Пособие по сметному делу систем безопасности

«Основы сметного дела в строительстве»
Учебное пособие для образовательных учреждений

(Авторы: к.э.н., проф. Н.И. Барановская, к.т.н. А.А. Котов.
Руководитель разработки П.В. Горячкин)
Книжный формат 60×88 1/16, твердый переплет. Москва 2005 год. 300 ст.

Издание предназначено в качестве учебного пособия по подготовке инженеров-сметчиков в образовательных учреждениях различного уровня, а также для самостоятельного обучения сметному делу с учетом современных требований к уровню квалификации специалистов.

Пособие разработано ведущими преподавателями России по специализации «Сметное дело» и основано на практическом опыте подготовки инженеров-сметчиков в системе высшего и специального образования.

Рекомендовано Профессиональным союзом инженеров-сметчиков.

Профессия инженера-сметчика стала одной из самых востребованных и уважаемых в строительной отрасли. Работа сметчиков во многом определяет экономическую эффективность реализации инвестиционно-строительных проектов и подрядной деятельности строительно-монтажных организаций.

В настоящее время в Российской Федерации действуют различные курсы подготовки, повышения квалификации инженеров-сметчиков. Обучение сметному делу осуществляется в рамках системы высшего и среднего специального образования. Имеются образовательные программы и квалификационные требования по специальности. Однако качество программ и организации учебного процесса не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню квалификации специалистов в организациях.

Предлагаемое Учебное пособие для образовательных учреждений предусматривает достижение в процессе обучения необходимых знаний и навыков по составлению сметной документации на строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт действующих объектов и включает следующие главы:

  • Основы организации проектирования строительства.
  • Методические положения современного ценообразования в строительстве.
  • Сметное нормирование и система сметных нормативов в строительстве.
  • Элементные сметные нормы и единичные расценки на виды работ.
  • Определение сметных цен на ресурсы (материалы, оплата труда, механизмы).
  • Накладные расходы и сметная прибыль в сметной стоимости работ.
  • Локальные сметы на строительные работы.
  • Правила подсчета объемов работ.
  • Особенности составления смет на ремонтно-строительные работы.
  • Составление смет на монтаж оборудования.
  • Составление сметной документации по укрупненным сметным нормативам.
  • Объектные сметы и сводный сметный расчет стоимости строительства.
  • Определение лимитированных и прочих затрат в сметной стоимости.
  • Договоры подряда и договорные цены на строительную продукцию.
  • Расчеты за выполненные строительно-монтажные работы.
  • Определение стоимости проектных работ.
  • Автоматизация сметных расчетов.

Учебное пособие содержит примеры различных сметных расчетов.

Реформа ценообразования в строительстве должна была завершиться

Подскажите, пожалуйста, по каким номерам расценок следует указывать в монтажных работах следующие позиции: 1. Видеорегистратор; 2. Коммутатор; 3. Мультиплексор.

Что-то я добрый сегодня: 1. Видеорегистратор — ФЕРм 10-04-064-02 2. Коммутатор — 10-04-066-02 3. Мультиплексор -10-04-067-23 Это ФЕР. МТСН не пользую. Не забудьте настройку и т. д. С уважением.

Подскажите пожалуйста, а какую расценку правильнее взять под настройку. И в «и т. д» что еще входит — например разделка и включение кабелей?

Вводные указания к разделу гласят, что не учтена концевая разделка силовых кабелей сечением жилы более 10 мм 2, так что разделка -навряд ли, а вот включение в аппаратуру штепсельных разъемов, а также штепсельные разъемы ФЕРм 11-04-026-01, ФЕРм 11-04-028-01 — можно.Настройка ФЕРм10-06-068-16- имеется в виду программирование и отладака сетевых элементов. В принципе камера, мультиплексор — это сетевые элементы. А вот НАЛАДКИ как таковой нет.

Да отчего же наладки-то нет? Давно придуман ГЭСНп-2001-02, и простую камеру можно рассматривать, как «Информационный аналоговый канал передачи данных», а цифровую камеру, как «Информационный дискретный канал передачи данных», а всю систему видеонаблюдения отнести к автоматизированным телемеханическим системам. Другое дело, что расценки там весьма и весьма весомы! А все потому, что рассматривается некая усредненная система. Удачи.

Хорошо, рассматривается некая усредненная система. А как тогда правильно будет по этому сборнику ФЕРп02 устреднить эти расценки до нужных, а не то до таких громадных сумм получается? Как мне говорили чел.-ч менять в расценках нельзя. Заказчики тоже жалуются, говорят — ну не работают же ваши работники столько. Подскажите как выкрутиться.

Написал сам про высомые расценки — тут же получил вопрос, набрал расценку, и получил вполне ничего: по аналоговой системе из 20 камер — ПНР = 30 тыс.р. без НДС; по цифре — ПНР около 37 т.р., так что точно — может еще и настройку цифровых систем из 10 -го сборника добавлять придется!

ГЭСНп 2 придуман давно и в самом ГЭСНп есть п. 1.5, где АСУТП, ОПС, пожаротушение, системы диспетчерского управления и телемеханики видно, а вот телевидения -увы. Кстати, если все применительно, то почему бы не взять ФЕРп01-09-002-01. А интересно, кто как представляет себе наладку на видео?

Кстати, в «Пособии по применению сборника ГЭСНп2» на стр. 22, 23 написано, что его нельзя применять для систем видеонаблюдения. С уважением!

действительно, наладка СВН ведь достаточно трудоемкая задача- настройка цифрового регистратора, настройка камер, регулировка передатчиков по ВП, монитор, мультиплексор и т.д. и т.п. Неужели эти все работы никак не прописываются, а может они как-то обзываются одним словом?

Господа специалисты! Может кто-нибудь вышлет мне на мыло готовую принятую смету по видео для примера. Буду очень благодарен. Я то ведь начинающий. Желательно в текстовом или офисном формате. [email protected]

Уважаемая Женя! Пособие, которое не пособляет, а говорит «низя!», это странное «пособие». По-существу: и я применяю рекомендованные Вами расценки из ФЕР 10 –Раздел 4 –Настройка синхронных цифровых систем передачи, и проходит иногда, когда Заказчик мало что понимает, либо лояльно настроен, но, как только эти 2 пункта не работают, Заказчик тычет меня носом в слова «цифровых» и «оптических», а более грамотный Заказчик открывает данный раздел в ГЭСН и тычет в состав работ, как то: Для норм 14-16: 01. Установка операционной системы. 02. Установка программного обеспечения системы контроля и управления. 03. Конфигурация, отладка взаимодействия всех сетевых компонентов управляющего комплекса. 04. Создание виртуальной и реальной базы данных сетевых элементов на сервере из расчета на один контролируемый объект. 05. Управление и контроль сетевых элементов. И ежели для цифровых систем видеонаблюдения можно это все как-то объяснbть (и то только при наличии сервера или ПК), то для аналоговых – как? А расценки ФЕРп 02 содержат только Затраты труда пусконаладочного персонала. И под определение телемеханических систем система видеонаблюдения неплохо подпадает, особенно если есть поворотные камеры. Благодарю Вас за аргументированные доводы!

Уважаемая Oldin! Уверяю Вас, что данное пособие придумали те же люди, что и ГЭСНп 2, а именно наш всеми уважаемый Гуру. ой Горячкин и К, так что все вопросы к ним. С уважением!

Нашел случайно ответ по теме на сайте : www.stroysmeta.ru в разделе «Консультации»- Вопрос: Подскажите пожалуйста, по какому сборнику считать пусконаладку системы видеонаблюдения? Ответ: 28-3-2006 | Ответ ID: 368/148 Лебедева Алла Геннадьевна Руководитель сметной группы, ЗАО «Строй-Консалтинг»: Стоимость пусконаладочных работ по оборудованию систем видеонаблюдения определяется по ГЭСНп-2001 №2 «Автоматизированные системы управления». Всем удачи.

Там тоже люди работают, а значит иногда ошибаются

Доброго времени суток Всем! Горе, мне горе! Связалась на Свою голову с ЭТИМИ сметами учиться только пошла. Посмотрите пожалуйста, что надо добавить, что не так? Думала сама разберусь, но не как В организации нет сметчиов и никогда не было. Никто подсказать не может

Я бы сделал смету так:1. Сервера — м10-04-087-142. Программирование серверов — м10-06-068-163. Маршрутизаторы — м10-06-068-154. Камеры — м10-04-067-22 5. Кабель — м08-02-149-16. Блок питания — м10-02-016-67. Разъемы — м11-04-026-3,а для пусконаладки я бы взял расценку из монтажного сборника м10-03-056-1 (по кол-ву камер)

Вам, спасибо БОЛЬШОЕ за ответ. А вот как получилось совместными усилиями.

Реформа ценообразования в строительстве должна была завершиться

первый раз составляю смету — жду критики. посмотрите, что не так?

H_Elena, У вас какие-то странные понижающие на НР и СП. Потом у вас 150 м короба, а прокладки в нём 260м. Скорее всего у вас не всё в коробе, а часть надо прокладывать по 10 му сборнику по кирпичу или бетону. И всё таки я думаю, что в пусконаладук немного больше каналов. +0,5 коэф.

0,94, 0,9 это упрощенка кабель 260м в 150-ти метрах канала, я тоже сомневалась а что это за к-т 0,5 на пусконаладку?

marina32, Смету не смотрел, но вполне может быть, если короб не самый мелкий.

ГБ, в смысле? Вы имеете ввиду, если несколько проводов в канале?

А что за расценка ФЕРм08-02-390-01?

Астра-С датчик на разбитие, т.е. акустический, правильней к нему применить расценку м10-08-003-02, насчет Блок речевого оповещения «Рокот» посмотрите мои ответы для Lydmila Оповещатель «Маяк 12 КП» наиболее подходит м08-01-081-02, Извещатель пожарный ручной ИПР ФЕРм10-01-039-06, для прокладки шлейфов пожарной сигнализации и систем оповещения управления эвакуацией должны использоваться кабеля FRLS, а они стоят в разы дороже КСПВ или ШВВП.

не согласнаДобавлено (19.10.2011, 02:39)——————————————— лучше — 10-8-2-5 с учетом (19.10.2011, 02:46)——————————————— КОРОБА ПЛАСТМАССОВЫЕ ШИРИНОЙ ДО 40 ММ — в новой базе ФЕР

Tanja55, Они не монтируются на стекле.

Tanja55, Вы хоть раз монтировали слаботочку? Тогда дайте свой аргумент, а то одни теоретические рассуждения. А вот мои аргументы:Оповещатель светозвуковой «Маяк 12 КП» предназначен для выдачи звукого и светого оповещения и имеет 4 конца для подключения управляющего сигнала с прибора ОПС, поэтому, м08-01-081-02 расценка прямая: Аппарат (кнопка, ключ управления, замок электромагнитной блокировки, звуковой сигнал, сигнальная лампа), количество подключаемых концов, до:6 м10-08-002-05 ударно-контактный, бесконтактный электромагнитный или пьезоэлектрический, устанавливаемый на стекле. Это что, новое веяние в монтаже Астры-С. Сами же даете ссылку где после Астры-С первые слова, цитирую: «Извещатель звуковой разрушения стекла.» Советую смотреть сайт производителя www.zaoteko.ru/, где производитель утверждает, что «Астра-С» Извещатель охранный поверхностный звуковой, а вы утверждаете, что он «ударно-контактный, бесконтактный электромагнитный или пьезоэлектрический, устанавливаемый на стекле». Почитайте Руководство по эксплуатации Вот выдержки из него 2 Принцип работы 2.1 Чувствительным элементом акустического канала явля- ется электретный микрофон со встроенным усилителем. Микрофон преобразует звуковые колебания в электрические сигналы, которые усиливаются и поступают на микрокон- троллер. Микроконтроллер в соответствии с заданным ал- горитмом работы принимает решение о наличии разруше- ния остекленной поверхности или низкочастотных и высоко- частотных помех и формирует соответствующие извещения. 3 Технические характеристики Технические параметры акустического канала Максимальная рабочая дальность действия извещателя, м, не менее . 6 Рабочие частоты: первая, Гц. 6000±100 вторая, Гц . 150±10 Чувствительность: на первой рабочей частоте, Дб. 80±1 на второй рабочей частоте, Дб. 83,5±0,5 8.3 Выбор места установки 8.3.1 Рекомендуемая высота установки на стене и рас- стояние до самой удаленной точки охраняемого стекла там дальше рисункикак размещать датчик относительно окон, и как не надо размещать. Поэтому м10-08-003-02 прибор ультразвуковой в одноблочном исполнении, расценка прямая. Жду критики. Добавлено (20.10.2011, 00:16) ——————————————— Не в обиду женщинам скажу, раньше когда лицензии на проектирование систем пожарной сигнализации выдавало МЧС, к проектировщику было требование, чтобы он минимум 2 года проработал на монтаже ОПС. Хоть у нас принято считать равенство полов, я слава тебе Господи, даже не могу представить женщину с перфоратором. Сейчас я довольно часто встречаю объявления о приеме на работу проектировщиком ОПС женщин. А потом мне попадаются такие проекты, что если собрать по ним ОПС в лучшем случае работать не будет, а в худшем спалю оборудования на несколько десятков (сотен) тысяч рублей. Женщины прошу вас не в коем разе не идите работать проектировщиками того, не знаю чего, не все монтажники благородные и умные. Среди них и дураки попадаются, которые могут делать монтаж только по проекту. Бывают заказчики не верят, требуют вести монтаж строго по чертежу, чтобы не было сами знаете чего. Пожалейте свои кошельки, чтоб не пришлось компенсировать убытки монтажной фирмы.

Читайте так же:  Как вернуть товар в магазин если он не нравится

Опять умничаете.. и еще девушкам дерзите.. откройте ОУ 8м сборника..прочитайте.. из какого отдела вы пытаетесь «дернуть» расценку.. для слаботочного прибора.. чем особенен этот раздел в 8м сборнике. ЭХ..слабо..точники..

а почему тогда не ТЕРм10-01-039-06 — Реле, ключ, кнопка и др. с подготовкой места установки. по крайней мере сборник соответствует.

Проектировщик, который разрабатывал сей проект (как бы помягче сказать. «рисовальщик»!) явно не в теме, что КСПВ запрещены для вновь монтируемых АСПС, года этак с 2008, соответственно, проект не пройдет экспертизу, и будет «геморрой» при сдаче объекта. Пожарники уже заставляют на существующих объектах КСПВ менять на FRLS, а тут вновь монтируемую.

а документик можно? а то год назад халтурила на пожарников и они применяли и объекты сдавали. да и своему рисовальщику опс скажу, что он отстал от жизни

и мне документик очень хотелось бы!

Пoжaрник, Как вас можно застать на месте мой тел.89031994109 Владимир готов перезвонить вам

Джентельмену верят на слово. А пожарники ребята веселые, посчитай, что стоит КСПВ, а что FRLS. Тем более у них в МЧС лестницы пластиком обшиты, а у нас по всей области уже не найдешь ничего подобного. Вообщем, что можно визирю, смертная казнь остальным

на сайте верят документам, тем более, если есть запрет МЧС на применение КСПВ

Требования для кабеля пожарной сигнализации: огнестойкость; низкое дымовыделение, отсутствие выделения галогенов, диаметр медной жилы не менее 0,5 мм Требования для кабеля СОУЭ: огнестойкость; низкое дымовыделение, отсутствие выделения галогенов, диаметр медной жилы должен быть определен из расчета допустимого падения напряжения выдержка из статьи, вот с этого сайта, там есть ссылки на нормативные документы. И опыт сын ошибок трудных. А с ребятами из пожарки спорить себе дороже, как видите не один я наступал на те же грабли. abk63: Если я не путаю то Вы приводите ценник на электрический кабель, а в пожарке FRLS около 40 руб. за метр, а КСПВ — «копейки», ну максимум 5 руб. Вся «загвозда» в пределе огнестойкости. FRLS — 90 мин. и он имеет свидетельство МЧС (считаем как пиар производителя) Если не ошибаюсь, 123-ФЗ гласит «. обеспечивать работоспособность на время эвакуации. » МЧС в законе не напишет конкретную марку, иначе их можно через ФАС прижать . Единственный документ(позже могу указать № письма) где они указывают конкретного производителя и уже говорят открыто «Стрелец», во всяком случае в недавнем документе четко прописано «. базовая станция «Мониторинг Стрелец». «, но с этим производителем отдельная тема «сие одобрено свыше».

vladnik, а как найти из 10-го сборника расценки на монтаж кабель-канала и укладку кабеля в кабель-канал, может посоветуете мне, что не будь, а то весь 10-й сборник обшарил ничего, хоть шаром покати. Да тут еще вопрос на засыпку рытье траншей и прочего чего тоже нет в 10-ом сборнике , что делать? Или составляю смету на автоматические ворота с напряжением питания 220 вольт, найдите мне расценку из 8-ого сборника на монтаж оптических датчиков. vladnik, может блеснете эрудицией?

похоже избыток инфы вас.. уже.. ал.. в СНБ.. Зачем перегружаться? дык счас ..пытаюсь «раскопать»..очередного.. установившего щиты управления и сигнализации по 102 группе 8м.сб. а ЧЕ..название совпадает почти на 100%-шкаф управления и регулирования.. И рекомендации присутствуютЪ.. использовать 8 м сб.

зечем из 10-го. . Если я прокладываю кабель каналы контрольные к КИПиА, мне это искать в м111. И земли нет сб.24 строительном

Если объект запроектирован до 2008 г. включительно то я могу смело по проекту делать не FRLS-ным кабелем, кроме систем оповещения, сдавали объекты, проблем не было.

Жухрай, а вы не путаете? данные буквы — всего лишь обозначение исполнения кабеля, но никак не марки. я к тому что на мой взгляд Алексей прав. равняете марку кабеля и его исполнение — что совсем разные вещи.

Нашел сайт с дискуссией по кабелю КСПВ, кому интересно Сам я не специалист, мне неинтересно, а вам должно быть более понятно, о чем там речь Честно говоря, спорить не буду, марка или исполнение. но если он столько стоит у нас, соответственно тянет за собой стоимость монтажа всей ОПС. а вот 100р уб. это точно электрика

и не надо было спор начинать, особенно если вы не знаете сути вопроса за сим откланиваюсь.

Жалко. приятно было пообщаться. По сути каждый остался при своих мнениях. Но факт остается фактом, что сейчас активно начинают вводить марку (исполнение) кабеля типа FRLS, у которого кстати предел огнестойкости 90. мин. (все «матюгальники» поплавятся или сгорят за это время).

Жухрай, не проверяли ..ышо..на практике? 90мин?А? Вы видели дверь..на 90мин?

я вам по секрету прошепчу на ушко. там еще LTx есть в обозначении

Бог миловал. Я как тот казах, что вижу то пою. И от этого меняется суть кабеля. или его огнестойкость?

дааааа. например вот вам такая марка кабеля КПСнгFRHFLTxA

Кабель Пожарной Сигнализации не горючий (не переводимый итальянский фольклер. ) Суть от этого не меняется , время КСПВ ушло (как 486 прецессоров)

Жухрай, вот как раз в этом и суть. в исполнении кабеля.

Естественно ! Ура ! Только мне как сметчику марка или исполнение глубоко фиолетово, отдельной строкой и цена . Я не проектировщик, каждый должен есть свой хлеб.

«нг» в маркировке обозначает «не распространяет горение»

В простонародии «не горючий». точно так же как разъем «папа», «мама».

Жухрай, а все остальные не переводятся что ли?

Переводится. Просто на форуме присутствуют женщины. воспитание не позволяет

Здравствуйте, посмотрите пожалуйста смету на устройство пожарной сигнализации на объекте «реконструкция деревянного дома». Что не так? Есть ли еще какие-то работы, помимо установки, монтажа материалов и оборудования, указанных в спецификации?

Liv, если Вы представите ее в доступном для всех виде..

Liv, Много замечаний. посмотрю завтра.

п.15 Что Вы делаете с аккумулятором? Почитайте состав работ. п. 19 Ни за какие уши не притянешь ее на «ручник» п.30 Силовой кабель все же надо в гофре ложить. И опять эти резина и битум трубки. facepalm: Что-то не вижу 0.85 и 0.8 к НР и СП

Liv, Ниже номера расценок с предложениями: 1 заменить на м10-08-001-9 3 на м10-08-001-10 5 на м10-04-101-15 9 на м10-04-101-7 15 исключить 19 на м10-08-002-1 25 на м11-04-008-1 27 исключить 30, 32, 34, 36 применить без К=0,8 (т.к. ФЕРм ред 2009) Не забыть о ПНР!

спасибо за ответы, буду разбираться. спецификацию прилагаю

Надо было со спецификации и начинать, контрольно-пусковой блок С2000-КПБ должен работать через С2000-АСПТ, по смете его точно не хватало. Скину немного погодя свое видение сметы.

Жухрай, версия гранд-сметы, в которой я работаю не требует ввода 0,85 и 0,8, но учитывает коэффициенты автоматически при выборе справочника нормативов НР и СП, прикреплю файл, чтобы наглядно показать. На счет «И опять эти резина и битум трубки». Как я понимаю, перед тем как добавить защитные гофрированные трубки, надо исключить «Патрубки»? (состав материальных затрат видно на фото, которое я прикрепила). Ну и увеличить количество на 60 м, тк . Правильно я поняла? ГБ, объясните по-подробней, почему я не могу использовать коэффициент к разделам 2 и 3 сборника ФЕРм, выпущенного под редакцией МинРегиона? тем более письмо, рекомендующее этот коэффициент, вышло позже последних изменений ФЕРм-8. Почему нужно исключить распаечные коробки? Я думала они собирают шлейфы от дымовых извещателей? (меня только смущает количество коробок, думаю, их должно быть меньше) А установку аккумулятора нужно убрать, потому что в РАПАН-40а уже есть встроенная АКБ? Но стоимость оставить нужно? Объясните пожалуйста, в чем принцип выбора расценок. Вот в п.9 — между Фм10-04-065-01 и Фм10-04-101-07 — выбор очевиден. А в п.1 — Фм10-08-003-03 и Фм10-08-001-09. Разве пульт контроля и управления имеет только 2 луча, а контрольно-пусковой блок — 1? И из ваших рекомендаций, ГБ, получается, что блок индикации системы пожаротушения и оповещения и оповещатель «выход» берутся по одной расценке. Почему?

Liv, Если Вы применили базу ФЕРм-2001 в ред. 2009 (а именно ее Вы должны были применить), то к ней К=0,8 не применяется, т.к. уже учтен в расценках этой базы. Поищите письмо Минрегиона об этом на форуме. В расценки, связанные с монтажом кабелей, монтаж коробок, как правило включен. Посмотрите состав работ..В материалы коробки включить надо. Даже если не встроена, Вы применяете вовсе не такие громоздкие батареи, которые упомянуты в расценке. Но стоимость оставить. Мой выбор расценок можно критиковать. И то, и другое по сути-табло.

Озадачилась на счет базы в редакции 2009г. В качестве активной при выборе региона у меня стоит База-2001 (МинРегион РФ). А письмо Минрегиона РФ №30424-КК/08 от 20.08.2010г нам еще весной наш АрхРЦЦС рекомендовал. Поищу письмо, о котором вы говорите. Спасибо)

Liv, Я вообще противник резино-битумной расценки. У меня программа «автоматом» не цепляет 0.8 и 0.85, поэтому снимаю вопрос. Про гофру именно увеличение.

ГБ, вы сказали: это, как я понимаю, ФЕРп02-01-002-11 и ФЕРп02-01-002-12 (тк у меня получилось Кобщ=186 каналов)?

Теоретический минимум проектировщика ОПС полезная информация и для сметчиков. например принципиальные схемы ПС, охранки, СКУД — распечатала себе.

veronika, а она скачивается?

marina32, нет, распечатывается. для распечатки рисунка можно кликнуть один раз — открывается просмотр рисунка.

Пособие по сметному делу для систем безопасности-современное и, похоже, весьма полезное.

«Теоретический минимум проектировщика ОПС» скопировала с сайта как смогла, не так красиво, как просмотр на сайте, но главное весь текст и картинки-схемы, таблицы есть Прикрепить не могу, большой по объему, разместила ссылку в Каталоге файлов (27.12.2011, 12:38)——————————————— Мне тоже нравится

ВСЕМ ПРИВЕТ ! Могли бы вы помочь мне с расценкой!?Запуталась с блоками!Могу ли я применить расценку (ТЕРМ 11-04-008-1) к вот этим блокам 1Блок питания с автоматическим включением JPD-332 2Релейно-коммутационная панель JSC-132/8 3Блок контроля линий громкоговорителей JSC-132 A 4Блок реле многофункциональный JRG-220A 5Блок автоматического управления вентиляторами JAB-112A 6Блок тональных сигналов и сирен JCS-110A 7Блок аварийных сообщений JEU-211AM/AMA 8Аварийный переключатель на 20 зон JES-120A

вот это точно не по этой расценке. Это плата или ФЕРм10-03-001-04 или ФЕРм10-01-001-10 + конфигурация

если в щите или пульте управления, то применить расценку вполне возможно

Tanja55, dozor Огромное спасибо Вам! все это будет устанавливаться в шкаф разборный 19″!Подойдет же 11040081?

Добрый вечер всем!Подскажите, я нашла на форуме вот эту смету оборудование совпадает с моим точ в точ, на блоки,реле,микрофонная консоль и т.д.(вообще все то что вставляется в шкаф и прикручивается на два болта)там применяется расценка м10-03-001-4- Плата дополнительная, устанавливаемая на готовом месте стойки!Все эти блоки крепятся в шкафу.Можно ли применять эту расценку или лучше м08-03-575-1″прибор или аппарат», м11-04-008-01 съемные или выдвежные юлоки

Читайте так же:  Увольнение по утрате доверия из мвд

Irina1, Лучше эта

ГБ, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!)))Добавлено (05.10.2012, 14:55)———————————————Добрый день!Подскажите пожалуйста, У меня есть КПСЭнг(А)-FRLS 1x2x0,75 6300метра Труба жёсткая д.20 с аксессуарами 5400метра, беру расценку ПРОВОД В РЕЗИНОБИТУМНЫХ ТРУБАХ (сумма выходит огромная)!Можно ли применить расценку 08-02-412-01?Если я проложу провод по количеству гофры 5400метров, то как меня остаток провода 900метров забить в смету по какой расценки?Я составила смету мне еще нужно 462тыс.руб набрать .Я хотела эту сумму компенсировать проводом!

Irina1, а вы думаете прокладка труб с затягиванием кабеля — дешевле будет? дороже раза в два. 413 оставляйте и не мучайтесь

409+412 жесткая это НЕ гофра..

Irina1, vladnik прав. я не углядела что у вас жесткая труба. на затягивание две расценки — первый — на длину трубы, и последующий — на оставшиеся 900 метров.

Первую я беру на гофру (в резинобитумных трубах), а вторую на 900 беру 08-02-412-01 эту?Вопрос такой прокладка провода в резинобитумных идет измерение 100 м трубок.(это получается 54 мне нужно поставить)или как то высчитываются трубки?А вот эта расценка м08-02-148-1 для остатков 900 метров?Я и эту расценку пробовала там суммы огромные выходят

А можно будет скинуть смету на форум,чтоб посмотрели правильно ли я ее составила?Добавлено (05.10.2012, 16:05)———————————————ЕСЛИ Я ВОЗЬМУ 409+412 ТО СУММА ВЫЙДЕТ БОЛЬШАЯ.ЕСТЬ ЛИ КАКАЯ НИБУДЬ РАСЦЕНКА ДЕШЕВАЯ. ПРОСТО У МЕНЯ ЛЕМИТ НА ПРОКЛАДКУ ВЫХОДИТ 462 ТЫС РУБ?иЛИ МНЕ ЛУЧШЕ СКИНУТЬ СМЕТУ БЕЗ ПРОВОДА ПОКА ?

Irina1, добавите понижающий коэффициент. и будьте добры капслок выключить, иначе рассержусь. по проверке смет — отдельная ветка есть

Извините!)А как она называется?

Спасибо!) veronika, Можно еще раз для закрепления. м08-02-409-1Труба винипластовая по установленным конструкциям, по стенам и колоннам с креплением скобами, диаметр: до 25 мм По составу работ входит прокладка (это считается прокладка провода или самой трубы)?Т.е. как я поняла, в эту расценку я вбиваю 5400метра провода(или трубы),а остаток 900 метров м08-02-412-3 (Затягивание провода в проложенные трубы и металлические рукава первого одножильного или многожильного в общей оплетке, суммарное сечение: до 16 мм2) Сильно не ругайтесь,просто с трубами и проводами совсем запуталась!Не могу сдружиться с ними!В плане распределения

Irina1, да что ж вы читать состав работ никак не хотите то 409 — это только прокладка трубы. затягивание кабеля — первого 5400 метров, последующего — 900 метров. по 412 берете. если вы и это не поймете, после того как вам 10 раз уже все расписали — тогда зря вы вообще пошли в сметчики.

с какого перепугу эта расценка? смотрите сечение вашего кабеля внимательно.

Ошиблась по сечению,не то скопировала, Извиняюсь!Вообщем насколько я поняла дешевле я ничего не найду, придется понижать коэффициент (как вы подсказали)!Огромное спасибо Вам veronika, !Не сердитесь,я только пытаюсь освоить это дело!

Доброго времени суток. в первый раз составляла смету на опс, посмотрите пожалуйста , выскажите замечание что сделано не правильно.Заранее благодарна)

gugu, 1 п.1 Явно не то 2-Выход — это Световой настенный указатель 3-Затягивание провода, а вместо провода кабель и куда затягивается не понятно 4 маяк -звуковая колонка или оповещатель

бааа знакомы все лица извещатель ручной ТЕРм10-08-002-01 Ас 10 сирена не расценена К — стесненность. если есть такова, может быт пробитие отв. ПНР — отдельная история и отдельная смета. Внимательно читаем тех часть к п02, и методичку Горячкина, там с примерами. На форуме есть.

я вообще на сайт мтс попадаю. Добавлено (15.03.2014, 23:53)———————————————хм. вставила адрес вручную — пишет страница не найдена.

плиз, Можно ли применить ТЕРм10-08-003-05 для установки Астра-6?

Здравствуйте! Вот на ваш суд смета для контроля работы кондиционеров. От главного устройства идут: 1) термодатчик 2) шлюз 3) ИК модуль 4) управляемая розетка К этой розетке идет блок питания, который подключен через реле, а потом уже кондиционер. Схема с блоком и реле замудренная, я вроде как примерно понимаю, но сказать правильнее не могу 🙁 Посмотрите, пожалуйста!Добавлено (06.10.2015, 12:39)———————————————И коллеги, все-таки тут речь о датчиках, системе оповещения. Не знаю в какую тему лучше было приладить свою смету. Не хотелось создавать новую.

Пособие по сметному делу для систем безопасности

Настоящее пособие предназначено для составления локальных смет по монтажу и наладке систем безопасности в ценах сметно-нормативной базы 2001/2016 года.

При использовании информации, приведенной в настоящем руководстве, следует учитывать текущие изменения, касающиеся вопросов ценообразования и сметного нормирования.

Пособие будет интересно, как для специалистов со стажем, так и для начинающих сметчиков, которые желают освоить сметные программы и «премудрости» («подводные камни») ценообразования и сметного нормирования.

Особенности ценообразования в строительстве

Ценообразование в строительстве — механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью общей ценовой политики и базируется на общих для всех отраслей принципах ценообразования.

Цена — это экономическая категория и инструмент развития отрасли, представляющая собой денежное выражение стоимости единицы строительной продукции. В то же время механизм ценообразования в строительстве имеет специфические особенности:

1) многообразие строительной продукции. Каждый объект строительства имеет свои особенности, в определенной мере он неповторим. 2) длительность производственного цикла строительства. Эта особенность проявляется в том, что в условиях инфляции проектная цена может не совпадать с фактической.
3) высокая материалоемкость строительной продукции, что обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и определять, как они влияют на себестоимость, а следовательно, и на цену строительной продукции;
4) в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик, каждый из которых преследует свои интересы.
5) стоимость строительной продукции определяется сметой, составляемой на основе проекта, сметных норм и других данных.

Ценообразование в строительстве исходит из общих для всех отраслей принципов.
В условиях рынка оно проходит следующие этапы ценообразования:

Свободная (договорная) цена на строительно-монтажные работы обеспечивает подрядчику возврат издержек производства и причитающуюся прибыль в размере обусловленной нормы, а инвестору (заказчику) — определение объема инвестиций на строительство объекта. При этом договорная цена может определяться как на основе сметной стоимости, так и по соглашению сторон с использованием соответствующих нормативов.

Используемые сметно-нормативная база (СНБ) и метод формирования цены определяются инвестором и подрядчиком в процессе переговоров и фиксируются в договоре подряда.

Смета – это документ позволяющий оценить стоимость производства тех или иных работ и затрат. В рыночной системе ценообразования строительная смета определяется как экономический расчет потребности всех видов ресурсов, необходимых для осуществления строительства объекта. К ресурсам в сметном нормировании и ценообразовании относятся затраты живого труда, предметы и орудия труда, цены, ассигнования, услуги, время выполнения работ и прочие ресурсы, используемые в процессе строительного производства.

Сметы бывают практически в любой сфере деятельности, там где необходимо предварительно оценить будущие лимиты средств, и совсем необязательно только в денежном выражении. Часто сметы представляют собой простую калькуляцию ресурсов в натуральных показателях: метрах, штуках, комплектах и т.п.

Смета является важным и обязательным приложением договора строительного подряда, на ее основе осуществляются приемка выполненных работ и платежи по ним, на ее основе выносят решения суды при спорах между заказчиком и подрядчиком, также она является основанием для планирования капитальных вложений практически всех бюджетных организаций на предстоящие планируемые периоды времени.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 743) установлено, что подрядная строительная организация обязана осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работы и другие предъявляемые к ним требования, и его сметой, определяющей цену работ. Следовательно, техническая документация и смета являются обязательными приложениями к договору строительного подряда. Иными словами, указанная документация представляет собой задание заказчика, в соответствии с которым и согласно договору подряда подрядчик должен выполнить работы. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Это означает, что все выполненные подрядной строительной организацией объемы строительно-монтажных работ, но не обеспеченные необходимой проектно-сметной документацией (ПСД), заказчик оплачивать не обязан.

Даже если расходы приняты и оплачены заказчиком, то инвестор имеет право не признать произведенные расходы и не возмещать их.

Исходя из этого, следует, что своевременная и правильная разработка проекта сметной документации служит достижению, как принцип, двух основных целей:

    ■ во-первых, обеспечению законности начала строительства;

■ во-вторых, определению размеров необходимых источников финансирования по срокам осуществления капитальных вложений и их технологической структуре.

Помимо того, что сметная документация является обязательной, ее данные, определяющие предполагаемый объем и стоимость СМР, позволяют определить обязанности сторон договора. В случае выявления в ходе строительства необходимости проведения дополнительных работ вовсе необязательно вносить в договор изменения — достаточно в этом документе предусмотреть возможность корректировки данных, и изменения вносить не в договор, а в техническую и сметную документацию.

Порядок определения цены как экономического обоснования стоимости строительства установлен в ст. 709 Гражданского кодекса РФ, согласно которой в договоре строительного подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения, цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение, цена работы может быть определена путем составления сметы.

Сметная документация является итогом сметных расчетов, определенным образом оформленных материалов расчета потребности в ресурсах — для основных этапов и уровней планирования и управления строительным проектом. Общепринятая публичная форма сметного расчета реализуется в виде сметной документации, которая является собственностью заказчика, независимо от разработчиков — составителей сметных расчетов.

Сметная стоимость является составной частью сметных расчетов, наиболее важным и значительным результатом разработки смет на строительство, и устанавливает потребность строительства в финансовых ресурсах. Фактические показатели сметы (перечни и объемы работ, расход ресурсов, потребность в услугах) в натуральных измерителях определяются в полном объеме при проектировании строительства и являются постоянными, неизменяемыми характеристиками строительного проекта, а сметная стоимость может быть рассчитана на любой момент времени по новым текущим ценам на ресурсы и услуги в строительстве.

Стоимостные показатели сметного расчета — сметная стоимость строительства, используется только в преддоговорной период реализации инвестиционно-строительного проекта. После проведения конкурсов (торгов) и заключения подрядных договоров взаимоотношения между участниками строительства осуществляются только на основе договорной (контрактной) стоимости строительства.

Примечание. Действующее законодательство — Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит требования лицензирования деятельности по составлению сметной документации, так как эти работы не связаны с обеспечением прочности, устойчивости и эксплуатационной безопасности возводимых зданий и сооружений.

Для разработки сметной документации не требуется также допуск СРО, что противоречило бы самому принципу «допуск СРО требуется на работы, влияющие на безопасность объекта капитального строительства (ремонта)». Сметная документация повлиять на безопасность объекта капитального строительства не может, даже в составе проекта. Что и подтвердил «Союз инженеров-сметчиков» в письме № ПГ-01/10 от 13.01.2010 года.

Читайте так же:  При смене фамилии госпошлина на какую фамилию

В рыночных условиях ценообразования строительная смета определяется как экономический расчет потребности всех видов ресурсов, необходимых для осуществления строительства объекта. К ресурсам в сметном нормировании и ценообразовании относятся затраты живого труда, предметы и орудия труда, цены, ассигнования, услуги, время выполнения работ и прочие ресурсы, используемые в процессе строительного производства для создания объектов недвижимости — зданий, сооружений, передаточных устройств. Порядок, методы и формы разработки строительных смет (сметные расчеты) не регламентированы, однако практика делового оборота сметного дела установила определенные правила составления смет и характеристик результатов сметного расчета в виде сметной документации с типовым содержанием, структурой и формами публикации.

Строительная продукция – это законченные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения.

Процесс создания строительной продукции поделён на 4 стадии:

1. Предпроектная ( проводится технологические и экономические исследования целесообразности строительства ) стоимость по укрупнённым показателям.

2. Проектирование – на данном этапе разрабатывается проектно-конструкторское компоновочное решение объекта, методы организации строительства и т.д., определяется сметная стоимость.

4. Ввод объекта в эксплуатацию.

ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА.

1. Инвестор (осуществляет финансирование работ).

2. Заказчик (организует и управляет процессом строительства).

3. Проектировщик (разработчик проекта).

4. Подрядчик (исполнитель работ по договору с заказчиком).

Для выполнения отдельного вида работ — могут привлекаться субподрядные организации.

Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве

Сметная стоимость строительства — показатель потребности в денежных средствах, необходимых для осуществления объекта капитального строительства, определяемый расчетным путем в сметной документации.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения стоимости строительства.

Сметные нормативы — сметные нормы и методические документы, регламентирующие порядок разработки и применения сметных норм при определении сметной стоимости.

Федеральные органы ценообразования регулярно издают, публикуют и обновляют федеральный реестр сметных нормативов, действующих на текущий период — перечень сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов строительства, которое финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

Сметные нормативы обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Сметные нормативы носят рекомендательный характер для юридических и физических лиц, финансирующих строительство за счет собственных средств.

Строительные сметы составляются по правилам, утвержденными Госстроем Российской Федерации (основным документом для разработки смет является Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (утв. постановлением Госстроя РФ от 5 марта 2004 г. N 15/1)) — применяются в основном для работ, финансирование которых осуществляется из федерального и муниципальных бюджетов. Одновременно большинство коммерческих организаций обычно применяют форму смет для бюджетных организаций иногда с небольшими отступлениями, связано это с тем что не смотря ни какие-то ни бы то ни было недостатки системы ценообразования в России альтернативы такой базе данных о стоимости строительных работах, материалах и машинах попросту нет.

Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.

Сметно-нормативная база, состоящая из сметных нормативов — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, они содержат в себе необходимые требования и являются той нормативной базой, на основе которой определяется сметная стоимость строительства.

Новая федеральная сметно-нормативная база ценообразования ФСНБ-2014 включает сметные нормативы и единичные расценки (в сметных ценах на 01.01. 2000 года) на:

  • строительные и специальные строительные работы (сборники ТЕР/ФЕР-2001);
  • ремонтно-строительные работы (сборники ТЕРр/ФЕРр-2001);
  • монтажные работы (сборники ТЕРм/ФЕРм-2001);
  • пуско-наладочные работы (сборники ТЕРп/ФЕРп-2001).

Сметная норма есть совокупность ресурсов, установленных на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.

Ресурсы, в свою очередь, представляют собой затраты труда строителей, время работы строительных машин, потребность в материалах, изделиях и конструкциях.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметными нормами предусмотрено выполнение работ в нормальных условиях, без отрицательного воздействия внешних факторов. При производстве работ в особых условиях — стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими условиями (безводность, высокогорность и др.) — к сметным нормам применяются поправочные коэффициенты, которые приводятся в общих разделах соответствующих сборников нормативов.

Расценка — это стоимость строительных, монтажных и других работ, установленная на принятую единицу измерения и зафиксированная на определенную дату.

Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.

Единичные расценки объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и другие.

Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), сметно-нормативные базы.

Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона.

В настоящее время при составлении смет организации используют:

— в случае если в регионе утверждены территориальные единичные расценки — ТЕР-2001, то при использовании базисно-индексного метода сметы необходимо составлять, применяя эти расценки;

— в случае если в регионе территориальные единичные расценки еще не утверждены, то необходимо использовать федеральные единичные расценки ФЕР-2001, которые разработаны в уровне цен 1-го базового района (Московской области) по состоянию на 1 января 2000 года;

— используя ресурсный метод при составлении смет, необходимо использовать Государственные элементные сметные нормы на работы:

Шифр норм и расценок

При составлении смет базисно-индексным методом используются расценки и нормы из соответствующих сборников сметных нормативных баз. При этом каждая расценка или ресурс имеет свой шифр или обоснование. Как привило, шифр состоит из номера сборника (два знака), номера раздела (два знака), порядкового номера таблицы (три знака) и порядкового номера нормы (один два знака).

Таким образом обоснование расценок баз ГЭСН, ФЕР, ТЕР может быть расшифровано следующим образом, например, возьмем расценку 27-01-001-1. Она принадлежит к 27 сборнику, 01 разделу, 001 таблице раздела и имеет порядковый номер 1 в таблице.

В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а могут использоваться также и коммерческие расценки, хотя в последнее время практически все больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) и сметные расценки (ФЕР, ТЕР) на строительные работы не распространяются на работы по техническому обслуживанию зданий и сооружений, включая инженерные сети, установки систем охранно-пожарной сигнализации и т.д., т.к. эксплуатация объектов не относится к отрасли строительно-монтажных работ.

Стоимость работ по обслуживанию инженерных систем должна определяться на основе местных или ведомственных норм по технической эксплуатации, утверждаемых органами местного самоуправления или министерствами и ведомствами (из письма Росстроя от 07.04.2008 № 02/1348).

Порядок применения ведомственных нормативных документов (прейскурантов) является компетенцией федеральных органов исполнительной власти, предприятия которых эксплуатируют указанное оборудование.

Ведомственные нормативные документы могут использоваться при выполнении аналогичных работ на объектах других ведомств, если целесообразность их использования зафиксирована соответствующим приказом (распоряжением) органа исполнительной власти, заинтересованного в их применении.

Вопросы ценообразования в сфере технического обслуживания систем безопасности подробно рассматриваются в отдельной публикации на нашем сайте — Расчет стоимости гарантийного и послегарантийного обслуживания.

Полный комплект сборников цен и нормативных документов на техническое обслуживание и эксплуатацию систем безопасности можно посмотреть здесь.

Локальная смета составляется на отдельные виды работ и затрат и является первичным сметным документом (на строительные работы, на ремонтные работы, электромонтаж и т.д.)

Данные в локальной смете группируются в разделы, в соответствии с технологией выполнения работ.

Основа расчета — сметная норма, которая определяет нормативную потребность в ресурсах (затраты труда работников строительства, продолжительность работы строительных машин, потребность в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), минимально необходимых и достаточных для выполнения в нормальных (стандартных) условиях установленного нормой измерителя соответствующего вида строительных, монтажных или других работ. Эти затраты называют «ресурсами». Расход ресурсов установлен на принятый измеритель работ (шт, м 2 , м 3 , м/п. и т.д.)

Сметные нормы рассчитаны на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов (МДС 81 — 35. 2004, п. 2.2.). Поэтому нельзя удалять «лишние» ресурсы из сметной нормы, нельзя самовольно уменьшать или изменять расход ресурсов. Заказчик должен оплатить все затраты подрядчика, согласно норм расхода затрат труда, эксплуатации машин и механизмов, материалов и конструкций.

К основным (главным) затратам подрядчика относятся:

    — оплата труда рабочих;

— стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов;

— стоимость материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря;

Исходные данные для составления локальных сметных расчетов (смет)

Основанием для определения стоимости монтажа и наладки систем безопасности служат:

    • исходные данные заказчика для разработки сметной документации;

• проект и рабочая документация (РД), включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, дефектные ведомости, спецификации и ведомости на оборудование и материалы;

• основные решения по организации монтажа, принятые в проекте организации строительства (ПОС), ПОР (проекте организации работ), ППР (проекте производства работ), пояснительные записки к проектным материалам, на дополнительные работы – листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения основного комплекса работ;

• действующие сметные нормативы;

• отпускные цены и транспортные расходы на оборудование, мебель и инвентарь;

• отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения федеральных и других органов государственного управления.

• техническое задание с подробным описанием и указанием объемов, необходимых к выполнению работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, ремонту, пусконаладочным испытаниям, техническому диагностированию и техническому освидетельствованию, проектных и прочих работ.

Пособие по сметному делу систем безопасности