Налоговая отчетность обособленных подразделений в одном городе

Содержание страницы:

«Упрощенка» и обособленное подразделение

«Наша организация применяет УСНО. В 2017 году мы планируем открыть дополнительное отделение – филиал или просто дополнительный офис (еще не решили). Утратим ли мы в этом случае право на применение УСНО? Имеет ли значение, где будет находиться новое подразделение организации: в одном субъекте Российской Федерации с головным офисом или в разных субъектах? Нужно ли будет еще раз вставать на учет в налоговом органе? Какие налоговые отчеты и куда нужно будет представлять?». Вот с такими вопросами обратилась к нам наша читательница. Ответы – в предложенном материале.

Как сохранить право на применение УСНО при открытии подразделения организации?

Применение специального налогового режима – УСНО – имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые привлекают налогоплательщиков, но есть и ограничения, установленные гл. 26.2 НК РФ. Одно из них – запрет на применение УСНО организациями, имеющими филиалы (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В Налоговом кодексе нет понятий «филиал», «представительство», «дополнительный офис» (или аналогичных). В статье 11 НК РФ дано определение одному обобщенному понятию – «обособленное подразделение организации».

Основными признаками обособленного подразделения организации являются:

  • территориальная обособленность от организации;
  • оборудование стационарных рабочих мест по месту нахождения данного подразделения;
  • независимость от отражения факта создания обособленного подразделения в учредительных или других документах организации;
  • независимость от размера полномочий, которыми наделено это подразделение.

Отдельно скажем о рабочих местах обособленного подразделения. Для признания обособленного подразделения организации таковым рабочие места должны быть стационарными. На основании ст. 209 ТК РФ рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Для указанных целей рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Под оборудованностью рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение названных обязанностей.

Отметим, что законодательством не конкретизируются точное территориальное месторасположение подразделения и месторасположение головного офиса данного подразделения (Письмо Минфина России от 29.10.2015 № 03-11-06/62392). При этом территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса указанной организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702). Соответственно, для целей применения УСНО не имеет значения, где находится обособленное подразделение организации: в одном субъекте РФ с головной организацией или в разных.

Таким образом, организация, открывающая обособленное подразделение, вправе продолжать применять УСНО только в том случае, если это обособленное подразделение не является филиалом. Налоговое законодательство не содержит отдельного понятия «филиал», в связи с чем на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обозначенное понятие применяется в том значении, в каком оно используется в нормах гражданского права.

Понятие «филиал» дано в ст. 55 ГК РФ. Основные признаки филиала:

  • это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения;
  • филиал осуществляет все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства;
  • он не является юридическим лицом;
  • филиал наделяется имуществом юридического лица, которое его создало;
  • он действует на основании положений, утвержденных юридическим лицом;
  • руководитель филиала назначается юридическим лицом и действует на основании его доверенности;
  • филиал указан в ЕГРЮЛ.

Из приведенных норм следует, что если создание обособленного подразделения организации не оформлено соответствующим образом в качестве филиала юридического лица, в том числе если филиал не указан в учредительных документах организации и в ЕГРЮЛ, то данная организация вправе продолжать применять УСНО при условии соблюдения норм, установленных гл. 26.2 НК РФ (письма Минфина России от 29.10.2015 № 03?11?06/62392, от 14.10.2015 № 03-11-06/2/58685).

Нужно ли вставать на учет в налоговом органе при создании обособленного подразделения?

Если организация, применяющая УСНО, приняла решение о создании обособленного подразделения (в любой форме, кроме филиала), то она обязана встать на налоговый учет по месту нахождения этого обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Сразу оговоримся, что организация, открывшая представительство, вправе продолжать применять УСНО. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Остальные критерии представительства совпадают с критериями филиала. Соответственно, данные об открытии представительства есть у регистрирующего органа, так как оно должно быть указано в ЕГРЮЛ. Поэтому постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента создания представительства обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Отдельно ставить на налоговый учет представительство организации не нужно.

Поскольку подавляющее большинство организаций открывают обособленные подразделения, которые не являются представительством (далее – обособленное подразделение), рассмотрим их особенности постановки на налоговый учет.

Во-первых, так как данные о создании названного обособленного подразделения не представляются в регистрирующий орган и не вносятся ни в учредительные документы, ни в ЕГРЮЛ, организация обязана встать на налоговый учет по месту нахождения данного обособленного подразделения.

Во-вторых, постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ. Сообщение о создании обособленного подразделения организация подает по форме С-09-3-1 «Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях», утвержденной Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected]

Обратите внимание:

По общему правилу сообщение о создании обособленного подразделения подается в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

Только в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Организация определяет это самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected] и которое представляется в налоговый орган по месту ее нахождения.

Согласно п. 9 ст. 83 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщика затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе решение на основе представленных им данных (в том числе документов, информации о деятельности организации через обособленное подразделение) принимается налоговым органом.

В-третьих, установлены конкретные сроки для сообщения в налоговый орган:

  • о создании обособленного подразделения – в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации. Указанный срок исчисляется с начала осуществления деятельности организации через соответствующее обособленное подразделение (Письмо Минфина России от 19.02.2016 № 03-02-07/1/9377);
  • об изменении сведений об обособленном подразделении – в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения;
  • о прекращении деятельности обособленного подразделения – в течение трех дней со дня прекращения указанной деятельности.

Завершается процесс постановки на налоговый учет обособленного подразделения тем, что налоговый орган осуществляет постановку на учет в течение пяти дней со дня получения сообщения от этой организации и в тот же срок выдает (или направляет в электронном виде) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, в котором указан КПП обособленного подразделения.

Таким образом, если организация, применяющая УСНО, приняла решение о создании обособленного подразделения, то она обязана встать на налоговый учет по месту нахождения данного подразделения. Для этого нужно представить сообщение по форме С-09-3-1 в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.

Поскольку сегодня нет единой позиции, по какой статье НК РФ привлекать к ответственности за нарушение срока постановки на учет обособленного подразделения – по ст. 126 (штраф 200 руб.) или по п. 2 ст. 116 НК РФ (штраф в размере 10% от дохода, полученного за время работы без постановки на налоговый учет, но не менее 40 000 руб.), – рекомендуем соблюдать законодательство (письма Минфина России от 03.09.2012 № 03-02-07/1?211, от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

Читайте так же:  Доверенность регистрации кадастра

Куда представлять налоговую отчетность при наличии обособленного подразделения?

Для организации, применяющей УСНО и создавшей обособленное подразделение, рано или поздно подойдет срок представления отчетности в налоговый орган. Мы не ставим своей задачей составить полный перечень налоговой отчетности «упрощенца», имеющего обособленное подразделение; мы хотим обозначить отдельные моменты, на которые надо обратить внимание при наличии обособленного подразделения.

Декларация по налогу, уплачиваемому при УСНО.

Мы рассматриваем случай, когда организация, применяющая УСНО, создала обособленное подразделение. В этой ситуации она продолжает применять «упрощенку» при выполнении всех ограничений, установленных гл. 26.2 НК РФ.

Отметим, что УСНО применяет вся организация в целом, включая обособленное подразделение. Глава 26.2 НК РФ не содержит требований к раздельному учету реализованных товаров, выполненных работ или оказанных услуг в головной организации и обособленных подразделениях.

Таким образом, организация, применяющая УСНО, ведет налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, уплачиваемого при УСНО, в целом по организации с учетом всех полученных доходов и произведенных расходов независимо от того, где конкретно были получены данные доходы и произведены расходы: в головной организации или обособленном подразделении.

В соответствии с п. 6 ст. 346.21 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу при УСНО производится по месту нахождения организации. При расчете «упрощенного» налога не имеет значения, в каком городе (регионе) РФ создано обособленное подразделение.

По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации (ст. 346.23 НК РФ).

Соответственно, по месту нахождения обособленного подразделения налог при УСНО не уплачивается и налоговая декларация не представляется (письма УФНС по г. Москве от 31.08.2010 № 16-15/[email protected], от 22.06.2011 № 16?15/[email protected]).

Отчетность по НДФЛ.

Если организация, применяющая УСНО, открывает обособленное подразделение, то она, являясь налоговым агентом по НДФЛ, должна быть готова уплачивать налог и представлять отчетность по НДФЛ (ф. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ) как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ). По месту нахождения обособленного подразделения уплачивается НДФЛ и представляется отчетность по НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, которые заключены обособленным подразделением.

Отметим, что если организация имеет несколько обособленных подразделений, то уплата НДФЛ и представление отчетности по НДФЛ должны производиться как по месту нахождения головной организации, так по месту нахождения каждого подразделения. В Письме от 23.12.2016 № 03-04-06/77778 представители Минфина напомнили, что гл. 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, право самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производились бы перечисление налога и, соответственно, представление отчетности по НДФЛ.

Аналогичного мнения придерживаются представители ФНС: обязанность налоговых агентов представлять расчет по форме 6-НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе (письма от 05.10.2016 № БС-4-11/[email protected], от 09.11.2016 № БС-4-11/[email protected], от 25.11.2016 № БС-4-11/22430).

Расчет по страховым взносам.

Порядок уплаты страховых взносов, а также представления отчетности – расчета по страховым взносам – не зависит от применяемого налогового режима, но сопряжен с наличием или отсутствием у организации обособленных подразделений (ст. 431 НК РФ).

Законодатель прямо указал, что уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями:

  • по месту их нахождения;
  • по месту нахождения обособленных подразделений.

Но в данном случае речь идет не обо всех обособленных подразделениях организации, а только о тех, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (за исключением обособленных подразделений, находящихся за пределами РФ). Принятие решения о наделении обособленного подразделения, созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно (письма ФНС России от 28.12.2016 № АС-4-11/25226, от 03.02.2017 № БС-4-11/[email protected]).

Соответственно, если обособленное подразделение организации самостоятельно не начисляет зарплату и другие выплаты своим работникам, это делается централизовано, то страховые взносы уплачиваются и отчетность по ним представляется только по месту нахождения головной организации.

Если же согласно положению об обособленном подразделении работникам этого подразделения выплаты начисляются обособленным подразделением, то оно самостоятельно уплачивает страховые взносы и представляет расчет по страховым взносам по своему месту нахождения. Головная организация отдельно выполняет указанные обязанности.

Как налоговый орган узнает о том, наделено обособленное подразделение рассматриваемыми обязанностями или нет?

Для этого с 2017 года введена обязанность сообщать в налоговый орган о наделении обособленного подразделения полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий) (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Но данная норма действует только в отношении обособленных подразделений, созданных на территории РФ, которые наделяются полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц после 01.01.2017. Если обособленное подразделение не наделено соответствующими полномочиями, то никаких сообщений об этом в налоговый орган представлять не надо (письма Минфина России от 28.12.2016 № 03-04-12/78677, от 12.01.2017 № 03-15-06/679).

К сведению:

Форма «Сообщения российской организации – плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц» утверждена Приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/[email protected] «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при учете организаций и физических лиц в качестве плательщиков страховых взносов, а также порядка заполнения этих форм».

Если обособленное подразделение было создано до 01.01.2017, то эти данные в налоговый орган передает ПФР. Причем если организация имела обособленные подразделения, созданные до 01.01.2017, и они производили выплаты работникам, но в связи с изменениями законодательства организация лишила их таких полномочий с 01.01.2017, то необходимо уведомить налоговые органы о лишении всех обособленных подразделений соответствующих полномочий (Письмо ФНС России от 23.01.2017 № БС-4-11/[email protected]).

Декларация по земельному налогу.

Поскольку «упрощенцы» являются плательщиками земельного налога на общих основаниях, отметим, что согласно п. 3 ст. 397 и п. 1 ст. 398 НК РФ налог и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (Письмо Минфина России от 17.10.2016 № 03-05-06-02/60364).

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган также по месту нахождения земельного участка декларацию по земельному налогу.

Таким образом, наличие обособленного подразделения не влияет на порядок уплаты земельного налога и представления декларации по нему.

Декларация по налогу на имущество.

Поскольку организации-«упрощенцы» по общему правилу не являются плательщиками налога на имущество организаций, рассмотрим только один случай, когда они уплачивают налог на имущество – когда они являются собственниками (или владеют на праве хозяйственного ведения) недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость и которая включена в соответствующий перечень (ст. 378.2 НК РФ).

На основании ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ уплата налога на имущество организаций осуществляется по месту нахождения организации, по месту нахождения обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также по месту иных объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения (Письмо Минфина России № 03-05-06-02/60364).

С учетом особенностей, установленных п. 13 ст. 378.2 НК РФ, организация, применяющая УСНО и имеющая обособленное подразделение, касательно объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

В аналогичном порядке представляются расчеты по авансовым платежам по налогу и декларация по налогу (ст. 386 НК РФ).

Декларация по транспортному налогу.

Если на организацию, применяющую УСНО и имеющую обособленное подразделение, зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения, то она является плательщиком транспортного налога.

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств; декларация по налогу также представляется в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств (ст. 363, 363.1 НК РФ). Место нахождения транспортного средства определено в ст. 83 НК РФ.

Читайте так же:  Кировск горнолыжный курорт проживание

Транспортное средство можно поставить на учет в органах ГИБДД либо по месту нахождения головной организации (по месту государственной регистрации), либо по месту нахождения обособленного подразделения (пп. 24.3 приложения 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»).

Следовательно, если, например, автомобиль зарегистрирован в органах ГИБДД по месту нахождения обособленного подразделения, то налог должен уплачиваться в бюджет по месту нахождения (регистрации) данного обособленного подразделения и туда же должна представляться декларация по транспортному налогу.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что организация, применяющая УСНО, вправе открыть обособленное подразделение в любой форме, кроме филиала, не утратив при этом права на применение данного спецрежима.

Если обособленное подразделение будет создано, то организация обязана поставить его на налоговый учет в течение месяца со дня создания.

Что касается налоговой отчетности, создание обособленного подразделения никак не отразится на порядке представления отчетности:

  • по налогу, уплачиваемому при УСНО;
  • по земельному налогу;
  • по налогу на имущество.

При этом действующим законодательством установлен отдельный порядок представления отчетности по страховым взносам, по НДФЛ и по транспортному налогу в случае наличия обособленных подразделений.

Обособленные подразделения, филиалы

В данном разделе сайта представлены материалы по обособленным подразделениям и филиалам.

Здесь вы можете найти новости, статьи и документы по интересующим вас вопросам.

Информацию по вопросам регистрации или ликвидации организации можно найти в разделе Регистрация, реорганизация и ликвидация фирм, лицензии

Обсудить различные вопросы учета можно в форуме.

В ходе проекта мы не только подробно расскажем вам о том, как подключиться к оператору электронного документооборота, перевести документы в электронный вид, убедить контрагентов и справиться с отправкой отчетности в контролирующие органы, но и покажем, как это происходит на собственном примере.

Клерк.Ру пройдет все этапы внедрения системы электронного документооборота. И мы приглашаем читателей и контрагентов со всей России пройти этот путь с нами.

Обособленные подразделения: учет и отчетность

Совершенно все российские юридические лица обладают возможностью открывать обособленные подразделения. Порядок организации их деятельности, права и обязанности, а также цели, для которых они создаются, определяются нормами гражданского законодательства. Помимо гражданских прав и обязанностей у организации, открывающей структурные подразделения, возникают соответствующие налоговые обязательства, в том числе и обязанность осуществлять учет и отчетность по обособленным подразделениям.

Нормы об обособленных подразделениях

Отечественные законодательные акты всех субъектов отечественных предпринимательских отношений, являющихся организациями, наделяют некоторыми правами, в том числе правом на открытие обособленных подразделений (ст. 55 ГК РФ). Такие создаваемые структурные подразделения не являются юридическими лицами и лишены правоспособности, присущей юридическим лицам.

Помимо указанного отличия от организаций для структурных подразделений предписаниями ГК РФ установлены некоторые ограничения. Так, структурные подразделения не могут находиться по одному и тому же адресу с основной организацией и с иными структурными подразделениями такой организации. Такие структурные подразделения должны иметь стационарные рабочие места, созданные на срок больше месяца (ст. 11 НК РФ). Подразделениями компании могут быть филиалы, представительства или иные обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Сведения о каждом конкретном подразделении, за исключением стационарных рабочих мест, обязательно содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Компания, их организующая, должна подать налоговикам заполненные заявления по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] .

Положениями ГК РФ определяется право обособленного структурного подразделения осуществлять все или только часть функций организации, его создавшей, а также участвовать в деятельности, приносящей доход.

Обособленное подразделение вправе принимать на работу работников с указанием в трудовом договоре места работы и обособленного подразделения компании (ст. 57 ТК РФ).

Статья 15 Трудового кодекса определяет, что работник принимается на работу в соответствии со штатным расписанием компании. Важно подчеркнуть, что положения трудового законодательства не предусматривают каких-либо исключений, освобождающих обособленное подразделение от необходимости иметь штатное расписание.

Образец штатного расписания с обособленным подразделением можно скачать по ссылке.

Налог на прибыль для компаний, имеющих обособленные подразделения

Налоговое законодательство детально прописывает порядок расчета и уплаты налога на прибыль компаниями, в состав которых входят структурные обособленные подразделения.

В статье 288 Налогового кодекса России содержится ответ на вопрос, куда организация, имеющая обособленные подразделения, платит налоги.

Из содержания пунктов 1 и 2 вышеназванной статьи следует, что организация, имеющая действующие структурные подразделения, уплачивает налог на прибыль в бюджет Федерации, а также в региональные бюджеты по адресам своих подразделений.

Пунктом 3 статьи 288 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность головной организации самостоятельно производить расчет по обособленному подразделению сумм налога на прибыль. Такой расчет выполняется по каждому своему структурному подразделению.

Надо отметить, что при уплате указанного налога в федеральный бюджет сумма налога на прибыль не распределяется между подразделениями компании. Если же уплата происходит в региональные бюджеты, то его надо распределять по обособленным подразделениям, для чего необходимо рассчитывать долю прибыли структурного подразделения.

Следует помнить, что основная организация должна уплачивать налоги без отдельных балансов обособленных подразделений.

Указанный вывод следует из отсутствия обязанности головной организации выделять свои структурные подразделения на отдельные балансы. Наделение структурных подразделений обязательством вести отдельные балансы является лишь правом компании, но вовсе не обязанностью.

НДС обособленных подразделений

Надо особо отметить, что из содержания статьи 143 Налогового кодекса РФ следует отсутствие обязанности обособленных подразделений уплачивать НДС со своих операций.

Но положения отечественного фискального законодательства не содержат норм, позволяющих обособленным подразделениям отказаться от исполнения некоторых обязанностей плательщика НДС.

В силу ст. 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является основанием для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных продавцу. Нормы указанной статьи не содержат указания на возможность или невозможность выставления счета-фактуры структурным подразделением.

Минфин России в Письме от 03.04.2012 № 03-07-09/32 особо подчеркнул, что если обособленное подразделение осуществляет продажу, то самостоятельное оформление счетов-фактур обособленными подразделениями не производится. В таком случае счета-фактуры выставляются от имени основной организации с указанием наименования и ИНН основной организации. Однако указывается КПП обособленного структурного подразделения.

Важным дополнением является необходимость проставления в номере счета-фактуры, выставляемого обособленным подразделением от имени основной организации, цифрового индекса обособленного подразделения (через косую черточку). Данное обстоятельство предусмотрено Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137.

Необходимо особо подчеркнуть, что при покупке товаров обособленными структурными подразделениями продавец товара должен учесть некоторые особенности при выставлении счета-фактуры.

Так, согласно «Правилам заполнения счета-фактуры», счет-фактура обособленному подразделению должен содержать КПП обособленного подразделения. Указанное значение прописывается в поле «ИНН/КПП покупателя». Правильность данного вывода подтверждается в письме Министерства финансов РФ от 05.09.2014 № 03-07-09/44671 .

Налог на доходы физических лиц у обособленных подразделений

Пунктом 1 статьи 207 НК РФ в качестве плательщика НДФЛ названы только физические лица, получающие доходы от различных источников.

Из буквального толкования п. 1 ст. 226 этого же Кодекса следует, что работодатели исполняют обязанность своих работников по уплате НДФЛ, самостоятельно исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет суммы налогов.

Важное уточнение содержится в п. 7 вышеприведенной статьи. Указанный пункт прямо указывает, куда платить НДФЛ по обособленному подразделению. В качестве такого места называются бюджеты субъектов по адресу основной организации и по адресам каждого обособленного подразделения.

Согласно предписанию ст. 19 Налогового кодекса России налогоплательщиками являются организации или физические лица. Как было указано ранее, структурные подразделения компании организациями не являются, а потому не являются и налогоплательщиками.

Подводя итог сказанному в области налогообложения обособленных структурных подразделений, можно сделать вывод о том, что налоги структурное подразделение уплачивает не самостоятельно, а через основную организацию.

Отчетность обособленных подразделений

Исходя из сведений, указанных выше, следует вывод, что налоговый и бухгалтерский учет в обособленных подразделениях организует основная компания.

Данный вывод следует из факта отсутствия в отечественном законодательстве каких-либо норм или правил, регламентирующих порядок ведения бухгалтерской отчетности обособленным подразделением.

Также надо особо подчеркнуть, что в случае, если структурное подразделение основной организации ведет бухгалтерскую отчетность, такая отчетность не передается налоговикам. Она, по своей сути, является внутренним отчетным документом организации. Этот вывод следует из факта отсутствия в положениях Налогового кодекса обязанности обособленного подразделения не только вести бухгалтерскую отчетность, но и сдавать ее в налоговые органы.

Далее попробуем разобраться, какие отчеты сдает обособленное подразделение.

Как было отмечено ранее, на структурное подразделение не возложена обязанность сдавать налоговикам бухгалтерскую отчетность.

Пунктом 3 статьи 288 Налогового кодекса РФ предусмотрено правило, согласно которому организация самостоятельно рассчитывает суммы налога на прибыль по каждому своему структурному подразделению.

Указанная сумма должна быть указана в налоговой декларации. При этом обязанность составления декларации каждым обособленным подразделением положения статьи 288 Налогового кодекса РФ не предусматривают.

Читайте так же:  Какой налог у беженцев

Статьей 230 Налогового кодекса России определена обязанность организаций, имеющих обособленные подразделения, ежегодно предоставлять налоговикам сведения о начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет суммах НДФЛ. Такие сведения передают налоговикам по месту учета основной компании и по месту учета каждого структурного подразделения.

Как видно из приведенных примеров, нормы отечественного фискального законодательства прямо не отвечают на вопрос, как отчитывается обособленное подразделение перед государственными органами и структурами.

Указанный вывод следует из отсутствия статуса налогоплательщика у структурных подразделений.

Одновременно следует подчеркнуть, что основная компания может выделить свой филиал или представительство на отдельный баланс.

Для выделения обособленного подразделения на отдельный баланс достаточно решения основной организации, так как отечественное законодательство не предусматривает обязательности выделения структурных подразделений компании на отдельный баланс.

Следует подчеркнуть, что в п. 8 ПБУ 4/99 имеется прямое указание на возможность выделения структурных подразделений на отдельный баланс.

Предусматривая возможность выделения обособленной структуры на отдельный баланс, законодательство РФ не дает прямого ответа на вопрос, как выделить обособленное подразделение на отдельный баланс, так же как и не раскрывает, что именно имеется в виду под отдельным балансом.

Как указал Минфин РФ в письме от 29.03.2004 № 04-05-06/27 , под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Из названного понятия следует, что для того, чтобы выделить структурное подразделение на отдельный баланс, основная компания должна разработать показатели, по которым соответствующая структура должна вести отдельный баланс.

Кроме того, выделение обособленного подразделения на отдельный баланс осуществляется путем утверждения соответствующего положения, а также закрепления данного выделения в учетной политике основной компании, где будет предусмотрена совокупность способов ведения бухучета.

В заключение следует отметить, что отечественное законодательство не запрещает открытие обособленных подразделений с отдельными расчетными счетами.

Но Банк России в своей Инструкции от 30.05.2014 № 153-И не предусмотрел возможность открытия расчетного счета обособленному подразделению. Основная компания имеет право открыть счет на себя, но для совершения по нему операций ее структурным подразделением.

Как ООО уплачивать налоги и сдавать отчетность при наличии обособленных подразделений в одном городе?

Цитата (ПИСЬМО МИНФИНА от 9 июля 2012 г. N 03-03-06/1/333): Вопрос: ОАО состояло на учете в налоговых органах по месту нахождения головного офиса и по месту нахождения обособленного подразделения, расположенных на территории разных субъектов РФ. В связи с изменением границ субъектов РФ головной офис и обособленное подразделение будут находиться на территории одного субъекта РФ.
Вправе ли ОАО уплачивать налог на прибыль в бюджет субъекта РФ за свое обособленное подразделение и представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль только по месту нахождения головной организации? Обязано ли ОАО отразить факт перехода на централизованный порядок уплаты налога на прибыль в учетной политике?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 июля 2012 г. N 03-03-06/1/333

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о представлении налоговых деклараций обществом как головной организацией и ее обособленным подразделением, расположенными на территории одного субъекта Российской Федерации, и сообщает следующее.
Особенности представления налоговых деклараций и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, установлены ст. ст. 288 и 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 288 Кодекса если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.
Таким образом, если организация и ее обособленное подразделение находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик вправе принять решение об уплате им налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации за головную организацию и обособленное подразделение в соответствии с порядком, установленным абз. 2 п. 2 ст. 288 Кодекса.

В соответствии со ст. 313 Кодекса налогоплательщики определяют налоговую базу для исчисления налога на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
При этом налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Согласно п. 2 ст. 11 Кодекса учетной политикой для целей налогообложения является выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
09.07.2012

Цитата (Письмо ФНС № БС-4-11/23129 от 28.12.2015): Федеральная налоговая служба
П и с ь м о
По вопросу заполнения расчета по форме 6-НДФЛ
28.12.2015
№ БС-4-11/23129

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение ПАО «Камаз» от 27.11.2015 по вопросу заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6- НДФЛ, и сообщает следующее.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 230 Кодекса (в редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 года) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее — расчет по форме 6- НДФЛ), за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме».

В этой связи, налоговые агенты, начиная с отчетного периода первого квартала 2016 года, обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ.

Расчет по форме 6-НДФЛ заполняется на отчетную дату, соответственно, на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря соответствующего налогового периода.

В разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период по строкам 100 — 140 отражаются только те операции, которые произведены именно в этом отчетном периоде. Операции, произведенные в предыдущие отчётные периоды, в данном разделе не отражаются.

Учитывая абзацы 4, 5 пункта 2 статьи 230 Кодекса (в редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 года) налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений. Налоговые агенты — организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют расчет по форме 6-НДФЛ, в том числе в отношении работников обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению (отдельно по каждому обособленному подразделению).

Кроме того, обязанность налоговых агентов представлять расчет по форме 6- НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом глава 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога и, соответственно, представление расчета по форме 6-НДФЛ.

Учитывая изложенное, расчет по форме 6-НДФЛ заполняется налоговым агентом отдельно по каждому обособленному подразделению, независимо от того, что состоят данные обособленные подразделения на учете в одном налоговом органе.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
С.Л. Бондарчук

Налоговая отчетность обособленных подразделений в одном городе