Спор о моисеевом теле

Спор о Моисеевом теле

Спор о Моисеевом теле.

«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» Иуды,9. Многие из существующих комментариев на это место Писания предполагают, что Моисей был воскрешен после своей смерти.

«О погребении Моисея говорится во Второзаконии 34:5-7, но там не упоминается спор Михаила с сатаной о Моисеевом теле. Ориген говорит, что упоминание Иуды является ссылкой на место в апокрифической книге «Успение Моисея», которая была написана приблизительно во время рождения Христа, но из которой сохранилась лишь та ее часть, где нет этого места. Иуда мог знать об этом событии и из других источников. Иосиф Флавий говорит, что Бог спрягал тело Моисея, чтобы из него не был сделан идол. Сатана же, вероятно, хотел посредством тела Моисея вовлечь Израиль в идолопоклонство» ( Библейский словарь Геллея).

«В книге «Успение Моисея» есть такой рассказ. Сама странная история о смерти Моисея изложена во Втор. 34,1-6. В книге «Успение Моисея» эта история дополнена рассказом о том, что архангелу Михаилу была поручена задача захоронить тело Моисея. Дьявол заспорил с Михаилом о праве владения телом Моисея и основывал свои доводы так: тело Моисея материально, материя порочна и, потому, тело Моисея принадлежит ему, потому что материя — его сфера владения. Во-вторых, Моисей был убийца, ведь он убил египтянина, избивавшего иудеев (Исх. 2,11.12), а если он убийца, то дьявол имеет право требовать его тело. Иуда подчеркивает здесь вот какой момент: Михаил выполнял поручение, данное ему Богом; дьявол пытался остановить и помешать ему и выдвигал недопустимые требования» (Барклай).

«Бог Сам позаботился о погребении М., и место его захоронения осталось неизвестным. В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя, посредника завета, пророка, законодателя и автора Свящ. истории (Втор 34). Согл. нек-рым преданиям, отзвуки к-рых сохранились в Иуд 1:9, тело М. не подверглось тлению и вскоре было воскрешено и преображено (см. Мф 17:1-4, где М. вместе со взятым живым на небо Илией беседует с Иисусом)» (Брокгауз).

«Этот верный служитель не получил последующей (в обетованной земле) славы земной, но он получил больше — славу небесную. Священное Писание приоткрывает нам на мгновение занавес и мы видим его на горе Преображения, беседующим с Господом Иисусом Христом (Лк 9.30-31)».(Вихлянцев)

Итак, все известные мне версии ведут меня к выводу о воскресении Моисея после его смерти. Следующие стихи из Библии заставляют в этом усомниться:

«То есть, что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам». Деян.26,23.

«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших…Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его.» 1 Кор.15,20-23.

«И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство…» Кол.1,18.

«И от Иисуса Христа, который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.» Откр.1,5.

Утверждение о воскресении Моисея противоречит Библии. Но возникают следующие вопросы: Зачем диаволу тело Моисея, в чем ценность этого тела, почему тело Моисеево а не, скажем, тело Авраама или Адама?

А если рассуждать следующим образом: как тело Христово новозаветная Церковь, так и тело Моисеево ветхозаветная Церковь? Помните, «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; И все крестились в Моисея в облаке и в море» 1 Кор.10,1-2,?

«И видел я как-бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и числи имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, и песнь Агнца…» Откр.15,2-3.

Вот вам два тела и две Церкви: ветхозаветная и новозаветная. Более того, ветхозаветная Церковь не получала прощения возле жертвенника, «и прощено будет…» Лев.4-6 главы, а получала только обетование о прощении: «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная». 1 Ин.2,25.; «Все сии умерли в вере, не получивши обетований…И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» Евр.11:13,39-40. «И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» Евр.9,15 ;(Рим.3,25).

Следовательно, юридически вся ветхозаветная Церковь до Голгофы по непрощенным грехам принадлежала диаволу. А это вовсе не мало! Теперь становятся понятными претензии диавола на тело Моисеево.

Вадим Александрович Самошин. Г. Шахтерск, Донецкая обл., Украина.

Толкования Священного Писания

Толкования на Иуд. 1:9

Свт. Лука Крымский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Мы не знаем точно, что это был за спор Архангела Михаила с диаволом о Моисеевом теле. Древнее апокрифическое сказание говорит о том, что Архангел Михаил был предстоятелем при погребении тела Моисеева. Кто погребал, где, когда — неизвестно. Вероятно, погребали сами Ангелы. И тогда сатана вступил в спор, оспаривая свое право на Моисея: он указывал Михаилу Архангелу на то, что пророк Моисей убил египтянина; он хулил величайшего пророка Моисея. Но Архангел Михаил, выслушав эти дерзкие хулы, не отвечал так, как отвечают обычно люди, не отвечал словами раздражения, словами осуждения, он смиренно сказал ему: Да запретит тебе Господь.

Спешите идти за Христом. Послание апостола Иуды.

Блаж. Петр Хрисолог

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Умершему Моисею помогают ангелы; сам Бог заботится об усопшем.

Собрание проповедей.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

См. Толкование на Иуд. 1:8

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Показывает апостол, что и Ветхий Завет согласуется с Новым, и оба они дарованы единым Богом. Ведь дьявол возражал, пытаясь обмануть, что-де это мое тело, как будто бы он владычествует над материей. Михаил, не имея полномочий, не наложил на него достойного наказания за богохульство, но предоставил его воле своего Владыки. Ведь когда архангел возвел Моисея на гору, где преобразился Господь, тогда сказал дьявол Михаилу: Солгал Бог, введя Моисея туда, куда Он поклялся, что тот не войдет. Как говорят, Михаил послужил погребению Моисеева тела, а дьявол препятствовал этому. Это попустил Бог, желая чрез явное показать неявное для видящих малое и расположенных к материальному — то, что после отшествия из этого мира нашим душам, идущим в горний мир, предстают дьявол и злые силы, желающие преградить нам путь. И они побеждают людей, сотворивших гнусные дела, но терпят поражения от праведников, которым содействуют ангелы. Это созерцал в видении и блаженный Антоний (см. Афанасий Александрийский «Жизнь святого Антония»).

Фрагменты.

Климент Александрийский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Здесь апостол утверждает вознесение Моисея. Михаил же здесь называется потому, что спорил с дьяволом как близкий нам ангел.

Заметки на Кафолические послания.

Беда Достопочтенный

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Непросто понять, из какой части Писания Иуда взял это свидетельство. Однако мы можем найти нечто похожее у пророка Захарии: И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим!(Зах 3:1-2). Из этого отрывка несложно понять, что иерей Иисус хотел вывести народ Израильский из плена в Вавилоне и вернуть на родную землю, чему противился сатана, не желающий освобождения Израильского народа и стремящийся еще больше поработить его врагам и язычникам. Ангел же хранитель Израиля запрещал сатане и стремился освободить народ даже силой. Но непонятно, когда состоялся спор Михаила с дьяволом о теле Моисеевом. Есть люди, считающие, что под телом Моисеевым подразумевается весь народ Божий, поскольку Моисей был его частью, и, соответственно, Иуда, говоря о теле Моисеевом, говорит о народе. Однако как бы то ни было и когда бы ни состоялся спор ангела с дьяволом, вот что нам необходимо понять: если сам архангел Михаил даже в споре с дьяволом не проклинал его, но обращался к нему с мягким увещеванием, то сколь более должны остерегаться слов проклятья люди, опасаясь оскорбить неразумным словом величие Создателя.

О семи Кафолических посланиях.

Еп. Михаил (Лузин)

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Михаил Архангел и проч.: то, что апостол Петр говорит об Ангелах вообще, не дерзающих пред Господом произносить укоризненный суд о высших властях и начальствах (2 Пет. 2:10-11 и прим.), апостол Иуда говорит об одном только Архангеле Михаиле, указывая лишь на один определенный случай, в котором выразилась ясно мысль о том, что Ангелы, даже высшие, как Михаил Архангел, не произносят укоризненного суда пред Господом даже о падшем ангеле, тогда как лжеучители бесстрашно злословят самые высшие власти или славы. В ветхозаветных священных книгах ничего не говорится о том, о чем говорит здесь апостол Иуда относительно состязания Архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом по его погребении. По всей вероятности, апостол Иуда говорит не о писаном, а изустном предании, которое сохранялось у евреев, но несомненно верном, ибо апостол Христов не мог ссылаться в доказательство своей высокой мысли или учения, на неверное или поврежденное предание. Отклик этого предания, но, кажется, уже несколько измененного и не вполне чистого, виден в одной апокрифической книге, позднейшего сравнительно с Иудиным посланием происхождения, о которой упоминают в своих писаниях Климент Александрийский, Ориген и Афанасий Великий. Подобное по мысли есть место у пророка Захарии (Зах. 3:1-4), в котором говорится, что пророк в видении видел первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, стоящего вместе с Ангелом, и с ними диавола – клеветника, которому Господь говорил: запрещает тебе, сатана, Господь, запрещает тебе Господь. И в этом случае Ангел Господень не произнес на диавола укоризненного суда, но сказал только, как сказал и Архангел Михаил диаволу при споре о теле Моисеевом по сказанию апостола Иуды: да запретит тебе, сатана, Господь. – А лжеучители бесстрашно злословят высшие начальства и власти, злословят, таким образом, то, чего они не понимают, что им неведомо, что сокрыто от их умственного и нравственного взора, что сокрыто в путях Господних и в высшем порядке и плане Божественного управления миром (ср. Феофилакт).

Читайте так же:  Что дает банкротство физ лиц

Толковый Апостол.

Ст. 9-13 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки

Если Апостол Петр говорит (2Пет. 2:10-11) об ангелах вообще, что они, при всем превосходстве над людьми, не дерзают произносить укоризненного суда на власти и начальство, то Ап. Иуда это же утверждает, частнее, об одном Архангеле Михаиле (ср. Дан 12:1 сл.), при этом указывая на один лишь определенный случай – спор Архангела с диаволом о теле Моисея, когда Архангел проявил достойную подражания людей кротость (ср. Зах 3:1, 4). Сказание о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея (причем, по сказанию, диавол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина), по свидетельству Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, имелась в апокрифической книге «Восхождение» или «Вознесение Моисея» (Aνάβασις или A­νάληψς Μωυσέως). Но вообще предание о необычайной смерти и погребении великого вождя и законодателя Израиля широко было распространено в иудейском предании, как устном, так и письменном (мидраши). Поэтому можно думать, что Ап. Иуда взял приводимое сказание из устного предания. Приводит же его с тою целью, чтобы – от противного – лучше показать дерзость лжеучителей в их воззрениях и суждениях. Далее, со ст. 11, лжеучители изображаются, главным образом, со стороны практической. В ст. 11 Апостол сравнивает их с первым в мире убийцею Каином (Быт 4:8) потому, что они, преподавая нечестивое учение братьям, т. е. однородным человекам, убивают их злыми своими ученьями; с Валаамом (Чис 22:1 сл. 31:16; 2Пет. 2:15; Откр 2:14), потому что они свое дело учения делают для корысти, сребролюбия и вообще личной выгоды; с Кореем (Чис 16:1 сл.) – потому что, подобно ему, будучи недостойны, похитили себе учительское достоинство (блаж. Феофил.). В ст. 12 Апостол прежде всего говорит о недостойном поведении лжеучителей на священных первохристианских вечерях любви, агапах (έν ταίς αγάπαις), устроявшихся христианами первенствующей Церкви в связи с таинством евхаристии (ср. 1Кор.11:21-22). К этим-то священным трапезам лжеучители, видимо, относились предосудительно, без всякого страха предаваясь объядению и пьянству (ср. 2Пет. 2:21, см. 1Кор. XI:21), и вообще бесчинствовали, оскверняли священные для христиан трапезы. Во второй половине ст. 12 и в ст. 13 Апостол для характеристики лжеучителей употребляет ряд сравнений: «это – безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенившиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которыми блюдется мрак тьмы на веки». Первый образ «безводные облака» означает внутреннюю духовную пустоту лжеучителей, неспособных ни к какому доброму делу; как от безводных облаков, гонимых ветром, люди напрасно ожидали бы живительной влаги, так бесполезно и надутое пустословие лжеучителей без силы и благодати (ср. 2Пет. 1:17). Второй образ («осенние деревья, бесплодные, дважды умершие») указывают на духовное омертвение лжеучителей. Они подобны осенним бесплодным деревьям, плод которых выгнил и истлел к осени, – и именно деревьям, дважды умершим, таким сухим деревьям, которые, замерзли зимою, лишены всякого зародыша жизни, и весною уже не оживут и не принесут ни цветов, ни плодов, и потому подлежат полному исторжению« (ср. Ин 15:6). Дальнейшие образы выражают всю нравственную постыдность поведения лжеучителей. Свирепым морским волнам они уподобляются потому, что беспокойное их сердце свирепо волнуется всякими чувственными похотями и, подобно волнам взбаламученного моря, выбрасывают на поверхность жизни всякую нравственную нечистоту, следствием чего может быть для некоторых кораблекрушение в вере (1Тим. 1:19). Как люди без всякой нравственной устойчивости и упорядоченности, лжеучители, наконец, сравниваются с блуждающими звездами (αστέρες πλανηται). «С ними сходны еретики не в том, будто красуются на тверди нашей веры, и чрез них проходит Солнце правды, Христос, проводящий добродетели в зрелость и оживотворяющий преданных им верных, – но в том, что, представляясь принявшими на себя вид Ангела света, как первоначальник их злой бес (2Кор. 11:13-14), несутся только против учения Господня, чем и приближающихся к ним омрачают и самим себе приготовляют вечный мрак» (блаж. Феофил.).

Почему Михаил и сатана спорили над телом Моисея (Иуды 9)?

Вопрос: Почему Михаил и сатана спорили над телом Моисея (Иуды 9)?

Ответ: Стих 9 из послания Иуды относится к событию, о котором не говорится больше нигде в Писании. Михаилу пришлось бороться или спорить с дьяволом за тело Моисея, но что было потом – неизвестно. Другой пример такой борьбы связан с Даниилом. Ангел по имени Гавриил (Даниила 8:16; 9:21) сказал Даниилу, что ему «противостоял» демон под названием «владыка царства персидского», пока архангел Михаил не пришел к нему на помощь (Даниила 10:13). Таким образом, со слов Даниила мы узнаем, что ангелы и демоны ведут духовное сражение за души людей и народов, и что демоны сопротивляются ангелам и пытаются мешать им в осуществлении Божьих замыслов. Иуда написал нам, что Михаил был послан Богом в связи с телом Моисея, которого Бог сам похоронил после смерти (Второзаконие 34:5-6).

Выдвигаются различные теории относительно того, что это был за спор о Моисеевом теле. Одна из них заключается в том, что сатана, постоянный обвинитель людей Божьих (Откровение 12:10), возможно, был против обретения Моисеем вечной жизни из-за его греха у источника Мериват-Кадеш (Второзаконие 32:51), а также убийства египтянина (Исход 2:12).

Некоторые предполагают, что Иуда написал о том же, что и Захария в 3:1-2: «Потом он показал мне первосвященника Иисуса. Тот стоял перед ангелом Господним, а справа от Иисуса стоял Противник, противодействуя ему. Господь сказал Противнику: Противник! Пусть остановит тебя Господь!» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Но есть очевидные возражения против того, что это был один и тот же случай: 1) единственное сходство между двумя отрывками заключается в выражении «Пусть остановит (укорит) тебя Господь!»; 2) Захария вообще не упоминает Михаила; 3) в книге Захарии также не упоминается «о теле Моисея» и нет никакого намека на это.

Также предполагается, что Иуда мог процитировать апокрифическую книгу, в которой говорится об этом, и таким образом подтвердить ее существование. Ориген (прим. 185-254 гг.), раннехристианский ученый и богослов, упоминает, что в его время существовала книга «Успение Моисея», где содержалось упоминание о споре между Михаилом и дьяволом о теле Моисея. Эта книга, сегодня утерянная, была еврейско-греческой книгой, и Ориген предположил, что она послужила источником для Иуды.

Самый важный вопрос заключается в том, является ли эта история правдой. Независимо от ее происхождения, по видимому, Иуда на самом деле считал, что спор между Михаилом и дьяволом имел место. Он говорит об этом так же, как говорил бы о смерти Моисея или рассечении им скалы. И кто может доказать, что это неправда? Какие существуют доказательства против этого? В Библии много говорится об ангелах, и мы знаем, что архангел Михаил на самом деле существует. Часто упоминается и дьявол, и существуют многочисленные подтверждения тому, что и злые, и хорошие ангелы задействованы в важных делах на земле. Поскольку природа этого конкретного спора о теле Моисея является неизвестной, – строить догадки не имеет смысла. Мы не знаем, был ли это спор о владении телом, о его захоронении или о чем-нибудь еще.

Тем не менее, нам известны две вещи. Во-первых, Писание непогрешимо. Непогрешимость Писания является одним из столпов христианской веры. Как христианам нам следует подходить к Писанию с благоговением и молитвой, и, если мы чего-то не понимаем, необходимо молиться усерднее и учиться прилежнее. Если же ответ все еще ускользает от нас, – нам стоит смиренно признать свою ограниченность перед безупречным Божьим Словом.

Во-вторых, Иуды 9 является высшим примером того, как христиане должны себя вести по отношению к сатане и демонам. Пример Михаила, отказавшегося осудить дьявола бранными словами, должен стать уроком для христиан в том, как следует относиться к демоническим силам. Верующие не должны бороться с ними самостоятельно, а возлагать свою веру на силу Господа. Если даже Михаил, такое могущественное создание, оставил борьбу с сатаной Господу, то кто мы такие, чтобы пытаться укорять, изгонять или приказывать демонам?

Почему Михаил и сатана спорили над телом Моисея (Иуды 9)?

Толкования Священного Писания

Толкования на Иуд. 1:9

Свт. Лука Крымский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Мы не знаем точно, что это был за спор Архангела Михаила с диаволом о Моисеевом теле. Древнее апокрифическое сказание говорит о том, что Архангел Михаил был предстоятелем при погребении тела Моисеева. Кто погребал, где, когда — неизвестно. Вероятно, погребали сами Ангелы. И тогда сатана вступил в спор, оспаривая свое право на Моисея: он указывал Михаилу Архангелу на то, что пророк Моисей убил египтянина; он хулил величайшего пророка Моисея. Но Архангел Михаил, выслушав эти дерзкие хулы, не отвечал так, как отвечают обычно люди, не отвечал словами раздражения, словами осуждения, он смиренно сказал ему: Да запретит тебе Господь.

Читайте так же:  Требования к школьным библиотекам

Спешите идти за Христом. Послание апостола Иуды.

Блаж. Петр Хрисолог

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Умершему Моисею помогают ангелы; сам Бог заботится об усопшем.

Собрание проповедей.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

См. Толкование на Иуд. 1:8

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Показывает апостол, что и Ветхий Завет согласуется с Новым, и оба они дарованы единым Богом. Ведь дьявол возражал, пытаясь обмануть, что-де это мое тело, как будто бы он владычествует над материей. Михаил, не имея полномочий, не наложил на него достойного наказания за богохульство, но предоставил его воле своего Владыки. Ведь когда архангел возвел Моисея на гору, где преобразился Господь, тогда сказал дьявол Михаилу: Солгал Бог, введя Моисея туда, куда Он поклялся, что тот не войдет. Как говорят, Михаил послужил погребению Моисеева тела, а дьявол препятствовал этому. Это попустил Бог, желая чрез явное показать неявное для видящих малое и расположенных к материальному — то, что после отшествия из этого мира нашим душам, идущим в горний мир, предстают дьявол и злые силы, желающие преградить нам путь. И они побеждают людей, сотворивших гнусные дела, но терпят поражения от праведников, которым содействуют ангелы. Это созерцал в видении и блаженный Антоний (см. Афанасий Александрийский «Жизнь святого Антония»).

Фрагменты.

Климент Александрийский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Здесь апостол утверждает вознесение Моисея. Михаил же здесь называется потому, что спорил с дьяволом как близкий нам ангел.

Заметки на Кафолические послания.

Беда Достопочтенный

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Непросто понять, из какой части Писания Иуда взял это свидетельство. Однако мы можем найти нечто похожее у пророка Захарии: И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим!(Зах 3:1-2). Из этого отрывка несложно понять, что иерей Иисус хотел вывести народ Израильский из плена в Вавилоне и вернуть на родную землю, чему противился сатана, не желающий освобождения Израильского народа и стремящийся еще больше поработить его врагам и язычникам. Ангел же хранитель Израиля запрещал сатане и стремился освободить народ даже силой. Но непонятно, когда состоялся спор Михаила с дьяволом о теле Моисеевом. Есть люди, считающие, что под телом Моисеевым подразумевается весь народ Божий, поскольку Моисей был его частью, и, соответственно, Иуда, говоря о теле Моисеевом, говорит о народе. Однако как бы то ни было и когда бы ни состоялся спор ангела с дьяволом, вот что нам необходимо понять: если сам архангел Михаил даже в споре с дьяволом не проклинал его, но обращался к нему с мягким увещеванием, то сколь более должны остерегаться слов проклятья люди, опасаясь оскорбить неразумным словом величие Создателя.

О семи Кафолических посланиях.

Еп. Михаил (Лузин)

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Михаил Архангел и проч.: то, что апостол Петр говорит об Ангелах вообще, не дерзающих пред Господом произносить укоризненный суд о высших властях и начальствах (2 Пет. 2:10-11 и прим.), апостол Иуда говорит об одном только Архангеле Михаиле, указывая лишь на один определенный случай, в котором выразилась ясно мысль о том, что Ангелы, даже высшие, как Михаил Архангел, не произносят укоризненного суда пред Господом даже о падшем ангеле, тогда как лжеучители бесстрашно злословят самые высшие власти или славы. В ветхозаветных священных книгах ничего не говорится о том, о чем говорит здесь апостол Иуда относительно состязания Архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом по его погребении. По всей вероятности, апостол Иуда говорит не о писаном, а изустном предании, которое сохранялось у евреев, но несомненно верном, ибо апостол Христов не мог ссылаться в доказательство своей высокой мысли или учения, на неверное или поврежденное предание. Отклик этого предания, но, кажется, уже несколько измененного и не вполне чистого, виден в одной апокрифической книге, позднейшего сравнительно с Иудиным посланием происхождения, о которой упоминают в своих писаниях Климент Александрийский, Ориген и Афанасий Великий. Подобное по мысли есть место у пророка Захарии (Зах. 3:1-4), в котором говорится, что пророк в видении видел первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, стоящего вместе с Ангелом, и с ними диавола – клеветника, которому Господь говорил: запрещает тебе, сатана, Господь, запрещает тебе Господь. И в этом случае Ангел Господень не произнес на диавола укоризненного суда, но сказал только, как сказал и Архангел Михаил диаволу при споре о теле Моисеевом по сказанию апостола Иуды: да запретит тебе, сатана, Господь. – А лжеучители бесстрашно злословят высшие начальства и власти, злословят, таким образом, то, чего они не понимают, что им неведомо, что сокрыто от их умственного и нравственного взора, что сокрыто в путях Господних и в высшем порядке и плане Божественного управления миром (ср. Феофилакт).

Толковый Апостол.

Ст. 9-13 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки

Если Апостол Петр говорит (2Пет. 2:10-11) об ангелах вообще, что они, при всем превосходстве над людьми, не дерзают произносить укоризненного суда на власти и начальство, то Ап. Иуда это же утверждает, частнее, об одном Архангеле Михаиле (ср. Дан 12:1 сл.), при этом указывая на один лишь определенный случай – спор Архангела с диаволом о теле Моисея, когда Архангел проявил достойную подражания людей кротость (ср. Зах 3:1, 4). Сказание о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея (причем, по сказанию, диавол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина), по свидетельству Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, имелась в апокрифической книге «Восхождение» или «Вознесение Моисея» (Aνάβασις или A­νάληψς Μωυσέως). Но вообще предание о необычайной смерти и погребении великого вождя и законодателя Израиля широко было распространено в иудейском предании, как устном, так и письменном (мидраши). Поэтому можно думать, что Ап. Иуда взял приводимое сказание из устного предания. Приводит же его с тою целью, чтобы – от противного – лучше показать дерзость лжеучителей в их воззрениях и суждениях. Далее, со ст. 11, лжеучители изображаются, главным образом, со стороны практической. В ст. 11 Апостол сравнивает их с первым в мире убийцею Каином (Быт 4:8) потому, что они, преподавая нечестивое учение братьям, т. е. однородным человекам, убивают их злыми своими ученьями; с Валаамом (Чис 22:1 сл. 31:16; 2Пет. 2:15; Откр 2:14), потому что они свое дело учения делают для корысти, сребролюбия и вообще личной выгоды; с Кореем (Чис 16:1 сл.) – потому что, подобно ему, будучи недостойны, похитили себе учительское достоинство (блаж. Феофил.). В ст. 12 Апостол прежде всего говорит о недостойном поведении лжеучителей на священных первохристианских вечерях любви, агапах (έν ταίς αγάπαις), устроявшихся христианами первенствующей Церкви в связи с таинством евхаристии (ср. 1Кор.11:21-22). К этим-то священным трапезам лжеучители, видимо, относились предосудительно, без всякого страха предаваясь объядению и пьянству (ср. 2Пет. 2:21, см. 1Кор. XI:21), и вообще бесчинствовали, оскверняли священные для христиан трапезы. Во второй половине ст. 12 и в ст. 13 Апостол для характеристики лжеучителей употребляет ряд сравнений: «это – безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенившиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которыми блюдется мрак тьмы на веки». Первый образ «безводные облака» означает внутреннюю духовную пустоту лжеучителей, неспособных ни к какому доброму делу; как от безводных облаков, гонимых ветром, люди напрасно ожидали бы живительной влаги, так бесполезно и надутое пустословие лжеучителей без силы и благодати (ср. 2Пет. 1:17). Второй образ («осенние деревья, бесплодные, дважды умершие») указывают на духовное омертвение лжеучителей. Они подобны осенним бесплодным деревьям, плод которых выгнил и истлел к осени, – и именно деревьям, дважды умершим, таким сухим деревьям, которые, замерзли зимою, лишены всякого зародыша жизни, и весною уже не оживут и не принесут ни цветов, ни плодов, и потому подлежат полному исторжению« (ср. Ин 15:6). Дальнейшие образы выражают всю нравственную постыдность поведения лжеучителей. Свирепым морским волнам они уподобляются потому, что беспокойное их сердце свирепо волнуется всякими чувственными похотями и, подобно волнам взбаламученного моря, выбрасывают на поверхность жизни всякую нравственную нечистоту, следствием чего может быть для некоторых кораблекрушение в вере (1Тим. 1:19). Как люди без всякой нравственной устойчивости и упорядоченности, лжеучители, наконец, сравниваются с блуждающими звездами (αστέρες πλανηται). «С ними сходны еретики не в том, будто красуются на тверди нашей веры, и чрез них проходит Солнце правды, Христос, проводящий добродетели в зрелость и оживотворяющий преданных им верных, – но в том, что, представляясь принявшими на себя вид Ангела света, как первоначальник их злой бес (2Кор. 11:13-14), несутся только против учения Господня, чем и приближающихся к ним омрачают и самим себе приготовляют вечный мрак» (блаж. Феофил.).

Толкования Священного Писания

Толкования на Иуд. 1:9

Свт. Лука Крымский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Мы не знаем точно, что это был за спор Архангела Михаила с диаволом о Моисеевом теле. Древнее апокрифическое сказание говорит о том, что Архангел Михаил был предстоятелем при погребении тела Моисеева. Кто погребал, где, когда — неизвестно. Вероятно, погребали сами Ангелы. И тогда сатана вступил в спор, оспаривая свое право на Моисея: он указывал Михаилу Архангелу на то, что пророк Моисей убил египтянина; он хулил величайшего пророка Моисея. Но Архангел Михаил, выслушав эти дерзкие хулы, не отвечал так, как отвечают обычно люди, не отвечал словами раздражения, словами осуждения, он смиренно сказал ему: Да запретит тебе Господь.

Читайте так же:  Подоходный налог с заработной платы 2019 лнр

Спешите идти за Христом. Послание апостола Иуды.

Блаж. Петр Хрисолог

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Умершему Моисею помогают ангелы; сам Бог заботится об усопшем.

Собрание проповедей.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

См. Толкование на Иуд. 1:8

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Показывает апостол, что и Ветхий Завет согласуется с Новым, и оба они дарованы единым Богом. Ведь дьявол возражал, пытаясь обмануть, что-де это мое тело, как будто бы он владычествует над материей. Михаил, не имея полномочий, не наложил на него достойного наказания за богохульство, но предоставил его воле своего Владыки. Ведь когда архангел возвел Моисея на гору, где преобразился Господь, тогда сказал дьявол Михаилу: Солгал Бог, введя Моисея туда, куда Он поклялся, что тот не войдет. Как говорят, Михаил послужил погребению Моисеева тела, а дьявол препятствовал этому. Это попустил Бог, желая чрез явное показать неявное для видящих малое и расположенных к материальному — то, что после отшествия из этого мира нашим душам, идущим в горний мир, предстают дьявол и злые силы, желающие преградить нам путь. И они побеждают людей, сотворивших гнусные дела, но терпят поражения от праведников, которым содействуют ангелы. Это созерцал в видении и блаженный Антоний (см. Афанасий Александрийский «Жизнь святого Антония»).

Фрагменты.

Климент Александрийский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Здесь апостол утверждает вознесение Моисея. Михаил же здесь называется потому, что спорил с дьяволом как близкий нам ангел.

Заметки на Кафолические послания.

Беда Достопочтенный

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Непросто понять, из какой части Писания Иуда взял это свидетельство. Однако мы можем найти нечто похожее у пророка Захарии: И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим!(Зах 3:1-2). Из этого отрывка несложно понять, что иерей Иисус хотел вывести народ Израильский из плена в Вавилоне и вернуть на родную землю, чему противился сатана, не желающий освобождения Израильского народа и стремящийся еще больше поработить его врагам и язычникам. Ангел же хранитель Израиля запрещал сатане и стремился освободить народ даже силой. Но непонятно, когда состоялся спор Михаила с дьяволом о теле Моисеевом. Есть люди, считающие, что под телом Моисеевым подразумевается весь народ Божий, поскольку Моисей был его частью, и, соответственно, Иуда, говоря о теле Моисеевом, говорит о народе. Однако как бы то ни было и когда бы ни состоялся спор ангела с дьяволом, вот что нам необходимо понять: если сам архангел Михаил даже в споре с дьяволом не проклинал его, но обращался к нему с мягким увещеванием, то сколь более должны остерегаться слов проклятья люди, опасаясь оскорбить неразумным словом величие Создателя.

О семи Кафолических посланиях.

Еп. Михаил (Лузин)

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Михаил Архангел и проч.: то, что апостол Петр говорит об Ангелах вообще, не дерзающих пред Господом произносить укоризненный суд о высших властях и начальствах (2 Пет. 2:10-11 и прим.), апостол Иуда говорит об одном только Архангеле Михаиле, указывая лишь на один определенный случай, в котором выразилась ясно мысль о том, что Ангелы, даже высшие, как Михаил Архангел, не произносят укоризненного суда пред Господом даже о падшем ангеле, тогда как лжеучители бесстрашно злословят самые высшие власти или славы. В ветхозаветных священных книгах ничего не говорится о том, о чем говорит здесь апостол Иуда относительно состязания Архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом по его погребении. По всей вероятности, апостол Иуда говорит не о писаном, а изустном предании, которое сохранялось у евреев, но несомненно верном, ибо апостол Христов не мог ссылаться в доказательство своей высокой мысли или учения, на неверное или поврежденное предание. Отклик этого предания, но, кажется, уже несколько измененного и не вполне чистого, виден в одной апокрифической книге, позднейшего сравнительно с Иудиным посланием происхождения, о которой упоминают в своих писаниях Климент Александрийский, Ориген и Афанасий Великий. Подобное по мысли есть место у пророка Захарии (Зах. 3:1-4), в котором говорится, что пророк в видении видел первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, стоящего вместе с Ангелом, и с ними диавола – клеветника, которому Господь говорил: запрещает тебе, сатана, Господь, запрещает тебе Господь. И в этом случае Ангел Господень не произнес на диавола укоризненного суда, но сказал только, как сказал и Архангел Михаил диаволу при споре о теле Моисеевом по сказанию апостола Иуды: да запретит тебе, сатана, Господь. – А лжеучители бесстрашно злословят высшие начальства и власти, злословят, таким образом, то, чего они не понимают, что им неведомо, что сокрыто от их умственного и нравственного взора, что сокрыто в путях Господних и в высшем порядке и плане Божественного управления миром (ср. Феофилакт).

Толковый Апостол.

Ст. 9-13 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки

Если Апостол Петр говорит (2Пет. 2:10-11) об ангелах вообще, что они, при всем превосходстве над людьми, не дерзают произносить укоризненного суда на власти и начальство, то Ап. Иуда это же утверждает, частнее, об одном Архангеле Михаиле (ср. Дан 12:1 сл.), при этом указывая на один лишь определенный случай – спор Архангела с диаволом о теле Моисея, когда Архангел проявил достойную подражания людей кротость (ср. Зах 3:1, 4). Сказание о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея (причем, по сказанию, диавол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина), по свидетельству Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, имелась в апокрифической книге «Восхождение» или «Вознесение Моисея» (Aνάβασις или A­νάληψς Μωυσέως). Но вообще предание о необычайной смерти и погребении великого вождя и законодателя Израиля широко было распространено в иудейском предании, как устном, так и письменном (мидраши). Поэтому можно думать, что Ап. Иуда взял приводимое сказание из устного предания. Приводит же его с тою целью, чтобы – от противного – лучше показать дерзость лжеучителей в их воззрениях и суждениях. Далее, со ст. 11, лжеучители изображаются, главным образом, со стороны практической. В ст. 11 Апостол сравнивает их с первым в мире убийцею Каином (Быт 4:8) потому, что они, преподавая нечестивое учение братьям, т. е. однородным человекам, убивают их злыми своими ученьями; с Валаамом (Чис 22:1 сл. 31:16; 2Пет. 2:15; Откр 2:14), потому что они свое дело учения делают для корысти, сребролюбия и вообще личной выгоды; с Кореем (Чис 16:1 сл.) – потому что, подобно ему, будучи недостойны, похитили себе учительское достоинство (блаж. Феофил.). В ст. 12 Апостол прежде всего говорит о недостойном поведении лжеучителей на священных первохристианских вечерях любви, агапах (έν ταίς αγάπαις), устроявшихся христианами первенствующей Церкви в связи с таинством евхаристии (ср. 1Кор.11:21-22). К этим-то священным трапезам лжеучители, видимо, относились предосудительно, без всякого страха предаваясь объядению и пьянству (ср. 2Пет. 2:21, см. 1Кор. XI:21), и вообще бесчинствовали, оскверняли священные для христиан трапезы. Во второй половине ст. 12 и в ст. 13 Апостол для характеристики лжеучителей употребляет ряд сравнений: «это – безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенившиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которыми блюдется мрак тьмы на веки». Первый образ «безводные облака» означает внутреннюю духовную пустоту лжеучителей, неспособных ни к какому доброму делу; как от безводных облаков, гонимых ветром, люди напрасно ожидали бы живительной влаги, так бесполезно и надутое пустословие лжеучителей без силы и благодати (ср. 2Пет. 1:17). Второй образ («осенние деревья, бесплодные, дважды умершие») указывают на духовное омертвение лжеучителей. Они подобны осенним бесплодным деревьям, плод которых выгнил и истлел к осени, – и именно деревьям, дважды умершим, таким сухим деревьям, которые, замерзли зимою, лишены всякого зародыша жизни, и весною уже не оживут и не принесут ни цветов, ни плодов, и потому подлежат полному исторжению« (ср. Ин 15:6). Дальнейшие образы выражают всю нравственную постыдность поведения лжеучителей. Свирепым морским волнам они уподобляются потому, что беспокойное их сердце свирепо волнуется всякими чувственными похотями и, подобно волнам взбаламученного моря, выбрасывают на поверхность жизни всякую нравственную нечистоту, следствием чего может быть для некоторых кораблекрушение в вере (1Тим. 1:19). Как люди без всякой нравственной устойчивости и упорядоченности, лжеучители, наконец, сравниваются с блуждающими звездами (αστέρες πλανηται). «С ними сходны еретики не в том, будто красуются на тверди нашей веры, и чрез них проходит Солнце правды, Христос, проводящий добродетели в зрелость и оживотворяющий преданных им верных, – но в том, что, представляясь принявшими на себя вид Ангела света, как первоначальник их злой бес (2Кор. 11:13-14), несутся только против учения Господня, чем и приближающихся к ним омрачают и самим себе приготовляют вечный мрак» (блаж. Феофил.).

Спор о моисеевом теле