Проект поправок в закон об осаго

Проект поправок в закон об ОСАГО прошел первое чтение

На прошлой неделе (17 октября 2018 года) Госдумой принят в первом чтении законопроект № 501904-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по вопросам ОСАГО. Он подготовлен с учетом правоприменительной практики осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также с целью приведения положений Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) в соответствие с другими федеральными законами.

Выделим ключевые моменты предлагаемых изменений.

Проектом предусмотрено, что для заключения договора ОСАГО в отношении незарегистрированного или арендованного транспортного средства потребуются помимо прочего и документы, подтверждающие право собственности или владения транспортным средством (договор купли-продажи, договор финансовой аренды (лизинга).

Кроме того, в Законе об ОСАГО планируется закрепить, что заключение договора ОСАГО подтверждается предоставлением страхователю составленного страховщиком в письменной форме полиса обязательного страхования по выбору страхователя на бумажном бланке либо в электронном виде. А указание на то, что бланк страхового полиса является документом строгой отчетности, будет исключено. Тем самым, как указано в пояснительной записке к проекту, планируется уравнять в статусе страховые полисы, приобретенные у страховщика и оформленные на бумажном носителе, и страховые полисы в виде электронных документов и определить их как единый вид страховых полисов, составляемых в письменной форме.

Из чего в рамках ОСАГО исходит судебная практика в случаях несогласия причинителя вреда возместить его лично? Ответ – в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Каждому страховому полису обязательного страхования независимо от того, составляется он на бумажном бланке или в электронном виде, будут присваивать, согласно проекту, уникальный номер.

Перечень оснований для предъявления страховщиком, осуществившим страховое возмещение по договору ОСАГО, регрессного требования к лицу, причинившему вред, предлагается дополнить следующими случаями:

  • вред причинен лицом, отказавшимся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также лицом, нарушившим запрет употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому оно причастно;
  • вред причинен при использовании транспортного средства с прицепом (за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям) в отсутствие в договоре ОСАГО информации о возможности управления транспортным средством с прицепом.

При этом регрессное требование нельзя будет предъявить к виновному в аварии пешеходу, если в результате ДТП он погиб либо его здоровью был причинен вред, а также к его родственникам и наследникам.

Также планируется закрепить обязанность иностранцев, въезжающих в Россию на транспортном средстве, зарегистрированном за рубежом, иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях Закона об ОСАГО или в рамках международных систем страхования. Следить за исполнением данной обязанности будут сотрудники таможенных органов.

Поправки затрагивают и ряд других моментов.

Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (подготовлен Банком России 28.02.2018)

Досье на проект

1. На основании статьи 5 и пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293; 2017, N 14, ст. 2008; N 31, ст. 4746; 2018, N 1, ст.32) внести в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года N 34204, 17 июня 2015 года N 37679, 29 декабря 2016 года N 45036, 28 апреля 2017 года N 46531, 15 ноября 2017 года N 48901, следующие изменения.

1.1. В приложении 1:

Читайте так же:  Международный договор по какому нибудь вопросу 9 букв

абзац второй пункта 3.6 изложить в следующей редакции:

«В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий.»;

после абзаца второго дополнить абзацами следующего содержания:

«Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции не осуществляется в следующих случаях:

при наличии разногласий об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, характере и перечне видимых повреждений транспортных средств (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);

отказе от подписания извещения одним из участников дорожно-транспортного происшествия;

невозможности зафиксировать данные о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

если размер ущерба превышает по предварительной оценке участника дорожно-транспортного происшествия сумму, в пределах которой страховщик осуществляет страховое возмещение в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.»;

в абзаце первом пункта 3.7 слова «предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу в результате такого дорожно-транспортного происшествия» заменить словами «предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

1.2. В приложении 5:

слова «18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие» заменить словами «18. Подписи водителей, удостоверяющие ? отсутствие ? наличие (указываются в п. 7 оборотной стороны Извещения)»;

после слов «7. Примечание» дополнить словами «, в том числе разногласия по п. 14, 15, 16, 17 (при наличии)»;

абзац четвертый сноски «***» после слов «участников ДТП» дополнить словами «(за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)».

2. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от ___ ________ 2018 года N ___) вступает в силу с 1 июня 2018 года.

3. Установить, что в период действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенного до вступления в силу настоящего Указания, заполнение водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств извещения о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться на бланке извещения по форме, действовавшей до вступления в силу настоящего Указания. Если имеются разногласия участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств их наличие и суть указываются в пункте 7 «Примечание» оборотной стороны извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Обзор документа

Банком России подготовлены изменения в правила ОСАГО. Они связаны с поправками, внесенными в декабре 2017 г. в Закон об ОСАГО. Так, при оформлении документов о ДТП без участия сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его ТС, увеличен до 100 тыс. руб.

Это изменение решено отразить в бланке извещения о ДТП. В нем также должны будут указываться сведения об отсутствии у участников ДТП разногласий относительно его обстоятельств.

Приводится перечень случаев, при которых документы о ДТП без сотрудников полиции не оформляются. Среди них — наличие указанных разногласий; отказ от подписания извещения одним из участников ДТП; превышение размера предполагаемого ущерба по предварительной оценке участника ДТП над суммой, в пределах которой страховщик осуществляет страховое возмещение в таких случаях.

При оформлении документов без сотрудников полиции дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного имуществу потерпевшего, будут ограничиваться предельным размером страхового возмещения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Минфин обнародовал проект поправок в закон об ОСАГО

В частности, проект закона предусматривает возможность выбора страхователем по согласованию со страховщиком одного из трех вариантов страховых сумм по договору ОСАГО. Также планируется реформировать систему бонус-малус и разрешить устанавливать тарифы в зависимости от характеристик вождения.

Проект разработан Минфином и до 11 октября проходит процедуру публичного обсуждения. Cложившаяся модель регулирования ОСАГО и деятельности страховщиков по обязательному страхованию показала свою невысокую эффективность. Система требует комплексных изменений, направленных на повышение качества удовлетворения потребностей страхователей, продолжение вектора перехода от жесткого регулирования обязательного страхования к регулированию, обеспечивающему условия для конкуренции страховщиков не только по цене, но и по неценовым факторам, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Помимо установленных действующим законом страховых сумм (400 тыс. р. за вред, причиненный имуществу, и 500 тыс. р. за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего), на выбор страхователя предлагаются следующие условия:

  • 1 млн р. за вред, причиненный имуществу, и 1 млн р. за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего,
  • либо 2 млн р. за вред, причиненный имуществу, и 2 млн р. за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего.
Читайте так же:  Жаров судебная ветеринарная экспертиза

Кроме того, предусматривается возможность заключения договора на срок свыше одного года (до трех лет), а также использования по заявлению страхователя телематических устройств, фиксирующих характер вождения, для предоставления скидок страхователям, аккуратно эксплуатирующим транспортное средство.

Действующая система тарификации, предполагающая жестко ограниченное применение страховщиками тарифного коридора, не позволяет предоставлять страхователям скидки с учетом их личностных характеристик, характера вождения, соблюдения ПДД и других значимых факторов. Поэтому в качестве первого этапа планируется предоставление страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, а также установлению коэффициентов, характеризующих страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, с учетом характеристик вождения, зафиксированных телематическими устройствами, и наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний, за грубые нарушения ПДД. При этом проектом федерального закона сохраняется ограничение на максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования.

Для исключения случаев, присвоения водителю транспортного средства различных классов и значений коэффициента бонус-малус и «обнуления» истории вождения при покупке нового транспортного средства, предлагается учитывать историю вождения каждого водителя. Будут учитываться наличие и количество страховых выплат в результате ДТП, произошедших по вине каждого водителя, по всем транспортным средствам, находящимся в его управлении, а также по всем договорам ОСАГО, в том числе не предусматривающим ограничения количества лиц, допущенных к управлению.

ЦБ сможет регулировать коэффициенты страховых тарифов, зависящие от срока действия договора ОСАГО, выбранных страхователем и установленных в договоре, коэффициенты бонус-малус, а также коэффициенты, зависящие от характеристик водителя, отражающих водительские навыки (квалификация, стаж вождения и возраст водителя).

В качестве базы расчета неустойки и максимального ее размера проект устанавливает величину, равную разности между размером подлежащей осуществлению страховой выплаты и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в установленные сроки. Размер финансовой санкции, выплачиваемой страховщиком потерпевшему при просрочке направления ему мотивированного отказа в страховой выплате, устанавливается в размере 200 р. за каждый день просрочки, что соответствует установленному в настоящее время размеру (0,05 процента от страховой суммы). При этом максимальный размер финансовой санкции ограничивается на уровне 10 тыс. р., что соответствует, например, максимальному размеру административного штрафа, накладываемого в соответствии со статьей 5.59 КоАП за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

СМИ узнали о предложении Минфина изменить условия выдачи ОСАГО

Минфин разработал проект поправок в закон об ОСАГО, предлагающий перейти к индивидуальному ценообразованию для полиса и введению нескольких типов страховки с разными лимитами выплат.

Как сообщает газета «Ведомости», министерство предлагает отменить два коэффициента, определяющие стоимость полиса ОСАГО — мощности машины и региональный. Их заменят новыми, оценивающими стиль вождения автомобилиста. Так, если автовладелец нарушил правила в течение года до заключения договора страхования, то стоимость полиса для него вырастет. В то же время итоговая стоимость полиса не должна будет превышать базовый тариф, который устанавливает Центробанк.

В настоящий момент стоимость ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа, который составляет 3,43 тыс. – 4,12 тыс. рубей, с поправкой на возраст и стаж водителя, число страховых случаев, регион и мощность двигателя.

Еще одним нововведением, согласно Минфину, должны стать полисы с различными вариантами выплат. Помимо нынешних выплат до 500 тыс. рублей, появятся полисы с выплатами в 1 млн и 2 млн рублей. Кроме того, автовладельцам предоставят право получать страховку на срок до трех лет.

В середине июня ЦБ РФ опубликовал проект, в котором определяется порядок изменений предельных размеров базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также порядок их применения страховыми компаниями при определении страховой премии.

22 июня исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев заявил, что с начала осени будет запущена система проверки наличия полисов ОСАГО через камеры фиксации нарушений дорожных правил.

Проверку полиса ОСАГО предлагается осуществлять в два этапа: после фиксации автомобиля пройдет определенное время, чтобы вновь проданный полис появился в системе, а непосредственно перед выпиской штрафа система еще раз проверит наличие документа.

Минфин начал масштабную реформу ОСАГО

Прежде всего, Минфин предлагает отменить два коэффициента к базовому тарифу — мощности двигателя и региональный, который определяется исходя из места регистрации. По задумке министерства, на стоимость полиса должны влиять другие показатели. Например, стиль вождения — резкость торможения и перестроения, частота и длительность использования автомобиля, скорость движения и другие критерии. Их оценят с использованием установленных на машине телематических устройств.

Другой показатель, который может повысить стоимость ОСАГО для водителя — неоднократные нарушения ПДД, допущенные в течение года до заключения договора. Среди таких нарушений – вождение в алкогольном или наркотическом опьянении, превышение скорости более чем на 60 км/ч, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения и другие.

При этом стоимость полиса не должна будет превышать верхнюю границу установленного ЦБ тарифного коридора более чем втрое. Именно регулятор определит как структуру тарифов, так и максимальные значения коэффициентов.

Читайте так же:  Приказ о поощрении работника мотив

Еще одной новеллой станут разные типы ОСАГО с разными лимитами выплат. Варианта будет три: 400 000 руб. за вред имуществу и 500 000 руб. за вред жизни и здоровью, или по 1 млн и по 2 млн руб. за каждый. Наконец, водителям разрешат приобретать полис сразу на три года вместо одного.

Сейчас проект реформы направлен на согласование в профильные ведомства. Страховщики поправками недовольны: они предупреждают, что игроки могут покинуть наиболее аварийные регионы, если будут отменены «основополагающие» региональные и мощностные коэффициенты.

В России подготовили очередной проект поправок в закон об ОСАГО

27.07.2018, 11:49 В России 662

В России могут отменить скидки на штрафы за нарушение ПДД

В России хотят поднять возраст получения водительских прав

Фото, видео : © Донат Сорокин / ТАСС, Пятый канал

Во что теперь обойдется водителям полис.

Минфин представил поправки к закону об ОСАГО. Согласно документу — полностью меняется расчет стоимости полиса. Авторы законопроекта предложили определять ее по стилю вождения. Для заядлых нарушителей страховка может стать в разы дороже. А вот мощность двигателя влиять на цену больше не будет. О том, как сэкономить на ОСАГО узнал Сергей Лесков.

Запредельная скорость, резкое торможение, и частые перестроения. Автохамы на дороге — головная боль для автомобилистов. Но за грубость теперь придется платить. Стоимость полиса ОСАГО будет напрямую зависеть от стиля вождения. Этому водителю явно придется раскошелиться.

Выявить дорожного хулигана не составит труда. Кто и как ведет себя на дороге, страховым компаниям расскажет вот такой прибор. Телеметрический датчик фиксирует десятки параметров автомобиля во время движения. От этих данных и будет зависеть стоимость следующего полиса автогражданки.

— Штука умная, все анализирует. Будет выставляться балл по сто бальной шкале. И в результате от этого на следующий период страхования скидка будет распространяться, либо ты ее будешь лишаться, — говорит председатель автоклуба Денис Шубин.

Специалисты к приборам учета относятся скептически. Уверяют, установить на все машины их не реально. Стоят недешево. В среднем около десяти тысяч рублей. Не каждый водитель сможет или захочет его покупать.

Но наказание рублем для дорожных хулиганов лишь одно из возможных нововведений. Минфин готовит реформу закона об ОСАГО. К примеру, полис можно будет покупать сразу на три года. Максимальные выплаты за разбитую машину или ущерб здоровью вырастут в разы, до двух миллионов. Ну, и, пожалуй, главное: Отменяются надбавки за мощность двигателя и региональный коэффициент. Так, что стоить полис ОСАГО во всех городах может одинаково. И вроде бы все хорошо. Но автомобилисты — народ недоверчивый

— А теперь самый главный вопрос, а кто за все это платить будет? Страховщики говорят, нам повысят выплаты до миллиона до двух. Но практика показывает, что в конечном итоге это все бременем ляжет на автовладельцев, — считает руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев.

Сами страховщики грядущим переменам тоже не особо радуются. Большие выплаты — лакомый кусок для мошенников. А отмена регионального коэффициента, говорят, и вовсе катастрофа. Есть города — рекордсмены по количеству аварий — значит, оттуда одни убытки? Но зарабатывать ведь надо. Так, что водителям в придачу к полису, скорее всего, представят целый пакет интересных предложений. От которых, те не смогут отказаться.

В Госдуму внесен законопроект, уравнивающий в статусе страховые полисы ОСАГО, приобретенные у страховщика и оформленные на бумажном носителе, и страховые полисы в виде электронных документов

Законопроектом, в числе прочего:

исключается система двойного учета страховых полисов в бумажном и электронном виде в информационной системе обязательного страхования и отчетности страховщиков, полисам каждого страховщика присваиваются уникальные порядковые номера, исключается необходимость изготовления полисов на бланках строгой отчетности с применением специальных методов защиты;

устанавливается возможность перестрахования обязательства страховщика по договору ОСАГО (в настоящее время обязательство страховщика по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не подлежит перестрахованию);

устанавливается, что иностранные лица — владельцы транспортных средств, въезжающие в РФ на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве, обязаны иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или в рамках международных систем страхования;

уточняется перечень оснований для предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный вред (при этом не допускается предъявление такого требования к виновному в ДТП пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему в результате ДТП, а также к его родственникам и наследникам);

предусматривается перечень обязательных сведений, которые должны вноситься в автоматизированную информационную систему обязательного страхования;

устанавливается особый правовой режим осуществления компенсационных выплат, направленный на сокращение случаев расходования средств компенсационных фондов профессионального объединения страховщиков на выплаты, напрямую не предусмотренные Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», но являющиеся обязательными для него, в частности, в силу судебных решений.

Проект поправок в закон об осаго