Налог на прибыль в японии ставка

Налоги в Японии: японская система налогообложения

В данной статье я затрону только 2 вида налогов: это подоходный налог с физических лиц (所得税) и мельком коснусь НДС (消費税). Я считаю, что данная статья имеет место быть, т.к. в ру-нете никакой свежей информации о подоходном налоге в Японии я не нашел, за исключением каких-то общих материалов прошедших лет, которые не обновляются уже очень долго.

Подоходный налог в Японии

Начнем с подоходного налога. Как мы знаем, в России все слои общества платят единый процент со своих доходов (13%), однако, во всех более менее цивилизованных странах (Япония, США, Франция и др. страны) подоходный налог отличается в зависимости от дохода физ. лица. Для резидента (тот, кто прожил в Японии больше года или имеет физ. адрес) и не резидента в Японии налоги разнятся. Так, например, для не резидента устанавливается фиксированный налог с прибыли в размере 20%. Иностранные резиденты платят налоги ровно столько сколько платят их обычные граждане Японии.

Если же Вы резидент — то налог будет разниться в зависимости от Вашего дохода:

  1. Если Ваш заработок 195 ман или меньше (прибл. 21 000$), то процентная ставка будет составлять 5%, а тариф налогообложения будет 0 иен.
  2. Если Ваш заработок выше 195, но ниже 330 ман (прибл. 21 000 — 33 000$), то процентная ставка будет составлять 10%, а тариф налогообложения будет 97 500 иен.
  3. Если Ваш заработок выше 330, но ниже 695 ман (прибл. 33 000 — 66 000$), то процентная ставка будет составлять 20%, а тариф налогообложения будет 427 500 иен.
  4. Если Ваш заработок выше 695, но ниже 900 ман (прибл. 66 000 — 100 000$), то процентная ставка будет составлять 23%, а тариф налогообложения будет 636 000 иен.
  5. Если Ваш заработок выше 900, но ниже 1,800 ман (прибл. 100 000 — 200 000$), то процентная ставка будет составлять 33%, а тариф налогообложения будет 1 536 000 иен.
  6. Если Ваш заработок выше 1,800 ман (прибл. выше 200 000$), то процентная ставка будет составлять 40%, а тариф налогообложения будет 2 769 000 иен.

По примеру из и-нета сделаю прибл. подсчет с расчетом того, что резидент получает 700 ман:

700 ман умножаем на 0.23 (процент. ставка) и отнимаем 63 ман 6 тыс. иен (тариф налогообложения) — на выходе получаем подоходный налог с 700 ман = 97 ман 4 тыс. иен.

P.S. Хотят поднять налог до 50% по высшей категории лиц, но пока что я сюда это не вношу, т.к. это не утверждено.

Налог на потребление в Японии

Налог на потребление в Японии (消費税) или как у нас он называется НДС (налог на добавленную стоимость) составляет 5%. Это один из самых низких НДС во всем мире (не самый низкий, конечно, но очень и очень гуманный). У нас такой налог в среднем составляет 18%, а раньше вообще был 28-20%.

Правда сейчас Япония переживает не лучшие времена, потому то и хотят этот налог поднять с 2014 года до 8%, а с 2015 года уже до 10%. Тем самым правительство Японии хочет возместить ущерб нанесенный экономике страны. В связи с новостью о повышении налога на потребление народ выразил свое недовольство, но сейчас дела обстоят так, что недовольство народа не заставит правительство отказаться от своей идеи.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЯПОНИИ

В России главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации установлен налог на прибыль, которым облагаются юридические лица (российские и иностранные организации), получающие доходы от источников в России. В России его налоговая ставка составляет 20 %, при этом 2% от прибыли направляется в Федеральный бюджет, а 18% — в региональные бюджеты (субъектов РФ). Высока ли налоговая ставка в России? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, но известно достоверно, что для практически любой организации этот налог берет на себя основную долю налоговой нагрузки, зачастую оставляя за собой ближайших конкурентов ̶ НДС и НДФЛ [1].

Рассмотрим особенности налогообложения прибыли в зарубежных странах. В качестве примера возьмем развитые страны удаленно расположенные друг от друга, становление налоговых систем которых шло разными историческими путями: Великобританию и Японию.

В Великобритании аналогом российского налога на прибыль выступает корпорационный налог. Доля налогов с компаний составляет около 20 % доходов государственного бюджета. Субъектами корпорационного налога являются компании, некоммерческие ассоциации, строительные кооперативы, общества взаимного страхования, предприятия, находящиеся в собственности государства, компании коммунального хозяйства, корпорации короны и филиалы или представительства компаний-нерезидентов [3, с. 62].

Большим плюсом в налоговом праве Великобритании, видится, наиболее полно раскрытый перечень налогоплательщиков, который включает организации как корпоративные, так и некоммерческие ассоциации. В России такая классификация отсутствует.

Несомненно, большое значение в Великобритании отдается определению территориальной принадлежности корпорации к стране. Компании, созданные в Соединенном Королевстве, всегда являются его резидентами. Иные компании считаются резидентами, если их центральное управление осуществляется в Великобритании. Исключением являются только те корпорации, которые по внешнеэкономическим соглашениям между Великобританией и другой страной уплачивают налоги не в Объединенном Королевстве. Таким образом, пресекается двойное налогообложение [3].

Ставки же по корпорационному налогу дифференцированы и распределяются по принципу величины прибыли. Налог в 30 % платится компаниями, доход которых превышает 1.5 миллиона фунтов. Для компаний с меньшим доходом уровень налога составляет 19 %. А компании, занимающиеся нефтяными разработками, платят дополнительный корпоративный налог в размере 20 %. Важно отметить, что существует необлагаемый минимум, который составляет 10 000 фунтов стерлингов.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы видим, что в Великобритании происходит более детализированное и дифференцированное налогообложение прибыли. Необходимо подчеркнуть, что основными отличиями системы налогообложения прибыли в России и Великобритании являются:

1) дифференцированные ставки по налогам с прибыли юридических лиц в Великобритании и твердая ставка в 20 % в России;

2) различный перечень налогоплательщиков и различные взгляды на принципы территориальной принадлежности субъектов налогообложения;

Далее хотелось бы так же рассмотреть налогообложение юридических лиц в стране, столь похожей на страны Евросоюза, но имеющей свои, обособленные, структурные элементы – Япония.

В Японии налог на прибыль организаций называется корпоративным налогом, и формирует наиболее значительный объем поступлений, как в национальный, так и в префектурный и муниципальный бюджеты. Национальная ставка по налогу составляет ̶ 33,06 %, префектурная – 5 % от национальной (1,65% от прибыли), муниципальная – 12,3 % от национальной (4,06% от прибыли). Общая ставка составляет около 40 % прибыли компании [4, с. 42]. Корпоративный налог взимается со всех корпораций-резидентов Японии, в которые входят как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерные общества. Если корпорация прекращает свою деятельность в результате слияния или роспуска, то подоходному налогообложению подлежит доход от ликвидации. Для корпораций малого бизнеса существует широкая система льгот. Компании с капиталом менее 100 млн. йен и годовым доходом менее 8 млн. йен уплачивают корпорационный налог по ставке 28 % [4, с. 42].

В итоге, сравнивая величину налоговой ставки по налогу на прибыль корпораций в Японии с налоговой ставкой по обложению прибыли юридических лиц в России, можно убедиться, что налоговая нагрузка на японских налогоплательщиков в разы выше. И это не компенсируется низкими ставками на налоги с физических лиц, составляющие более 30%. Также, мы можем увидеть, что в Японии имеет место быть прогрессивное налогообложение, а в России — твердая ставка налога на прибыль.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что направление налоговой политики в сфере налогообложения прибыли юридических лиц в Великобритании и Японии отлично от налоговой политики Российской Федерации. В настоящий момент в России проблема повышения косвенных и прямых налогов является актуальной. Это обусловлено нестабильной экономической ситуацией и проблемами кризисного периода. Но, проведя сравнительный анализ, нельзя не заметить, что прогрессивное налогообложение практикуется уже почти во всем мире, в, то время как в России преобладает пропорциональная система налогообложения. И возможно именно это является причиной неэффективного поступления налоговых доходов в бюджет, что серьезно тормозит нашу налоговую систему и экономику нашей страны в целом.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть 2 (по состоянию на 01.02.2016) / [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – 2016. – Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193228

2.Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право (проблемы теории и практики): Диссертация доктора юридических наук. – М.: МГИМО МИД РФ, 2014. – 317 с.

3.Гончаренко И. А. Сравнительное налоговое право (налоговое право РФ и зарубежных стран): учебно-методический комплекс. – М.: МГИМО (У) МИД России, каф. административного и финансового права, 2015. – 568 с.

4.Антонова О. В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие. ̶ Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. – 130 с.

5. Лыкова Л. Н., Букина И. С.Налоговые системы зарубежных стран: учебник для бакалавриата и магистратуры. ̶ М.: Издательство Юрайт, 2014. – 428 с.

Налоги в Японии: проценты отчислений, виды налогов

Наверное, хорошо жить в стране с самым высоким уровнем жизни в мире. Здесь нужно только учиться, работать и радоваться жизни, не беспокоясь о будущем. Но все ли так просто? Благополучие страны зависит от многих факторов и один из них — это система налогов. В Японии она сильно отличается от тех, которые существуют в других странах.

ННУ – Национальное налоговое управление

Действующая система налогообложения в Японии была сформирована еще в 1950 году. С того времени в нее было внесено лишь несколько организационных и законодательных изменений, но в целом она осталась такой, как и прежде.

За налогами в Японии следит Национальное налоговое управление, которое является структурным подразделением Министерства финансов. Национальное налоговое управление обычно занимается начислением налогов, их сбором и пресекает случаи неуплаты всех частных и государственных ведомств. Также начисляет косвенные сборы и налоги, такие как потребительский налог, алкогольный, табачный, бензиновый и т. д. В общем, ННУ заведует всеми налогами во всех сферах человеческой жизнедеятельности, за исключением таможенных пошлин и корабельных сборов.

Особенности государственного строя

Япония – это унитарное государство, которое делится на 47 префектур и около 2000 муниципалитетов. Во главе каждой префектуры стоит префект, который имеет свои законодательные и административные аппараты. Несмотря на то, что Япония является унитарным государством, здесь прослеживается длительная традиция автономии местного управления. В 1947 году в стране приняли Конституцию, которая закрепила принципы местного самоуправления.

Местные власти обладали большими полномочиями, в частности они могли устанавливать налоги самостоятельно и не были ограничены в собственном нормотворчестве. Однако если местные власти намерены ввести новый налог, который не предусмотрен законом, они должны получить одобрение от министра внутренних дел. Новый налог не может быть установлен, если он нарушает основные требования. Система налогов в Японии характеризуется небольшой налоговой нагрузкой и широкими налоговыми возможностями местных властей.

Помимо общегосударственных налогов в Японии, граждане делают и другие отчисления. Существуют также местные (префектурные и муниципальные) налоги. Итак, какие налоги в Японии платят жители?

Читайте так же:  Федеральный закон российской федерации от 21 июля 2019 г. N 223-фз

К группе общегосударственных налогов относят налоги:

  • на проживание в префектуре,
  • налоги с предприятий,
  • на приобретение собственности,
  • частичные акцизы на табак,
  • налоги на транспортные средства,
  • на зрелищные мероприятия,
  • на пользование природными ресурсами.

К местным налогам в Японии обычно относят следующие:

  • на проживание,
  • имущественные,
  • на земельную собственность,
  • на легкие транспортные средства,
  • на развитие городов.

Их собирают местные органы власти, которые имеют свои налоговые конторы, не зависящие от национальных.

Структура налоговых бюро

Налоги в Японии – это дело серьезное: при численности населения в 127 миллионов человек в штате Национального налогового управления работает более 56 тысяч служащих. Центральный аппарат и региональное налоговое бюро обладают одинаковой функциональной структурой. Здесь есть отделы по налогообложению, проведению проверок и криминальному расследованию инцидентов уклонения от уплаты налогов.

68 % сотрудников занимаются тем, что начисляют подоходные, корпоративные и потребительские налоги. 15 % работников налоговой системы занимаются сбором налогов, 17 % — управляют работой. Для японской налоговой системы характерно «разделение труда»:

  • региональные бюро контролируют правильность уплаты налогов большими компаниями,
  • налоговые инспекции наблюдают за малым и средним бизнесом.

Также в Японии существует льготная система по налогообложению. Получить скидку на уплату налогов можно по различным причинам:

  1. Чтобы налогообложение было справедливым для разных категорий граждан, государство ввело специальную скидку, которая уменьшает налогооблагаемый доход. Такой скидкой могут воспользоваться наемные работники, продающие свой труд. Скидка равна сумме персонального расхода.
  2. Доходы от бизнеса можно поделить по целям для налогообложения. При заполнении декларации разрешается вычитать из дохода стоимость подготовки декларации, но не больше, чем 100 тысяч йен.
  3. Такие доходы, как разница в арендной плате за предоставленное государством жилье, могут получить работающие люди или предприниматели.
  4. В Японии поощряются семьи, в которых работают двое супругов и получают примерно одинаковый доход. Если работает кто-то один, то семья несет более тяжелое налоговое бремя.

Сегодня существует около 50 налогов в Японии. Основными налоговыми поступлениями в государственную казну являются подоходные и налоги с юридических лиц. Что касается подоходного налога в Японии, то он взимается со всех доходов, которые получает человек: не имеет значения, официальные они или нет.

Также японцы обязаны платить налог на наследство, которое получают после смерти знакомого или родственника, составившего на их имя завещание. В стране Восходящего солнца взимается также налог на дарение, дополняющий налог на наследство.

Потребительский налог составляет 3 % от цены товара или услуги. Он считается косвенным, так как включен в стоимость товара и оплачивается покупателем. Потребительский налог не распространяется на приобретение или продажу земельного участка, оплату коммунальных услуг, плату за поступление в школу, за осмотр в больнице и за погребение. Однако существует еще несколько видов косвенных налогов, о которых не распространяются, к примеру, стоимость алкогольных напитков включает 44 % налога.

Налоги на транспорт и проживание

Есть в Японии и местный потребительский налог на то, что человек проживает в гостинице или пользуется заведениями общественного питания. Если стоимость суточного проживания в гостинице превышает 10 тысяч йен или если в ресторане человек потратил на ужин свыше 5 тысяч йен, то с него взимается налог в размере 3 %. Также с человека взимают налог за посещение горячих источников и использование поля для гольфа.

Каждый водитель должен оплачивать в Японии налог на авто, который состоит из потребительского налога на покупку, на приобретение машины, на бензин, саму машину и ее вес.

Самым важным является налог на право проживания. Им облагают доходы граждан и компаний за предыдущий год. Причем его должны платить даже те, кто сейчас находится без работы, но имели доходы в прошлом году. Кстати, человек должен сам подсчитывать свои доходы, сумму налога и сообщать эту информацию в местное налоговое управление. Во время подсчетов весь доход нужно поделить на 10 видов: вклады, владение акциями, недвижимость, предпринимательская деятельность, зарплата и другие. Каждый из этих видов рассчитывается по-своему, а вся информация должна быть подана в управление не позднее 15 марта. Если опоздать с подачей информации, то сумма налога увеличится на 15 %.

В сравнении с другими странами налоги в Японии на 2018 год намного выше. В США максимальная налоговая ставка составляет 28 % в то время, как в Японии (даже после налоговых реформ, упростивших шкалу налогов и снизивших процент) она составляет 65 %.

Налоги с юридических лиц составляют 37 % для стандартных фирм и 28 % для малого бизнеса. Владельцы фирм должны занести сведения о доходах в специальную форму и предоставить в налоговое управление не позднее, чем через 2 месяца после того, как закончится финансовый год фирмы.

У простых людей налоги высчитывают из зарплаты. Если нет дополнительных доходов, декларацию можно не подавать. Однако годовой доход при этом не должен превышать 15 миллионов йен.

В Японии, конечно, отсутствует коррупция и люди никогда не позарятся на чужое, но не каждому человеку, который самостоятельно подает декларацию, можно доверять. Поэтому налоговые управления время от времени делают выборочные проверки правильности заполнения декларации. Особо злостных неплательщиков инспектируют — такие инспекции могут проводиться только по решению суда. После таких решений фирмы обыскивают, налагают арест на конторские книги и принимают меры, чтобы выяснить реальное финансовое положение фирмы.

В законодательстве Японии предусмотрено три вида ставок:

Каждая из этих ставок дифференцируется по сумме налогов, который получает гражданин, и меняется в определенных интервалах. Такие интервалы для национальных налогов составляют от 10 до 50 %, префектурные – 3-5 % и муниципальные – 2-13 %. Для каждого гражданина процентные ставки разные и зависят от его доходов.

Максимальная процентная ставка начисляется тем, кто получает сверхдоход. Если какой-то японец за год заработал свыше 50 миллионов йен, то половину от этой суммы он должен пожертвовать на благо государства. Минимальные ставки даются только для бедных граждан, чей доход в месяц составляет меньше 275 тысяч йен.

Несмотря на то, что налог на прибыль в Японии и прочие отчисления в государственную казну являются весьма существенными, жители и не думают жаловаться. Зарплаты в Японии позволяют оплачивать даже такие налоги. Платя такие налоги, японцы еще и умудряются откладывать деньги на «черный день».

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЯПОНИИ

В отличие от других стран, в Японии довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, налоги составляют 84% всего государственного бюджета, а неналоговые средства — 16%. К такому виду доходов бюджета относится арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года[2].

Налоговая система Японии имеет некоторые особенности и отличается от налоговых систем европейских стран и США. В Японии существуют 2 типа налогов: государственные и местные.

Помимо общегосударственных в Японии взимаются также и местные налоги: префектуральные (к ним относятся налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами) и муниципальные (к ним относятся налог на проживание, имущественный, часть акциза на табак, налог на легкие транспортные средства, налог на земельную собственность, развитие городов). Их сбором занимаются местные органы самоуправления[1].

Отличительной особенностью налоговой системы Японии является, во-первых, гибкая, дифференцированная налоговая политика, во-вторых, налогам уделяется много внимания, причем как правительства, так и населения: издается множество книг и брошюр, где подробно рассказывается о налогообложении страны. В итоге люди знают, на что идут уплачиваемые ими налоги.

Также одной из особенностей налоговой системы Японии является то, что 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов.

Еще одной особенностью налоговой системы Японии является многообразие налогов. Налоги имеют право взимать каждый орган территориального управления. Все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Закон о местных налогах определяет их виды, предельные ставки. Остальные нормы налогообложения регулируются местными парламентами. Такая система схожа с налогообложением в России.

Всего в Японии 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно подразделить на три крупные группы: прямые подоходные налоги с физических и юридических лиц, прямые налоги на имущество, прямые и косвенные потребительские налоги[2].

В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами:

уравнительный налог [1] .

Также особенностью является то, что финансовый год и налоговый период в Японии заканчивается в марте, а в апреле начинается новый.

Подробно рассмотрим некоторые виды налогов.

Подоходный налог уплачивают физические лица, признаваемые постоянными и временными резидентами Японии, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в отношении доходов, полученных от источников в Японии.

Все ставки дифференцированы по сумме доходов, получаемых гражданами, колеблются в интервале:

национальные — от 10% до 50%;

префектурные — от 2% до 4%;

муниципальные — от 3% до 12%.

В Японии процент этого налога зависит от доходов конкретного человека. Максимальная ставка – 50%. Например, если японец за год заработал больше 30 млн. иен (около 8 млн. руб). Минимальной ставкой 10% могут пользоваться только «бедные» японцы, которые в месяц получают не более 275 тыс. иен (около 74 тыс. руб.)

Налог на наследство взимается при получении наследства от умершего человека. С 1января 2015 года введена новая система, в которой размер безналоговой суммы сокращён на 40%. Таким образом, если раньше необлагаемая налогом сумма наследства составляла 70 млн.йен, то с 2015 года она уменьшилась до 42 млн йен.

Потребительский налог (аналог НДС) взимается в размере 8% цены практически с каждого товара или услуги (с 2017 года хотят повысить до 10%). Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем.

Транспортный налог. В Японии при покупке новой машины необходимо заплатить налог в размере примерно 5% от ее стоимости. Сумма рассчитывается, исходя из объема двигателя и массы автомобиля. Собственникам электромобилей и гибридных моделей налог начисляется со скидкой 20%.

Налог на недвижимость в Японии может быть в пределах 3-4% от кадастровой стоимости земли и постройки

Налог на прибыль организаций. Корпоративный налог взимается с чистой прибыли компаний. Налогоплательщиками корпоративного налога являются индивидуальные предприниматели и организации.

Национальная ставка составляет 33,48%. Корпоративный налог взимается со всех корпораций-резидентов Японии, в которые входят как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерные общества. Ставку этого налога власти Японии неоднократно обещают понизить, однако этого не происходит. Такая налоговая нагрузка на финансы компаний побуждает их к оттоку капиталов за границу.

Далее рассмотрим долю налоговых поступлений в бюджет Японии на практике. Данные представлены за январь 2016 года.

Рис.1.Доля налоговых поступлений, январь 2016 года.

Видим, что наибольший удельный вес приходится на подоходный налог, который составляет 31,2% от всех налоговых поступлений. На втором месте по объему поступлений находится налог потребление – 30,3%, на третьем – корпоративный налог (20,8%).

Как было уже упомянуто, финансовый год в Японии заканчивается в марте, поэтому данная таблица сформирована в апреле 2015 года. Видим, реализованы налоги на 86,6% от плана. Из них «перевыполнили» план на 5% поступления подоходного налога. На 2% от планируемого увеличились поступления налога на наследство, это напрямую связанно с введением новой системы налогообложения наследства, о которой говорилась ранее. В целом, план выполнен на 90% по отдельным видам налогов.

Табл.1. Сведения о размере налогов и сборов (апрель, 2015) (в млн йен, %)

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ

Помимо общегосударственных в Японии взимаются также и местные налоги: префектуральные и муниципальные. К первым относятся налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами. Ко вторым — налог на проживание, имущественный, часть акциза на табак, налог на легкие транспортные средства, налог на земельную собственность, развитие городов и другие. Их сбором занимаются местные органы самоуправления, которые имеют свои налоговые конторы, независимые от общенациональных.

Читайте так же:  Как получить штраф по каско

В настоящее время в Японии действует около 55 разных налогов. Как и в других странах, они подразделяются на центральные и местные, прямые и косвенные, обычные и целевые.

Основу всех налоговых поступлений в госбюджет — около 70% — составляют подоходный налог и налог с юридических лиц. Подоходный налог взимается со всех видов доходов, которые получают частные лица.Налог с юридических лиц взимается с доходов от предпринимательской деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, пенсионных фондов и т.д.

Налог на наследство взимается при получении наследства от умершего человека.

Налог на дарение взимается при получении подарка от частного лица, этот налог дополняет налог на наследство.

Потребительский налог взимается в размере 3% цены практически с каждого товара или услуги. Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем. Потребительским налогом не облагаются операции по купле-продаже земли, услуги коммунальных служб, плата за поступление в школу и обучение, плата за профилактический осмотр у врача, плата за погребение и некоторые другие. Есть также несколько особых видов косвенных налогов, например, цена алкогольных напитков включает в себя 44% налог.

Существует местный потребительский налог на проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу [4].

Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.Из местных налогов наиболее важным является так называемый налог на право проживания. Им облагается доход как физических, так и юридических лиц за предыдущий год. Причем его должны платить даже те, кто не имеет ни работы, ни дохода в текущем году, но имел доход в прошедшем. Человек, обязанный уплатить подоходный налог, должен сам подсчитать свой доход за период с 1 января по 31 декабря и соответствующую сумму налога и сообщить эти сведения в местное налоговое управление. При подсчете весь доход, в зависимости от его источника, разбивается на 10 видов: доход от денежных вкладов, от владения акциями, недвижимости, от предпринимательской деятельности, от лесных угодий, зарплата и другие.Затраты по каждому из этих видов доходов учитываются по-своему. Сведения должны быть представлены в местное налоговое управление в период с 16 февраля по 15 марта. В случае опоздания сумма налога увеличивается на 15%.

По сравнению с другими странами, в Японии ставки налогов выше. Так, даже после налоговой реформы 1988 г., упростившей шкалу налогов и снизившей процент, максимальная ставка центрального подоходного налога составляет 50% (при доходе свыше 30 млн. иен). Если к нему еще прибавить 15% налог на проживание, то в сумме получается 65%, в то время как в США максимальная ставка составляет всего 28%.

Сведения о доходах юридических лиц заносятся в установленную форму и представляются в налоговое управление не позже чем через 2 месяца после окончания финансового года компании (у большинства фирм это 31 марта).

Налог с юридических лиц составляет 37,5% для обычных компаний и 28% для малого бизнеса (компании с капиталом менее 100 млн. иен и годовым доходом менее 8 млн. иен).

Не всем, кто сам подает сведения о своих доходах, можно доверять. Поэтому налоговое управление проводит выборочную проверку правильности заполнения налоговых деклараций. Проводятся также инспекции особо злостных неплательщиков. Отделы проверок и инспекций национального налогового управления и региональных налоговых управлений собирают и анализируют данные, получаемые из различных информационных сетей. Инспекция может быть проведена только с санкции суда. После ее получения в помещении фирмы проводится обыск, налагается арест на конторские книги, прочие вещественные доказательства, принимаются другие меры для выяснения реального финансового положения фирмы. Доказуемость по делам, возбужденным по результатам таких проверок, практически стопроцентная. Чаще всего на сокрытии доходов попадаются предприятия, имеющие дело с наличными деньгами, например казино, больницы и т.д., а также розничные торговцы [1].

Таблица 1 —Объем налогов, поступивших в бюджет Японии в декабре 2014 года[6]

Налоговая система Японии

Япония является одной из крупнейших экономик мира. По расчетам МВФ, ВВП Японии по паритету покупательной способности в 2010 г. составил более 4 трлн долл. — это третий результат после США и Китая.

По форме правления Япония является конституционной монархией. Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган в Японии — парламент, состоящий из двух палат. Монарх — император Японии является номинальным главой государства, фактически решения принимает Кабинет министров.

КОММЕНТАРИИ

Япония является унитарным государством и делится на 47 префектур и около 2000 муниципалитетов. Каждая префектура управляется префектом (в случае Хоккайдо — губернатором), у нее есть свой законодательный и административный аппараты. Для удобства префектуры часто группируются в регионы, которые не являются административными единицами.

Несмотря на то что по государственному устройству Япония относится к унитарным государствам, страна имеет длительную традицию автономии местного управления. После Второй мировой войны в Японии была принята Конституция (1947 г.), закрепившая принципы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией были приняты основополагающие нормативные акты: Закон «О местном самоуправлении» (от 17 апреля 1947 г.), Закон «О финансовом обеспечении местных властей» (от 7 июля 1948 г.), Закон «О местном налогообложении» (от 31 июля 1950 г.). Автономия местных властей выражается в предоставлении им значительного перечня полномочий, в частности права на установление собственных налогов и сборов. Перечень таких налогов и сборов закреплен в Законе «О местном налогообложении», при этом местные власти не ограничены в собственном нормотворчестве. В том случае, если местные власти намерены ввести новый налог, не предусмотренный Законом, они должны получить одобрение министра по внутренним делам и связям. Новый налог не будет установлен при нарушении основных требований: равенство обложения резидентов различных местных образований национальными и местными налогами, однозначность в распределении налоговых доходов между органами местного самоуправления, экономическая обоснованность налога с точки зрения национальных интересов.

Источник: Comprehensive Handbook of Japanese Taxes. 2010/Tax Bureau, Ministry of Finance. [URL: mof.go.jp]

Несмотря на то что Япония является развитым государством с унитарным устройством, ее налоговая система характеризуется относительно небольшой налоговой нагрузкой и довольно широкими налоговыми полномочиями местных органов власти.

В среднем за последние 40 лет уровень налоговой нагрузки составил около 25%, за 2009 г. этот показатель составил 26,9% (с учетом социальных взносов). Такие показатели обусловлены особенностями проводимой бюджетно-налоговой политики

Японии: пользуясь высокой склонностью японцев к сбережению, власти предпочитают занимать средства на внутреннем и внешних рынках, выпуская государственные облигации, но существенно не увеличивать налоговую нагрузку, чтобы стимулировать экономическое развитие. В результате к 2011 г. государственный долг Японии в два раза превысил номинальный ВВП страны.

Соотношение между налоговыми доходами центрального правительства и местных властей в консолидированном бюджете практически равное — 53 и 47% в 2009 г., что резко отличает Японию от других государств с унитарным устройством. Высокая доля налоговых доходов местных властей связана с их значительной автономией, которая гарантируется Конституцией 1947 г. и соответствующими законами. К местным властям относятся префектуры и муниципалитеты (города, деревни, поселения).

Рассмотрим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета расширенного правительства в 2009 г. (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Структура доходов бюджетной системы Японии (2009 г.)

На уровне центрального правительства взимаются подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследование и дарение, налог на потребление (НДС), акцизы, государственные пошлины и т.д.

Подоходный налог уплачивают физические лица, признаваемые постоянными и временными резидентами Японии, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в отношении доходов, полученных от источников в Японии.

Постоянное резидентство определяется по тесту домициля или тесту физического пребывания. Иными словами, постоянным резидентом признается либо лицо, обладающее домицилем в Японии (juusho), т.е. лицо, имеющее японское гражданство или имеющее здесь постоянное пребывание, либо лицо, находившееся на территории Японии более одного года (kyosho). Постоянный резидент обязан уплачивать подоходный налог со всех своих доходов, независимо от источника их получения.

Помимо статуса постоянного резидента, для целей налогообложения применяется статус временного резидента. Временным резидентом признается лицо, не имеющее японского гражданства или места постоянного пребывания в Японии и находившееся (т.е. признававшееся постоянным резидентом) на территории Японии не более пяти лет в совокупности в течение последних десяти лет. Временный резидент обязан уплачивать налог только с доходов от источников в Японии и с доходов от источников в других странах, но получаемых в Японии (например, денежным переводом или на счет в японском банке).

Лица, которые не были признаны резидентами (ни постоянными, ни временными), в текущем году уплачивают налог только с доходов от источников в Японии.

Для целей налогообложения доход физического лица делится на десять категорий:

  • 1) процентный доход;
  • 2) дивиденды;
  • 3) доход от недвижимого имущества;
  • 4) доход от предпринимательской деятельности;
  • 5) заработная плата и другие аналогичные выплаты;
  • 6) пенсии;
  • 7) доход от купли-продажи леса и пиломатериалов;
  • 8) доход от прироста стоимости активов;
  • 9) периодический доход;
  • 10) прочий доход.

Налогооблагаемый доход по каждой категории рассчитывается с учетом разрешенных вычетов, к числу которых (в зависимости от категории дохода) относятся расходы, необходимые для получения дохода (деловые и профессиональные издержки, расходы на получение дополнительного образования, на проезд до места работы и т.п.); расходы на оплату медицинских услуг, страховые взносы и т.п.; фиксированные вычеты (на ребенка, в связи со смертью супруга, стандартный личный вычет в размере 380 000 йен, вычет определенных доходов в виде процентов, дивидендов, пенсионного дохода и т.п.).

Часть доходов плательщика благодаря вычетам практически полностью освобождается от налогообложения. Например, процентный доход от текущих банковских депозитов; процентный доход или распределение дохода от студенческих трастовых фондов; процентный доход от малых депозитов (до 3,5 млн йен); проценты от государственных и муниципальных облигаций (до 3,5 млн йен); выплаты на детей и т.д.

Доходы для целей налогообложения определяются по методу начисления. Владельцы малого бизнеса, заполняющие «синюю декларацию» (blue return), могут использовать кассовый метод. Кроме того, для таких налогоплательщиков действуют специальные вычеты.

При обложении большинства доходов действует система удержания налога у источника выплаты: это относится к процентным доходам, дивидендам, заработной плате, пенсии и т.п. При этом некоторые виды доходов, такие, в частности, как проценты, некоторые виды дивидендов, доходы от прироста стоимости капитала, доходы от продажи ценных бумаг, облагаются отдельно (т.е. налоговая база по данным видам доходов не прибавляется к налоговой базе по другим видам доходов). С 2008 г. в Японии действует прогрессивная шкала налогообложения (табл. 3.12).

Таблица 3.12. Ставки подоходного налога и размер налоговых вычетов

Налогооблагаемый доход, йен

Читайте так же:  Что дает лицензия сро

Ставка налога, %

Стандартный вычет, йен

От 1 950 001 до 3 300 000

От 3 300 001 до 6 950 000

От 6 950 001 до 9 000 000

От 9 000 001 до 16 920 000

Свыше 16 920 000

После расчета налога плательщик вправе воспользоваться разрешенными налоговыми кредитами (вычетами, уменьшающими сумму налога), в частности это:

  • — полученные дивиденды (за исключением тех, что облагаются отдельно от основного дохода);
  • — налоги на доходы, уплаченные резидентами за границей;
  • — налоги, удержанные у источника выплаты дохода;
  • — расходы на обслуживание ипотечного кредита;
  • — расходы на приобретение, строительство сейсмоустойчивого жилищного строения или на повышение сейсмоустойчивости уже существующего здания и т.д.

Налоговым периодом по подоходному налогу является календарный год, декларация (если это необходимо) подается налогоплательщиком до 15 марта года, следующего за окончанием налогового периода. Отдельным налогоплательщикам (при определенных условиях) необходимо уплачивать авансовые платежи — до 31 июля и до 30 ноября отчетного года.

В целях стимулирования добросовестного поведения налогоплательщиков для уплаты налога действует специальная система отчетности — «синяя декларация» (так как отчетность подается на бумаге синего цвета).

Право на предоставление «синей декларации» имеют физические лица, которые получают доход от предпринимательской деятельности, недвижимости или занимаются лесозаготовкой и ведут бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с установленным порядком. Если плательщик хочет получить право подачи такой декларации, он до 15 марта текущего налогового периода должен подать заявление в налоговые органы и получить одобрение на переход к системе «синей декларации».

Предоставление такой декларации дает весьма существенные привилегии налогоплательщику. Помимо того, что он имеет право на применение кассового метода учета доходов, подлежащих налогообложению, ему предоставляются следующие льготы:

  • — право на вычет из налогооблагаемой базы расходов на поддержку членов семьи (в разумных пределах);
  • — специальное налоговое списание в большем размере, чем для остальных налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов от предпринимательской деятельности;
  • — более льготный учет убытков; невозвратных долгов; списания взносов на пенсионное страхование;
  • — специальный налоговый кредит на НИОКР и т.д.

Налог на прибыль уплачивают все организации различных организационно-правовых форм (в том числе корпорации, кооперативы, государственные учреждения и т.п.), а также фонды и другие организации, ассоциации, фонды, не имеющие статуса юридического лица. От уплаты налога освобождены все государственные структуры (Кабинет министров, министерства и их агентства, муниципалитеты, префектуры и т.п.), а также государственные корпорации, учрежденные органами государственной власти и властями местного самоуправления, например Государственное агентство ипотечного кредитования, Фонд помощи студентам и т.д.

Формально в японском законодательстве в отношении плательщиков налога на прибыль не применяется понятие налогового резидента, хотя, по сути, оно используется. В отношении плательщиков налога на прибыль применяется деление на отечественные и иностранные организации. Отечественными считаются те организации, головной офис которых расположен на территории Японии. В данную категорию автоматически попадают все организации, зарегистрированные на территории Японии, поскольку по гражданскому законодательству они обязаны располагать головной офис в стране своей регистрации. Отечественные организации обязаны уплачивать налог со всех доходов, полученных вне зависимости от источника.

Иностранные организации (по сути, организации, не признаваемые резидентами для целей налогообложения) уплачивают налог только с доходов от источников в Японии.

Объектом обложения является прибыль, полученная в результате ежегодной деятельности налогоплательщика (далее — обычная прибыль); прибыль, образующаяся при ликвидации организации; балансовый остаток пенсионных фондов. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждому виду прибыли.

Налогооблагаемая база по обычной прибыли представляет собой доходы налогоплательщика, уменьшенные на сумму расходов. Фактически это та прибыль, которая формируется в системе бухгалтерского учета, скорректированная для целей налогообложения.

Так, для целей налогообложения в доходы не включается прибыль от переоценки активов; возврат налога на прибыль и местных налогов; 50% (при определенных условиях — 100%) полученных дивидендов за вычетом части процентов, уплаченных по заемным средствам.

В качестве расходов для целей налогообложения не учитывается списание активов (за исключением отдельных случаев); капитальные расходы, которые продлевают срок полезного использования актива (так как они включаются в стоимость актива и списываются через амортизацию); нерегулярные поощрения и прочие бонусы сверх разумного предела генерального директора (председателя совета директоров) и т.д.

Налогооблагаемую базу снижают резервы, включаемые в расходы: по сомнительным долгам; на потери по возвратам товаров и т.д.

Налог взимается по следующим ставкам.

  • 1. Обычная прибыль:
    • — организации с капиталом более 100 млн йен уплачивают налог по ставке 30%;
    • — для организаций с капиталом менее 100 млн йен действует пониженная ставка в размере 22% (18% на период с 2009 по 2011 г.) для годового дохода, не превышающего 8 млн йен; для дохода свыше 8 млн йен применяется стандартная ставка 30%.
  • 2. Прибыль кооперативов и организаций, предоставляющих государственные услуги, облагается по ставке 22% (18% на период с 2009 по 2011 гг.).
  • 3. Остаток на начало года по пенсионному фонду облагается по ставке 1% (применяется всеми организациями, занимающимися пенсионным страхованием).

После расчета налога его сумма может быть уменьшена на величину разрешенных налоговых кредитов, к которым относятся:

  • — налоги, уплаченные при выплате дивидендов, процентов и т.п.;
  • — налоги, уплаченные с доходов отечественной компании за рубежом.

Специальная налоговая ставка действует для доходов от прироста стоимости капитала — 10% (если период владения недвижимостью составил менее 5 лет) и 5% (в остальных случаях). Эта ставка является дополнительной (прибавляется) к основной ставке налога на прибыль.

Налоговым периодом является финансовый период компании, т.е. период, за который компания подготавливает бухгалтерскую отчетность. Если финансовый период налогоплательщика превышает 6 мес., он обязан подавать промежуточную декларацию по окончании первых 6 мес. финансового периода. Итоговая декларация подается не позднее чем через две недели после окончания финансового периода.

Так же как и в случае с уплатой индивидуального подоходного налога, для плательщиков налога на прибыль действует система отчетности в виде предоставления «синей декларации». Организация, которая желает подать такую декларацию, должна в начале финансового периода предоставить в налоговые органы заявление. Для того чтобы получить право на предоставление «синей декларации», организация должна вести бухгалтерский учет в соответствии с требуемыми стандартами. Если это условие соблюдается, налоговые органы дают согласие на использование «синей декларации». Преимуществом подачи такой декларации также являются те привилегии, которые получает налогоплательщик, а именно:

  • — налоговые органы могут сами исправить ошибку в представленной декларации, если речь идет об ошибках исчисления налога; в этом случае, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о причинах устранения ошибки;
  • — для целей налогообложения убытки можно перенести на будущее (но не более чем на семь лет);
  • — убытки можно перенести назад, т.е. уменьшить сумму уже уплаченного налога и потребовать его возмещения как переплаченного;
  • — можно применить специальные правила начисления амортизации, налоговых вычетов и т.д.

В Японии в качестве общего налога на товары и услуги используется налог на потребление, по сути, представляющий собой налог на добавленную стоимость, поскольку предполагает зачет налога, уплаченного при приобретении товарноматериальных ценностей, работ, услуг, используемых в деятельности плательщика.

Объектом обложения являются операции по реализации и передаче активов в лизинг. Операции, подпадающие под обложение налогом на потребление, должны отвечать следующим критериям:

  • 1) реализация товаров, работ, услуг осуществляется на территории Японии;
  • 2) операции совершаются для целей предпринимательской деятельности;
  • 3) операции совершаются не безвозмездно (т.е. предполагают оплату, включая операции по взаимозачету, бартерные операции, дарение между организациями и т.п.);
  • 4) лизинговые операции.

От обложения освобождаются операции по продаже и аренде земли; продаже ценных бумаг и средств платежа; финансовые операции; продажа почтовых марок и почтовые денежные переводы; медицинские услуги; благотворительность и т.п.

Ставка, по которой налог поступает в бюджет центрального правительства, составляет 4%. К этой ставке прибавляется еще 1 процентный пункт, по которому налог поступает в бюджеты местных властей. Таким образом, общая ставка налога составляет 5%. Экспортные операции освобождаются от налогообложения с возможностью зачета ранее уплаченного налога (по сути, к таким операциям применяется ставка 0%).

К налогам префектур относятся:

  • — налог на проживание в префектуре;
  • — налог на предприятия;
  • — местный налог на потребление;
  • — налог на приобретение недвижимости;
  • — налог на недвижимость;
  • — транспортный налог;
  • — акцизы и т.д.

Налоги муниципалитетов включают в себя:

  • — муниципальный налог на проживание;
  • — налог на имущество;
  • — земельный налог;
  • — акцизы;
  • — налог на минеральное топливо и т.д.

Безусловно, местные власти не могут полностью обеспечить себя собственными налоговыми доходами — на их долю приходится лишь около 40%, еще 40% доходов местных властей формируется за счет отчислений от налогов центрального правительства и безвозмездных перечислений. Оставшиеся 20% приходятся на заемные средства.

Налог на проживание в префектуре представляет собой подоходный налог, который взимается с физических лиц и организаций. Под обложение данным налогом подпадают лица, проживающие или ведущие предпринимательскую деятельность через офис, контору, склад на территории префектуры. Объектами обложения данным налогом являются: основной доход налогоплательщика, процентный доход и дивиденды. Кроме этого ежегодно взимается фиксированная сумма в расчете на одного налогоплательщика. Также эту фиксированную сумму обязаны уплатить те лица, которые не имеют резидентства в конкретном местном образовании, но временно работают здесь.

Ежегодная фиксированная сумма для физического лица, как правило, составляет 1000 йен, для организаций — от 20 000 до 800 000 йен в зависимости от размера собственного капитала. Стандартная ставка обложения обычных доходов (которые формируются аналогично базе для расчета индивидуального подоходного налога или налога на прибыль соответственно) составляет 4% для физических лиц и 5% для организаций. Проценты и дивиденды облагаются налогом по ставке 5%.

Аналогичный налог взимается и в муниципалитетах. Это налог на проживание в муниципалитете. Однако он отличается расчетом налогооблагаемой базы (у муниципалитетов в этом отношении больше полномочий, чем у префектур), а стандартная ставка составляет 6% для физических лиц и не более 14,7% для организаций.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории префектуры определенные виды деятельности, обязаны уплачивать налог на предприятия. Объектом обложения данным налогом является полученный доход плательщика, увеличенный на суммы выплаченной заработной платы и компенсаций, чистых процентов и дивидендов, чистого прироста стоимости капитала и скорректированный на разрешенные вычеты. Налоговые ставки различаются в зависимости от вида деятельности (для плательщиков — физических лиц), вида и размера облагаемого дохода (для организаций). Для физических лиц ставки составляют от 3 до 5%, для организаций — от 0,2 до 5,3%.

Также префектуры и муниципалитеты взимают различные виды акцизов (на алкоголь, табак) и налоги на использование товаров и на разрешение на их использование. В частности, префектуры вправе взимать налог на месторождение (minelot tax). Уплачивают данный налог собственники прав на разработку месторождений и добычу полезных ископаемых. Плательщики обязаны ежегодно платить налог по специфической ставке в размере, определяемом префектурой, на единицу площади месторождения. Ставка зависит от вида месторождения и решения конкретной префектуры.

К другим налогам на использование товаров и на разрешение на их использование, взимаемым местными властями, относятся транспортный налог, налог на легковые автомобили (муниципальный), охотничий сбор, налоги на топливо и т.д.

Имущество на уровне префектур облагается налогом на передачу прав собственности на недвижимое имущество, налогом на продажу автомобилей; на уровне муниципалитетов — земельным налогом и специальным налогом на землю.

Известно, что для Японии на протяжении длительного периода времени была (и остается) характерна относительно низкая налоговая нагрузка — чуть более 20% от ВВП. В то же время в Японии наибольшее отношение государственного долга к ВВП, которое к 2011 г. достигло 200% (табл. 3.13).

Таблица 3.13. Структура доходов государственного бюджета и долга Японии

Налог на прибыль в японии ставка