Требования к огэ по литературе

ВНИМАНИЕ! Вы пользуетесь устаревшей версией браузера.

Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.

В связи с этим рекомендуем для работы с сайтом использовать следующие браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по литературе

Говорить обо всех девятиклассниках, насколько они знают или не знают литературу, неправильно. Как всегда и во всем, кто-то знает, кто-то не очень, кто-то не знает совсем. Для успешной сдачи экзамена необходимо не только хорошо знать литературу, но и быть знакомым с форматом ОГЭ. Формат не сложен, но имеет свою специфику, и есть критерии оценивания ответа, с которыми необходимо ознакомиться. Как правило, на школьных уроках этому не уделяется внимания, в том числе потому, что литературу обычно сдают немногие. Поэтому курсы или репетитор, учитывающие специфику подготовки к ОГЭ, необходимы.

Традиционно сложен (прежде всего из-за языка) материал по древнерусской литературе («Слово о полку Игореве») и литературе XVIII века (Ломоносов, Державин, Карамзин). Как правило, девятиклассники хуже воспринимают поэтические тексты, совсем не умеют их анализировать. В школе этому уделяется недостаточно внимания. Особенно трудны Тютчев и Фет. А вот «Герой нашего времени» Лермонтова и «Капитанская дочка» Пушкина традиционно легки для восприятия девятиклассника.

Разумеется, надо. Всегда хорошо, если школьник будет читать больше. Это несомненно расширит его кругозор, обогатит язык, улучшит речь. Но определенного списка, что именно нужно прочитать перед ОГЭ за рамками программы, не существует.

Экзаменационная работа по литературе — это, грубо говоря, четыре сочинения. Два мини-сочинения (письменный ответ в объеме трех-пяти предложений), сравнительный анализ двух фрагментов текста (пять-восемь предложений) и большое «традиционное» сочинение — такое, как пишут в школе. Задания охватывают огромный исторический период — от древнерусской литературы до литературы XX века. Не совсем понятно, почему это так — ведь полноценное знакомство со многими авторами (с теми же Тютчевым, Фетом, Достоевским, Блоком, Солженицыным, Шукшиным и др.) школьникам, сдающим ОГЭ, еще только предстоит в течение следующих двух лет.

Первые три задания ОГЭ основаны на предложенном фрагменте текста. Из какого именно произведения будет этот фрагмент — неизвестно. Получается, что на экзамене девятиклассник получает «кота в мешке». Особенно это касается литературы второй половины XX века, о которой школьники имеют весьма смутное представление. В школе это вообще не проходят, а в рамках курсов или репетиторских занятий соответствующие произведения сложно охватить по времени. Да, в кодификаторе ФИПИ дается список фамилий авторов, произведения которых могут появиться на экзамене. Но какие именно стихотворения Евтушенко, Бродского или Самойлова там будут или какие произведения прозаиков (12-15 фамилий), никому заранее неизвестно. Экзамен предполагает начитанность и широкий кругозор ученика, что, как мне кажется, преждевременно требовать от каждого девятиклассника.

Конечно, ОГЭ по литературе проще, чем ЕГЭ. Здесь ученику дается на выбор два варианта, и можно выбрать для выполнения один из них. Но фактор неопределенности по произведениям на ОГЭ существует так же, как и на ЕГЭ.

Наибольшее число баллов (13) дается за сочинение (задание № 4, часть 2), но в сумме три задания части 1 дают больше — всего 20 баллов (6+6+8).

«Формула успеха», безусловно, есть, но она у каждого своя, поскольку литература, как и любое гуманитарное знание, в значительной степени зависят от восприятия и особенностей личности. Для литературы главным было и остается — больше читать и стараться лучше понимать прочитанное. Остальное — приложится! Последний месяц лучше посвятить повторению материала — например, написать планы всех больших сочинений, подготовить цитаты. Для подготовки я рекомендую использовать типовые экзаменационные варианты под редакцией А.В. Федорова и универсальный справочник О.И. Нестеровой.

В этих заданиях школьникам предлагается ответить на вопрос по предложенному фрагменту произведения. Здесь требуется дать прямой и внятный ответ на поставленный вопрос в объеме трех-пяти предложений. Свою позицию необходимо аргументировать текстом. То есть в ответе нужно использовать цитаты из ключевых произведений. Задание оценивается в шесть баллов, и два из них школьник получает за своевременно и правильно употребленные цитаты.

Мы с моими учениками на последних занятиях курса отдельное внимание уделяем именно цитатам. Каждый ученик делает подбор цитат по ключевым произведениям и заучивает их наизусть. В итоге получается большой список цитат, которые можно использовать на экзамене.

В этом задании необходимо написать полноценное сочинение объемом не менее 200 слов на одну из четырех предложенных тем. В сочинении нужно аргументировать свою позицию с помощью цитат и использовать литературоведческую терминологию.

Во всех заданиях строго оценивается письменная речь — это слабое место современных школьников, поэтому необходима тщательная самопроверка.

ОГЭ по литературе 2018

ОГЭ по литературе – один из необязательных выпускных экзаменов в конце 9-го класса. Сам экзамен хотя и носит название теста, фактически сводится к всего пяти вопросам, каждый из которых предполагает написание небольшого сочинения или развернутого ответа. Основную часть экзамена составляет сочинение в форме, подобной выпускному экзамену в 9-м классе до введения ОГЭ по литературе.

Ознакомившись с общей информацией об экзамене, можно сразу приступать к подготовке. Вариант КИМ ОГЭ 2018 года не сильно отличается от варианта 2017 года. Главное изменение – максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 23 до 29. Остальные изменения смотрите в статье.

Структура теста ОГЭ

Тест ОГЭ по литературе состоит из двух частей.

  • Часть 1 состоит из двух вариантов: в одном дан фрагмент прозаического произведения, а в другом дано стихотворение. Вы сами выбираете, что анализировать. Анализ – это развернутые ответы на 3 вопроса. В первых двух вы пишите свои размышления на 3–5 предложений, а в третьем нужно еще сравнить приведенное в тесте произведение с другим и поэтому на него отводится 5-8 предложений.
  • Часть 2 – это небольшое сочинение на одну из четырех предложенных тем, объем сочинения не менее 200 слов. Темы касаются произведений школьной программы; никаких отрывков, глав или фрагментов не приводится. В процессе написания сочинения можно пользоваться полными текстами произведений.

Подготовка к ОГЭ

Пробный ОГЭ по литературе онлайн

На нашем сайте вы можете пройти тесты ОГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. На данный момент раздел обновляется, и со временем в нем будут появляться новые тесты за весь период проведения ОГЭ. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.

Подробный разбор развернутых ответов части 1 и сочинений части 2 по демонстрационному материалу 2017 года.

Демонстрационные варианты ОГЭ

Для подготовки к экзаменам рекомендуем вам воспользоваться пробными тестами. В них вы сможете наглядно ознакомиться со структурой теста и возможными вариантами вопросов.

В разделе демонстрационных вариантов ОГЭ Вы сможете бесплатно скачать тесты за 2009 — 2017 годы.

Все приведенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9-м классе Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

Полезная и важная информация

Общие сведения ОГЭ

Время проведения экзамена – 235 минут (3 часа 55 минут).
Разрешенные материалы – полные тексты художественных произведений и сборники лирики.
Минимальный балл (соответствует тройке) – 7.
Максимальный балл – 29.
Количество заданий – 4.

ОГЭ-9-Литература. Методические материалы для учителя при подготовке к ОГЭ по литературе.

Сафиулина Нурия Ахматовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Осиновская гимназия им.С.К.Гиматдинова Зеленодольского муниципального района РТ»

Критерии оценивания ОГЭ по литературе 9 класс. 2015г.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.

Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Необходимо выбрать только один из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй – на анализ лирического стихотворения (или басни).

Всего в части 1 три задания. На первые два задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2) предлагается дать ответ в примерном объёме 3–5 предложений с опорой на текст. Третье задание (1.1.3.или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа – 5–8 предложений). Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.

Читайте так же:  Санитарно-гигиенические требования по уборке помещений

Часть 2 содержит четыре темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать только одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом на менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Распределение заданий по частям работы

Максимальный первичный балл

Задание с развернутым

ответом 3-5 предложений

характера 5-8 предложений

Сочинение объем 200 слов

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.

Требования к работе

Развернутые рассуждения о тематике и проблематике фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического произведения), его принадлежности к конкретной части (главе); о видах и функциях авторских изобразительно- выразительных средств, элементов художественной формы и др.

2. Речевое оформление ответа

Развернутое рассуждение о тематике, проблематике, лирическом герое, об образах стихотворения (или басни); о видах и функциях изобразительно- выразительных средств, об элементах художественной формы; об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста. Развернутое сопоставление анализируемого произведения (лирического стихотворения или басни) с художественным текстом, приведенным для сопоставления (нахождение важнейших оснований для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, построение сравнительной характеристики литературных явлений, построение аргументированного суждения с приведением убедительных доказательств и формулированием обоснованных выводов

2.Речевое оформление ответа

Повышенный уровень 1.1.3 или 1.2.3

Развернутое сопоставление анализируемого произведения с художественным текстом, приведенным для сопоставления (нахождение важнейших оснований для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, построение сравнительной характеристики литературных явлений, построение аргументированного суждения с приведением убедительных доказательств и формулированием обоснованных выводов.

1.Умение сопоставлять художественные произведения

2.Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

3.Следование нормам речи

Если экзаменуемый получает 0 баллов за 1 критерий, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается

Часть 2. Высокий уровень

Осмысление проблематики и своеобразия художественной формы изученного литературного произведения (произведений), особенностей лирики конкретного поэта в соответствии с указанным в задании направлением анализа.

При оценке сочинения учитывается также его объем. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

1.Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

2.Уровень владения теоретико-литературными понятиями

3.Обоснованность привлечения текста произведения

4.Композиционность и логичность изложения

5. Следование нормам речи

Итого за сочинение

Если экзаменуемый получает 0 баллов за 1 критерий, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2;
1.2.1 и 1.2.2, требующих написания связного ответа объёмом
3–5 предложений

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

не даёт на него прямого ответа;

и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел);

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием:

не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

2. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

б) допущено более 2-х речевых ошибок

При анализе работы выпускника по указанным двум критериям эксперт должен ответить на ключевые вопросы.

Даёт ли экзаменуемый прямой связный ответ на вопрос?

Учтена ли в ответе авторская позиция (при анализе стихотворений — авторский замысел)?

Формулирует ли экзаменуемый собственную обоснованную позицию (если этого требует специфика конкретного задания)?

Знает ли содержание и проблематику произведения
в целом (или особенности творчества поэта)?

Приводит ли убедительные аргументы?

Не подменяет ли рассуждения пересказом текста?

Допускает ли экзаменуемый фактические ошибки, в том числе, ошибки в использовании теоретико-литературных понятий?

Допускает ли речевые ошибки?

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом
5–8 предложений

Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику

б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

не даёт на него прямого ответа;

и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел);

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием:

не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

3. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

б) допущено более 2-х речевых ошибок

При анализе работы выпускника по указанным трём критериям эксперт должен ответить на ключевые вопросы.

Сравнивает ли выпускник тексты по указанному в задании направлению анализа?

Умеет ли строить сравнительную характеристику?

Знает ли содержание и проблематику произведения
в целом (или особенности творчества поэта)?

Понимает ли проблематику предложенного для сопоставления текста?

Даёт ли выпускник содержательное обоснование для сопоставления?

Приводит ли убедительные аргументы?

Учитывает ли при ответе позицию автора (при анализе стихотворений — авторский замысел)?

Формулирует ли собственную обоснованную позицию (если этого требует специфика конкретного задания)?

Не подменяет ли экзаменуемый рассуждения пересказом текста?

Допускает ли фактические ошибки, в том числе, ошибки в использовании теоретико-литературных понятий?

Допускает ли речевые ошибки?

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий 2.1–2.4, требующих написания сочинения (в объёме не менее 200 слов)

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и п о другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения;

убедительно обосновывает свои тезисы;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения,

не все тезисы убедительно обосновывает;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета авторского замысла);

и (или) не обосновывает свои тезисы;

и (или) допускает 3–4 фактические ошибки.

г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения;

и (или) допускает более 4-х фактических ошибок

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия,

не использует их для анализа произведения,

Читайте так же:  Заявление о регистрации автомототранспортных средств

и / или допускает не более 2-х ошибок в их употреблении

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;

или допускает более 2-х ошибок в их употреблении.

3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения)

б) текст привлекается,

не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)

в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности

б) в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой,

и (или) есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания);

и (или) есть отступления от темы сочинения

в) в сочинении не прослеживается композиционного замысла;

и (или) допущены грубые нарушения в последовательности изложения;

и (или) нет связи между частями и внутри частей

5. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок

б) допущены 3 речевые ошибки

в) допущены 4 речевые ошибки

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).

Первый критерий (содержательный аспект) является главным. Основная задача выпускника – убедительно, аргументировано раскрыть тему сочинения с учетом авторской позиции и собственного видения проблемы (установка на отражение собственного видения проблемы носит рекомендательный характер).

Второй критерий позволяет выявить уровень владения учащимся теоретико-литературными понятиями, сформированность умения анализировать художественное произведение с опорой на понятия, связанные с его родовой и жанровой спецификой. Для получения максимального балла по этому критерию выпускник должен не просто уместно упоминать в сочинении литературоведческие термины, но и правильно квалифицировать (называть) важнейшие литературные категории и виды изобразительно-выразительных средств при рассмотрении художественного своеобразия конкретного произведения. При оценке работы по второму критерию необходимо обращать внимание на все слова, являющиеся теоретико-литературными понятиями, например, «роман», «автор-повествователь», «реализм», «второстепенные персонажи» и т. п.

Третий критерий. Следует подчеркнуть, что при выполнении задания части 2 экзаменуемый должен продемонстрировать умение строить развёрнутое высказывание на литературную тему с использованием цитирования и элементов пересказа художественного произведения. Наиболее типичными ошибками экзаменуемых при создании развёрнутого ответа являются:

– замена анализа проблемы пересказом текста художественного произведения или критической статьи;

– отсутствие цитатного материала или недостаточность его привлечения (т. е. недостаточность доказательной аргументации при наличии собственных суждений);

– неуместное цитирование или пересказ содержания, не связанные
с проблемой, предложенной в вопросе.

Четвёртый критерий состоит в том, что нужно одновременно оценить замысел, смысловую цельность и композиционную стройность высказывания, логику, связность изложения. Лучшие работы экзаменуемых отличает чёткость суждений, непротиворечивость, последовательность изложения мыслей и обоснованность тезисов и выводов.

Сочинение должно быть доказательным. Таким образом, в сочинении все мысли должны быть внутренне связаны друг с другом и обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами.

Пятый критерий позволяет проверить, насколько хорошо экзаменуемый овладел умением строить не только логически связное, но и стилистически грамотное, нормативное речевое высказывание, навык которого формируется в процессе изучения литературы. Грамотность и нормативность речи оценивается по количеству речевых ошибок и речевых недочётов, допущенных учащимися в тексте экзаменационной работы. На оценку сочинения по пятому критерию распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Поэтому при подсчёте ошибок не учитываются описки, однотипные и повторяющиеся ошибки, два речевых недочёта могут приравниваться к одной речевой ошибке.

Приказ Минобрнауки России №1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

Приказ № 10 от 16 января 2015 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394»

Приказ Минобрнауки РФ №46 от 03.02.2015 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году»

1. Учебно-методические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2015 г. ЛИТЕРАТУРА. Москва 2015. Авторы-составители: А.В. Фёдоров, Е.А. Зинина, Л.В. Новикова.

2. ОГЭ-2016. Литература. 9 класс. 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ. Издательство: Национальное образование. Москва. 2015

ОГЭ-2018 по литературе

Для выпускников 9-х классов ОГЭ – первое значительное экзаменационное испытание. Уже с первых дней сентября школьники, отдохнувшие на летних каникулах, начинают подтягивать математику и русский язык, а также раздумывают, какие дисциплины лучше сдавать в качестве предмета по выбору. В числе вариантов для сдачи ОГЭ находится и литература.

Чаще всего ее сдают ребята, которые в будущем желают стать филологами или лингвистами. Данный предмет не вызывает сложностей у школьников, которые уделили достаточно времени изучению отечественной и зарубежной классики. А перед сдачей ОГЭ не лишним будет узнать, какие новшества ожидают вас в структуре и наполнении билетов, каким будет расписание экзаменов, и какие требования выдвигает комиссия к выпускникам девятых классов!

Демонстрационный вариант ОГЭ-2018

Даты ОГЭ по литературе

При подготовке к ОГЭ ученикам важно заранее знать, в каком порядке и в какие числа им придется сдавать тот или иной предмет. Для экзаменации по литературе Рособрнадзор выделил такие даты:

  • 27 апреля 2018 года (пятница) – дата досрочной сдачи литературного ОГЭ. Резервная дата для этого периода – 7 мая 2018 года (понедельник);
  • 7 июня 2018 года (четверг) – основной экзамен, предстоящий выпускникам средней школы. 22 июня 2018 года (пятница) – резерв;
  • 12 сентября 2018 года (среда) – день дополнительной экзаменации. Резервом стало 20 сентября 2018 года (четверг).

Изменения в ОГЭ-2018 по литературе

Профильная комиссия посчитала, что в данный КИМ нужно внести несколько уточнений.

  1. Инструкции к работе были усовершенствованы и сформулированы так, чтобы ученик ясно и четко понимал логику заданий и критериальные требования.
  2. Изменились критерии, по которым будут оцениваться задания с развернутым ответом.
  3. Балл, который можно получить за решение КИМа, в 2018 году будет увеличен на 6 и составит 29 баллов.

Структура и содержание КИМа

Основная цель экзаменации по литературе – оценить уровень подготовки учеников общеобразовательных учреждений по данному предмету. Полученные результаты будут использованы для зачисления школьников в профильные классы. Важный момент: экзаменация по литературе отличается от других предметов – в этом билете ученикам не стоит надеяться на задания с короткими ответами.

Литературный ОГЭ, в отличие от ЕГЭ, не нацелен на проверку базовых лингвистических знаний. Ваша способность давать аргументированные ответы на поставленные вопросы продемонстрирует, насколько хорошо вы разбираетесь в терминологии. Основная цель ОГЭ – проверить аналитическое мышление школьников, их способности к интерпретации художественных текстов, умение сопоставлять факты и логично рассуждать. При этом билет построен так, чтобы ученик смог его решать согласно своим читательским предпочтениям.

На экзамене вам предстоит выполнить 4 литературных задания за 235 минут

КИМ по литературе создан по принципу абсолютной вариативности – школьники имеют право выбирать задания из нескольких предложенных вариантов. Чтобы получить за работу высший балл, ученику придется:

  • усвоить художественный текст и провести его анализ;
  • выделить в тексте главные смысловые части;
  • определить род и жанр художественного произведения;
  • понять и сформулировать главную мысль или проблему, заложенную в основу произведения;
  • охарактеризовать главных героев произведения, его сюжетные особенности, композицию и выразительные средства, использованные автором;
  • провести сопоставительный анализ художественных текстов;
  • выразить личную позицию по отношению к прочитанному произведению;
  • сделать пересказ и дать отзыв в письменной форме.

Составители КИМов уделили внимание основным теоретико-литературным терминам и понятийному аппарату, русскому фольклору, древнерусским литературным трудам, русской литературе XVIII, XIX, XX–ХХI столетий, а также классике зарубежной литературы. Теперь рассмотрим структуру работы несколько подробнее. В КИМе вас ожидают две составные части и 10 заданий, из которых нужно будет выбрать 4 (3 задания из первой части и 1 – из второй).

  • Первая часть работы – задания, в которых ученикам предстоит проанализировать фрагмент произведения художественного характера. Данная часть представлена двумя вариантами – ученик может выбрать тот отрывок, который больше отвечает его уровню подготовки. Вариант №1 – отрывок эпического, драматического или лирико-эпического произведения. В варианте №2 вас ждет анализ стихотворения или басни. В каждом варианте нужно будет справиться с тремя заданиями, которые покажут, умеете ли вы воспринимать тексты, высказывать оценочные суждения и понимать авторскую идею. Развернутый ответ на вопросы №1 и №2 должен состоять из 3-5 предложений. Каждое задание принесет вам до 5 баллов. В задании №3 ученик должен не только написать свои мысли по поводу прочитанного текста, но и сделать сопоставление с другим текстовым отрывком или произведением. Ответ нужно оформить в виде 5-8 предложений, за которые вы можете получить еще 6 баллов;
  • Вторая часть работы – сочинение по одной из четырех тем. Эта часть ОГЭ имеет взаимосвязь с вариантами из первой части. Тема №1 относится к художественному фрагменту, №2 – к басне или стихотворению. Впрочем, школьник может выбрать темы №3 или 4 – они касаются древнерусской литературы, литературного наследия XVIII столетия или классики XIX -ХХ веков. При решении данной части билета нужно обязательно соблюсти норму – в сочинении должно быть не менее 200 слов. Если ученик не смог написать больше 150 слов, то задание считается невыполненным и оценивается в 0 баллов. Максимум, положенный за сочинение – 13 баллов.
Читайте так же:  Закон о приеме в гражданство рф

Максимум первичных баллов за литературный ОГЭ равен 29 баллам.

Критерии оценивания ОГЭ по литературе

При оценивании работ члены комиссии будут ориентироваться на следующие критерии:

  • в первой части билета проводится оценка того, насколько ответ соответствует заданию. Кроме того, комиссия поставит баллы за аргументированность и связь ответа с авторским текстом, точность фактов и логичность утверждений;
  • при оценивании сочинения комиссия учитывает семь критериев. Ученик должен: написать сочинение, которое соответствует выбранной теме; аргументировать свою мысль путем привлечения цитат; опираться на литературные понятия; соблюдать композиционную целостность; не нарушать логику повествования; быть точным в фактах; соблюсти все литературные нормы. Первый критерий может принести вам 1 балл, остальные – по 2 балла. При этом первый критерий является наиболее важным – если экзаменатор поставит за него 0, то все сочинение будет оценено в 0 баллов.

Регламент и особенности литературного ОГЭ

Выпускники девятых классов получат на работу с билетом 235 минут. Профильная комиссия рекомендует грамотно распределять время, отведенное на КИМ:

  • до 120 минут – на задания из первой части билета;
  • до 115 минут – на сочинение.

Вам стоит заранее избавить свои карманы от лишних вещей, которые могут являться инструментами для списывания. Не берите в класс смартфоны или умные часы, в которые можно загрузить ответы или тексты сочинений, иначе вас могут выгнать из аудитории и аннулировать результаты экзаменации.

Стоит сказать, что ученикам девятых классов будет проще, чем одиннадцатиклассникам, ведь им при работе с билетом разрешено пользоваться текстами литературных произведений и лирическими сборниками. Конечно, всем ученикам по комплекту книг не выдадут – они будут находиться на отдельном столе, к которому у каждого экзаменующегося школьника будет свободный доступ.

Как оценка за ОГЭ влияет на школьный аттестат?

Отметка, полученная за ОГЭ по литературе, может откорректировать вашу оценку за предмет. Шкала для перевода баллов выглядит следующим образом:

  • от 0 до 9 баллов – школьнику выставляется «двойка» за ОГЭ;
  • от 10 до 17 баллов – ученик получает «тройку»;
  • от 18 до 24 баллов – девятиклассник написал ОГЭ на «четверку»;
  • от 25 до 29 баллов – отметка за экзаменацию тождественна «пятерке».

Если школьник желает продолжать обучение в специализированном классе или колледже, ему нужно будет набрать за ОГЭ не менее 19 баллов.

Потренируйтесь излагать мысли на бумаге, чтобы не оплошать в сочинении

Как подготовиться к ОГЭ по литературе?

При подготовке и написании литературного ОГЭ ученики могут воспользоваться такими советами и рекомендациями:

  • ориентируйтесь на школьную программу и позаботьтесь о том, чтобы у вас был комплект хрестоматий по литературе за все годы обучения;
  • ознакомьтесь с демо-версией ОГЭ за 2018 год, чтобы понять, какие темы и задания являются для вас проблемными. Кроме того, демовариант поможет вам отработать заполнение бланка;
  • составьте график чтения литературных произведений, вынесенных на ОГЭ. Массив информации по данному предмету настолько велик, что за пару-тройку ночей вы с ним точно не справитесь;
  • читайте не только полный текст произведения, но и отзывы критиков – это поможет вам аргументировать свои мысли в сочинении. В билетах 2018 года могут быть затронуты произведения М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, Б.Н. Стругацких и других (список конкретных произведений есть в кодификаторе, который можно скачать в начале статьи);
  • не хватайтесь за первую предложенную тему – ознакомьтесь со всем билетом, чтобы понять, какие задания вам ближе;
  • не пишите полный текст сочинения на черновом бланке, теряя драгоценные минуты – черновик лучше использовать для тезисного изложения мыслей, записи цитат и основных аргументов.

(2 голосов, среднее: 5.00 с 5)

ОГЭ по литературе в 2019 году

В 2018-2019 учебном году выпускники 9-х классов во всех регионах РФ будут экзаменованы по 5 предметам, в числе которых два будут обязательными (русский язык и математика), а выбор оставшихся трех будет предоставлен самим школьникам и их родителям.

В 2018 году литература оказалась на последнем месте среди необязательных предметов ОГЭ, ведь сдавать данный предмет решили только 3% девятиклассников. Сегодня, по мере того, как приближается момент выбора предметов выпускниками 2019 года, у многих детей и родителей возникает вопрос, стоит ли сдавать ОГЭ по литературе в 9 классе и если да, то сложно ли к нему подготовится. Попробуем разобраться в тонкостях предмета, особенностях КИМов и секретах подготовки к данному экзамену.

Дата проведения

Учащиеся, которым в 2019 году предстоит закончить 9 класс, будут сдавать ОГЭ в конце учебного года. Но, как и в прошлых сезонах, учащимся будет предоставлена возможность пройти испытание досрочно, или же повторить попытку, если с первого раза не получится преодолеть минимальный проходной порог.

Для проведения экзамен по литературе в 9-х классах зарезервированы следующие дни:

28.06.19 / 02.07.19 / 03.07.19

Формат проведения и особенности экзамена по литературе

Литературу, как один из экзаменов ОГЭ 2019 года выберут учащиеся, желающие продолжить обучение в классах филологического профиля, ведь для успешного преодоления испытания необходимо:

  • знать биографии писателей и поэтов;
  • досконально изучить произведения, входящие в список школьной программы;
  • уметь анализировать и сравнивать тексты, составлять портреты героев, давать оценку их действиям;
  • красиво, лаконично и грамотно выражать собственное мнение.

Главная особенность ОГЭ по литературе от других экзаменов, сдаваемых девятиклассниками в 2019 году – это тот факт, что в билете полностью отсутствуют тесты с ответами. Экзаменационный билет 2019 года будет состоять из 2-х частей:

Анализ текста (проза либо стих) –

3 задания, на каждое из которых необходимо дать развернутый ответ

Сочинение на одну из 4-х предложенных тем

Девятиклассники проходят итоговую аттестацию на базе своей школы.

На выполнение работы экзаменуемым предоставляется 235 минут (3 часа 55 минут).

Часть 1 (анализ текста)

Прежде чем приступить к выполнению заданий 1-й части необходимо ознакомиться с двумя предложенными вариантами и выбрать для анализа только один, наиболее близкий и понятный.

Важно! Выполнять сразу оба варианта нельзя.

Объем развернутого ответа должен примерно составить:

Не стоит использовать слишком сложные речевые конструкции. Пусть текст будет лаконичным, но при этом читабельным и наполненным глубоким смыслом.

Часть 2 (сочинение)

Больше всего выпускники, привыкшие на контрольных срезах по разным предметам просто отвечать на тесты, боятся сочинения, которое является неотъемлемой частью ОГЭ 2019 года по литературе.

На самом деле большинство выпускников, заканчивающих 9 класс, без проблем выполняют вторую часть ОГЭ по литературе и в 2019 году экзаменуемым тоже бояться нечего. Также стоит знать, что:

  • в процессе написания сочинения разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения;
  • объем сочинения должен быть 200 слов (работы менее 150 слов не оцениваются);
  • свои суждения необходимо аргументировать, используя фрагменты из текста;
  • при анализе произведения важно не искажать авторскую позицию.

Оценивание работ

Работы ОГЭ 2019 по литературе не содержат тестовой части, а потому в полном объеме оцениваются независимыми экспертами. Для выставления итогового балла каждая работа будет проверена двумя учителями. В результате возможны такие варианты развития события:

  • Оценки сошлись – все отлично, балл определен и его заносят в документацию.
  • В оценках двух экспертов есть разбежность не превышающая 2-х баллов –выставляют среднее арифметическое.
  • Оценки экспертов отличаются более чем на 2 балла – привлекают третьего специалиста, мнение которого и будет решающим.

Оценка, полученная девятиклассником на ОГЭ по литературе в 2019 году, будет влиять на балл аттестата. При переводе тестовых баллов по данному предмету в оценки используют специальную таблицу соответствия:

Требования к огэ по литературе