Льготы по пенсионному обеспечению это

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

12 сентября 2018

Государственной Думой одобрен в первом чтении проект федерального закона, который предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

С учетом предложений Президента РФ законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. При этом для работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, сохраняется право выйти на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Таким образом, для северян предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Для женщин, родивших двух и более детей и выработавших необходимый северный стаж, ничего не меняется – для них сохраняется право досрочного выхода на пенсию в 50 лет.

Требования к специальному (северному) стажу, дающему право на досрочную пенсию не увеличиваются. Согласно проекту закона, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости будет предоставляться мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно.

Прежним остается пенсионный возраст и для женщин, родивших пять и более детей, родителей детей-инвалидов, инвалидов вследствие военной травмы и инвалидов по зрению первой группы, для лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф и ряда других категорий граждан, имеющих право на досрочный выход на пенсию по социальным мотивам и состоянию здоровья. Также повышение пенсионного возраста не предусматривается для граждан, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда – их перечень размещен на сайте Пенсионного фонда России в разделе «Что важно знать о новом законопроекте о пенсиях».

ЛЬГОТНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

* * *
ЛЬГОТНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА (ПЕНСИИ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА) РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) ХИМИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Льготное пенсионное обеспечение — это один из видов компенсаций, предоставляемых работникам за неблагоприятные условия труда. Под ним понимаются ежемесячные денежные выплаты, назначаемые на льготных условиях, снижение требуемого пенсионного стажа и общеустановленного пенсионного возраста на 5-10 лет.

Льготное пенсионное обеспечение широко применяется на предприятиях и в организациях химических отраслей промышленности. Оно устанавливается рабочим, руководителям и специалистам на основании Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10 и установленных к применению на территории РСФСР постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991г. № 517, при наступлении соответствующих возраста и стажа, определенных статей 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а именно:
а) по Списку №1 мужчинам — по достижении 50 лет и женщинам — по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж составляет не менее 20 и 15 лет;
б) по Списку №2 мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж не менее 25 и 20 лет.

Потенциально по этим Спискам льготные пенсии по условиям труда могут получать около 80 процентов работников предприятий химических отраслей промышленности.

Льготные пенсии по условиям труда им предоставляются (при соблюдении установленных нормативно-правовыми актами требований — постоянной занятости на работах, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня) по следующим разделам Списков:

  • по разделам «Химическое производство» VIII. Списка №1 и Х Списка №2, занятым в производствах продукции неорганической химии, органического синтеза, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, удобрений, полимеров, пластических масс, каучука, материалов лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии, синтетических красителей, химических реактивов и высокочистых веществ.
    Право на пенсионные льготы по разделам «Химическое производство» предоставлено также рабочим, руководителям и специалистам:
    а) химико-фармацевтической отрасли промышленности, занятым в производствах активированного угля и синтетических витаминов;
    б) предприятий отрасли легкой промышленности, занятым в производствах изделий горячим способом: из пластических масс, винипласта, полихлорвинилового пластиката; пласткожи и искусственных кож на волокнистой основе; искусственного каракуля; в отделениях химической подготовки волокна; пропитки и обработки тканей; технических и плащевых тканей с полихлорвиниловыми, каучуковыми, масляными и нитропокрытиями;
  • по разделу Х. «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» Списка №1 и по пункту 3. «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» раздела ХII. Списка №2, занятым в производствах по переработке нефти, газа, угля и сланца нефтеперерабатывающих, нефтехимических, сланцеперерабатывающих предприятий, предприятий по производству технического углерода (газовой сажи) и т.д.;
  • по разделам XVI. и ХХХI. «Производство искусственного и синтетического волокна» соответственно Списка №1 и №2, занятым производством указанных волокон;
  • по разделам ХVIII. и ХХШ. «Производство медикаментов, медицинских и биологических препаратов и материалов» соответственно Списка №1 и №2, занятым их производством.

Кроме того, при назначении работникам-химикам пенсий с особыми условиями труда, применяются разделы I., II., ХI., XV., ХVII., ХХ., ХХII., ХХШ. Списка №1 и разделы I., II., ХIV., ХVIII., ХХI., ХХV., ХХVШ., ХХХII., ХХХШ. Списка №2 и другие.

Но все же основную численность пенсионеров-льготников дают разделы «Химическое производство» Списков №1 и №2. При этом назначение льготных пенсий производится вне зависимости от ведомственной принадлежности химического производства.

Отнесение предприятий к химической и нефтехимической отрасли промышленности осуществляется в соответствии с общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» 175018.

Разделы «Химическое производство» Списков №1 и №2 состоят из двух подразделов «А» и «Б». К подразделу «А» отнесены предприятия химической и нефтехимической отрасли промышленности, то — есть целиком предназначенные для выпуска химической продукции. К подразделу «Б»- отдельные цехи, отделения, участки, установки, действующие в составе предприятий других отраслей народного хозяйства. В этих разделах производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей.

Система льготного пенсионного обеспечения по условиям труда в России регулируется:

  • Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.90 №340-1, предоставляющим право на пенсию в связи с особыми условиями труда ;
  • Списками №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10.
  • Разъяснением Министерства труда РФ от 22 мая 1996г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78* Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденное постановлением этого Министерства от 22.05.96 № 29.

Перечисленные документы издавались различными ведомствами и организациями, как отдельными изданиями, так и в периодической печати, и распространялись через торговую сеть. На предприятиях (в организациях) они в обязательном порядке должны быть в отделах кадров, в отделах организации труда и заработной платы и в профкомах.

Процедура и процесс назначения льготной пенсии по условиям труда производится согласно разделу IХ. «Назначение и выплата пенсий» Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и в большой мере зависят от умения правильно использовать соответствующие разделы Списков №1 и №2.

Основным документом при назначении льготной пенсии является трудовая книжка, в которую вносятся необходимые сведения:

  • наименование профессии (должности),
  • название структурного подразделения (цеха, участка, отделения, установки и т.д.), на работу в которые принят или переведен работник, с указанием приказа.

    Наименование профессии должно устанавливаться в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, в зависимости от характера выполняемой работы.

    При представлении работника к назначению льготной пенсии часто бывает необходимо подтверждать в органах социальной защиты населения занятость:

    • на подземных работах,
    • на горячих участках работ или на горячих работах,
    • на работах в определенных структурных подразделениях,
    • на работах, выполняемых определенным способом и с помощью определенного оборудования (инструмента),
    • на работах с определенными веществами и материалами,
    • на ремонте и обслуживании машин, механизмов, установок и другого оборудования.

    Перспективы реформирования льготного пенсионного обеспечения по условиям труда изложены в :

    • Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 07.08.95 № 790,
    • Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 20.05.98 № 463,
    • Стратегии развития Российской Федерации до 2010г., подготовленной Центром социальных разработок под руководством Германа Грефа.

    Льготы и другие социальные гарантии ветеранам боевых действий в Афганистане

    С момента окончания войны прошло немало времени, но льготы для ветеранов боевых действий в 2019 году в Афганистане — тема, до сих пор актуальная для большого количества мужчин. И вопросов, касающихся господдержки, не становится меньше. Чтобы разобраться в их основной массе, стоит, в первую очередь, изучить законодательство, а затем выяснить нюансы в соответствующем органе.

    Нормативно-правовая основа

    Право на субсидии от государства описано в ФЗ № 5, где подробно проработаны все нюансы: кто признается ветераном, какие льготы имеет ветеран боевых действий в Афганистане, куда обратиться и прочая информация. К примеру, в ст.3 указаны лица, признаваемые воинами-интернационалистами:

    • солдаты-срочники,
    • кадровые офицеры,
    • летчики,
    • гражданский персонал, получивший ранения при перевозке грузов для воюющих, или лица, прикомандированные к в/ч в Афганистане в 1979-1989гг.

    На какие субсидии могут рассчитывать «афганцы»

    Нормы ст.16 ФЗ 5 регламентируют, какие льготы имеют ветераны боевых действий в Афганистане. Среди них привилегии как федерального, так и регионального характера.

    Читайте так же:  Привлечение адвоката за клевету

    Получение пенсионных выплат

    На основании Постановления ЦК КПСС № 59-27 от 1983 года, ветеран боевых действий (ВБД) в Афганистане вправе рассчитывать на ряд льгот по пенсионному обеспечению. Например, в пункте «а» ч.1 указано, что если гражданин служил в ДРА, то при расчете возрастной пенсии этот момент учитывается и происходит увеличение начисления — месяц пребывания за границей приравнивается к 3. Если во время службы военный был ранен, период терапии также попадает в стаж. Благодаря такому подходу ВБД получает пенсию увеличенного размера.

    При получении инвалидности (ФЗ № 166, ст.15) пострадавшему полагается соцпенсия 300% при I группе, 250% — если присвоена II, 175% — когда определена III.

    Важно! Право на получение пенсии остается, даже если ветеран-«афганец» выйдет на работу.

    Несмотря на продолжение работы, согласно № 400-ФЗ, ВБД вправе выйти на пенсию по инвалидности. Выплаты ветеранам боевых действий будут повышенными из-за льготного военного стажа и установленной доплаты. На основании статей 45, 46 ФЗ № 468-1, воин получает надбавку 32% из суммы соцпенсии.

    Налогообложение

    В ч.2 ст.218 НК РФ указано, что участвовавшие в зарубежных конфликтах, могут оформить налоговые льготы ветеранам боевых действий в 2019 году. При этом налоговый вычет из дохода составит 500 руб. Инвалид имеет налоговое послабление 3 тыс. руб.

    Когда воин-интернационалист выступает истцом в судебном деле, он не оплачивает госпошлину.

    Также этим гражданам предоставляется скидка 10 тыс. руб. при оплате земельного налога или полное освобождение от него на один из предметов недвижимости — дом или квартиру (статьи 391, 407 НК).

    Социальные привилегии

    Среди мер соцподдержки для воинов-интернационалистов выделяют:

    • монтаж линий телефонии и ТВ вне очереди;
    • безочередный прием в медучреждениях;
    • получение ортопедических протезов;
    • санаторно-курортное оздоровление;
    • соцуслуги, указанные в ФЗ № 178;
    • доплату 1699 руб., производимую каждый месяц, что указано в ФЗ № 5 ст.23.1.

    На основании ПП № 59-27 предоставляются коммунальные льготы ветеранам боевых действий. Кроме того, его обязаны обеспечить жильем вне очереди, если гражданин заявил о жилищной необходимости до 2005 года.

    «Афганец» вправе рассчитывать на:

    • безочередную покупку билетов на любой вид транспорта;
    • безвозмездное получение проездных документов на ж/д в оба конца единожды в году;
    • безоплатный проезд в гортранспорте, если такое предполагает региональное законодательство.

    Те ВБД, которые продолжают трудиться, имеют ряд привилегий:

    • уходить в отпуск в любое время года;
    • отсутствовать на работе за свой счет 35 суток в желаемое время;
    • повышать квалификацию за счет работодателя или получать профессиональное образование;
    • устраиваться на работу по квоте.

    Основываясь на ФЗ № 5, ст.24, можно утверждать: когда ветеран умирает, его похороны организуются за счет государства. Родственникам покойного гарантируется выбор места захоронения, компенсация расходов на подготовку тела к похоронам, перевозку и финпомощь при производстве и монтаже постамента. Воин-интернационалист, продолживший служить Родине и после событий в Афганистане, удостаивается похорон с военными почестями.

    Нюансы оформления субсидий ВБД

    В зависимости от того, какие льготы у ветеранов боевых действий в Афганистане, их необходимо оформлять в разных инстанциях. Приступать стоит, получив удостоверение в органе, от которого был прикомандирован ветеран. Но документы на выдачу звания рассматриваются Минздравом.

    Для оформления субсидий необходимо:

    1. Подготовить бумаги.
    2. Открыть л/с в банке.
    3. Посетить орган, компетентный в оформлении нужного вида льготы, где заполнить заявление с указанием банковских реквизитов.

    Пакет бумаг для льгот ветеранам боевых действий в Афганистане в 2019 году готовится по каждой оформляемой субсидии отдельно. При этом ряд документов необходим для любой желаемой привилегии:

    1. Паспорт.
    2. Удостоверение.
    3. Фото 3х4.
    4. Договор с банком об открытии л/с.
    5. Заявление.

    Таким образом, льготы ветеранам боевых действий в Афганистане при выходе на пенсию положены каждому. Поэтому при наличии соответствующих документов гражданину не вправе отказать в звании, а также в льготах ветерану боевых действий в Афганистане.

    Льготы и другие социальные гарантии ветеранам боевых действий в Афганистане

    С момента окончания войны прошло немало времени, но льготы для ветеранов боевых действий в 2019 году в Афганистане — тема, до сих пор актуальная для большого количества мужчин. И вопросов, касающихся господдержки, не становится меньше. Чтобы разобраться в их основной массе, стоит, в первую очередь, изучить законодательство, а затем выяснить нюансы в соответствующем органе.

    Нормативно-правовая основа

    Право на субсидии от государства описано в ФЗ № 5, где подробно проработаны все нюансы: кто признается ветераном, какие льготы имеет ветеран боевых действий в Афганистане, куда обратиться и прочая информация. К примеру, в ст.3 указаны лица, признаваемые воинами-интернационалистами:

    • солдаты-срочники,
    • кадровые офицеры,
    • летчики,
    • гражданский персонал, получивший ранения при перевозке грузов для воюющих, или лица, прикомандированные к в/ч в Афганистане в 1979-1989гг.

    На какие субсидии могут рассчитывать «афганцы»

    Нормы ст.16 ФЗ 5 регламентируют, какие льготы имеют ветераны боевых действий в Афганистане. Среди них привилегии как федерального, так и регионального характера.

    Получение пенсионных выплат

    На основании Постановления ЦК КПСС № 59-27 от 1983 года, ветеран боевых действий (ВБД) в Афганистане вправе рассчитывать на ряд льгот по пенсионному обеспечению. Например, в пункте «а» ч.1 указано, что если гражданин служил в ДРА, то при расчете возрастной пенсии этот момент учитывается и происходит увеличение начисления — месяц пребывания за границей приравнивается к 3. Если во время службы военный был ранен, период терапии также попадает в стаж. Благодаря такому подходу ВБД получает пенсию увеличенного размера.

    При получении инвалидности (ФЗ № 166, ст.15) пострадавшему полагается соцпенсия 300% при I группе, 250% — если присвоена II, 175% — когда определена III.

    Важно! Право на получение пенсии остается, даже если ветеран-«афганец» выйдет на работу.

    Несмотря на продолжение работы, согласно № 400-ФЗ, ВБД вправе выйти на пенсию по инвалидности. Выплаты ветеранам боевых действий будут повышенными из-за льготного военного стажа и установленной доплаты. На основании статей 45, 46 ФЗ № 468-1, воин получает надбавку 32% из суммы соцпенсии.

    Налогообложение

    В ч.2 ст.218 НК РФ указано, что участвовавшие в зарубежных конфликтах, могут оформить налоговые льготы ветеранам боевых действий в 2019 году. При этом налоговый вычет из дохода составит 500 руб. Инвалид имеет налоговое послабление 3 тыс. руб.

    Когда воин-интернационалист выступает истцом в судебном деле, он не оплачивает госпошлину.

    Также этим гражданам предоставляется скидка 10 тыс. руб. при оплате земельного налога или полное освобождение от него на один из предметов недвижимости — дом или квартиру (статьи 391, 407 НК).

    Социальные привилегии

    Среди мер соцподдержки для воинов-интернационалистов выделяют:

    • монтаж линий телефонии и ТВ вне очереди;
    • безочередный прием в медучреждениях;
    • получение ортопедических протезов;
    • санаторно-курортное оздоровление;
    • соцуслуги, указанные в ФЗ № 178;
    • доплату 1699 руб., производимую каждый месяц, что указано в ФЗ № 5 ст.23.1.

    На основании ПП № 59-27 предоставляются коммунальные льготы ветеранам боевых действий. Кроме того, его обязаны обеспечить жильем вне очереди, если гражданин заявил о жилищной необходимости до 2005 года.

    «Афганец» вправе рассчитывать на:

    • безочередную покупку билетов на любой вид транспорта;
    • безвозмездное получение проездных документов на ж/д в оба конца единожды в году;
    • безоплатный проезд в гортранспорте, если такое предполагает региональное законодательство.

    Те ВБД, которые продолжают трудиться, имеют ряд привилегий:

    • уходить в отпуск в любое время года;
    • отсутствовать на работе за свой счет 35 суток в желаемое время;
    • повышать квалификацию за счет работодателя или получать профессиональное образование;
    • устраиваться на работу по квоте.

    Основываясь на ФЗ № 5, ст.24, можно утверждать: когда ветеран умирает, его похороны организуются за счет государства. Родственникам покойного гарантируется выбор места захоронения, компенсация расходов на подготовку тела к похоронам, перевозку и финпомощь при производстве и монтаже постамента. Воин-интернационалист, продолживший служить Родине и после событий в Афганистане, удостаивается похорон с военными почестями.

    Нюансы оформления субсидий ВБД

    В зависимости от того, какие льготы у ветеранов боевых действий в Афганистане, их необходимо оформлять в разных инстанциях. Приступать стоит, получив удостоверение в органе, от которого был прикомандирован ветеран. Но документы на выдачу звания рассматриваются Минздравом.

    Для оформления субсидий необходимо:

    1. Подготовить бумаги.
    2. Открыть л/с в банке.
    3. Посетить орган, компетентный в оформлении нужного вида льготы, где заполнить заявление с указанием банковских реквизитов.

    Пакет бумаг для льгот ветеранам боевых действий в Афганистане в 2019 году готовится по каждой оформляемой субсидии отдельно. При этом ряд документов необходим для любой желаемой привилегии:

    1. Паспорт.
    2. Удостоверение.
    3. Фото 3х4.
    4. Договор с банком об открытии л/с.
    5. Заявление.

    Таким образом, льготы ветеранам боевых действий в Афганистане при выходе на пенсию положены каждому. Поэтому при наличии соответствующих документов гражданину не вправе отказать в звании, а также в льготах ветерану боевых действий в Афганистане.

    Льготы по пенсионному обеспечению это

    С оциальные льготы ветеранам боевых действий определены статьей 16 «Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий» Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 03.07.2016).

    Кого действующее законодательство о ветеранах относит к ветеранам боевых действий, как получить удостоверение ветерана боевых действий в МО РФ, МВД России, ФСБ России и МЧС России, какие меры социальной поддержки определены законом «О ветеранах» ветеранам боевых действий, все эти вопросы уже были рассмотрены в предыдущих материалах:

    В данном материале рассмотрим, какие социальные льготы предусмотрены действующим законодательством, в том числе Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий.

    Социальные льготы (меры социальной поддержки) предусмотренные ветеранам боевых действий Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах»

    Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 5-ФЗ «О ветеранах», предоставляются следующие меры социальной поддержки:

    льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с пенсионным законодательством (согласно нормам Федерального закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О военных пенсиях»);

    обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ «О ветеранах».

    Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

    компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:

    платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади);

    Читайте так же:  Мать одиночка тамбов

    взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади);

    Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.

    первоочередная установка квартирного телефона;

    преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

    сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством РФ, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

    Примечание. Ветеранам, которые в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ «О ветеранах» приобрели за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие до 1 февраля 2011 года, выплачивается компенсация в порядке, установленном Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ » О социальной защите инвалидов в РФ» (ред. от 24.07.2009) независимо от даты обращения за этой компенсацией (Федеральный закон от 09.12.2010 N 351-ФЗ).

    обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

    использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

    преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;

    профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;

    Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 5-ФЗ «О ветеранах», предоставляются следующие меры социальной поддержки:

    сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также

    внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

    при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;

    преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;

    использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

    профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;

    обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

    Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 5-ФЗ «О ветеранах», предоставляются следующие меры социальной поддержки:

    при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;

    преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;

    использование ежегодного отпуска в удобное для них время.

    В следующих материалах мы рассмотрим порядок получения этих социальных льгот ветеранам боевых действий, а также предусмотренные налоговым законодательством РФ налоговые льготы ветеранам боевых действий.

    Льготы по пенсионному обеспечению это

    Во всех программных документах государственных органов власти, касающихся реформирования пенсионной системы Российской Федерации, к одной из основных задач отнесена реформа льготного пенсионного обеспечения.

    Современным пенсионным законодательством предусмотрен широкий круг пенсионных льгот:

    • снижение возраста, дающего право получения пенсии на общих основаниях;
    • снижение необходимого страхового стажа;
    • включение периодов, не связанных с трудовой деятельностью, в страховой стаж;
    • установление пенсии независимо от возраста и общего страхового стажа при определенной продолжительности некоторых видов профессиональной деятельности (выслуга лет);
    • повышение размеров пенсии.

    Пенсионный возраст при льготном пенсионном обеспечении имеет непосредственную связь со специальным трудовым стажем. Например, специальный стаж на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах предусматривает более ранний возраст выхода на пенсию, чем на работах с тяжелыми условиями труда. Для вышеперечисленных работников (Список №1 и Список №2) установлена норма, когда граждане, имеющие не менее половины специального стажа, могут уйти на пенсию с уменьшением возраста, предусмотренного при назначении пенсий на общих основаниях.

    Пенсионер может иметь право как на один из видов перечисленных льгот, так и на их сочетание. Предоставление указанных льгот различается по трем основаниям: по условиям труда, по медико-биологическим признакам и по региональным факторам. Льготы могут предоставляться либо по одному из этих оснований, либо по сочетанию нескольких.

    Основная функция пенсии — компенсация утраченного заработка. Пенсия является видом материального обеспечения, предоставляется в денежной форме нетрудоспособным лицам. Старость предполагает наступление нетрудоспособности, что закреплено правом в виде общеустановленного пенсионного возраста.

    Однако законодатель не связывает возникновение права на пенсию по старости с наступлением старости в ее биологическом понимании. Достижение пенсионного возраста в праве именуется старостью, хотя в действительности она наступает гораздо позже. Большинство лиц предпенсионного и пенсионного возраста, особенно в первые годы после выхода на пенсию, вполне трудоспособны. Сам по себе возраст не может служить абсолютным критерием определения временных параметров трудоспособности.

    Таким образом, пенсии по старости связываются не с обеспечением лиц, ставших нетрудоспособными в связи с наступлением старости, а с обеспечением лиц, достигших определенного возраста, имеющих установленный трудовой стаж и приобретших в связи с этим право на пенсию.

    Особенность льготной пенсии состоит в том, что право на нее предоставляется безотносительно к фактическому состоянию условий труда и степени утраты трудоспособности работником.

    Закон также признает, что при выполнении трудовых функций в определенных неблагоприятных условиях предположительная нетрудоспособность может наступить в более раннем возрасте. Льготная пенсия призвана компенсировать утраченный заработок вследствие такой нетрудоспособности. В этом проявляется ее экономическая функция.

    В экономической литературе высказывается мнение о том, что льготная пенсия выполняет еще две функции: здравоохранительную, которой должен отдаваться бесспорный приоритет, и стимулирующую. Первая, способствуя выводу из определенных сфер производства работников в более раннем возрасте, направлена на сохранение их здоровья. Вторая, в свою очередь, заключается в привлечении рабочей силы к выполнению трудовых функций, сопряженных с неблагоприятными факторами. К таким факторам помимо опасных и вредных условий труда, относятся также определенные климатические условия, к примеру, работа на Крайнем Севере, в местностях, приравненных к Крайнему Северу.

    Однако в настоящее время условия предоставления льготной пенсии стимулируют продолжать выполнение работы, которая может привести к возникновению профессионального заболевания. Так при работе с некоторыми веществами и инструментами необратимые изменения в организме человека, как правило, наступают через пять, а то и менее лет работы, тогда как для получения льготной пенсии необходимо иметь более продолжительный специальный трудовой стаж. В этом случае, на наш взгляд, здравоохранительная функция пенсионной льготы не активна. Там же, где условия труда не сопряжены с опасностью для здоровья, не должно быть и льготных пенсий. Это должно стать общим правилом.

    Здоровье человека носит сугубо индивидуальный характер, поэтому законодательно, на наш взгляд, не следует запрещать продолжение работы во вредных и опасных условиях труда тем лицам, которые уже имеют право на получение льготной пенсии. Однако льготную пенсию им при этом выплачивать не следует. Такого стимула к работе в неблагоприятных условиях быть не должно.

    Общая численность пенсионеров — льготников достигла к 2003 году 9,4 млн. человек (табл. 1). Из них 52,1% пенсий предоставлялись в связи с особыми условиями труда, 20,2% в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 7,4% по выслуге лет, 19,2% на льготных основаниях,1,1% участникам ликвидации аварии на ЧАЭС. Масштабы предоставления таких льгот не имеют аналогов в мировой практике.

    Таблица 1. Сведения о численности пенсионеров РФ (млн. человек)

    Всего пенсионеров, получающих трудовые пенсии

    из них по старости

    на льготных основаниях

    в связи с особыми условиями труда

    в связи с работой на Крайнем Севере

    в связи с радиационными авариями и катастрофами

    Основным видом льготных пенсий являются пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Характерно, что рост числа лиц, выходящих на пенсию по Списку №1, превышает рост численности пенсионеров по Списку №2. В настоящее время на рабочих местах, дающих право на эти пенсии, занят каждый пятый работник промышленности.

    Число получателей льготных пенсий непрерывно растет как в абсолютном, так и в относительном выражении. За 8 лет — с 1994 по 2002 годы их численность увеличилась в общей численности пенсионеров с 20,27% до 24,62 %.

    Объем финансовых затрат на выплаты льготных пенсий за 2001 год составил 29,7% бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенного на финансирование выплат пенсий. Если быть более точными, то необходимо учитывать расходы на выплату досрочных пенсий только до достижения пенсионерами общеустановленного пенсионного возраста. К сожалению, вышеприведенная статистка ведет подсчет пенсионеров по видам пенсий без учета их возраста.

    Для расчетов воспользуемся данными за 2002 г. о распределении численности пенсионеров по полу и возрасту в разрезе видов пенсий в Кабардино-Балкарской Республике. Проведенные расчеты показывают, что расходы на выплату льготных пенсий до достижения общеустановленного возраста составляют 8% при среднемесячной сумме выплат 26623,66 тыс. рублей. Среди работающих пенсионеров — льготников каждый второй мужчина и каждая третья женщина моложе общеустановленного возраста выхода на пенсию. Полученные в ходе анализа данные мониторинга состава и численности пенсионеров КБР позволили осуществить предварительную оценку фактического среднего возраста выхода на пенсию в 2002 году. Пенсии в связи с особыми условиями труда назначаются в среднем мужчинам в 53 года, женщинам в 48 лет.

    Читайте так же:  Требования к катафалкам

    Приведенные цифры свидетельствуют о том, что «льготы» в пенсионном обеспечении из «исключений», предоставляемых ограниченному числу лиц, превратились в «правило» досрочного назначения пенсии. Чем больше по объему или большему числу лиц предоставляются льготы, тем более они обременительны для общества и все более утрачивают свое первоначальное назначение. Льгота, превратившаяся в общую норму или правило, становится неэффективной.

    Одна из основных причин, объясняющая тенденцию роста числа пенсионеров — льготников, на наш взгляд, состоит в том, что действующим законодательством не предусмотрен механизм дополнительной оплаты их пенсий. При любом количестве занятых на рабочих местах, дающих право на льготную пенсию, тариф страховых взносов один и тот же. Работодатели, используя эту ситуацию, без особых проблем решают вопросы укомплектования рабочей силой производств с тяжелыми и вредными условиями труда, не принимая мер по улучшению условий труда.

    Другой причиной являются социально — демографические изменения, происходящие в нашей стране. С одной стороны, происходит старение населения, молодежь неохотно идет на тяжелые и вредные работы (в основном молодежь из производственной сферы переходит в сферу услуг). С другой стороны, в условиях падения производства и роста безработицы люди стараются сохранить свои рабочие места. Все большее количество работников вырабатывает полностью необходимый специальный стаж, дающий право на пенсионные льготы.

    Льготное пенсионное обеспечение в существующем сегодня виде могло нормально функционировать только в социалистической системе при широко развитых фондах общественного потребления. В экономике стремящейся к развитым рыночным отношениям мы считаем недопустимым существующую практику установления привилегий одним категориям застрахованных за счет других.

    Повысить уровень материального обеспечения большинства пенсионеров без привлечения дополнительных источников финансирования, вне рамок государственной пенсионной системы, в ближайшие годы сложно. Поэтому поиск и нормативное закрепление этих источников для отдельных категорий работников является чрезвычайно важным условием успешной реализации пенсионной реформы в России.

    Основанием для установления льготных пенсий по условиям труда является принадлежность работника к профессии, включенной в списки, дающие право на досрочный выход на пенсию. В настоящее время насчитывается около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Почти 60% рабочих мест приходится на металлургию, машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность. При этом по оценкам специалистов, примерно 30% включенных в списки рабочих мест могут иметь относительно нормальные условия труда.

    Программой пенсионной реформы предусматривается трансформировать досрочные пенсии, назначаемые в связи с неблагоприятными условиями труда, в отдельную категорию пенсионного обеспечения — профессиональную пенсионную систему (ППС). Деятельность ППС строится на накопительном принципе: сколько в пользу работника сформировано пенсионных накоплений, такова и будет льготная пенсия.

    Обязательная профессиональная система создается работодателем либо с участием Пенсионного Фонда РФ, либо по его выбору, с участием уполномоченного НПФ, по согласованию с работниками предприятия.

    Необходимым условием успешной реализации положений Программы пенсионной реформы о переходе к обязательным профессиональным системам является анализ текущей ситуации, сложившейся на предприятиях различных отраслей. Финансово-экономическое положение большинства предприятий не дает оснований для повышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда без соответствующих компенсационных мероприятий. Программа в качестве компенсационных мер предусматривает синхронизацию введения дополнительных тарифов страховых взносов со снижением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда по другим видам налогов и обязательных платежей.

    Однако даже в случае реализации этих мер многие предприятия со значительным удельным весом льготников и низким уровнем оплаты труда не смогут воспользоваться налоговыми льготами для улучшения своего финансового положения, увеличения оборотных средств, снижения кредиторской задолженности, расширения инвестиционных возможностей, если при этом общая величина налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с учетом введения дополнительных страховых взносов сохранится на прежнем уровне. Это, безусловно, повлияет на конкурентоспособность продукции таких предприятий, их положение на рынке и отрицательно скажется на динамике финансово-экономических показателей.

    Многие предприятия имеют задолженность по платежам, а также по заработной плате работникам, что может стать серьезным препятствием для их участия в финансировании ППС, поскольку обязательные дополнительные расходы на уплату пенсионных взносов приведут к нарастанию задолженности.

    Если снижение общей налоговой нагрузки на фонд оплаты труда окажется недостаточным для введения дополнительных страховых взносов в ППС, налоговая нагрузка на фонд заработной платы в итоге возрастет, соответственно возрастут издержки производства продукции. В ряде случаев, главным образом на предприятиях топливно-энергетического комплекса, это приведет к удорожанию продукции, прежде всего для потребителей энергии других отраслей на внутреннем рынке.

    Предварительные оценки свидетельствуют о том, что большинство оборонных предприятий не смогут компенсировать увеличения затрат в связи с введением обязательных взносов в ППС в рамках сложившихся цен на свою продукцию. Рост затрат на оборонную и другие виды продукции, производимые по государственному заказу, и соответствующее повышение цен потребуют дополнительного финансирования из федерального бюджета или сокращения государственных закупок, в том числе по оборонному заказу. Увеличение цен, кроме того, вызовет дополнительный рост налоговой нагрузки по налогам, расчетной базой которых является объем реализации.

    У большинства предприятий, которые будут иметь высокие издержки по финансированию обязательных ППС, произойдет дальнейшее снижение конкурентоспособности продукции, возникнут дополнительные трудности с ее сбытом, которые могут привести к спаду производства и соответствующему ухудшению показателей финансово-хозяйственной деятельности, а возможно, и к банкротству некоторых предприятий. Такое развитие событий весьма вероятно для многих предприятий химического комплекса.

    Отсутствие у многих предприятий достаточных средств для модернизации производства и улучшения условий труда может привести к неконтролируемому сокращению рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и занятых на них работников. Безусловно, будет иметь место и сокращение числа льготников за счет отмены неоправданно предоставляемых льгот и соответствующая относительная экономия расходов работодателей.

    Не исключено, что переход к обязательному профессиональному пенсионному страхованию может столкнуться и с другими проблемами и сложностями как экономического, так и социального характера.

    В связи с вышеизложенным, при формировании законодательной базы и проведения организационной работы по созданию ППС, при моделировании проектируемых условий и норм деятельности ППС требуется использование дифференцированных подходов для предприятий различных отраслей, имеющих соответственно различные финансово-экономические параметры.

    Далее считаем логичным, рассмотреть льготы по уплате страховых взносов. Статьей 238 Налогового кодекса РФ предусмотрены льготы по единому социальному налогу, при этом в статье 10 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» сказано, что объект начисления страховых взносов такой же, как база и объект для единого социального налога. Объект налогообложения определен в статье 236 Налогового кодекса РФ. В статье 238 Налогового кодекса перечислены выплаты, которые не подлежат налогообложению. Таким образом, объект и база налогообложения определяются тремя статьями: 236, 237, 238. Льготы, предусмотренные статьей 239 Налогового кодекса РФ, не относятся ни к базе, ни к объекту налогообложения. Это область самостоятельного регулирования правовых отношений с налогоплательщиками в силу статей 17 и 52 Налогового кодекса.

    В статье 239 Налогового кодекса РФ предусмотрены льготы для организаций любых организационно — правовых форм собственности, в которых работают лица, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности 1, 2, 3 степени (инвалиды). Так, на выплаты работающих в этих организациях инвалидов не начисляется единый социальный налог. При этом сохраняется право на базовую часть трудовой пенсии, которая финансируется за счет социального налога, перечисляемого другими организациями в федеральный бюджет. Таким образом, предоставляя льготы по уплате единого социального налога, государство не лишает инвалидов, работающих в организациях любых организационно — правовых форм, права на получение базовой части трудовой пенсии, поскольку статьей 34 Закона о социальной защите инвалидов определено, что государство гарантирует им освобождение от налогов.

    Аналогичная норма распространяется и на общественные организации инвалидов, которые полностью освобождены от уплаты единого социального налога независимо от того, кто там работает: здоровые люди или инвалиды. Общественные организации имеют хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественной организации инвалидов, сеть учреждений культуры, здравоохранения. У Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, к примеру, имеются свои школы для детей с нарушением слуха или зрения, средние технические образовательные учреждения, клубы, медицинские учреждения. Освобождение общественных организаций инвалидов от уплаты страховых взносов автоматически лишает всех работающих там граждан (не только инвалидов), страховой и накопительной частей трудовых пенсий. Поэтому на наш взгляд, будет правильным ввести уплату социального налога с выплат, получаемых в этих организациях лицами, не относящимися к категории инвалидов.

    Рассмотрим другую категорию застрахованных лиц, которые в силу возникшей правовой коллизии пока не могут реализовать своего конституционного права на пенсию. Речь идет о работниках гаражно — и жилищно — строительных кооперативов, садово — огородных товариществ. Согласно статье 238 Налогового кодекса РФ на выплаты, начисленных в пользу указанных лиц, единый социальный налог не платится. При этом в статью 239 НК РФ, регламентирующую льготы по налогообложению, эти организации не включены. Но так как база по единому социальному налогу и страховым взносам одна, то эти выплаты не включаются и в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, у работников перечисленных организаций нет выплат, на которые начисляются страховые взносы, т.к. вся заработная плата им выплачивается из членских взносов. Кроме того, вышеперечисленные кооперативы и товарищества заключают договора гражданско — правового характера, вознаграждения по которым оплачиваются из членских взносов. С заработной платы лиц, которые работают по гражданско — правовым договорам, также не начисляется единый социальный налог.

    По действующим нормам пенсионного законодательства базовая часть пенсии гарантирована всем. Для получения трудовой пенсии по старости одним из необходимых условий является наличие 5 лет страхового стажа, в течение которого гражданин осуществлял трудовую либо иную деятельность и за него уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Лица, не имеющие страхового стажа и за которых не уплачивались страховые взносы, даже если они работают, будут иметь право только на получение социальной пенсии, при оставлении работы, которая равна размеру базовой части трудовой пенсии по старости и назначается на пять лет позже общеустановленного пенсионного возраста (60 и 65 лет, соответственно для женщин и мужчин). Поэтому на наш взгляд, необходимо внести изменения в действующее законодательство, исключив гаражно — и жилищно — строительные кооперативы, садово — огородные товарищества из статьи 238 НК.

    Льготы по пенсионному обеспечению это