Полномочия профсоюза в школе

Профсоюз в школе. На страже интересов учителя

О том, как работают учителя в современных столичных образовательных комплексах, а также о работе профсоюза как общественного механизма регулирования отношений и защиты прав педагога, в интервью корреспонденту Информационного центра правительства Москвы Наталье Голубевой рассказали первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Михаил Юрьевич Тихонов и председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Марина Алексеевна Иванова.

Н. Г.: Объединение школ в образовательные центры — многофакторный процесс. Если рассматривать его со стороны педагогического коллектива, как ощущает себя учитель при объединении и как быстро адаптируется к новым условиям? Как минимизировать конфликтные ситуации при объединении образовательных учреждений?

М. Т.: Объединение коллективов — дело достаточно сложное, потому что у каждого свои традиции и предпочтения. Сегодня мы видим, что у нас есть замечательные примеры, когда состоявшиеся комплексы не утратили ничего доброго и традиционного, что было до объединения в образовательных заведениях. И даже многое приобрели за счет консолидации ресурсов. Однако есть комплексы, которые потрясают различного рода конфликты. Это происходит, когда нарушается привычная связь людей и сложившихся отношений. В этой связи существуют некоторые общественные инструменты и механизмы, которые могут минимизировать конфликтные ситуации и компенсировать риски, возникающие при такого рода объединениях образовательных организаций. Среди таких механизмов я вижу блок полномочий и практических дел первичной профсоюзной организации образовательного комплекса.

Это неформальная роль проф-союза в структуре и системе отношений нового большого образовательного комплекса, который включил в себя несколько педагогических коллективов.

Н. Г.: Марина Алексеевна, расскажите про формальную роль проф-союзной организации в образовательном учреждении.

М. И.: У профсоюза, кроме неформального основания иметь свое влияние в коллективе, есть и формальное — законодательство, которое определяет полномочия проф-союзной организации.

Первичная профсоюзная организация действительно может многое. Другое дело — насколько она этим пользуется. То, о чем говорит Михаил Юрьевич, включает в первую очередь инструменты, которыми должна владеть профсоюзная организация, но с другой стороны, это зависит и от позиции руководителя.

Профсоюз следит за тем, каким образом будет построен трудовой распорядок, каким образом будет построена система стимулирующих выплат, какие критерии будут приняты для того, чтобы оценить того или иного учителя. А это самое главное и сложное.

Проверять, как выполняется трудовое законодательство со стороны руководителя — это тоже полномочия профсоюза.

Н. Г.: Какая самая главная функция профсоюзной организации?

М. И.: Главная функция проф-союза — представительская. Это представительский орган педагогического коллектива в школе.

Н. Г.: Каким образом первичная профсоюзная организация должна взаимодействовать с руководителем образовательного учреждения? Насколько этот процесс важен?

М. И.: Это движение двустороннее. Профсоюзная организация стремится что-то отрегулировать, установить какие-то основания для лучшего продвижения сотрудников, например оплаты труда или установление каких-то дополнительных гарантий для работников. Директор в свою очередь должен не только организовать этот процесс, но и активно участвовать в нем. Директор, как правило, имеет управленческую команду, в которой должен быть председатель профсоюзной организации, способный разговаривать на равных.

М. Т.: Сейчас коллектив образовательного комплекса соизмерим с коллективом средней величины предприятия. Это может быть 300 и более человек. А этот коллектив из одной точки, только приказом одного лица, уже не управляется. Под «руководителем» мы подразумеваем управленческую команду, которая имеет необходимое число специалистов в области методики преподавания, финансов, права, торгов и конкурентной политики, инфраструктуры и поддержания в исправности всего комплекса, а также в области трудовых отношений. Квалифицированный руководитель будет стараться поддерживать роль представительных органов коллектива для баланса и сохранения внутреннего мира, а также для понимания всеми членами коллектива системы традиций и ценностей.

Важно, чтобы могли конструктивно взаимодействовать первое лицо образовательного комплекса и представитель коллектива в лице председателя профсоюзной организации.

Н. Г.: Какой главный механизм реализации прав профсоюза в образовательном учреждении?

М. И.: Начнем с того, что по соглашению, которое заключено с Департаментом образования, наш профсоюз работников народного образования и науки признан представителем трудовых коллективов.

Таким образом, потребности и предложения трудового коллектива могут быть выражены через решения профсоюзной организации и через те документы, которые она принимает. Главным документом или инструментом в этом вопросе является коллективный договор. В нем определяются те или иные гарантии педагогов и многие аспекты внутренней жизни коллектива.

Н. Г.: Расскажите, пожалуйста, что фиксируется в коллективном договоре?

М. И.: При реорганизации любое образовательное учреждение испытывает недостаток в коллективном договоре. Люди понимают, что надо ввести общую согласованную систему измерений во всем. Коллективные договоры очень важны, в них отмечены и регулируются правила внутренней жизни коллектива. Мы недавно сделали модельный макет коллективного договора. Но он не может быть использован в каждом учебном учреждении, потому что с учетом особенностей нужно вносить свои нюансы и дополнительные условия. Мы задали некий вектор, набор тем, которые должны быть внесены в договор. В образце 30 раз упомянуто, что данное положение, или документ, вводится с учетом мнения профсоюза, и 16 раз отмечено, что это вводится на основе локальных нормативных актов. Образец договора носит рекомендательный характер.

М. Т.: Сейчас идет период подготовки и заключения в образовательных комплексах коллективных договоров или внесения изменений в ранее заключенные. Начался учебный год, и мы надеемся, что до конца текущего года эти коллективные договоры будут подготовлены и заключены.

Н. Г.: Какие возможности появились у педагогов после объединения образовательных учреждений в комплексы?

М. И.: У комплекса увеличился бюджет, а значит, появилось больше возможностей его использования. Увеличение количества классов позволяет открывать профильные классы. Помимо этого, создаются большие методические объединения, где можно распространять и обмениваться опытом в любой форме, что способствует профессиональному росту. Это связано и с аттестацией педагогических кадров. По итогам работы методического объединения и аттестации можно определить, как человеку повышать свою квалификацию.

У нас есть школы, в которых работают много молодых учителей. Можно создать совет молодых педагогов в школе. В хороших комплексах все упомянутые мною моменты как раз реализованы. При этом руководители понимают, как работать с коллективом, и они вместе с председателем профсоюзной организации усиливают свою проф-союзную организацию.

Н. Г.: Какие самые распространенные проблемы и вопросы возникают у учителей, с которыми они обращаются в профсоюз?

М. И.: Самые сложные вопросы связаны с двумя моментами. Первый — это режим рабочего времени учителя, а второй момент — это система оплаты труда. В частности, вопрос о стимулирующих выплатах.

Н. Г.: Каким образом получается решить и уладить конфликтные ситуации?

М. И.: Чаще всего ситуации с оплатой труда мы разбираем и ликвидируем совместно с Департаментом образования. В первую очередь путем переговоров. Мы выходим в коллектив, смотрим, что там произошло, затем проверяем документы, консультируем и таким образом помогаем решить проблему. И потом проверяем, как она решена. Также мы обязательно работаем с руководителем, потому что это очень важно, ведь в основном локальные акты оформляются приказами. В конкретных ситуациях, когда кому-то недоплатили, мы тоже разбираемся.

Н. Г.: Расскажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы вертикаль решения вопросов от школы до Департамента образования действовала быстрее и эффективнее?

М. Т.: Для того чтобы решение вопросов от школы до Департамента проходило быстрее и эффективнее, мы должны действовать в паре с профсоюзом.

Я могу назвать целый ряд позиций, по которым, без преувеличения, мы с профсоюзом имеем одинаковую точку зрения и действуем солидарно:

— обучение и профессиональная переподготовка кадров;

— решения социальных вопросов, среди которых есть жилищный.

Н. Г.: Можно ли сказать, что с внедрением информационных технологий в образовательный процесс у учителей появилась новая, более сложная роль в современной школе?

М. И.: Понятно, что сейчас деятельность педагогического работника, и особенно учителя, очень усложнилась. К педагогам предъявляются совершенно другие требования. У нас есть федеральные государственные стандарты, а также стандарт профессиональной деятельности учителя. Безусловно, с приходом современных технологий в школы роль учителя усложняется. И эта новая роль очень непроста.

М. Т.: Есть ошибочное мнение, что компьютеры облегчают работу учителя. Ничего подобного, процесс обучения усложняется. Для того чтобы подготовиться к уроку, учителю необходимо привлечь все информационные ресурсы и заменить доску и мел на электронную интерактивную образовательную среду. В этом и есть новая роль учителя, которая предполагает более сложную подготовку и адаптацию. А если учитель этого не может, возникает риск стать неинтересным для детей.

Н. Г.: Здесь встает вопрос о конкурентности за места в школах. Существует ли сегодня конкуренция между учителями?

М. И.: Вы правильно уловили тему конкурентности. Существует конкуренция между учреждениями. Недаром в Москве есть рейтинг школ. При этом однозначно существует конкуренция между учителями. И она будет всегда. Хорошие учителя всегда в цене.

Читайте так же:  Достоверные осаго

Н. Г.: Сколько работников столичной системы образования являются членами профсоюза?

М. И.: 72% работников системы образования Москвы являются членами профсоюза. Это высокий показатель. Для нас принципиально важно сознательное вхождение педагогов в профсоюз.

Н. Г.: Как вы считаете, нуждается ли профсоюзный орган в дополнительном развитии и усилении?

М. Т.: Обе структуры (Департамент образования и профсоюз) заинтересованы в усилении роли проф-союзной организации. Она должна объединять как можно больше людей, чьи интересы реально представляет. При этом организация не должна быть карманной и исключительно соглашательской. В этом нет никакого смысла, потому что тогда разрушается баланс, который держит внутреннее равновесие всего коллектива.

М. И.: Дело в том, что наша задача — усиливать роль профсоюзных организаций, а значит, увеличить их численность. Сформулируем это как обоюдное желание.

Положение о первичной профсоюзной организации

о первичной организации Профсоюза работников

народного образования и науки РФ

Южного окружного управления образования

Департамента образования города Москвы

1. Общие положения.

1.1. Положение о первичной профсоюзной организации образовательного учреждения (далее — Положение) разработано в соответствии со статьями 13.3; 16; 17; 18; 19; 20; 21 Устава Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее — Устав Профсоюза) и является внутрисоюзным нормативным правовым актом первичной профсоюзной организации, действующим в соответствии и наряду с Уставом Профсоюза. Настоящее положение регулирует деятельность первичной профсоюзной организации образовательного учреждения среднего (полного) общего образования.

1.2. Первичная профсоюзная организация ГБОУ СОШ № 630, является структурным подразделением Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее — Профсоюз) и структурным звеном Территориальной организации Западного административного округа Региональной общественной организации — Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

1.3. Первичная профсоюзная организация ГБОУ СОШ № 630 объединяет учителей, и других работников, являющихся членами Профсоюза и состоящих на профсоюзном учете в первичной профсоюзной организации школы .

1.4.Организационно-правовая форма: общественная организация.

1.5.В своей деятельности профсоюзная организация школы руководствуется Уставом Профсоюза, Законом РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», действующим законодательством РФ и субъекта РФ, нормативными актами выборных органов Профсоюза и существующих территориальных организаций Профсоюза, настоящим Положением.

1.6.В соответствии с Уставом Профсоюза в профсоюзной организации школы не допускается двойное членство в профсоюзах. Член Профсоюза, состоящий на профсоюзном учете в первичной профсоюзной организации школы, не может состоять на учете в другом профсоюзе.

1.7.Профсоюзная организация организует учет и сохранность документов первичной профсоюзной организации в течение отчетного периода (не менее 3-х лет), а также передачу их на хранение в выборный орган вышестоящей территориальной организации Профсоюза при реорганизации или ликвидации первичной профсоюзной организации.

2. Цели и задачи первичной профсоюзной организации.

2.1. Целями и задачами профсоюзной организации школы являются:

— реализация уставных задач Профсоюза по представительству и защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза;

— общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

— улучшение материального положения, укрепление здоровья и повышение жизненного уровня членов Профсоюза;

— информационное обеспечение членов Профсоюза, разъяснение мер, принимаемых Профсоюзом по реализации уставных целей и задач;

— организация приема в Профсоюз и учет членов Профсоюза, осуществление организационных мероприятий по повышению мотивации профсоюзного членства;

— создание условий, обеспечивающих вовлечение членов Профсоюза в профсоюзную работу.

2.2. Для достижения уставных целей профсоюзная организация:

— ведет переговоры с администрацией школы;

— заключает от имени учителей и других работников образования коллективный договор с администрацией и способствует его реализации;

— оказывает непосредственно или через территориальный комитет профсоюза юридическую, материальную помощь членам Профсоюза;

— осуществляет непосредственно или через соответствующие органы Профсоюза общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, правил и норм охраны труда в отношении членов Профсоюза;

— представляет интересы членов Профсоюза (по их поручению) при рассмотрении индивидуальных трудовых споров;

— участвует в урегулировании коллективных трудовых споров (конфликтов) в соответствии с действующим законодательством РФ;

— по поручению членов Профсоюза, а также по собственной инициативе обращается с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры;

— участвует в избирательных кампаниях в соответствии с федеральным и местным законодательством о выборах;

— осуществляет информационное обеспечение членов Профсоюза, разъяснение действий Профсоюза в ходе коллективных акций;

— доводит до сведения членов Профсоюза решения выборных органов вышестоящих организаций Профсоюза;

— осуществляет обучение профсоюзного актива, содействует повышению квалификации членов Профсоюза;

— осуществляет другие виды деятельности, предусмотренные Уставом Профсоюза.

3. Организация работы первичной профсоюзной организации.

3.1. Профсоюзная организация самостоятельно решает вопросы своей организационной структуры. В профсоюзной организации могут создаваться профсоюзные группы, вводиться, по мере необходимости, другие структурные звенья.

Деятельность профсоюзной организации школы определяется перспективным текущим планом работы, решениями профсоюзных собраний и выборных органов вышестоящих организаций Профсоюза.

3.2. Профсоюзная организация проводит мероприятия, заседания профкома, собрания с учетом расписания уроков и режима работы школы.

3.3. Прием в Профсоюз в соответствии с п.8 Устава Профсоюза производится на основании личного письменного заявления, поданного в профсоюзную организацию. Датой приема в Профсоюз считается дата подачи заявления в профсоюзную организацию.

С согласия работника образования, вступающего в Профсоюз, прием может быть осуществлен на заседании профсоюзного комитета или собрании профсоюзной организации школы.

Одновременно с заявлением о вступлении в Профсоюз вступающий подает заявление в администрацию школы о безналичной уплате вступительного и членского профсоюзного взноса.

Принятому в Профсоюз выдается членский билет единого образца, который хранится у члена Профсоюза.

3.4. Делопроизводство в профсоюзной организации осуществляется на основе номенклатуры дел, утверждаемой на заседании профсоюзного комитета.

3.5. Член Профсоюза вправе выйти из Профсоюза путем подачи письменного заявления в профсоюзную организацию школы, дата подачи заявления считается датой прекращения членства в Профсоюзе.

Выбывающий из Профсоюза подает письменное заявление в администрацию школы о прекращении взимания с него членских профсоюзного взноса.

3.6. Исключение из членов Профсоюза производится на условиях и в порядке, установленном Уставом Профсоюза, Исключение из Профсоюза оформляется протоколом профсоюзного собрания.

3.7. Учет членов Профсоюза в школе осуществляется в форме списка, составленного в алфавитном порядке, с указанием даты вступления в Профсоюз, должности, порядка уплаты профсоюзного взноса, выполняемой профсоюзной работы, профсоюзных, отраслевых и государственных наград или по учетной карточке установленного в Профсоюзе образца.

3.8. Вступительный и членский профсоюзные взносы взимаются в Форме безналичной уплаты в порядке и на условиях, определенных в соответствии со ст. 28 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», коллективным договором школы и соглашением на уровне соответствующей территориальной организации Профсоюза.

3.9. Члены Профсоюза, состоящие на учете в профсоюзной организации школы :

— пользоваться льготами и преимуществами, если таковые предусмотрены коллективным договором и соглашениями, заключенными выборными органами соответствующих вышестоящих территориальных организаций Профсоюза;

— получать премии и иные поощрения из профсоюзного бюджета за активное участие в профсоюзной деятельности.

— содействовать выполнению решений профсоюзных собраний и профкома школы;

— выполнять обязательства, предусмотренные коллективным договором школы и соглашениями, заключенными соответствующими выборными органами вышестоящих территориальных организаций Профсоюза;

— участвовать в работе соответствующих территориальных профсоюзных конференций в случае избрания делегатом;

— проявлять солидарность с членами Профсоюза в защите их прав.

3.10. Порядок и условия представления льгот члену Профсоюза, устанавливаются: профсоюзным комитетом и выборным органом вышестоящих профсоюзных организаций.

4. Руководство первичной профсоюзной организации.

4.1. Выборный орган вышестоящей территориальной организации Профсоюза:

— утверждает Положение о первичной профсоюзной организации школы, изменения и дополнения, вносимые в него;

— согласовывает в установленном порядке решение о создании, реорганизации или ликвидации профсоюзной организации;

— по необходимости и в порядке, определенном Уставом Профсоюза, созывает внеочередное собрание первичной организации;

— устанавливает общие сроки проведения отчетно-выборного профсоюзного собрания;

— обеспечивает единый порядок применения уставных норм в первичной профсоюзной организации.

4.2. Руководство профсоюзной организацией осуществляется на принципах коллегиальности и самоуправления.

5. Органы первичной профсоюзной организации.

5.1. Органами профсоюзной организации являются профсоюзное собрание, профсоюзный комитет (профком), председатель первичной профсоюзной организации, ревизионная комиссия.

Количественный состав постоянно действующих выборных органов профсоюзной организации и форма их избрания определяются собранием.

5.2. Высшим руководящим органом профсоюзной организации является собрание.

— принимает положение о первичной профсоюзной организации школы, вносит в него изменения, дополнения;

— определяет и реализует основные направления деятельности профсоюзной организации, вытекающие из уставных целей и задач Профсоюза;

— принимает решения: о выдвижении коллективных требований, проведении или участии в профсоюзных акциях по защите социально-трудовых прав членов Профсоюза;

— заслушивает и дает оценку деятельности профсоюзному комитету;

— заслушивает и утверждает отчет ревизионной комиссии;

— избирает и освобождает председателя первичной профсоюзной организации;

Читайте так же:  Развод с джигурдой

— избирает казначея профсоюзной организации;

— утверждает количественный и избирает персональный состав профсоюзного комитета и ревизионную комиссию;

— избирает делегатов на конференцию соответствующей территориальной организации Профсоюза, делегирует своих представителей в состав территориального комитета (совета) профсоюза;

— принимает решение о реорганизации, прекращении деятельности или ликвидации профсоюзной организации школы в установленном Уставом Профсоюза порядке;

— утверждает смету доходов и расходов профсоюзной организации;

— решает другие вопросы в соответствии с уставными целями и задачами первичной профсоюзной организации.

5.4. Собрание может делегировать отдельные свои полномочия профсоюзному комитету.

5.5. Собрание не вправе принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию выборных органов вышестоящих территориальных организаций Профсоюза.

5.6. Профсоюзное собрание созывается профсоюзным комитетом и проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 4 месяца. Порядок созыва и вопросы, выносимые на обсуждение собрания, определяются профсоюзным комитетом. Регламент работы собрания устанавливается собранием.

5.7. Внеочередное профсоюзное собрание созывается по решению профсоюзного комитета, письменному требованию не менее 1/3 членов Профсоюза, состоящих на учете в профсоюзной организации школы, или по требованию выборного органа соответствующей вышестоящей территориальной организации Профсоюза.

Дата проведения внеочередного собрания первичной профсоюзной организации сообщается членам Профсоюза не менее чем за 7 дней.

5.8. Отчетно-выборное профсоюзное собрание проводится не реже 1 раза в 2-3 года в сроки и порядке, определяемом выборным органом соответствующей территориальной организации Профсоюза.

5.9. В период между собраниями постоянно действующими руководящими органами профсоюзной организации являются профсоюзный комитет и председатель первичной профсоюзной организации.

5.10. Профсоюзный комитет (профком):

— осуществляет руководство и текущую деятельность первичной профсоюзной организации школы в период между собраниями;

— выражает, представляет и защищает социально-трудовые права и профессиональные интересы членов Профсоюза в отношениях с администрацией школы (уполномоченными лицами), а также в органах местного самоуправления;

— является полномочным органом Профсоюза при ведении коллективных переговоров с администрацией школы и заключении от имени трудового коллектива коллективного договора, а также при регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений, предусмотренных законодательством РФ;

— созывает профсоюзные собрания;

— вступает в договорные отношения с другими юридическими и физическими лицами;

— ведет коллективные переговоры с администрацией (уполномоченными лицами) школы по заключению коллективного договора в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

— ведет сбор предложений членов Профсоюза по проекту коллективного договора, доводит разработанный им проект до членов Профсоюза, организует его обсуждение;

— совместно с администрацией школы (уполномоченными лицами) на равноправной основе образует комиссию для ведения коллективных переговоров, при необходимости – примирительную комиссию для урегулирования разногласий в ходе переговоров, оказывает экспертную, консультационную и иную помощь своим представителям на переговорах;

— организует поддержку требований Профсоюза в отстаивании интересов работников образования в форме собраний, митингов, пикетирования, демонстраций, а при необходимости – забастовок в установленном законодательством порядке;

— организует проведение общего собрания трудового коллектива школы для принятия коллективного договора и осуществляет контроль за его выполнением;

— осуществляет контроль за соблюдением в школе законодательства о труде. Профком вправе требовать, чтобы в трудовые договоры (контракты) не включались условия, ухудшающие положение учителей и других работников школы по сравнению с законодательством, соглашениями и коллективным договором;

— осуществляет контроль за предоставлением администрацией своевременной информации о возможных увольнениях, соблюдением установленных законодательством социальных гарантий в случае сокращения работающих, следит за выплатой компенсаций, пособий и их индексацией;

— осуществляет общественный контроль за соблюдением норм, правил охраны труда в школе, заключает соглашение по охране труда с администрацией (уполномоченными лицами). В целях организации сотрудничества по охране труда администрации и работников в школе создается совместная комиссия, куда на паритетной основе входят представители профкома и администрации;

— обеспечивает общественный контроль за правильным начислением и своевременной выплатой заработной платы, а также пособий по социальному страхованию, расходованием средств социального страхования на санаторно-курортное лечение и отдых, за распределением путевок на лечение и отдых;

— формирует комиссии, избирает общественных инспекторов (уполномоченных) по соблюдению законодательства о труде и правил по охране труда, руководит их работой;

— приглашает для обоснования и защиты интересов членов Профсоюза правовую и техническую инспекцию труда Профсоюза, инспекции государственного надзора, службы государственной экспертизы условий труда, общественной (независимой) экспертизы, страховых врачей;

— заслушивает сообщения администрации школы о выполнении обязательств по коллективному договору, мероприятий по организации и улучшению условий труда, соблюдению норм и правил охраны труда и техники безопасности и требует устранения выявленных недостатков;

— обращается в судебные органы с исковыми заявлениями в защиту трудовых прав членов Профсоюза по их просьбе или по собственной инициативе;

— проводит по взаимной договоренности с администрацией школы совместные заседания для обсуждения актуальных для жизни трудового коллектива вопросов и координации общих усилий по их решению;

— получает от администрации (уполномоченных лиц) информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и проверки выполнения коллективного договора;

— контролирует выполнение условий отраслевого и территориального соглашений;

— организует прием в Профсоюз новых членов, выдачу профсоюзных билетов, обеспечивает учет членов Профсоюза;

— систематически информирует членов Профсоюза о своей работе, деятельности выборных органов вышестоящих организаций Профсоюза;

— выявляет мнения членов Профсоюза по вопросам, представляющим общий интерес, разрабатывает и сообщает точку зрения профсоюзной организации по этим вопросам в соответствующую территориальную организацию Профсоюза;

— проводит разъяснительную работу среди членов Профсоюза о правах и роли Профсоюза в защите трудовых, социально-экономических прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, о их правах и льготах;

— обеспечивает отбор вступительных профсоюзных взносов и их поступление на счет соответствующей территориальной организации Профсоюза. С согласия членов Профсоюза через коллективный договор или на основе соглашения с администрацией школы решает вопрос о безналичной уплате членских профсоюзных взносов.

5.11. Профсоюзный комитет избирается на 2-3 года, подотчетен собранию и выборному органу вышестоящей территориальной организации Профсоюза, обеспечивает выполнение их решений.

5.12. Заседания профсоюзного комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

5.13. Председатель первичной профсоюзной организации школы:

— без доверенности представляет интересы и действует от имени профсоюзной организации, представляет ее в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности;

— вступает во взаимоотношения и ведет переговоры от имени профсоюзной организации с администрацией школы, органами местного самоуправления, хозяйственными и иными органами и должностными лицами;

— организует выполнение решений профсоюзных собраний, профсоюзного комитета, выборных органов вышестоящей территориальной организации Профсоюза;

— председательствует на профсоюзном собрании, подписывает постановления профсоюзного собрания;

— организует работу профсоюзного комитета и профсоюзного актива;

— созывает и ведет заседания профкома, подписывает принятые решения и протоколы заседаний;

— распоряжается от имени профсоюзной организации и по поручению профсоюзного комитета денежными средствами и имуществом профсоюзной организации;

— выполняет другие функции, делегированные ему профсоюзным собранием и профкомом.

5.14. Председатель профсоюзной организации является председателем профсоюзного комитета и избирается на срок полномочий профкома. Подотчётен профсоюзному собранию, несет ответственность за деятельность профсоюзной организации перед выборным органом соответствующей вышестоящей территориальной организацией Профсоюза.

6. Ревизионная комиссия профсоюзной организации.

6.1. Ревизионная комиссия профсоюзной организации школы является самостоятельным контрольно-ревизионным органом, избираемым на собрании одновременно с комитетом профсоюза и на тот же срок полномочий.

6.2. В своей деятельности ревизионная комиссия подотчетна профсоюзному собранию и руководствуется в своей работе Уставом Профсоюза, положением (уставом) соответствующей территориальной организации, настоящим положением.

6.3. Ревизионная комиссия проводит проверки Финансовой деятельности профсоюзного комитета не реже 1 раза в год. По необходимости копия акта ревизионной комиссии представляется в выборный орган вышестоящей территориальной организации Профсоюза.

6.4. Разногласия, возникающие между ревизионной комиссией и профсоюзным комитетом, разрешаются собранием первичной профсоюзной организации или выборным органом вышестоящей территориальной организации Профсоюза.

7. Имущество первичной профсоюзной организации

7.1. Первичная профсоюзная, обладающая правами юридического лица, может обладать имуществом Профсоюза на правах оперативного управления, иметь счет и печать установленного в Профсоюзе образца.

7.2. Основой финансовой деятельности профсоюзной организации являются средства, образованные из вступительных и ежемесячных членских взносов профсоюза в соответствии с п.48 Устава Профсоюза.

8. Реорганизация, прекращение деятельности и ликвидация

первичной профсоюзной организации.

8.1. Профсоюзная организация школы может быть реорганизована или ликвидирована по любым основаниям, по решению собрания организации и с согласия выборного органа территориальной организации Профсоюза.

Что даёт нам профсоюз?

Что даёт нам профсоюз?

  1. Стабильность трудовых отношений.
  2. Приобщение к управлению учреждениями через соглашения и коллективные договоры.
  3. Поддержку и развитие творческого и профессионального потенциала.
  4. Консультации юристов. Защиту в суде. Консультации специалистов по охране труда и правовую помощь при несчастных случаях.
  5. Организацию отдыха работников и их детей.
  6. Организацию и проведение культурных мероприятий.
  7. Материальную помощь работникам.

Что такое профсоюз?

Для ответа на данный вопрос обратимся к нормативным актам. Закон о профсоюзах дает следующие определения:

профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов;

первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации, независимо от форм собственности и подчиненности действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.

Можно выделить две основные функции профсоюзных образований:

  • представление интересов работников в отношениях с работодателями;
  • защита трудовых прав и законных интересов работников.
Читайте так же:  Возврат в аэропорту мюнхена

Полномочия профсоюзов

Основные полномочия профсоюзов закреплены в главе 2 Закона о профсоюзах. Данный закон предоставляет равные права всем профсоюзам.

Среди полномочий, которыми наделяет профсоюзы законодательство, можно выделить следующие:

  • защита социально-трудовых прав работников, в том числе посредством обращения в органы, рассматривающие трудовые споры;
  • ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров или соглашений, контроль за их исполнением;
  • контроль за соблюдением работодателем законодательства о труде;
  • получение информации от работодателя, органов государственной власти и местного самоуправления по социально-трудовым вопросам.

Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться собственными способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Важной составляющей деятельности профсоюзов является участие в установлении и изменении условий труда, определении режимов рабочего времени и т. д.

Для контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзам разрешено создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзные инспекторы труда беспрепятственно посещают организации, в которых работают члены данного профсоюза, независимо от форм собственности и подчиненности. Это мероприятие необходимо для проведения проверок соблюдения работодателями условий коллективного договора или соглашения.

Привилегии, предусмотренные для участников профсоюза

Работникам образования необходимо учитывать, что членство в профсоюзе может не только гарантировать представление и защиту их интересов, но и дает возможность получения различных выгод. Это, например, отдых в пансионате или санатории по льготной цене, отправка детей в оздоровительные лагеря с частичной оплатой стоимости путевки и т. д.

В целом профсоюзы наделены законодателем значительными правами, и работникам образования нужно в полной мере пользоваться этим.

Функции профсоюзов и задачи — что делает профсоюз

Нередко на собраниях трудовых коллективов можно услышать вопросы такого плана: «Что делает профсоюз?», «Какие основные задачи и функции профсоюзов?» и «Что дает профсоюз?» Это довольно объемные вопросы, мы постараемся на них ответить.

Основная функция или задача профсоюзов — представительство и защита профессиональных, социально-трудовых и связанных с ними экономических интересов и прав членов профсоюза.

Содержание статьи:

Иногда лучше увидеть, чем 100 раз услышать или прочитать. На следующих 9 фотографиях можно с первого взгляда определить основные функции, задачи и направления работы профессиональных союзов.

Теперь давайте остановимся на деятельности союзов подробнее.

Основными направлениями деятельности профессиональных союзов являются:

  • разработка проекта коллективного договора, ведение переговоров с работодателем по его заключению, изменению, дополнению и контроль его выполнения — важнейшее направление деятельности профсоюза;
  • участие в установлении систем оплаты труда, размеров тарифных ставок (окладов), форм материального поощрения, норм труда, графиков режима работы и отдыха в организации;
  • участие в создании программы занятости, подготовки и переподготовки кадров, сотрудничает с государственными структурами, призванными оказывать содействие в трудоустройстве, переобучении и материальном обеспечении безработных;
  • осуществление защитной функции в целях постоянного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, положений и соглашений по охране труда, ведение работы по улучшению условий труда, здоровья и быта работников, осуществление контроля за использованием предназначенных для этих целей средств;
  • организация для защиты законных прав и интересов членов профсоюза акций протеста, вплоть до забастовок;
  • оказание бесплатной юридической помощи членам профсоюза;
  • ведение разъяснительной работы о том, как вступать в профсоюз, постановка членов профсоюза на учет в организацию и выдача профсоюзных билетов;
  • организация культурно-массовой, просветительной, физкультурно-оздоровительной работы, проведение мероприятий по организации отдыха работников и их семей.

Указанные выше направления деятельности профессиональных союзов являются неотъемлемой частью существования и развития организации.

Реализуем основные задачи профсоюзов

В целях защиты трудовых интересов работников, в профсоюзном комитете нашей организации созданы комиссии, осуществляющие работу по всем важным направлениям деятельности организации.

Одна из основных задач профсоюзов в сфере нормирования труда и вопросов заработной платы

Особое место отведено комиссии по нормированию труда, заработной плате. Члены этой комиссии, представляя интересы работников, готовят предложения и участвуют в переговорных процессах с администрацией по вопросам организации труда и заработной платы, прорабатывают различные локальные нормативные акты, проводят проверки соблюдения трудового законодательства в подразделениях предприятия. Позиция профсоюзного комитета по повышению заработной платы такова: надо решать данный вопрос по всем категориям работающих. Прибавку к заработной плате должны получить не только работающие на основных заказах, но и те, кто обеспечивает эту самую работу.

Задачи профсоюзов в области Охрана труда

Профсоюзной организацией осуществляется общественный контроль над выполнением администрацией требований законодательства по охране труда. С этой целью во всех профсоюзных организациях цехов и отделов избираются уполномоченные по охране труда.

Основные задачи, содержание работы, права и гарантии прав уполномоченных определены стандартом, разработанным профсоюзным комитетом, СТО ЮИЛК 161 «Организация работы уполномоченных лиц по охране труда профсоюзного комитета».

Часто возникают вопросы «кем избираются уполномоченные по охране труда профкома?»

В соответствии со стандартом общества ЮИЛК 161 уполномоченные избираются на общих собраниях или конференциях трудовых коллективов подразделений.

Уполномоченные по охране труда профкома активно ведут работу по защите законных прав и интересов работников, принимают участие в комплексных обследованиях состояниях условий и охраны труда в подразделениях, проверках трёхступенчатого метода контроля, приёмке в эксплуатацию объектов производственного и санитарно-бытового назначения, а также в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Отдельные вопросы охраны труда рассматриваются на президиуме профсоюзного комитета, в том числе: «О подготовке предприятия к работе в зимних условиях», «Об условиях микроклимата в производственных помещениях», «Об обеспечении спецодеждой», «О предоставлении лечебно-профилактического питания», «О несчастных случаях на производстве».

Все проводимые профсоюзным комитетом мероприятия направлены на улучшение условий труда работников и сохранение их здоровья.

Не менее важная задача профсоюза — Правовая помощь

Юридические консультации в профкоме по вопросам различных отраслей законодательства ежегодно получают свыше тысячи членов профсоюза. В необходимых случаях оказывается практическая помощь в составлении исковых заявлений и жалоб для обращения в суды, а также представление интересов членов профсоюза непосредственно в судебных заседаниях.

Особое внимание уделяется вопросам контроля за соблюдением действующего трудового законодательства. Требования об устранении выявленных нарушений направляются в адрес администрации Общества.

Действенным инструментом разрешения индивидуальных трудовых споров и соответственно регулирования социально-трудовых отношений на предприятии является Комиссия по трудовым спорам (КТС). Отдельные решения комиссии становятся прецедентными, на основании которых вносятся изменения в действующие локальные акты Общества. В решении основных профсоюзных задач необходимо использовать максимально широкий инструментарий.

Социальная задача профсоюза — Забота о ветеранах

Большую работу по оказанию помощи нашим труженикам, ушедшим на заслуженный отдых, выполняют совет и профком ветеранов. Они работают в тесном контакте с администрацией и профсоюзными комитетами подразделений.

Актив совета и профкома ветеранов организует посещение на дому больных ветеранов, проводит различные культурные мероприятия, готовит обращения в органы государственной и законодательной власти, добивается исполнения законов на местном уровне.

Для контроля соблюдения трудового законодательства, охраны труда и здоровья женщин, оказания бесплатной юридической помощи, организации досуга работниц предприятия при профсоюзном комитете работает комиссия по вопросам труда и быта женщин, охране материнства и детства (женсовет).

Немаловажная функция профсоюза — закрепление социальных гарантий работающих женщин в Коллективном договоре.

Женсовет предприятия работает в тесном взаимодействии с женсоветами цехов и отделов. Этот актив, отстаивая интересы женщин, оказывает действенное влияние на различные сферы труда и быта заводчан.

Дети – наше будущее

Одним из главных направлений деятельности профсоюзной организации на протяжении многих лет является военно-патриотическое, спортивное и эстетическое воспитание молодежи. Профорганизации подразделений шефствуют над школами острова Ягры.

Профсоюзный комитет традиционно является организатором и вдохновителем спортивных и творческих состязаний и конкурсов, проводимых среди детей и учащихся школ микрорайона, оказывает всемерную поддержку объединению детских клубов.

Особая задача профсоюза — организация ежегодного отдыха и санаторно-курортного лечения детей работников предприятия.

С нами надежнее

В заключение подчеркнем, что в любых трудных жизненных ситуациях, выполняя свои задачи и функции, профсоюзная организация «Центра судоремонта «Звездочка» готова оказать своим членам помощь и содействие!

В профсоюзном комитете представителями страховой группы «СОГАЗ» производится оформление полисов ОСАГО.

Полномочия профсоюза в школе