12 единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

11.4. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — единый налог) может вводиться в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер-бурга в соответствии с гл. 263 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ и применяться по решению субъекта РФ в отношении следующих видов деятельности:

оказание бытовых услуг (с 1 января 2006 г. единым налогом облагаются группы, подгруппы, виды и (или) отдельные бытовые услуги, классифицируемые по Общероссийскому классификатору услуг населению, — Федеральный закон от 18 июня 2005 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в статью 34626 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»);

оказание ветеринарных услуг;

оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала об-служивания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту орга-низации общественного питания;

оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, не только на праве собственности, но и на ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения);

распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

размещение рекламы на транспортных средствах;

оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м;

оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

организация услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для размещения объектов стацио-нарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Запрещено применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении видов предпринимательской деятельности, указанной выше, в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, а также в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ.

На уплату единого налога не переводятся:

аптечные учреждения, организации потребительской кооперации, хозяйственные общества, единственным учредителем которых являются потребительские общества и их союзы, и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, за исключением участия общественных организаций инвалидов;

индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента;

учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания;

организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие услуги по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест в объектах стационарной торговой сети и земельных участков для размещения объектов стацио-нарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, в части оказания услуг

по передаче во временное владение и (или) пользование автозаправочных и автогазозаправочных станций.

В Москве ЕНВД введен Законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы».

Организации, уплачивающие единый налог, не уплачивают следующие налоги:

налог на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

НДС (в отношении операций, облагаемых НДС, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Предприниматели, уплачивающие единый налог, не уплачивают налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), НДС (в отношении операций, облагаемых НДС, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом); налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринима-тельской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.

Налогоплательщики ЕНВД определены в ст. 34628 НК РФ. К ним относятся организации и индивидуальные предприниматели, осу-ществляющие на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта РФ, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этом субъекте РФ.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отно-шении видов предпринимательской деятельности, подлежащей на-логообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина единого дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используют физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовую доходность в месяц (табл. 11.5).

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2.

Корректирующий коэффициент К1 представляет устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.

Корректирующий коэффициент К2 учитывает совокупность осо-бенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и др. Значения коэффициента К2 определяются представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государ-ственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

При определении коэффициента базовой доходности устанавливается несколько значений К2, учитывающих разные факторы осуществления предпринимательской деятельности: одно значение определяет ассортимент, второе — сезонность работы, третье — место расположения торговой точки в пределах населенного пункта. В этом случае коэффициент К2 будет равен произведению всех имеющихся значений.

Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.

В случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение.

Налоговым периодом по данному налогу признается квартал.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.

Порядок и сроки уплаты единого налога определены в ст. 34632 НК РФ.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных за этот же период при выплате работникам, занятым в тех сферах деятельности нало-гоплательщика, по которым уплачивается единый налог. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Сумма единого налога зачисляется на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода по форме, утвержденной Министерством финансов РФ.

Доходы от уплаты ЕНВД для отдельных видов деятельности распределяются следующим образом:

в федеральный бюджет — 30%;

бюджеты субъектов РФ — 15%;

местные бюджеты — 45%;

бюджет ФФОМС — 0,5%;

бюджеты ТФОМС — 4,5%;

бюджет ФСС России — 5%.

Доходы от уплаты ЕНВД зачисляются на счета органов Федераль-ного казначейства с последующим распределением в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Тема 12. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее в данной теме — единый налог) взимается на основании Закона РФ от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Читайте так же:  Написать заявление на ежегодный отпуск

Со дня введения единого налога на вмененный доход с его плательщиков не взимается большинство действующих федеральных, региональных и местных налогов и сборов за исключением следующих налогов:

1) государственной пошлины;

2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

3) лицензионных и регистрационных сборов;

4) налога с владельцев транспортных средств;

5) земельного налога;

6) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

7) налога на доходы физических лиц, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с доходов, которые образуются за пределами сферы взимания единого налога;

8) единого социального налога.

Плательщиками единого налога являются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в следующих сферах:

— оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;

— оказание бытовых услуг физическим лицам;

— оказание физическим лицам парикмахерских, медицинских, косметологических услуг, ветеринарных и зооуслуг;

— оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию; — оказание предпринимателями консультационных, бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;

— розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

— розничная выездная (нестационарная) и стационарная торговля горюче — смазочными материалами;

— оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек;

— оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;

— деятельность организаций по сбору металлолома;

— изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий народных художественных промыслов.

Плательщики единого налога уплачивают все налоги и сборы, установленные законодательством о налогах и сборах от иных видов деятельности, в отношении которых они не переведены на уплату единого налога и не освобождаются от выполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством о налогах и сборах.

Объектом налогообложения является вмененный доход на очередной календарный месяц.

Вмененный доход представляет собой потенциально возможный валовой доход за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитанный с учетом факторов, влияющих на получение такого дохода. Для исчисления вмененного дохода могут быть использованы три метода. Первый метод основан на обработке существующей статистической информации о результатах хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей. Второй метод основан на обработке информации налоговых органов о фактически поступивших суммах налоговых платежей организаций и предпринимателей и данных статистического учета.

При третьем методе для расчета вмененного дохода применяются следующие показатели:

1) базовая доходность — определяет условную доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя (площади, производственной мощности, работающего и т.д.);

2) повышающие или понижающие коэффициенты базовой доходности — показывают степень влияния отдельных факторов на результаты предпринимательской деятельности.

Среди факторов, влияющих на базовую доходность, выделяют:

— тип населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;

— место осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и др.);

— характер местности (тип автомагистрали и др.), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;

— удаленность места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок;

— удаленность места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта;

— характер реализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг);

— ассортимент реализуемой продукции;

— качество предоставляемых услуг;

— качество занимаемого помещения;

— производительность используемого оборудования;

— возможность использования дополнительной инфраструктуры;

— количество видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.

Право добровольного перехода на уплату единого налога на вмененный доход или сохранения существующего порядка уплаты налогов предоставляется организациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям при условии, что их уставный капитал полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов.

Среднесписочная численность работников за налоговый (отчетный) период у субъекта малого предпринимательства определяется по числу всех работников (в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени). В эту численность включаются и работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений организаций. Численность работников в организациях, занятых в сфере общественного питания и розничной торговли, переводимых на уплату единого налога, учитывается по каждому магазину, торговой точке или точке общественного питания.

Формулы для расчета суммы единого налога и перечень рекомендуемых составляющих приведены в Письме Правительства РФ от 7 сентября 1998 г.

Формула расчета величины единого налога на вмененный доход:

где М — сумма вмененного дохода;

V — сумма единого налога;

C — базовая доходность на единицу физического показателя;

N — количество единиц физического показателя;

K — коэффициенты базовой доходности.

Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.

Ставка налога устанавливается в размере 15% вмененного дохода.

Налог уплачивается ежемесячно, авансовыми платежами в размере 100% за каждый календарный месяц. По желанию плательщики могут авансом уплатить налог за 3, 6, 9 и 12 месяцев, при этом сумма налога уменьшится на 2, 5, 8 и 11% соответственно.

распределение единого налога для организаций по уровням бюджетной системы происходит в следующих размерах:

— федеральный бюджет — 30% общей суммы единого налога;

— бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты — 70% общей суммы единого налога.

Для предпринимателей распределение единого налога по уровням бюджетной системы происходит в следующих размерах:

— бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты — 100% общей суммы налога.

Документом, подтверждающим уплату единого налога, является свидетельство, которое выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр выдается плательщикам на каждый вид деятельности и на каждое место осуществления деятельности в течение трех дней со дня уплаты налога при предъявлении документа, подтверждающего его уплату (платежное поручение, квитанция). Второй экземпляр хранится в налоговом органе. Использование при осуществлении предпринимательской деятельности любых видов копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается.

Действие свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход приостанавливается в случае:

— осуществления деятельности, не указанной в свидетельстве об уплате единого налога на вмененный доход;

— неправильного определения размера единого налога на вмененный доход по осуществляемой деятельности.

Для восстановления действия свидетельства налогоплательщику необходимо устранить выявленные нарушения в течение трех рабочих дней.

Свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход может быть аннулировано в случае:

— прекращения действия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя;

— осуществления деятельности в период приостановления действия свидетельства;

— повторного совершения нарушения, за которое действие свидетельства приостанавливалось;

— нарушения требований законодательства о едином налоге на вмененный доход.

В случае утраты свидетельства оно не возобновляется. Плательщику выдается новое свидетельство с отметкой «взамен ранее утерянного». Плата за новое свидетельство составляет не более 20% стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период. При повторной утрате свидетельства на оставшийся налоговый период плата за новое свидетельство составит 100% стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период.

Плательщики, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, ведут учет доходов и расходов по форме применительно к упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».

При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду. Налогоплательщики (вне зависимости от места регистрации), осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.

Если раздельный учет отсутствует, то налогообложение по иным видам деятельности, не подпадающим под налогообложение единым налогом на вмененный доход, осуществляется с учетом доходов, полученных от видов деятельности, облагаемых этим налогом.

расчет единого налога на вмененный доход по каждому виду деятельности представляется налогоплательщиком в налоговый орган в двух экземплярах не позднее 25-го числа месяца, предшествующего налоговому периоду, за который производится уплата.

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность на территории нескольких административных субъектов РФ (при отсутствии филиалов и обособленных подразделений), представляют расчеты по единому налогу в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет. расчет представляется по каждому виду деятельности и месту ее осуществления с учетом коэффициентов базовой доходности в зависимости от населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность.

Уведомление о сумме единого налога, подлежащей зачислению в местные бюджеты по месту осуществления деятельности, направляется налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет в налоговые органы по месту осуществления этой деятельности. Организации, имеющие филиалы и другие обособленные подразделения, представляют расчеты по единому налогу в налоговые органы по месту нахождения филиалов и других обособленных подразделений.

В случае прекращения деятельности налогоплательщик в пятидневный срок информирует об этом налоговый орган. При этом предприниматель обязан сдать свидетельство о государственной регистрации в соответствующий регистрирующий орган, а в случае приостановления занятия деятельностью — в налоговый орган. Вновь зарегистрированные предприниматели и организации обязаны представить расчет суммы единого налога в десятидневный срок со дня их государственной регистрации.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды деятельности могут облагаться единым налогом на вмененный доход?

2. Каким путем можно рассчитать размер вмененного дохода?

Читайте так же:  Страховка тур в индию

3. Какой орган власти вправе ввести единый налог на вмененный доход?

4. Определите налоговый период и налоговую ставку?

5. В какой пропорции распределяется налог между бюджетами разных уровней?

Единый налог на вмененный доход (9)

Главная > Реферат >Финансы

Глава 1. Общая характеристика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности………………………………….……………….9

Основные понятия и виды налогооблагаемой деятельности…. 9

Налогоплательщики ЕНВД и порядок постановки на учет в налоговых органах……. 13

Объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и налоговая ставка………………………………………………………………20

Глава 2. Мобилизация ЕНВД для отдельных видов деятельности в Тульской области (на примере ИНФН по Привокзальному району г. Тулы).………….26

2.1. Характеристика ИФНС России по Привокзальному району г.Тулы…………………………………………………………………………. 26

2.2. Анализ Методики исчисления и уплаты ЕНВД для отдельных видов деятельности……………………………………………………………………..31

2.3. Анализ ЕНВД, уплачиваемого организацией и его сравнение с общей системой налогообложения на примере ООО «НИКА»………………40

Глава 3. Пути повышения эффективности применения ЕНВД для отдельных видов деятельности ………………………………………………. 47

3.1. Анализ проведения проверок в ИФНС России по Привокзальному району города Тулы………………………………………………………. ……47

3.2. Основные направления совершенствования системы налогообложения в виде ЕНВД на примере ИФНС России по Привокзальному району города Тулы…………………………………………………….……………. …………56

Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы.

Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.

В настоящее время, тема оптимизации налоговой нагрузки на налогоплательщика особенно актуальна, так как играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.

Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Одна часть прибыли в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на воспроизводственные цели.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников.

Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности как самой организации, так и ее должностных лиц.

В современном обществе основным источником формирования доходов бюджетной системы являются налоги, а эффективно функционирующая налоговая система имеет определяющее значение для успешного функционирования рыночной экономики. Проведение рыночных реформ в России показало, что несовершенство налоговой системы является одной из причин кризисного состояния экономики страны.

Каждый налог в налоговой системе должен иметь свое функциональное значение и отличие от других налогов в зависимости от целевых установок, способов исчисления и взимания налоговых сумм, воздействия на экономику.

Основной целью введения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) в России являлось привлечение к уплате налогов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, в том числе в розничной торговле, общественном питании, бытовом и транспортном обслуживании, т.е. тех налогоплательщиков, которые расчеты с покупателями и заказчиками производят преимущественно в наличной денежной форме.

Роль единого налога на вмененный доход в формировании благоприятного налогового климата весьма существенна.

Во-первых, с введением этого налога организации и индивидуальные предприниматели попадают в более прозрачную правовую среду, так как обеспечивается простота исчисления налога, что, в свою очередь, должно исключить серьезные и неосознанные налоговые нарушения.

Во-вторых, единый налог непосредственно не связан с финансовым результатом хозяйствующего субъекта, что, при прочих равных условиях, позволяет легализовать коммерческую деятельность, и в меньшей степени зависеть от контролирующих органов. Кроме того, организация или индивидуальный предприниматель, начинающие свое дело, заранее могут определить сумму единого налога – основную составляющую налоговых изъятий, а не рассчитывать на бухгалтера в вопросах минимизации налоговых платежей.

Цель выпускной квалификационной работы – определение основных путей совершенствования системы налогообложения в виде ЕНВД на примере ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы на основе изучения действующего механизма исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Для успешного достижения указанной цели в ВКР потребовалось последовательно решить следующие задачи:

— дать характеристику ЕНВД для отдельных видов деятельности;

— определить элементы ЕНВД;

— исследовать особенности единого налога;

— изучить деятельность ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы;

— проанализировать начисления и уплату ЕНВД за 2008 – 2009 г.г.

— проанализировать проведение налоговых проверок по ЕНВД в ИФНС России по Привокзальному району г.Тулы;

— предложить пути совершенствования системы налогообложения в виде ЕНВД на примере ИФНС России по Привокзальному району г.Тулы.

Объект исследования — деятельность инспекции ФНС России по Привокзальному району г. Тулы.

Предмет исследования – организационно – экономические отношения по взиманию единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Теоретической и методологической основой исследования являются Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, учебные пособия и учебники по налогам, финансам, бухгалтерскому учету, аудиту, налоговому менеджменту, экономической теории, монографии и научные статьи в периодических изданиях.

Информационной основой являются статистические отчетные данные ИФНС России по Привокзальному району г. Тулы по контрольным мероприятиям, налоговая отчетность налогоплательщиков ЕНВД.

В работе использованы такие общенаучные методы исследования как анализ, синтез, группировка, сравнение и др.

Расчеты выполнены с использованием MS Excel.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные понятия и виды налогооблагаемой деятельности

Согласно п. 1 ст. 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Совокупность этих налогов и сборов принято считать общим режимом налогообложения [4].

В то же время наряду с общим режимом налогообложения существуют особые налоговые режимы, применение которых освобождает фирмы и предпринимателей от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени [4].

Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и федеральными законами, которые принимаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ. При этом элементы налогообложения и налоговые льготы определяются так, как требует Налоговый кодекс РФ, а другие особые правила могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах.

Таким образом, специальный режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции и т.п.

К специальным налоговым режимам, в частности, относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Понятие единого налога на вмененный доход появилось в российском законодательстве в 1998 году с принятием Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Позднее с введением в действие с 1 января 2003 года главы 26.3 Налогового кодекса РФ Федеральный закон №148-ФЗ утратил силу.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система ЕНВД вводится в действие нормативными актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами г. Москвы и Санкт-Петербурга. Местные власти могут определять виды деятельности, облагаемые «вмененным» налогом, но только в пределах перечня, который установлен п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ [5].

Согласно данному перечню плательщиками ЕНВД могут стать организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются:

1) оказанием бытовых услуг. Под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов;

ЕНВД (Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности)

ЕНВД (Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, Единый налог на вмененный доход) — регулируется главой 26.3 НК РФ. Является одним из специальных налоговых режимов.

Планируется, что система ЕНВД будет отменена с 1 января 2021 года (федеральный закон от 2 июня 2016 года № 178-ФЗ, федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (ч. 8 ст. 5)).

Система налогообложения в виде ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 346.26 НК РФ). То есть местные органы власти решают, вводить на их территории ЕНВД или нет.

Читайте так же:  Налог на землю под гаражами

Переход на ЕНВД организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате (п. 4 ст. 346.26 НК РФ):

— налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

— налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость) — объекты, по которым налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, стали облагаться налогом с 1 июля 2014 г. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ;

— НДС (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Тарифы страховых уплачиваются в общем порядке. Пониженный тариф 20% (против 30% общего тарифа) установлен только для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ, а до 01.01.2017 — п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Переход на ЕНВД индивидуальными предпринимателями их освобождение от обязанности по уплате (п. 4 ст. 346.26 НК РФ):

— налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

— налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

— НДС (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Единый налог при ЕНВД

Вместо указанных выше налогов, при применении ЕНВД уплачивается единый налог.

Единый налог исчисляется по ставке 15% от величины вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ).

Величина вмененного дохода определяется по алгоритму, изложенному в ст. 346.29 НК РФ:

1. Налоговая база = Базовая доходность * Величина физического показателя, характеризующего данный вид деятельности

Показатели Базовая доходность и Величина физического показателя, характеризующего данный вид деятельности приведены в п. 3 ст. 346.29 НК РФ.

Для вида деятельности «Оказание бытовых услуг» физическим показателем является «Количество работников, включая индивидуального предпринимателя». Базовая доходность определена в 7 500 рублей в месяц.

Если у налогоплательщика 10 работников, то базовая доходность 75 тыс. рублей в месяц (7 500 * 10).

2. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).

Полученная в п. 1 величина перемножается на коэффициенты К1 и К2, где:

К1 — устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор;

К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности;

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).

Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату ЕНВД добровольно. Налогоплательщики ЕНВД вправе перейти на иной режим налогообложения со следующего календарного года.

Организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения ЕНВД заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога (ст. 346.28 НК РФ).

Местные органы власти определяют виды деятельности, по которым может применяться ЕНВД из списка, установленного ч. 2 ст. 346.26 НК РФ. Так, ЕНВД может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11) размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;

12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Ограничения на применение ЕНВД

ЕНВД не применяется в случае осуществления деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, а также в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ (ч. 2.1. ст. 346.26 НК РФ).

На уплату единого налога не вправе переходить (ч. 2.2. ст. 346.26 НК РФ):

1) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

2) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

4) учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями;

5) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пп. 13 и 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

Историческая справка

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности впервые была введена с 1 января 2003 года Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ (ст. 8).

До 1 января 2013 года налогоплательщики, применявшие виды деятельности, подпадавшие под ЕНВД, были обязаны применять этот специальный режим.

С 1 января 2013 года применение ЕНВД стало добровольным (изменения внесены Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

12 единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности