Государственная дума рф полномочия порядок избрания опыт функционирования

Государственная Дума Российской Федерации полномочия, порядок избрания, опыт функционировани

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северо-Кавказская академия государственной службы»

Кафедра государственного и муниципального управления

Российской Федерации: полномочия,

Наиболее важная роль в процессе демократизации российского общества, безусловно, принадлежит Федеральному Собранию РФ, в частности Государственной Думе – нижней палате Федерального Собрания, которая является представительным и законодательным органом власти.

За более чем десятилетний опыт постсоветского становления российского парламентаризма удалось поставить первые вехи на пути укоренения парламентских структур.

За последнее время по проблемам становления парламентаризма, партий и многопартийности в современной России, влияния избирательной системы на процесс становления российских политических партий и формирования на их основе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также деятельности парламентских фракций в Государственной Думе опубликовано достаточно большое число научных работ в виде монографий, отдельных статей в периодической прессе.

Бывший президент Российской Федерации В.Путин в Послании Федеральному Собранию на 2003 г. назвал партийное строительство задачей государственной, подчеркнул значение необходимости становления развитой партийной системы.

Процесс превращения политических партий России в инструмент политической воли граждан, инструмент демократических выборов идет достаточно сложно и противоречиво. Нынешние партии не отражают реальной социальной структуры общества, не представляют интересов большинства населения, что проявляется как при формировании Государственной Думы, так и при осуществлении ею законодательной деятельности. Партии оказывают слабое влияние на формирование и деятельность исполнительных органов власти.

Нынешнее несовершенство российской партийной системы отражает объективное состояние политического самосознания общества и определенную стадию развития политической системы, находящейся в состоянии политического транзита. Оно является отражением определенной политической и экономической нестабильности в российском обществе, незавершенного процесса его социальной

Кроме того, негативные тенденции, связанные с формированием «партий власти» «сверху», отражающих лишь корпоративные интересы правящей политической элиты, влияют как на процесс формирования многопартийности, так и на структуру Государственной Думы, характер деятельности партийных фракций в российском парламенте. Эти процессы во многом определяют место и роль Федерального Собрания Российской Федерации Государственной Думы.

Большое внимание разработке проблем современного российского парламентаризма и особенностям работы парламентских фракций в законотворческой деятельности Государственной Думы уделяется в работах и публикациях Автономова А.С., Гранкина И.В., Краснова Ю.К., и др.

Цель исследования: комплексно исследовать влияние процесса становления многопартийности и избирательной системы в современной России на формирование и функционирование Государственной Думы, перспективы влияния российского парламента на эффективность государственной власти и особенности ее деятельности.

— проанализировать основные этапы становления многопартийности в современной России;

— раскрыть закономерности влияния российской избирательной системы и многопартийности на формирование и деятельность Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; определить возможные перспективы формирования Правительства России на основе парламентского большинства;

— охарактеризовать особенности деятельности Государственной думы.

Объектом исследования является Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Предметом данного исследования являются закономерности и особенности формирования и функционирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. Государственная дума Российской Федерации: состав, полномочия, опыт функционирования.

1.1 Опыт функционирования Государственной Думы в РФ

История Государственной Думы

Согласно манифесту Николая II от 6 августа 1905 г. «Учреждение Государственной Думы» было провозглашено создание Государственной Думы – представительного законодательного учреждения. Изначально Государственная Дума была создана как совещательный представительный орган. Но уже 17 октября 1905 г. вышел манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому Дума получила законодательные права.

Государственная Дума избиралась сроком на пять лет, и могла быть распущена до истечения срока императором. В состав Государственной Думы входило 524 человека, а с 1907 г. – 442 человека. Для принятия законопроекта, на заседании должно было присутствовать не менее 1/3 от общего числа членов Государственной Думы. Общее руководство деятельностью Государственной Думы осуществляли председатель и его товарищи, которые избирались из числа депутатов закрытым голосованием сроком на один год, по истечении которого могли переизбираться.

В перерывах между сессиями Государственной Думы царь, в случае чрезвычайных обстоятельств, имел право издавать по представлению правительства законодательные акты с последующим внесением их на одобрение в Государственную Думу. В то же время, прошедшие через Думу законопроекты отправлялись в Государственный Совет на одобрение, а затем на утверждение царю. Принятые законодательные акты не имели силы в том случае, если не были вынесены на обсуждение или не были утверждены Государственной Думой. Одним из важнейших аспектов деятельности Государственной Думы были вопросы Государственного управления.

Создавались Комиссии Государственной Думы, необходимые для предварительной разработки подведомственных дел Государственной Думы, решения хозяйственных и других важных вопросов. Комиссии Государственной Думы избирались общим собранием Думы путём тайного голосования. Как известно, состав комиссий соответствовал фракционному составу палаты. В случае отстранения членов комиссии избирались новые из числа депутатов фракций.

Государственная Дума Российской Федерации и опыт её функционирования

«Россия — это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом — с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики — можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии» 1 .

Чтобы изучить опыт функционирования Государственной Думы следует рассмотреть период с 1993 по 2005 год.

В течение, 1993-2005 гг. Государственная Дума созывалась четыре раза. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого Созыва проводились по смешанной системе:

Согласно мажоритарной системе, избиралось по одному депутату в каждом из 225 одномандатных округах.

Согласно пропорциональной системе, 225 депутатских мандатов по единому общефедеральному избирательному округу распределялись между избирательными объединениями в зависимости от количества поданных за них голосов;

О выдвижении списков кандидатов в депутаты Государственной думы по общефедеральному округу заявили 35 общественных объединений.

Первый состав Государственной Думы, сформированный 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г.

В соответствии с этим Положением выборы депутатов Государственной Думы осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста.

Конституция 1993 года изменила роль и функции Государственной Думы. Согласно предыдущей Конституции за ней признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, ограничен и четко оговорен. Из сферы ведения Государственной Думы исключены распорядительные функции.

К 12 декабря 1993 г. в состав Государственной Думы было избрано 444 депутата. Из них 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В 5 округах выборы не состоялись, а в одном выборы не проводились (Чеченская республика).

Право на получение мандатов по общефедеральному округу имели только те избирательные блоки, которые преодолевали пятипроцентный барьер.

В начале работы Думы первого созыва представительская функция доминировала над законодательной.

Дума первого созыва в первую очередь принимала законы, определяющие порядок формирования и функционирования системы органов государственной власти, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод.

За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон, но только 310 из них вступило в действие.

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва (1995 г.) состоялись во всех избирательных округах.

Дума первого созыва передала около 500 законопроектов в разной стадии рассмотрения депутатам следующего созыва. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в законотворчестве. Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 — вступили в силу.

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва состоялись 19 декабря 1999 года.

В Думе третьего созыва было зарегистрировано 6 фракций и 3 депутатские группы. Чтобы объединить усилия депутаты, состоявшие в различных фракциях и депутатских группах, наряду с комитетами и комиссиями образовали несколько межфракционных депутатских объединений каких как «Энергия России», «Солидарность», «Сибирское соглашение» и другие.

Думой третьего созыва было рассмотрено около 2100 законопроектов. Из общего числа принятых в этом созыве законов Президент Российской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов.

Значительную роль в законотворческой деятельности Думы сыграл Президент Российской Федерации В.В.Путин.

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва состоялись 7 декабря 2003 года на основании Федерального закона от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Основной приоритет деятельности Государственной Думы — законодательное обеспечение важнейших направлений стратегического развития страны, т.е. рост экономики, борьба с бедностью, модернизация системы обороны и безопасности.

Деятельность Государственных Дум всех созывов направлена на развитие всех сфер жизни общества и государства.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва была избрана в 2008 г. сроком на пять лет.

Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования

Чиркин В. Е. «Основы государственной власти». – М.: Юристъ, 1996

Электронные ресурсы: duma/ duma.gov/anticorcom/history.htm

1 В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации

2 ГД – Государственная Дума

3 СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Глава 2 Статья 13 Регламента Государственной Думы

4 ч.2 ст.49 Регламента

5 Часть 1 в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», который вступил в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 года (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу указанного Закона

6 Согласно главе 1, статье 6 Конституции Республики Марий Эл

7На основании Конституции Марийской АССР 1937 года, статья 19,

1978 года, статья 92

8 Закон Республики Марий Эл от 22 октября 1990 года «Об органах государственной власти и управления Марийской Советской Социалистической Республики»

9 Закон Республики Марий Эл от 8 июля 1992 года № 306-III «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Марийской ССР – Республики Марий Эл», раздел 2, п. 25

Государственная Дума

Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования.

факультета управления группы 412

Шпицер Сергей Дмитриевич

Кандидат философских наук, доцент

Царёв Анатолий Иванович

г. Ростов-на-Дону 2012

Глава 1. Государственная дума: ее роль и значение в государственной жизни России 4

1.1 Государственная Дума: комитеты, комиссии и структура. 4

1.2 Основные задачи Государственной Думы 8

Глава 2. Порядок формирования Государственной Думы ФС РФ 10

2.1 Порядок избрания Государственной Думы ФС РФ. Новшества законодательства. 10

2.2 Выдвижение кандидатов и формирование списков при выборах Государственной Думы ФС РФ 13

2.3 Порядок распределения мандатов по итогам выборов Государственной Думы ФС РФ 17

2.4 Роспуск Государственной Думы ФС РФ 22

Глава 3. Основные проблемы деятельности Государственной Думы в современных условиях 23

3.1 Законодательная деятельность 23

3.2 Функционирование и проблемы реформирования 27

Список используемой литературы 31

Актуальность темы данной работы обуславливается тем, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, являясь основным законодательным органом страны, за свою небольшую историю накопила определенный опыт, который со всей очевидностью требует тщательного изучения и анализа.

Политическое противостояние в октябре 1993 года в конечном итоге привело к принятию на всенародном голосовании новой Конституции РФ, которой был введен новый для современной России институт – Федеральное собрание — парламент Российской Федерации. Он стал представительным и законодательным органом России. Именно эти события и положили начало новому российскому парламентаризму.

Согласно части 1 статьи 95 Конституции РФ: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы». Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Государственная Дума Российской Федерации (Госдума) – нижняя палата Федерального собрания. Это, прежде всего и главным образом законодательный орган, основная функция которого — законотворчество. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

Читайте так же:  Завещание как гражданско правовая сделка шпаргалка

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Цель работы заключается в выявлении основных проблем Государственной Думы Российской Федерации, изучении роли ее в решении социальных, экономических и других задач.

Глава 1. Государственная дума: ее роль и значение в государственной жизни России

1.1 Государственная Дума: комитеты, комиссии и структура.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 1 Руководство деятельностью Госдумы осуществляют: председатель Государственной Думы, первые заместители и заместители председателя Государственной Думы, а также совет Государственной Думы.

В Государственную Думу VI созыва входят фракции четырех партий: всероссийской политической партии «Единая Россия», Коммунистической партии Российской Федерации, Либерально-демократической партии России и партии «Справедливая Россия».

В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции РФ Государственная Дума образует из числа депутатов комитеты и комиссии.

Комитеты осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Госдумы, осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы и др.

Государственная Дума VI созыва образует следующие комитеты:

а) Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству.

б) Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

в) Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов;

г) Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

д) Комитет Государственной Думы по финансовому рынку;

е) Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству;

ж) Комитет Государственной Думы по вопросам собственности;

з) Комитет Государственной Думы по промышленности;

и) Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству;

к) Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям;

л) Комитет Государственной Думы по энергетике;

м) Комитет Государственной Думы по транспорту;

н) Комитет Государственной Думы по обороне;

о) Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции;

п) Комитет Государственной Думы по международным делам;

р) Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

с) Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления;

т) Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока;

у) Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

ф) Комитет Государственной Думы по охране здоровья;

х) Комитет Государственной Думы по образованию;

ц) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей;

ч) Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

ш) Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии;

щ) Комитет Государственной Думы по культуре;

э) Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

ю) Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

я) Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;

я1) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;

я2) Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Также Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва. В Государственной Думе 6-го созыва существует шесть комиссий:

Комиссия ГД по вопросам депутатской этики;

Комиссия ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД;

Комиссия ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ;

Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

Комиссия ГД по строительству зданий и сооружений, предназначенных для размещения Парламентского центра;

Счетная комиссия ГД.

К полномочиям комитетов относятся внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц, осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой, а также подготовка проектов постановлений Государственной думы и организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний.

Помимо этого комитеты и комиссии ведут подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы.

Также необходимо отметить, что комитеты вправе проводить анализ практики применения законодательства и делать заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета.

Еще одним полномочием является подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный Суд Российской Федерации.

Vuz-24.ru — Оригинальные учебные работы

Помощь студентам и научным работникам

Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«северо-кавказская акдемия государственной службы»

Кафедра государственного и муниципального управления

«Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования»

канд. эконом. наук, доцент

II.История Государственной Думы и опыт её функционирования 5

A)Дума Российской Империи 5

B)Государственная Дума Российской Федерации и опыт её функционирования 6

III. Состав и порядок избрания в Государственную Думу 10

A)Состав Государственной Думы 10

B)Порядок избрания Государственной Думы 14

IV. Полномочия Государственной Думы 17

V.Государственное Собрание республики Марий Эл 21

Список использованной литературы: 27

Для написания данной курсовой работы я выбрала тему «Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования». На мой взгляд, это достаточно интересный вопрос, который необходимо осветить. Цель курсовой работы – выделить важнейшую роль Государственной Думы в системе органов государственной власти. Предметом данной курсовой работы является определение полномочий, порядка избраний и опыта функционирования Государственной Думы. Задачи данной работы:

дать общие положения изменениям в государственном управлении, происходящим в России;

рассмотреть историю создания Государственной Думы;

выделить основные положения по порядку избрания в Государственную Думу;

охарактеризовать статус депутатов Государственной Думы;

показать полномочия Государственной Думы.

Актуальность работы заключается в том, что создание эффективного функционирования Государственной Думы является важнейшей задачей современного государства.

«Дума» – термин, широко используемый не только сейчас, но и в истории. Например, в средние века – сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера. А уже к началу ХХ века Государственная дума – первый общегосударственный российский парламент. На протяжении многих веков его история менялась.

В настоящее время, согласно Конституции РФ, Государственная Дума Российской Федерации входит в состав Федерального Собрания. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Государственная Дума избирается сроком на 5 лет. И в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

Создание Государственной Думы вполне закономерный процесс, его образование признавалось необходимым уже давно. В самом начале ХХ века ситуация в стране накалилась, и стало ясно, что в государственном устройстве необходимы перемены. И вот весной 1906 года первая Дума начала работу, затем в феврале 1907 года начала работу вторая Дума. I и II Думы были распущены до срока. Опыт первых двух Дум был оценен царем Николаем II и его окружением как неудачный. И только третья государственная дума Российской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум. Она была избрана 3 июня 1907 императором. А IV Думы были прерваны указом 25 февраля 1917 г. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года, в которой было закреплено положение о Государственной Думе.

20 декабря 2005 года прошла конференция, посвященная 100-летию создания первой Государственной Думы России под названием «Российский парламентаризм: прошлое, настоящее, будущее». В которой приняли участие делегация политиков во главе с Борисом Грызловым, председателем Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также журналисты и ученые.

История Государственной Думы и опыт её функционирования

Дума Российской Империи

Для начала я бы хотела рассказать об истории Государственной Думы, созданной еще при императоре Николае II. На мой взгляд, Дума оставила не малый отпечаток в истории становления государственного устройства страны.

По манифесту Николая II 6 августа 1905 г. «Учреждение Государственной Думы» было провозглашено создание Государственной Думы – представительного законодательного учреждения. Первоначально Государственная Дума создавалась как совещательный представительный орган. Но уже 17 октября 1905 г. вышел манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому Дума получила законодательные права.

Государственная Дума избиралась сроком на пять лет, и могла быть распущена до истечения срока императором. При этом, он мог назначить одновременно новые выборы и время созыва. В состав Государственной Думы входило 524 человека, а с 1907 г. – 442 человека. Для принятия какого-либо законопроекта было необходимо присутствие на заседании Думы не менее одной трети её членов. Общее руководство деятельностью Государственной Думы осуществляли председатель и его товарищи, которые избирались из числа депутатовзакрытым голосованием сроком на один год, по истечении которого могли переизбираться.

В перерывах между сессиями Государственной Думы царь, в случае чрезвычайных обстоятельств, имел право издавать по представлению правительства законодательные акты с последующим внесением их на одобрение в Государственную Думу. В свою очередь, прошедшие через Думу законопроекты отправлялись в Государственный Совет (один из высших государственных институтов Российской Империи) на одобрение, а затем на утверждение царю. Принятые законодательные акты не имели силы в том случае, если не были вынесены на обсуждение или не были утверждены Государственной Думой. Одним из важнейших аспектов деятельности Государственной Думы были вопросы Государственного управления.

Создавались Комиссии Государственной Думы, необходимые для предварительной разработки подведомственных дел Государственной Думы, решения хозяйственных и других важных вопросов. Комисии Государственной Думы избирались общим собранием Думы путём тайного голосования. Как известно, состав комиссий соответствовал фракционному составу палаты. В случае отстраннения членов комиссии избирались новые из числа депутотов фракций.

Государственная Дума Российской Федерации и опыт её функционирования

«Россия — это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом — с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики — можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии».

Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года

Для изучения опыта функционирования Государственной Думы рассмотрим период с 1993 по 2005 год.

В течение, 1993-2005 гг. Государственная Дума созывалась четыре раза. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого Созыва проводились по смешанной системе:

Согласно мажоритарной системе, избиралось по одному депутату в каждом из 225 одномандатных округах.

Согласно пропорциональной системе, 225 депутатских мандатов по единому общефедеральному избирательному округу распределялись между избирательными объединениями в зависимости от количества поданных за них голосов;

О выдвижении списков кандидатов в депутаты Государственной думы по общефедеральному округу заявили 35 общественных объединений.

Первый состав Государственной Думы, сформированный 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г.

В соответствии с этим Положением выборы депутатов Государственной Думы осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста.

Конституция 1993 года коренным образом изменила роль и функции законодательного органа государственной власти Российской Федерации – Государственной Думы. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, ограничен и четко очерчен. Из сферы ведения Государственной Думы исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа.

К 12 декабря 1993 г. в состав Государственной Думы было избрано 444 депутата. Из них 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В 5 округах выборы не состоялись, а в одном выборы не проводились (Чеченская республика).

Право на получение мандатов по общефедеральному округу имели только те избирательные блоки, которые преодалевали пятипроцентный барьер.

Читайте так же:  Уголовный кодекс статья 33 часть 5

В начале работы Думы первого созыва представительская функция доминировала над законодательной.

В связи с вступлением в действие новой Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Дума первого созыва в первую очередь принимала законы, определяющие порядок формирования и функционирования системы органов государственной власти, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод.

За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон. И только 310 принятых законов вступило в действие.

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва (1995 г.) состоялись во всех избирательных округах.

Дума первого созыва передала около 500 законопроектов в разной стадии рассмотрения депутатам следующего созыва. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в законотворчестве. Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 — вступили в силу.

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва состоялись 19 декабря 1999 года и в них приняли участие 66 840 638 граждан Российской Федерации.

В Думе третьего созыва было зарегистрировано 6 фракций и 3 депутатские группы. Чтобы объединить усилия депутаты, состоявшие в различных фракциях и депутатских группах, наряду с комитетами и комиссиями образовали несколько межфракционных депутатских объединений: «Энергия России», «Солидарность», «Сибирское соглашение» и другие.

Думой третьего созыва было рассмотрено около 2100 законопроектов. Из общего числа принятых в этом созыве законов Президент Российской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов.

Значительную роль в законотворческой деятельности Думы сыграл Президент Российской Федерации В.В.Путин.

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва состоялись 7 декабря 2003 года на основании Федерального закона от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Основным приоритетом деятельности Думы — законодательное обеспечение важнейших направлений стратегического развития страны, т.е. рост экономики, борьба с бедностью, модернизация системы обороны и безопасности.

Деятельность Государственных Дум всех созывов напрвлена на развитие всех сфер жизни общества и государства. Так, например, в государственной сфере заложены законодательные основы создания правового демократического государства, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод личности, формирования и функционирования системы органов законодательной, исполнительной и судебной властей. А в экономической сфере приняты законы, обеспечивающие функционирование рыночной экономики.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва была избрана в 2008 г. сроком на пять лет.

Состав и порядок избрания в Государственную Думу

Состав Государственной Думы

В состав Государственной Думы входит 450 депутатов. По мажоритарной системе проходят прямые и всеобщие выборы, в результате которых и формируется Государственная Дума.

Во главе Государственной Думы стоит Председатель Государственной Думы. Он избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов, то он становится Председателем Государственной Думы. В настоящее время, Председателем Государственной Думы является Грызлов Борис Вячеславович, а его первым заместителем — Морозов Олег Викторович.

Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы.

Внутренняя организация Государственной Думы включает в себя две структуры:

фракционную — объединения депутатов по партийной принадлежности и совпадающей политико-идеологической ориентации;

комитетскую — объединения депутатов по профессиональным склонностям.

К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

Депутатская фракция — депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции. Депутатские фракции подлежат регистрации. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы. Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. 1 Какие именно комитеты и комиссии создаются и в каком количестве, определяется Регламентом Государственной Думы. Каждый депутат обязан принимать участие в работе одного из комитетов. Правовой статус депутата не зависит от его фракционной или комитетской принадлежности. В настоящее время существуют следующие комитеты:

Комитет ГД 2 по конституционному законодательству и государственному строительству;

Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

Комитет ГД по труду и социальной политике;

Комитет ГД по бюджету и налогам;

Комитет ГД по финансовому рынку;

Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству;

Комитет ГД по собственности;

Комитет ГД по промышленности;

Комитет ГД по обороне;

Комитет ГД по безопасности;

Комитет ГД по международным делам;

Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике;

Комитет ГД по вопросам местного самоуправления;

Комитет ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

Комитет ГД по образованию;

Комитет ГД по делам женщин, семьи и детей и другие.

Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Они формируются по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений.

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют:

подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов;

организуют проводимые палатами парламентские слушания;

решают вопросы организации своей деятельности;

рассматривают иные вопросы, относящиеся к их ведению.

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную, по этике, для дачи заключения, предусмотренного частью 2 ст. 93 Конституции РФ, и другие. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета.

Численный состав комитетов и комиссий определяется Государственной Думой. Он не может быть менее 12 и более 35 депутатов.

За исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, все депутаты Государственной Думы обязаны состоять в одном из комитетов палаты. При этом депутат Государственной Думы может быть членом только одного комитета.

Основная форма работы комитетов и комиссий — заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии.

Другой формой работы данных органов, являются парламентские слушания, конференции, совещания, семинары, проводимые в целях выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности, а также по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий.

Совет Государственной Думы — коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный с целью предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. 3 В него входят руководители фракций и депутатских групп. Работу Совета Государственной Думы организует Председатель Государственной Думы.

В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса.

В число полномочий Совета Государственной Думы входят:

формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц;

формирование проекта работы Государственной Думы на очередное заседание.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума — одна из двух палат российского парламента — Федерального Собрания. Она формируется путем общенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом.

Конституция РФ подробно не прописывает порядка избрания депутатов Государственной Думы, указывая лишь, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, имееющий право участвовать в выборах и, что порядок выборов утверждается федеральным законом (назначает выборы Президент РФ).

Основные документы, регламентирующие порядок выборов депутатов Государственной Думы РФ — законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

На первое заседание Государственная Дума собирается на тридцатый день после избрания, хотя Президент РФ может созвать заседание Думы ранее этого срока. В соответствии со ст. 38 Регламента Государственная Дума собирается на сессии, как правило:

весеннюю — с 12 января по 20 июля;

осеннюю — с 1 октября по 25 декабря.

Государственная Дума правомочна начать свою работу, если общее число избранных в нее депутатов не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы 4 . Продолжительность и порядок проведения заседаний палат определяются Регламентом Государственной Думы.

Открывает первое заседание Государственной Думы старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или заместителя Председателя поочередно на ее заседаниях председательствуют представители всех депутатских объединений по согласованию между ними.

Каждое заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих депутатов, которую проводит председательствующий. Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Регистрация осуществляется после каждого перерыва в заседаниях палаты.

Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Все необходимые проекты документов и другие материалы предоставляются депутатам не позднее, чем за три дня до рассмотрения этих материалов на заседании палаты.

Следует подчеркнуть, что Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

Согласно статье 109 Конституции Российской Федерации, Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. А именно, статья 111 Конституции РФ гласит: «После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации распускает Государственную Думу и назначает новые выборы».

Вновь избранная Государственная Дума собирается не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей Госдумы.

Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, а также, если ею было выдвинуто против Президента обвинение с момента выдвижения до принятия соответствующего решения Совета Федерации.

Кроме того, Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы

Статья 96 Конституции РФ устанавливает срок полномочий депутатов Государственной Думы на пять лет 5 , что соответствует мировой практике, согласно которой общенациональные парламенты избираются, как правило, на 4-5 летний срок. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам – увидеть практические результаты своей деятельности.

Закрепляя полномочия Государственной Думы, Конституция РФ исходит из того, что ГД Федерального собрания призвана представлять интересы различных групп населения страны. Регламентом Государственной Думы предусмотрен целый раздел (IV), посвященный вопросам, которые относятся к исключительному ведению Государственной Думы.

К исключительному ведению Государственной Думы относятся:

дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации.

Согласно Регламенту ГД, в случае внесения в Государственную Думу Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ Председатель Государственной Думы незамедлительно извещает об этом депутатов. Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство общего числа депутатов. Если Дума отклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства, Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре. Независимо от числа представлявшихся кандидатов после третьего отклонения представленной кандидатуры Государственная Дума подлежит роспуску.

заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации.

Вотум недоверия Правительству — правительственный кризис, который может быть разрешен отставкой Правительства и созданием нового, которое пользовалось бы доверием Государственной Думы. Или, роспуском Думы и избранием новой, с которой Президент нашел бы понимание в вопросе о правительственной политике.

Читайте так же:  Договор купли-продажи нежилого здания без земельного участка

назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России.

Президент РФ представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка РФ, который считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры, Президент РФ в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность.

назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Амнистия – есть однократное освобождение от уголовной ответственности или ее смягчение для лиц, совершивших определенные актом об амнистии преступления до установленной в этом акте даты. Круг таких лиц может быть различным и определяться: видом совершенных преступлений, размером назначенных наказаний, возрастом, полом, наличием детей, прежними заслугами и иными обстоятельствами. Амнистия может быть общей или частной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под общие условия акта, частная — на конкретных лиц, совершивших определенные преступления в определенном месте и в определенное время. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии.

выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума — прежде всего и главным образом законодательный орган. Ее основная функция — законотворчество. В законодательной деятельности Государственная Дума не ограничена ничем, кроме конституционных рамок.

“Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. ” — Гласит Конституция РФ (глава 5, статья 105).

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу. А законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обстоятельств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет Федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Государственная Дума не является распорядительным органом, она не может вмешиваться в повседневную деятельность исполнительной власти. Вместе с тем Государственная Дума, как и Федеральное Собрание в целом, осуществляет контрольную функцию в отношении исполнительной власти. Данную контрольную функцию Государственная Дума может реализовать только совместно с другой палатой Федерального Собрания РФ – Советом Федерации.

Государственное Собрание республики Марий Эл

Согласно статье 5 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.»

Республика Марий Эл (мар. Марий Эл Республик) — республика (государство) в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации. Входит в состав Приволжского федерального округа. Столица — г. Йошкар-Ола. Граничит с Кировской, Нижегородской областями, Татарстаном и Чувашией. Образована была 4 ноября 1920 года.

В настоящее время Президент Республики Марий Эл — Маркелов Леонид Игоревич.

Органами государственной власти в Республике Марий Эл являются: Государственное Собрание Республики Марий Эл, Президент Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл, Конституционный суд Республики Марий Эл и иные органы. (в ред. Закона Республики Марий Эл от 21.12.2000 N 49-З) 6 .

Наименование высшего представительного и законодательного органа государственной власти республики на протяжении нескольких лет менялось. Например, в 1938 – 1990 гг. это Верховный Совет Марийской АССР 7 .

1990-1992 гг. — Верховный Совет Марийской ССР 8

1992-1993 гг. — Верховный Совет Республики Марий Эл 9

И вот с 1993 года — Государственное Собрание Республики Марий Эл. В соответствии с «Законом Республики Марий Эл от 10 ноября 1993 года № 522-III «О реформировании высшего представительного органа государственной власти Республики Марий Эл на период конституционной реформы»

2 октября 2009 года прошло сорок первое заседание Государственного Собрания. На котором было представлено Государственному Собранию итоговый одиннадцатый Доклад о деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл четвертого созыва.

Профессионально выстроенная системная модель «Законодательная власть Республики Марий Эл — четвертый созыв: 2004-2009 годы» позволила Государственному Собранию успешно реализовать программы, решить намеченные задачи и достичь поставленную цель.

Четвертый созыв Государственного Собрания Республики Марий Эл является самым продуктивным и самым результативным за 70 лет законодательной власти как по количеству, так и качеству показателей, по объему работы, по содержательности и наполняемости мероприятий, и превосходит каждый из 15 предыдущих созывов: 12 созывов Верховного Совета Марийской АССР и 3 предыдущих созывов Государственного Собрания Республики Марий Эл. Это достигнуто профессиональной деятельностью депутатов. А также реализации в течение всего созыва десяти основных принципов деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл:

1. Открытость и гласность.

2. Идеология созидания — законодательное обеспечение социально-экономического развития Республики Марий Эл.

3. Конструктивное сотрудничество с Президентом и Правительством, органами местного самоуправления, Советом Федерации и Государственной Думой, Приволжским федеральным округом, федеральными органами власти в Республике Марий Эл, Прокуратурой и Министерством юстиции, судебной властью.

4. Системное управление и плановая работа на основе программно-целевого метода.

5. Высокая надежная технология законотворчества. Согласованность проектов законов с Прокуратурой, Министерством юстиции, Государственной счетной палатой до их принятия. Качество законов, понимаемых и принимаемых жителями Республики Марий Эл.

6. Предметная работа с избирателями.

7. Межпарламентское сотрудничество.

8. Активная работа:

Совет законодателей России.

Ассоциация законодателей Приволжского федерального округа.

Ассоциация «Большая Волга».

9. Правоприменительная практика: мониторинг качественно полного и предметного исполнения законов.

10. Достойное место законодателей Марий Эл в единой системе законодательной и всей государственной власти Российской Федерации.

Деятельность Государственного Собрания Республики Марий Эл четвертого созыва осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл, законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, Законом Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл», Регламентом и Программой деятельности Государственного Собрания на период полномочий, Программой законопроектной работы.

Главное звено законотворческой деятельности – Комитеты Государственного Собрания. Они рассматривают жизненно важные проблемы и актуальные вопросы состояния и развития Республики, улучшения жизни жителей Марий Эл, подробно, всесторонне изучают документы, вносимые на сессии Государственного Собрания.

В настоящее время, значительно активизировалась работа Государственного Собрания и Комитетов по рассмотрению проектов федеральных законов и законодательных инициатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Значительно активизировалась работа Государственного Собрания и Комитетов по рассмотрению проектов федеральных законов и законодательных инициатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Последние девять лет являются успешными в развитии Республики, в общественно-политической жизни Марий Эл. Наглядное свидетельство тому – интенсивные темпы и показатели динамики социально-экономического развития Республики Марий Эл.

Успех России как федеративного государства складывается из успеха субъектов, составляющих Федерацию. Наша Республика Марий Эл вносит значительный вклад, способствующий успешному развитию национальной экономики Российской Федерации.

Итак, подведем итог нашего исследования по курсовой работе на тему: «Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования».

Исходя из всего выше изложенного, можно определить сущность и роль Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Выделить состав и основные функции Государственной Думы. Её главной функцией является осуществление законодательной власти.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

Можно отметить, что Государственная Дума и Совет Федерации – это две палаты Федерального Собрания, эффективное взаимодействие которых является необходимым условием политической стабильности в России, не смотря на то, что каждая из них имеет свой порядок формирования, сферу своей компетенции, сроки полномочий членов палат, процедуры роспуска и режим работы.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Итак, Государственная Дума Российской Федерации осуществляет свои полномочия в рамках своих функций. Для осуществления своих функций Государственной Думе необходима четкая организация деятельности.

Почти ежедневно с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов граждане получают информацию о заседаниях Государственной Думы, о принятых ими законах. Это, на мой взгляд, очень важно на сегодняшний день. Слыша информацию о Государственной Думе, народ всегда будет в курсе происходящих событий.

Также, в данной курсовой работе я рассмотрела Государственное Собрание Республики Марий Эл. Выявила причины успешной деятельности Государственного Собрания и её функционирование.

В итоге проделанной мною работы, я сделала следующие выводы:

Государственная Дума является важнейшим органом государственной власти, без которой не возможно функционирование Государственного Аппарата.

Взаимодействие всех субъектов Федерации – залог успешной деятельности всего федеративного государства.

Несмотря на отдельные существующие проблемы, Государственная Дума является необходимым государственным органом, так как она представляет интересы народа, защищает права национальностей, права и свободы граждан Российской Федерации.

Прошедшие выборы в Государственную Думу показали, что граждане России принимают активное участие в жизни государства и реализации своих политических прав.

Список использованной литературы

Авакьян С.А. Федеральное Собрание — Парламент России//Государство и право. — 2006.

Бабаев В. К. «Теория государства и права». Учебник. – М.: Юристъ, 2003.

Венгеров А. Б. «Теория государства и права». Учебник для юридических вузов. – М.: Новый юрист, 1998.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (1996 – 2006 годы) — Москва, 2006 г.

Конституция РФ. — М., 1993 г.

Конституция Российской Федерации. М., 2009.

Конституция Республики Марий Эл.

Матузов Н. И., Малько А.В. «Теория государства и права». Курс лекций. – М.: Юристъ, 2001.

Рыбкин И.П. Государственная Дума: пятая попытка: Очерк новейшей истории представительной власти в России/ И.П. Рыбкин. — 3-е изд., доп. и дораб. — М.: Знание, 1996. -231 с.

Регламент Государственной Думы РФ

Сергеев В.Н. Государственное управление России в IX – начале XXI в.в.: Методические рекоммендации к семинарам, термины, схемы: Учебно-методическое пособие / В.Н. Сергеев. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: СКАГС, 2009. – 255 с.

Теория государства и права: Учебник (под ред. М.Н. Марченко). — «Зерцало», 2004 г.

Червонюк В.И. Конституционное право России. М.: Термика, Инфра-М, 2004. — 432 с.

Чиркин В. Е. «Основы государственной власти». – М.: Юристъ, 1996

Электронные ресурсы: http://www.duma.ru/ http://www.duma.gov.ru/anticorcom/history.htm

http://parlament.mari.ru/

1 В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации

2 ГД – Государственная Дума

3 СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Глава 2 Статья 13 Регламента Государственной Думы

4 ч.2 ст.49 Регламента

5 Часть 1 в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», который вступил в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 года (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу указанного Закона

6 Согласно главе 1, статье 6 Конституции Республики Марий Эл

7На основании Конституции Марийской АССР 1937 года, статья 19,

1978 года, статья 92

8 Закон Республики Марий Эл от 22 октября 1990 года «Об органах государственной власти и управления Марийской Советской Социалистической Республики»

9 Закон Республики Марий Эл от 8 июля 1992 года № 306-III «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Марийской ССР – Республики Марий Эл», раздел 2, п. 25

Государственная дума рф полномочия порядок избрания опыт функционирования