пособия по БиР, то обязанность его перечислить декретнице за вами все равно остается. В таком случае вы должны обратиться в соцстрах с документами, подтверждающими наступление страхового случая и необходимыми для расчета сумм пособия. ФСС проверяет, действительно ли у вас нет средств для перечисления декретных выплат, и при отсутствии претензий к документам перечисляет пособие сотруднице.

В регионах, перешедших на прямую выплату соцстрахом пособий застрахованным лицам, такие проблемы не возникают. Подробнее читайте в материале «Пилотный проект ФСС — как участвовать и в чем преимущества?».

Не выплата пособия

Добрый День! Подскажите как правильно составить претензию работодателю (хотелось бы с ним в до судебном порядке все решить) на задержку в выплате пособия по уходу до 1,5 лет. Дело в том, что в отпуске я нахожусь с 11,12,13 года, первая выплата произошла 31.03.14 за февраль- март, на вопрос где с декабря месяца выплаты, сказали, что уже произвели, хотя я ничего не получала, перечисления происходят на банковскую карту и еще сумма пособия меньше минимума по уходу за 2-м ребенком, как заставить сделать перерасчет.

Ответы юристов (7)

Можете в любой произвольной форме направить данную претензию работодателю, но она формально ничем не является. Лучше и действенней обратится в гос. инспекцию по труду и фонд социального страхования с жалобой. Данные органы проведут по жалобам внеплановые проверки работодателя и обяжут его устранить нарушение под «угрозой» привлечения к админ. ответственности. Этот внесудебный порядок весьма прагматичен.

Есть вопрос к юристу?

Анна, советую Вам также приложить к претензии распечатку денежных переводов из банка, подтверждающую отсутствие перечисления пособия на Вашу банковскую карту.

Можно также направить жалобу в прокуратуру с просьбой произвести проверку соблюдения работодателем трудового законодательства.

Самым действенным способом будет направление искового заявления в суд с требованиями о перерасчете размера пособия, взыскания задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ
прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных
интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если
гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим
уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное
ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для
которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или
оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере
трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними
отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

Статья 13. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком
(в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
Лицам,
указанным в части первой статьи 13, которые приобрели право на
получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1 января 2007
года, указанное пособие назначается за период с 1 января 2007 года по
нормам, предусмотренным данным Федеральным законом (Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ). Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери
либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход
за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе
матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически
осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала
воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях
иностранных государств в случаях, предусмотренных международными
договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за
ребенком;(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) матери,
проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие
службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции) матери
либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход
за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери,
уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией
организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве
индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами,
занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а
также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья
профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами
подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе
уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами
Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового
договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской
Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за
ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из
таких частей в Российскую Федерацию;(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.05.2013 N 86-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) матери,
уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций,
прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных
предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися
частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с
прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная
деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит
государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе
уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами
Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового
договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской
Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую
Федерацию;(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.05.2013 N 86-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) матери
либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не
подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по
очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях,
образовательных организациях высшего образования, образовательных
организациях дополнительного профессионального образования и научных
организациях);(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.06.2013 N 129-ФЗ (ред. 02.07.2013))(см. текст в предыдущей редакции) другие
родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не
подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или)
отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в
родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными
(ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично
воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах
содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и
интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных
учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты
населения и других аналогичных учреждений.(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.06.2013 N 129-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Право
на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если
лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях
неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения
обучения. Лицам,
имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на
пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия
по одному из оснований. В
случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения
матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора
одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков
пособий. Матери,
имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов
вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и
родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее
выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер
пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и
родам. Лицам,
имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по
нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия
по одному из оснований. В
случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими
лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком
предоставляется одному из указанных лиц.
Статья 14. Продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком
(в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
Лицам, указанным в абзацах втором — пятом
части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, за исключением
матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное
пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления
отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора
лет.(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 86-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и матерям, уволенным в период беременности, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13
настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за
ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком
возраста полутора лет. Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в абзаце пятом части первой статьи 13
настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за
ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего
за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения
ребенком возраста полутора лет.(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 86-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Лицам, указанным в абзаце восьмом части первой статьи 13
настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за
ребенком выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти
матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения
(вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и
попечительства, заключения медицинской организации) до достижения
ребенком возраста полутора лет.(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 129-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
Финансирование
расходов, предусмотренных статьей 15, осуществляется за счет средств
федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской
Федерации в соответствии со статьей 4 данного документа (Федеральный закон от 22.12.2005 N 181-ФЗ). Статья 15. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком
(в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.Размер
ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам,
осуществляющим уход за ребенком, а также минимальные и максимальные
размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим
обязательному социальному страхованию, проиндексированы в соответствии
со статьей 4.2 данного документа. Размеры пособий с учетом индексации, см. в Справочной информации. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: О
позиции Конституционного Суда РФ, касающейся правового регулирования
отношений, связанных с назначением и выплатой ежемесячного пособия по
уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, см. Определение от 27.01.2011 N 179-О-П. 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми — лицам, указанным в абзацах шестом — восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона; 40
процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы
на обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, — лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13
настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер
ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера
ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам,
указанным в абзацах шестом — восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ) 40
процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту
работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших
месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в
период отпуска по беременности и родам), — лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13
настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия
составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по
уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер
пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный
месяц 6 000 рублей.(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.05.2013 N 86-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов. В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй
настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия,
исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного
довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного
заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее
суммированного минимального размера пособия. При
определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и
последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные
(усыновленные) матерью данного ребенка. В
случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью,
лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное
пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных
настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена
родительских прав.

Читайте так же:  Материальная ответственность работодателя понятие и виды

В соответствии со статьями 21 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации
(далее — Кодекс) в случаях, предусмотренных федеральными законами, работник
имеет право на обязательное социальное страхование, а работодатель обязан
осуществлять обязательное социальное страхование в порядке, установленном
федеральными законами.

В случае нарушения трудового законодательства, виновные лица в соответствии
со ст. 419 Кодекса привлекаются к дисциплинарной и материальной
ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной
ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
осуществляет федеральная инспекция труда (ст. 353 Кодекса) посредством
проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения
предписаний об устранении нарушений. При этом региональное отделение Фонда в
случае выявления факта о невыплате работодателем пособия по обязательному
социальному страхованию, вправе обращаться в органы федеральной инспекции по
труду для принятия к работодателям соответствующих мер ответственности.

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от
одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от
тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное
приостановление деятельности на срок до девяноста суток.(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 2.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом,
ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное
административное правонарушение, -(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

При этом применительно к ст. 357 Кодекса и ст. 23.12 КоАП РФ право
привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении норм
трудового права, предоставлено государственным инспекторам труда. Поводами для
возбуждения дела об административном правонарушении являются поступившие из
государственных и контролирующих органов материалы, сообщения и заявления
юридических и физических лиц, указывающие на наличие события административного
правонарушения.

Помимо административной и дисциплинарной ответственности за грубые нарушения
законодательства о труде предусматривается уголовная ответственность. В
частности, статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена
ответственность за невыплату пособий и иных установленных законом выплат.

Понятно, что с работодателем Вы не хотите судиться, поэтому попробуйте для начала направить ему заказным письмом претензию, составляйте в свободной форме, но со ссылками на нормы законодательства:

во -первых, если пособие по уходу за ребенком до 1, 5лет, исчисленное исходя из заработка женщины получается меньше минимального, то пособие должно быть проиндексировано.

ст 4.2 ФЗ «О пособиях гражданам, имеющим детей».

При индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком ежемесячное пособие по уходу за ребенком, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия) и выплачиваемое лицам, указанным в абзацах втором — пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, подлежит перерасчету до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного в соответствии с частью первой настоящей статьи, если назначенное и выплачиваемое ежемесячное пособие по уходу за ребенком не достигает указанного минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

во- вторых, сошлитесь на Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (ред. от 21.10.2013) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»

п. 51 .Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в следующие сроки:
лицам, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 39 настоящего Порядка, лицам из числа уволенных в связи с ликвидацией организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию, указанным в подпунктах «в» и «г» пункта 39 настоящего Порядка, а также лицам, указанным в подпункте «ж» пункта 39 настоящего Порядка, —в сроки, установленные для выплаты заработной платы (иных выплат, вознаграждений), выдачи денежного довольствия;

т.е пособие Вы должны получать в дни выдачи заработной платы.

Также в претензии укажите, что в случае если работодатель проигнорирует Ваше письмо, Вы намерены обратиться в соцстрах.

С уважением, Анжела Мусина.

Добрый день! Вам необходимо подать письменное заявление.

В соответствии с трудовым договором от ____ года я оформлена на работу в ООО ______ на должность ________. С ______ года нахожусь в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет. В установленном порядке и установленные сроки мной были поданы необходимые документы на оформление и произведение выплат пособия по уходу за ребёнком до 1, 5 лет. В настоящий момент положенные выплаты в счёт уплаты вышеуказанного пособия поступили на мою карту ____ Банка № ________ за период ________ в размере ______ рублей. Однако пособие за период с ______ по _______ (указываете по месяцам) до настоящего времени на мою карту банка не поступили по непонятным причинам. Данные обстоятельства нарушают мои права как матери находящейся в отпуске по уходу за ребёнком и ставьят мою семью в сложное и трудное финансовое положение. В связи с вышеизложенным ПРОШУ ВАС: 1. Провести проверку по данному факту. 2. Произвести соответствующий перерасчёт с последующей выплатой положенных мне денежных средств на мою карту банка. 3. О принятом решении прошу сообщить в установленные законом сроки и в письменном порядке. Прошу настоящее заявление рассмотреть в кротчайшие сроки поскольку нарушаются права так же несовершеннолетнего ребёнка. С уважением.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Пособие претензий