747 приказ минздрава

Приказ Минздравсоцразвития России №747 от 19 декабря 2008 г.

Приказ, Минздрав России, 19 декабря 2008

В соответствии с пунктом 5.2.100.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г . № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11, ст. 136; № 15, ст.1555; № 23, ст. 2713) в целях совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях п р и к а з ы в а ю:

1. Создать Комиссию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее — Комиссия).

Положение о Комиссии согласно приложению № 1;

Состав Комиссии согласно приложению № 2.

3. Рекомендовать органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации создать в субъектах Российской Федерации комиссии по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И.Скворцову.

Министр
Т.А. Голикова

Приложение № 1
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 19 декабря 2008 г. № 747

Положение о Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

1. Комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее – Комиссия), является постоянно действующим координационным органом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее — Министерство), созданным для обеспечения согласованных действий при решении задач совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства, а также настоящим Положением.

3. В состав Комиссии входят представители Министерства, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, руководители и работники федеральных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук.

4. Задачами Комиссии являются:

разработка и координация мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

изучение причин смертности и летальности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

взаимодействие с комиссиями по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, создаваемыми в субъектах Российской Федерации, по изучению причин смертности и летальности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

разработка предложений по снижению смертности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

разработка рекомендаций по реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

5. В соответствии с возложенными задачами Комиссия осуществляет следующие функции:

подготовка предложений Министерства по основным направлениям реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

определение приоритетных направлений в обеспечении реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Министерства, связанных с совершенствованием организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

координация взаимодействия Министерства, подведомственных Министерству служб и агентства, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

организационно-методическое сопровождение мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в субъектах Российской Федерации;

осуществление мониторинга реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

анализ и оценка хода реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

6. Руководство деятельностью Комиссии осуществляет председатель или по его поручению заместитель председателя Комиссии.

7. План работы Комиссии утверждается председателем Комиссии.

8. Решение о проведении заседаний Комиссии принимает председатель Комиссии или в случае его отсутствия — заместитель председателя Комиссии.

9. Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины её членов.

10. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии и всеми членами Комиссии. Особое мнение членов Комиссии в письменном виде прилагается к протоколу.

11. Документация, связанная с деятельностью Комиссии, хранится в Департаменте организации медицинской помощи и развития здравоохранения Министерства.

Приложение № 2
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 19 декабря 2008 г. № 747

Учет лекарственных средств и изделий медицинского назначения в медицинских организациях

Внимание! При пользовании статьями, консультациями и комментариями просим Вас обращать внимание на дату написания материала

Вопрос:
Разъясните, пожалуйста, место и значение Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утв. Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747 в действующем законодательстве РФ: — в какой именно части названная Инструкция не противоречит действующему законодательству РФ; — необходимо ли (обязательно ли) исполнять ее в медицинских организациях, учредителями которых являются субъекты РФ и в негосударственных медицинских организациях; — если необходимо (обязательно), то какой орган (органы) уполномочены контролировать соблюдение установленных Инструкцией требований и какова ответственность за их нарушение.

Утвержденная Приказом Минздрава СССР от 2.06.87 г. N 747 «Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» определяет порядок оприходования и учета лекарственных средств, изделий медицинского назначения, вспомогательных и перевязочных материалов и тары, а также утверждает ряд учетных форм.
В настоящее время Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Согласно пункту 6 указанной Инструкции субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет и данной Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.
Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные настоящей Инструкцией;
порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 7 Инструкции основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству РФ, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
дату составления документа;
наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц и их расшифровка.
Для осуществления внутреннего (предварительного, последующего) финансового контроля и (или) в целях упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, субъект учета вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять сводные учетные документы по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке. В случае отсутствия утвержденной формы сводного учетного документа субъект учета вправе в рамках формирования своей учетной политики утверждать формы сводных учетных документов с учетом требований к составу обязательных реквизитов, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, учет материальных ценностей, каковыми, безусловно, являются и лекарственные средства, изделия медицинского назначения и перевязочные материалы, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязаны вести в соответствии с общими требованиями законодательства о бухгалтерском учете для бюджетных организаций. Документооборот в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должен строиться, в первую очередь, на основе унифицированных форм документов, утвержденных Госкомстатом РФ.
Наряду с этим для организации специфического учета в бюджетном учреждении здравоохранения в части, не противоречащей действующему законодательству, возможно использование форм документов, приведенных в Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747.

Читайте так же:  Пожарные требования к магазинам

Так, Минздравсоцразвития РФ в своем Письме от 24.05.2007 г. N 4185-ВС четко указало, , что до февраля 2006 года бюджетные учреждения здравоохранения при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных учреждений использовали форму накладной (требования) N 434, согласно Приказа Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747, но после указанного срока при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных организаций необходимо руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России, и типовой межотраслевой формой требования-накладной N М-11, утвержденной постановлением Госкомстата России.
В связи с этим укажем также, что действующим законодательством утверждены формы журналов учета лекарственных препаратов, включенных в утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785 «Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами» (в ред. от 06.08.2007), для наркотических и психотропных лекарственных средств и прекурсоров.
В то же время заметим, органы управления здравоохранением некоторых субъектов РФ, в частности, Москвы и Московской области, в своих документах указывают на нарушения подведомственными учреждениями здравоохранения требований «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР», утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02.06.87 г. N 747.
В связи с этим подчеркнем, что ни в одном нормативном акте Республики Карелия, откуда поступил рассматриваемый вопрос, обсуждаемая «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР» вообще не упоминается.
В заключение заметим, что указанная Инструкция относится только к государственным учреждениям здравоохранения, получающим денежные средства из государственного бюджета. Учитывая, что Российская Федерация является правоприемником СССР, требования данной Инструкции, в принципе, могут быть распространены на федеральные учреждения здравоохранения, а также на учреждения здравоохранения субъектов РФ.

ВОПРОС — ОТВЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ

В п. 14 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно–профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР (утв. приказом Минздрава СССР от 02.06.87 №747) (далее — Инструкция), указано.

Что лекарственные средства, перечисленные в п. 1 Инструкции (медикаменты — лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.; перевязочные средства – марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.; вспомогательные материалы — бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.; тара — склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутыли, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно) и п. 3 Инструкции (лекарственные средства, полученные бесплатно для проведения клинических испытаний и исследований, подлежат оприходованию в аптеке и в бухгалтерии учреждения на основании сопроводительных документов), учитываются как в бухгалтерии, так и в аптеке по розничным ценам в суммовом (денежном) выражении.

Означает ли это, что все лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечисленные выше, должны приходоваться в аптеку государственного бюджетного учреждения и не допускается приемка медикаментов от поставщиков сразу в отделение медицинской организации?

Обязательна ли к применению в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно–профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР (утв. приказом Минздрава СССР от 02.06.87 №747)?

Правомочно ли назначение материально ответственного лица из состава среднего медицинского персонала в целях приемки медикаментов от поставщика непосредственно в отделение медицинской организации в обход аптеки (к примеру, дезинфицирующих средств в дезинфекционный отдел, иммунобиологических препаратов (вакцин) — в эпидемиологический отдел) приказом руководителя медицинской организации?

Если допускается приемка медикаментов от поставщиков сразу в отделение, то по каким документам осуществляется отпуск медикаментов из принимающего отделения в другие отделения лечебного учреждения? Требуется ли соблюдать в таком случае требование об отпуске в отделение медикаментов в размере текущей потребности в них на 10 дней, за исключением ядовитых и наркотических препаратов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетные учреждения здравоохранения при организации учета медикаментов применяют положения Инструкции №747 в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам.

Организация складского учета лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предусмотренная положениями Инструкции №747, не утратила своей силы и подлежит применению учреждениями здравоохранения в настоящее время.

Прежде всего, отметим, что Инструкция №747 не утратила свою силу. При этом положения Инструкции №747 по сей день применяют судебные органы, в т.ч. при вынесении решений в отношении бюджетных учреждений. Опираясь на положения Инструкции №747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения.

Соответственно, бюджетные учреждения здравоохранения при организации учета медикаментов применяют положения Инструкции №747 в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам.

Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации, утв. Минздравсоцразвития России в 2007 г. (далее — Отраслевые особенности), в части Порядка учета медикаментов и перевязочных средств (п. 20 Отраслевых особенностей) строились на основании положений Инструкции №747. В период с 2007 по 2017 г. не выходило нормативных актов, отменяющих или изменяющих положения Инструкции №747 в части организации учета медикаментов в случае наличия в учреждении здравоохранения структурного подразделения — аптеки — или ее отсутствия.

Так, из содержания п. 14 Инструкции №747 и п. 20.2 Отраслевых особенностей следует, что в случае наличия в учреждении аптеки лекарственные средства и изделия медицинского назначения первоначально должны быть учтены в данном структурном подразделении.

При отсутствии аптеки как структурного подразделения учреждения здравоохранения лекарственные средства должны поступать в учреждение (отделения, кабинеты) только в размере текущей потребности в них, равной: для ядовитых лекарственных средств — 5–дневной, наркотических ЛС — 3–дневной, всех остальных — 10–дневной (п.п. 19, 31 Инструкции №747). При отсутствии аптеки в учреждении не допускается выписывать лекарственные средства из хозрасчетной аптеки по общим накладным (требованиям) для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замены этикеток и др. (п. 38 Инструкции №747).

Применение иного подхода при организации складского учета медикаментов в бюджетном учреждении здравоохранения, на наш взгляд, может послужить поводом для претензий со стороны контролирующих органов.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Валентина Сульдяйкина

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МЕДИКАМЕНТОВ, ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Деятельность учреждений здравоохранения связана с использованием различных медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения (далее — лекарственные средства), перечень которых довольно обширный. В связи с этим их учет считается трудоемким. Данный материал посвящен организации суммового учета лекарственных средств в учреждениях здравоохранения.

Читайте так же:  Приказ о сохранности учебного книжного фонда

Общие положения

Порядок учета в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) лекарственных средств установлен Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747). В соответствии с п. 1 данной Инструкции учету подлежат следующие лекарственные средства:

— медикаменты (лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и тому подобное);

— перевязочные средства (марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и тому подобное);

— вспомогательные материалы (бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и тому подобное);

— тара (склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно).

За сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) ЛПУ, отвечают материально ответственные лица, с которыми заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (далее — договор о материальной ответственности) (п. 8 Инструкции N 747).

В аптеке ЛПУ полная индивидуальная материальная ответственность за сохранность лекарственных средств возлагается на заведующего аптекой или его заместителя, с которыми также заключается договор о материальной ответственности. Однако по решению руководителя ЛПУ в аптеке может быть введена коллективная (бригадная) материальная ответственность. В этом случае оформляется договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности (п. 9 Инструкции N 747). На сегодняшний день типовые формы указанных договоров утверждены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 (Приложения 2 и 4). Кроме того, данным Постановлением утверждены:

— Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (Приложение 1);

— Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества (Приложение 3).

В свою очередь, руководитель медицинского учреждения несет персональную ответственность за рациональное применение и учет лекарственных средств, создание соответствующих условий их хранения и обеспечение материально ответственных лиц мерной тарой (п. 10 Инструкции N 747). При этом контрольные функции возлагаются на заведующего отделением (кабинетом). Он обязан контролировать (п. 11 Инструкции N 747):

— обоснованность назначения лекарственных средств;

— строгое выполнение назначений в соответствии с историей болезни;

— количество фактического наличия лекарственных средств в отделении (кабинете), а также принимать решительные меры по недопущению создания их запасов сверх текущей потребности.

Учитывая требования Инструкции N 747, Минздравсоцразвития России 09.06.2007 утверждены Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации. В частности, в разд. 20 данного документа определены особенности учета лекарственных средств. Далее рассмотрим учет лекарственных средств в ЛПУ, как имеющих аптеку, так и не имеющих ее, в свете этих документов. Однако сначала скажем несколько слов об организации учета и документальном оформлении операций с лекарственными средствами.

Организация учета и документальное оформление

лекарственных средств

Хранение и учет лекарственных средств осуществляются по группам. Хранение групп лекарственных средств организуется в соответствии с Инструкцией по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.11.1996 N 377.

Для отражения операций с лекарственными средствами применяются учетные регистры бюджетного учета, формы которых утверждены следующими законодательными актами:

— Инструкцией N 747;

— Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»;

— Приказом Минздрава СССР от 30.12.1987 N 1337 «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР»;

— Приказом Минздрава СССР от 08.01.1988 N 14 «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений».

Учет лекарственных средств в ЛПУ, имеющих аптеку

Поступление лекарственных средств. При поступлении в аптеку лекарственных средств заведующий аптекой или уполномоченное лицо проверяет соответствие количества и качества их данным, указанным в документах, правильность цен на единицу согласно действующим прейскурантам. После этого делает на счете поставщика надпись «Цены проверены, материальные ценности мною приняты» и ставит свою подпись.

В случае обнаружения недостачи, излишков, порчи или боя приемку лекарственных средств осуществляет созданная по поручению руководителя учреждения комиссия в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству в установленном порядке.

Полученные и проверенные счета поставщиков заведующий аптекой записывает в Книгу регистрации счетов, поступивших в аптеку (ф. 6-МЗ), и передает их в бухгалтерию ЛПУ для оплаты.

Внимание! Поступившие лекарственные средства учитываются как в бухгалтерии, так и в аптеке по розничным ценам в суммовом (денежном) выражении (п. 14 Инструкции N 747).

Выдача лекарственных средств. Отпуск лекарственных средств материально ответственным лицам отделений (кабинетов) ЛПУ производится заведующим аптекой или его заместителем по требованиям-накладным (ф. М-11, 0315006), утвержденным руководителем учреждения или лицом, на то уполномоченным. Материально ответственные лица в свою очередь расписываются в требовании-накладной в получении лекарственных средств из аптеки, а заведующий аптекой или его заместитель — в их выдаче.

Требование-накладная выписывается в двух экземплярах чернилами или шариковой ручкой с указанием полного наименования лекарственных средств, их размера, фасовки, лекарственной формы, дозировки, упаковки и количества, необходимого для определения их розничной цены и стоимости. Если в форме какие-то из перечисленных данных отсутствуют, то на выписанные лекарственные средства заведующий аптекой обязан при выполнении заказа дописать в обоих экземплярах необходимые данные или внести соответствующие исправления. Однако исправление количества, фасовки и дозировки лекарственных средств в сторону увеличения категорически запрещается.

При этом первый экземпляр выписанного требования-накладной остается в аптеке, второй — передастся материально ответственному лицу при отпуске ему лекарственных средств.

Сразу отметим, что п. 18 Инструкции N 747 предусмотрено, что отпуск из аптеки лекарственных средств осуществляется на основании Накладной (требования) (ф. 434). Данная форма применялась медицинскими учреждениями до февраля 2006 г. В настоящее время при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных учреждений необходимо руководствоваться Требованием-накладной (ф. 0315006), утвержденным Инструкцией N 148н , и типовой межотраслевой формой Требования-накладной (ф. М-11) (Письмо Минздравсоцразвития России от 24.05.2007 N 4185-ВС).

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Списание лекарственных средств. В процессе деятельности в аптеке могут образоваться потери от порчи лекарственных средств. В этом случае комиссией, назначенной руководителем ЛПУ, с участием главного бухгалтера ЛПУ, заведующего аптекой и представителя общественности составляется Акт о порче товарно-материальных ценностей (ф. АП-20) в двух экземплярах (первый экземпляр акта передается в бухгалтерию ЛПУ, второй — остается в аптеке). Кроме этого, выясняются причины порчи и устанавливаются виновные в этом лица. Если в ходе разбирательств выяснится, что недостача и потери от порчи лекарственных средств явились следствием злоупотреблений, то соответствующие материалы подлежат передаче в следственные органы в течение 5 дней после их установления. При этом на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск.

Если лекарственные средства пришли в негодность, то они уничтожаются в присутствии составившей акт комиссии с соблюдением установленных для этого правил. При этом на акте делается надпись с указанием даты и способа уничтожения за подписями всех членов комиссии.

Вместе с тем п.п. 24-26 Инструкции N 747 установлены следующие особенности списания лекарственных средств:

— вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку;

— стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании лекарственных средств. При этом если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных лекарственных средств, а показана в счете поставщика отдельно, то такая тара списывается с подотчета заведующего аптекой в расход по мере высвобождения от упакованных в нее лекарственных средств;

Читайте так же:  Льготы по отчислениям в пенсионный фонд

— обменная (возвратная) тара включается в отчет заведующего аптекой по мере сдачи ее поставщику или тарособирающей организации. Возвращенные ЛПУ за нее денежные средства относятся на восстановление кассовых расходов;

— лечебная минеральная вода отпускается в отделения (кабинеты) ЛПУ в обменной посуде-таре, а в требованиях-накладных ее стоимость указывается без стоимости посуды-тары.

Составление месячной отчетности. В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (ф. 11-МЗ) (далее — Отчет по форме 11-МЗ) с выделением в нем групп лекарственных средств. Отчет составляется в двух экземплярах, первый из которых подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию ЛПУ. После утверждения руководителем ЛПУ он служит основанием для списания израсходованных за месяц лекарственных средств.

Составление Отчета по форме 11-МЗ начинается с указания остатка стоимости лекарственных средств по каждой их группе на начало отчетного месяца. Эти остатки переносятся из утвержденного Отчета по форме 11-МЗ за предыдущий месяц. В приход записывается стоимость лекарственных средств, поступивших в аптеку за месяц согласно счетам поставщиков, в расход — стоимость отпущенных аптекой лекарственных средств отделениям (кабинетам) ЛПУ по требованиям-накладным. На основании актов и других документов, служащих основанием для списания, в расход записывается также стоимость испорченных лекарственных средств, возвращенной (реализованной) обменной тары и суммарные разницы от лабораторно-фасовочных работ.

При этом для учета лабораторно-фасовочных работ в аптеке ведется Журнал учета лабораторных и фасовочных работ (ф. АП-11), страницы которого должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера.

Внимание! Если аптека получает и отпускает лекарственные средства, предназначенные для клинических испытаний, исследований и научных (специальных) целей, стоимость таких материальных ценностей указывается в Отчете по форме 11-МЗ как по приходу, так и по расходу отдельно в дополнительно вводимых для этого графах (п. 28 Инструкции N 148н).

Отчет по форме 11-МЗ составляется в двух экземплярах. В конце отчета указывается остаток стоимости лекарственных средств и прилагаются подлинные документы (счета поставщиков, требования-накладные и другие). Первый экземпляр отчета подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию ЛПУ не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяца (в условиях механизации учета — в сроки, утвержденные графиком документооборота), а второй — остается у заведующего аптекой. После проверки бухгалтерией и утверждения руководителем ЛПУ Отчет по форме 11-МЗ служит основанием для списания бухгалтерией ЛПУ израсходованных лекарственных средств.

Учет лекарственных средств в ЛПУ, не имеющих аптек

Получение лекарственных средств ЛПУ. Не имеющие своих аптек ЛПУ получают лекарственные средства из хозрасчетных аптек в размере 10-дневной текущей потребности в них в соответствии с графиком, утвержденным руководителем ЛПУ и заведующим аптекой. Основанием для их отпуска служат требования-накладные (ф. 0315006), которые выписываются старшей медицинской сестрой каждого отделения (кабинета) ЛПУ по группам лекарственных средств в 4 экземплярах, 2 из которых поступают в ЛПУ и 2 — остаются в аптеке.

Право на получение из аптеки лекарственных средств по доверенности (ф. М-2, М-2а) имеют:

— материально ответственные лица;

— старшие медицинские сестры отделений (кабинетов);

— главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений.

Срок действия выданной доверенности, как правило, устанавливается не более чем на текущий квартал.

Факт получения из хозрасчетной аптеки лекарственных средств материально ответственные лица подтверждают распиской на всех экземплярах требования-накладной, однако на руки им передастся только один экземпляр. Работник аптеки расписывается в выдаче лекарственных средств. Полученные из хозрасчетной аптеки лекарственные средства хранятся в отделениях (кабинетах) ЛПУ.

Внимание! Запрещается получать и хранить лекарственные средства в отделениях (кабинетах) сверх текущей потребности, а также выписывать лекарственные средства из хозрасчетной аптеки по общим накладным (требованиям) для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замены этикеток и так далее (п. 38 Инструкции N 747).

Списание лекарственных средств бухгалтерией ЛПУ. Отпуск лекарственных средств в отделения (кабинеты) ЛПУ производится в размере 10-дневной текущей потребности в них по требованиям-накладным, утвержденным руководителем ЛПУ. На отпущенные лекарственные средства хозрасчетная аптека на основании выписанных за определенный период (неделю, декаду, полмесяца) требований-накладных предъявляет ЛПУ счет с приложенными к нему требованиями-накладными с указанием в них даты, номера, суммы по каждому требованию-накладной и общей суммы по счету. Данные счета проверяются бухгалтерией ЛПУ согласно приложенным к ним документам, подписанным материально ответственными лицами отделений (кабинетов) в их получении, и служат основанием для списания бухгалтерией израсходованных лекарственных средств по каждому отделению (кабинету) и учреждению в целом.

Оценка и бюджетный учет движения медикаментов

и перевязочных средств

В соответствии с п. 52 Инструкции N 148н медикаменты и перевязочные средства принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). При этом фактической стоимостью приобретенных за плату медикаментов и перевязочных средств признаются:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

— таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;

— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;

— суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;

— суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);

— иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость медикаментов и перевязочных средств определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц в случае, когда они оплачиваются в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). При этом под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бюджетному учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения (п. 53 Инструкции N 148н).

Если стоимость приобретенных медикаментов и перевязочных средств определена в иностранной валюте, то их оценка производится в валюте РФ путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия этих ценностей к бюджетному учету (п. 57 Инструкции N 148н).

Списание (отпуск) медикаментов и перевязочных средств производится либо по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости. При этом оценка медикаментов и перевязочных средств по средней фактической стоимости осуществляется по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, а также поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска) (п. 58 Инструкции N 148н).

Метод, который ЛПУ будет применять, определяя размер материальных расходов при списании медикаментов и перевязочных средств, используемых на нужды учреждения при выполнении работ и оказании услуг, следует закрепить в учетной политике.

Медикаменты и перевязочные средства, изготовленные в аптеке ЛПУ в рамках бюджетной деятельности либо за счет целевых средств в рамках реализации программ ОМС, приоритетного национального проекта, учитываются на счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства» с указанием соответствующего кода вида деятельности в 18-м разряде кода номера бюджетного счета, то есть 1 105 01 340 или 2 105 01 340.

Медикаменты и перевязочные средства, изготовленные в аптеке ЛПУ для последующей реализации на сторону, учитываются на счете 2 105 07 000 «Готовая продукция».

Записи по отражению в бюджетном учете движения медикаментов и перевязочных средств приведем в таблице.

747 приказ минздрава