Пособие бтр 80 а

Пособие бтр 80 а

Бронетранспортер БТР-80А является модификацией БТР-80 с сохранением основных узлов и агрегатов.

Особенностью БТР-80А является принципиально новый комплекс вооружения. Машина вооружена башенной пушечно-пулеметной установкой с наружным размещением 30-мм автоматической пушки 2А72 и спаренного с ней 7,62-мм пулемета. Установка автоматической пушки значительно (в 2 раза) повысила боевую эффективность БТР.

Башенная установка оснащена дневным и ночным прицелами, системой запуска дымовых гранат. Наведение пушки и пулемета в цель осуществляется с помощью механических приводов и прицелов дневного 1ПЗ-9 и ночного ТПН3–42. Ручной механизм наведения по горизонту имеет два положения: для наведения медленного (точного) и ускоренного (перебросочного, грубого).

Питание пушки – двухленточное: одна лента с осколочно-фугасно-зажигательными (ОФЗ) или осколочно-трассирующими (ОТ), другая – с бронебойно-трассирующими (БТ) снарядами.

Наружное расположение вооружения существенно снижает загазованность обитаемых отделений бронетранспортера.

БТР-80А оснащен средствами связи, системой защиты от оружия массового поражения, противопожарным оборудованием, водооткачивающими средствами, системой обеспечения обитаемости.

Бронетранспортер БТР-80А

БТР-80А – боевая колесная плавающая машина, предназначенная для транспортировки мотострелковых подразделений и их огневой поддержки на поле боя.

Машина является модификацией бронетранспортера БТР-80 с сохранением основных узлов и агрегатов. Она вооружена башенной пушечно-пулеметной установкой БППУ-1 с наружно размещенной в ней 30-мм автоматической пушкой 2А72 (с двухленточным селективным питанием) и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ/ПКТМ.

Углы наведения оружия – от –5° до +70° по вертикали и 360° по горизонтали. Башенная установка оснащена дневным и ночным прицелами, прожектором, системой запуска дымовых гранат. Боекомплект пушки составляет 300 выстрелов, а пулемета 2000 патронов. В зависимости от характера и вида целей оператор может выбрать темп стрельбы и тип боеприпаса, используя двухленточное питание пушки. Эффективность боевого применения вооружения БППУ-1 при стрельбе по наземным целям в 2,1–2,4 раза выше, чем у бронетранспортеров с 14,5-мм пулеметом. Механизмы наведения оружия ручные с тормозными устройствами. Механизм взведения пушки электромеханический. Пульт управления огнем позволяет выбрать один из трех режимов стрельбы из пушки: одиночными выстрелами, малым или большим темпом. Огневая мощь штатного вооружения бронетранспортера увеличивается за счет возможности ведения огня экипажем из личного стрелкового оружия, ручного гранатомета и переносного зенитного ракетного комплекса («Стрела» или «Игла»). Боевой расчет БТР-80А, его оборудование, силовая установка и другие системы аналогичны используемым на БТР-80.

Особенности устройства машины связаны с применением башенной пушечно-пулеметной установки. Корпус БТР-80А для обеспечения функционирования автоматической пушки и достижения заданных требований по кучности и меткости ее боя выполнен более жестким. В целях исключения возможного поражения элементов кормовой части огнем из собственного оружия установлена дуга обвода. Для БТР-80А проработана принципиальная возможность стабилизации вооружения башенной установки, а также применения более современных приборов прицеливания и систем вооружения.

Об обучении водителей бронетранспортера БТР-82А

Чудинов Максим Юрьевич,курсант факультета СПО ФГКВОУ ВПО «Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова», г. Рязань [email protected]

Анашкин РоманАлександрович,адъюнкт кафедры эксплуатации вооружения и военной техники ФГКВОУ ВПО «Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова», г. Рязань [email protected]

Пархоменко Александр Викторович,доцент, начальник кафедры эксплуатации вооружения и военной техники ФГКВОУ ВПО «Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова», г. Рязань[email protected]

Обобучении водителей бронетранспортера БТР82А

Аннотация.В представленной статье кратко обобщенопытпроведения занятий по вождению сводителями бронетранспортера БТР 82А, в первую очередь, в горных условиях. Ключевые слова:танкодром, оборудование, обучение, водитель,бронетранспортер,обслуживание, занятия.

В настоящее время в ходереформыВооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ)в число ееосновных задач входят:

перевооружение на современные образцы вооруженияи военной техники;

существенное повышение качества подготовки войск с учетомхарактера современных войн и вооруженных конфликтов.Поэтому вРоссии сейчас идет полномасштабный процесс созданияпринципиально новых, оснащённыхсамым современным оружиемВооружённыхсил, высокая мобильность которых позволит оперативно реагировать на угрозы военной безопасности страны, исходящих с любых направлений.На основе реформыпо перевооружению ВС РФ на современные образцы вооружения, военнойи специальнойтехникина укомплектование войск стали поступать новые бронетранспортеры БТР82А, которые представляют собой достаточно глубоко модернизированную машинуБТР80. Отличительными признакаминовой боевой машины стали:–система управления вооружением (СУВ), состоящаяиз автоматической 30ммпушки2А72 и спаренного с ней пулемета ПКТМ, а также двухплоскостного стабилизатора вооружения сэлектроприводами вооружения. –установлен новый более мощный многотопливный дизель КамАЗ740.14300. Поэтому сложность ее применения,а также короткие сроки обучения, непрерывное развитие форм и способов боевых действий предъявляют еще более высокие требования к уровню подготовки экипажей боевых машин и в частности водителей.Техника вождения боевых машин при различной скорости движениянеодинакова. В тяжелых дорожных условиях, когда скорости движения ограничиваются запасом мощности двигателя или системой подрессоривания, важнейшее значение имеют такие приемы вождения, как выбор оптимальной передачи, своевременность и быстрота переключения, гашение колебаний корпуса, умение безошибочно преодолевать различные препятствия и загражденияПри вождении боевых машин со скоростями, близкими к максимальным, важнейшее значение приобретает качество и точность (по месту и времени) управляющих действий и безопасность движения. Здесь уже решающее значение оказывают ограничения по заносу и юзу, умения и навыки водителей управлять машиной на скоростях 3550 км/ч, правильно выбирать дистанции в колонне, проходить повороты различной крутизны без существенного снижения скорости и заноса, быстро тормозить и останавливать машину при внезапном возникновении опасности (критической дорожной ситуации) без юза и наезда на препятствия или впереди идущую машину.Начальное обучение водителей машин организуется и проводится в учебных организациях ДОСААФ.Решение проблемы качественной подготовки водителей –очень важная задача, которая стоит перед всеми учреждениями и организациями, готовящими водителей машин. Основными путями решения этой проблемы, с нашей точки зрения, следует считать: –всестороннее и качественное психофизиологическое обследование кандидатов в водители;–правильный профессиональный подбор на соответствующие должности имарки машин;–обучение и воспитаниеНесмотря на значительные различия анатомофизиологических характеристик обучаемых, проходящих первоначальную подготовку, и водителей, повышающих свою квалификацию, правильно поставленное обучение и воспитание всегда даёт положительный результат (эффект). Величина этого эффекта, естественно, зависит как от содержания, методик и организации подготовки, так и от учёта оснащённости техническими средствами обучения водителей боевых машин.Обучение военных водителей это целенаправленный процесс воздействия на них определенных факторов, обеспечивающих приобретение необходимого мастерства владения техникой. Процесс обучения, его содержание и организационные принципы и методы подготовки водителей базируются на общепринятых принципах военного обучения и воспитания.На кафедре эксплуатации и вооружения военной техники (ЭВ и ВТ) РВВДКУ в последниечетыре года уделяется большое внимание дистанционному обеспечению процесса обучения курсантов и слушателей методическими материалами. Работа профессорскопреподавательского состава кафедры в этом направлении, в первую очередь, подчинена задаче обеспеченияобучающихся информацией для самостоятельной работы, необходимой для качественного усвоения учебной программы.Так, например, по вопросам, связанным с техническим обслуживанием бронетранспортера БТР80, на различных сайтах и порталах Интернета были размещены два учебных пособия [1, 2] и целый ряд статей [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]. Кроме того, опубликованы статьи, посвященные некоторым вопросам устройства бронетранспортера, в первую очередь его электрооборудования [10, 11, 12], взаимозаменяемости аккумуляторных батарей [13, 14, 15], особенностям электростартерного пуска в аварийных условиях [16, 17, 18, 19, 20, 21]. Большинство
этих публикаций размещены на различных сайтах и порталах Интернета, а библиографические сведения о них –в Научной электронной библиотекеeLIBRARY.RU. Поэтому, при необходимости их легко найти обучающимся и использовать в ходе самостоятельной работы. Также, в 2017 году на кафедре было разработано и издано в типографии учебное пособие по вождению БТР80 [22]. В настоящее время оно в электронном виде размещено в локальной сети РВВДКУ. Причем, данные публикации необходимы не только курсантам и слушателям, но и также востребованы выпускниками училища.Известно, что последовательность развития водительского мастерства проходит четыре этапа, в которых водитель должен усвоить следующие навыки:

пользование органами управления машины иуправление ею в свободных условиях дорожного движения, когда практически отсутствуют помехи движения;

управление машиной в статически стесненных условиях, когда существуют помехи движению, но сами они не изменяют его положения и состояния в данный момент времени;

управление в динамически стесненных условиях движения, когда существующие помехи движению сами обладают возможностью изменения своего положения или состояния.Из анализа распределения продолжительности управления боевой машиной по этапам подготовки водителей следует, что в настоящее время основное внимание при подготовке водителей уделяется стесненным условиям движения машиной.Наиболее приемлемым и широко используемым элементом при обучении считается танкодром.Общий признаком оборудования танкодрома является: по параметру –кольцевой маршрут, внутри участки для отработки упражнений курса вождения.Трассы танкодрома включают элементы, опасные с точки зрения кривизны: участки с кривыми радиусом от 50 до 600 метров, Sобразные повороты.Необходимо отметить, что танкодромы имеют равнинную местность, однако эксплуатация боевых машин происходит и в горных условиях. При этом, эксплуатация данных машин в горных условиях усложняется по ряду факторов. К ним относится низкое количество асфальтированных дорог, их извилистость, резкость подъемов и спусков, колебания окружающей температуры в течение дня в больших пределах, а также изменение давления воздуха по мере изменения высоты при движении машины.Поэтому работа водителя, да и всего экипажа БТР82А в горных районах является более напряженной, нежели на равнинной местности.

По нашему мнению, с водителями следует проводить занятия по изучению:

влияния погодной и дорожной обстановки в горах на работу БТР82А, его агрегатов и механизмов;

содержания и объема работ по подготовке машины к использованию по назначению в горах, а также их выполнению в установленном порядке;

порядка обслуживания машины;

особенностей одиночного вождения БТР82А и движения на маршах(рейдах)в составе колонн(рисунок 1);

Рис.1.Водители в ходе занятий по вождению тренируются

в выполнении совместных действиях на марше

способов и механизмов для улучшения проходимости;

мероприятий по снижению расхода горючего;

порядка оказания помощи военнослужащим с признаками горной болезни, укусах, обморожении и перегреванию.Основное внимание необходимо уделять практическим занятиям.Придвижении машины водитель должен быть обучен и иметь твердые практические навыкив следующих приемах вождения:

во время движения, особенно в горной местности, пристально следить за местностью и самостоятельно выбирать скорость в зависимости от плотности движения в колонне, наличий различных препятствий в пути, избегая те, которые могут привести к повреждению БТР82А;

вусловиях слабой видимости скоростьмашиныне должна превышать пяти километров в час. С такой же скоростью рекомендуется двигаться на крутых и закрытых поворотах. При подъемах в 68 градусов скорость движения должна равняться 78 км/час, а на спусках –не превышать 1520 км/час;

в горах при спуске использоватьнакат не рекомендуется, но приходится, так как чем больше скорость машины, тем меньше ее вероятность поражения противником. Так что при ведении боевых действий часто приходится нарушатьвышеуказанный скоростной режимБТР82А. Поэтому очень важно отработать навыки скоростного движения БТР82А в любых условиях, особенно при спуске по горному серпантину;

Читайте так же:  Пенсия по государственному пенсионному обеспечению фз

во избежание внезапного столкновения со встречным транспортным средством на подъеме водителю следует снижать скорость и подавать сигналы.В ходе движения машины водитель должен быть обучен следить за температурным режимом, состоянием масел, охлаждающей и других жидкостей, степенью заряженности батарей БТР82А. Он должен уметь руководствоваться не только показаниями приборов, но и чувствовать устойчивость работы двигателя, легкость управления и посторонние вибрации машины.В ходе управления машиной водитель не должен допускать поджога и коробление дисков сцепления вследствие не полного включения сцепления. Для этого не следует держать ногу на педалисцепления без необходимости.Длительное удержание руля машины в вывернутом до упора положении не допустимо, так как может привести к поломке насоса гидроусилителя.При движении накатом запрещается глушить дизель, так как при этом выключается гидроусилитель рулевого привода и компрессор, это значительно ухудшает управляемость машины (требуется гораздо большее усилие при повороте руля) и снижает до минимума эффективность рабочей тормозной системы.В ходе технической и тактической подготовки необходимо решать вопросы укрепления психологической устойчивости водителей и экипажа в целом. Для этого на занятиях по вождению следует создавать тяжелые тактические условия, приближенные к боевым и требующие повышенного напряжения, связанного с преодолением сложных препятствий(рисунок 2),умело имитировать внешнюю картину современного боя в горах.

Рис.2.Преодоление рва на занятиях по вождению

Кроме того, следует уделить большое внимание отработке вопросов полной взаимозаменяемости всех членов экипажа БТР82А (рисунок 3).

Рис.3.Отработка взаимозаменяемости личного состава экипажа БТР82А. Огонь из автоматической пушки ведет водитель

В условиях реального боя полная взаимозаменяемость всех членов экипажа бронетранспортера крайне важна для успешного выполнения поставленных задач.Вывод.В ходе занятий по вождению следует отрабатывать весь комплексобучающих приемов и мероприятий, максимально задействовать танкодромы для того, чтобы в ходе практических занятий по вождению водителиБТР82А были натренированы использоватьвсе накопленные знания, навыки и опытдляприменения в реальномбою. Также следует проводить совместные тренировкис десантом (перевозимым отделением)в целях отработки и согласования совместных действий при отражении атак и возникновении внештатных ситуаций. При такой подготовке водители смогутнаиболее полно использоватьбоевые и технические возможности БТР82Ав реальном бою.

Cоветский бронетранспортёр, спроектированный в начале 80-х, как развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков. В серийное производство БТР-80 поступил в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё продолжает выпускаться. Последние модели БТР-80, оборудованные усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты (БМП). Использовался советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов стал основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России, а так же ряда других бывших советских республик и применялся практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно продовался и на данный момент продолжает поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2011 год БТР-80 состоит на вооружении около 26 государств.

История создания и производства

Основным бронетранспортёром ВС Советского Союза к началу 1980-х годов являлся запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70. Опыт их использования уже вскоре показал, что, несмотря на серьёзные улучшения по сравнению с БТР-60, множество главных недостатков и недочётов предшественника перешли к нему почти без исправлений и зменений. Одним из них была довольно сложная и очень ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, имевших к тому же повышенный расход топлива и ряд других недостатков по сравнению с дизельным двигателем. Серьёзной проблемой оставалась весьма неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, по сравнению с БТР-60 она была лишь совсем немного улучшена. Как показала Афганская война, неудовлетворительной была и защищённость машины. Помимо этого на БТР-70 приплюсовались проблемы с водомётным движителем новой конструкции, он на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и т. д.

Для устранения этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был создан бронетранспортёр ГАЗ-5903. При оставлении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё множеством улучшений. Например- вместо спарки карбюраторных двигателей был поставлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки десанта были оборудованы большие двухстворчатые люки в бортах корпуса. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, но общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Последующее развитие стремилось дать экипажу и десанту возможность ведения огня из-под защиты брони, для этого стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы. Бронирование бронетранспортёра было усилено незначительно, но всё же масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, но в целом подвижность машины осталась неизменной, а запас хода только увеличился. После успешно пройденных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение ВС СССР и получил название БТР-80.

БТР-80 имеет компоновку с размещением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого — в средней, а моторно-трансмиссионного — в задней части машины. Экипаж БТР-80 состоит из трех человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика; коме них, бронетранспортёр может брать на борт десант из 7 бойцов.

Броневой корпус и башня

БТР-80 имеет слабо дифференцированную ( классификационный термин конструкции бронированных наземных боевых машин. Боевая машина имеет дифференцированную бронезащиту, если её корпус снабжён бронёй неравной толщины в различных своих частях. Как правило, наиболее толстая и прочная броня оборудуется в местах, наиболее подверженных вражескому огню — лоб или вся передняя оконечность машины. Менее толстой бронёй оснащаются борта и корма.) противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра делается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены с довольно значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, значительно повышающую его водоходные качества и оснащён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, таким образом не намного повышая его защиту.

В лобовой части корпуса располагается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, располагаются механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним размещено отделение десанта, сделанное вместе с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения размещены в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, есть два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, помимо башенного стрелка, в бортах есть восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от +. -15 до +. -25 град. предназначенные для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки повёрнуты в направлении передней полусферы, в результате этого задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, маленькая мёртвая зона есть и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, оборудованы в десантных люках в крыше.

На БТР-80, как и на предшественниках, оборудованы два прямоугольных десантных люка в крыше, но всё же основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери расположенные сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя откидывается вниз и становится подножкой, что, в отличие от предшественников, разрешило производить посадку и высадку десанта из БТР-80 во время движения. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка, которые расположенны над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 оборудованы целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.

Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка оборудуется на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах ?4…+60 град, производится вручную с помощью винтового механизма, горизонтальная наводка производится вращением башни. Наводка пулемётов на цель делалась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2х или 4х при поле зрения, соответственно, 49 град и 14 град и разрешавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ — до 1500 метров по наземным целям. КПВТ специализировался на борьбе с легкобронированной и небронированной техникой противника, а так же низколетящих воздушных целей, данный пулемёт имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же специализировался на поражении живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель и командир БТР-80 в дневное время в небоевых условиях производят наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стёклами люка расположенных в верхнем лобовом бронелисте корпуса. В боевых условиях, а так же при движении ночью, наблюдение за местностью они осуществляют через перископические смотровые приборы различных типов. Механик-водитель на машинах ранних выпусков имел три перископических смотровых прибора ТНПО-115 для обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещё один ТНПО-115 оборудованный в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса. Ночью, центральный из направленных вперёд приборов заменялся перископическим бинокулярным пассивным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б, работавшим за счёт усиления естественного освещения, или за счёт подсветки фарой ФГ125 с инфракрасным светофильтром. Поле зрения прибора по горизонту составляло 36 град, по вертикали — 33 град, а дальность видения при нормальных условиях — 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещённости в 5·10?3 лк (Люкс (от лат. lux — свет; русское обозначение: лк, международное обозначение: lx) — единица измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ)).

Главным средством наблюдения для командира машины является комбинированный бинокулярный перископический электронно-оптический смотровой прибор ТКН-3 с дневным и пассивным ночным каналами. ТКН-3 имеет увеличение в 5х для дневного и 4,2х для ночного канала, при поле зрения в 10 град и 8 град, соответственно. Оборудование прибора допускала его поворот в пределах +. -50 град. по горизонтали и качание в пределах ?13 — +33 град. в вертикальной плоскости. С прибором был совмещён прожектор ОУ-3ГА2М со съёмным инфракрасным светофильтром, использовавшийся для подсветки при недостаточной естественной освещённости. Дальность видения ночью для ТКН-3 достигала 300—400 метров. Помимо ТКН-3, командир имеет три прибора ТНПО-115 — два для обзора переднего сектора и один, оборудованный в правом верхнем скуловом бронелисте.

Читайте так же:  Возврат денег интернет магазином

Для башенного стрелка, главным средством наблюдения за местностью является прицел орудия, помимо этого у негоесть перископические смотровые приборы: ТНП-205, оборудованный в левом борту башни и ТНПТ-1, размещённый в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. Десант имеет два перископических смотровых прибора ТНП-165А, которые оборудованы в крыше корпуса за башней, рядом с посадочными местами десантников-пулемётчиков, а также четыре прибора ТНПО-115, которые размещены в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей.

Для внешней связи, на БТР-80 ранних выпусков оборудовалась радиостанция Р-123М, на машинах более поздних выпусков она была заменена более современными Р-163 или Р-173. Для внутренней связи, БТР-80 оборудован танковым переговорным устройством Р-124 на трёх абонентов — командира, механика-водителя и башенного стрелка.

На БТР-80 применяется двигатель КамАЗ-740.3 с турбокомпрессором, на каждом развале двигателя. БТР-80 с двигателм ЯМЗ-238М2 имеет индекс БТР-80М

-Классификация: Бронетранспортёр
-Боевая масса, т: 13,6
-Экипаж, чел.: 3
-Десант, чел.: 7

-Длина корпуса, мм: 7650
-Ширина корпуса, мм: 2900
-Высота, мм: 2350..2460
-База, мм: 4400
-Колея, мм: 2410
-Клиренс, мм: 475

-Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса, мм/град.: 10
-Борт корпуса, мм/град.: 7..9
-Корма корпуса, мм/град.: 7
-Лоб башни, мм/град.: 7
-Борт башни, мм/град.: 7
-Корма башни, мм/град.: 7

-Углы ВН, град.: -4..+60
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ); 1,5 (ПКТ)
-Прицелы: 1ПЗ-2
-Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ; 1 х 7,62-мм ПКТ

-Двигатель: Производитель: Камский автозавод; Марка: КамАЗ 7403; Тип: дизельный; Объём: 10 850 куб. см.; Максимальная мощность: 260 л.с., при 2600 об/мин; Максимальный крутящий момент: 785 Н·м, при 1800 об/мин; Конфигурация: V8; Цилиндров: 8; Расход топлива при смешанном цикле: 60..130 л/100 км; Расход топлива на трассе: 48 л/100 км; Диаметр цилиндра: 120 мм; Ход поршня: 120 мм; Степень сжатия: 16; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 4; Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8; Максимальные обороты: 2930
-Скорость по шоссе, км/ч: 80
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..40 по грунту; 9 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 600
-Запас хода по пересечённой местности, км: 200..500 по грунтовым дорогам
-Удельная мощность, л. с./т: 19,1
-Колёсная формула: 8х8/4
-Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,5
-Преодолеваемый ров, м: 2
-Преодолеваемый брод, м: плавает

Военно-Морской Флот

Экипаж и десант, чел.

Мощность двигателя, л.с.

Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч

Максимальная скорость движения на плаву, км/ч

Запас хода по топливу по шоссе, км

Преодолеваемые препятствия, м:

Радиус поворота, м

14,5 мм крупнокалиберный пулемет КПВТ

7, 62-мм пулемет ПКТ

Система пуска дымовых гранат

УКВ радиостанция Р-173, приемопередающая, телефонная, симплексная, с частотной модуляцией

Пособие бтр 80 а

Библиографическая ссылка на статью:
Постников А.А., Пархоменко А.В., Волков Ю.И., Гумелёв В.Ю. Особенности проверки исправности системы противопожарного оборудования (ППО) бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/10/10670 (дата обращения: 24.09.2018).

Противопожарное оборудование (ППО) практически устанавливается на все боевые машины и в значительной мере обеспечивает их живучесть на поле боя.

ППО БТР-80 включает:

— ручной углекислотный огнетушитель, предназначенный для тушения очагов пожара в отделении управлении, боевом и десантном отделениях;

— порошковый огнетушитель, применяемый для тушения пожара при его возникновении снаружи машины;

— автоматическую систему ППО, предназначенную только для тушения пожара в моторно-трансмиссионном отделении (МТО).

При проведении каждого технического обслуживания №1 (ТО-1) бронетранспортера БТР-80 (периодичность его проведения через каждые две тысячи км пробега [1]) обязательно предусмотрено проведение обслуживания ППО.

При ТО-1 следует проверить:

— работоспообность системы ППО с помощью специального прибора, находящегося на участке технического обслуживания и ремонта электроспецоборудования;

— заряженность баллонов огнегасящей смесью путем их контрольного взвешивания.

При обслуживании автоматической системы ППО применяются следующие приборы и инструменты:, плоскогубцы, весы с точностью ± 10 г; ключи 10×12, 14×17, 17×19, кабели № 1, 5, 6 на машине согласно ее электрической схеме. Инструмент применяется как из комплекта ЗИП машины, так и инструмент, находящийся на участке технического обслуживания и ремонта электроспецоборудования пункта технического обслуживания и ремонта (ПТОР) – комплект прибора КПК11-2.

Автоматическая система ППО осуществляет тушение пожара с помощью специального огнегасящего состава «Хладон 114В2» или состава «3,5», пары которых, прекращая доступ кислорода к очагу пожара, ликвидируют его. При этом предусмотрено, что система ППО может приводиться в действие не только автоматическим, но и ручным включением. В автоматическом режиме система ППО работает только при включенном (в верхнем положении) выключателе 4 (рисунок 1).

1 – кнопки включения ППО; 2, 3 – контрольные лампы (КЛ) исправности цепей пиропатронов ППО; 4 – выключатель автоматики ППО; 6 – сигнальная лампа (СЛ) ПОЖАР; 35 – кнопка контроля сигнальных ламп; 41 – выключатель аккумуляторных батарей

Рисунок 1 – Щиток приборов водителя БТР-80

При ручном включении система выдает все те же команды, что и при автоматическом.

Состав системы ППО представлен на рисунке 2.

1 – огнетушитель ОП-10А; 2 – насадок; 3 – термодатчик № 3; 4 – термодатчик № 2; 5, 6, 14, 15 – штуцера-распылители; 7 – термодатчик № 1; 8 – термодатчик № 4; 9 – двигатель; 10 – релейная коробка (РК) ППО; 11 – розетка для подключения прибора КПК11-2; 12 – баллоны (2 шт.); 13 – обратные клапаны

Рисунок 2 – Схема размещения пожарного оборудования в машине

Кроме того, имеется вспомогательное оборудование из трех механизмов:

-отключения привода управления подачей топлива;

— задержки сигнала на выпуск огнегасящей смеси;

— автоматического закрытия крышек воздухопритока и воздухоотвода.

Баллоны (рисунок 3) двухлитровой емкости, заправленные составом «Хладон 114В2» весом (1 – 0,05 кг), под давлением от 75 до 85кгс/см 2 . Массы заправленного и незаправленного баллона проставлены заводом-изготовителем на корпусе 4 головки.

Рисунок 3 – Баллон для состава «Хладон 114В2»

Баллоны крепятся к перегородке моторно-трансмиссионного отделения специальными хомутами со стороны десантного отделения слева по ходу машины.

Электрическими сигналами релейная коробка (РК) управляет исполнительными механизмами и электрозапалами пиропатронов баллонов ППО. Термодатчики (4 штуки) установлены в моторно-трансмиссионном отделении [2]. Они (рисунок 4) реагирует на резкое повышение температуры в местах их установки, и дают сигнал на срабатывание система ППО.

Рисунок 4 – Термодатчик

КЛ ППО размещены на щитке приборов (рисунок 1) и представлены на рисунке 5. Под табличкой 1 БАЛЛОН, 2 БАЛЛОН расположены под опломбированной крышкой (для исключения их случайного включения) две кнопки для принудительного включения баллонов ППО (при их использовании положение выключателя автоматики ППО роли не играет).

Рисунок 5 – Работа контрольных ламп ППО

В состав механизма отключения привода управления подачей топлива входит электромагнит, который при срабатывании ППО отъединяет тягу привода подачи топлива от педали – и дизель останавливается. Электромагнит находится над поликом рядом с педалью подачи топлива.

Система ППО приводится в состояние готовности последовательным включением выключателей аккумуляторных батарей 41 и автоматики ППО 4 (рисунок 1) [3]. При этом для надежной работы автоматической системы ППО аккумуляторные батареи должны быть обслужены и заряжены [4, 5, 6].

При возникновении пожара сигнал от термодатчиков поступает в РК системы, которая выдает команды на исполнительные механизмы. Начинает гореть СЛ ПОЖАР. После охлаждения огнегасящим составом термодатчиков лампа ПОЖАР гаснет. При повторном пожаре или неполной ликвидации пожара система ППО включает второй баллон аналогично первому.

В случае, если при пожаре система ППО автоматически не сработала, то следует включить принудительно вручную в следующей последовательности:

— распломбировать и открыть крышку кнопок обеих баллонов;

— нажать и отпустить любую кнопку неиспользованного баллона.

Если пожар не потушен, то другой кнопкой включить второй баллон.

Проверка исправности электрических цепей пиропатронов.

При включении выключателей аккумуляторных батарей автоматики ППО загораются КЛ 2, 3 (1 БАЛЛОН и 2 БАЛЛОН) с рассеивателем зеленого цвета на щитке водителя (рисунки 1 и 6).

Рисунок 6. – Проверка исправности электрических цепей к пиропатронам баллонов ППО

Это свидетельствует об исправности цепей электрозапалов пиропатронов в баллонах и готовности к работе системы ППО. После пуска дизеля лампы гаснут, но после его остановки лампы загораются вновь.

Проверку исправности системы ППО при помощи прибора КПК-11-2 проводит электрик на участке технического обслуживания и ремонта электроспецоборудования ПТОР в последовательности, которая представлена согласно таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Проверка исправности системы ППО при помощи прибора КПК-11-2

Проверка заряженности баллонов проводится их взвешиванием на участке комплексного технического обслуживания и текущего ремонта колесных машин ПТОР.

Для контрольного взвешивания следует использовать весы с точностью
± 10 г. Проверяемый баллон снять с машины, для чего:

— распломбировать накидные гайки контакта и трубки обратного клапана на головке баллона;

— отвернуть эти гайки;

— отвернуть болт хомута крепления баллона;

Вынуть пиропатрон, распломбировать и отвернуть колпачковую гайку на головке баллона, протереть баллон ветошью и взвесить его (рисунок 7).

Рисунок 7 – Взвешивание баллона ППО

Если масса проверяемого баллона меньше массы, указанной на головке баллона, или массы, указанной в таблице на баллоне, баллон заменить.

Использованные баллоны заменять на заряженные в обратном порядке.

После замены баллонов включить выключатели 41 и 4 (рисунок 1) и убедиться, что КЛ обеих баллонов светятся зеленым цветом (рисунок 6).

Библиографический список

  1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. – 2006. – 494 с.
  2. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1. [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с.
  3. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 2 / [Текст] В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, Ю.И. Волков, Д.В. Разиков, А.А. Постников, В.А. Москаленко, В.Ю. Гужвенко; под общей редакцией А.В. Пархоменко. – Рязань: РВВДКУ, 2016. – 202 с.
  4. Постников А.А., Пархоменко А.В., Гумелёв В.Ю. Об аккумуляторных батареях БТР-80 и их техническом обслуживании // Современная техника и технологии. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/07/6511 (дата обращения: 09.10.2016).
  5. Гумелёв В.Ю., Картуков А.Г., Пархоменко А.В. Использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортере БТР-80. // Современная техника и технологии. – Январь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/01/1480 (дата обращения: 10.10.2016).
  6. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Взаимозаменяемость стартерных батарей бронетранспортера БТР-80. // Современная техника и технологии. – Июнь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/06/2069 (дата обращения: 10.10.2016).
Читайте так же:  Приказ 590 мвд рф с

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2018. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».

Влияние внешних факторов на пуск и работу двигателя бронетранспортера БТР-82А

На кафедре №13 РВВДКУ в последние годы уделялось и по-прежнему уделяется много внимания разработке различных материалов по устройству, эксплуатации и вождению боевых машин, например учебные пособия [1, 2], и в том числе бронетранспортера БТР-80.

Так же были разработаны учебные пособия по эксплуатации и вождению этой машины [3, 4, 5], статьи по техническому обслуживанию, классификации, ремонту и взаимозаменяемости ее аккумуляторных батарей [6, 7, 8, 9]. Также были опубликованы статьи по техническому обслуживанию машины и ее отдельных агрегатов и устройств [10, 11, 12, 13,] и по различным способам аварийного пуска дизеля и возбуждения генераторов машины [14, 15, 16].

Однако в последние три года на вооружение российских Вооруженных Сил, в том числе и Воздушно-десантных войск, начали поступать бронетранспортеры
БТР-82А (рисунок 1), которые являются глубоко модернизированной версией БТР-80 со значительно возросшими боевыми характеристиками.

Рис. 1 Бронетранспортер БТР-82А, его назначение и характеристики

Одновременно вновь началось активное освоение Арктики, что в современных геополитических условиях требует надежной вооруженной защиты природных богатств этого региона. Поэтому считаем целесообразным рассмотреть влияние внешних факторов на пуск и работу двигателя бронетранспортера БТР-82А при низких температурах.

Пуск двигателя при температуре ниже 0 0 С по износу его механизмов равносилен 100 км пробега машины, а если температура станет ниже минус15 0 – то 200 км.

Особенно вреден пуск двигателя с буксира, что в принципе, должно быть категорически запрещено в условиях низких температур во избежание повышенного износа деталей дизеля БТР-82А и их поломки. За время эксплуатации техники в зимних условиях (при отрицательных температурах) узлы и агрегаты систем и механизмов двигателя подвергаются максимальному изнашиванию по сравнению с периодом эксплуатации БТР-82А при положительных температурах.

Для меньшего износа при пуске двигателя и обеспечения пуска двигателя в зимних условиях необходимо использовать штатные устройства, облегчающие пуск дизеля при низких температурах, а также передвижные и стационарные средства облегчения пуска двигателя

Разогревом двигателя называется доведение температуры охлаждающей жидкости и масла в его системах до величины, обеспечивающей нормальный пуск двигателя.

Разогрев двигателя осуществляется при помощи штатного предпускового подогревателя. Температура охлаждающей жидкости доводится до величины плюс 30-40 0 С. Как только температура охлаждающей жидкости достигнет указанной температуры, то необходимо при работающем подогревателе включить стартер и выжать педаль подачи топлива на ½ ее хода. Как только двигатель пустится, то необходимо установить частоту вращения его коленчатого вала в режиме холостого хода – от 550 до 650 об/мин.

Прогревом двигателя называется доведение температуры масла и охлаждающей жидкости после пуска двигателя до величины, позволяющей осуществить движение машины и обеспечивающей нормальную работу двигателя при полной нагрузке.

Для боевой машины установлен строго определенный, ступенчатый прогрев.

Дело в том что, что даже у хорошо прогретого двигателя может произойти подплавление подшипников, если сразу же после пуска двигателя дать высокие обороты или нагрузку.

При снижении температуры от плюс 30 0 С до минус 20 0 С вязкость дизельного топлива увеличивается в 13-15 раз. Но при этом сильно ухудшается его испаряемость. Так, если при температуре плюс 15 0 С испаряется до 12% топлива, то при температуре минус 15 0 С испаряется только 2-3%. Это делает горючую смесь в цилиндрах дизеля очень бедной, воспламенение которой затруднено или вообще невозможно.

Ступенчатый режим прогрева двигателя после пуска обусловлен необходимостью подачи к подшипникам коленчатого вала потребного количества масла для обеспечения жидкостного трения и отвода выделяющегося тепла.

Производительность масляного насоса системы смазывания дизеля зависит от температуры масла, следовательно, при различной степени его нагрева можно устанавливать лишь строго определенные обороты коленчатого вала двигателя.

При температуре масла до 0 0 С нельзя превышать 800-1000 об/мин; при температуре плюс 10 0 С – 1200-1300 об/мин.; плюс 20 0 С – 1500 об/мин.; плюс 30 0 С – 1600 об/мин.

Этим и объясняется принятый ступенчатый режим прогрева двигателя: до температуры масла плюс 8 0 -10 0 С полагается работать на 800-1000 об/мин., затем следует перейти на вторую ступень – 1200-1300 об/мин. С повышение температуры масла до плюс 20 0 С перейти на 1500 об/мин.

При достижении температуры охлаждающей жидкости и масла плюс 30 0 С для ускорения прогрева разрешается начинать движение бронетранспортера БТР-82А на низшей передаче при оборотах не выше 1600 об/мин. Двигатель считается прогретым и готовым к работе на всех режимах, если температура охлаждающей жидкости и масла достигла плюс 55 0 С.

Начинать движение необходимо на низших передачах. Для каждого двигателя внутреннего сгорания существует свой оптимальный режим работы, при котором он развивает наибольшую мощность при высокой экономичности.

Всегда следует помнить, что категорически запрещается продолжительная работа двигателя на холостых оборотах коленчатого вала при температуре охлаждающей жидкости ниже плюс 55 0 С во избежание осмоления клапанов, поршней и распылителей форсунок.

Ухудшение условий самовоспламенения топлива при низких температурных режимах работы двигателя приводит к его более жесткой работе (детонации) и увеличению износа подшипников коленчатого вала. При температуре от плюс 40 0 С до плюс 60 0 С жесткость работы дизеля возрастает, примерно, на 30% – режиме максимально крутящегося момента и на 20% – в режиме максимальной мощности по сравнению с работой в оптимальном диапазоне температур.

Работа дизельного двигателя на пониженном температурном режиме сопровождается так называемым коррозионным износом гильз цилиндров и поршневых колец. Объясняется это явление следующим.

В дизельном топливе содержится 0,2% сернистых соединений, которые при сгорании образуют окислы серы в виде сернистого газа (оксида серы). В состав дизельного топлива входит и углерод, продуктами которого являются углекислый газ и окись углерода – угарный газ, обладающий токсичным (отравляющим) действием. Часть этих веществ находится в цилиндрах двигателя в газообразном состоянии, а часть – накапливается в масляной пленке на поверхности гильз цилиндров. В процессе сгорания топлива в цилиндрах двигателя образуются пары воды, которые, соединяясь с продуктами сгорания, образуют такие кислоты, как сернистая, угольная и другие. Под воздействием этих кислот происходит коррозийный износ гильз цилиндра и поршневых колец.

Масло, которое неизбежно при работе двигателя попадает в камеру сгорания (так называемую зону высоких температур), сгорает в ней, но не полностью, даже в условиях нормального теплового режима двигателя.

Несгоревшее масло, вместе с остатками топлива, также не успевшее сгореть, под воздействием сложной химической среды, высоких давлений и температур, претерпевают глубокие химические превращения. В результате этого на деталях высокотемпературной зоны (клапаны, сопла форсунок, днище поршней, поверхности камер сгорания) образуется слой нагара, который ухудшает теплоотвод от деталей, облегчает возникновение детонации или, отрываясь от стенок цилиндра, загрязняет масло и фильтры твердыми частицами. Количество и качество образующего нагара зависит, как от качества масла и топлива, так и в значительной степени определяется тепловым режимом двигателя.

Длительная работа двигателя на пониженном тепловом режиме приводит к тому, что степень выгорания компонентов, входящих в состав нагара, значительно уменьшается, заменяясь частичным окислением. Это приводит, в свою очередь, к образованию пленки из смолистых и очень вязких веществ, то есть к изменению физико-механических свойств нагара. Особенно отрицательно сказывается снижение температурного режима двигателя на среднетемпературную зону, которая включает поршень с кольцами и пальцем, часть шатуна и стенки цилиндра. В этих условиях несгоревшее топливо очень интенсивно окисляется и под воздействием высоких температур и давления на него, образуются смолистые вещества – так называемые лаковые отложения.

Описанные явления, происходящие в цилиндрах двигателя при длительном понижении его топливного режима, называются осмолением двигателя. Критические величины температур помутнения и застывания для различных сортов дизельного топлива представлены на рисунке 2.

Рис.2 Критические величины температур помутнения и застывания для различных сортов дизельного топлива

Для обеспечения стабильной работы дизеля БТР-82А в условиях низких температур необходимо учитывать конкретную температуру на каждом этапе эксплуатации бронетанковой техники. Несоблюдение установленных правил эксплуатации бронетранспортера при низких температурах приводит к снижению готовности машины к использованию по назначению и может привести к срыву поставленной боевой задачи.

1. Пестов, О.В. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание боевой машины десантной БМД (БТР-Д): учебное пособие. Ч. 1 / [Текст] О.В. Пестов, В. Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, С.Н. Бистерфельд. – Рязань: РВВДКУ, 2015. – 168 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23380981

2. Пестов О. В. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание БМД-2 (БТР-Д): учеб. пособие. Ч. 2 / [Текст] О.В. Пестов, А.В. Пархоменко, В.Ю. Гумелёв, Ю.И. Волков. – Рязань: РВВДКУ, 2016. – 136 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26600676

3. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1. [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков– Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23124684

4. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 2 / [Текст] В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, Ю.И. Волков, Д.В. Разиков, А.А. Постников, В.А. Москаленко, В.Ю. Гужвенко; под общей редакцией А.В. Пархоменко. – Рязань: РВВДКУ, 2016. – 202 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24532221

5. Есин, А.В. Вождение боевых машин. Ч. 2. Основы вождения. Вожде-ние бронетранспортера БТР-80 (БТР-82) и машин на его базе: учеб. пособие [Текст] / А.В. Есин, С.Н. Бистерфельд, В.В. Мартысенко. В.Н. Гордивский – Рязань: РВВДКУ, 2017. – 380 с.

6. Гумелёв, В.Ю. Ремонт аккумуляторных батарей с общей крышкой [Текст] / В.Ю. Гумелев, А.Г. Картуков, Т.Н. Лебедев // Автомобильная промышленность – 2012. – №12. – С. 22-23. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21027315

7. Картуков А.Г Приведение сухозаряженных аккумуляторных батарей для военной автомобильной техники в рабочее состояние [Текст] / А. Г.Картуков,

В.Ю. Гумелёв // Грузовик. 2013. № 3. – С. 12-15. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18828840

8. Гумелёв В.Ю. Использование аккумуляторных пробников при проверке технического состояния аккумуляторных батарей[Текст] / В. Ю. Гумелев,

Пособие бтр 80 а