Метод социометрии требования

Метод социометрии требования

Социометрический метод

Социометрический метод – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrim – измерение. Впервые этот термин был употреблен в конце XIX века.

Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Особенно это относится к изучению неофициальных отношений.

Поскольку социометрический метод применяется для исследований межличностных отношений в малых социальных группах необходимо уточнить это понятие. Под «малой социальной группой» понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-либо общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Исходя из практических исследований, оптимальным принято считать численный состав малой социальной группы 12-15 человек.

Для анализа и интерпретации результатов социометрии большое значение имеет разновидность группы, где проводятся исследования.

В данном случае различают « группу членства » и « референтную » группу. Первая из них объединяет людей, формально входящих в нее; вторая – тех, кто в совокупности создает «значимый круг общения». Кроме того, различают так называемую « диффузную » группу (взаимоотношения между членами группы строятся по принципу симпатии и антипатии), « ассоциацию » (основой отношений выступает преследование чисто личностных целей), « корпорация » (преследование антисоциальных целей) и « коллектив » (сочетание достижения как личностных, так и общественных целей деятельности.

В основе процедуры рассматриваемого метода лежит социометрический опрос . А суть самой процедуры – исчисление персональных и групповых социометрических индексов.

Многолетняя практика социологических исследований позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса:

1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев.

2. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы.

3. Опрос должен проводиться посторонним лицом.

4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10.

Сама процедура социометрического опроса состоит из нескольких фаз.

1. Подготовительная фаза:

а) определение проблемы, задач исследования;

б) выбор объекта исследования;

в) получение информации о членах группы, о самой группе.

2. Фаза социометрической разминки.

а) установление контакта с группой;

б) психологическая подготовка к опросу членов группы;

в) определение содержания социометрического критерия.

3. Фаза собственно опроса.

а) инструктаж респондентов;

б) тиражирование и раздача социометрических карт;

в) заполнение карт респондентом;

г) сбор социометрических карт.

4. Фаза обработки.

а) обработка полученной информации;

б) проверка данных на надежность и достоверность.

5. Завершающая фаза.

а) формулировка выводов;

б) разработка практических рекомендаций по усовершенствованию внутригрупповых межличностных взаимоотношений, структурного состава группы.

Основой содержания социометрической карты является совокупность критериев, представляющих собой вопросы, ответы на которые и служат основанием для установления неформальной структуры в группе. Выбор критериев должен определяться задачами исследования. Как и вопросы анкеты, критерии в своем строении, форме должны отвечать общим требованиям. Одновременно они должны отвечать и специфическим требованиям, а именно:

1. В содержании социометрического критерия должны отражаться взаимоотношения между членами группы.

2. В критерии должна воспроизводиться ситуация выбора партнера.

3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора.

4. Применяемые критерии должны быть значимы для исследуемого коллектива.

5. Критерий должен описывать конкретную ситуацию.

При исследовании малых социальных групп в сфере физической культуры могут задаваться вопросы типа: «С кем из команды Вы предпочли бы проводить свободное время?», «С кем бы Вы хотели жить в одной комнате при пребывании на сборах?», «С кем бы Вы хотели отрабатывать технические действия на тренировке?», «Кто бы на Ваш взгляд мог заменить тренера на занятии при его отсутствии» и др. Приведенные примеры критериев могут быть сформулированы и в отрицательной форме. Например, «С кем бы Вы не хотели проводить свободное время?»

Социометрическая процедура, при которой респондент выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным, называется непараметрической . Подобный вариант позволяет выявить эмоциональную составляющую взаимоотношений, показать все многообразие межличностных связей в группе.

Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданным количеством ограничений.

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому раздается анкета и список членов группы, фамилии которых для удобства кодируются номером в списке группы.

Метод социометрии требования

3.5. Основные методы социологического исследования

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (например, бригады, небольшие участки, малые предприятия различных форм собственности). Далее — процессы налаживания взаимоотношения в семье или объединении неполных семей, участвующих в общем бизнесе. В рамках социологии малых групп традиционно изучаются явления, события, характерные для жизнедеятельности постоянных и временных учебных коллективов: класс в школе, студенческая группа, слушатели курсов, лица, объединенные по интересам в различных кружках и т.д. Если говорить о внепроизводственных социальных образованьях, при исследовании которых могут успешно применяться логика, процедуры, методы познания механизмов создания и функционирования малых групп, то отметим общественные движения, неформальные группы. Правда, в отдельных ситуациях они объединяют под своими знаменами большое количество людей. Однако в центре или центрах подобных движений стоят относительно небольшие группы, которые в значительной мере определяют лицо всего объединения, разрабатывают всю стратегию его поведения.

При изучении малых групп используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии. Социометрия — метод сочетания опросной методики и алгоритмов специальной обработки первичных измерений, который сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Основная заслуга в создании определенной методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено.

В соответствии с социометрической методикой всем членам изучаемой группы задается один или два вопроса. Например: “С кем из членов вашей группы Вы посоветовались бы по интимному вопросу?”. При этом предлагается сделать один или несколько выборов в порядке предпочтения. Затем исследователем фиксируется структура межличностных отношений и строятся социограммы. В зависимости от целей исследования может быть измерена и сплоченность группы. Для этого определяется индекс сплоченности по формуле:

где å X ij — общая сумма взаимных выборов, сделанных членами группы;

å Xijmax — максимально возможное число взаимных выборов, которое вычисляется по формуле:

где n — число членов в изучаемой группе.

се начинается с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегда сложны, зачастую противоречивы и изменчивы, постольку выбор критериев становится задачей, требующей при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп и понимания, учета конкретных особенностей поведения, жизнедеятельности группы, и владения техникой измерения.

Критерий должен быть индикатором взаимоотношений.

Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении по форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования.

нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;

не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;

быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;

содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;

включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформу­лированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;

убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Различия в слабых и сильных социометрических критериях покажем на одном примере. Критерий: “Кого бы Вы выбрали своим бригадиром?” — относит­ся к “слабому” типу, ибо он не конкретизирован, подчеркнуто проективен. В усиленной форме критерий имеет вид: “Ломайте, теперь мы сами являемся хозяевами нашего предприятия. Кого бы Вы в этой новой ситуации выбрали первым бригадиром?”. Здесь каждый респондент начинает четче, определеннее рассматривать окружающих с точки зрения возможности возглавить бригаду, работающую в новых экономических условиях.

Социометрические критерии разделяются на два основных класса:

коммуникативные — критерии общения (“социометрические тесты”) и

гностические — познавательные критерии (“тесты социальной перцепции или социального восприятия”).

Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто — отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

Читайте так же:  Транспортный налог вычеты

Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые — замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые — приоткрывают перед исследователем “вход” в сферу неформальных отношений. Примером коммуникативного официального критерия является вопрос: “Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?”, коммуникативного неофициального — “С кем из Ваших коллег Вы поделились бы личными переживаниями по поводу разлада в семье?”. Гностическими вариантами этих критериев выступают суждения: “Кто из членов Вашей бригады выбрал бы Вас в качестве бригадира?” (гностический официальный критерий), “Кто из Ваших коллег поделился бы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли конфликты в семье?” (гностический неофициальный критерий). В наших примерах критерии сформулированы в положительной форме, то есть ориентированы на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отверженцу.

Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе. Вот образец коммуникативного официального дихотомического критерия: “Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?” (положительная часть критерия), “Кого из членов Вашей бригады Вы не хотели бы видеть в качестве бригадира?” (отрицательная часть критерия).

Укажем еще одну разновидность социометрических вопросов: критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы. Например, “Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно создать малую предпринимательскую группу (в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь)” и т. д.

Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести различные “шумы” в первичную информацию. Поэтому среди других аспектов важен и вопрос о числе социометрических критериев. Практика социометрических опросов выработала следующие рекомендации:

чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев, особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;

число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.

Социометрия как метод социологического исследования.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Малая группа — реально существующее образование, в которой люди объединены по какому-либо общему признаку (совместной деятельностью) и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Малая группа — субъект деятельности, через которую она включается в систему общественных отношений.
Социометрия — метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах, разработанный в начале 1930-х австрийским эмигрантом психиатром Дж. Морено. Морено предложил не только способ измерения отношений (социометрический тест, включавший наблюдения за взаимодействиями, вопросы о связях разного типа дружбы, предпочтениях, неприязни, доверии), средства визуализации (социограмму), но и связал этот инструментарий с понятиями структуры, социальных ролей и сплоченности.
Область применения:
— как средство активного управления групповой деятельностью;
— использование в кризисных моментах, при экстремальных условиях;
— использование метода в комплексе с другими.
Возможности метода:
1. Позволяет анализировать внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов;
2. Оценит психологическую совместимость;
3. Измерить степень сплоченности и разобщенности группы (уровень группового единства);
4. Позволяет выявить социометрические позиции, т. е. авторитета членов группы, по признаку симпатии — антипатия;
5. Обнаружение групповых подсистем, образований группы, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Ограничения:
1. Используется для диагностики только в малых группах;
2. Социометрия не может рассматриваться как полная характеристика внутригрупповых отношений, т. к. она ограничена выделенными критериями;
3. Надежность процедуры определяется правильностью выбора критерия.
Этапы и программа проведения социометрического опроса.
Выделяют несколько этапов проведения социометрического опроса:
1. Подготовительный этап
— определение, обоснование проблемы, выбор объекта;
— формулировка социометрических критериев;
— разработка бланка социометрического опроса
2. Основной этап
— установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы;
— проведение социометрического опроса;
— сбор карточек, проверка заполнения
— первичная обработка данных
3. Завершающий этап
— построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов
— расчет индивидуальных и групповых индексов
— формулировка выводов;
— разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.
Особенности инструментария социометрического опроса.
Социометрический опрос — в ходе, которого выясняются взаимоотношения между членами малой группы, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям. Требования к проведению социометрического опроса. Количество членов изучаемого коллектива не должно превышать 8-9 человек. Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом.
Основным инструментом социометрического опроса является социометрическая карточка, а также средства визуализации — социоматрица и социограмма, инструкция анкетеру (интервьюеру).
Социоматрицы и социограммы как формы представления социометрических данных. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.
Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков. Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью).
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Виды социограмм.
1. Произвольного вида — иллюстрирующие комбинацию установок, отношений, связей с наиболее удобным или оптимальным изображением членов групп;
2. Круговые — все участники группы изображаются симметрично на одной окружности, а связи между ними изображаются внутри данной окружности.
3. Концентрические или мишеневые — символы всех членов групп располагаются на вписанных друг в друга концентрических окружностях таким образом, чтобы в центре оказались те, кто обладает более высоким положительным статусом «звезды»
4. Локограмма — расположение символов отражает их реальное местоположение в той или иной ситуации (отражает распределение индивидов на производстве).
5. Вид звезды, цепи, триады, тетрады и т. д.
Социометрическая карточка. Используется для сбора информации при социометрическом опросе. Социометрические карты даются для заполнения респондентам.
№ Тип Критерии Выборы
1 Работа А) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?
Б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?
2 Досуг А) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
Б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем, разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р (А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей.
Социометрические критерии и их классификация.
Существенным является то, что выбор или отклонение одним индивидом другого осуществляются по отношению к определенной содержательной деятельности.
Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием. Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений.
Виды социометрических критериев:
Производственные критерии выясняют межличностные взаимоотношения на уровне структуры производственной деятельности.
Непроизводственные критерии показатели межличностных взаимоотношений в коллективе.
Прогностический критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания отношений членов коллектива согласно представлениям респондента.
Социальные критерии предполагают выбор для совместной общественной работы.
Коммуникативные критерии — используется для того, чтобы замерить реальные или воображаемые отношения в группе. Выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение.
Гностические — предназначены для отражения представления человека о том, как он видит свою позицию в группе.
Официальные — оценка формальной структуры.
Неофициальные — оценка неформальной структуры.
Параметрические — позволяют выбрать столько лиц, сколько члены группы считают нужно.
Непараметрические — выбор с заранее заданными ограничениями.
Критерий считается положительным, если предполагает объединение партнеров. Соответственно, отрицательным называется критерий, предполагающий выделение из коллектива лица (или лиц).
Двойным называются такие критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления. Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осуществлении которой с необходимостью возникает неравенство выбирающего и выбранного.
Требования к социометрическому критерию. 1. В его содержании должны отражаться взаимоотношения между членами коллектива. 2. Он должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности (или выбрать или отклонить). 3. Не должен ограничивать возможности выбора. 4. Критерии должны интересовать исследуемый коллектив, быть значимыми для него. 5. Должен описывать конкретные ситуации. 6. Должен быть грамотно сформулирован.
Подготовка анкетеров «интервьюеров», и инструктирование респондентов. Подготовка анкетеров включает их обучение:
1. Знание темы исследования;
2. Знание особенностей среды респондентов;
3. Знание техники анкетирования, приемов стимулирования респондентов давать достоверную информацию (снятие напряженности, контакт с членами коллектива, внушение им доверия, установление содержания социометрических критериев).
Индивидуальные и групповые социометрические индексы.
Различают индивидуальные социометрические индексы и групповые социометрические индексы. Первые характеризуют индивидуальные социально¬-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе, т. е. характеризуют группу в целом. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными индивидуальными индексами являются: индекс социометрического статуса i-члена; индекс эмоциональной экспансивности j-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы — отражает отношение члена группы к каждому ее представителю и определяется по формуле:
Сj = Сумма (Ri++ Ri-)/ N-1
где Cj — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, ¬знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N- число членов группы.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) В ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:
Ej= сумма (Rj+ + R j-) / N-1
где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj — сделанные /членом выборы(+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из групповых наиболее важными являются: индекс социометрической когерентности группы, индекс психологической взаимности и индекс референтности.
Bндекс социометрической когерентности группы — характеризует меру связанности групп по выделенному критерию и высчитывается по формуле:
К =Кол-во отданных выборов/ N*(N-1)
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
Gg = сумма (сумма Aij+) / (1/2N(N-1))
где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Aij + ¬число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.
Индекс референтности:
R= кол-во взаимных положительных выборов / кол-во положит. выборов
Структура социально-психологических отношений включает: структуру социально-психологических ролей (звезда – макс. количество выборов; лидер – высокий статус; укрепляющий член – его удаление изменяет сплоченность группы; ослабляющий – удаление не увеличивает и не уменьшает сплоченность; подгруппа – несколько членов с более высокой сплоченностью; ядро – все члены без ослабляющих) и сплоченность группы (дружба, предпочтения, неприязнь, доверие).
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Читайте так же:  Требования к составлению расписания занятий в детском саду

Социометрия — методика

Очень часто в силу наших индивидуальных особенностей мы сталкиваемся с огромным количеством конфликтных ситуаций и разногласий в коллективе. Социометрия Морено была разработана для диагностики межличностных отношений внутри группы.

Метод социометрии состоит из нескольких этапов.

Как проводить социометрию?

  1. Сбор предварительной информации о взаимоотношениях в группе и структуре коллектива, методом наблюдения со стороны за общей деятельностью
  2. Проведение социометрического опроса, который сам по себе очень прост, но при этом требует соблюдения особых условий. Одно из таких это – персонифицированное участие.
  3. Анализ полученных данных, их интерпретация.

Социометрия как тест требует от группы чёткого определения её границ и довольно длительного периода её полноценного функционирования то двух-трёх месяцев или даже полгода и более. Случайные люди, не имеющие отношения непосредственно к этому коллективу не должны принимать участие в данной процедуре. Отсутствие возможности голосовать анонимно подразумевает добровольное участие интервьюеров в опросе, поскольку во время его проведения задеваются эмоциональные стороны межличностных отношений в группе.

Ещё одним нюансом является то, что проведение такого опроса не должно припадать на время близлежащее к каким либо корпоративным мероприятиям и вечеринкам. Изменения условий общения и неформальная обстановка может буквально перевернуть всю общую картину взаимоотношений в коллективе.

Также есть требования и до специалиста проводящего методику: он не должен быть непосредственным участником коллектива, но при этом должен пользоваться его доверием.

Социометрия — методика проведения

Для проведения методики испытуемые собираются в отдельном помещении. Специалист зачитывает инструкцию проведения опроса, затем участники заполняют бланки. На это, как правило, уходит не более пяти минут.

В бланке участникам предлагается выбрать 3 членов коллектива, которым они наиболее симпатизируют и 3 человек, к которым они испытывают антипатию и хотели бы исключить их из группы.

Напротив каждого из 6 выборов в специальной графе необходимо указать за какие именно качества вы выбрали того или другого человека. Данные характеристики разрешается записывать своими словами в произвольной форме, таким образом, как вы бы объяснили такой выбор своим знакомым.

После этого на основе бланков ответов участников составляется социометрическая матрица или иными словами таблица в которой представлены результаты всех участников опроса, на основе которой и определяются результаты социометрии.

Для того чтобы специалисту было удобнее обрабатывать полученные данные он присваивает каждому положительному выбору +1 балл и каждому отклонению-1 балл.

Вывод по социометрии заключается в том, чтобы присвоить всем участникам социометрические — статусы на основе полученных ими выборов+1 балл и отклонений-1 балл. Благодаря чему можно будет увидеть истинную структуру коллектива.

Цель социометрии

  1. Измерение уровня сплочённости — разобщённости в группе.
  2. Определение «социометрических – статусов» — соотносительного уровня авторитетности каждого члена группы по принципу симпатии – антипатии к его персоне со стороны группы. Человек, которому наиболее симпатизируют, будет носить статус «лидера» группы, в то время как не прижившиеся члени коллектива, будут относиться к «отвергаемым».
  3. Определение внутри коллективных сплочённых подсистем, в которых так же могут быть свои неформальные «лидеры».

Исследование социометрия может проводиться в абсолютно любых возрастных группах кроме дошкольников, поскольку взаимоотношения детей этого возраста очень нестабильны и результаты опроса будут отвечать действительности лишь на протяжении короткого промежутка времени. В школьных классах, студенческих группах или трудовых коллективах социометрия межличностных отношений просто незаменимый инструмент для получения исчерпывающих ответов на вопросы организации деятельности группы и взаимодействия её участников между собой.

41. Метод социометрических измерений (социометрия)

используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социометрии позволяет получить информацию о:

— социально-психологических отношениях в группе;

— статусе людей в группе;

— психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

1-й этап — определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап — разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

— формальные/неформальные — Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные — изучают неформальные отношения.

— двойные/одинарные — Двойные — изучают отношения партнёрства. Одинарные — изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.

— прогностические — позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.

— сильные (или значимые)/слабые (незначимые) — Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

1. Ограниченное количество (3-4);

2. логическая связь между собой;

Читайте так же:  Я нашел телефон а на меня написали заявление

3. критерии должны вызывать интерес;

4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;

5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап — выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводиться в двух вариантах:

— Непараметрическая процедура — при использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N – 1) человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе. Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

— Параметрическая процедура — данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения — d — называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением

31. Под руководством Гуревича разрабатывались тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив. Он реализуется в совокупности заданий составляющих тест. Сам тест в полном его объеме и является таким нормативом.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) построен на концепции социально-психологических нормативов. Согласно концепции психического развития каждый человек формируется под воздействием системы требований, которые предъявляет общество к каждому представителю. Чтобы не быть отторгнутым человек должен соответствовать этим требованиям.

Требования социально-психологических нормативов существуют в виде образовательных программ, квалификационных профессиональных характеристик, в традициях, воспитании и обучении. Социально-психологические нормативы отражают разнообразные аспекты психологического развития: нравственного и эстетического. Социально-психологические нормативы — историчны, меняются с изменением общества. Система социально-психологических нормативов — дифференцируется в образовательно-возрастных границах. Нормативы умственного развития учащихся, школьников протекают под воздействием системы требований школьного обучения в учебно-образовательных программах. На этом основана концепция тестов умственного развития школьников. Социально-психологические нормативы — это не предел развития, это некий обязательный уровень для каждого индивида на определенном этапе. Введение социально-психологических нормативов — изменило подходы к построению диагностических методик.

В 1986 году вышел школьный тест умственного развития — ШТУР.

1. ШТУР отличается от традиционных интеллектуальных тестов. Основная идея — использование в методике школьных понятий.

31. Содержание заданий взято из 3-х циклов:

Все эти дисциплины взяты приблизительно в равных пропорциях.

2. Особый способ репрезентации диагностирования. Тесты анализируются с опорой на социально-психологический норматив, а не на статистику. Посредством теста выясняется, насколько школьник соответствует социально-психологическим нормативам. Таким образом, ШТУР демонстрирует, каким образом вести коррекционную деятельность, опираясь на особенности того или иного ученика. Такие тесты указывают направление коррекционной работы. К чему следует вести ученика в процессе работы. ШТУР рассчитан на учеников с 7 по 11 класс. ШТУР — групповой тест, внешне похож на традиционные интеллектуальные тесты. Существуют 2 формы теста: А и Б — для соседей по парте. ШТУР состоит из 6 субтестов — все вербальные. ШТУР проверен на надежность и валидность диагностическим путем сопоставления со школьной успеваемостью. Коэффициент корреляции на уровне 0,53.

6 субтестов ШТУР:

1, 2 — на общую осведомленность, для выявления внешкольных факторов:

— общение со взрослыми

— чтение газет, книг

6 — числовые ряды

7, 8 — пространственное представление, мышление

41. 1этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: d = P(A) + (N – 1) , где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3]; N — число членов группы.

4-й этап — разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

При проведении социометрии, возможны два варианта:

I вариант — социометрическое исследование является частью общего анкетирования.

II вариант — социометрия является предметом самостоятельного изучения.

Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

— инструкцию — количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;

— подписание карточки (разборчиво).

В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, проведения досуга и т. д.)

5-й этап — непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы.

6-й этап — непосредственно обработка и интерпретация результатов. Простейшими способами количественной обработки являются табличный (социометрическая матрица), графический(социограмма) и индексологический(социометрические индексы).

Социоматрица — это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.

Социограммы бывают двух типов: групповые и индивидуальные.

Выделяют два типа социометрических индексов:

— персональные социометрические индексы, характеризующие индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы;

— групповые социометрические индексы, которые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе.

Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

42.Если исследование носит разведочный характер, желательно применение метода вызванных конструктов. Использование вызванных конструктов, хотя и делает трудной обработку данных (по сравнению с заданными конструктами), однако, позволяет вскрыть множество индивидуальных смысловых расчленений, избежать навязывания испытуемым заданных исследователям категорий. Наиболее удобным для проведения исследования представляется метод триад (предполагающий выбор испытуемым из трех элементов двух наиболее сходных и определение, чем они отличаются от третьего), позволяющий получить оценочную решетку. При выборе элементов (определяющих столбцы решетки) следует обеспечить, чтобы эти элементы были релевантны исследуемой системе конструктов.

Полученные конструкты представляют собой индивидуальные категории, соотносимые с личностным смыслом, имеющимся у конкретных испытуемых относительно оцениваемых элементов. Для выделения инвариантных конструктов, отражающих особенности восприятия исследуемого объекта всей группой испытуемых, можно провести контент-анализ полученных индивидуальных конструктов.

На основании отмеченного испытуемыми сходства объектов строится матрица сходства между элементами, представленными испытуемым для оценки. Рассчитанные на основе матрицы сходства меры связи (обычно используеется мера Кульчинского) служат основой для проведения кластерного анализа. Полученные кластеры объектов позволяют произвести их типологию с точки зрения сознания представителей целевой аудитории.

34. реалистического, социализированного мышления, а не с логикой грезы и мечты. По Выготскому, от исходно социальной речи ребенка развитие идет через эгоцентрическую речь к внутренней речи и мышлению.

Другое направление работ Пиаже — изучение развития интеллекта в поведении ребенка. В исследовании истоков интеллекта и представления о реальности у детей первых двух лет жизни Пиаже установил, что первоначально ребенок воспринимает мир как индивид, который не знает себя в качестве субъекта, не понимает своих собственных действий и поэтому приписывает реальности свои субъективные ощущения, даже не подозревая об этом. Ребенок пытается воздействовать на вещи, но сначала он не представляет их себе вне связи с непосредственными действиями.

Прежде чем у ребенка устанавливаются логические операции, он выполняет «группировки» объектов и действий (ищет спрятанный предмет, собирает пирамидку и т. п.), которые, в свою очередь, порождают арифметические, геометрические и элементарные физические «группы».

Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит становление трех основных структур.( I. Сенсомоторный интеллект, II. Репрезентативный интеллект и конкретные операции, III. Репрезентативный интеллект и формальные операции). Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций — это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций.

Иерархическую модель структуры интеллекта предложил также В. Н. Дружинин. Исследования позволили выявить иерархию в формировании вербальных и невербальных факторов интеллекта в онтогенезе: 1 ступень — вербальный интеллект, связанный с речевым развитием ребенка; 2 ступень — пространственный интеллект; 3 ступень — формирование формального (знаково-символического) интеллекта, а в качестве исходной базы для развития всех трех форм интеллекта выступает «поведенческий» (социальный) интеллект.

На иерархической модели интеллекта основаны тесты интеллекта Векслера.

В психометрическом понимании интеллект у детей — это система развития познавательных процессов относительно возрастной нормы, обеспечивающая адаптацию ребенка в социуме. Адаптация в социуме предполагает прежде всего возможности ребенка развиваться и обучаться в среде сверстников, взаимодействовать с окружающими, отвечая социальным нормам поведения.

Метод социометрии требования