Квазисудебными полномочия это

Полномочия парламента

Полномочия парламента. Из конституционного статуса парламен­та и его функций вытекает и компетенция парламента, т.е. совокуп­ность его полномочий. В конституциях стран мира компетенция пар­ламента определяется по-разному: в одних странах она формулируется очень четко и определенно (например, в США, Испании, Франции, Сенегале, Габоне, Мадагаскаре и др.); в других — она частично опреде­лена достаточно четко, но в той или иной мере содержит и положения, делающие пределы полномочий парламента достаточно неопределен­ными, подвижными (например, в Швейцарии); в третьих — компетен­ция парламента остается совершенно неопределенной и ничем не огра­ниченной, поскольку в своей законодательной деятельности в любом вопросе он не связан никаким конституционным актом (Великобрита­ния, Япония, Италия, Новая Зеландия, Ирландия и др.). В отдельных монархических мусульманских странах (Саудовская Аравия, ОАЭ) полномочия парламента носят в основном консультативный характер.

Вместе с тем, говоря обобщенно, парламенту свойственны обычно следующие основные полномочия.

1. Законодательные полномочия, обеспечивающие выполнение главной функции парламента — принятие законов. Тот факт, что в законодательном процессе могут в той или иной мере и форме участ­вовать и другие государственные органы (президент, конституционный суд и др.), не отменяет то, что прерогативой именно парламента является, как правило, принятие законов, которое поэтому составляет основное содержание его компетенции и практической деятельности. Это находит свое выражение в обсуждении законопроектов в комите­тах, комиссиях и на пленарных заседаниях палат парламента и в при­нятии законов. Хотя не во всех странах парламентарии обладают пра­вом законодательной инициативы, в большинстве государств (Вели­кобритания, Италия и др.) они имеют такое право. Законодательные полномочия парламента в ряде стран включают и полномочие приня­тия конституции страны и поправок к ней, конституционных законов.

2. Полномочия в области финансов — это прежде всего полномочия парламента по утверждению бюджетных доходов и расходов государ­ства и установлению налогов. Данные полномочия осуществляются в форме ежегодного принятия закона о государственном бюджете по спе­циальной процедуре, отличной от принятия обычных законов. В ряде стран (США, Великобритания, Япония и др.), принимается не закон о государственном бюджете, а финансовые программы, осуществляемые через серию отдельных законов об ассигнованиях и доходах. Через закон о государственном бюджете парламент уполномочивает правительство расходовать государственные средства в утвержденном объе­ме и согласно росписи расходов, а также возлагает на него обязанность собрать необходимые для этого налоги и другие поступления. В финан­совую компетенцию парламента входит обычно и утверждение отчета правительства об исполнении бюджета. В компетенцию парламента включается также установление налогов и сборов, налоговых льгот. Иногда сюда относятся полномочия по принятию решений по внешним и внутренним займам государства, о денежной эмиссии, о создании многообразных внебюджетных фондов и т.д.

3. Полномочия по формированию других высших государственных органов (целиком или частично). В одних случаях при этом парламент самостоятельно и непосредственно решает эти вопросы; в других — дает согласие на выдвинутые иными органами кандидатуры или ут­верждает их. Как уже отмечалось, в ряде стран парламент избирает президента страны или участвует в его избрании более широким орга­ном. Нередко парламент избирает или назначает премьер-министра и даже образует правительство в целом. Парламент или одна из его палат формирует конституционный суд и верховный суд или участвует в их формировании, назначает генерального прокурора и т.д.

4. Полномочия по контролю за деятельностью органов исполни­тельной власти и других высших государственных органов. Как выс­ший орган народного представительства парламент наделен и такими высокими полномочиями, хотя, конечно, они значительно шире в пар­ламентских республиках и монархиях, нежели в президентских рес­публиках и дуалистических монархиях. Особенно важное место зани­мает здесь контроль парламента за деятельностью правительства, но он распространяется и на главу государства, на органы судебной влас­ти, органы местного самоуправления и др. По отношению к прави­тельству парламентский контроль носит политический характер, что находит свое выражение в вынесении вотумов доверия или недоверия правительству или его отдельным министрам, в то время как по от­ношению к другим органам этот контроль является чисто юридичес­ким, что находит свое выражение в деятельности парламентских ко­митетов и комиссий по расследованию особо важных вопросов на предмет установления, были ли нарушены какие-либо правовые нормы. Основными формами парламентского контроля за деятель­ностью прежде всего правительства являются: а) постановка вопросов к правительству, министрам и другим высшим должностным лицам в устной и письменной форме; б) интерпелляция, т.е. обращение к правительству по поводу его деятельности на пленарном заседании, предполагающее дачу объяснения со стороны главы правительства или его министра, его обсуждение и принятие решения на основе го­лосования (используется в парламентских республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках); в) дебаты по общей политике правительства или заранее определенным вопросам, не предполагающие вынесение оценки деятельности правительства; г) постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (используется обычно в странах с парламентской формой правления и отчасти в полупрезидентских респуб­ликах); д) доклады и отчеты правительства на пленарных заседаниях палат; е) парламентские слушания прежде всего в президентских и полупрезидентских республиках (особенно в США) с целью привлечь к вопросам большой общественной значимости внимание государственных органов и общественности; ж) парламентские расследования, о которых уже шла речь выше.

5. Полномочия по ратификации и денонсации международных дого­воров связаны с тем, что именно парламент дает окончательное согла­сие соответственно на заключение такого договора или выражает волю государства, направленную на его расторжение.

6. Полномочия в области обороны и безопасности воплощаются в первую очередь в праве парламента объявлять воину, состояние войны или состояние обороны, а также в праве заключать мир.

7. Полномочие по назначению референдума отражает тот факт, что во многих странах, согласно конституции, либо только парламент, либо парламент и президент или иной глава государства обладает правом назначения референдума.

8. Судебные или квазисудебные полномочия выражаются в том, что в ряде стран конституционно закрепляется право парламента осущест­влять процедуру импичмента, о которой говорилось в предшествую­щей главе. К числу данных полномочий надо отнести также право со­здания и деятельности отмеченных выше следственных комитетов и комиссий парламента и его палат, право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц, а также право объявления амнистии парламентом.

Квазисудебными полномочия это

Судебные и квазисудебные функции

Парламент обладает как общими, так и специальными судебными функциями. Общие судебные функции — это осуществление нормальных судебных полномочий. Так, палата лордов. Великобритании считается высшей судебно й инстанцией, то есть инстанцией, окончательно принимает решение по конкретным уголовным и гражданским делам. В некоторых случаях она выступает даже как суд первой инстанции-Это касается дел пэров, то бы то дел о преступлениях, которые совершили пери — члены палаты лордов. Глава палаты лордов — лорд-канцлер — считается главой всей судебной системы и одновременно — министром юстиции. Естественно, что такие решения принимать имеет не вся палата, а специальный комитет палаты по апелляциям, который был образован в 1844 г. С 1876 г в нем заседают специальные лорды права, или лорды по апелляциям. Сначала их было несколько, а затем их к илькисть увеличилась. В 1989 г всех лордов права насчитывалось 22. Лорды по апелляциям — это юристы, которые предназначены лордами для того, чтобы выполнять судебные функции. Эти лорды обычно не принимают акты внои участия в заседаниях и других формах работы палат, а занимаются только судебными функциямми функціями.

Во многих странах парламент имеет право провозглашать амнистии. Это право также касается судебно-правовой функции

Совсем специфическая функция — это право парламента привлекать высших должностных лиц государства к ответственности. Речь идет о привлечении к ответственности президента, членов правительства, членов верховных судов и т т иін.

. Импичмент — это английский термин, обозначающий специальную процедуру рассмотрения вины (преступления) и отстранение от власти высших должностных лиц. Процедура привлечения к ответственности, импичмент, в разных странах х оформляется и производится по-разному. В некоторых странах — например, в. США,. Великобритании,. Бразилии — решение о возбуждении дела принимается нижней палатой, она же принимает решение как коллегия прис яжних, т.е. решает вопрос о виновности или невиновности. Конкретная дело по обвинению рассматривается, по существу, второй палатой. То есть нижняя палата принимает решения в общем виде, а розг ляд проводится верхней палатой. В. США главным наказанием, которое может назначить сенат, в освобождении от должностейосади.

В других странах решение о возбуждении процедуры импичмента принимается либо парламентом в полном составе (Франция,. Италия,. Япония), или только нижней палатой. Рассмотрение дела после увольнения с должности с осуществляется тогда не верхней палатой, а специальным судом. Такой порядок во. Франции,. Норвегии,. Японии и. Данныеії.

В некоторых странах функции специального суда выполняет конституционный суд (ФРГ и. Италия) или высший судебный орган государства (Испания,. Швеция). Основанием для привлечения президента или другого должностного лица в по орядку импичмента конституция предусматривает государственную измену (Франция и. США), нарушения конституции и других законов (ФРГ). В. США, согласно конституции, президент, вице-президент и все гражданские. Посадов и лица могут быть отстранены от должности после осуждения в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество, другие тяжелые преступлениени.

Парламентский контроль

Различные формы парламентского контроля являются в большинстве стран. Они закреплены конституцией или специальным законом. В некоторых случаях они традиционно сложились и могут даже не закрепляться нормативным а актом. Таких форм достаточно много, и конституционная практика знает такакі.

Первая форма — обсуждение основных направлений деятельности правительства (обычно — на первой сессии после его избрания или ежегодно на первой сессии после парламентских каникул)

Вторая форма — контроль с помощью парламентских комиссий и комитетов

Третья форма — это специальные парламентские запросы или вопросы

Четвертая форма — процедура интерпелляции

Кроме того, называет пять форму, правда, она случается значительно реже, — это контрольные полномочия, которые осуществляют специальные должностные лица: ревизоры, контролеры, омбудсмены и др.

Шестая форма контроля — право на объявление вотума доверия или вотума недоверия с помощью резолюции порицания. Остановимся подробнее на этих формах парламентского контроля

Обсуждение основных направлений деятельности правительства, как правило, осуществляется после избрания парламента, когда формируется кабинет (это касается парламентских республик и парламентских монархий), глава обр раного правительства излагает программные положения, основные направления и приоритеты своей будущей деятельности. В этом случае члены парламента, выступая (критикуя или одобряя эти направления), осуществляют превью нтивний (предохранительный) контроль, поскольку предупреждают об ответственности в случаях невыполнения обещаний и т др. -. Таким образом они контролируют будущей деятельности. ПРАВИТЕЛЬСТВОЯДУ

Правительственное сообщение — об основных направлениях работы правительства — может быть в виде речи премьер-министра, это может быть специальное заявление или послание президента парламенту. Например, президент. США ежегодно в направляет такое послание. Конгресса. Древней формой такой деятельности является тронная речь монарха на открытии парламентской сессии. Палаты общин в. Великобритании. После этих выступлений проводятся прения. Голос. УВАН, как правило, не бывает, но ход дебатов влияет на будущую политику правительстворяду.

распространенной, почти повседневной формой контроля парламента за деятельностью правительства есть запросы депутатов. Запросы могут быть адресованы отдельным министрам, премьер-министру, иногда — правительства в целом. Порядок к внесения этих запросов, порядок ответа на них, как правило, закрепляются в регламентах палат. Запросы есть двух видов: письменные и устные. Устный запрос — это устное обращение члена парламента к конкретному мин. Истра или другого должностного лица. В парламенте. Великобритании предусмотрена специальная час запросов, при которой практически весь кабинет приходит в верхнюю палату и ждет вопросы от парламентарии в. Если должностное лицо, получив вопрос, может на него ответить, то она дает ответ сразу. В некоторых случаях, если ответ требует подготовки, должностное лицо просит время для сбора информа ции (обычно это 2-3 дня до следующей специальной часа запросовапитів).

Письменные запросы чаще всего называются письменными не по форме обращения, а по форме ответа. Письменный запрос допускает публикацию ответа в специальных парламентских или правительственных вестниках. Парламе ентарий делает свой запрос письменным, когда хочет, чтобы и вопрос, и ответ были известны более широкому кругу лиц, чем те, кто присутствует на пленарных заседаниях парламента. Такая форма применяется для того, чтобы избиратели и другие граждане могли прочитать, что интересует депутата и какой ответ он получил в разных странах есть множество вариантов устных и письменных запросеитів.

Серьезной формой влияния на правительство является интерпелляция. Интерпелляция — это тоже разновидность парламентского запроса, который отличается от других запросов тем, что по этому запросу могут быть проведены дебаты, после чего в ответ должностного лица может быть поставлена ??на голосование и за ним может быть принята резолюция или одобрительно или осуждающе ответ министрра.

Если результаты такого голосования отрицательные, то по правилам и законам лицо, давшее неудовлетворительный ответ, должна уйти в отставку. Результатом интерпелляции может быть отставка министра, несколько х министров, а иногда и всего правительства. О интерпелляцию правительства объявляется заранее (за несколько дней). В ряде случаев нужно заранее сделать известной суть интерпелляции. Это предусмотрено специально чтобы у правительства было время подготовиться. Иногда регламенты позволяют правительству просить время для составления ответов, если вопрос достаточно сложный и требует подготовкитовки.

В большинстве случаев интерпелляция не может быть внесена одним или двумя депутатами, а нужна поддержка интерпелляции несколькими депутатами. Иногда требование о интерпелляцию может внести только фракция или группа, состоящая из 20-30 депутатев.

В странах, где правительство ответственно перед парламентом, есть возможность более активно и реально контролировать кабинет с проставлением вопрос о вотуме недоверия. В президентских республиках такого права н нет, зато в парламентских республиках и монархиях он время от времени применяется. Например, вопрос о вотуме недоверия довольно часто выносится на повестку дня в. Италии,. Израиле, случались такие случаи в. Англии,. ФРГ и других странаах.

Читайте так же:  Защита прав потребителей в гомеле адрес

Вотум недоверия, как правило, связан с постановкой какого-то важного вопроса — принятием бюджета, обсуждением основных направлений в сфере экономики, социальной политики или внешнеполитической деятель ьность. Если группа депутатов не согласна с принятием какого-то закона или постановления по важному вопросу, оно заявляет о том, что связывает голосование по этому вопросу с доверием или недоверием правительства. В некоторых случаях само правительство сообщает о том, что связывает голосования по конкретному вопросу с будущей судьбой. Это способ влияния на депутатов, потому что»неустойчивые»депутаты предпочтут поддержать закон, не б ажаючы выражать вотум недоверия кабинету, поскольку часто вотум недоверия означает не только отставку правительства, но и роспуске парламентск парламенту.

В. ФРГ есть своеобразное правило о»конструктивный вотум недоверия»Он предусмотренное статьями 67 и 68. Конституции. ФРГ. Суть его в том, что одновременно с постановкой вопроса о недоверии правительству лица (фракций ее, депутаты), которые ставят вопрос о недоверии, должны предложить новую кандидатуру на пост канцлера и предоставить список возможного нового правительства. Если вопрос о недоверии и отставке решено позитив но (большинство проголосовало за недоверие), то одновременно это считается голосованием за новую кандидатуру главы правительства и новый его состав. Долгое время считалось, что это нереальная конструкция, только утр уднюе смену правительства. Однако в 1982 г конструктивный вотум недоверия впервые было осуществлено на практикенено на практиці.

В некоторых странах функции контроля за деятельностью правительства предоставленные определенным постоянным парламентским комиссиям. Например, комиссия бундестага а вопросам обороны наделена такими контрольными правами и может заслухо овуваты отчеты министра обороны, других важных должностных лиц. Такими правами наделены парламентские комитеты. Сената. США. Такие особые права имеют комиссии по иностранным делам ряда стран, которые могут засл ховуваты отчеты министров иностранных спрарав.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Квазисудебными полномочия это

Парламенты зарубежных стран

В некоторых странах для договоров, затрагивающих территориальную целостность государства, требуется помимо решения парламента проведение плебисцита (Исландия).

Внешнеполитическая деятельность правительства формально является предметом обсуждения в парламенте. Но в действительности до сведения парламента чаще всего доводятся лишь общие принципы правительственной политики. В большинстве стран парламент не имеет действенных рычагов для оказания влияния на формирование внешней политики. Роль представительного органа заключается в основном «в одобрении и подтверждении» деятельности правительства, а не в ее направлении.

Однако такое положение характерно не для всех государств. К числу стран, где имеются действенные формы воздействия на внешнюю политику, относятся Скандинавские страны. Наряду с проведением общих дискуссий в парламентах по этим вопросам они создали специальные органы контроля за внешней политикой правительств. Так, в Швеции это — специальный Внешнеполитический комитет, состоящий из депутатов и номинально возглавляемый королем. С данным органом правительство консультируется предварительно по всем наиболее важным внешнеполитическим вопросам. Оно постоянно информирует комитет о всех своих шагах в указанной области.

Полномочиями судебных органов парламенты обычно не наделяются. Исключение составляет Палата лордов британского Парламента, которая в первой инстанции (в составе судебных лордов) рассматривает дела о преступлениях, совершенных пэрами, и может выступать в качестве апелляционной инстанции.

Но квазисудебные полномочия встречаются в парламентах ряда стран. Условно к ним можно отнести:

1.Процедуру импичмента (заимствована из парламентской практики Англии). Суть ее в следующем: субъектами ответственности являются глава государства, должностные лица исполнительной власти, судьи; основание привлечения к суду импичмента — измена, взяточничество, иное тяжкое преступление. Однако импичмент только по названию и определенному сходству с судопроизводством может считаться судом. По сути дела — это политический процесс, цель которого отстранить от должности виновных в совершении преступления, что не освобождает от обычной судебной ответственности в дальнейшем.

Процедура импичмента в разных странах различна. В одной группе стран возбуждение дела осуществляется нижней палатой, а для его рассмотрения верхняя палата преобразуется в судебную коллегию (США, Великобритания, Бразилия). В США вынесенный Сенатом приговор может заключаться только в отстранении от должности. В ряде других стран решение о возбуждении преследования принимается либо парламентом в целом (Франция, Италия, Польша, Япония), либо только нижней палатой (Испания), либо любой из палат (ФРГ, Индия). Рассмотрение дела осуществляется специальным судом (Франция, Япония, Норвегия, Дания, Греция), конституционным судом (ФРГ, Италия), высшим судебным органом государства (Испания, Швеция) либо специальным трибуналом, созданным из депутатов парламента (Венгрия).

2.Право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц.

Порядок работы парламента.

На сессиях парламент осуществляет основную часть своих полномочий. Парламенты созываются в различных странах от одного до четырех раз в год. Постоянная работа депутатов превращает их в профессиональных парламентариев.

Согласно первой точке зрения на срок и время созыва парламента, основанной на признании суверенности парламента, только он сам вправе определять сроки созыва очередных сессий и время их проведения. Обусловленную таким подходом систему иногда называют «системой постоянно действующего собрания», поскольку чаще всего она состоит в проведении годовых сессий. При этом в одних странах срок созыва очередных сессий определен в регламентах или даже в конституциях (Скандинавские страны, Италия, США), в других — непосредственно устанавливается парламентом (ФРГ). Вторая точка зрения выражает стремление оправдать право исполнительной власти на решение указанного вопроса. Систему, опирающуюся на такие позиции, называют «авторитарной, или монархической», поскольку в ее основе лежит установленное с давних времен право монарха открывать и закрывать сессию (Япония).

Созыв внеочередных, или чрезвычайных, сессий осуществляется по инициативе председателя палаты (Италия, Турция), главы государства или правительства (Франция, Бельгия, Япония), а также по требованию определенного числа депутатов. При этом во Франции необходимо большинство депутатов, а в Японии и Греции — более 1/4. Одновременно собирается и другая палата. В повестку дня включаются только те вопросы, ради которых созвана внеочередная сессия. Однако в Японии меры, принятые на такой сессии, считаются временными, если они не одобрены Палатой представителей в течение 10 дней после открытия следующей очередной сессии.

Регламенты парламентов устанавливают кворум, при котором пленарные заседания парламентов признаются действительными. В одних странах он составляет большинство членов законодательного корпуса, в других достаточно незначительного меньшинства (Великобритания). В ряде стран отсутствие депутата без уважительных причин влечет за собой финансовые санкции.

План работы сессии и повестка дня пленарных заседаний подготавливаются руководством парламента (палат) по согласованию с лидерами парламентских фракций, причем большое влияние на этот процесс оказывает исполнительная власть. Но если депутаты не согласны с предложением руководства, то должно проводиться голосование. Тем не менее правительство, опирающееся на парламентское большинство, в состоянии добиться желательной для него повестки дня.

При этом соблюдается определенная очередность предлагаемых к рассмотрению вопросов. Так, в Риксдаге Швеции дела рассматриваются в следующей последовательности: депутатские запросы, выборы в парламенте, правительственные предложения и отчеты, доклады внутренних органов парламента, предложения депутатов и, наконец, заключения парламентских комиссий. Большая часть времени на сессиях отводится правительственным предложениям.

Регламенты парламентов довольно детально определяют порядок формирования внутренних органов парламента, их полномочия, порядок и сроки проведения заседаний по выборам президента, одобрению состава правительства или выборам премьер-министра (в тех странах, где это предусмотрено), процедуру внесения и рассмотрения депутатских запросов, время выступлений по обсуждаемым вопросам, порядок ратификации международных договоров, рассмотрения и принятия бюджета (там, где он не считается законом) и других вопросов, отнесенных к ведению парламента. Наибольшее время отводится законодательной процедуре.

Процесс законотворчества занимает более половины времени работы парламента. Он состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация (удостоверение, подписание и опубликование закона главой государства с указанием исполнять закон). Разумеется, многих из этих стадий нет в абсолютных монархиях даже с консультативными парламентами.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Конституционное право

1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией. Характерны для федеративных и децентрализованных унитарных государств. В таких государствах центральная власть конституционно ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований. К этой группе можно отнести парламенты США, Франции, Испании.

Так, например, в США предметы ведения союза и штатов разграничены достаточно жестко. Конституционной линией, разделившей их, служит перечень вопросов, отнесенных к компетенции Конгресса. В их число авторы конституции ввели: регулирование внутренней и внешней торговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение федеральных органов государственной власти, набор и содержание армии и ВМФ, ведение международных дел, организацию почтовых служб, регламентацию авторского права и вопросов предоставления гражданства, управление территориальными владениями США.

2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией (т. е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями).

Классический пример — парламент Великобритании. В XIX в. в Англии утвердился принцип верховенства парламента, определяющий его положение в качестве верховного законодательного органа. Он означает, что парламент не связан каким-либо конституционным актом и не существует какого-либо правового ограничения его верховенства в законодательной области.

Глава XV. Парламент

нодательной процедуры, и никто (в том числе и суд) не может поставить под сомнение конституционность акта парламента.

К этой группе условно можно^ отнести также парламенты Новой Зеландии, Японии, Италии и Ирландии.

3. Парламенты с относительно определенной компетенцией. Это означает, что границы их компетенции являются относительно подвижными. Так, Конституция Швейцарии не содержит ясного критерия для разграничения компетенции парламента и правительства. Ряд перечисленных в Конституции полномочий Федерального собрания повторяются с незначительными изменениями в другом месте Конституции, где речь идет о полномочиях Федерального совета. К тому же Конституция содержит положение о том, что Федеральное собрание решает все вопросы, которые отнесены к компетенции федерации и не входят в круг ведения другой федеральной власти.

Рассмотрим теперь основные полномочия парламентов.

Законодательные полномочия образуют главную часть компетенции парламентов; их реализация занимает зачастую наибольшее место в их деятельности. Согласно теории разделения властей законодательная власть должна принадлежать представительному органу — пар- -ламенту. Однако в настоящее время не может идти речь о каком-либо абсолютном разделении властей, так как за редким исключением, парламенты подавляющего большинства стран утратили исключительное право законодательствовать. За исполнительной властью закрепилось право на принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из присущих ей полномочий, либо делегируется законодательной властью.

В целом, к законодательным полномочиям парламента, закрепленным, как правило, в конституциях, можно отнести следующее:

1. Право законодательной инициативы. В большинстве стран это право принадлежит правительству и парламентариям. Однако гораздо чаще принимаемые парламентом акты разрабатываются и вносятся именно правительством. Реализация права законодательной инициативы парламента осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев, однако предпочтение отдается все же групповым законопроектам.

Обсуждение законопроектов предполагает работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах и комиссиях.

2. Принятие законов проводится либо сразу по проекту в целом, либо сначала по статьям и главам, а затем по проекту в целом. В двухпалатных парламентах закон считается принятым, если он одобрен в идентичной редакции обеими палатами. На случай расхождения меж-

3. Полномочия парламента и его палат

ду палатами Конституции часто предусматривают особые согласительные процедуры.

3. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия. Это важное направление законодательной деятельности парламента. Государственный бюджет — это роспись государственных доходов и расходов; принимается парламентом ежегодно. Он утверждает бюджет, уполномочивая правительство расходовать государственные средства в соответствии со сметой и возлагая на правительство обязанность собрать необходимые для обеспечения доходов налоги и иные поступления. Как правило, в компетенцию парламентов входит утверждение отчетов правительства об исполнении бюджета. К числу иньїх финансовых полномочий относятся: налоговые полномочия (как правило, установление налогов, сборов имеет место в законах, принятие которых является прерогативой парламента); принятие решения о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.

Контроль над деятельностью правительства. Данное полномочие входит в компетенцию практически всех парламентов независимо от форм правления; последнее влияет лишь на объем данного полномочия. Контрольная функция может быть либо прямо закреплена в законодательстве, либо быть одной из процедур парламента. Например, Конституция Швейцарского Союза 1874 г. возлагает на Федеральное собрание (парламент) полномочия высшего контроля за федеральной администрацией и федеральной юстицией (п. 11 ст. 85).

Объектом парламентского контроля обычно является исполнительная власть, однако этот контроль может распространяться и на главу государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т. п. Контроль за исполнительной властью носит политический характер (хотя и осуществляется в юридических формах). Это означает, что предметом контроля выступает политическая деятельность правительства. В отношении других объектов характер контроля является чисто юридическим.

Основными методами осуществления парламентского контроля являются:

1. Постановка вопроса о доверии — применяется в парламентарных странах, где правительство несет ответственность перед парламентом (как правило, перед нижней палатой). В современных условиях применяется довольно редко.

2. Интерпелляция — это обращение к правительству относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики.

Интерпелляции широко используются в парламентской деятельности многих стран (Италия, Финляндия, Япония, Бельгия): Прави-

тельство, как правило, может отказаться отвечать на запрос, но с обязательной мотивировкой отказа.

3. Вопросы устные и письменные. Широко используются парламентариями. Например, в парламенте Великобритании это наиболее часто практикуемая процедура. Ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах. Ответами на вопросы открывается заседание. Два раза в неделю (вторник и четверг) на вопросы в течение 15 минут отвечает премьер-министр, в остальные дни — другие министры.

4. Резолюция порицания отличается от вотума недоверия тем, что вносится по предложению палаты. Во Франции (ст. 49 Конституции) — это наиболее грозное оружие парламента. Для ее принятия необ-‘| ходимо абсолютное большинство голосов членов, составляющих На- ;

Читайте так же:  Не спешите выполнять приказ

5. Деятельность расследователъских комитетов и комиссий. В случае, представляющем особый общественный интерес, парламент (или его палаты) могут проводить парламентское расследование, для него создается парламентская комиссия ad hos, обладающая практически неограниченными возможностями получения интересующих ее сведений, а, следовательно, и контроля.

Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров. Ратификация — это утверждение высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу. И, напротив, денонсация — в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора.

В настоящее время в мировом сообществе утвердился принцип примата международного права. Это означает, что международные договоры, ратифицированные и опубликованные, в большинстве стран являются частью внутреннего права.

Однако ратификация (как и денонсация) одновременно является институтом внутреннего права, т. к. только оно определяет, какие органы государств уполномочены ратифицировать договоры. Как правило, такими органами являются главы государств и парламенты.

Назначение референдумов. Референдум — это голосование избирателей, посредством которого принимаются государственное или самоуправленческое решение.

Назначение референдума — не слишком частое конституционное полномочие парламента; компетенция в этой области носит либо исключительный, либо альтернативный характер.

4. Парламентские процедуры. Парламентское право 315

Полномочия в области обороны и безопасности. К ним прежде всего относится право объявления войны (состояние обороны).

Например, согласно Конституции США, решение вопросов войны и мира возложено на Конгресс. Он наделен правом «объявлять войну, выдавать каперские свидетельства и разрешения на репрессии и устанавливать правила относительно захватов на суше и на море» (разд. 8 ст. 1).

Квазисудебные полномочия. Встречаются в парламентах ряда стран. Условно к ним можно отнести:

1. Процедуру импичмента (заимствована из парламентской практики Англии). Суть ее в следующем: субъектами ответственности являются глава государства, должностные лица исполнительной власти, судьи; основание привлечения к суду импичмента — измена, взяточничество, иное тяжкое преступление. Однако импичмент только по названию и определенному сходству с судопроизводством может считаться судом. По сути дела — это политический процесс, цель которого отстранить от должности виновных в совершении преступления, что не освобождает от обычной судебной ответственности в дальнейшем.

2. Право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц.

2. Полномочия парламента. Общая характеристика.

1. Главная задача парламента – принятие законов. Среди них важнейшее место занимают основные законы – конституции (в некоторых странах они принимаются парламентами), поправки к ним, органические законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете.

2. Парламент самостоятельно, или утверждая предложенные другим высшим органов государства избирает, назначает, образует высшие органы государства: в некоторых странах парламент (Италия) или одна из его палат (бундестаг в Германии) является составной частью коллегии, избирающей президента.

2. В области внешней политики парламент ратифицирует международные договоры, решает вопрос об использовании вооружённых сил за пределами страны.

3. Парламент обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте, выносит решения о предании суду высших должностных лиц (Франция Польша); наделён правом решения вопросов, относящихся к основам правового положения лиц: только он может объявлять амнистию.

4. Парламент имеет определённые финансовые полномочия: в большинстве стран только он имеет право устанавливать материальные обременения государства, налоги, принимать государственный бюджет; вопросы государственной казны традиционно относятся к важнейшим полномочиям парламента.

5. Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства: существуют следующие формы контроля:

а) вопросы к правительству: обычно раз в неделю регламентами парламентов устанавливается «час вопросов» к правительству и министрам; вопросы подаются заранее в устной или письменной форме; в президентской республике, дуалистической монархии эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают и исключения (ZB., Египет);

б) дебаты по заранее определённым вопросами общей политике правительства (не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства);

в) интерпелляция (не используется в президентских республиках и дуалистических монархиях): постановка какого-либо важного, общественно-значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра, обсуждение и принятие решения путём голосования; в отличие от вопроса, подача интерпелляций существенно затруднена – требуется большое число подписей, установлены жёсткие сроки подачи и обсуждения и т.д.;

г) постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания ( решается голосованием);

д) доклады и отчёты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат;

е) парламентские слушания (крайне редко используется в парламентарных республиках) – особенно эффективны в США: организуются постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости; на слушания приглашаются представители исполнительной власти, известные общественные деятели, учёные, эксперты, др.

ж) парламентские расследования: парламентом или его палатами создаются специальные комиссии, имеющие доступ ко всем (в т.ч. секретным) документам (в США в 1974 г. они привели к первой в истории США отставке президента Р. Никсона);

з) деятельность парламентских комиссаров и др. органов при парламенте (счётные палаты – проверка исполнения бюджета, комиссары по контролю за законностью в вооружённых силах, по экологии, по равенству языков и т.д.): не имеют распорядительных полномочий, но делают ежегодные доклады парламенту;

и) созыв специальных заседаний для контроля за деятельностью органов исполнительной власти в особых ситуациях (при введении ЧП и т.д.);

к) импичмент по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение, и в порядке квазисудебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности;

л) контроль за делегированным законодательством – актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона.

Основы полномочия парламента

ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Контрольная работа

студент 3 курса

заочной формы обучения

1. Формирование парламента.

2. Внутренняя структура парламента.

3. Основные полномочия парламента и его палат.

3.1. Законодательные полномочия.

3.2. Контроль над деятельностью правительства.

3.3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров.

3.4. Назначение референдумов.

3.5. Полномочия в области обороны и безопасности.

3.6. Квазисудебные полномочия.

4.1. Стадии законодательного процесса.

4.2. Принятие закона.

4.3. Промульгация и издание закона.

1. Формирование парламента.

Парламент в свете теории разделения властей — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Институт парламента имеет многовековую историю. Первые представительные учреждения с отчетливыми законодательными полномочиями возникли еще во время античности — это Народное собрание (экклезия) времен Перикла, преобразовавшееся из органа родовой демократии в орган государственной власти; древнеримский Сенат, возникший на основе древних куриатных комиций и ставший высшим учреждением Республики. Считается, однако, что родиной современного парламента является Англия — в Xlll веке королевская власть в соответствии с великой хартией вольности (1215 г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств). Впоследствии подобные представительные учреждения возникли во Франции, Испании, Польше и других странах, которые затем преобразовались в парламентские учреждения современного типа.

Порядок формирования современных парламентов напрямую зависит от их структуры. Так, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируется посредством прямых выборов.

Способы формирования верхних палат довольно разнообразны. К основным из них относятся:

1. Формирование верхней палаты посредством непрямых косвенных или многостепенных) выборов. Такая практика существует во Франции: Сенат — верхняя палата парламента Франции, избирается на 9 лет коллегиями выборщиков, состоящими из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента), членов генеральных советов и муниципальных советников. Сенат состоит из 321 сенатора, из которых 308 избираются в метрополии, 8 — в заморских департаментах, 5 — в заморских территориях. Таким образом, здесь имеют место выборы косвенным голосованием.

2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, однако с отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии.

При избирании Сената (верхней палаты) действует мажоритарная система с элементами пропорционализма ( в отличие от пропорциональной системы выборов нижней палаты). Выборы в Сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за конкретного кандидата, который может быть и, как правило, «связан» обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной партии).

3. Формирование верхней палаты путем назначения применяется в наиболее чистом виде в Канаде и Германии.

Верхняя палата парламента Канады (Сенат) состоит из 104 членов, назначаемых генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, то которой они назначены. Для сохранения принципа равного представительства провинции разбиваются на 4 группы, каждая из которых имеет право быть представленной 24 сенаторами.

4. Традиционный феодальный способ формирования верхней палаты применяется в Великобритании. Палата лордов британского парламента формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты — 1195 герцогов, маркизов, графов, баронов и виконтов. Это пэры парламента. Одиннадцать членов палаты — лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциями). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел.

2. Внутренняя структура парламента.

Традиционно существуют две разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.

Исторически двухпалатная система построения парламентов (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии в то время, как нижняя обеспечивала представительство широких слоев населения, чем и объясняется более демократичный характер ее деятельности.

В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, когда верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам.

Двухпалатная система имеет место во Франции, США, Канаде, Мексике, Италии, Испании, Австрии и др.

Однопалатные парламенты существуют примерно в половине государств Европы (Дания, Финляндия, Венгрия, Швеция).

Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии.

Парламент (палата) — как единое целое — слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, если они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности. В современных парламентах практически ни один законопроект не принимается, если он не прошел стадию проработки в одном из структурных подразделений палат, именуемом комитетом, который и выносит его на решение палаты.

3. Основные полномочия парламента и его палат.

Для успешной реализации своих функций парламент наделяется Конституцией необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций парламента образуют его компетенцию. Компетенция, в свою очередь, является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни общества, но и взаимоотношение его с другими высшими органами государственной власти. По объему компетенции парламенты можно подразделить на три группы.

1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией. Характерны для федеративных и децентрализованных унитарных государств. В таких государствах центральная власть конституционно ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований. К этой группе можно отнести парламенты США, Франции, Испании.

Так, например, в США предметы ведения союза и штатов разграничены достаточно жестко. Конституционной линией, разделившей их, служит перечень вопросов, отнесенных к компетенции Конгресса. В их число авторы конституции ввели: регулирование внутренней и внешней торговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение федеральных органов государственной власти, набор и содержание армии и ВМФ, ведение международных дел, организацию почтовых служб, регламентацию авторского права и вопросов предоставления гражданства, управление территориальными владениями США.

2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией (т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями).

Классический пример — парламент Великобритании. В, XII в. В Англии утвердился принцип верховенства парламента, определяющий его положение в качестве верховного законодательного органа. Он означает, что парламент не связан каким-либо конституционным актом в законодательной области. Парламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон в порядке обычной законодательной процедуры, и никто (в том числе и суд) не может поставить под сомнение конституционность акта парламента.

К этой группе условно можно отнести также парламенты Новой Зеландии, Японии, Италии и Ирландии.

3. Парламенты с относительно определенной компетенцией. Это означает, что границы их компетенции являются относительно подвижными. Так, Конституция Швейцарии не содержит ясного критерия для разграничения компетенции парламента и правительства. Ряд перечисленных в Конституции полномочий Федерального собрания повторяются с незначительными изменениями в другом месте Конституции, где речь идет о полномочиях Федерального совета. К тому же Конституция содержит положение о том, что Федеральное собрание решает все вопросы, которые отнесены к компетенции федерации и не входят в круг ведения другой федеральной власти.

Рассмотрим теперь основные полномочия парламентов.

3.1. Законодательные полномочия. Образуют главную часть компетенции парламентов; их реализация занимает зачастую наибольшее место в их деятельности. Согласно теории разделения властей законодательная власть должна принадлежать представительному органу — парламенту. Однако в настоящее время не может идти речь о каком-либо абсолютном разделении властей, так как за редким исключением, парламенты подавляющего большинства стран утратили исключительное право законодательствовать. За исключительной властью закрепилось право на принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из присущих ей полномочий, либо делегируется законодательной властью.

В целом, к законодательным полномочиям парламента, закрепленным, как правило, в конституциях, можно отнести следующее:

1. Право законодательной инициативы. В большинстве стран это право принадлежит правительству и парламентариям. Однако гораздо чаще принимаемые парламентом акты разрабатываются именно правительством. Реализация права законодательной инициативы парламента осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев, однако предпочтение отдается все же групповым законопроектам.

Обсуждение законопроектов предполагает работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах и комиссиях.

2. Принятие законопроектов проводится либо сразу по проекту в целом , либо сначала по статьям и главам, а затем по проекту в целом. В двухпалатных парламентах закон считается принятым, если он одобрен в идентичной редакции обеими палатами. На случай расхождения между палатами Конституции часто предусматривают особые согласительные процедуры.

Читайте так же:  Как закрывать договор аренды

3. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия. Это важное направление законодательной деятельности парламента. Государственный бюджет — это роспись государственных доходов; принимается парламентом ежегодно. Он утверждает бюджет, уполномочивая правительство расходовать государственные средства в соответствии со сметой и возлагая на правительство обязанность собрать необходимые для обеспечения налоги и иные поступления. Как правило, в компетенцию парламентов входит утверждение отчетов правительства об исполнении бюджета. К числу иных финансовых полномочий относятся: налоговые полномочия (как правило, установление налогов, сборов имеет место в законах, принятие которых является прерогативой парламента); принятие решения о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.

3.2. Контроль над деятельностью правительства. Данное полномочие входит в компетенцию практически всех парламентов независимо от форм правления; последнее влияет лишь на объем данного полномочия. Контрольная функция может быть либо прямо закреплена в законодательстве, либо быть одной из процедур парламента. Например, Конституция швейцарского Союза 1874 г. Возлагает на Федеральное собрание (парламент) полномочия высшего контроля за федеральной администрацией и федеральной юстицией (п.11 ст.85).

Объектом парламентского контроля обычно является исполнительная власть, однако этот контроль может распространяться и на главу государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т.п. Контроль за исполнительной властью носит политический характер (хотя и осуществляется в юридических формах). Это означает, что предметом контроля выступает политическая деятельность правительства. В отношении других объектов характер контроля является чисто юридическим.

Основными методами осуществления парламентского контроля являются:

1. Постановка вопроса о доверии — применяется в парламентарных странах, где правительство несет ответственность перед парламентом (как правило, перед нижней палатой). В современных условиях применяется довольно редко.

2. Интерпелляция — это обращение к правительству относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики.

Интерпелляция широко используется в парламентской деятельности многих стран (Италия, Финляндия, Япония, Бельгия). Правительство, как правило, может отказаться отвечать на запрос, но с обязательной мотивировкой отказа.

3.Вопросы устные и письменные. Широко используются парламентариями. Например, в парламенте Великобритании это наиболее часто практикуемая процедура. Ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах. Ответами на вопросы открывается заседание. Два раза в неделю (вторник и четверг) на вопросы в течении 15 минут отвечает премьер-министр, в остальные дни — другие министры.

4. Резолюция порицания отличается от вотума недоверия тем, что вносится по предложению палаты. Во Франции (ст.49 Конституции) — это наиболее грозное оружие парламента. Для ее принятия необходимо абсолютное большинство голосов членов, составляющих Национальное собрание.

5. Деятельность расследовательских комитетов и комиссий. В случае, представляющем особый общественный интерес, парламент (или его палаты) могут проводить парламентское расследование, для него создается парламентская комиссия ad hos, обладающая практически неограниченными возможностями получения интересующих ее сведений, а, следовательно, и контроля.

3.3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров.

Ратификация — это утверждение высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу. И, напротив, денонсация — в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора. В настоящее время в мировом сообществе утвердился принцип примата международного права. Это означает, что международные договоры, ратифицированные и опубликованные, в большинстве стран являются частью внутреннего права.

В настоящее время в мировом сообществе утвердился принцип примата международного права. Это означает, что международные договоры, ратифицированные и опубликованные, в большинстве стран являются частью внутреннего права.

Однако ратификация (как и денонсация) одновременно является институтом внутреннего права, т.к. только оно определяет, какие органы государств уполномочены ратифицировать договоры. Как правило, такими органами являются главы государств и парламенты.

3.4. Назначение референдумов. Референдум — это голосование избирателей, посредством которого принимаются государственное или самоуправленческое решение.

Назначение референдума — не слишком частое конституционное полномочие парламента; компетенция в этой области носит либо исключительный, либо альтернативный характер.

3.5. Полномочия в области обороны и безопасности. К ним прежде всего относится право объявления войны (состояние обороны).

Например, согласно Конституции США, решение вопросов войны и мира возложено на Конгресс. Он наделен правом «объявлять войну, выдавать каперские свидетельства и разрешения на репрессии и устанавливать правила относительно захватов на суше и на море» (разд.8 ст.1).

3.6. Квазисудебные полномочия. Встречаются в парламентах ряда стран. Условно к ним можно отнести:

1.Процедуру импичмента (заимствована из парламентской практики Англии). Суть ее в следующем: субъектами ответственности являются глава государства, должностные лица исполнительной власти, судьи; основание привлечения к суду импичмента — измена, взяточничество, иное тяжкое преступление. Однако импичмент только по названию и определенному сходству с судопроизводством может считаться судом. По сути дела — это политический процесс, цель которого отстранить от должности виновных в совершении преступления, что не освобождает от обычной судебной ответственности в дальнейшем.

2.Право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц.

4. Законодательный процесс.

4.1. Стадии законодательного процесса. Процесс законотворчества занимает более половины времени работы парламента. Он состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация (удостоверение, подписание и опубликование закона главой государства с указанием исполнять закон). Разумеется, многих из этих стадий нет в абсолютных монархиях даже с консультативными парламентами.

Внесение законопроекта. Составить свой законопроект и предложить его может любое физическое или юридическое лицо. Можно составить текст и послать его, например, в национальное собрание Франции, но парламент не обязан принимать к рассмотрению такой текст. Он обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должностными лицами, пользующимися по конституции правом законодательной инициативы. Именно такому праву соответствует указанная выше обязанность парламента. Право законодательной инициативы не означает, что парламент должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту. Законопроекты остальных лиц не порождают никаких юридических последствий.

Правом законодательной инициативы обладают глава государства (не всегда), палаты парламента, их постоянные комиссии, правительство, группы депутатов определенной (обычно значительной) численности ( в некоторых странах — несколько десятков человек), отдельные депутаты ( в Египте и Польше — один депутат), некоторые органы государства, но только по предметам их ведения (Федеральный верховный суд, генеральный прокурор — в Бразилии). В развитых капиталистических странах около 90% всех законопроектов вносит правительство. Во многих развивающихся странах депутаты годами не вносят ни одного законопроекта.

Некоторые законопроекты, например о государственном бюджете, может выносить только правительство. Инициатива пересмотра конституции в отдельных странах должна исходить от главы государства. В Италии, США и некоторых других странах законопроекты могут быть внесены в любую палату, финансовые законопроекты в ряде стран вносят только в нижнюю палату.

Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты (но не комиссии) называется чтением , работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.

Обычно бывают три чтения (в Албании предусматривалось четыре), но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. При принятии срочных, не вызывающих разногласий, особо важных законов комитетская стадия, особенно в странах англосаксонского права, может быть замена заседанием комитета всей палаты, т.е. пленарным заседанием, но проходящим по иной процедуре. В Болгарии, Польше, Швеции применяются два чтения. Каждому чтению может предшествовать комитетская стадия — обсуждение в соответствующей постоянной комиссии, а после нее — доклад и содоклад на пленарном заседании парламентского меньшинства. В некоторых странах при обсуждении бюджета, особенно при существенных разногласиях с правительством, применяются четыре чтения.

В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном решении проект снимается с повестки дня, при положительном — передается в постоянную комиссию, соответствующую профилю проекта. Иногда председатель палаты (спикер) после оглашения заголовка проекта сам передает его в комиссию. В других случаях проект сразу передается в комиссию без рассмотрения на пленарном заседании палаты.

Второе чтение происходит с докладом автора проекта (представителя правительства, иного органа, депутата) и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки часто председатель палаты суммирует одинаковые поправки и вместе ставит их на голосование). В странах англосаксонского права спикер, используя свои большие полномочия, нередко применяет прием «кенгуру» — по своему выбору ставит на голосование одни поправки, игнорируя другие. Для ограничения времени прений используется также прием «гильотина» — заранее назначается время прекращения прений, и те, кто уже записался, но не получил слова, лишаются возможности выступить. «Предварительный вопрос» о прекращении дискуссии голосуется без обсуждения. В разных странах для выступления в нижней палате предоставляется от 10 до 40 минут. Нельзя выступать дважды. В верхней палате регламент для выступлений, как правило, отсутствует.

Обсуждение на пленарном заседании бывает двух видов: свободное и фракционное. Свободное обсуждение предполагает, что выступать может каждый депутат и что он, высказывая свое отношение к проекту, не связан фракционной (партийной) дисциплиной. В США обсуждение часто носит именно такой характер, во многих других странах свободное обсуждение проводится только по специальному постановлению парламента (по требованию определенного числа депутатов, хотя отнюдь не большинства). К свободному обсуждению в современных парламентах прибегают весьма редко. В Великобритании за последние три десятилетия оно имело место всего несколько раз. Так же обстоит дело в Израиле и многих странах. Обычно обсуждение бывает фракционным, когда от имени фракции выступает ее руководитель или другое уполномоченное им лицо. Решение об этом принимается на фракции заранее, как и решение о принципиальном отношении к проекту. Выступающий дает оценку проекта, вносит предложения о его принятии, отклонении, изменении или дополнении. При системе фракционного принуждения члены фракции обязаны выступать и голосовать по решению партийного руководства.

В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого представители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.

4.2. Принятие закона. Как отмечалось, оно осуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует определенного большинства. В Чехии так называемые обыкновенные законы принимаются 3/5 голосов состава каждой палаты, в Израиле — большинство присутствующих (без кворума), В Румынии — большинством присутствующих (при кворуме более половины), на Украине — более чем половиной конституционного состава однопалатного парламента.

Члены парламента голосуют разными способами: с помощью электронной системы (нажимая определенные кнопки на своем пульте), бюллетенями, поднятием руки, путем разделения (выхода в разные двери), аккламацией (криком),в ответственных случаях используется поименное голосование. В некоторых странах возможно голосование по доверенности за отсутствующего депутата. Если нет возражений оппозиции, голосование не проводится, считается, что решение достигнуто путем консенсуса (Индонезия, Испания). Голосование в парламенте может быть фракционным (солидарным) или свободным.

Поскольку законопроект становится законом, только если принят в одинаковом тексте в обеих палатах (при двухпалатном парламенте), после принятия в одной палате в другую (нередко, как отмечалось, законопроект обсуждается параллельно в обеих палатах, но многие конституции требуют, чтобы он был принят сначала в нижней палате). Одна из палат, обычно верхняя, может не согласиться с текстом, принятым другой палатой (вето палаты). Тогда возникает вопрос о преодолении разногласий палат.

При разногласии палат применяется несколько способов их преодоления: 1.) правило «челнока»: проект переходит из одной палаты в другую, пока не будет принят в одинаковом тексте; 2.) создание согласительной комиссии из равного числа представителей обеих палат; 3.) созыв совместного заседания обеих палат с общим голосованием. Так нижняя палата почти всегда многочисленнее верхней, закон принимается в редакции нижней палаты. Наконец, вето верхней палаты может быть преодолено вторичным принятием закона нижней палатой, но в этом случае обычно требуется квалифицированное большинство, как правило, 2/3 голосов от общей численности палаты. В некоторых странах (например, в Испании, Польше) достаточно простого большинства списочного состава палаты. В Великобритании вето верхней палаты может быть преодолено на другой сессии парламента, т.е. практически через год.

Особый порядок установлен для принятия бюджетных и финансовых законов. Законопроект о бюджете вносится только исполнительной властью (президентом, правительством), поправки депутатов, предлагающие увеличение расходов, снижение доходов, в большинстве стран невозможны, сроки обсуждения проекта ограничены (в Великобритании — 26 дней, во Франции — 40). Если бюджет не будет принят в установленный срок, правительство может временно ввести в действие проект бюджета или продлить бюджет прошлого года (осуществлять финансирование по показателям прошлого года). Финансовые законопроекты всегда вносятся только в нижнюю палату, часто по отношению к таким законам верхняя палата права вето не имеет. Как отмечалось, государственная казна — прерогатива нижней палаты, олицетворение народное представительство.

4.3. Промульгация и издание закона. После принятия закона парламентом наступает стадия промульгации закона главой государства. Промульгация включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, подписание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в силу. О способах преодоления вето главы государства — введения закона в действие без его подписи — будет сказано ниже.

Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок или предусмотренный законодательством страны срок вступления законов в силу, например через 10 дней после опубликования. Если установлен такой общий срок, конкретный закон может изменить тот порядок, установив для данного закона свой срок. Сложные законы, затрагивающие широкий круг регулируемых отношений (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс), обычно вступают в силу через несколько месяцев, что специально оговаривается в особых законах о введении кодексов в силу. Определенный срок всегда необходим для того, чтобы население имело возможность ознакомиться с законом, затрагивающим его права и интересы. Поэтому неверно, если законы вступают в силу с момента их подписания.

Квазисудебными полномочия это