Бориснёв с в социология коммуникации учеб пособие для вузов м юнити-дана

КНИГА: Бориснёв С.В. Социология коммуникации

Бориснёв С.В. Социология коммуникации. Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 270 с.

Учебное пособие раскрывает содержание основных проблем по социологии коммуникации, включенных в государственный стандарт высшего профессионального образования России.
В книге освещаются общие вопросы теории и методологии дисциплины, ее объектно-предметная область, история возникновения и развития, основные прикладные проблемы социальной коммуникации.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социология». Книга может использоваться в процессе подготовки специалистов по менеджменту, социальной коммуникации, журналистике, социолингвистике, а также для повышения квалификации управленческих кадров.

Скачать или ознакомиться можно по ссылке:
http://www.twirpx.com/file/866150/ (требуется регистрация,doc)

Если Вы заметили ошибку или неверную ссылку, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях. Там же можно оставить свой отзыв о книге.

Социология коммуникаций в структуре междисциплинарного научного направления «коммуникология»

Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления РАНХиГС, Москва, Россия [email protected]

ID статьи на сайте журнала: 6483

Ссылка при цитировании:

Шарков Ф. И. Социология коммуникаций в структуре междисциплинарного научного направления «коммуникология» // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 128-134

Коммуникативное направление в изучении социальной действительности имеет теоретическую основу и практические результаты, полученные в рамках действующих в настоящее время концептуальных подходов и исследовательских парадигм. Социология изучает функциональные особенности общения в разных социальных группах, представляющего их взаимодействие – передачу и получение смысловой и оценочной информации, а также выражение через нее отношения к социальным ценностям определенных сообществ и общества в целом. Социология, кроме того, изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригрупповой, межличностной и массовой коммуникации, а также уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, категории и частные функции. Как научное направление «коммуникология» представляет собой совокупность дисциплин с обоснованием связей между ними. В ней социология коммуникации занимает определенное место, интегрируя теоретические и прикладные исследования социальных коммуникаций.

Бориснев С. В. Социология коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Василюк М. А. Актуальные проблемы теории коммуникации // Сборник научных трудов. СПб.: Изд- во СПбГПУ, 2004. C. 4–11.

Волков Г. Н. Социология науки. Социологические очерки научно-технической деятельности. М.: Политиздат, 1968.

Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963.

Головко Б. Н. Интертекст в массмедийном дискурсе. М.: Книжный дом «Либроком», 2012.

Захарова В. И. Коммуникативно-медиативная роль институтов гражданского общества в проведении антикоррупционной экспертизы // Коммуникология. 2016. Том 4. № 1. С. 52–61.

Калмыков А. А. Структура виртуального события // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. М., 1995. С. 79–105.

Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.

Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997.

Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. М.: Наука, 1973.

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном обществе: методология анализа и практика исследований. Изд. 2-е, испр. М.: Едиториал УРСС, 2003.

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2003.

Шарков Ф. И. Подготовка специалистов по связям с общественностью // Образование и общество. 2001. № 2(8). URL: http://www.jeducation.ru/2_2001/sharkow.html (дата обращения: 26.10.2016).

Шарков Ф.И., Баранова В. И. Аудитория и мониторинг СМИ // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 106–110.

Шарков Ф. И. Истоки и парадигмы исследования социальной коммуникации // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 52–61.

Gerbner G. Mass Media and Human Communication Theory // Dance F. К.Х. (ed.), Human Communication Theory. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1967. P. 40–57.

Theodorson S.A., Theodorson A.G. A Modern Dictionary of Sociology. New York: Cassell, 1969.

Wolton D. Penser la communication. Paris, 1996.

Бориснёв с в социология коммуникации учеб пособие для вузов м юнити-дана

Список рекомендуемой литературы по курсу «Социология коммуникаций»

Список рекомендуемой литературы по курсу «Социология коммуникаций»

Литература основная

1. Беликов В.И. Социолингвистика Учеб. для вузов/ В.И. Беликов, Л.П. Крысин.- М., РГГУ.,2001 — 436,[12] с. *
2. Бориснев С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов/С. В. Бориснев.- М., ЮНИТИ-ДАНА.2003.- 270 с. *
3. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация :Учеб. для студентов вузов /О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина; Под ред. О.Я.Гойхмана.- М., ИНФРА-М., 2001.- 269, [3] с. *
4. Гришаева Л. И.Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов /Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова.- М., Академия.,2007.- 336 с. *
5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность/ Ю.Н. Караулов.- М.:Наука,.- 261, [2] с.
6. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник/ В.П. Конецкая.-М.;Международный университет бизнеса и управления, 1997.-304 с.
7. Мечковская Н. Б. Общее языкознание Структурная и социальная типология языков: Учеб. пособие для студентов филол. и лингв. спец/ Н.Б. Мечковская.- М., Флинта; Наука,2001. — 312 с.*
8. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. 022600 — Теория и методика преп. иностр. яз. и культур, 022900 — Перевод и переводоведение, 023300 — Теория и практика межкультурной коммуникации и 021700 — Филология/ Н.Б. Мечковская.- М., Academia, 2004.- 428, [4] с.*
9. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество введение в теорию и исследования / М. М. Назаров ; Нац. Фонд Подготовки Кадров ; Центр соц. образования, Ин-т социологии РАН.- М., Аванти плюс,2000.- 428 с. *
10. Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации учеб. пособие для студентов вузов по спец. 020300 «Социология» /Т. В. Науменко.- СПб., Питер, 2004.- 288 с. *
11. Основы теории коммуникации Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. 020330 «Социология»/ М.А.Василик, М.С.Вершинин, В.А.Павлов и др.; Под ред. М.А.Василика.- М.: Гардарики, 2003.-615 с.*
12. Основы теории коммуникации: практикум/ Л.Г. Викулова, А.И.Шарунов.- М.:АСТ, 2008-316 с.
13. Подгурецкий Ю. Социальная коммуникация /Ю. Подгурецкий.- М., Гелиос АРВ, 2003.- 159 с. *
14. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов.- М., Центр.- 2005. -317 с. *
15. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации/ Г.Г. Почепцов.- М., Рефл-бук; Ваклер,2001. — 656 с. *
16. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Культурология» / А.В. Соколов.- СПб., СПбГУП., 1998,- 319, /1/ с. *
17. Шарков Ф. И. Социология массовой коммуникации В 2 ч.: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 350400-«Связи с общественностью»/ Ф.И.Шарков, А.А.Родионов; Акад. тр. и соц. отношений.- М., Социальные отношения: Перспектива, 2004.- 261 с. *
18. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации учебник для студентов вузов по спец. 350400 «Связи с общественностью» /Ф. И. Шарков ; Акад. труда и соц. отношений.- М., Социальные отношения : Перспектива, 2003.- 246 с. *

Дополнительная литература

1. Агеев В. Н.Семиотика /В. Н. Агеев.- М., Весь мир,2002.- 256 с.*
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы/ В.С. Агеев — М.: Изд-во МГУ, 1990.
3. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов: Учеб. пособие для студентов/ Е. Е. Анисимова.- М., Academia.- 2004. -122, [4] с.*
4. Барт Р.Система Моды. Статьи по семиотике культуры [Моногр.] /Пер. с фр., сост. и вступ. ст. С. Зенкина.- М., Изд-во им. Сабашниковых, 1989.- 510,[2] с. *
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 2000.
6. Блинов А., Василевская О. Искусство управления персоналом. — М.: Гелан, 2001.
7. Бондаренко Т.А. Имидж органов МВД в «милицейских телесериалах» /Т.А. Бондаренко // Социологические исследования. — 2006. — № 9. — С. 114-119.
8. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике / Н.Н. Васильев.- СПб., Речь, 2005.- 283 с. *
9. Гелбрэйт Дж. Новое индустриальное общество. — М.: АСТ, 2004.
10. Гладарев Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон/ Б.С. Гладарев // Социологические исследования. — 2006.- № 4.- С. 68-76.*
11. Горелов И. Н. Безмолвный мысли знак Рассказы о невербальной коммуникации.- М., Молодая гвардия, 1980.- 240 с. *
12. Гришаева Л.И. «Стратегии успеха и факторы риска в межкультурной коммуникации [кол. моногр.] Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук ; сост., авт. коммент. и введ., науч. ред. Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова. – М.:Академия, 2007-336 с. *
13. Громова Н. М. Деловое общение [моногр.] / Н. М. Громова ; Всерос. акад. внешней торговли.- М., Экономистъ.2005- 134 с. *
14. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации =Basics of intercultural communication Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Межкультурная коммуникация»/Т.Г.Грушевицкая, В.Д.Попков, А.П.Садохин; Под ред. А.П.Садохина.- М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 352 с. *
15. Дмитриев А.В.Слухи как объект социологического исследования/ А.В. Дмитриев // Социологические исследования. — 1995. — № 1. — С. 5-11.*
16. Дубин Б.В. Феноменальный мир слухов / Б.В. Дубин, А.В. Толстых // Социологические исследования. — 1995. — № 1.- С. 17-20. *
17. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг/ Ю.М. Жуков.- М., Гардарики, 2004.- 223 с. *
18. Зинченко В. Г. Межкультурная коммуникация : от системного подхода к синергетической парадигме: учеб. пособие /В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе.- М., Флинта: Наука, 2004.- 224 с. *
19. Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда/Пер. с англ. К.Е.Соловьева.- М., Ниола-Пресс, 2004.- 143 с. *
20. Копнина Г.А. Речевое манипулирование/Г.А. Копнина.-М.: Флинта:Наука, 2007. -176 с. *
21. Костова Р.С. Об информационной культуре студентов/ Р.С. Костова // Социологические исследования. — 2007. — № 8. — С. 134-136.*
22. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации/ Г. Е. Крейдлин.- М., Языки славянской культуры, 2004.- 224 с. *
23. Кузьменкова Ю. Б. От традиций культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян / Ю. Б. Кузьменкова ; Гос. ун-т — Высш. шк. экономики.- М., ГУ ВШЭ, 2004.- 316 с. *
24. Латынов В.В Слухи: социальные функции и условия появления /В.В. Латынов//Социологические исследования.- 1995.- № 1. -С. 12-17. *
25. Леонтович О.А. Русские и американцы: Парадоксы межкультурного общения [моногр.] /О. А. Леонтович.- М., Гнозис, 2003.- 352 с. *
26. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики Учеб. для студентов высш. учеб. Заведений — М., Смысл.2005- 285 с. *
27. Лихобабин М.Ю. Оценка этической корректности рекламы как важнейшей формы социальной коммуникации/ М.Ю. Лихобабин //Социологические исследования. — 2004. — № 2.- С. 94-102.*
28. Любарская А.В. Дополнительное профессиональное образование через Интернет: за и против/ А.В. Любарская//Социологические исследования. — 2005. — № 2. — С. 142-143. *
29. Мартынова У.П. Основные показатели рекламной компании/ У.П. Мартынова //Социологические исследования. — 1995. — № 2. — С. 132-134. *
30. Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации Учеб. пособие для студ. фак. психол. вузов по направ. 5210000 и 020400-«Психология/ Л.В.Матвеева, Т.Я.Аникеева, Ю.В.Мочалова.- М., РИП-холдинг, 2004.- 315 с. *
31. Нэпп М.Невербальное общение Учеб. / М.Нэпп, Д.Холл; Пер. с англ. З.Замчук и др..- СПб., прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 256 с. *
32. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности учеб. пособие /А. П. Панфилова ; науч. ред. С. А. Сидоров ; СПб. ин-т внешнеэкон. связей, экон. и права, О-во «Знание» СПб. и Ленингр. обл..- СПб., [ИВЭСЭП : Знание], 2001.- 495 с. *
33. Пиз А. Язык телодвижений/ А. Пиз -М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.- 200 с.
34. Плигин А. А.Руководство к курсу НЛП-Практик /А.А.Плигин, А.В.Герасимов; Центр НЛП в образовании.- М., КСП., 2005.- 575,[1] с. *
35. Пономарев Н. Ф. Политические коммуникации и манипуляции учебное пособие для студентов по спец. «Политология», «Гос. и муниципальное управ.» и «Журн.» /Н. Ф. Пономарев.- М., Аспект Пресс, 2000.- 127 с. *
36. Ро Н.С. Передовые технологии коммуникации и организация/ Н.С. Ро //
Социологические исследования. 2001. № 3. С. 64-73. *
37. Рогов Е. И. Психология общения/ Е.И. Рогов.- М., ВЛАДОС, 1998.- 336 с. *
38. Романов А.А. Массовые коммуникации: учебное пособие для студентов вузов/ А.А. Романов, Г.А. Васильев.- М.: Вузовский учебник, 2009.- 236 с. *
39. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация учеб. пособие по дисц. «Культурология» [для студентов вузов] /А. П. Садохин.- М., АЛЬФА-М : ИНФРА-М, 2000.- 288 с. *
40. Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации учеб. пособие по дисц. «Культурология» для студентов вузов /А. П. Садохин.- М., ЮНИТИ, 2001.- 272 с. *
41. Садохин А. П.Введение в теорию межкультурной коммуникации /А. П. Садохин.- М., Высшая школа, 2003.- 310 с. *
42. Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация Социально-психологическая концепция/ В.Е. Семенов.- СПб., Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000.- 200 с. *
43. Суховершина Ю. В. Тренинг коммуникативной компетенции/Ю. В. Суховершина, Е. П. Тихомирова, Ю. Е. Скоромная.- М., Академический проект : Трикста, 2001.- 112 с. *
44. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур/ С.Г. Тер-Минасова. – М.: Слово,2008 — 344 с.
45. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 1998.
46. Тхорик В. И. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация учеб. пособие для студентов вузов по спец. 021700 — «Филология», «Зарубеж. филология» /В. И. Тхорик, Н. Ю. Фанян.- М., ГИС., 2000- 260 с. *
47. Успенский Б.А. Семиотика искусства Поэтика композиции, семиотика иконы, статьи об искусстве /Б. А. Успенский.- М., Языки славянской культуры, 1995.- 357 с.*
48. Уэбстер Ф. Теории информационного общества.- М., 2002.
49. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации Учеб. для студ. вузов по спец. 350400 «Связи с общественностью»/ Л. Н. Федотова.- СПб., Питер, 1998.- 400 с. *
50. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации учеб. пособие для студентов вузов по спец. 040201 «Социология» О. Г. Филатова /О. Г. Филатова.- М., Гардарики, 2000.- 288 с*
51. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций /Пер.: С.Рысев, Л.Орданская; Ред. Д.Гиппиус.- СПб., прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- 448 с. *
52. Хлопьев А.Т Кривые толки России / А.Т. Хлопьев //Социологические исследования.- 1995.- № 1.- С. 21-33.
53. Чернявская В. Е. Интертекстуальное взаимодействие как основа научной коммуникации Учеб. пособие к спецкурсу / М-во образования Рос. Федерации. СПб. гос. ун-т экономики и финансов.- СПб., Изд-во СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 2000.- 210 с. *

Читайте так же:  Написал заявление на увольнение а уволили по статье

Культура массовых коммуникаций. Автор: Литошенко Д.А., редактор: в авторской редакции

1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. – М.: РИП-холдинг: 2003. – 174с.

2. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учебное пособие для студ. вузов / С.В. Бориснев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: 2003.–270с.

3. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.; Киев: Рефл-бук: Ваклер: 2001. – 651с.

4. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 350400 «Связи с общественностью» / Л.Н. Федотова. – СПб.: Питер: 2003. – 400с.

5. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: 2003. – 448с.

1. Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора / Т.В. Астахова. – М., 1996.

2. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. – М., 1996.

3. Беглов С.И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий / С.И. Беглов. – М., 1997.

4. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. – М., 1990.

5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. – М., 1991.

6. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Бореев, А.В. Коваленко. – М., 1988.

7. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти / Б.Л. Борисов. – М., 1998.

8. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR : Учебное пособие / Б.Л. Борисов. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2004. – 624 с.

9. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации / Ю.П. Буданцев. – М., 1995.

10. Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием / Е.Л. Вартанова. – М., 1997.

11. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations / И.Л. Викентьев. – СПб., 1995. – Ч.1.

12. Вопросы социологии радиовещания и телевидения. – М., 1996.

13. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России / Л.Ю. Гермогенова. – М., 1994.

14. Головко Б.Н. Масс-медиа России: историко-политический очерк теории и практики / Б.Н. Головко. – М., 1999.

15. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич. – М., 1991.

16. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. – М., 1989.

17. Дугин Е.Я. Телекоммуникации в стране и в мире: Тенденции. Оценки. Прогноз / Е.Я. Дугин. – М., 1991.

18. Евмеков А.Д. Организация, регулирование и планирование систем телевидения / А.Д. Евмеков. – СПб., 1996.

19. Егоров В.В. Телевидение и власть / В.В. Егоров. – М., 1997.

20. Жабский М.И. Социология кино: истоки, предмет, перспективы / М.И. Жабский. – М., 1989.

21. Журналистика и социология. – М., 1995.

22. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (Сравнительный анализ). – М., 1995.

23. Закупень Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств–участников СНГ / Т.В. Закулень. – М., 1998.

24. Засурский И.И. Масс–медиа второй республики / И.И. Засурский. – М., 1999.

25. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б. Зверенцев. – СПб., 1997.

26. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова. – М., 1995.

27. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR . – М., – Ростов-на-Дону, 2005. – 416 с.

28. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия / Дж. Кин. – М., 1994.

29. Киноаудитория на переходе к рынку. – М., 1994.

30. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический Проект, 2005. – 448 с.

31. Книга и чтение в зеркале социологии. – М., 1990.

32. Конецкая В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. – М., 1997.

33. Концепция государственной информационной политики. – М., 1999.

34. Концепция связи Российской Федерации. – М., 1996.

35. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие / В.А. Копылов. – М., 1997.

36. Ляпина Т.В. Политическая реклама / Т.В. Ляпина. – Киев, 2000.

37. Массовая информация и коммуникация в современном мире. – М., 1989. – Т.1.

38. Массовая культура: учебное пособие для вузов / К. З. Акопян, А.В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М: 2004.–304 с.

39. Массовое сознание и массовые действия. – М., 1994.

40. Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации / Л.В. Матвеева, Н.Б. Шкопоров. – М., 1990.

41. Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева, Ю.В. Мочалова, Т.Я. Аникеева. – М.: Психология: 2000. – 361с.

42. Мельник Г.С. Mass М edia : Психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. – СПб., 1996.

43. Методы исследования средств массовой коммуникации. – М., 1997.

44. Мирошниченко А. Толкование речи. Основы лингво–идеологического анализа / А. Мирошниченко. – Ростов на Дону, 1995.

45. Михалкович В.И. О сущности телевидения / В.И. Михалкович. – М., 1998.

46. Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы / Э. Мицкевич, Ч. Файерстоун. – М., 1993.

47. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции / В.Л. Музыкант. – М., 1996.

48. Мэтис М. Накорми Зверя по имени Медиа: Простые рецепты для грандиозного паблисити. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2005. – 320 с.

49. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров. – М., 2000.

50. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. – М., 1996.

51. Организация массовых информационных процессов. – М., 1988.

52. Паблик Рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. – М., 1999.

53. Плотинский Ю.М. Визуальная информация / Ю.М. Плотинский. – М., 1994.

54. Полукаров В.Л. Реклама, общество, право / В.Л. Полукаров. – М., 1999.

55. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. – М., 1998.

56. Рассохин Д., Лебедев А. Всемирная информационная паутина в сети Internet / Д. Рассохин, А. Лебедев. – М., 1997.

57. Самарцев О.Р. Феномены глобальной коммуникации. Тенденции современного телевидения / О.Р. Самарцев. – М., 1998.

58. Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации / Б.М. Сапунов. – М., 1998.

59. Сиберт Ф.С. и др. Четыре теории прессы / Ф.С. Сиберт, У. Шрам, Т. Питерсон. – М., 1998.

60. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебное пособие / И.М. Синяева. – М., 1998.

61. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. – М., 1994.

62. Социология средств массовой коммуникации. – М., 1991.

63. Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. – М., 1995.

64. Средства массовой информации в странах СНГ: анализ политической, законодательной и социально–экономических структур. – М., 1999.

65. Таранов П. Приемы влияния на людей / П. Таранов. – М., 1997.

66. Тенденции развития массовых информационных процессов. – М., 1991.

67. Типология периодической печати. – М., 1995.

68. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – ООО «Издательство АСТ», 2002. – 669 с.

69. Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации / С.И. Трескова. – М., 1989.

70. Уилхем Д. Коммуникация и власть / Д. Уилхем. – М., 1993.

71. Федотова Л.А. Контент–аналитические исследования СМИ и пропаганды / Л.А. Федотова. – М., 1998.

72. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия и тактика потребления / Л.Н. Федотова. – М.,1996.

73. Федотова Л.Н. Реклама в социальном пространстве / Л.Н. Федотова. – М., 1997.

74. Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога / Б.М. Фирсов. – М., 1990.

75. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. – М., 1995

76. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – М., 1997.

77. Цуладзе А.М. Формирование имиджа политика в России / А.М. Цуладзе. – М., 1999.

1. Апелляция – обращение за поддержкой к общественному мнению; в праве ряда стран – обжалование приговоров и судебных решений, не вступивших в законную силу.

2. Аттракция – возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

3. Аудиовизуальный – основанный на одновременном восприятии зрением и слухом.

4. AIDA – совокупность правил, формирующих общественные отношения, где A – attention (внимание), I – interest (интерес), D – desire (желания), A – activity (активность).

5. Барьер семантический – несовпадение смыслов высказанных требований, просьб и т.п. у партнеров в общении, усложняющее взаимопонимание.

Читайте так же:  Для открытия кафе нужна лицензия

6. Брифинг – короткая, сжатая по времени, инструктивная встреча официальных лиц с журналистами по какому-либо вопросу, посвященная изложению позиций правительства.

7. Брейнсторминг – “мозговая атака” – методика стимуляции творческой активности и продуктивности.

8. Бэкграундер – текущая информация, не содержащая сенсации.

9. Вербальный – устный, словесный.

10. Вербальные коммуникации – речевые коммуникации, основанные на умении говорить, слушать и писать.

11. Виртуальный – способный к действию, возможный; (филос.) – не существующий непосредственно сам по себе, но способный возникнуть при наличии известных условий.

12. Визави – напротив друг друга.

13. Визуальный – воспринимаемый глазами.

14. Дайджест – краткое изложение чего-либо.

15. Дезавуировать – публично отказаться от своих предшествующих высказываний.

16. Декодировать – раскрыть, расшифровать, отменить систему условных команд.

17. Деловая беседа – форма деловой коммуникации, предполагающая обсуждение, дискуссию в целях достижения единого консенсуса между сторонами диалога.

18. Деловые переговоры – процесс партнерского взаимодействия, целью которого является получение взаимовыгодных результатов.

19. Закрытая общественность – сотрудники фирмы или компании, объединенные служебными отношениями, традициями, корпоративной ответственностью, подчиняющиеся служебной дисциплине.

20. Изобразительная информация – зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товаре с помощью графического изображения товара (фотографий, открыток) в целях удовлетворения покупательских предпочтений. Достоинство данной формы информации – доступность, наглядность и лаконичность ее восприятия

21. Имидж – целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета, фирмы), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.

22. Инсинуация – злостный вымысел, лживые клеветнические измышления с целью опорочить, принизить что-либо или кого-либо.

23. Интерактивный – взаимодействие; режим диалога человека и СМК, когда на запрос пользователя немедленно поступает ответ системы.

24. Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, объяснение.

25. Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи (повышение и понижение тона), манера произношения, выражающая чувства.

26. Интроспекция – самонаблюдение.

27. Катарсис – эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения.

28. Кейс – история или случай; в практике деятельности служб по связям с общественностью – рассказ о положительном опыте использования потребителями популярных продуктов, услуг компании или же об успешном разрешении проблемных ситуаций.

29. Клише – стереотипное, избитое выражение, шаблонная фраза.

30. Коллизия – столкновение противоположных, разнонаправленных взглядов, стремлений, чувств, интересов, обстоятельств.

31. Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.

32. Коммуникабельность – способность, предрасположенность к общению, коммуникации, к установлению контактов и связей, психологическая совместимость, общительность.

33. Коммуникативная компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, таких как: функции общения и особенности коммуникативного процесса; виды общения и основные его характеристики; средства общения: вербальные и невербальные, виды слушания и техники его использования; обратная связь: вопрос-ответ; формы и методы делового взаимодействия; психологические и коммуникативные типы партнеров; технологии и приемы влияния на людей; самопрезентация.

34. Коммуникационная система – комплексная деятельность участников коммуникационного процесса, включающая всю совокупность операций, связанных с подготовкой, сбором, перераспределением информации, а также установлением межличностных контактов.

35. Коммуникационный канал – канал продвижения информации от коммуникатора к коммуниканту.

36. Контекст – относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить (установить) значение и употребление входящих в него слов и словосочетаний.

37. Конфиденциальный – сугубо личный, доверительный, секретный, не подлежащий огласке.

38. Креатура – создание, творение.

39. Креативность – способность творить.

40. Круглый стол – одна из форм совместного обсуждения идей, проблем, ситуаций, имеющих значение для широких кругов общественности.

41. Лапидарный – предельно сжатый и выразительный.

42. Лейтмотив – доминирующее начало в деятельности человека, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.

43. Лексикон – словарь; запас слов, выражений.

44. Листок новостей – достаточно доступное и дешевое средство коммуникации. Как правило выполняется специалистами по связям с общественностью на принтере и размножается с помощью ксерокса. Листки новостей различны по тематике, например “новости рынка”, “новые проекты” и т.д.

45. Манипуляция – действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий, независимо от их желания.

46. Манипулирование – сложное, запутанное действие; ловкая поделка, подтасовка; система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей или введения в заблуждение.

47. Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории.

48. Масс медиа – название средств массовой информации (СМИ).

49. Менталитет, ментальность – образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие.

50. Мимика – выразительные движения лица, отображающие чувства, отношения человека.

51. Мистификация – намеренное введение кого-либо в заблуждение, заведомый обман.

52. Назализация – приобретение звуком носового тембра, негативные околоречевые характеристики: звуки, паузы, слова-паразиты.

53. Невербальная коммуникация – общение, опирающееся не на слова, а на мимику, пантомиму, интонации, паузы, составляющие неречевые коммуникации.

54. Обратная связь – благодаря установлению этой связи становится возможным получать комплексные сведения о различных реакциях целевых аудиторий на поступившие сигналы с учетом совокупности факторов общего фона социальной обстановки.

55. Обструкция – действия, демонстративно направленные на срыв чего-либо (заседаний, собраний, переговоров).

56. Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к событиям, различным группам и личностям.

57. Общественное настроение – явление общественного сознания, отражающее тенденции его развития; преобладающее состояние чувств и настроений коллектива, влияющее на образ мысли и образ жизни.

58. Общественное сознание – проникновение морали и этики в процессы общественного развития в условиях ценностно-регулятивного механизма формирования нравственного понятия в обществе.

59. Одиозный – нежелательный, неприятный, вызывающий к себе резко отрицательное отношение.

60. Открытая общественность – широкая массовая общность потребителей товаров и услуг, многоликая аудитория СМИ, члены ассоциаций потребителей, идейные участники политических движений, партий и фракций.

61. Оппонент – противник в споре; лицо, которому поручена публичная оценка диссертации, доклада.

62. Паблик рилейшнз –система связей с общественностью, цель которой – деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией и общественностью; искусство и наука достижения гармонии за счет понимания друг друга; рационально структурированная система коммуникационного обеспечения деятельности организации.

63. Паблисити – известность, популярность, достигаемые публичными выступлениями, а также использованием средств массовой коммуникации (СМК); гласность, публичность, открытость; рекламирование, самореклама.

64. Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.

65. Пиетет – глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо, чему-либо.

66. Подтекст – внутренний, добавочный, скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, которые восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.

67. Полилог – дискуссия, беседа трех и более участников.

68. Презентация – торжественное, публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.

69. Пресса – массовые периодические печатные издания – газеты и журналы, выполняющие одну из главных ролей СМИ в формировании общественного мнения.

70. Пресс-конференция – собрание представителей СМИ с деловыми, общественными, правительственными кругами, с руководством фирмы и компании в целях информирования общественности по актуальным вопросам определенной тематики.

71. Пресс-релиз – листовка, специальный бюллетень или брошюра со срочным, главным образом официальным, сообщением для СМИ.

72. Пропаганда – распространение научных, политических, философских и других идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности

73. Профанация – искажение, извращение чего-либо; опошление, осквернение.

74. Позиционирование – создание и поддержание (воспроизводство) понятного клиентам образа, имиджа.

75. Резюме – краткое изложение речи, статьи; краткий вывод, заключительный итог.

76. Рейтинг – степень популярности, авторитета какого-либо лица, организации, группы, их деятельности, программ, планов, политики в определенное время.

77. Реклама – информация о товарах, различных видах услуг и т.п. в целях создать широкую известность чему-либо, привлечь покупателей, потребителей; распространение сведений о ком-либо, чем-либо с целью создания популярности.

78. Реклама социальная – информация, выражающая общественные и государственные интересы. Социальная реклама осуществляется на безвозмездной основе.

79. Реноме – репутация, установившееся мнение о ком-либо, чем-либо.

80. Риторика – теория и искусство красноречия; бессодержательная речь.

81. Реципиент – субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение, реагирующий на сообщение.

82. Релайтер – специалист по связям с общественностью.

83. Самоактуализация – стремление человека к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

84. Самопрезентация – умение представить себя, свои знания и умения с наилучшей стороны.

85. Социально-психологическая компетентность – способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений; умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы реакции и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия; умение поставить себя на место другого.

86. Суггестия – внушение, воздействие на воображение, подсознание.

87. Толерантность – терпимость, допущение.

88. Фальсификация – злостное, преднамеренное искажение каких-либо данных.

89. Фасцинация – специально организованное вербальное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение; очарование.

90. Харизма – божественный дар; бытующее представление об особой одаренности, исключительности, непогрешимости кого-либо.

91. Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей (адептов) авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности – героизме, мудрости святости и т.п.

92. Целевая аудитория – определенная группа людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков, в том числе демографических, психологических, социально-культурных.

93. Церемония – торжественный акт; внешние формы приличия; стеснение, скованность или ломание, жеманство в обращении, поведении.

94. Чувственная информация – отражение в сознании человека объективного материального мира посредством органов чувств.

Коммуникация (социальные науки)

Коммуникация — от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать [1] — научная дисциплина (известная также как теория коммуникации, наука о коммуникациях, коммуникационная наука и даже — коммуникология (И. П. Яковлев), коммуникативистика или коммуникатика [2] а в западно-европейском и американском наименованиях — communication studies, или просто — communications), а также метадискурс (Р. Крэйг), о процессе (социальном) «коммуникации/взаимодествия/интеракции», понимаемом в качестве первоосновы для любых процессов жизни человека и общества, а также сам этот процесс и его результаты. [3]

Согласно И. П. Яковлеву, под коммуникацией как наукой следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, её развитии и структуре, коммуникационных процессах и средствах и др. [4]

Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств. [5]

Согласно М. С. Андрианову, под коммуникацией следует понимать смысловой аспект социального взаимодействия. [6]

Согласно Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие», специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой. [7]

Согласно Бакстеру, а также Силларсу и Вангелисти, коммуникация — это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения. [8] [9]

Читайте так же:  Пассив баланса кредиторская задолженность

Коммуникация — это conditio sine qua non (неисключимое, непременное условие) жизни человека и порядка в обществе. [10]

История развития коммуникации как науки

Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио в 20-х гг. XX века, а также позднее с развитием техники в целом, в частности, телевидения, компьютеров, а кроме того — с развитием большого бизнеса и процессами глобализации. Развитие теории коммуникации связано со становлением кибернетики, информатики, семиотики, с усложнением математики и инженерных наук. [11]

Первая кафедра коммуникации была открыта примерно в 50-х гг. в США [12]

Как отмечает А. В. Назарчук, осмысление коммуникации развивалось как минимум тремя направлениями:

англо-американским, как направленным на лингвистический анализ и на «прояснение языкового опыта» (Л. Витгенштейн)

французским, не ограничивающимся языковой коммуникацией, но включающей различные социальные проблемы коммуникации современного общества, такие как осмысление идеологии и власти, критика капитализма, и осмысление дискурса. [13]

— «философией диалога» (М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин, Ф. Розенцвейг, Ф. Эбнер, О. Розеншток-Хюси, М. Библер и др.). [14]

Соотношение коммуникации с другими науками

Теория коммуникации развивается целым рядом наук, в частности: [15]

  • этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических ареалах.
  • психология и психолингвистика рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятиюинформации, процесс межличностной и массовой коммуникации, а также различные аспекты коммуницирующих субъектов — коммуникантов.
  • лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации — нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в речи — устной и письменной, диалогической и монологической и др. её типах.
  • паралингвистика рассматривает способы невербальной коммуникации — жесты, мимику, и другие несловесные коммуникативные средства.
  • социолингвистика рассматривает социальную природу языка и особенности его функционирования в различных сообществах, механизмы взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающие контакты между представителями различных групп.
  • социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, и в частности — функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия и в результате воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом.

Теории и модели коммуникации

В истории развития теории коммуникации, С. В. Бориснев выделяет следующие её концептуализации: [16]

Линейная (классическая) модель коммуникации Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.

Социально-психологическая (интеракционистская) модель коммуникации Т. Ньюкомбо, задающая динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация. Данная модель старается учитывать как отношения, складывающиеся между общающимися, так и их отношения к объекту разговора, и постулирует, что общей тенденцией в коммуникации является стремление к симметрии. При совпадении отношений друг к другу у общающихся, они будут стремиться к совпадению их отношения к объекту, о котором идёт речь. При несовпадении отношения друг к другу, будет не совпадать и отношение к объекту речи. Совпадение отношений к объекту разговора при несовпадении отношений друг к другу будет восприниматься как ненормальное.

Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера дополнила линейную модель существенным элементом — помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию. Авторы выделили технические и семантически шумы — первые связаны с помехами в передатчике и канале, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. При этом, коммуникация концептуализировалась авторами как линейный, однонаправленный процесс.

Факторная модель коммуникации Г. Малецки является одним из многочисленных вариантов развития модели коммуникации Шеннона-Вивера включила, помимо базовых элементов, ещё около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на его субъектов.

В циркулярной (замкнутой), сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала связь прямую: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.

Текстовая модель коммуникации А. Пятигорского осмысливает коммуникацию человека с собой и другими, которую он осуществляет через (письменный) текст. Согласно данной модели коммуникация всегда осуществляется в определённой коммуникативной ситуации связи с другими лицами

Согласно Д. П. Гавра, в теории коммуникации можно выделить 2 основных подхода к её пониманию: [17]

  • процессно-информационный подход, в рамках которого разрабатывались такие теоретические модели коммуникации, как модель Х. Лассвелла, математическая модель коммуникации К. Шэннона и У. Уивера, социально-психологическая модель коммуникации Т. Ньюкомба, модель Дж. Гербнера, интегральная (обобщенная) модель коммуникации Б. Вестли и М. Маклина, трансакционная модель коммуникации представителя техасской школы коммуникации А. Тэна.
  • семиотический подход, акцентирующий внимание на знаках и знаковых системах, представлен следующими разработками: структурно-лингвистическое направление и концепция знака Ф. де Соссюра, логико-философское направление и модель знаков Ч. Пирса, логическая модель знаков Г. Фреге, а также работы Ч. Морриса, Огдена и Ричардса.

И.П Яковлев предлагает также говорить о: [18]

  • системно-кибернетической методологии, в рамках которой в науку о коммуникациях был слена важный вклад, в частности такими социологами, как Т. Парсонс, Н. Луман, такими кибернетиками, как Н. Винер (в частности, осмысление прямой и обратной связи), Х. фон Фёрстер (различение кибернетики первого и второго порядка).
  • когнитивных теориях коммуникации (Ч. Осгуд).
  • влиянии структурализма на осмысление коммуникации (К. Леви-Стросс).
  • критическом подходе к коммуникации (марксизм, Франкфуртская школа, культуральное направление (Р. Хоггарт, Р. Вильямс, С. Халл)), в рамках которого через рассмотрение и анализ дискурсов, действий и текстов, как несущих определённые идеологии, поддерживающих и укрепляющих власть одних социальных классов и групп над другими, рассматривается роль власти и насилия в коммуникационных процессах.

Схему (модель) коммуникации, понимаемой как речевое событие предложил Р. Якобсон, предвосхитив ею модель Шеннона, однако в отличие от последнего, ключевую роль в коммуникации отвёл не информации, а языку: от адресанта к адресату направляется сообщение, созданное и интерпретируемое с помощью кода, общего для всех участников коммуникации. Кодом является язык, рассматриваемый как система, приводящая в соответствие чувственно данному предмету, знаку, некоторое подразумеваемое значение. Каждый человек — член различных коммуникационных сообществ, а значит и носитель различных кодов. Коммуникация, как передача сообщений всегда происходит в контексте других сообщений (принадлежащим к тому же акту коммуникации или связывающих вспоминаемое прошлое с предполагаемым будущим, задавая тем самым основополагающий вопрос об отношении данного сообщения к универсуму дискурса), влияющем на кодирование и интерпретации сообщений участниками коммуникации. [19]

Ю. М. Лотман оспаривал модель коммуникации Р. Якобсона, указывая на то, что у двух людей не может быть абсолютно одинаковых кодов, а язык следует рассматривать как код вместе с его историей. При полном подобии/соответствии/эквивалентности того, что говорится, и того, как это воспринимается, согласно Ю. М. Лотману потребность в коммуникации вообще исчезает, так как становится не о чём говорить, а остаётся лишь передача команд. Код, как языковая игра у Л. Витгенштейна, индивидуализирует коммуникацию, а последняя, таким образом, предстаёт как перевод с языка моего «я» на язык твоего «ты». В качестве субтрата коммуникации, в котором происходит встреча множества кодов и многих коммуникантов Ю. М. Лотманом рассматривается текст. Последний выступает и как память коммуникации, и одновременно, как её границы. Ю. М. Лотман различает «обычную» коммуникацию, которая происходит в системе «я — он», и аутокоммуникацию, происходящую в системе «я — я»; в рамках аутокоммуникации сообщение приобретает новый смысл, поскольку меняются условия, время и контекст сообщения, то есть сообщение перекодируется. Передача сообщения самому себе вызывает перестройку структур собственной личности (например, нельзя прочитать дневник также, как он был написан). Аутокоммуникация связана с любым актом авторства, так как каждый текст несёт сообщение и самому себе. Понятие аутокоммуникации расширяется у М. Ю. Лотмана до понятия мышления, с необходимым, сопровождающим его процессом внутренней речи. [20]

В русле рассмотрения социальной проблематики, в прочтении структурализма, возможность коммуникации основана на какой-либо системе знаков, то есть на определённом языке, в качестве которого, согласно К. Леви-Строссу, может рассматриваться любая система социальных отношений любой их вид, то есть множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами или группами. Видение в каждом виде социальных отношений язык, приводит к рассмотрению любого социального взаимодействия как той или иной формы коммуникации. Согласно К. Леви-Строссу, каждая система коммуникация и все они в совокупности имеют своей задачей конструирование той или иной социальности (социальной реальности); этот процесс осуществляется ценностями, скрепляющими общества воедино, посредством символов, способности донести и соблюсти смысл, заложенный в социальные ритуалы. [21]

Коммуникация рассматривается в русле семиологии Р. Барта, через концепт мифа, понимаемого как коммуникативная система, в которой важен не сам объект сообщения, но форма сообщения, то есть то как об этом объекте сообщается в целях определённой коммуникации. Мифы, как и метафоры служат расширению функций регулярной коммуникации, позволяя надстраивать коммуникативные миры иных порядков над семиотической системой первого порядка, тем самым создавая богатство коммуникации, изобилие смыслов. [22]

Коммуникативные действия (акты) и их типология

  • Теория коммуникативных актов Т. М. Ньюкомба[23]

Теория коммуникативных актов Т. М. Ньюкомба (от лат.cоmmunicatiо — общаться) — социально-психологическая когнитивная теория, объясняющая возникновение приязни и неприязни. В целом концепции структурного баланса и коммуникативных актов позволяют лишь зафиксировать некоторое расхождение (диссонанс) во взаимном восприятии людьми друг друга (или в их отношении к третьему лицу), но не позволяют определенно предсказать будущую направленность изменения их взглядов.

  • Теория средств коммуникации М. Маклюэна

Согласно Маршаллу Маклюэну само средство коммуникации, является сообщением. Иными словами любое сообщение даёт место следующему средству коммуникации, например, содержанием кино является роман, содержанием романа — речь и т. д. Согласно М. Маклюэну, коммуникационные действия человека являются его попыткой расширить своё сознание и телесность, чувства и чувственность человека в целом. Например, можно рассмотреть линию постепенного расширения границ телесности человека — одежда — жилище — город: одежда как система коммуникационных действий (средство коммуникации) расширяет тело человека, его кожные покровы, и является средством социального определения и ограничения человеком самого себя, а также языком и системой знакового общения с другими людьми; жилище — средство коммуникации, с помощью которого происходит расширения коллективного тела семьи/группы, их продолжения в языке архитектуры; одежда и жилище как средства коммуникации упорядочивают человеческую совместность и общность; город — такое средство коммуникации, расширяющее коллективное сознание и тело, в частности в отношениях людей с окружающей средой — это уже своеобразное жилище без стен — более обширное жилище человека. Другими средствами коммуникации являются колесо, деньги, часы. [24] Согласно М. Маклюэну, все средства коммуникации являются своеобразными «переводчиками» одних видов опыта и энергии в другие. Например деньги, как средство коммуникации переводят умения и опыт одного рабочего в умения и опыт другого рабочего. [25] Важным наблюдением над средствами коммуникации М. Маклюэна является то, что они являются ресурсом, создающим социальность [26]

Бориснёв с в социология коммуникации учеб пособие для вузов м юнити-дана