Приказ 2065 минобразования

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

В связи с участившимися обращениями по вопросам организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), лицензирования и аккредитации образовательной деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение обучающихся указанной категории, Минобрнауки России направляет разъяснения.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяется адаптированной образовательной программой.

Основой для разработки адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью является федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью), утвержденный приказом Минобрнауки России 19 декабря 2014 г. № 1599.

ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью вступает в законную силу с 1 сентября 2016 г.

ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью может быть реализован при организации обучения обучающихся с умственной отсталостью совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (общеобразовательные организации, медицинские организации, санаторные организации, детские дома — интернаты системы социальной защиты), или вне их — в форме семейного образования, а также на дому.

На основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью разработана и включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.

В программе прописан примерный учебный план, на основе которого образовательная организация разрабатывает свой учебный план.

Определение варианта образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, необходимости создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

В ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью прописано количество учебных занятий по предметным областям и «Коррекционно-развивающей области», являющейся обязательным элементом структуры учебного плана.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен. между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15 (далее — СанПиН ОВЗ), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.

СанПиН ОВЗ вводятся в действие с 1 сентября 2016 г. и распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.

Образование согласно СанПиН ОВЗ для всех обучающихся с ОВЗ осуществляется в 1 смену по 5-ти дневной учебной неделе.

Согласно статье 28 Закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе разработке и утверждении образовательных программ.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (часть 7 статьи 12 Закона).

Для обучающихся с умственной отсталостью, правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года, применяется ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Основанием для разработки образовательных программ для них является примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте fgosreestr.ru.

Для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, размещенную на сайте fgosreestr.ru., или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения (часть 4 статьи 91 Закона). Сведения о конкретных образовательных программам в приложении к лицензии не указываются.

Вместе с тем, в настоящее время Минобрнауки России разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее — законопроект), которым предусматривается проводить лицензирование образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью по образовательным программам (адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями интеллекта), что влечет изменения статьи 91 Закона об образовании и нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру лицензирования образовательной деятельности.

Законопроект размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ссылка доступa: http://regulation.gov.ru/p/50981.

В дополнение к письму Минобрнауки России от 20 августа 2014 г. № ВК-1748/07 сообщаем, что законопроектом аккредитация образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью не предполагается.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросам организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), лицензирования и аккредитации деятельности.

Так, указано, что содержание образования данных лиц определяется адаптированной программой. Учитываются положения специального ФГОС, который вступает в силу с 1 сентября 2016 г.

Стандарт может быть реализован при организации обучения лиц совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах, в специализированных организациях или в форме семейного образования, а также на дому.

На основе ФГОС разработана и включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерная адаптированная программа. Она реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

В стандарте для обучающихся с умственной отсталостью прописано количество учебных занятий по предметным областям и «Коррекционно-развивающей области», являющейся обязательным элементом структуры учебного плана.

Продолжительность занятий, перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется СанПиН 2.4.2.3286-15.

Планируется внести изменения в Закон об образовании в части лицензирования образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью по образовательным программам (адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями интеллекта).

При этом не предусматривается аккредитация деятельности по адаптированным программам.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Учебный план составлен на основании Приказа Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Главная > Документ

Учебный план составлен на основании Приказа Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

В Учебном плане ОУ федеральный компонент (номенклатура обязательных предметов и количество часов, отведенных на них; предельно допустимая нагрузка) сохранены на 100 %.

Часы школьного компонента используются как коррекционные факультативные курсы для получения детьми дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе.

Согласно федеральному компоненту базисного плана для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата обучение в начальной школе осуществляется за 4 года, продолжительность обучения в основной школе увеличивается на 1 год. Увеличение сроков обучения связано с замедленным темпом психического развития детей, трудностями при овладении письмом и чтением вследствие речевых и двигательных нарушений, необходимостью введения в учебный план предметов коррекционного цикла. Срок обучения в основной школе составляет 6 лет. Общий срок обучения составляет 12 лет.

Учебный план включает следующие блоки: общеобразовательные курсы, трудовая подготовка, включающая систему трудотерапии, коррекционная подготовка, школьный компонент.

Коррекционная подготовка предусматривает занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и малогрупповые занятия по формированию и развитию психических процессов. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Продолжительность занятий 25-30 мин. ЛФК – 40 мин. Обязательные индивидуальные и групповые занятия по ЛФК проводятся не реже двух-трех раз в неделю по 35 минут на каждого ученика. На одну ставку логопеда приходится 15-20 человек.

В 1, 2, 3, 4 классах введен коррекционный курс по английскому языку. Коррекция нарушенных функций проводится на основе следующих предметов: 5, 6 кл- математика, физкультура, 7, 9 — математика, русский язык, 8- математика, английский язык, 10 – математика, география.

В 5-12 классах трудовое обучение выполняет коррекционно-восстановительные задачи, способствует решению социальной задачи коррекции имеющихся у учащихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых навыков. Здесь осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, как одного из элементов социализации школьников. Для детей с ДЦП введены такие разделы как «Основы трудовых ремесел» (5-12 кл), где мальчики осваивают азы ремонтных, строительных и других видов работ, для девочек — «Основы швейного дела с элементами декоративно-прикладного искусства», что способствует расширению горизонтов их возможностей. Изучение раздела «Кулинария» в 6-12 классах способствует решению проблемы социализации школьников с ДЦП, в т. ч и детей-сирот. Для занятий по трудовому обучению с элементами трудотерапии класс делится на 2 группы.

Читайте так же:  Приказ 153 от 19.03

Использование вариативной части учебного плана – обязательных занятий по выбору — в 5, 6 классах – выделен час на изучение географии, в 7 – 10 классах обязательные занятия по выбору отведены на занятия физической культурой. В 11 кл. обязательные занятия по выбору отведены на изучение биологии (1 час) и 1 час – на изучение всеобщей (новейшей) истории. В 12 кл. обязательные занятия по выбору отведены на подготовку к экзамену по математике («Основные вопросы математики») 1 час и 1 час – на изучение всеобщей (новейшей) истории. Факультативные занятия используются для изучения английского языка в 5 кл. – 1 час, для обеспечения изучения основ компьютерной грамотности (ОКГ) в 6, 7, 8 и 9 кл. В 7, 8 и 9 кл по 1 часу использовано на литературу (курс «Детская литература»), 10 кл. – 1 час по истории («История от древнего мира и до наших дней») и 1 час по химии («Химия вокруг нас»), в 11 и 12 кл. по 1 часу выделено на изучение экономической и социальной географии мира и по 1 часу на изучение английского языка. С целью коррекции двигательных нарушений третий час физкультуры выделен за счет коррекции в 5 и 6 классах.

Для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью

В соответствии с Концепцией структуры общего образования в части развития 12 летней школы предусматривается

1 ступень — начальная школа включает пропедевтико – диагностический период.

2 ступень — основная школа 5-9 класс с дальнейшим пролонгированным обучением с усилением социокультурной и трудовой подготовки с элементами трудотерапии обучающихся в 10-кл.

Базисный план включает образовательные курсы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых обучающихся.

Социальная задача коррекции имеющихся у учащихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, расширение и уточнение картины мира осуществляется на уроках окружающий мир (3, 4 кл.), выделенных за счет обязательных занятий по выбору. В 5-6 кл обязательные занятия по выбору отведены на математику, а в 9 классах — на занятия физической культурой, в 7 кл – ознакомление с окружающим миром, в 8 кл — ОБЖ. С целью коррекции двигательных нарушений третий час физкультуры выделен за счет коррекции в 5, 7, 8 и 10 классах.

Факультатив в 4 кл. используется для развития речи. В 6, 8 и 9 кл. — факультатив «Детская литература», в 9, 10 кл. введен курс «Химия в быту и на производстве». Факультативы по естествознанию в 5, 6, 8 и 10 кл.: в 5 кл расширяются и углубляются знания учащихся о временах года, в 6 кл. – о лесе, в 8 кл. – о комнатных растениях, в 10 кл. – факультативный курс «Я живу в России». Факультативный курс «Математика вокруг нас» предусмотрен в 5 кл. в 7 кл — факультативные курсы по ритмике и изобразительному искусству. Цель – коррекция нарушенных функций, формирование у учащихся знаний и умений, способствующих социальной адаптации и последующей интеграции в общество.

На реализацию коррекционных задач направлены следующие разделы трудового обучения с элементами трудотерапии: «Основы трудовых ремесел», «Основы швейного дела с элементами декоративно-прикладного искусства» (6-10 кл). Для занятий по трудовому обучению с элементами трудотерапии класс делится на 2 группы.

Коррекция нарушенных функций проводится на основе следующих предметов: 5 кл- математика, русский язык, физкультура, 6, 10 — русский язык, физкультура, 7, 8 — чтение, физкультура, 9 — математика, русский язык.

Учебный план специального коррекционного образовательного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата VI вида.

Приказ 2065 минобразования

03.03.2011 г. № 160-п

Об утверждении форм документации

для проведения государственной

(итоговой) аттестации в 9-х классах

В целях организация и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в новой форме по математике в образовательных учреждениях Чеченской Республики в 2011 году, в соответствии с Порядком проведения экзаменов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, утверждённым приказом министерства образования и науки Чеченской Республики от 03.03.2011 г. № 153-п

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить формы бланочной документации для проведения экзамена по математике в новой форме в образовательных учреждениях – пунктах проведения экзамена согласно приложениям №№ 1 – 14.

2. Утвердить формы бланочной документации для республиканской предметной комиссии согласно приложениям №№ 15 – 17.

3. Формы бланочной документации для республиканской конфликтной комиссии согласно приложениям №№ 18 – 23.

4. Руководителям органов управления образованием, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений довести до сведения всех участников образовательного процесса, реализующих образовательные программы основного общего образования.

5. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя министра Р.Г.Оздарбиева.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИКАЗ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В целях совершенствования образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии приказываю: По вопросу, касающемуся применения базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации, см. письмо Минобразования РФ от N 29/ Утвердить прилагаемые учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов. 2. Управлению специального образования (Т.В. Волосовец) направить данный Приказ в органы управления образованием субъектов Российской Федерации до 23 апреля 2002 г. 3. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой. Заместитель Министра Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

2 Общеобразовательные области подго товительный класс БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА (I вариант) Число учебных часов в неделю младшие старшие всего I II III IV V VI VII VII IX I федер. комп. нац. — рег. комп. X (I) XI (II) XII (III) федер. комп Общеобразовательные курсы Родной язык и литература чтение и развитие речи письмо и развитие речи Развитие устной речи Русский язык как государственный Всего нац. — рег. комп Математика Природа Природоведение Биология География Искусство Обществознание История Отечества Обществознание Этика и психология семейной жизни Изобразительное искусство Музыка и пение Физкультура II Трудовая подготовка

3 Трудовое обучение Профессиональнотрудовое обучение Производственное обучение Трудовая практика (в днях) III Коррекционная подготовка а) коррекционные курсы развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действиительности Социальнобытовая ориентировка (ОСБ) ритмика б) обязательные индиивидуальные и групповые коррекционные занятия Школьный компонент (обязательные занятия) Итого: обязательная нагрузка учащегося Факультативные занятия Всего: максимальная нагрузка учащегося На русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения выделяются часы из общего количества часов, отводимых на родной язык. Трудовая практика (в днях) проводится в летний период или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения.

4 На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится мин. учебного времени на одного ученика, в том числе на класс: Логопедические занятия ЛФК Развитие психомоторики и сенсорных процессов Часы, предусмотренные школьным компонентом и факультативными занятиями, дополняют образовательные области по усмотрению учреждения. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БАЗИСНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА (I ВАРИАНТ) Базисный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально — трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. В учреждениях может функционировать подготовительный (0) класс при наличии обучающихся с низким уровнем подготовленности к обучению даже в специальных условиях или обучающихся с диагнозом, требующим уточнения. В I — IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В V — IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В I — IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально — трудовое обучение. В V класс введено природоведение, VIII — IX классы — обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В V — IX классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии. К коррекционным занятиям в младших (I — IV) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V — IX) классах — социально — бытовая ориентировка (СБО). Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (0 — VIII классы), ЛФК (0 — IV классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (0 — IV классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями. В III — V классах выделяются часы на обязательные занятия по выбору. В V — IX классах предусмотрены факультативные занятия, а также трудовая практика по профилю обучения. В учреждениях могут создаваться одногодичные (X), двугодичные (X — XI), трехгодичные (X — XII) профессиональные классы или профессиональные курсы (I, I — II, I — III), что входит в компетенцию региона и учреждения.

5 В классы могут направляться умственно отсталые подростки, которые в силу своих психофизических особенностей не смогут по окончанию девятилетней школы работать в условиях современного производства или продолжать образование в ПУ. Курсы могут функционировать как производственные для обучающихся, имеющих возможности овладения углубленной профессиональной подготовкой по тому профилю труда, под который есть социальный заказ и производственная база для трудоустройства выпускников. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений. Продолжительность урока в «подготовительном» классе мин. в течение всего учебного года; в 1 классе — 35 мин. (I четверть), начиная со II четверти — 45 мин.; во II — IX и X — XII классах (I — III курсах) — 45 мин. В «подготовительном» классе в течение учебного года и в I классе в течение I четверти отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями. Часы, отведенные на обязательные предметы школьного компонента и факультативные занятия, могут быть использованы по усмотрению учреждения на занятия по логопедии, развитию речи, на такие предметы, как элементы физики и химии в быту и на производстве, истории и культуры родного края, на производительный труд по профилю трудового обучения, дополнительно — на профессионально — трудовое обучение, изучение других предметов. Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту. Для занятий по трудовому обучению обучающиеся IV — IX и X — XII классов (I — III курсов) и СБО делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача. Летняя трудовая практика в V — VII классах (в течение 10 дней), VIII классах (в течение 20 дней) по окончании учебного года или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения проводится на базе школьных мастерских. В IX классах (в течение 20 дней), X — XII классах (I — III курсах) в течение 30 дней по окончании учебного года — на базе промышленных предприятий или в учебно — производственных комплексах. По окончании IX классов обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения. Обучающиеся, поступающие в X профессиональный класс (на I курс) проходят собеседование или тестирование по общеобразовательным предметам (русский язык, чтение, математика) и профессионально — трудовому обучению. По окончании профессиональных классов (курсов) обучающиеся сдают экзамен по полученной профессии и получают квалификационный сертификат.

Читайте так же:  Осаго уралсиб в ярославле

6 БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА (II вариант) N Обра- Обра- Количество часов в неделю, классы п/п зова- зова- тель- тель все- ные ные (10) (11) (12) го обла- компо- ча- сти ненты сов (учеб- ные пред- меты) Федеральный компонент 1. Язык и речь Рус- ский язык Устная речь Чтение Дело- вое и твор- ческое письмо (прак- тикум) 2. Мате матика Мате- матика Эконо- миче- ский прак- тикум 3. Обще ство- Мир знание исто- рии (про- пед.) Исто- рия Оте- чества Этика Гео- графия

7 4. Есте ство- Живой знание мир Приро- дове- дение Есте- ство- знание 5. Искус ство ИЗО 6. Техно логии Зани- ма- тель- ный труд Домо- вод- ство 7. Физи ческая Физ- куль- куль- тура тура 8. Обес пече- ОБЖ ние безо- пасной жизне- дея- тель- ности Региональный (национальный) компонент Общество- Исто знание рия и куль- тура родно- го края Естество- Чело знание век и его среда (ОБЖ) Искусство ИЗО Музы ка, пение (та- нец) Про филь-

8 ный труд Технологии Физкульту- Физ ра (спор- куль- тивная тура подготов- ка) Количество часов в неделю Школьный ЛФК компонент Ритми (коррекци- ка онные тех- Лого нологии) педи- ческая кор- рекция Игра, игро- тера- пия Психо логи- ческий прак- тикум Фа куль- тативы Максимально до пустимое количе- ство часов Трудовая практика (в днях)

9 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА (II ВАРИАНТ) Базисный учебный план разработан в соответствии с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с особыми нуждами, реализует основные принципы и положения концепции ИКП РАО о поэтапном реформировании системы специального образования, в том числе структуры и содержания обучения лиц с умственной недостаточностью в 12-летней школе. Базисный учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения умственно отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов при пятидневном обучении. При шестидневном расчете часов рекомендуется предусмотреть перераспределение часов из областей: искусство, технологии, физкультура и др. так, чтобы 6-ой учебный день максимально выполнял задачи оздоровления, закрепления творческих и трудовых умений, организацию учебных экскурсий, других видов деятельности обучающихся. Базисный учебный план является нормативным для разработки региональными органами управления образования примерных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Базисный учебный план состоит из 3-х частей: федерального, регионального, школьного. В федеральную (инвариантную) часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции, познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью от младшего школьного возраста (0-4 кл.) до юношеского (10-11 (12) кл.). В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов. Соотношение объема образовательных предметов федеральной части плана к объему, представленному в региональном, составляет 55%. В региональной части наряду с предметами, отражающими специфику того или иного региона РФ в части истории, искусства, физического воспитания и др., большой объем часов (72 ч) заложен на профильный труд, который по направленности содержания следует разрабатывать на основе местных ресурсов, перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников учреждения. В школьном компоненте представлены коррекционные технологии, обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у обучающихся: ЛФК, ритмика, логопедическая коррекция и др. Специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся требует направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно — поведенческих и других свойств психики. В этой части рекомендуются игра и игротерапия (младшие классы), психологический практикум (с 7 класса и далее), а также факультативы, содержание которых разрабатывается педагогическим коллективом при участии психолога, социального педагога, других специалистов. Предлагаемый базисный учебный план является инновационным, все его структурные элементы прошли экспериментальную проверку в ряде регионов РФ (Москва, Магадан, Красноярск, Новгород, Боровичи Новгородской обл., Тверь и др.). Отличительной особенностью плана является соответствие с концепцией структуры общего образования в части развития 12-летней школы. Начальная школа включает пропедевтико — диагностический период (0 класс), основная школа (5-9 кл.) получает возможность дальнейшего пролонгированного обучения с усилением социокультурной и трудовой подготовки обучающихся в кл. Переход от 9-го к 12-му классу может осуществляться поэтапно, имея в виду, что часть обучающихся по желанию родителей (лиц, их заменяющих) может завершить обучение после 9, 10, 11 классов в соответствии с действующим Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Обучающиеся, лишенные попечения родителей (лиц, их заменяющих), обучаются в течение лет в целях их социальной защиты и поддержки.

10 Содержание обучения на каждой ступени строится на основе общих закономерностей развития психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному развитию. Специфические особенности, характерные для обучающихся с умственной отсталостью, явились основанием для введения в учебный план новых предметов, направленных на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся: устная (разговорная) речь (0-4 кл.), живой мир (0-4 кл.), природоведение (5 кл.), мир истории (6 кл.), домоводство (5-12 кл.), деловое и творческое письмо (10-12 кл.), экономический практикум (10-12 кл.), этика (7-12 кл.). Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы, например: география (6-9 кл.); живой мир (0-4 кл.), природоведение (5 кл.), человек и его среда (10-12 кл.); естествознание (6-9 кл.). Такой же принцип действует между предметами из области: технологии и искусство, язык и речь, математика, что позволяет практически осуществлять системную, комплексную работу по развитию умственно отсталого обучающегося средствами образования с учетом его возрастной динамики. В базисном учебном плане заложена большая возможность для реализации социокультурного развития обучающихся, преодоления дидактоцентристских подходов в обучении в пользу психологической, социальной и культурной абилитации разных групп обучающихся с умственной отсталостью. Содержание образования, резерв учебного времени за счет пропедевтического периода и классов создают необходимые условия для индивидуализации образовательного процесса, прогнозирования и поддержки социального развития каждого обучающегося. Базисный план позволяет широко использовать инновации в виде авторских программ, разработанных с учетом региональной специфики, внедрение новых организационных форм обучения в старших классах: деловые игры, практикумы, уроки — экскурсии, интегрированные уроки и др. Первая ступень образования — начальная школа (0-4 кл.). 1. В сравнении с проектами учебных планов для общеобразовательной школы, план начальной школы VIII вида представлен пятилетним сроком обучения, т.к. он начинается с пропедевтического этапа (0 класс), который необходим для обучающихся, не прошедших организованного дошкольного обучения, а также для обучающихся с выраженным психическим недоразвитием. Вместе с тем пропедевтический период следует рассматривать как подвижную структуру, основная задача которой заключается в изучении возможностей обучающихся к обучению, в проверке соответствия психолого — педагогического заключения к уровню интеллектуального развития конкретного обучающегося, что дает право учреждению перевести того или иного обучающегося в течение года (четверти) в 1 класс или вывести из состава обучающихся учреждения, если ПМПК допущена ошибка в диагностике умственной отсталости, что требует дополнительного обследования с сопутствующей характеристикой из учреждения, раскрывающей разнообразные стороны психической деятельности обучающегося. 2. Пропедевтический класс создает необходимые условия для подготовки основной группы обучающихся к дальнейшему обучению по программам 1-4 классов, для выявления их индивидуальных психофизических особенностей, разработки возможных программ психолого — педагогической поддержки глубоко отсталых обучающихся, для которых после пропедевтического этапа может быть скомплектован отдельный класс с адекватными программами воспитания и обучения, учитывающими индивидуальные особенности каждого обучающегося, т.е. учреждению следует опираться не столько на принципы дидактических требований к обучению глубоко умственно отсталого обучающегося грамоте, счету и другим предметам (его продвижение по этому пути весьма затруднено), а создавать оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков: речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда и др. 3. Основными задачами начального обучения в 0-4 кл. являются:

Читайте так же:  Нотариус г.боровск

11 формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения образовательных областей: язык и речь, математика, живой мир и других — в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося; реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению обучающихся, устранению или сглаживанию специфических, индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности. 4. Этап начального обучения может начинаться с 1-го класса, т.к. для отдельных групп обучающихся 0 класс не обязателен. Согласно типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении в 1-3 классы могут направляться дети (с согласия родителей и рекомендаций ПМПК) из дошкольных учреждений, из 1-3 классов общеобразовательной школы, если выявлено психическое недоразвитие (умственная отсталость). В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дети с нарушениями интеллекта имеют право на образовательные услуги в условиях общеобразовательной школы (специальные классы интегрированного обучения и др.), если для этого созданы надлежащие условия. Вторая ступень образования — основная школа (5-9 (10) классы). Названная ступень является продолжением начальной школы, но в отличие от нее расширяет и углубляет понятийную и практическую основу образовательных областей, закрепляет навыки самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных возможностей обучающихся специального (коррекционного) учреждения. Особое внимание на второй ступени уделяется новому виду деятельности — трудовому обучению, оно начинается с пропедевтического периода в 5 классе и на последующих годах преобразуется в доступный обучающимся профильный (полипрофильный) труд. Трудовое обучение — важная составляющая часть всего учебно — воспитательного процесса, поэтому обучение обучающихся разнообразным профилям труда необходимо рассматривать в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни, с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения обучающихся. Трудовая подготовка представлена в региональной части учебного плана, что дает возможность учреждению изучать перспективы дальнейшего трудоустройства обучающихся и в соответствии с ними разрабатывать учебные программы, создавать необходимую методическую и материально — производственную базу. К региональной части на этой ступени отнесены образовательные области искусства (музыка, пение, танец), физкультура, что дает возможность учреждению максимально использовать традиции и культуру (этнокультуру) региона. Образовательная область «Физкультура» так же, как и в начальной школе, должна быть направлена на коррекцию психофизического развития обучающихся, выполнять общеразвивающую функцию, включать (для основной группы обучающихся) элементы спортивной подготовки и национальных видов спорта. Федеральный компонент включает язык и речь, математику, обществознание, естествознание, технологии (домоводство). Образовательная область «Язык и речь» представлена в 5-9 (10) кл. предметами русский язык и чтение. На территории РФ в специальных коррекционных образовательных учреждения VIII вида обучение ведется на русском (как государственном) языке, поэтому для национально — территориальных образований в составе РФ начальную школу и особенно пропедевтический (0 класс) следует рассматривать как период активного усвоения неродного (русского) языка. Изучение родного языка можно предусмотреть за счет школьного компонента в факультативной части. Содержание обучения русскому языку в учреждении строится на новых принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности умственно отсталых обучающихся, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий.

12 Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для обучающихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров. Образовательная область «Математика» представлена элементарной математикой и в ее структуре — геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного плана: домоводства, истории, географии, естествознания, физкультуры, ИЗО и др. Образовательная область «Обществознание» включает в себя: мир истории, историю Отечества, этику, географию. «Мир истории» — новый пропедевтический курс в 6 классе, он позволяет уточнить и обобщить имеющиеся у обучающихся представления о себе, ближайшем социальном окружении, их понимании социальных и общественных явлений, возникающих как глобальные события в истории. Введение пропедевтического периода связано с тем, что умственно отсталым обучающимся трудно осваивать исторические факты, события в их временной ретроспективе, для этого необходимо уточнение имеющихся знаний, формирование предпонятий и понятий об истории, ее источниках, средствах изучения, путях эволюции человеческого общества в материальной и духовной среде. «История Отечества» преемственно продолжает «Мир истории», формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку, производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений: о религиях, видах и структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др. «География» — элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяющий на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально — экономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно — этическому воспитанию. «Этика» — новый учебный предмет (7-9 (10) кл.), направленный на формирование нравственного самосознания обучающихся среднего и старшего подросткового возраста, развитие у умственно отсталых обучающихся навыков социального поведения в ближайшем окружении: семье, со сверстниками, старшими, в трудовой и досуговой деятельности и др. Содержание предмета имеет практическую направленность, где в ходе обсуждений и анализа нравственных категорий и понятий — товарищество, совесть, дружба, любовь, трудолюбие и др. — их проявлений или искажений в человеческих отношениях учащиеся учатся дифференцировать приемлемые и отвергаемые обществом формы социального поведения человека. Предмет предполагает широкое использование новых форм организации учебного процесса: беседы, диспуты, деловые и ролевые игры, интегрированные уроки и др. Образовательная область «Естествознание» реализуется предметами «Природоведение» (5 кл.) и «Естествознание» с соответствующими разделами: «Растения», «Животные», «Человек» (6-9 (10) кл.). Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Основной коррекционной

13 задачей является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Так же, как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств неживой и живой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Естествознание тесно примыкает к домоводству и различным профилям трудового обучения, в частности фермерского дела, отраслей сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, огородничество и др. Раздел «Человек» позволяет изучить не только строение функции органов человека, но, прежде всего, вопросы профилактики различных заболеваний, в том числе профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, венерических и др. заболеваний, характерных для социальной жизни современного общества. Знания о социальной сущности человека уточняют и дополняют представления обучающихся о себе как живом организме, помогают ориентироваться в сложных межполовых и межролевых отношениях, возникающих между людьми, что особенно важно для самостоятельной жизни юноши, девушки после окончания школы. Образовательная область «Технологии» в части федерального компонента учебного плана включает «Домоводство» (5-11 (12) кл.). «Домоводство» в большей мере соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания, оно позволяет поэтапно с 5 по 11 (12) кл. формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и мн. др. Данный предмет особенно важен для обучающихся, лишенных родительской опеки, не имеющих в этой связи опыта жизни в семье, в собственном доме, что переводит «Домоводство» не столько в учебную область, сколько в социальную сферу жизненной компетенции развивающейся личности. Домоводство, как и другие предметы учебного плана, содержательно интегрируется с профилями труда, природоведением, географией, историей, а далее в 10, 11 (12) кл. — с экономическим практикумом.

Приказ 2065 минобразования