Пояснительная записка по ликвидации учреждения

Глава 5. Ликвидация учреждений (п.п. 24 — 28)

Глава 5. Ликвидация учреждений

24. Решение о ликвидации учреждения принимается Исполнительным комитетом. Указанное решение должно содержать:

1) наименование учреждения;

2) наименование органа, ответственного за осуществление ликвидационных процедур;

3) наименование органа, ответственного по обязательствам казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений;

4) состав ликвидационной комиссии;

5) порядок и сроки ликвидации учреждения.

25. Проект постановления Исполнительного комитета о ликвидации учреждения подготавливается отраслевым органом.

К проекту постановления Исполнительного комитета о ликвидации учреждения прилагается пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности ликвидации учреждения и информацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

В случае, если ликвидируемое казенное учреждение осуществляет муниципальные функции, пояснительная записка должна содержать информацию об учреждении, которому указанные муниципальные функции будут переданы после завершения процесса ликвидации.

В случае, если ликвидируемое учреждение осуществляет полномочия органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, пояснительная записка должна содержать информацию о том, кому указанные полномочия будут переданы после завершения процесса ликвидации.

26. После издания постановления Исполнительного комитета о ликвидации учреждения ликвидационная комиссия обязана:

1) незамедлительно довести указанный правовой акт до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;

2) обеспечить реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого учреждения в течение всего периода его ликвидации;

3) в десятидневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами (с учетом положений пункта 26 настоящего Порядка), представить в Исполнительный комитет промежуточный ликвидационный баланс для его утверждения;

4) в десятидневный срок после завершения расчетов с кредиторами представить в Исполнительный комитет ликвидационный баланс для его утверждения;

5) осуществлять иные предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации учреждения.

27. При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

28. Требования кредиторов ликвидируемого учреждения (за исключением казенного учреждения) удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Имущество учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией Исполнительному комитету.

Глава 5. Ликвидация муниципальных учреждений

Глава 5. Ликвидация муниципальных учреждений

20. Решение о ликвидации муниципального учреждения принимается администрацией Славского муниципального района в форме постановления и должно содержать:

1) наименование учреждения с указанием типа;

2) наименование структурного подразделения администрации района, ответственного за осуществление ликвидационных процедур, в ведении которого находится муниципальное учреждение;

3) наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

21. Пояснительная записка к проекту постановления администрации о ликвидации муниципального учреждения, должна содержать информацию о кредиторской задолженности ликвидируемого учреждения (в том числе просроченной).

В случае, если ликвидируемое муниципальное казенное учреждение осуществляет муниципальные функции, пояснительная записка должна содержать информацию о том, кому указанные муниципальные функции будут переданы после завершения процесса ликвидации.

В случае, если ликвидируемое муниципальное учреждение осуществляет полномочия органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, пояснительная записка должна содержать информацию о том, кому указанные полномочия будут переданы после завершения процесса ликвидации.

22. После издания постановления администрации района о ликвидации муниципального учреждения орган, ответственный за осуществление ликвидационных процедур:

1) в 3-дневный срок доводит указанный правовой акт до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц информации о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;

2) в 2-недельный срок:

— назначает ликвидационную комиссию;

— устанавливает порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и правовым актом о ликвидации государственного учреждения.

23. Ликвидационная комиссия:

1) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого муниципального учреждения в течение всего периода его ликвидации;

2) в 10-дневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами (с учетом положений пункта 24 Порядка), представляет в орган, в ведении и непосредственном подчинении которого находится муниципальное учреждение, для утверждения по согласованию с заместителем главы администрации по финансам и экономике промежуточный ликвидационный баланс;

3) в 10-дневный срок после завершения расчетов с кредиторами представляет в орган, в ведении и непосредственном подчинении которого находится муниципальное учреждение, для утверждения по согласованию с заместителем главы администрации по финансам и экономике окончательный ликвидационный баланс;

4) осуществляет иные предусмотренные федеральными законами мероприятия по ликвидации муниципального учреждения.

24. При ликвидации муниципального казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

25. Требования кредиторов ликвидируемого муниципального учреждения (за исключением муниципального казенного учреждения) удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание.

26. Имущество муниципального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, принимается администрацией Славского муниципального района в муниципальную казну.

Заполняем и утверждаем ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс (ЛБ) — это бухгалтерский регистр, который отражает аспекты имущественного состояния ликвидируемой организации.

Порядок и регламент формирования ЛБ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • ФЗ от 26.10.2002 № 27-ФЗ «О банкротстве»;
  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • ФЗ от 26.12.1995 (в ред. от 26.12.2015) № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • приказом Минфина от 28.12.10 г. № 191н — для бюджетных организаций;
  • указаниями Банка России от 12.11.09 г. № 2332-У — для кредитных организаций.

Форма ликвидационного баланса

Действующее законодательство не предписывает единую для всех учреждений форму заполнения ЛБ. Так, ликвидационный баланс при ликвидации ООО, образец 2018 года, составляется по форме № 1 «Бухгалтерский баланс», утвержденной приказом Минфина РФ № 66 от 02.07.2010. Бланк для бюджетных учреждений закреплен приказом Минфина от 28.12.10 № 191н (ф. 0503230).

Требования к заполнению ЛБ идентичны требованиям составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности. В бланке документа, составляемого при ликвидации, должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование учреждения и дата составления;
  • коды по всем имеющимся у организации классификаторам, ИНН, КПП, вид деятельности;
  • ОПФ, адрес, единица измерения, валюта;
  • промежуточные/итоговые сведения.

По факту составления документа производится его утверждение.

Документ подписывается учредителями организации и согласовывается органом, принявшим решение о его ликвидации, либо уполномоченным государственным органом (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

Вместе с заявлением по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в территориальную налоговую инспекцию предоставляются решение и протокол об утверждении ЛБ.

В решении должна содержаться следующая информация:

  1. Наименование учреждения.
  2. Форма проводимого собрания и фактический адрес его проведения, время начала и окончания собрания.
  3. Ф.И.О. лиц, присутствовавших на собрании.
  4. Обозначенная повестка дня и перечисленные вопросы, по которым присутствующим необходимо вынести решение.
  5. Принятые решения по обозначенным вопросам.

Пояснительная записка по ликвидации учреждения

ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ, ЛИКВИДАЦИОННЫЙ БАЛАНС

Бюджетные учреждения, являющиеся одной из форм некоммерческих организаций, как и иные экономические субъекты, могут быть ликвидированы. В этой статье мы расскажем об особенностях ликвидации бюджетных учреждений и о том, какая отчетность и в каком порядке формируется учреждением при ликвидации.

Ликвидация таких юридических лиц как бюджетные учреждения осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Порядок государственной регистрации факта ликвидации юридического лица установлен главой YII Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В Российской Федерации возможна ликвидация юридического лица в добровольном и принудительном порядке. Ликвидация юридического лица в добровольном порядке осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (пункт 2 статьи 61 ГК РФ).
Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица, определены статьей 62 ГК РФ, согласно пункту 1 которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Ликвидация и реорганизация бюджетных учреждений

Одним из важнейших шагов на пути достижения наиболее рационального использования бюджетных ресурсов является оптимизация сети бюджетных учреждений. Многие их них подлежат реорганизации и (или) укрупнению, другие же, прежде всего неэффективные, вообще могут быть ликвидированы и таким образом выведены за рамки бюджетного процесса. Существует четкий порядок ликвидационных и реорганизационных мероприятий.

Читайте так же:  Договор кредитного товара по ндс

Ликвидация учреждения

Ликвидационные мероприятия бюджетных учреждений должны проводиться в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств.При этом в перечень ликвидационных мероприятий должны быть включены следующиемоменты:

  • принятие органом государственной власти или местного самоуправления решения о ликвидации учреждения, назначение ликвидационной комиссиии определение порядка и сроков ликвидации;
  • публикация от имени ликвидационной комиссии учрежденияв органах печати сообщения о ликвидации учреждения и сроках предъявления требованийкредиторами;
  • проведение обязательной инвентаризации в соответствии сМетодическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 №49, и отражение ее результатов в бюджетном учете;
  • принятие мер по взысканию дебиторской задолженности,письменное персональное уведомление каждого кредитора о ликвидации учреждения.Проведение сверок взаиморасчетов с кредиторами, составление реестра требований кредиторов;
  • составление промежуточного ликвидационного баланса;
  • погашение кредиторской задолженности в соответствии сочередностью, предусмотренной ст. 64 ГК РФ. Завершение расчетов с дебиторами и кредиторами;
  • передача материальных ценностей собственнику;
  • закрытие в установленном порядке лицевых счетов воргане, организующем исполнение бюджета, в кредитной организации;
  • составление ликвидационного баланса и представление егосоответствующему органу государственной власти или местного самоуправления, создавшему учреждение;
  • передача ликвидационного баланса в регистрирующий органдля внесения записи о ликвидации учреждения в единый государственный реестрюридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • выдача регистрирующим органом свидетельства обисключении учреждения из ЕГРЮЛ.

Орган государственной власти, принявший решение о ликвидации учреждения, в установленные сроки обязан уведомить регистрирующий(налоговый) орган по месту нахождения ликвидируемого учреждения о формированииликвидационной комиссии, о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Формы уведомлений представляемых в регистрирующий орган при ликвидации утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»:

  • форма N Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица»,
  • форма N Р16001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией».

Результаты проведения инвентаризации отражаются в бухгалтерскоом учете в порядке, установленном Инструкцией № 157н, 174н.

Перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому учреждению,можно оформить следующим образом:

Сведения о составе имущества ликвидируемого учреждения можно представить в следующем виде:

-Перечень основных средств

Незавершенное капитальное строительство

Перечень нематериальных активов

На основании промежуточного ликвидационного балансаделается оценка достаточности денежных средств для расчетов с кредиторами, атакже производится погашение признанной ликвидационной комиссией задолженности.

По состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторская задолженность, права на которую кредиторами непредъявлены, списывается в состав чрезвычайных доходов от операций с активами.

Промежуточный ликвидационный баланс учреждения утверждается органом государственной власти, принявшим решение о ликвидации.

Остатки неиспользованных денежных средств отзываютсяглавным распорядителем (распорядителем) со счета ликвидируемого учреждения,открытого в органах ОФК и в кредитной организации.

Кредиторская задолженность, по которой истек срокисковой давности, списывается с баланса учреждения после согласования списанияс главным распорядителем бюджетных средств, выступающим от имени собственника имущества. Основанием для списания кредиторской задолженности с балансаявляются: решение главного распорядителя бюджетных средств о возможноститакого списания, результаты инвентаризации и решение руководителя ликвидационной комиссии.

Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию,подлежит списанию с баланса учреждения. Обязательным условием при этом является согласование списания с главным распорядителем бюджетных средств, выступающимот имени собственника имущества, и органом, организующим исполнение бюджета.

Дебиторская задолженность признается безнадежной вследующих случаях:

  • истечения установленного срока исковой давности;
  • прекращения обязательства в соответствии с гражданскимзаконодательством вследствие невозможности его исполнения;
  • прекращения обязательства в соответствии с гражданским законодательством на основании акта государственного органа;
  • прекращения обязательства в соответствии с гражданским законодательством вследствие ликвидации организации.

Операции погашения дебиторской и кредиторскойзадолженности отражаются в бухгалтерском учете в порядке установленном Инструкцией № 157н, 174н.

Ликвидационный баланс по ликвидируемому учреждениюсоставляется на установленную дату ликвидации в объеме форм годовой бюджетнойотчетности, установленной Минфином России.

Все счета по активу и пассиву баланса на дату завершения работы ликвидацион­ной комиссии должны быть равны нулю. Для этогонеобходимо провести закрытие ликвидационного баланса в установленном порядке.

Ликвидационный баланс и акты приемки-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются главному распорядителю бюджетныхсредств, а в случае ликвидации федерального органа исполнительной власти -Минфину России, Росимуществу.

Реорганизация учреждения

Реорганизационные мероприятия осуществляются вследующем порядке:

  • принятие органом государственной власти илиместного самоуправления решения о реорганизации учреждения, назначение органа(комиссии), уполномоченного на реорганизацию, и определение порядкаи сроков реорганизации;
  • публикация от имени органа (комиссии), уполномоченногона реорганизацию учреждения, в органах печати сообщения о реорганизации учрежденияи сроках предъявления требований кредиторами;
  • проведение обязательной инвентаризации в соответствии сМетодическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 №49, и отражение ее результатов в бюджетном учете;
  • принятие мер по взысканию дебиторской задолженности,письменное персональное уведомление каждого кредитора о реорганизации учреждения.Составление реестра требований кредиторов;
  • составление промежуточного баланса по реорганизуемому органу или учреждению в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Минфином России;
  • завершение расчетов с дебиторами и кредиторами, передача материальных ценностей;
  • составление передаточного или разделительного балансапо реорганизуемому органу или учреждению на установленную дату реорганизации вобъеме форм годовой бюджетной отчетности, установленных Минфином России.Представление его соответствующему органу государственной власти или местногосамоуправления, создавшему учреждение;
  • представление передаточного или разделительного балансав регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в единый государственныйреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • выдача регистрирующим органом свидетельства о внесениисоответствующей записи в ЕГРЮЛ.

В регистрирующий орган при реорганизации бюджетное учреждение представляет уведомления по форме, утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] :

  • форма N Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации»,
  • форма N Р12003 «Уведомление о начале процедуры реорганизации.

Состав бухгалтерской отчетности в случае проведения реорганизации на дату ее проведения такой же как и при ликвидации (указан выше).

При реорганизации в форме слияния на день, предшествующийвнесению в ЕГРЮЛ записи о возникшем учреждении, все реорганизуемые учреждения,прекращающие свою деятельность, составляют заключительную бухгалтерскую отчетность.

До даты внесения в ЕГРЮЛ записи о возникшем учреждениипри реорганизации в форме слияния все операции, связанные с текущей деятельностью реорганизуемых учреждений, отражаются в бухгалтерском учете учреждений, прекращающих свою деятельность в связи с реорганизацией в форме слияния.

Указанные операции должны найти отражение в заключительной бухаглетрской отчетности учреждений, прекращающих свою деятельностьв связи с реорганизацией в форме слияния.

Вступительная бухгалтерская отчетность учреждения,возникшего в результате реорганизации в форме слияния, на дату егогосударственной регистрации формируется на основе данных передаточного баланса и построчного объединения числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных учреждений, сформированной с учетом отраженных в бухгалтерском учете до даты внесения записи в ЕГРЮЛ операций.

При этом во вступительную бухгалтерскую отчетность не включаются числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми учреждениями, иные активы иобязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых учреждений.

При реорганизации в форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяющимся учреждением на день, предшествующийвнесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении его деятельности.

Учреждение, у которого в процессе присоединения к немудругого (других) учреждений изменяется только объем имущества и обязательств итекущий отчетный период не прерывается, заключительную бухгалтерскую отчетность надату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого учреждения не формирует.

До даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяющегося учреждения при реорганизации в форме присоединения все операции, связанные с его текущей деятельностью, отражаются в бухгалтерском учете присоединяющегося учреждения.

Все вышеперечисленные операции должны найти отражение взаключительной бухгалтерской отчетности присоединяющегося учреждения.

Бухгалтерская отчетность правопреемника на дату внесения вЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных учрежденийпри реорганизации в форме присоединения формируется на основе данных передаточного баланса.

При этом производится построчное объединение числовыхпоказателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющегося учреждения сучетом отраженных им в бухгалтерском учете до даты внесения записи в ЕГРЮЛ операцийи числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника, составленной надату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющегосяучреждения.

Во вступительную бухгалтерскую отчетность не включаются числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскуюзадолженность между реорганизуемыми учреждениями, иные активы и обязательства,характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых учреждений.

При реорганизации учреждения в форме разделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательстврео рганизуемого учреждения, производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемого учреждения. При этом никаких записей вбюджетном учете не производится.

При разделении юридических лиц (выделении из составаюридического лица его отдельного подразделения или нескольких подразделений) составляемый разделительный баланс состоит из общего баланса по ранее действовавшему юридическому лицу и балансов каждого нового юридического лица,образованного на базе подразделений, ранее входящих в состав прежнего юридического лица.

До внесения в ЕГРЮЛ записи о возникших учреждениях приреорганизации в форме разделения все расходы, связанные с текущей деятельностью реорганизуемого учреждения, отражаются на соответствующих счетах учета.

В заключительной отчетности реорганизуемогоучреждения должны найти отражение записи в бухгалтерском учете операций,произведенных в период с даты утверждения разделительного баланса до даты государственной регистрации возникших при реорганизации в форме разделения учреждений.

На основе разделительного баланса и заключительной бухгалтерской отчетности учреждения, реорганизованного в форме разделения, составляется вступительная отчетность каждого нового учреждения на дату государственной регистрации.

При реорганизации в форме выделения учреждение, у которого впроцессе выделения из него другого учреждения меняется только объем имуществаи обязательств и текущий отчетный год не прерывается, заключительную отчетность не формирует.

При реорганизации учреждения в форме выделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемого учреждения, производится разделение числовых показателей отчетности реорганизуемого учреждения.

До внесения в ЕГРЮЛ записи о возникших учреждениях приреорганизации в форме выделения все расходы, связанные с текущей деятельностьюреорганизуемого учреждения, отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Хозяйственные операции, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса до даты государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации в форме выделения учреждений, должны найтио тражение в отчетности реорганизуемого учреждения, составленной надату внесения записи о возникших учреждениях в ЕГРЮЛ.

Вступительная отчетность возникшего учреждения на дату его государственной регистрации составляется на основеразделительного баланса с учетом отраженных реорганизуемым учреждением операций, осуществленных до даты внесения записи в ЕГРЮЛ.

Условия и порядок реорганизации учреждения вформе преобразования в соответствующую организационно-правовую форму всоответствии с законодательством РФ определяются решением соответствующегооргана государственной власти или местного самоуправления.

Читайте так же:  Требования пожарной безопасности к строительным бытовкам

Вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику при изменении в результате реорганизации в форме преобразованияорганизационно-правовой формы собственности, подлежат урегулированию в передаточном акте.

Вступительная бухгалтерская отчетность организации,возникшей в результате реорганизации в форме преобразования, составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности учреждения, реорганизуемого в форме преобразования.

Начиная с даты принятия решения о проведенииреорганизации в бухгалтерской отчетности (промежуточной и (или) годовой),составляемой и представляемой в период проведения реорганизации в установленном порядке участвующими в реорганизации учреждениями, подлежит дополнительно раскрытию следующая информация о проводимой реорганизации:

  • основание проведения реорганизации;
  • сведения об учреждениях, участвующих в реорганизации, иправопреем­никах;
  • дата составления передаточного акта или разделительного баланса;
  • изменения в составе и стоимости имущества (ввод вэксплуатацию основных средств из состава незавершенного строительства, ихамортизация, выбытие и т. п.) иобязательств (погашение, увеличение задолженности) начиная с даты составления передаточного акта или разделительного баланса, а также события, вызвавшие соответствующие изменения в активах и обязательствах;
  • расходы, связанные с реорганизацией;
  • несоответствие (уточнение) данных передаточного актаили разделительного баланса числовым показателям заключительной отчетности;
  • несоответствие данных заключительной отчетности числовым показателям вступительного баланса;
  • невыполненные условия и прочие события, связанные спризнанной реорганизацией, и др.

Учреждения, прекратившие свою деятельность в результате реорганизации, заполняют на основании передаточного акта или разделительного баланса в бухгалтерском балансе заключительной бухгалтерской отчетности числовые показатели графы «На конец отчетного периода».

В пояснительной записке к заключительной отчетности учреждения, прекратившего свое существование, может быть раскрыта информация о проведенной реорганизации и прекращении ее деятельности, суказанием:

  • основания для проведения реорганизации;
  • документов передачи имущества и обязательствправопреемнику;
  • документов, подтверждающих закрытие, переоформлениереорганизуемым учреждением лицевых счетов в органе, организующем исполнение бюджета, счетов в кредитном учреждении;
  • сведений о снятии с учета реорганизуемого учрежденияналоговыми органами, территориальными органами ПФР, региональными отделениямиФСС России и др.

Учреждения, продолжающие осуществление своей деятельности после проведенной реорганизации в форме присоединения или выделения, составляют промежуточную и (или) годовую бюджетную отчетность сучетом полученных (переданных) имущества и обязательств.

Данные передаточного акта или разделительного баланс араскрываются в пояснительной записке к бюджетной отчетности.

Учреждения, возникшие в результате реорганизации, заотчетный период начиная с даты их государственной регистрации составляют ипредставляют промежуточную и (или) годовую бюджетную отчетность в установленном законодательством порядке.

Разъяснения о порядке проведения реорганизации иликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений иотражения указанных процедур и их результатов при исполнении федеральногобюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений в письме Минфина Россииот 16.06.03 № 03-01-01/08-176.

Этапы ликвидации организации

Ликвидация – это процесс, который влечет прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

На основании решения суда по иску уполномоченного органа (регистрирующий, антимонопольный или налоговый орган)

  • Первый этап: Принятие решения участниками Общества о ликвидации.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью осуществляется по решению Общего собрания единогласно всеми участниками.

В течение 3 рабочих дней со дня принятия Решения о ликвидации в территориальную налоговую инспекцию подаются:

1) Сообщение по форме С-09-4

2) Оригинал Решения о ликвидации

В МИФНС № 46 подаются:

1) Уведомление о принятии решения о ликвидации по Форме 15001. Заверяется нотариально, заявителем выступает один из учредителей

2) Оригинал Решения о ликвидации

Во внебюджетные фонды:

1) Уведомление о начале процесса ликвидации

2) Копия Решения о ликвидации, заверенная подписью и печатью руководителя

  • Второй этап: Назначение ликвидатора или формирование ликвидационной комиссии.

Общее собрание, принявшее Решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) большинством голосов от общего числа голосов участников общества и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

В МИФНС № 46 подаются:

1) Уведомление о формировании ликвидационной комиссии по Форме 15002. Заверяется нотариально, заявителем выступает один из учредителей

2) Оригинал Решения о формировании ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора, конкурсного управляющего

Первый и второй этапы можно проводить одновременно, также можно сделать одно решение на оба этапа, но в МИФНС № 46 нужно будет приложить 2 оригинала решения (по одному к каждой форме).

В соответствии со ст. 129.1 Налогового кодекса РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) юридическим лицом вышеуказанных сведений влечет наложение штрафа в размере 5 000 руб.

  • Третий этап: Публикация в «Вестнике государственной регистрации».

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет публикацию в «Вестнике государственной регистрации». Почтовым отправлением с описью и вложением уведомляются кредиторы.

Между третьим и четвертым этапами должно пройти не менее 2 месяцев после публикации сообщения в «Вестнике государственной регистрации».

Перед четвертым этапом необходимо провести сверку с внебюджетными фондами, так как фонды при снятии с учета обязаны проверить налогоплательщика, включая сверку по платежам.

  • Четвертый этап: Утверждение промежуточного ликвидационного баланса.

В территориальную налоговую инспекцию подается промежуточный ликвидационный баланс, к балансу подшивается пояснительная записка, на сшивке ставится подпись заявителя.

В МИФНС № 46 в течение 3 дней с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса подаются:

1) Решение о составлении и утверждении промежуточного ликвидационного баланса

2) Уведомление о составлении промежуточного баланса – Форма 15003 заверяется нотариально, заявитель — один из учредителей

3) Промежуточный ликвидационный баланс, к балансу подшивается пояснительная записка, на сшивке ставится подпись заявителя

  • Пятый этап: Утверждение ликвидационного баланса, исключение Общества из ЕГРЮЛ.

В территориальную налоговую инспекцию подается ликвидационный баланс для согласования.

Закрывается расчетный счет, о закрытии уведомляются налоговые органы и внебюджетные фонды.

Учредителям передается оставшееся после расчетов с кредиторами имущество, пропорционально вкладам участников.

В МИФНС № 46 подаются:

1) Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией – Форма 16001 заверяется нотариально, заявитель – ликвидатор

2) Ликвидационный баланс, утвержденный решением учредителей

3) Справка из ПФ

4) Государственная пошлина в размере 800 рублей

5) Доказательства публикации в «Вестнике государственной регистрации»

  • Шестой этап: Снятие с учета во внебюджетных фондах.

Для снятия с учета в фондах подается:

1) Заявление (в свободной форме или по форме фонда)

2) Копия Решения о ликвидации

3) Нотариальная копия свидетельства о прекращении деятельности

4) Нотариальная копия уведомления о снятии с налогового учета

5) Оригинал свидетельства о постановке на учет во внебюджетном фонде

Предварительно необходимо уточнять комплектность в фонде, так как она может меняться.

  • Седьмой этап: Уничтожение печати.

Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет

Автор: Е. Кравченко

Какими нормами регулируется реорганизация образовательных учреждений? Кому следует направить уведомления о ее проведении? Как завершаются расчеты с дебиторами и кредиторами? Каким образом оформляется передача имущества и обязательств? Какова процедура закрытия лицевых счетов? Как составить отчетность?

В гражданском законодательстве определены возможные виды реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. На практике чаще всего встречается реорганизация учреждений в форме присоединения, реже – разделения. Реорганизация в форме присоединения учреждения к другому учреждению предполагает передачу последнему прав и обязанностей присоединенного учреждения; при разделении права и обязанности реорганизуемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ).

Реорганизация учреждений преследует цель повышения их эффективности. Еще одним вариантом оптимизации деятельности учреждения может быть изменение его подведомственности.

Вопросам правового обоснования реорганизации, регулирования трудовых отношений в реорганизуемых учреждениях посвящено большое количество экспертных работ. В статье, предлагаемой вашему вниманию, упор сделан на бухгалтерскую составляющую процесса реорганизации, поскольку не все нюансы раскрыты в имеющейся нормативной документации и разъяснениях уполномоченных органов.

Решение учредителя и заключение комиссии

Реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (ст. 57 ГК РФ). Реорганизация государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (п. 11 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон об образовании).

В свою очередь, правила создания комиссии и проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.02.2014 № 84 для федеральных учреждений. На уровне субъекта и муниципального образования аналогичные правила устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (п. 14 ст. 22 Закона об образовании).

Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях):

  • Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

На уровне Российской Федерации порядок реорганизации учреждений регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее – Порядок № 539) и распространяет свое действие на все типы федеральных учреждений – бюджетные, автономные и казенные. Эта же норма содержится в документах субъектов РФ и муниципалитетов.

В Порядке № 539 предъявляются обязательные требования к содержанию решения о реорганизации, которое зависит от формы ее проведения. Но для любого типа реорганизации решение должно включать перечень реорганизационных мероприятий с указанием сроков их осуществления. Именно этот перечень и должен служить «дорожной картой» учреждения.

Правопреемник и уведомления

Для выполнения всех мероприятий в реорганизуемых учреждениях создается специальная комиссия по реорганизации, устанавливаются сроки и ответственные лица.

В пункте 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) закреплена обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением упомянутого решения. В случае реорганизации в форме присоединения делать это будет то учреждение, к которому переходят все права и обязанности.

Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected]

Раздел 3 «Количество создаваемых в результате реорганизации юридических лиц» данной формы не заполняется при реорганизации в форме преобразования или присоединения. Во всех остальных случаях раздел нужно заполнять.

Читайте так же:  Федеральный закон 212-фз от 24.07.2009 статья 58.2

На основании уведомления (ф. Р12003) регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о начале реорганизации учреждения.

У самого учреждения останется обязанность еще дважды, с периодичностью раз в месяц разместить в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации.

Уведомить о начале реорганизации необходимо орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения. Эта норма закреплена в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Но с 2017 года в законодательстве о страховых взносах будут действовать поправки, связанные с передачей налоговым органам полномочий по их администрированию, и обязанность уведомления может быть отменена.

Завершение расчетов с дебиторами и кредиторами

В обязанности реорганизуемого юридического лица входит уведомление всех известных ему кредиторов о начале реорганизации. Причем п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 129-ФЗ установлен срок такого уведомления – в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Форма уведомления произвольная.

В уведомлении необходимо указать срок, в течение которого кредиторы могут обратиться с претензиями о возмещении долга. По возможности расчеты следует закрыть. Незавершенные расчеты передаются учреждению-правопреемнику, либо по ним принимается отдельное решение о списании дебиторской (кредиторской) задолженности в установленном законодательством порядке.

Контрагентов, с которыми заключены длительные договоры, например, на оказание коммунальных услуг, следует проинформировать о необходимости их перезаключения с учреждением-правопреемником и указать нужную для этого информацию – новые реквизиты, контактных лиц, сроки обращения.

Инвентаризация имущества и обязательств

Фактическое наличие передаваемых активов и обязательств подтверждается результатами инвентаризации, проведение которой необходимо перед составлением отчетности при реорганизации. Инвентаризация проводится в обычном порядке в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. В состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения-правопреемника. Количество экземпляров инвентаризационных описей может быть больше (например, экземпляр затребует учредитель).

Состояние расчетов с контрагентами, отраженное в инвентаризационных описях, следует подтвердить актами сверок.

Передача имущества и обязательств

Активы учреждения, незавершенные расчеты с кредиторами, прочие пассивы, а также имущество и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, передаются учреждению-правопреемнику по передаточному акту, а в случае разделения – по разделительному балансу. Форма акта может быть доведена учредителем, органом власти, на основании решения которого проводится реорганизация, или разработана учреждением самостоятельно. Как правило, передаваемое имущество в акте указывается общим количеством на общую сумму, а раскрываться эти показатели могут:

  • в актах о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) – для передаваемых объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;
  • в накладных на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) – для передаваемых материальных запасов;
  • в извещениях (ф. 0504805) – для передачи прочих расчетов и пассивов.

Остаток денежных средств на лицевом счете присоединяемого учреждения переводится учреждению-правопреемнику на основании расчетных документов (заявки на кассовый расход, платежного поручения), оформленных в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Федерального Казначейства от 29.12.2012 № 24н (далее – Порядок № 24н).

В бухгалтерском учете операции передачи показателей балансовых счетов отражают с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 111.1 Инструкции № 162н[1]; п. 146, 147 Инструкции № 174н[2]; п. 174, 175 Инструкции № 183н[3]).

Переданы нефинансовые, финансовые активы по передаточному акту (разделительному балансу)

Передан финансовый результат учреждения в части расходов

Переданы расчеты по обязательствам, а также финансовый результат учреждения

Приняты к учету нефинансовые, финансовые активы по передаточному акту (разделительному балансу)

Принят к учету финансовый результат учреждения в части расходов

Приняты к учету расчеты по обязательствам, а также финансовый результат учреждения

Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н[4]).

Инструкции не содержат разъяснений о передаче показателей счетов раздела санкционирования. Но в случае реорганизации казенных учреждений (участников бюджетного процесса) в этом нет необходимости, поскольку передача принятых на учет бюджетных обязательств оформляется соответствующим документом – актом приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (ф.0503728 0531727), а принятые ранее к учету бюджетные данные подлежат передаче распорядителям и получателям бюджетных средств, которым передаются полномочия реорганизуемых распорядителей и получателей бюджетных средств в порядке, определенном Приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н (далее – Порядок № 104н). Учреждения субъектов РФ и муниципалитетов также руководствуются данным документом.

Форма акта приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств установлена в приложении 6 к Порядку № 104н. С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н 1 января 2017 года данное приложение утрачивает силу и будут применяться документы последнего приказа.

Для автономных и бюджетных учреждений вопрос передачи остатков счетов раздела санкционирования остается открытым. По нашему мнению, вполне логично принять следующее решение: закрыть счета с учтенными ранее показателями в объеме годовых значений (0 502 00 000 «Обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения», 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств», 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения») до величин фактически полученных доходов (произведенных расходов). Приведем пример.

В части доходов

Отражены в учете плановые назначения в соответствии с заключенным соглашением на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

130 4 507 10 130

130 4 504 10 130

Получено финансовое обеспечение до начала реорганизации

130 4 508 10 130

130 4 507 10 130

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н)

130 4 504 10 130

130 4 507 10 130

В части расходов

Приняты к учету плановые назначения в части расходов на коммунальные услуги

244 4 504 10 223

244 4 506 10 223

Приняты к учету обязательства в объеме годовой суммы договора на обеспечение коммунальных нужд

244 4 506 10 223

244 4 502 11 223

Приняты к учету и оплачены денежные обязательства до начала реорганизации

244 4 502 11 223

244 4 502 12 223

Скорректированы принятые обязательства методом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н)

244 4 506 10 223

244 4 502 11 223

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 171 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н)

244 4 506 10 223

244 4 504 10 223

Такое решение, во-первых, позволит присоединяемому (разделяемому) учреждению сохранить записи своих фактически произведенных операций, а во-вторых, что еще более важно, не задвоит обороты учреждения-правопреемника, поскольку ему снова потребуется ставить на учет обязательства и плановые назначения в объеме, полученном от присоединяемого (разделяемого) учреждения. В итоге консолидированной отчетности реорганизуемого учреждения и его правопреемника будет учтен общий годовой объем санкционирования расходов без искажения.

Если у учреждения остались неоплаченные денежные обязательства, то по логике предлагаемого решения их следует сторнировать, с тем чтобы учреждение-правопреемник поставило их на учет вместе с переданной кредиторской задолженностью.

Закрытие лицевых счетов

Порядком № 24н установлена процедура закрытия лицевых счетов реорганизуемых учреждений как участников, так и неучастников бюджетного процесса.

Учреждение подает в свой финансовый орган заявление на закрытие лицевого счета (ф. 0531757) и совместно с учреждением-правопреемником оформляет и подписывает акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений (ф. 0503728) – для участников бюджетного процесса; акт приемки-передачи показателей лицевого счета (ф. 0531961) (далее – акт ф. 0521961) – для бюджетных (автономных) учреждений.

Отметим, что согласно п. 62 Порядка № 24н при реорганизации бюджетного (автономного) учреждения, принявшего бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, закрытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств не требуется.

Отдельно остановимся на отражении в учете и отчетности реорганизуемых учреждений акта (ф. 0531961).

В разделе 3 «Операции со средствами клиента» данной формы приводятся все произведенные на дату передачи реорганизуемым учреждением кассовые поступления и выплаты. Их передача трактуется так: в отчетности учреждения – передающей стороны все показатели кассовых доходов и расходов обнуляются, то есть отчет (ф. 0503737) на дату реорганизации не содержит ни одного показателя – весь отчет пустой, а учреждение-правопреемник отразит полученные кассовые показатели в своем отчете (ф. 0503737) с начала года. На такой алгоритм действий указывает Письмо Минфина РФ от 22.08.2013 № 03-01-11/34511 с требованием отражения кассовых расходов в отчетности учреждения-правопреемника с начала года.

На практике многие учреждения стали отражать полученные кассовые показатели в учете – формировать документы кассовых поступлений и выплат, аналогичные тем, что формировало присоединяемое (разделяемое) учреждение до реорганизации. Отражение в учете документов кассовых доходов и расходов влечет необходимость формирования документов фактических расходов, что невозможно без включения остатков на начало года и в конечном итоге приводит к полному дублированию в учете учреждения-правопреемника всех оборотов передающей стороны за текущий год.

По нашему мнению, такой вариант неоправданно увеличивает трудозатраты и далек от оптимального. С точки зрения эффективности учетных процедур при реорганизации наиболее выгодным является вариант, при котором учреждение-правопреемник получит возможность консолидировать отчетность – свою и переданного учреждения. В этом случае нормы инструкций и вышеназванного письма будут выполнены совершенно точно: в учете отразятся переданные (полученные) остатки на дату передачи, а в отчетности – на начало года.

Вопрос консолидации отчетности учреждения, передающего показатели, и учреждения-правопреемника скорее технический и достаточно легко решаем современным программным обеспечением.

Возвращаясь к процедуре закрытия лицевых счетов, добавим, что в заявлении (ф. 0531757) необходимо указать реквизиты, по которым финансовый орган будет перечислять поступающие платежи после закрытия счета. В противном случае платежи вернут отправителям.

Отчетность реорганизуемого учреждения

Обязательность составления и представления реорганизационной отчетности установлена инструкциями № 33н[5] и 191н[6]. Эту же отчетность составляют и представляют учреждения, меняющие подведомственность, причем представляют ее как учредителю по прежней ведомственной подчиненности, так и учредителю по новой подведомственности.

Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.

Пояснительная записка по ликвидации учреждения