Полномочия председателя банка

Полномочия председателя банка

Статья 165
Порядок взаимоотношений Государственной Думы и Центрального банка Российской Федерации (Банка России) регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Статья 166
Вопросы, связанные с взаимоотношениями Государственной Думы и Центрального банка Российской Федерации, предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, который выносит по ним свое заключение, представляемое на рассмотрение Государственной Думы.

Статья 167
1. В соответствии со статьей 83 (пункт «г») Конституции Российской Федерации кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации представляет Президент Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка Российской Федерации.
3. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры, представленной для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение двух недель вновь представляет кандидатуру дЛя назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз.
4. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации Президент Российской Федерации представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на указанную должность в течение двух недель со дня освобождения от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Статья 168
1. Кандидат для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее.
2. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям депутатских объединений в Государственной Думе и комитетов палаты.
3. Председатель Центрального банка Российской Федерации считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.
4. Повторное рассмотрение той же кандидатуры или рассмотрение новой кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации производятся в порядке, предусмотренном статьями 166 и 168 настоящего Регламента.

Статья 169
1. В соответствии со статьей 83 (пункт «г») Конституции Российской Федерации вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации ставится Президентом Российской Федерации.
2. Решение об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

Статья 170
1. Члены Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (далее — Совет директоров) назначаются на должность Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка Российской Федерации, согласованному с Президентом Российской Федерации.
2. Кандидат для назначения в Совет директоров выступает перед Государственной Думой с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность.
3. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по обсуждаемой кандидатуре, выступать за или против нее.
4. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям депутатских объединений в Государственной Думе и комитетов палаты.
5. Член Совета директоров считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
6. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.
7. Рассмотрение новой кандидатуры для назначения в Совет директоров производится в порядке, предусмотренном статьями 166 и 170 настоящего Регламента.

Статья 171
1. В случае, если срок полномочий членов Совета директоров не истек, они освобождаются от должности Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка Российской Федерации.
2. Решение по данному вопросу принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
3. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

Статья 172
1. Кандидатуры для избрания двух представителей Государственной Думы в состав Национального банковского совета при Центральном банке Российской Федерации выдвигаются депутатами Государственной Думы. Остальные шесть членов Национального банковского совета при Центральном банке Российской Федерации (за исключением Председателя Центрального банка Российской Федерации, министра финансов Российской Федерации и министра экономики Российской Федерации, а также представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка Российской Федерации.
2. Кандидат в состав Национального банковского совета выступает перед Государственной Думой с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность.
3. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по обсуждаемой кандидатуре, выступать за или против нее.
4. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям депутатских объединений в Государственной Думе и комитетов палаты.
5. Решение Государственной Думы по вопросу формирования Национального банковского совета считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.

Статья 173
1. Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.
2. Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту Российской Федерации, а также на заключение в Правительство Российской Федерации.
3. Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным.
4. При рассмотрении годового отчета Банка России Государственная Дума заслушивает доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Банка России, а также содоклад представителя Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.
5. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы Председателю Центрального банка Российской Федерации и его содокладчику (содокладчикам), высказывать свое мнение о деятельности Банка России и его годовом отчете.
6. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям депутатских объединений в Государственной Думе и комитетов палаты.
7. По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает постановление.

Статья 174
1. Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
2. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год в течение осенней сессии текущего года.
3. При рассмотрении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Государственная Дума заслушивает доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Банка России, а также содоклад представителя Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.
4. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы Председателю Центрального банка Российской Федерации и его содокладчику (содокладчикам), высказывать свое мнение по основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Банка России.
5. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям депутатских объединений в Государственной Думе и комитетов палаты.
6. По итогам рассмотрения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Государственная Дума принимает постановление.

Статья 175
1. Для проведения аудиторской проверки Банка России Государственная Дума до завершения отчетного года принимает решение об аудите Банка России и определяет аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории Российской Федерации.
2. Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам вносит на рассмотрение Государственной Думы рекомендации по назначению аудиторской фирмы — аудитора Банка России.

§ 6. Председатель Банка России

В мировой практике понятие «центральный банк» чаще всего ассоциируется с его руководителем. И это понятно. Основные текущие решения принимает он. Когда кто-нибудь из таких руководителей что-то говорит публично, то все средства массовой информации стараются угадать по его словам, в каком направлении будет продвигаться денежно-кредитная политика.

По мере того как центральные банки укрепляли свои позиции, повышалось значение и тех персон, которые их возглавляли. На них концентрировалось внимание аналитиков.

Известный специалист по анализу работы Федеральной резервной системы, Мартин Майер пишет, что в период с 1951 по 1969 год, Федеральная резервная система не была заметна в новостях. Теперь же, она всегда в них. Ее руководитель, — отмечает Мартин Майер, — председатель, Алан Гринспан, — появлялся, по крайней мере, четыре раза в год, в соответствии с уставом, перед комиссиями конгресса, и один только его вид создавал колебания на рынке и во всех СМИ. Гринспан также произносил несколько дюжин речей в год. Его взгляды о том, что случается в американской экономике, — по общему мнению, — это самый авторитетный прогноз.*(236)

Одному из его предшественников, — Полу Волкеру, удалось разработать и реализовать на практике такую концепцию, которая вывела Соединенные штаты на новые экономические рубежи. Тогда он и заслужил благодарность со стороны 290 миллионов американцев, тем, что его способности помогли им справится с инфляцией и воспользоваться преимуществами экономического роста.*(237) Теперь о нем и о его достижениях пишут книги. Он стал финансовой легендой в США. Его теперь считают самым крупным организатором перемен в истории ФЭД, которые произошли в августе 1979 года. В то время был принят пакет мер, предложенный Полом Волкером, в том числе в отношении банковских резервов, и, денежная масса была взята под контроль.*(238)

Читайте так же:  На чье имя писать заявление на отпуск директору

Когда же и в России возник Центральный банк, а произошло это в 1990 году, то, и он сам и его руководители пошли по тому же пути. Они стали брать пример с банкиров Запада. Однако наша печать пока что никого из них не хвалит, а скорее щедра на критику в их адрес, что во многом объясняется пока еще отсутствием реальных достижений в деятельности самого Банка России. Между тем, учитывая проблемы глобализации и ту роль, которую в ней играют мировые денежные системы, а также денежные системы отдельных государств, важно найти такие решения, которые бы вывели Россию на новые рубежи в мировой экономике. Наша денежно-кредитная система — это основа финансового могущества страны. В этой связи вполне понятно, что многое зависит от руководителей Банка России, а также и от той роли, которую они могут играть. И вот здесь обратимся к вопросу о том, какие возможности предоставляет Федеральный закон.

По Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Федеральный закон) предусмотрено, что, во-первых, Банк России — централизован и имеет вертикальную структуру управления.

Это объясняется тем, что он — регулятор денежного обращения. Функции денег таковы, что Центральный банк должен действовать как централизованная структура. Иначе это плохо сказывается на денежном обращении в стране. Поэтому представляет Центральный банк — его Председатель. Так предусмотрено в Федеральном законе.

В ст. 20 Федерального закона сказано «Председатель Банка России:

  1. действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  2. вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;
  3. подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;
  4. несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
  5. обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров».

Во-вторых, члены Совета директоров самостоятельных действий не предпринимают. Только собравшись на свое заседание, все вместе они могут принимать решение. Другое поведение, для них, Федеральным законом не предусмотрено.

В общем, выходит, что в России, с ее переходной экономикой, роль председателя центрального банка тоже велика. Он обладает достаточно широкими полномочиями.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

  • истечения срока полномочий;
  • невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
  • подачи личного заявления об отставке;
  • совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
  • нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России».

На наш взгляд, целесообразно предусмотреть в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» несколько дополнительных обязанностей и запретов, непосредственно касающихся назначения на должность председателя Совета директоров.

Во-первых, с председателем Банка России должен заключаться контракт, в котором указываются основные перспективные показатели улучшения деятельности Банка России и текущие конкретные задачи по улучшению параметров денежно-кредитной политики. Отдельной строкой контракта следует предусмотреть с разбивкой на каждый год конкретные задачи по улучшению финансирования коммерческими банками реального сектора экономики, созданию бесперебойной и эффективной системы расчетов. Выполнение контракта должно контролироваться каждый раз, когда Совет директоров представляет отчет о проделанной работе за год. К этому отчету следовало бы прилагать отчет председателя Совета директоров о проделанной им работе.

Во-вторых, закон должен запретить назначение председателем Банка России тех депутатов Государственной Думы, которые лоббировали принятие законопроектов, предусматривающих преимущества или какие либо права для Банка России.

В-третьих, кандидат на должность председателя Банка России должен иметь юридическое или экономическое образование, а также определенный опыт работы в системе Банка России. Здесь нужно учесть, что Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» для руководителей кредитной организации, имеющих высшее юридическое или экономическое образование, предусматривает требование стажа работы в должности руководителя ее подразделения не менее одного года. Для кандидатов в руководители, которые не имеют такого стажа работы, закон предусматривает не менее двух лет стажа работы в должности руководителя подразделения кредитной организации. Между тем Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не предусматривает аналогичных требований в отношении руководителей Банка России. Хотя руководство Банком России — дело куда более трудное, нежели руководство коммерческим банком.

Нам представляется, что на должность Председателя Банка России может быть предложен и руководитель какой-нибудь российской кредитной организации, имеющий репутацию высококвалифицированного и принципиального профессионала, пользующийся высоким авторитетом среди банковских клиентов и никогда не имевший отношения ни к какому банкротству кредитной организации. Эти требования необходимо закрепить в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2.3.1. Председатель Банка России: полномочия, порядок назначения и освобождения от должности

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы. Для назначения Председателя Банка России на должность необходимо, чтобы за него было подано большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России в соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции Российской Федерации Государственной Думе представляет Президент Российской Федерации.

Для обеспечения непрерывности реализации функций Банка России Президент Российской Федерации должен представить Государственной Думе нового Председателя Банка России не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

Если Государственная Дума отклонит предложенную Президентом Российской Федерации кандидатуру на должность Председателя Банка России, то Президент должен в течение двух недель внести новую кандидатуру. При этом одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Председатель Банка России назначается на должность сроком на 4 года и может быть освобожден от занимаемой должности в случае истечения срока своих полномочий либо досрочно. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции Российской Федерации вопрос об освобождении от должности Председателя Банка России перед Государственной Думой ставит Президент Российской Федерации.

Председатель Банка России может быть досрочно освобожден от должности только в случаях:

· невозможности исполнения служебных обязанностей в связи с болезнью, что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии;

· подачи личного заявления об отставке;

· совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

· нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Закон не устанавливает количества голосов депутатов Государственной Думы, достаточного для освобождения Председателя Банка России от должности. Представляется, что освобождение Председателя Банка России от должности должно происходить в порядке, аналогичном назначению на должность, т.е. большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (а не от присутствующих на заседании).

Председатель Банка России:

· действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

· председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

· подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;

· назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

· вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;

· подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;

· несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

· обеспечивает реализацию функций Банка России и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым в соответствии с Федеральным законом о Банке России решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров.

Правовой статус и функции Банка России

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Читайте так же:  Коллективный договор мвд

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
  • утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
  • для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Дата последнего обновления: 27 ноября 2018 года.

Полномочия председателя банка

Правление и Председатель Правления

Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется коллегиальным исполнительным органом – Правлением Банка и единоличным исполнительным органом – Председателем Правления Банка.

Читайте так же:  Может ли пристав назначить штраф

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа Банка (Председателя Правления), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа Банка (Правления).

К компетенции Правления Банка относятся вопросы руководства текущей деятельностью Банка, за исключением вопросов, отнесенных Уставом Банка к исключительной компетенции Общего собрания участников Банка, компетенции Совета директоров Банка и вопросов, относящихся к компетенции Председателя Правления Банка, в том числе:

  • вопросы оперативного руководства и управления текущей деятельностью Банка;
  • обеспечение выполнения решений Общего собрания участников Банка и Совета директоров Банка;
  • реализация на практике комплекса мер по проведению инвестиционной, финансовой, кадровой и социальной политик Банка;
  • обеспечение контроля за проводимыми банковскими операциями, а также сохранностью и состоянием имущества Банка;
  • осуществление управления активами и пассивами Банка;
  • утверждение документов, регламентирующих управление банковскими рисками, создание резервов, утверждение тарифов по операциям и услугам Банка, ставок по вкладам;
  • предварительное рассмотрение всех вопросов, которые в соответствии с Уставом Банка подлежат рассмотрению Общим собранием участников Банка или Советом директоров Банка;
  • делегирование полномочий на разработку правил и процедур в сфере внутреннего контроля руководителям соответствующих структурных подразделений и контроль за их исполнением.

В состав Правления входят:

  • Железняков Сергей Алексеевич — Председатель Правления;
  • Грядунова Инна Альбертовна – член Правления;
  • Ромашко Елена Георгиевна – член Правления;
  • Власова Ирина Альбертовна — член Правления.

Председатель Правления

Председатель Правления Банка:

  • осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка;
  • без доверенности действует от имени Банка во всех учреждениях, предприятиях, организациях, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • совершает сделки от имени Банка самостоятельно в пределах своей компетенции;
  • выдаёт доверенности на право представительства от имени Банка, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • обеспечивает выполнение планов деятельности Банка, а также решений Общего собрания участников, Совета директоров Банка;
  • утверждает внутренние документы Банка, регламентирующие текущую деятельность Банка, за исключением документов, утверждение которых отнесено в соответствии с Уставом Банка к компетенции Общего собрания участников, Совета директоров Банка и Правления Банка;
  • распоряжается имуществом Банка в порядке и пределах, установленных Общим собранием участников Банка, Уставом Банка и законодательством Российской Федерации;
  • решает вопросы подбора, расстановки и подготовки кадров, издает приказы о назначении на должность работников Банка, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • организует разработку и принимает решения о предоставлении Банком новых видов услуг в пределах Устава Банка и законодательства Российской Федерации;
  • решает вопросы организации учета, отчетности в Банке;
  • представляет на утверждение Общего собрания участников годовой отчет и баланс Банка;
  • распределяет обязанности подразделений и служащих, отвечающих за конкретные направления (формы, способы осуществления) внутреннего контроля;
  • издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Банка и др.

Председатель Правления Банка:

Председатель Банка России

В мировой практике понятие «центральный банк» чаще всего ассоциируется с его руководителем. И это понятно. Основные текущие решения принимает он.

Члены Совета директоров самостоятельных действий не предпринимают. Это коллегиальный орган управления Банком России. Только собравшись на свое заседание, все вместе они могут принимать решение. Другое поведение для них Законом о Банке России не предусмотрено.

В отличие от членов Совета директоров, Председатель Банка России как единоличный орган управления Банком России имеет самостоятельный правовой статус. В России с ее переходной экономикой роль председателя центрального банка достаточно велика, он обладает широкими полномочиями.

Полномочия Председателя Банка России

В ст. 20 Закона о Банке России определено «Председатель Банка России:

  • 1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  • 2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;
  • 3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;
  • 4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;
  • 5) вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;
  • 6) подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;
  • 7) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
  • 8) обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом решения принимаются Национальным финансовым советом или Советом директоров».

Обратим внимание на то, что полномочия подписывать нормативные акты указаны в п. 3 ст. 20, а полномочия подписывать приказы и давать указания служащим и организациям Банка России – в п. 6 ст. 20 Закона о Банке России. Приказы применяются только внутри Банка России и его организаций. В то время как нормативные акты не должны издаваться в форме приказов.

Напомню, что согласно ст. 7 Закона о Банке России нормативные акты Банка России должны издаваться в форме указаний, положений и инструкций, но не в форме приказов.

Закон о Банке России предусматривает некоторые запреты для Председателя Банка России.

В п. 9 ст. 20 Закона о Банке России предусматривается, что Председатель Банка России не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений. При этом исключения могут быть предусмотрены международным договором РФ, законодательством РФ, межбанковским соглашением или соглашением с иностранным регулятором финансового рынка. Кроме того, исключения касаются случаев участия Банка России в капиталах и деятельности организаций в соответствии со ст. 8 и 9 Закона о Банке России.

В Законе о Банке России определено, что Председатель Банка России не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ или межбанковским соглашением.

Закон о Банке России предусматривает, что Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 14).

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности в случаях:

  • – истечения срока полномочий;
  • – невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
  • – подачи личного заявления об отставке;
  • – совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
  • – нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Позже в ст. 14 Закона о Банке России были внесены дополнения. Были указаны новые основания для освобождения Председателя Банка России от занимаемой должности:

  • – непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • – непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • – непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Законом о противодействии коррупции и Законом о контроле за соответствием расходов лиц их доходам;
  • – несоответствие сто расходов, расходов сто супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу;
  • – открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми.

В Законе о Банке России предусматривается, что граждане, претендующие на должность Председателя Банка России, а также лица, занимающие эту должность, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Кроме того, они должны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Данные сведения представляются в порядке, установленном Законом о противодействии коррупции и Законом о контроле за соответствием расходов лиц их доходам, а также регламентируются нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными актами Банка России. Указанные сведения представляются в государственный орган, который определяется Президентом РФ.

Полномочия председателя банка