Заявление о снятии кандидатуры с выборов

Филягин снял свою кандидатуру с предстоящих выборов главы Хакасии

Второй тур выборов может пройти 11 ноября

Москва. 2 октября. INTERFAX.RU — Кандидат на пост главы Хакасии от партии «Справедливая Россия» Андрей Филягин снял свою кандидатуру с предстоящих выборов главы республики, сообщил агентству «Интерфакс» председатель республиканского избиркома Александр Чуманин.

«Заявление от Филягина поступило. Он снял кандидатуру «по вынуждающим обстоятельствам», — сказал Чуманин.

По его словам, в среду во второй половине дня республиканская избирательная комиссия проведет заседание, на котором примет решение об отмене второго тура выборов, планировавшегося на ближайшее воскресенье. Кроме этого, принять участие в выборах будет предложено кандидату Александру Махяру, в ходе первого тура занявшему последнее, четвертое место. Если он согласится, будет назначена дата проведения следующего тура выборов.

Между тем руководитель избирательного штаба Филягина, советник руководителя партии «эсеров» Сергей Воейков сообщил «Интерфаксу», что причины снятия кандидатуры он намерен объяснить в среду. «Подтверждаю, что после долгих размышлений и колебаний Андрей Николаевич сегодня в 21 час, 21 минуту по хакасскому времени подал заявление в избирком о снятии своей кандидатуры. Причину, по какой он принял данное решение, он озвучит позднее», — сказал Воейков.

Он отметил, что Филягин, возможно, объяснит причину завтра в среду.

Дата второго тура

Второй тур выборов главы Хакасии состоится 11 ноября, если наряду с фаворитом первого тура коммунистом Валентином Коноваловым в них примет участие кандидат от «Партии роста» Мяхар, финишировавший четвертым, сообщил «Интерфаксу» зампред Центризбиркома Николай Булаев.

«Закон предусматривает перенос выборов, если следующий кандидат дает согласие участвовать в них», — сказал он.

«По нашим расчетам, голосование состоится 11 ноября, поскольку 4 ноября — выходной день, когда выборы проводить нельзя», — уточнил Булаев.

Проблемные выборы

9 сентября в Хакасии состоялись выборы главы региона. За пост боролись четыре кандидата: действующий глава региона, кандидат от «Единой России» Виктор Зимин, лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия» Филягин, первый секретарь регионального отделения КПРФ Коновалов, директор ООО «Современные технологии» Мяхар от регионального отделения «Партии роста».

Коновалов занял первое место, набрав 44,81%. За Зимина проголосовали 32,42% избирателей. На третьем месте оказался Филягин с 11,23% голосов, на четвертом — Мяхар с 6,61%.

Второй тур выборов был назначен на 23 сентября, в нем должны были участвовать Коновалов и Зимин, однако 21 сентября Зимин снял кандидатуру с выборов главы республики. В результате второй тур выборов главы Хакасии был назначен на 7 октября. В нем должны были принять участие Коновалов и Филягин.

Виктор Зимин снял свою кандидатуру с выборов губернатора Хакасии

Кандидат от «Единой России » и врио главы Хакасии Виктор Зимин снялся с выборов губернатора региона, второй тур которых должен был состояться в воскресенье, 23 сентября.

Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на источники в избирательной комиссии.

«Зимин написал заявление в избирком о снятии своей кандидатуры с выборов по состоянию здоровья», — отметил собеседник агентства.

В соответствии с законодательством, Зимин имел право подать заявление о снятии кандидатуры не позднее, чем за сутки до дня голосования.

Напомним, первый тур выборов губернатора Хакасии состоялся 9 сентября. Лидерство осталось за кандидатом от КПРФ Валентином Коноваловым , который набрал 44,81% голосов. Исполняющий обязанности главы региона Виктор Зимин заручился поддержкой 32,42% избирателей, на третьем месте оказался лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия» Андрей Филягин с (11,23%).

После снятия кандидатуры Зимина, во втором туре соперником Коновалова станет кандидат от справедливороссов. В случае отказа Филягина от участия в выборах, Коновалов будет избираться единолично — для победы емупредстоит набрать 51% голосов.

Возрастная категория сайта 18+

Филягин подал заявление о снятии своей кандидатуры с выборов главы Хакасии

МОСКВА, 2 октября. /ТАСС/. Бизнесмен, кандидат от «Справедливой России» Андрей Филягин подал заявление о снятии своей кандидатуры с выборов главы Хакасии. Об этом ТАСС сообщила во вторник секретарь избирательной комиссии региона Ольга Куюкова.

«Он подал заявление о снятии своей кандидатуры, но решение пока мы еще не принимали», — сказала она. По ее словам, решение о снятии кандидата «комиссия будет принимать по всей видимости завтра».

Второй тур выборов главы Хакасии пройдет 7 октября. В первом туре, который прошел в единый день голосования, 9 сентября, ни один из кандидатов в руководители республики не набрал 50% голосов. По итогам голосования во второй тур вышли на тот момент депутат горсовета Абакана Валентин Коновалов (КПРФ), набравший 44,81% голосов, а также действующий глава республики Виктор Зимин («Единая Россия») с 32,42% голосов. Однако за два дня до голосования, 21 сентября, Зимин заявил, что снимает свою кандидатуру «по состоянию здоровья», позднее он заявил, что он не желает допустить «раскола» в республике.

На следующий день избирательная комиссия региона предложила участвовать во втором туре выборов кандидату от «Справедливой России» предпринимателю Андрею Филягину, занявшему третье место с 11,23% голосов. Филягин подал в избирком соответствующее заявление.

Кандидат от Народной партии России сняла свою кандидатуру с выборов в пользу Путина

МОСКВА, 31 января. /ТАСС/. Выдвинутая на выборы президента России от Народной партии России Ирина Волынец заявила о снятии своей кандидатуры в пользу Владимира Путина, который выдвигается на новый срок.

«Я приняла решение о том, что я прекращаю свое баллотирование. И не просто отказываюсь от него, а делаю это в пользу действующего президента Владимира Путина», — заявила Волынец на пресс-конференции в Москве.

Волынец пояснила, что приняла решение о снятии своей кандидатуры после того, как Владимир Путин объявил о самовыдвижении на предстоящие президентские выборы, а затем предложил пакет социальных мер в поддержку семей с детьми. «Данные предложения созвучны с предложениями Национального родительского комитета и моей предвыборной программой»,- сказала Волынец.

Она также поблагодарила своих единомышленников за поддержку во время своей предвыборной кампании.

Волынец дважды пыталась в ходе текущей избирательной кампании принять участие в выборах президента. Ранее она была выдвинута партией «Народ против коррупции», но ЦИК 10 января отказал в регистрации уполномоченных представителей этой партии из-за допущенных при подаче документов нарушений. В тот же день Народная партия России уведомила Центризбирком о проведении 12 января съезда для выдвижения Волынец, и 12 января — в последний день выдвижения — она подала документы.

Вместе с тем Волынец выступила с предложением о создании в России «федерального агентства по делам семьи и детей». «Сегодня и наши соратники, и многие здравомыслящие люди понимают, что необходимо создание новой государственной структуры, которая будет заниматься семьей. Должна быть структура, и мы видим, что это федеральное агентство по делам семьи и детей».

Она добавила, что должен быть «кто-то в нашей стране, кто будет регулировать такие сложнейшие вопросы, как взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между органами опеки и семьей, определяющие будущее детей». «У нас в стране огромное количество проблем, но это не значит, что мы должны опускать руки и ничего не делать. Это означает, что мы должны быть готовы к любой работе», — отметила Волынец.

Заявление о снятии своей кандидатуры

Позднее Волынец лично пришла в ЦИК, чтобы написать заявление о снятии своей кандидатуры с участия в выборах. При этом она уточнила, что в ее поддержку было собрано необходимое количество подписей избирателей.

Отвечая на вопрос ТАСС о причинах выдвижения своей кандидатуры для участия в выборах, глава Национального родительского комитета пояснила, что решение о том, что она будет баллотироваться, было принято раньше, чем Путин выступил с предложениями по поддержке семьи.

«Решение о том, что я буду баллотироваться, было принято мной не единолично. Это инициатива наших сторонников из Национального родительского комитета. Также и сегодняшнее решение было принято мной не единолично. Не скрою, что инициатива о том, что нужно сняться [с выборов] в пользу президента, моя, но она была поддержана нашими соратниками», — пояснила Волынец.

Кто снялся с выборов

Сегодня в 18:00 мск ЦИК завершит прием документов и подписей от кандидатов. Только зарегистрированные кандидаты попадут в избирательный бюллетень. Кандидаты от непарламентских партий должны сдать в ЦИК не менее 100 тыс. и не более 105 тыс. подписей, самовыдвиженцы — не менее 300 тыс. и не более 315 тыс.

В среду кандидат от Партии социальной защиты Михаил Козлов пришел в ЦИК с коробками, в которых были пачки чистой бумаги, и заявил, что не собрал нужное количество подписей. Депутат Костромской облдумы, заслуженный изобретатель РФ Владимир Михайлов, участвующий в выборах как самовыдвиженец, провел пресс-конференцию, на которой заявил, что не смог собрать необходимые для регистрации 300 тыс. подписей. Ранее свои кандидатуры сняли Роман Худяков (партия «Честно»), Екатерина Гордон (Партия добрых дел) и Антон Баков (Монархическая партия России).

Помимо Путина, подписи в ЦИК уже сдали выдвинутый партией «Яблоко» Григорий Явлинский, бизнес-омбудсмен, председатель Партии роста Борис Титов и лидер «Российского общенародного союза» Сергей Бабурин.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский и выдвинутый КПРФ бизнесмен Павел Грудинин, освобожденные от необходимости сбора подписей, уже прошли регистрацию. Выборы президента РФ состоятся 18 марта.

Статья 51. Выбытие кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков

Статья 51. Выбытие кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков

1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе в любое время отозвать свое заявление о согласии баллотироваться, письменно уведомив об этом соответствующую окружную избирательную комиссию. Указанное уведомление не подлежит отзыву.

2. Зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования, снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую окружную избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании полученного заявления окружная избирательная комиссия в течение суток принимает решение об отмене регистрации подавшего заявление кандидата. В случае, если зарегистрированный кандидат снимет свою кандидатуру без вынуждающих к тому обстоятельств, окружная избирательная комиссия обязана взыскать с него полученные им на проведение избирательной кампании средства федерального бюджета.

3. Кандидат, зарегистрированный кандидат, состоящий в федеральном списке кандидатов, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах в составе данного федерального списка кандидатов, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании полученного заявления Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение суток исключает кандидата, зарегистрированного кандидата из соответствующего федерального списка кандидатов.

4. Действия, перечисленные в пунктах 1 — 3 настоящей статьи, не лишают лицо, их совершившее, права на повторное выдвижение на тех же выборах по любому одномандатному избирательному округу в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, отозвать федеральный список кандидатов по решению органа, выдвинувшего федеральный список кандидатов, подав соответствующее письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву.

6. Избирательное объединение, входящее в избирательный блок, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, отказаться от дальнейшего участия в выборах в составе данного избирательного блока по решению уполномоченного на то органа соответствующего избирательного объединения, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательное объединение, отказавшееся от дальнейшего участия в выборах в составе избирательного блока, вправе выступить в качестве самостоятельного избирательного объединения или войти в другой избирательный блок в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Если после заверения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии списка (списков) кандидатов, выдвинутых избирательным блоком, от участия в выборах откажутся все избирательные объединения, входящие в данный избирательный блок, за исключением одного избирательного объединения, это избирательное объединение вправе продолжать участвовать в выборах в качестве избирательного блока с использованием наименования и символики и сохранением прав и обязанностей избирательного блока, представившего соответствующий список кандидатов. Данное правило не распространяется на случай отказа в регистрации федерального списка кандидатов или отмены его регистрации в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.

7. Отказ избирательного блока от участия в выборах не лишает входившие в него избирательные объединения права на участие в этих выборах, для чего необходимо повторное выдвижение кандидатов и осуществление иных избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

8. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, исключить некоторых кандидатов (зарегистрированных кандидатов) из федерального списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

9. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, отозвать выдвинутого им по одномандатному избирательному округу кандидата, зарегистрированного кандидата, подав письменное заявление об этом в соответствующую окружную избирательную комиссию. В случае отзыва зарегистрированного кандидата окружная избирательная комиссия взыскивает с избирательного объединения, избирательного блока полученные зарегистрированным кандидатом средства федерального бюджета.

10. Избирательная комиссия, принявшая решение об отмене регистрации кандидата, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято это решение, и выдает ему копию решения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 апреля 2001 г. N 35-ФЗ в пункт 11 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения

11. В случае, если число кандидатов, зарегистрированных кандидатов, исключенных из федерального списка кандидатов по заявлениям кандидатов, по решению избирательного объединения, избирательного блока, превышает 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном федеральном списке кандидатов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отказывает в регистрации федерального списка кандидатов либо отменяет ее.

12. Не допускается дополнительное включение в список лиц, равно как и перемещение в списке кандидатов, кроме случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием некоторых кандидатов, а также случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 38 настоящего Федерального закона. Внесение изменений в федеральный список кандидатов в порядке, соответствующем настоящему Федеральному закону, а также уставу избирательного объединения, соглашению о создании избирательного блока, не может служить основанием для отказа в регистрации федерального списка кандидатов, отмены решения о регистрации федерального списка кандидатов.

13. В случаях отзыва избирательным объединением, избирательным блоком выдвинутого им федерального списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, либо в случае отмены регистрации федерального списка кандидатов в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации взыскивает с соответствующего избирательного объединения, избирательного блока полученные им средства федерального бюджета.

Читайте так же:  Написать заявление на ежегодный отпуск

14. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо останется один зарегистрированный кандидат, а равно если в федеральном избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного федерального списка кандидатов либо останется только один такой список, выборы по решению соответственно окружной избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок не более двух месяцев в одномандатном избирательном округе и не более трех месяцев в федеральном избирательном округе для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

15. При наступлении указанных в пункте 14 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат снял свою кандидатуру, либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, либо регистрация кандидата была отменена в соответствии с пунктом 3 или 5 статьи 91 настоящего Федерального закона, либо избирательное объединение, избирательный блок без вынуждающих к тому обстоятельств отозвали зарегистрированный федеральный список кандидатов, либо регистрация федерального списка кандидатов была отменена в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, пунктами 3 или 5 статьи 91 настоящего Федерального закона, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, взыскиваются с этого зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Если обязанность произвести возмещение средств возлагается на избирательный блок, то указанные средства распределяются в равных долях между избирательными объединениями, входящими в этот блок на день принятия соответствующего решения избирательным блоком либо принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения об отмене регистрации федерального списка кандидатов, если иное распределение не предусмотрено в решении о его создании, представленном в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

16. В настоящем Федеральном законе под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата, к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок — к отзыву зарегистрированного кандидата понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников. Под обстоятельствами, вынуждающими избирательное объединение, избирательный блок к отзыву федерального списка кандидатов, понимается выбытие по вынуждающим обстоятельствам либо в связи со смертью или с признанием умершими кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части федерального списка кандидатов, более чем 50 процентов (но не менее шести) кандидатов из общефедеральной части федерального списка кандидатов, более чем 25 процентов кандидатов из федерального списка кандидатов.

Глава Хакасии снял свою кандидатуру с выборов

Теперь кандидату от КПРФ придется либо конкурировать с «эсером», либо с представителем «Партии роста»

Москва. 21 сентября. INTERFAX.RU — Глава Хакасии, кандидат от «Единой России» Виктор Зимин снял свою кандидатуру с выборов главы региона, которые должны были пройти в воскресенье, сообщил «Интерфаксу» источник в избирательной комиссии республики.

«Зимин написал заявление в избирком о снятии своей кандидатуры с выборов по состоянию здоровья», — сказал собеседник агентства.

В соответствии с законодательством, такое решение он мог принять не позднее, чем за сутки до голосования, которое было намечено на воскресенье, 23 сентября.

Вскоре снятие кандидатуры Зимина официально подтвердил глава регионального избиркома Александр Чуманин.

«Выборы в воскресенье не состоятся», — заявил он, отметив, что теперь повторный тур выборов может быть назначен на дату не позднее, чем спустя 14 дней со дня принятия заявления от Зимина.

9 сентября в Хакасии состоялись выборы главы региона, однако победителя не удалось выявить в первом туре — ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов. По итогам голосования кандидат от КПРФ Валентин Коновалов обошел действующего губернатора, набрав 44,81%. За Зимина проголосовали 32,42% избирателей, он занял второе место. На третьем месте оказался лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия» Андрей Филягин с 11,23% голосов. Четвертый — директор ООО «Современные технологии» Александр Мяхар от регионального отделения «Партии роста», который набрал 6,61%.

В соответствии с законодательством, теперь, после снятия кандидатуры Зимина, второй тур выборов главы Хакасии пройдет через две недели, если конкуренцию кандидату от КПРФ Коновалову, опередившему Зимина в первом раунде, составит кандидат, занявший третье место. Если Филягин откажется, то нужно будет согласие четвертого кандидата — Мяхара. Если и он откажется, то тогда тур выборов будет проведен только с Коноваловым, но ему нужно будет набрать более 50% голосов избирателей.

Если этого не произойдет, и Коновалов будет участвовать во втором туре единолично, то он для победы должен будет набрать 51% голосов избирателей.

Статья 76. Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены рег

Статья 76. Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума

1. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата аннулируется вышестоящей комиссией в случае нарушения требования пункта 19 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом аннулированию подлежат все решения о регистрации кандидата, за исключением первого.

2. Регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 30, 31 или 32 статьи 38 настоящего Федерального закона, а также в связи со смертью кандидата.

3. Регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права.

4. Регистрация кандидата (списка кандидатов), выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании вступившего в законную силу решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения. Регистрация кандидата (списка кандидатов), выдвинутого иным общественным объединением, аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании решения соответствующего должностного лица или органа о приостановлении деятельности общественного объединения (если это решение не обжаловано или не признано судом незаконным) либо в случае ликвидации общественного объединения.

5. Регистрация списка кандидатов аннулируется, если число кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения об исключении кандидатов из списка кандидатов (кроме выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по основаниям, предусмотренным пунктом 26 статьи 38 настоящего Федерального закона и пунктом 9 настоящей статьи, превышает 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти или 50 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

6. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24–26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

7. Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л», «н» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1 1 статьи 56 настоящего Федерального закона;

е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5 2 статьи 56 настоящего Федерального закона;

ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;

з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

8. Регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным подпунктом «а», «е», «ж», «и», «к», «м» или «н» пункта 25 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов;

б) использования избирательным объединением в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократного использования руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

д) несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения кандидатом, включенным в зарегистрированный список кандидатов, ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи;

е) неоднократного несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 5 2 статьи 56 настоящего Федерального закона;

ж) установления в отношении избирательного объединения факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до выдвижения списка кандидатов), это избирательное объединение на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет») призывало к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждало к таким деяниям, обосновывало или оправдывало экстремизм, либо осуществляло деятельность, направленную на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировало и публично демонстрировало нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения, а также установления такого факта в отношении кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, в течение указанного периода (но до приобретения гражданином статуса кандидата), если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.

9. Регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом «в», «д» или «з» пункта 7 настоящей статьи, либо в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренным подпунктом «а», «б», «в», «г» или «е» пункта 26 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.

10. Регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть отменена судом по заявлению организующей референдум комиссии не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях:

а) нарушения порядка выдвижения инициативы проведения референдума;

б) нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума порядка проведения агитации по вопросам референдума и финансирования кампании референдума;

в) использования членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа участников референдума членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;

д) наличия иных оснований, установленных настоящим Федеральным законом, иным законом.

11. Избирательное объединение, в отношении которого возбуждено дело о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан по основанию, предусмотренному подпунктом «д» или «ж» пункта 8 настоящей статьи, вправе исключить из выдвинутого им списка кандидатов кандидата, действия которого послужили поводом для обращения в суд. Исключение избирательным объединением такого кандидата из списка кандидатов до принятия судом решения по делу является основанием для прекращения производства по делу.

12. В случае несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения гражданином до приобретения им статуса кандидата, а избирательным объединением до выдвижения им списка кандидатов деяний, предусмотренных соответственно подпунктом «ж» пункта 7, подпунктом «ж» пункта 8 настоящей статьи, и в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «в», «г» и «з» пункта 7, подпунктами «б», «в» и «г» пункта 8 настоящей статьи, регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению прокурора.

В комментируемой статье, изложенной в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ, установлены основания и порядок досрочной утраты для перечисленных в ней участников процесса статуса зарегистрированного кандидата, зарегистрированного списка кандидатов, зарегистрированной инициативной группы по проведению референдума, определены субъекты, правомочные принимать соответствующие решения.

Читайте так же:  Как оформить пепельницу

Аннулирование регистрации кандидата, списка кандидатов не является мерой юридической ответственности за какие-либо виновные действия, связано с реализацией кандидатом, избирательным объединением имеющегося у них права на снятие кандидатуры, отзыв кандидата или с утратой кандидатом пассивного избирательного права, а также с получением в нарушение закона кандидатом «двойного» статуса кандидата и осуществляется решением соответствующей избирательной комиссии, в котором указывается об аннулировании соответствующей регистрации.

Отмена регистрации выступает в качестве меры ответственности (санкции) за нарушение законодательства о выборах, референдуме, влечет за собой ограничение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. Решение о применении такой меры в соответствии с пунктами 6–8 комментируемой статьи требует установления фактических обстоятельств, предусмотренных законом в качестве основания для привлечения к юридической ответственности, и в соответствии с комментируемым Федеральным законом может быть принято только судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие, компетентным устанавливать факты на основе доказательств, исследуемых по определенной процедуре. Институт отмены регистрации кандидата, списка кандидатов следует отличать от института отмены решения о регистрации кандидата, списка кандидатов (см. комментарий к статье 75, пункту 6 комментируемой статьи).

1. В комментируемом пункте предусмотрено аннулирование решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с нарушением требования пункта 19 статьи 38 комментируемого Федерального закона о том, что кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу, кроме случая, когда кандидат выдвинут одним и тем же избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов. Такие действия не означают отказа в реализации кандидатом своего пассивного избирательного права, поскольку сама регистрация не аннулируется, первое решение о регистрации кандидата сохраняется, признаются недействительными лишь последующие решения о регистрации, принятые в нарушение указанного требования. Поэтому решение избирательной комиссии о регистрации кандидата аннулируется во внесудебном порядке, вышестоящей избирательной комиссией, что согласуется также с пунктом 11 статьи 20 комментируемого Федерального закона.

2. В комментируемом пункте закреплены последствия реализации кандидатом права на снятие своей кандидатуры, избирательным объединением – на отзыв кандидата, списка кандидатов, гарантированного в пунктами 30–32 статьи 38 комментируемого Федерального закона. В соответствии с этими нормами кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, вправе отказаться от участия в выборах, представив в избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а кандидат, выдвинутый непосредственно, – не позднее чем за 5 дней до голосования. При наличии вынуждающих к тому обстоятельств письменное заявление о снятии кандидатуры должно быть представлено ими не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования). Орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе отозвать этого кандидата, этот список кандидатов, представив свое решение об отзыве в избирательную комиссию не позднее чем за 5 дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). Руководитель, другие органы избирательного объединения, не принимавшие решение о выдвижении кандидата, списка кандидатов, правом отзыва не обладают. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за 5 дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до голосования (за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 комментируемой статьи). Решение об этом должно быть принято избирательным объединением с соблюдением порядка отзыва кандидатов и исключения их из списков кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, а в отношении отзыва кандидата – также при наличии оснований, определенных в уставе политической партии в соответствии с подпунктом «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях». Решение об отзыве кандидата, исключении из списка кандидатов, принятое с нарушением порядка и условий, предусмотренных уставом политической партии, не может служить основанием для аннулирования регистрации кандидата. Регистрация кандидата (списка кандидатов) в указанных случаях аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), которая обязана проверить правильность оформления представленных документов, соблюдение избирательным объединением установленной процедуры принятия решения об отзыве кандидата, списка кандидатов. При этом избирательная комиссия не вправе проверять по существу правильность решения об отзыве, принятого избирательным объединением, к компетенции которого относиться разрешение данного вопроса, поскольку иное означало бы вмешательство в деятельность политической партии, что противоречит пункту 1 статьи 10 Федерального закона «О политических партиях».

3. Утрата кандидатом пассивного избирательного права исключает возможность его избрания в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это происходит в случаях: а) вступления в силу указа Президента Российской Федерации о выходе лица из гражданства Российской Федерации; б) приобретения гражданином Российской Федерации гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства, что влечет за собой утрату пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти при сохранении указанного права при проведении муниципальных выборов, но только в том случае, если такое право предусмотрено международным договором Российской Федерации; в) вступления в законную силу решения суда о признании лица недееспособным; г) вступления в законную силу приговора суда, которым лицо осуждено к отбыванию уголовного наказания в местах лишения свободы; д) по­явления оснований, предуссмотренных пунктом 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона, в частности, вступления в силу приговора суда, назначившего наказание, не связанное с лишением свободы, за совершение преступления экстремистской направленности, вступления в силу решения суда о назначении административного наказания по статье 20.3 КоАП (см. комментарий к пунктам 3, 3 1 и 3 2 статьи 4).

Регистрация кандидата, утратившего пассивное избирательное право, аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей данного кандидата.

4. Комментируемый пункт введен в комментируемую статью Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ. Ликвидация политической партии в процессе избирательной кампании (ряда избирательных кампаний в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, где политическая партия, в том числе в лице ее структурных подразделений, выдвинула кандидатов и списки кандидатов) возможна как по решению съезда самой политической партии, так и по решению Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 статьи 41 Федерального закона «О политических партиях»). Основания и порядок ликвидации политической партии Верховным Судом Российской Федерации, а также случаи, когда ликвидация не допускается, установлены пунктами 3–6 статьи 41 указанного Федерального закона. В случае преобразования политической партии в иное общественное объединение политическая партия также должна считаться ликвидированной, так как согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 1 реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность. Внесение изменений в устав политической партии, не затрагивающее ее статуса, в том числе изменение наименования политической партии, не является основанием для прекращения участия такой политической партии в избирательной кампании.

_______________
1 СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3431.

Ликвидация регионального отделения политической партии (статья 42 Федерального закона «О политических партиях») является основанием для аннулирования регистрации только кандидата, кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых этим региональным отделением, а также иными («нижестоящими») структурными подразделениями политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, но не затрагивает статус кандидатов и списков кандидатов, выдвинутых политической партией в целом либо ее региональными отделениями в иных субъектах Российской Федерации. Региональное отделение политической партии может быть ликвидировано только решением самой политической партии либо решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа.

Основания и порядок приостановления деятельности политической партии, ее структурного подразделения установлены статьей 39 Федерального закона «О политических партиях». Допускается исключительно судебный порядок такого приостановления в соответствии с установленной подсудностью. Срок такого приостановления – до шести месяцев, в части участия политической партии, ее структурного подразделения в конкретных избирательных кампаниях последствия приостановления аналогичны рассмотренным выше последствиям ликвидации.

Поскольку согласно подпункту 25 статьи 2 комментируемого Федерального закона при проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, комментируемая норма предусмотрела последствия приостановления деятельности либо ликвидации указанного общественного объединения: регистрация кандидата (списка кандидатов), выдвинутого этим общественным объединением, аннулируется. Следует, однако, учитывать, что статьей 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрен внесудебный порядок приостановления деятельности общественного объединения, его структурного подразделения, однако решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд. В процессе рассмотрения судом соответствующего заявления аннулирование регистрации кандидата, списка кандидатов не допускается.

5. В соответствии с комментируемым пунктом основанием для аннулирования регистрации списка кандидатов является превышение числа исключенных из него кандидатов определенного предела: 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти, 50 процентов – на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Дифференциация в зависимости от уровня выборов произведена впервые, ранее на всех выборах предельный процент исключенных кандидатов, превышение которого влекло аннулирование регистрации списка кандидатов, был одинаковым – 25 процентов. При определении предельного числа исключенных учитываются кандидаты, исключенные из списка кандидатов как после заверения списка кандидатов 1 , но до его регистрации, так и после регистрации списка кандидатов по их заявлениям о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения об исключении кандидатов из списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам, к каковым относятся обстоятельства, указанные в пункте 36 статьи 38 комментируемого Федерального закона), а также по решению избирательной комиссии, суда об исключении кандидатов из списка по основаниям, перечисленным в пункте 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона и пункта 9 комментируемой статьи.

_______________
1 Таким образом, кандидаты, включенные в список кандидатов при выдвижении, но исключенные из него до заверения списка кандидатов, в указанное число не входят.

6. Комментируемый пункт введен Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ. С введением комментируемой нормы произошло более четкое разделение института отмены принятых с нарушением закона или с превышением компетенции решений избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков кандидатов) либо об отказе в такой регистрации и института отмены регистрации кандидата, списка кандидатов (это разделение нашло отражение и в изменении наименования комментируемой статьи). Согласно пункту 11 статьи 20, статье 75 комментируемого Федерального закона (см. комментарии) любое решение избирательной комиссии может быть обжаловано в суд либо в вышестоящую комиссию (в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 75 комментируемого Федерального закона, – в ЦИК России, ИКСРФ, ИКМО), при этом решение, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции подлежит отмене. Однако для решений, связанных с регистрацией кандидатов, списков кандидатов комментируемый пункт, пункт 2 статьи 78 комментируемого Федерального закона установил дополнительные правила обжалования: а) ограниченный круг субъектов, которые вправе подать жалобу; б) десятидневный срок обжалования, который не подлежит восстановлению; в) изъятие из компетенции вышестоящей комиссии (а также в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 75 комментируемого Федерального закона, – из компетенции ЦИК России, ИКСРФ, ИКМО) права рассматривать жалобы на решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) и указанные избирательные комиссии вправе рассматривать только жалобы на отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов и принимать решения по существу 1 .

7–9. Пункт 5 прежней редакции комментируемой статьи, который устанавливал основания для отмены регистрации и кандидата, и списка кандидатов, в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ разделен на три комментируемых пункта: пункт 7 устанавливает основания для отмены регистрации кандидата, выдвинутого непосредственно, пункт 8 – для отмены регистрации списка кандидатов, а пункт 9 – основания для отмены регистрации кандидата, выдвинутого и зарегистрированного в составе списка кандидатов.

Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) судом в связи с нарушением избирательного законодательства регламентирована в комментируемых пунктах, содержащих как процессуальные нормы, определяющие субъектов обращения в суд, так и нормы материального права, предусматривающие основания для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов). Процессуальные нормы, содержащаяся в комментируемом пункте, корреспондируют части 3 статьи 259 ГПК РФ, устанавливающей аналогичный круг лиц, правомочных обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). К ним относятся: а) избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов); б) кандидат, зарегистрированный по тому же (одномандатному или многомандатному) избирательному округу; в) избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу; в) прокурор – в случаях, предусмотренных пунктом 12 комментируемой статьи. Согласно части 9 статьи 256 ГПК РФ подсудность дел об отмене регистрации устанавливается в зависимости от уровня комиссии, принявшей решение о регистрации кандидата, списка кандидатов, в соответствии со статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ.

_______________
1 См. также: Федеральный закон от 5 декабря 2006 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в часть третью статьи 348 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (применительно к кассационной инстанции) внесены изменения, предусматривающие, что кассационная жалоба, поданная на решение по делу о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившие в период избирательной кампании до дня голосования, рассматривается судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена не позднее чем за два дня до дня голосования // Российская газета. 2006. 7 дек.; СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5303.

Право перечисленных лиц на обращение в суд обусловлено предполагаемым нарушением избирательных прав, допущенных непосредственно в отношении них или иных субъектов избирательного процесса, права, свободы и законные интересы которых они призваны защищать в соответствии с действующим законодательством. Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано ими в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (см. комментарий к пункту 5 статьи 78). Другим лицам право на обращение в суд с таким заявлением федеральным законом не предоставлено, произведенная регистрация непосредственно не затрагивает их права, свободы и законные интересы, поэтому по их заявлению гражданское дело в суде не может быть возбуждено (статья 4 ГПК РФ). Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поданное лицом, не названным в комментируемой норме, а равно, поданное правомочным лицом менее чем за восемь дней до дня голосования, не подлежит рассмотрению в суде, в его принятии судьей должно быть отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, а в случае принятия заявления к производству суда, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с абзацем первым статьи 220 ГПК РФ.

Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) в качестве санкции за совершенное правонарушение возможна до проведения голосования, в том числе повторного. Суд принимает решение об отмене регистрации при соблюдении совокупности следующих условий:

1) основание отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) прямо предусмотрено комментируемым Федеральным законом;

Читайте так же:  Договор купли-продажи договор комиссии

2) обстоятельства, признаваемые законом в качестве основания отмены регистрации, установлены на основе доказательств, соответствующих требованиям относимости и допустимости, исследованных в судебном заседании и оцененных в решении суда по правилам статьи 67 ГПК РФ;

3) избранный способ восстановления нарушенных избирательных прав адекватен характеру (значению, содержанию, объему, степени распространения) совершенного правонарушения и не повлечет необоснованного ограничения пассивного избирательного права кандидата, за исключением случаев, когда основание отмены регистрации является безусловным (например, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права до регистрации как вновь открывшееся обстоятельство, использование кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом);

4) не истек срок для принятия решения, установленный частью 9 статьи 260, частью 3 1 статьи 348 ГПК РФ, пунктом 5 статьи 78 комментируемого Федерального закона (не позднее чем за пять дней до дня голосования для суда первой инстанции, не позднее чем за два дня до дня голосования для суда кассационной инстанции).

Основания отмены регистрации определены в комментируемых пунктах. В под­пункте «а» пункта 7, подпункте «а» пункта 8, пункте 9 комментируемой статьи предусмотрена отмена регистрации в случае вновь открывшихся обстоятельств. Здесь же дано определение, какие обстоятельства следует считать вновь открывшимися применительно к данному случаю в комментируемых нормах сами основания не названы, в них содержится отсылка к пунктам 24, 25 или 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона. Ко вновь открывшимся не отнесены те из перечисленных в пунктах 24, 25 и 26 обстоятельства, которые присущи только стадии избирательного процесса, предшествующей регистрации, и не могут быть подтверждены на последующих стадиях доказательствами, полученными с соблюдением федерального закона, как того требует часть 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации. Например, не может быть признано вновь открывшимся такое обстоятельство, как обнаружение большего, чем было выявлено избирательной комиссией в срок, предусмотренный законом для проверки подписных листов, количества недостоверных и недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (в силу положений пункта 6 комментируемой статьи, пункта 7 статьи 38 комментируемого Федерального закона нарушение комиссией закона при проверке подписных листов может служить основанием для обжалования в суд решения о регистрации кандидата, списка кандидатов в пределах установленного 10-дневного срока). В иных положениях комментируемых пунктов перечислены обстоятельства, которые могут возникнуть после регистрации кандидата, списка кандидатов и признаются основанием для отмены регистрации.

Федеральный законодатель четко определил границы допустимого отступления от установленного порядка финансирования выборов, предусмотрев в качестве основания для отмены регистрации использование кандидатом, избирательным объединением в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств избирательного фонда в сумме, превышающей 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышение предельного размера расходования средств избирательного фонда более чем на 5 процентов. В данном случае юридически значимыми являются обстоятельства, свидетельствующие об источнике, размере и целях использования кандидатом, избирательным объединением денежных сумм в ходе избирательной кампании. При определении размера денежных средств, использованных из не предусмотренных законом источников для оплаты деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, следует учитывать и те выплаты из избирательного фонда, которые произведены за счет денежных средств, поступивших в этот избирательный фонд с нарушением установленного законом порядка.

Важное дополнение внесено Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ в норму, устанавливающую в качестве основания для отмены регистрации использование кандидатами, руководителями избирательных объединений преимуществ должностного или служебного положения, – данное нарушение должно быть неоднократным. Неоднократность является обязательным условием применения санкции и выражается в совершении указанными лицами не менее двух раз действий, перечисленных в пункте 5 статьи 40 комментируемого Федерального закона.

Подкуп избирателей может служить основанием для отмены регистрации при установлении фактов, свидетельствующих о совершении действий, имеющих целью склонить избирателей голосовать за определенного кандидата, расположить их в его пользу посредством предоставления материальной выгоды в какой-либо форме: вручение денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, оказание безвозмездных услуг, льготная продажа товаров и т.п. (см. комментарий к пункту 2 статьи 56). Такие действия должны быть совершены непосредственно самими кандидатами, избирательными объединениями, их доверенными лицами и уполномоченными представителями. Если же действия, свидетельствующие о подкупе избирателей, были совершены иными лицами и организациями, то должно быть доказано, что они действовали по поручению перечисленных субъектов избирательного процесса. Это является определенной гарантией пассивного избирательного права зарегистрированного кандидата, преградой провокационным действиям со стороны лиц, заинтересованных устранить неудобную им кандидатуру, препятствующую другому кандидату одержать победу на выборах.

Следующим основанием для отмены регистрации является несоблюдение кандидатом, избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1 1 статьи 56 комментируемого Федерального закона. Эти нормы запрещают осуществлять агитационную деятельность, носящую признаки экстремизма, запрещают при проведении предвыборной агитации злоупотреблять свободой массовой информации в любой форме, определенной законодательством Российской Федерации, а также нарушать законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности (см. комментарий к пунктам 1 и 1 1 статьи 56). Следует учитывать, что в соответствии с подпунктом «д» пункта 8 комментируемой статьи за предусмотренные пунктом 1 статьи 56 комментируемого Федерального закона деяния кандидата, зарегистрированного в составе списка кандидатов, может быть отменена регистрация всего списка кандидатов, если только до принятия решения судом этот кандидат не будет исключен из списка кандидатов самим избирательным объединением (пункт 11 комментируемой статьи). Вместе с тем, согласно пункту 9 комментируемой статьи по решению суда за указанное деяние может быть отменена регистрация такого кандидата. Вынесение судом решения в об отмене регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «д» пункта 7, подпунктом «д» пункта 8 или пунктом 9 комментируемой статьи, в связи с нарушением им пункта 1 статьи 56 комментируемого Федерального закона означает не только ограничение права этого кандидата участвовать в соответствующих выборах, но и лишение его пассивного избирательного права на срок, указанный в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона.

Вынесение судом решения об отмене регистрации списка кандидатов в соответствии с подпунктом «д» пункта 8 комментируемой статьи в связи с нарушением им пункта 1 статьи 56 комментируемого Федерального закона означает, как следует из подпункта «ж» пункта 8 комментируемой статьи, серьезное препятствие для участия соответствующего избирательного объединения в последующих избирательных кампаниях (на срок, указанный в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона). По существу установленный в ходе одной избирательной кампании факт нарушения пункта 1 статьи 56 комментируемого Федерального закона в последующем может служить основанием для отмены регистрации списка кандидатов, выдвинутых соответствующим избирательным объединением.

Новыми основаниями для отмены регистрации кандидатов, списков кандидатов являются предусмотренные подпунктом «е» пункта 7 и подпунктом «е» пункта 8 комментируемой статьи ограничения. Сложность может представлять определение критерия неоднократности нарушения требований пункта 5 2 статьи 56 комментируемого Федерального закона. С учетом возможного многократного повторения в эфире одного и того же агитационного материала есть основания считать, что неоднократным нарушением в данном случае может быть признано такое, которое совершено после вынесения соответствующего предупреждения (пункт 5 1 статьи 20 комментируемого Федерального закона) либо после вступления в силу решения суда об административном наказании в соответствии со статьей 5.8 КоАП РФ.

Подпункт «ж» пункта 7 комментируемой статьи указывает на возможность отмены регистрации кандидата за указанные в этом подпункте деяния, совершенные до выдвижения гражданина в качестве кандидата (в том числе и до начала избирательной кампании), при том что факт совершения таких деяний устанавливается судом только непосредственно в процессе рассмотрения соответствующего дела об отмене регистрации кандидата. В случае вынесения судом решения об отмене регистрации кандидата (в том числе из списка кандидатов – см. пункт 9 комментируемой статьи) гражданин, в отношении которого вынесено решение, лишается пассивного избирательного права на срок, указанный в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона.

Подпунктом «ж» пункта 8 комментируемой статьи предусмотрено, что основанием для отмены регистрации списка кандидатов являются совершенные избирательным объединением до начала соответствующей избирательной кампании деяния, указанные в этом подпункте. Кроме того, избирательное объединение может понести ответственность и за деяния гражданина, выдвинутого и зарегистрированного в составе списка кандидатов, совершенные этим гражданином до выдвижения. В данном случае, как и в случае рассмотрения дела об отмене регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «ж» пункта 7 комментируемой статьи, факт совершения таких деяний устанавливается судом только непосредственно в процессе рассмотрения соответствующего дела об отмене регистрации списка кандидатов (в ином случае избирательное объединение не могло бы включить такого кандидата в список кандидатов, так как в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона он был бы лишен пассивного избирательного права). Вместе с тем политической партии предоставлена возможность исключить соответствующего кандидата из списка кандидатов; если это будет совершено до вынесения судом решения, то производство по соответствующему делу прекращается. С учетом установленных пунктом 5 статьи 78 комментируемого Федерального закона сроков рассмотрения таких дел в суде исключить такого кандидата из списка можно не позднее чем за 5 дней до дня голосования (по иным основаниям – не позднее чем за 15 дней – см. пункт 32 статьи 38 комментируемого Федерального закона).

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225?ФЗ отмена регистрации кандидата, списка кандидатов на основании подпункта «ж» пункта 7 или подпункта «ж» пункта 8 комментируемой статьи возможна только в том случае, когда деяния, предусмотренные в этих подпунктах, совершены после вступления в силу этого Федерального закона.

Предусмотренное подпунктом «з» пункта 7 и пунктом 9 комментируемой статьи основание для отмены регистрации связано с невыполнением кандидатом требований пункта 2 1 статьи 33 комментируемого Федерального закона, обязывающего кандидата при наличии у него неснятой и непогашенной судимости указать в своем заявлении о согласии баллотироваться сведения о такой судимости. Установление факта сокрытия кандидатом (в том числе зарегистрированным в составе списка кандидатов) таких сведений является основанием для отмены его регистрации. Необходимо отметить, что если будет установлено, что у кандидата имеется судимость за преступления, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона, это будет означать отсутствие у него пассивного избирательного права, в связи с чем его регистрация может быть отменена в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 комментируемой статьи. С уче­том изменений, внесенных в комментируемый Федеральный закон Федеральным законом от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ установление факта наличия у кандидата гражданства иностранного государства лишает его пассивного избирательного права (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации – см. комментарий к пункту 3 1 статьи 4 комментируемого Федерального закона) и, соответственно, влечет аналогичные последствия.

10. В комментируемом пункте в качестве субъекта, правомочного обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума названа избирательная комиссия, организующая референдум, которая непосредственно наделена законом полномочиями по контролю за соблюдением соответствующего закона при подготовке и проведении референдума и призвана обеспечить реализацию и защиту права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Эта норма конкретизирована в части 5 статьи 259 ГПК РФ, согласно которой с заявлением в суд об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума вправе обратиться: при проведении референдума Российской Федерации – ЦИК России; при проведении референдума субъекта Российской Федерации – ИКСРФ; при проведении местного референдума – ИКМО.

Комментируемая норма не детализирует понятие «иная группа участников референдума», это понятие содержится в пункте 2 статьи 42 комментируемого Федерального закона. Имеется в виду группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, предусмотренные соответствующим законом о референдуме. В частности, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» предусмотрено образование инициативной агитационной группы в целях проведения агитации по вопросам референдума, а Законом города Москвы от 29 сентября 2004 года № 58 «О референдумах в городе Москве» 1 установлено, что в качестве иной группы участников референдума может быть зарегистрирован руководящий орган общественного объединения, регионального или иного структурного подразделения общественного объединения.

_______________
1 Ведомости Мэра и Правительства Москвы. 2004. № 43; Ведомости Московской городской Думы. 2004. № 8. Ст. 177.

Суд может отменить регистрацию инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума не позднее чем за три дня до дня голосования. В силу части 10 статьи 260 ГПК РФ такое решение должно быть принято судом не позднее указанного срока. Следовательно, после истечения этого срока суд не может принять решение об отмене регистрации, производство по делу подлежит прекращению на основании абзаца второго статьи 220 ГПК РФ. Решение суда по заявлению об отмене регистрации в соответствии с частью 1 статьи 209, частью 3 статьи 261 ГПК РФ вступает в законную силу, т.е. становится обязательным, по истечении 5-дневного срока на кассационное обжалование, а в случае подачи кассационной жалобы – после рассмотрения дела судом кассационной инстанции, если решение суда не было отменено. Если решение суда, которым заявление удовлетворено, не вступает в законную силу до дня голосования, оно не может быть обращено к исполнению. Однако это не означает отсутствие процессуальных гарантий эффективной судебной защиты прав участников референдума. Суд в соответствии со статьей 212 ГПК РФ в целях своевременного устранения допущенных нарушений вправе обратить решение об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума к немедленному исполнению, если замедление может привести к невозможности его исполнения, но при условии, когда об этом подано ходатайство заявителя. Следует учитывать, что отмена регистрации инициативной группы по проведению референдума в этот период не влечет отмены решения уполномоченного органа о назначении референдума.

В комментируемом пункте содержится перечень оснований, по которым может быть отменена регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. В подпункте «а» в качестве основания указано на нарушение правил выдвижения инициативы проведения референдума. Такие правила относительно референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума закреплены в статьях 36, 37 комментируемого Федерального закона, а правила реализации инициативы по проведению референдума Российской Федерации – в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации». Последующие основания для отмены регистрации, изложенные в подпунктах «б», «в», «г» комментируемого пункта, связаны с совершением непосредственно членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума виновных действий в период кампании референдума. Это нарушение указанными лицами правил проведения агитации по вопросам референдума и финансирования кампании референдума (см. статьи 48–56, 58, 59); использование ими преимуществ должностного или служебного положения (см. пункт 5 статьи 40); подкуп названными лицами участников референдума, когда такие факты установлены (см. пункт 2 статьи 56).

Приведенный перечень оснований не является исчерпывающим, регистрация группы участников референдума может быть отменена по другим основаниям, установленным комментируемым Федеральным законом либо иными законами. Так, более широкий перечень оснований прекращения деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы приведен в статье 89 Федерального конституционного закона «О референдуме Россий­ской Федерации».

11. Комментируемый пункт введен Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ и устанавливает право избирательного объединения исключить кандидата из списка кандидатов по предусмотренному в нем основанию позднее срока, указанного в пункте 32 статьи 38 комментируемого Федерального закона, в случае рассмотрения в суде дела об отмене регистрации списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» или «ж» пункта 8 комментируемой статьи.

12. См . комментарий к пунктам 7 и 8 комментируемой статьи.

Заявление о снятии кандидатуры с выборов