Генеральная ассамблея оон функции и полномочия

Генеральная Ассамблея
Организации Объединенных Наций

О Генеральной Ассамблее

Благодаря укреплению работы Генеральной Ассамблеи можно добиться того, чтобы этот «главный совещательный, формирующий политику и представительный орган Организации Объединенных Наций» (Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года, п. 149) по-настоящему превратился во всеобщий «парламент наций». С 1946 года, т. е. с самого начала существования Организации, данный вопрос считался одним из приоритетных (в частности, это нашло отражение в приложениях к Правилам процедуры Генеральной Ассамблеи), и на своей 60-й сессии Генеральная Ассамблея учредила, а начиная с 62-й сессии — стала учреждать ежегодно Специальную рабочую группу по активизации работы Генеральной Ассамблеи, в рамках которой государства-члены рассматривают следующие широкие тематические вопросы:

  • роль и авторитет Генеральной Ассамблеи;
  • методы работы;
  • выбор и назначение Генерального секретаря и других главных административных руководителей;
  • укрепление институциональной памяти Канцелярии Председателя Генеральной Ассамблеи.

На 62-й сессии Ассамблеи ее Рабочая группа составила табличный перечень, отражающий положение дел с осуществлением резолюций по вопросу об активизации деятельности ГА (A/62/952/Add.1); этот перечень, который затем обновлялся на 63-й и 67-й сессиях (см. приложения к документам A/63/959 и A/67/936 соответственно), продолжает служить материалом, на основе которого происходит обсуждение данного пункта ее членским составом.

Отталкиваясь от итогов рассмотрения ею способов активизации своей работы, Генеральная Ассамблея стала также поощрять проведение неформальных интерактивных прений по актуальным вопросам, имеющим критическую значимость для международного сообщества, и поручать своему Председателю предлагать темы для таких прений.

На 68-й сессии Председатель анонсировал серию высокоуровневых мероприятий и тематических интерактивных прений, посвященных различным аспектам повестки дня в области развития на период после 2015 года:

  • водоснабжение, санитария и устойчивая энергетика;
  • вклад женщин, молодежи и гражданского общества;
  • роль партнерств;
  • обеспечение стабильных и мирных обществ;
  • вклад сотрудничества Юг — Юг, трехстороннего сотрудничества и информационно-коммуникационных технологий в процесс развития;
  • права человека и верховенство закона.

Кроме того, установилась такая практика, что Генеральный секретарь периодически устраивает на неофициальных заседаниях Генеральной Ассамблеи брифинги для государств-членов, сообщая им о своих недавних мероприятиях и поездках. Эти брифинги стали восприниматься как удобный повод для обмена мнениями между Генеральным секретарем и государствами-членами.

Одним из результатов происходящей активизации работы Генеральной Ассамблеи явилось то, что теперь она, руководствуясь правилом 30 своих правил процедуры, избирает своего Председателя, его заместителей и председателей главных комитетов как минимум за три месяца до начала новой сессии, чтобы дополнительно скоординировать работу между главными комитетами и между комитетами и пленарными заседаниями, а также приготовления к этой работе. Кроме того, предлагаемая программа работы и график заседаний пяти из шести главных комитетов Ассамблеи на предстоящую сессию стали утверждаться ею в конце основной части текущей сессии, что облегчает планирование и подготовку работы делегациям, новоизбранным председателям, равно как и Секретариату.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство

Организация объединенных наций (ООН)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)

United Nations (UN); Organisation des Nations unies (ONU); الأمم المتحدة Organización de las Naciones Unidas (ONU); 联合国

Место расположения: Нью-Йорк, США
Основана: 26 июня 1945 г.
Создана: в соответствии с Декларацией Объединенных Наций от 1 января 1942 г.
Членство: 193 страны
Генеральный секретарь: Пак Ги Мун (Республика Корея) с 1 января 2007 г.
Официальные языки: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский

Организация Объединённых Наций (ООН) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций. Сегодня членами ООН являются 193 государства мира.

В структуру ООН входят: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:

  • рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации;
  • организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;
  • получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;
  • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;
  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Каждое государство имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Генеральная Ассамблея имеет в своем составе Генеральный комитет, Комитет по проверке полномочий и 6 специализированных комитетов:

  • Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы
  • Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей
  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет) занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности.
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет) занимается экономическими вопросами.
  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет) занимается проблемами социального и гуманитарного характера.
  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет) занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации.
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет) занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединенных Наций.
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет) занимается международными правовыми вопросами.

В состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 членов каждый год. 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

  • пять — от государств Африки и Азии;
  • один — от государств Восточной Европы;
  • два — от государств Латинской Америки;
  • два — от государств Западной Европы и других государств.

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом «вето».

Непостоянными членами СБ ООН в 2012-2013 гг. были Австралия, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того, в 2013-2014 гг. – Азербайджан, Аргентина. Люксембург, Руанда и Республика Корея.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) — один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.
Читайте так же:  Как писать заявление на факультативное занятие

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

Свои функции в сфере экономического и социального международного сотрудничества ЭКОСОС осуществляет через пять региональных комиссий:

Международный суд — главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Штат Секретариата ООН насчитывает порядка 44 тысяч международных чиновников.

Секретариат выполняет разнообразные функции — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

В структуру Секретариата ООН входят:

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, отделения — в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение ООНаций в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за употреблением наркотиков, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды.

Совет Безопасности ООН

Функции и полномочия

Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

  • поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
  • расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
  • выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
  • вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
  • призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
  • предпринимать военные действия против агрессора;
  • выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
  • осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;
  • выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

В соответствующих статьях Устава Организации Объединенных Наций содержится дополнительная информация касательно Совета Безопасности

Генеральная Ассамблея ООН

Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи

Форум для многосторонних переговоров

Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 году согласно Уставу Организации Объединенных Наций, занимает в Организации Объединенных Наций центральное место, являясь ее главным совещательным, директивным и представительным органом. Состоящая из всех 193 членов Организации Объединенных Наций, она представляет собой уникальный форум для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, затронутых в Уставе. Она играет также важную роль в процессе выработки стандартов и кодификации международного права.

Ассамблея проходит в сентябре — декабре каждого года, а в последующий период — с января по август — собирается по мере необходимости, в том числе для рассмотрения остающихся докладов Четвертого и Пятого комитетов. Кроме того, в ходе возобновленной сессии Ассамблея рассматривает текущие вопросы, имеющие исключительно важное значение для международного сообщества, в форме тематических прений высокого уровня, организуемых Председателем Генеральной Ассамблеи в консультации с государствами-членами. В этот период Ассамблея традиционно проводит также неофициальные консультации по широкому кругу основных вопросов, в том числе по вопросам реформирования Организации Объединенных Наций.

Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи

Ассамблея уполномочена выносить государствам рекомендации по международным вопросам, относящимся к ее компетенции. Она также инициирует меры политического, экономического, гуманитарного, социального и правового характера, влияющие на жизнь миллионов людей во всем мире. Историческая Декларация тысячелетия, принятая в 2000 году, и Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года отражают приверженность государств-членов достижению конкретных целей в интересах обеспечения мира, безопасности и разоружения, а также развития и ликвидации нищеты; защиты прав человека и утверждения принципа верховенства права; защиты нашей общей окружающей среды; удовлетворения особых потребностей Африки; и укрепления Организации Объединенных Наций. В сентябре 2015 года Ассамблея согласовала набор из 17 Целей в области устойчивого развития, содержащихся в Итоговом документе саммита Организации Объединенных Наций для принятия повестки дня в области развития на период после 2015 года (резолюция 70/1).

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея может:

  • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер финансовых взносов государств-членов;
  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря;
  • рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение, и выносить соответствующие рекомендации;
  • обсуждать любые вопросы, касающиеся международного мира и безопасности, и делать по таким вопросам рекомендации, за исключением тех случаев, когда тот или иной спор или ситуация находится на рассмотрении Совета Безопасности;
  • обсуждать, за исключением таких же случаев, любые вопросы, охватываемые Уставом или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов Организации Объединенных Наций, и делать по ним рекомендации;
  • организовать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, развитию и кодификации международного права, осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения;
  • рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между странами;
  • рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций.

Ассамблея может также принимать меры в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за позиции одного из постоянных членов, голосующего против. В таких случаях согласно ее резолюции «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года Ассамблея может немедленно рассмотреть вопрос и рекомендовать своим членам коллективные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (см. раздел «Специальные сессии и чрезвычайные специальные сессии» ниже).

Стремление к консенсусу

Каждое из 193 государств-членов имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким как рекомендации в отношении мира и безопасности, выборы членов Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета и бюджетные вопросы, принимаются большинством в две трети государств-членов, тогда как по другим вопросам решения принимаются простым большинством.

В последние годы прилагаются усилия к тому, чтобы решения по рассматриваемым вопросам принимались не путем официального голосования, а на основе консенсуса, что обеспечивает более широкую поддержку решений Ассамблеи. После проведения консультаций с делегациями и достижения согласия Председатель может предложить принять ту или иную резолюцию без голосования.

Активизация работы Генеральной Ассамблеи

Не прекращаются усилия, направленные на то, чтобы сделать работу Генеральной Ассамблеи более целенаправленной и актуальной. Эта задача была обозначена в качестве приоритетной во время пятьдесят восьмой сессии, и в ходе последующих сессий продолжались усилия по рационализации повестки дня, совершенствованию практики и методов работы главных комитетов, повышению роли Генерального комитета, укреплению роли и авторитета Председателя и рассмотрению роли Ассамблеи в процессе избрания Генерального секретаря.

На шестьдесят девятой, семидесятой и семьдесят первой сессиях Ассамблея приняла три исторические резолюции по активизации работы Генеральной Ассамблеи (A/RES/69/321, A/RES/70/305 и A/RES/71/323), в которые включен текст присяги, принимаемой при вступлении в должность, и текст этического кодекса Председателя Генеральной Ассамблеи, а также предусматривается проведение неофициальных диалогов с кандидатами на должность Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Читайте так же:  Через сколько дней приходят детские пособия

Прямым результатом процесса активизации деятельности является также практика проведения тематических интерактивных прений на высоком уровне. Дополнительную информацию об истории и достижениях в рамках этого пункта см. в специальной ссылке на веб-сайте Генеральной Ассамблеи: www.un.org/ru/ga/revitalization/.

Сложилась практика периодического проведения Генеральным секретарем на неофициальных заседаниях Генеральной Ассамблеи брифингов для государств-членов, в ходе которых он информирует их о своих недавних мероприятиях и поездках. Такие брифинги стали общепризнанной формой обмена мнениями между Генеральным секретарем и государствами-членами и, скорее всего, будут продолжены в ходе семьдесят второй сессии.

Выборы Председателя и заместителей Председателя Генеральной Ассамблеи и председателей главных комитетов

В результате продолжающейся деятельности по активизации работы Генеральной Ассамблеи и согласно ее правилам процедуры в настоящее время выборы Председателя, заместителей Председателя и председателей главных комитетов проводятся не позднее чем за три месяца до начала новой сессии в целях дальнейшего укрепления координации и заблаговременного распределения работы между главными комитетами и между заседаниями комитетов и пленарными заседаниями.

Генеральный комитет

Генеральный комитет, состоящий из Председателя и 21 заместителя Председателя Ассамблеи, а также председателей всех шести главных комитетов, выносит Ассамблее рекомендации относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации ее работы. В этом году Генеральный комитет проведет свое первое заседание в среду, 13 сентября, и рассмотрит проект повестки дня сессии. После этого в пятницу, 15 сентября, Ассамблея проведет пленарное заседание, на котором рассмотрит доклад Генерального комитета и утвердит повестку дня.

Комитет по проверке полномочий

Комитет по проверке полномочий, назначаемый Генеральной Ассамблеей на каждой сессии, представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.

Ежегодные общие прения Ассамблеи, в ходе которых государствам-членам предоставляется возможность изложить свои взгляды по важнейшим международным вопросам, пройдут со вторника, 19 сентября, по понедельник, 25 сентября, включительно. Непосредственно перед началом общих прений Генеральный секретарь представит свой доклад о работе Организации.

Для общих прений на семьдесят второй сессии определена тема «Особое внимание — людям: в стремлении обеспечить мир и достойную жизнь для всех на жизнеспособной планете», предложенная избранным Председателем семьдесят второй сессии Ассамблеи Его Превосходительством г-ном Мирославом Лайчаком (Словакия) после его избрания 31 мая 2017 года. Такая практика выбора в качестве темы для прений какого-либо конкретного вопроса, имеющего общемировое значение, восходит к 2003 году, когда Генеральная Ассамблея приняла решение ввести это новшество в стремлении повысить авторитет и роль этого органа, который сейчас насчитывает 193 члена (резолюция 58/126, принятая в декабре 2003 года).

Заседания в рамках общих прений обычно продолжаются с 09 ч. 00 м. до 13 ч. 00 м. и с 15 ч. 00 м. до 21 ч. 00 м.

Главные комитеты

После завершения общих прений Ассамблея приступает к рассмотрению основных пунктов своей повестки дня. В связи с тем, что Ассамблея должна рассмотреть очень большое число вопросов (например, на семьдесят первой сессии в повестке дня было 173 пункта), она распределяет их между своими шестью главными комитетами с учетом тематики их работы. Комитеты обсуждают эти пункты, стараясь, где это возможно, согласовать различные подходы государств, и представляют свои рекомендации, обычно в форме проектов резолюций и решений, для рассмотрения и принятия решений на пленарных заседаниях Ассамблеи.

Шестью главными комитетами являются: Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет), занимающийся проблематикой разоружения и смежными вопросами международной безопасности; Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет), рассматривающий экономические вопросы; Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет), рассматривающий социальные и гуманитарные вопросы; Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет), занимающийся различными политическими проблемами, которые не рассматриваются ни на заседаниях других комитетов, ни на пленарных заседаниях Ассамблеи, включая вопросы деколонизации, деятельности Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) и прав человека палестинского народа; Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет), занимающийся административными вопросами и вопросами бюджета Организации Объединенных Наций; и Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет), рассматривающий вопросы международного права.

Однако по ряду пунктов повестки дня, таких как вопрос о Палестине и положение на Ближнем Востоке, Ассамблея принимает решения непосредственно на своих пленарных заседаниях.

Рабочие группы Генеральной Ассамблеи

Ранее Генеральная Ассамблея санкционировала создание рабочих групп для более детального рассмотрения важных вопросов и представления Ассамблее рекомендаций в целях последующего принятия решений. Среди таких групп — Специальная рабочая группа по активизации работы Генеральной Ассамблеи, которая продолжит свою работу в ходе предстоящей сессии.

Региональные группы

За прошедшие годы в Генеральной Ассамблее образовались различные неофициальные региональные группы, которые используются для целей выборов, служат механизмами для проведения консультаций и содействуют решению процедурных вопросов. Это следующие группы: государства Африки; государства Азии и Тихого океана; государства Восточной Европы; государства Латинской Америки и Карибского бассейна; а также государства Западной Европы и другие государства. Председатель Генеральной Ассамблеи избирается на основе принципа ротации между региональными группами. На период семьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея избрала Председателя от Группы государств Восточной Европы.

Специальные сессии и чрезвычайные специальные сессии

Помимо своих очередных сессий Ассамблея может собираться на специальные и чрезвычайные специальные сессии. К настоящему времени Ассамблеей было созвано 30 специальных сессий по проблемам, требовавшим особого внимания, включая вопрос о Палестине, финансовое положение Организации Объединенных Наций, разоружение, международное экономическое сотрудничество, наркотики, окружающую среду, народонаселение, женщин, социальное развитие, населенные пункты, ВИЧ/СПИД, апартеид и Намибию. Тридцатая специальная сессия Генеральной Ассамблеи, состоявшаяся 19–21 апреля 2016 года, была посвящена мировой проблеме наркотиков.

Десять чрезвычайных специальных сессий были посвящены ситуациям, которые Совет Безопасности оказался не в состоянии урегулировать: это Венгрия (1956 год), Суэцкий канал (1956 год), Ближний Восток (1958 и 1967 годы), Конго (1960 год), Афганистан (1980 год), Палестина (1980 и 1982 годы), Намибия (1981 год), оккупированные арабские территории (1982 год) и незаконные израильские действия в оккупированном Восточном Иерусалиме и на остальной оккупированной палестинской территории (1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2006 и 2009 годы).

16 января 2009 года Ассамблея приняла решение временно прервать десятую чрезвычайную специальную сессию, посвященную Газе, и уполномочить Председателя Ассамблеи возобновить ее заседания по просьбе государств-членов.

Выполнение решений Ассамблеи

Работа Организации Объединенных Наций в значительной степени определяется решениями Генеральной Ассамблеи, за практическое осуществление которых в основном отвечают:

  • комитеты и другие органы, учреждаемые Ассамблеей для изучения конкретных проблем, таких как разоружение, поддержание мира, экономическое развитие, окружающая среда и права человека, и представления по ним докладов;
  • Секретариат Организации Объединенных Наций — Генеральный секретарь и его штат международных гражданских служащих;
  • Департамент по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению выступает — в рамках Секретариата Организации Объединенных Наций — в качестве координатора по всем вопросам, связанным с Генеральной Ассамблеей.

Генеральная Ассамблея ООН

Генеральная Ассамблея ООН – главный директивный, совещательный и представительный орган Организации Объединенных Наций. Состав Ассамблеи формируется из представителей всех государств членов ООН. На сегодняшний день в состав Организации Объединенных Наций входят 193 государства, каждое из которых представлено своей делегацией на заседаниях Генеральной Ассамблеи. Сессии Ассамблеи проходят в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

История создания Организации Объединенных Наций

Идея создания международной организации, главной задачей которой было поддержание мира и безопасности зародилась во время Второй мировой войны. Первым шагом к созданию ООН стало подписание Соединенными Штатами Америки и Великобритании документа, в котором были изложены основные принципы международной безопасности. Он был подписан 14 августа 1941 года президентом США Ф. Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем на военно-морской базе Арджентия в Ньюфаундленде. Документ получил название Атлантической хартии.

Вскоре к Атлантической хартии присоединились 26 стран входящих в антигитлеровскую коалицию. 1 января 1942 года ими была подписана декларация Объединенных Наций, в которой выражалась поддержка основным пунктам хартии.

На московской конференции, проходившей с 19 по 30 октября 1943 года, представители СССР, США, Великобритании и Китая подписали декларацию, в которой призывали создать международную организацию, которая занималась решениями проблем мировой безопасности. Вопрос по созданию такой организации также поднимался на встрече руководителей стран-союзников 1 декабря 1943 года в Тегеране.

Читайте так же:  Квота на временное проживание иностранцев

С 21 сентября по 7 октября 1944 года на заседаниях проходивших в Вашингтоне, дипломаты СССР, США, Великобритании и Китая договорились о структуре, целях и функциях новой организации. 11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции Сталин, Черчилль и Рузвельт высказались о готовности создать «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

Итогом этой договоренности стала Конференция прошедшая в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года. На этой конференции делегаты от 50 стран подготовили Устав новой организации. 24 октября 1945 года Устав ООН был ратифицирован странами – постоянными участниками Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Китай, Франция) и таким образом была создана Организация Объединенных Наций.

Первое заседание Генеральной Ассамблеи ООН состоялось 10 января 1946 года в Центральном зале Вестминстерского дворца в Лондоне. На ней присутствовали делегации 51 государства. Первая резолюция Генеральной Ассамблеей была принята 24 января 1946 года. Она касалась мирного использования атомной энергии и ликвидации ядерного и другого оружия массового поражения.

Динамика увеличения стран-членов ООН

Структура Генеральной Ассамблеи ООН

Генеральная Ассамблея была учреждена в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций в 1945 году. Руководит Ассамблеей председатель, который выбирается голосованием. Также методом голосования выбирается 21 заместитель председателя. При голосовании каждое государство-участник ООН имеет 1 голос. Председатель и его заместители избираются на одну сессию и выполняют свои обязанности в течение той сессии на которой они были выбраны. Действующий председатель Генеральной Ассамблеи ООН – Сэм Кутеса (Уганда).

Каждая новая сессия Генеральной Ассамблеи ООН начинается с решения организационных вопросов, после чего начинаются общие прения. В ходе проведения общих прений представители всех государств имеющих членство в ООН получают возможность высказать свою позицию на тему международных вопросов. Как правило, общие прения проходят 7 дней, после чего Ассамблея переходит к решению вопросов стоящих на ее повестке. Поскольку вопросов, находящихся в рассмотрении Генеральной Ассамблеи ООН очень много, для оптимизации ее работы были созданы специальные комитеты. Комитеты разделены по тематике вопросов и занимаются непосредственным их обсуждением. После чего резолюции вынесенные комитетами рассматриваются на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. На сегодняшний функционирует 6 главных комитетов:

  • Первый комитет рассматривает вопросы посвященные разоружению и международной безопасности. Действующий председатель комитета — Кортни Рэттри (Ямайка);
  • Второй комитет рассматривает вопросы касающиеся экономической и финансовой деятельности. Действующий председатель комитета – Себастьяно Карди (Италия);
  • Третий комитет рассматривает вопросы связанные с социальными и гуманитарными проблемами, а также рассматривает вопросы культуры. Действующий председатель комитета – София Мескита Боргес (Тимор Лешти);
  • Четвертый комитет занимается рассмотрением политических вопросов, которые не входят в юрисдикцию других комитетов. В их числе вопросы деколонизации и деятельности БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ). Действующий председатель комитета – Дурга Прасад Бхаттараи (Непал);
  • Пятый комитет рассматривает административные и бюджетные вопросы Организации Объединенных Наций. Действующий председатель комитета –Франтишек Ружечка (Словакия);
  • Шестой комитет рассматривает вопросы международного права. Действующий председатель комитета – Тувако Натэниел Манонги (Танзания);

Помимо шести основных комитетов функционируют комитет по проверке полномочий и генеральный комитет. Комитет по проверке полномочий насчитывает 9 членов, назначаемых Генеральной Ассамблеей в задачу которых входит проверка полномочий представителей государств-членов ООН.

Генеральный комитет занимается организационными вопросами Ассамблеи. В его задачу входит оказывать содействие Председателю в составлении повестки дня для каждого пленарного заседания, устанавливать очередность рассматриваемых вопросов и координировать работу основных шести комитетов. Кроме этого, генеральный комитет предоставляет рекомендации по дате закрытия сессии Генеральной Ассамблеи. В состав комитета входит председатель, 21 его заместитель и руководители шести основных комитетов.

Кроме комитетов, действуют другие вспомогательные органы, решающие более узкий круг вопросов. Вспомогательные органы подразделяются на советы, комиссии и рабочие группы. Советы и комиссии делятся на исполнительные и консультационные. На сегодняшний день действуют Исполнительные совет Детского фонда ООН, Исполнительные совет Мировой продовольственной программы, Исполнительный совет Программы развития ООН в области народонаселения. К консультационным органам относятся Совет по вопросам разоружения и консультационная комиссия БАПОР. Кроме этого, в структуре Генеральной Ассамблеи функционируют:

  • Комиссия международного права. Занимается вопросами прогрессивного развития международного права и его кодификацией;
  • Комиссия ООН по праву международной торговли. Занимается вопросами содействия унификации права международной торговли;
  • Комиссия по разоружению;
  • Комиссия по международной гражданской службе. Занимается вопросами создания единой международной гражданской службы путем применения общих норм и методов в отношении персонала;
  • Комиссия по миростроительству. Занимается вопросами предотвращения военных конфликтов;
  • Комиссия ревизоров. Оказывает независимые аудиторские услуги.

Рабочие группы создаются Генеральной Ассамблеей в соответствии с принятыми резолюциями и решениями на пленарных заседаниях. Группы подразделяются на группы открытого состава и специальные рабочие группы. К группам отрытого состава относятся группы рассматривающие вопросы: защиты прав пожилых людей, финансового положения ООН, импорта и экспорта обычных видов вооружений и пр. Специальные рабочие группы занимаются вопросами: активизации деятельности Генеральной Ассамблеи, обеспечению мира в Африке, координации встреч на самом высоком уровне касающихся экономического развития государств и пр.

Задачи и функции Генеральной Ассамблеи

Генеральная Ассамблея ООН является наиболее представительным органом этой организации, так как в нее входят делегации всех стран-членов ООН. По своей сути Генеральная Ассамблея является консультационным международным органом. Ведь в отличие от резолюций Совета Безопасности ООН, резолюции Генеральной ассамблеи носят не обязательный, а рекомендательный характер.

Но в то же время, принятые Ассамблеей резолюции имеют большое морально-политическое значение для международных отношений. Нынешний генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что хотя резолюции Генеральной Ассамблеи не носят обязательный характер, ООН в своей работе будет руководствоваться их положениями.

Такое заявление Пан Ги Муна связано в первую очередь с тем, что на резолюцию Генеральной Ассамблеи не налагается вето. Это отличает резолюции ГА от резолюций Совета Безопасности ООН. Хотя решения СовБеза являются обязательными к выполнению для всех стран-участниц ООН, резолюция может быть принята только в том случае если ни один из постоянных участников Совета Безопасности не проголосовал «против». Резолюции Генеральной Ассамблеи принимаются при условии 50% большинства при голосовании. При рассмотрении особо важных вопросов, для принятия положительного решения, необходимо согласие 2/3 делегатов.

Генеральная Ассамблея ООН является форумом для обсуждения всех проблем международной политики прописанных в Уставе организации. Согласно действующего Устава, Генеральная Ассамблея призвана выполнять следующие функции:

  • Обсуждение вопросов касающихся поддержания мира и безопасности, вопросов разоружения. Вынесение рекомендаций по этим вопросам;
  • Обсуждение и вынесение рекомендаций по вопросам касающихся организации и Устава ООН.
  • Организация исследований в областях международного права и международного сотрудничества в различных областях. Содействие осуществлению прав и свобод человека;
  • Вынесение рекомендаций по мирному урегулированию конфликтов;
  • Рассмотрение и утверждение бюджета ООН;
  • Избрание и утверждение представителей в руководящие органы ООН.

Кроме этого, Генеральная Ассамблея ООН может принимать необходимые меры, в случае когда имеется угроза безопасности мира, а Совет Безопасности ООН не может принять решение из-за его ветирования одним из своих постоянных членов. Это прописано в резолюции «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года.

Порядок работы Генеральной Ассамблеи

Генеральная Ассамблея ООН является сессионным органом. Сессии бывают ежегодные очередные и внеочередные специальные. Очередные сессии Генеральной Ассамблеи начинаются в третий вторник сентября. При этом Генеральный секретарь извещает всех участников, как минимум за 60 дней до начала заседаний. Также Генеральным секретарем составляется предварительная повестка дня очередной сессии и любая из стран-участниц имеют право не менее чем за 30 дней до открытия сессии внести на рассмотрение дополнительные пункты.

На первом заседании в обязательном порядке проводятся выборы Председателя Генеральной Ассамблеи ООН, его заместителей, глав шести основных комитетов, а также оговаривается дата закрытия сессии.

Внеочередные сессии Ассамблеи созываются Генеральным Секретарем ООН по требованию Совета Безопасности или в случае получения от большинства членов ООН уведомлений о созыве такой сессии. Направить уведомление о созыве внеочередной сессии может любой член ООН, а Генеральный Секретарь обязан известить других участников. Сессия созывается, если в течение 30 дней большинство участников дадут свое согласие на проведение заседаний.

Генеральная ассамблея оон функции и полномочия